УДК 352
Изотов М.А.
Современный университет как корпоративная научно-образовательная система
В статье автором отмечается, что современный университет - это корпоративная научно-образовательная система, оказывающая различные услуги в сфере образования и осуществляющая научную, консалтинговую деятельность в инновационной и иных сферах.
Ключевые слова: корпоративная научно-образовательная система, современный университет, институциональная инфраструктура, научная организация, образовательная организация.
В современной экономической науке корпоративная научно-образовательная система рассматривается как совокупность взаимосвязанных структур, занятых реализацией научных знаний и технологий (примером являются такие корпоративные научно-образовательные структуры, как университеты, мелкие и крупные компании, бизнес-инкубаторы, НОЦ и т.п.). В то же время корпоративную научно-образовательную систему можно представить как комплекс институтов экономического, правового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих собственные традиции, идентификацию, политические и культурные особенности [1, с. 24].
Экономика современной России, как социального государства с формируемым рыночным образом мышления населения, испытывает влияние трансформационных тенденций (кризисов и экономических подъемов), в том числе и в научно-технологической сфере. Указанные тенденции проявляются не только в дефиците бюджетных ресурсов, необходимых для поддержания науки, но и в снижении уровня инновационной активности и росте разрыва между производителями и потребителями результатов инновационной деятельности. Динамика социально-экономических изменений в условиях кризиса приводит к недостаточности использования в России, в практике хозяйственной деятельности, института интеллектуальной собственности. Проведенный анализ выявил отсутствие рыночного спроса на современные знания, что выражается в замедлении процесса включения результатов научно-технической деятельности в хозяйственную практику и оборот. Это противоречие требует незамедлительного решения и применения адекватных инструментов, обеспечивающих их преобразование в конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию (услуги).
Исследования показывают, что современные университеты как корпоративные научно-образовательные системы базируются на либерально-инновационной экономической парадигме, которая выражается в следующем:
- открытость экономики, т.е. её включенность в глобальные мирохозяйственные процессы;
- защищенность права частной собственности на результаты интеллектуальной деятельности через нормативно-правовые механизмы;
- равенство экономических субъектов в хозяйственной деятельности;
- обеспеченность механизмами формирования конкурентной среды и постоянной ориентации производителей на интересы потребителей.
Деятельность по обеспечению становления и развития российской корпоративной научно-образовательной системы включает четыре базовых процесса:
1) сохранение и развитие научных школ;
2) формирование конкурентной среды среди исследователей предпринимательского типа со стратегическим образом мышления;
в) участие государства в организации трансфера знаний, распределении и трансформации в конкурентные технологии и ориентации исследователей на удовлетворение потребностей;
г) организация взаимодействия между государством, наукой и бизнесом.
Важно отметить стремление корпораций к комплексному и своевременному решению проблемы, так как это имеет ключевое значение для народнохозяйственного комплекса страны. Одним из главных факторов повышения инновационной активности в современной экономике становится способность бизнеса использовать творческий, инновационный потенциал научных кадров, т.е. формирование корпоративных систем инновационного типа. Инновационные научно-образовательные корпорации характеризуются следующими чертами:
- способностью прогнозировать проблемы и формулировать стратегии для приспособления к меняющейся внешней экономической среде;
- способностью к обучению - воспринимать знания из внешней среды и собственного опыта;
- способностью производить соответствующие ситуации нетривиальные решения;
- экспериментирование - пилотное внедрение новых идей;
- коммуникации внутри системы - способность к эффективному внутреннему взаимодействию;
- готовностью к риску - действовать в условиях высокой степени неопределенности;
- абсорбционностью - способностью контролировать системные нарушения, связанные с внедрением инноваций;
- открытостью для внедрения наилучшего собственного и зарубежного опыта.
Важнейшей характеристикой современной корпоративной научно-образовательной
системы, обеспечивающей успешное функционирование - является «инновационная восприимчивость» - свойство корпоративной системы, выраженное в способности обнаружить инновации, различить и идентифицировать, выделить информативное содержание, соответствующее цели действия, сформированному образу развития корпоративной системы [2, с. 479-484]. С другой стороны, инновационная восприимчивость представляет собой процесс оценки инновации и ее реализацию.
В этой связи интересен анализ инновационной восприимчивости учреждений высшего профессионального образования. Формирование специфических требований к качеству кадрового потенциала обусловливается развитие инновационной восприимчивости современных вузов;
- готовность работников корпоративной научно-образовательной системы к восприятию инноваций, обусловленная комплексом мотивации к эффективному использованию ресурсов;
- нацеленность работников на укрепление рыночного положения с целью инновационного обновления процессов предоставления образовательных услуг.
Инновационная активность рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности современных университетов как корпоративных научно-образовательных систем. Важное место в исследованиях современных инновационных корпоративных научно-образовательных систем принадлежит роли быстро изменяющейся внешней среды и адаптивным возможностям, свойственным различным социально-экономическим институтам.
Указанная выше проблема - определение роли научно-образовательной корпоративной системы, базирующейся на экономике знаний, глубоко исследована в работах Шумпе-тера Й., Кондратьева Н., Белла Д., Денисона Э., Кларка К., Норта Д., Хайека Ф., Канторовича Л., Абалкина Л., Аганбегяна А., Богомолова О., Гранберга А., Гринберга Р., Дорошенко М., Игнатова В., Макарова В., Мау В., Некрасова В., Овчинникова В., Рудого В., Яковца Ю.
Современные исследования, раскрывающие различные аспекты и методологические подходы к проблеме корпоративного управления инновационной научно-образовательной деятельностью, не являются исчерпывающими. Необходимо более детальное и глубокое изучение.
В исследованиях российских и зарубежных ученых существенная роль отводится анализу различных аспектов институционального обеспечения научно-образовательной системы. Примером такого анализа является определение категории «институциональное поле». Ученые-экономисты под институциональным полем [3, с. 31-36] в широком смысле понимают множество различных взаимодействий между участниками транзакций. В то же время институциональное поле, в узком смысле, рассматривается как поле социальное, являющееся внешним по отношению к экономическому пространству. Следовательно, товар или услуга, выходя за пределы экономического пространства, сразу же попадают в поле действия институциональных сил. Данное утверждение распространяется и на услуги инновационной корпоративной научно-образовательной системы.
Современная институциональная инфраструктура корпоративной научно-образовательной системы может быть охарактеризована следующими признаками:
- существенными различиями (неоднородностью) между институтами, находящимися на разных ступенях развития;
- отсутствием синхронизации их функционирования, предопределенное цикличностью развития;
- отсутствием целостности преобразований, связанных с уровнем подготовленности субъектов к инновациям.
Проанализируем условия реализации основного экономического отношения - отношения согласования действий по передаче инноваций в пространстве институциональной инфраструктуры корпоративной научно-образовательной системы. Институциональное поле инновационной деятельности корпоративной научно-образовательной системы проявляется через определенные условия, а именно:
а) организационное и нормативно-правовое закрепление различных форм организаций, связанных с особенностями современного этапа развития российской экономики:
- государственные научные центры (образованные с целью обеспечения наилучших условий для сохранения в Российской Федерации научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в сфере фундаментальных и прикладных исследований и подготовки кадров высшей квалификации);
- закрытые акционерные общества (так называемые «народные предприятия») как форма обеспечения участия работников в распределении доходов от управления объектами собственности;
б) формирование инновационных проектов, обеспечивающих вовлечение в хозяйственный оборот инноваций;
в) оптимизированные управленческие процессы и процедуры на основе действующих нормативных документов и технологий корпоративного управления.
В России важнейшим фактором экономического роста, эффективности и конкурентоспособности экономики является образование в его неразрывной, органичной связи с наукой.
Образовательные и научные организации и их структурные подразделения становятся генераторами идей, продуктовых и технологических новаций. Потребность в такого вида продуктах и услугах определяется на основе маркетинговых исследований, проводимых специализированными подразделениями (службы и отделы маркетинга и др.).
Успешное, комплексное взаимодействие специализированных подразделений, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, приводит к формированию научно-образовательных корпораций и кластеров - университетских ком-
плексов. Перед современными университетскими комплексами стоят важные задачи, включающие подготовку кадров высшей квалификации, углубление и обеспечение системности связей учебных заведений, научных организаций и производства.
Реформирование системы образования в России призвано обеспечить новый его уровень, связанный с созданием структур, правильно представляющих изменения в подходах к функционированию всей системы образования и к ее интеграции с наукой и иными организациями.
По нашему мнению, в данной сфере наиболее эффективным мог бы стать путь формирования ассоциаций научных организаций, образовательных учреждений, производственных и иных структур. В то же время отсутствие в стране нормативно-правовой основы для формирования союзов, корпоративных научно-образовательных объединений, университетских комплексов и ассоциаций, включающих учреждения и организации федерального, территориального и местного уровней, корпоративные и иные структуры, отсутствие пилотных проектов, моделей, наилучшей практики снижают уровень свободы для принятия обоснованных управленческих решений и их формализации в рамках корпоративной научно-образовательной системы - интегрированного университетского комплекса.
Задачи, стоящие перед современной корпоративной научно-образовательной системой, включают подготовку кадров высшей квалификации, детерминируют подъем качества на всех уровнях образования, зависят от связи вузов, научных организаций и бизнеса.
Современный университет - корпоративная научно-образовательная система, оказывающая различные услуги в сфере образования и осуществляющая научную, консалтинговую деятельность в инновационной и иных сферах. Целесообразность создания современной корпоративной научно-образовательной системы - университетского комплекса связана с международными требованиями непрерывности и вариативности образования, с необходимостью формирования условий для привлечения научных работников к преподавательской деятельности и обеспечения функционирования научных школ, с возможностью эксплуатации уникальной материально-технической основы научно-исследовательских организаций и их структурных подразделений, с появлением центров коллективного пользования и с созданием новых интегративных «технологически связанных» корпоративных образований.
Основными задачами современного университета как корпоративной научно-образовательной системы должны стать:
- формирование современного учебно-лабораторного и экспериментального комплексов для подготовки специалистов;
- создание единого информационного пространства в целях обеспечения педагогической, научной и консалтинговой работы;
- реализация основанной на единых требованиях эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- обеспечение условий для интеграции образования и науки на основе использования результатов научно-исследовательской деятельности в учебном процессе;
- преимущественное использование внебюджетных источников в качестве дополнительного ресурса корпоративной системы;
- разработка предложений и рекомендаций для решения актуальных задач территориального и отраслевого развития;
- расширение направлений, сфер и форм взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, активизация межрегиональных коммуникаций при достижении результатов в области образования, науки и инновационной деятельности;
- укрепление международных связей и кооперации в сфере образования, выполнения научно-исследовательских работ и проектов.
Проведенный анализ позволяет выделить следующие модели относительно устойчивых объединений:
- корпоративная научно-образовательная система - высшее учебное заведение как единое юридическое лицо, состоящее из различных функциональных подразделений;
- корпоративная научно-образовательная система - объединение функциональных структурных подразделений и организаций различных форм собственности, являющихся самостоятельными ассоциациями и союзами с правами юридического лица;
- корпоративная научно-образовательная система - университетский образовательный центр без прав юридического лица как объединение вузов и иных образовательных организаций независимо от форм собственности, реализующих образовательные программы различного уровня.
Во многих регионах в указанные процессы включаются самые разные структуры: средние и средние специальные учебные заведения, институты, отраслевые научно-исследовательские институты, национальные исследовательские университеты, проектные бюро, предприятия, общественные и иные организации [4, с. 4-28]. Несмотря на разнообразие форм, корпоративные научно-образовательные системы в них являются естественным и органичным центром этих процессов [5, с. 43-49]. Перечислим основные виды услуг, оказываемые корпоративной научно-образовательной системой, например университетским комплексом (современным университетом) следующие:
1. Образовательные услуги. Корпоративные научно-образовательные системы - образовательные организации предлагают широкий спектр образовательных программ. Особенно актуальным становится внедрение системы непрерывного образования и индивидуальных траекторий обучения.
2. Научно-производственные услуги. Современными корпоративными научно-образовательными системами накоплен весомый опыт трансфера новых технологий в промышленность и предпринимательство, создаются технопарки, «бизнес-инкубаторы», «техно-полисы», центры инновационных технологий; возрождаются прикладные исследования и т.д. Объединяя интеллектуальные усилия для решения актуальных проблем страны, корпоративные научно-образовательные системы тем самым способствуют стабилизации экономики [6, с. 64-68].
3. Консалтинговые услуги. Корпоративные научно-образовательные системы становятся центрами академической экспертизы территориальных программ развития и инновационных проектов, способствуют повышению качества бизнес-процессов.
4. Информационные услуги. Современный университет как корпоративная научно-образовательная система создает интернет-центры широкого доступа и иные корпоративные сети. Популяризация результатов научных исследований и образовательных программ указанными выше корпоративными системами способствует повышению авторитетности образования и науки в целом, приобщению к новым информационным технологиям.
5. Услуги по расширению международного сотрудничества. Создание центров международного сотрудничества, решающих важные вопросы интеграции в международную образовательную систему.
6. Социокультурные услуги. Актуальность приобрели исследования и образовательные программы, нацеленные на развитие традиций, воспитание и становление культурного, образованного, просвещенного гражданина.
Современные корпоративные научно-образовательные системы стремятся осуществлять деятельность в различных организационных формах, позволяющих им адаптироваться к достаточно сложным условиям экономики, основанной на знаниях. Корпоративная научно-образовательная система как сложный институциональный организм представляет не только целостную сферу образования, но и целый ряд других сфер - региональной науки,
производства, экспертизы и т.д. В то же время формирование институциональной структуры современного университета как корпоративной научно-образовательной системы связано с формированием четких функциональных принципов соподчинения элементов задачам функционирования и целям системы. Достижение целей исследуемой системы предполагает разработку миссии современного университета как корпоративной научно-образовательной системы. Именно продуманная и ясная миссия является важнейшим элементом политического характера, определяющим стратегии большинства научных и образовательных организаций.
Таким образом, одной из главных целей корпоративных научно-образовательных систем является формирование инфраструктуры современной экономики - экономики, основанной на знаниях и обеспечивающей достойное место и статус России в мирохозяйственных связях.
В современных условиях, когда отсутствует качественная рыночная инфраструктура, основанная на использовании знаний и инноваций, современный университет как корпоративная научно-образовательная система становится важнейшим элементом, способным обеспечить прорыв России к новому технологическому и социокультурному укладу.
Литература
1. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. 2-е изд., перераб., доп. М.: Дело, 2006.
2. Масленникова Н.П. Управление развитием инновационной восприимчивости организаций в изменяющейся внешней среде // Управление интеллектуальной собственностью / М.: Изд-во нац. ин-та бизнеса, 2004.
3. Ерзнкян Б.А. Экономическое пространство и институциональное поле: импликации для стратегического планирования // Проблемы новой политэкономии. Кострома, 2001. № 3.
4. Слободчиков В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании. 2003. № 2.
5. Громыко Ю.В. Региональный университет как субъект стратегий развития: регио-ноформирование, научно-техническая, кадровая и инновационная политика // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 2.
6. Шапошников А.А. Этапы трансфера технологий в вузе/НИИ // Инновации. 2004. №3 (70).