Научная статья на тему 'Совершенствование инструментария оценки комплекса индикаторов национального благосостояния при формировании стратегии повышения национального благосостояния в интересах экономического роста инновационного типа'

Совершенствование инструментария оценки комплекса индикаторов национального благосостояния при формировании стратегии повышения национального благосостояния в интересах экономического роста инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ / ИНДИКАТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ / СТРАТЕГИЯ ПРИРАЩЕНИЯ РЕСУРСОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ / МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Говорухин Иван Михайлович

В данной статье говорится о проблеме классификации индикаторов национального благосостояния для оценки стратегии повышения уровня национального благосостояния. Одним из серьезных этапов исследования национального благосостояния является разработка его модельных конструкций. Методы математического моделирования и статистического многомерного анализа становятся необходимым условием объективности исследований качества жизни, поскольку сложность, многогранность понятия качества жизни предопределяют необходимость анализа большого числа переменных, обработку большого объема статистической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инструментария оценки комплекса индикаторов национального благосостояния при формировании стратегии повышения национального благосостояния в интересах экономического роста инновационного типа»

УДК 303.722.4:332.14:330.12

Говорухин Иван Михайлович

аспирант кафедры экономической кибернетики Южного федерального университета ibra61@inbox.ru

Совершенствование

ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСА ИНДИКАТОРОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В ИНТЕРЕСАХ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Ivan M. Govorukhin

graduate student.

Department of economic cybernetics, Southern Federal University ibra61@inbox.ru

Improvement of

ASSESSMENT TOOLS OF COMPLEX INDICATORS OF NATIONAL WELFARE IN THE FORMATION OF STRATEGIES OF IMPROVING THE NATIONAL WELFARE FOR ECONOMIC GROWTH OF INNOVATION TYPE

Аннотация. В данной статье говорится о проблеме классификации индикаторов национального благосостояния для оценки стратегии повышения уровня национального благосостояния. Одним из серьезных этапов исследования национального благосостояния является разработка его модельных конструкций. Методы математического моделирования и статистического многомерного анализа становятся необходимым условием объективности исследований качества жизни, поскольку сложность, многогранность понятия качества жизни предопределяют необходимость анализа большого числа переменных, обработку большого объема статистической информации.

Ключевые слова: моделирование национального благосостояния, индикаторы национального благосостояния, стратегия приращения ресурсов национального благосостояния, многомерный статистический анализ, инструментарий мониторинга.

Annotation. This article deals with the problem of classification of national well-being indicators to assess strategies to promote national welfare. One of the major stages of the research of national well-being is the development of its model constructs. Methods of mathematical modeling and statistical multivariate analysis are a prerequisite for the objectivity of research of quality of life, as the complexity and versatility of the concept of quality of life necessitate analysis of a large number of variables, the processing of a large amount of statistical information.

Keywords: modeling of national welfare, indicators of national welfare strategy incremental resources of the national wealth, multivariate statistical analysis, monitoring tools.

Критическая зависимость национальных экономических систем от подвижных глобальных ресурсов (технологических, информационных, финансовых), показанная мировым финансово-экономическим кризисом и выраженная, в частности, в том факте, что динамика российского ВВП по-прежнему в существенной степени определяется факторами внешней конъюнктуры, актуализировала вопросы поиска внутригосударственных инновационных ресурсов и путей развития. Такая ситуация призывает активизировать внутренние инновационные резервы социального и экономического развития, прежде всего существующие резервы национального благосостояния, которые в нашей стране до сих пор не

получили полномерного использования в силу несовершенства институтов преобразования их в конкурентоспособные производственные факторы.

В данном контексте особо актуальными представляются вопросы модельного и инструментарного аппарата регулирования национального благосостояния в контексте глобальных конкурентных резервов, установления их роли в процессе инновационного общественного воспроизводства, обстоятельств и механизма их преобразования в факторы данного воспроизводства, а также комплексной оценки государственных антропосоциальных ресурсов (человеческого капитала), эффективности

194

их использования и ускорения на данной основе темпов инновационно-ориентированного развития, как экономических субъектов, так и в целом экономики страны.

Одним из серьезных этапов исследования национального благосостояния является разработка его модельных конструкций. Методы математического моделирования и статистического многомерного анализа становятся необходимым условием объективности исследований качества жизни, поскольку сложность, многогранность понятия качества жизни предопределяют необходимость анализа большого числа переменных, обработку большого объема статистической информации [1].

На современном этапе, при всем многообразии подходов к моделированию национального благосостояния, сущность его можно охарактеризовать четырьмя аспектами:

- разработка модели национального благосостояния (моделирование отдельных показателей, вычисление интегральных индексов);

- моделирование согласованностей национального благосостояния с воздействующими на него факторами, а также определение зависимостей между значениями показателей национального благосостояния;

- многоуровневая классификация объектов по критериям национального благосостояния;

- моделирование динамики трансформации национального благосостояния (анализ динамики трансформации национального благосостояния и прогнозирование тенденций его изменений).

Разработка модели регулирования национального благосостояния предполагает моделирование разноуровневых показателей - от частных до интегральных, при этом важной особенностью таких показателей является в той или иной степени интегральный характер любого из них. Соответственно, процесс моделирования сводится к разработке моделей различных уровней. На основании существующих подходов нами разработана классификация моделей по уровням (таблица 1).

Таблица 1

Классификация моделей исследования и регулирования национального благосостояния1

Уровневая принадлежность модели Характеристика моделей

1. Модели первого уровня - простейшие модели с ограниченным числом переменных, позволяющие получить конкретную характеристику отдельного свойства национального благосостояния - например, исчисление коэффициентов рождаемости и смертности, степени удовлетворения потребностей и т.п.: Mx Nx m = —- , n = -X-Px Px где Mx - число смертей за данный год; Nx - число рождений за данный год; Px - средняя численность населения за год.

2. Модели второго уровня - позволяют получить более обобщенную характеристику определенного аспекта национального благосостояния. В то же время полученные интегрированные показатели являются более условными. Они предполагают больший набор переменных, применение более сложных математических методов. Примером могут служить модели продолжительности жизни, смертности и др. Например: L2, g(x) = 1-exp(- Xg); x> 0, g> 0 L3,0(x ) = 1-exp(- eg); x> 0 где Lx v (X )u lx oC л - функции распределения продолжительности жизни

3. Модели третьего уровня - включают еще больший набор переменных и более сложные математические методы, означают еще большую степень условности получаемого показателя, позволяют получить интегральную характеристику нескольких аспектов национального благосостояния. Например, показатель качества населения отражает интегральные характеристики здоровья, образования, демографических показателей и т. п. Соответственно, модели третьего уровня представляют собой набор более сложных модельных конструкций. К моделям третьего уровня относится также модель исчисления ИРЧП.

4. Модели четвертого уровня - претендуют на получение наиболее интегрированных показателей, отражающих все базовые компоненты национального благосостояния. Процедура моделирования интегральных показателей представляет собой агрегирование частных показателей национального благосостояния в показатель более высокого уровня. В наиболее общем виде процедура моделирования интегральных показателей укладывается в следующую схему: интегральный индекс; значение частного показателя; весовая характеристика.

1

Developed by the author in the research process.

195

Модели четвертого уровня получили наиболее широкое применение, поскольку способны в наиболее полной мере отразить специфику и динамику показателей национального благосостояния.

Определение взаимосвязи национального благосостояния с воздействующими на него факторами -политическими, экономическими, социальными, а также установление структуры и характеристик взаимосвязей между элементами национального благосостояния осуществляется при применении моделей и методов многомерного статистического анализа - регрессионного и корреляционного анализа, анализа временных рядов, ковариационного и дисперсионного анализа, моделей регрессии, кластерного и дискриминантного анализа.

Однако, на данный момент еще не выработана единая общепринятая методика регулирования национального благосостояния в условиях глобализационных процессов; отсутствует сложившаяся методология расчета показателей, способных объективно отразить уровень благосостояния населения в инновационно-ориентированном контексте. При этом следует отметить, что накоплен достаточно значительный инструментарный потенциал, как российской, так и зарубежной практики исследования национального благосостояния, опираясь на который мы создавали информационноаналитическую базу оценки стратегии повышения интересующей нас категории.

Для систематизации практического опыта и конкретизации существующих моделей и инструментария в исследовании Н.С. Шелеповой [2] сформулирован новый показатель комплексной оценки национального благосостояния (КОНБ). КОНБ создан с учетом статистических разрабо-

ток и рекомендаций международных организаций (МВФ, Всемирного банка, ПРООН), определяющих системность показателей благосостояния населения; методологических назначений Госкомстата РФ, а также методик определения синтетических категорий благосостояния зарубежных и российских исследователей.

В качестве значения КОНБ предполагается использование синтетического индекса, построенного на базе стандартизированных показателей исходных значений посредством таксономического метода. Данный показатель является, по сути, синтетической величиной, «равнодействующей» всех признаков, определяющих единицы исследуемой интеграции, что обеспечивает возможность линейного упорядочивания элементов данной интеграции.

Процесс установления показателя КОНБ необходимо начинать с формирования матрицы наблюдений. Компонентами данной матрицы, как известно, являются характеристики признаков, за которые мы принимаем статистические показатели, позволяющие судить о национальном благосостоянии. На основании исследования НЮ. Шелеповой нами дополнена данная матрица. В процессе выбора показателей, согласно расширенному определению содержания национального благосостояния, мы учитывали не только социально-экономические, но также экологические и управленческо-политические факторы с позиций инновационно-ориентированного развития экономики в условиях глобализационных процессов. Полученные результаты составляют систему показателей национального благосостояния как неотъемлемый элемент ин-струментарного аппарата регулирования благосостояния на государственном уровне (табл. 2).

Таблица 2

Система показателей национального благосостояния как важный элемент инструментарного аппарата

его регулирования в условиях глобализации2

Статистические показатели

Экономические показатели Социальные показатели Экологические показатели Политико-управленческие показатели

- темпы роста ВВП - коэффициент Джини - экологическая система - подотчетность и гласность

- темпы роста промышленного производства - государственные расходы на образование в % от ВВП - уровень снижения экологического стресса - политическая стабильность

- темпы роста вложений в основной капитал - государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП - снижение человеческой уязвимости - государственная эффективность

- темпы роста индекса потребительских цен - ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении - социальные и институциональные возможности - рациональность и эффективность государственного регулирования

- доля государственного долга по отношению к ВВП, % - занятость, темп роста - глобальный надзор - эффективность законов

- доля экспорта на рынке высоких технологий, в % от ВВП - уровень безработицы в % - повышение экологичности производства - минимизация коррупционных проявлений

- темпы роста субъектов инновационно-ориентированного предпринимательства - уровень и качество образования - повышение информативности результатов деятельности государственной власти

- затраты государства на НИОКР - уровень брачности / раз-водимости

- темпы роста дефлятора ВВП - рост числа специалистов в области экономики знаний

Compiled by the author based on studies NS Shepelovoy: Shepelova NS Economic content and methods of integrated assessment of national welfare: diss. cand. ehkon. Sciences. Rn / A. 2007.

196

По мнению М. Домбровски, в процессе глобализации «в первую очередь капитал, а также люди, которые как бы связаны с этим капиталом, предприниматели, в какой-то мере рабочая сила более или менее свободно перетекают из одной страны в другую в поисках лучших условий для приложения своей деловой активности. И та страна, которая в состоянии создать более благоприятные и более предсказуемые условия, становится более желанной для притока капитала и человеческих ресурсов. Эта широкая категория предпринимательского климата и является основой составляющей конкурентоспособности страны» [3].

В качестве эффективного инструментария мониторинга, обоснования и диагностики государственных стратегий приращения (накопления) и использования (производительного потребления) ресурсов национального благосостояния в процессе управления инновационно-ориентированным экономическим развитием может быть использована четырехсекторная модель управления резервами национального благосостояния, построенная на сочетании методически взаимоувязанных расчетноаналитических процедур комплексной оценки резервного потенциала национального благосостояния, содержащей показатели качества населения, уровня его жизни, качества экологической и социальной сфер, а также эконометрические расчеты предполагаемого инновационного эффекта от реализации корпоративной стратегии в рамках долгосрочной экономической политики, ориентированной на повышение уровня институционального преобразования ресурсов национального благосостояния в инструменты и резервы инновационного развития. Специфическая черта и преимущество данного модельного инструментария состоит в возможности его применения в целях аккумулирования аналитических данных о результатах и показателях социальных, экономических, экологических стратегий, направленных на накопление и приращение ресурсного потенциала национального благосостояния с целью повышения инновационной экономической активности, и формирования на этой основе (в отличие от традиционных инструментов) более точной оценки применяемых в государственной экономической политике механизмов стимулирования трендов инновационного экономического развития [4].

Проведенное Е.И. Лазаревой исследование посредством инструментарного аппарата современных аспектов национального благосостояния как интегрированного ресурса инновационноориентированного экономического развития России в области глобальных координат и интегральных инновационных эффектов его повышения (накопления) показало, что реализация предложенных стратегий инновационного управления благосостоянием (в частности, стратегий повышения уровня образования и его качества, сокращения заболеваемости населения, увеличения покупательной способности денежных среднедушевых доходов и уменьшения уровня

бедности, развития социальной сферы, повышения показателей социально-территориальной мобильности и степени/условий занятости населения, развития малого предпринимательства и расширения его свободы, формирования подвижной информационной инфраструктуры и увеличения доступа к науке и технологиям и т.п.) приведет к повышению показателей инновационной активности современных экономических субъектов РФ примерно в 1,5 раза, в наибольшей мере за счет стратегии повышения качества социальной инфраструктуры России.

В контексте воспроизводственного подхода при выработке оценочных принципов в центре внимания оказываются три взаимообусловленных критерия высокой степени агрегации - социально-эколого-экономическая эффективность производства, справедливость разделения созданных услуг и полезностей и стабильность экологической сферы. В процессе анализа и выбора соответствующего инструментария оценки инновационного эффекта от повышения национального благосостояния нами выделены принципы и критерии полноценной двухуровневой оценки национального благосостояния как интегрированного резерва инновационно-ориентированной экономики:

- первый уровень - оценка интегрированного резервного потенциала национального благосостояния в системе инновационного экономического развития;

- второй уровень состоит в оценке корпоративной стратегии формирования интегрированного резервного потенциала национального благосостояния с целью инновационно-ориентированного экономического развития (рис. 1).

Таким образом, интегрированный ресурсный потенциал национального благосостояния необходимо рассматривать с двух позиций:

1) с позиции ресурсного подхода - как упорядоченная интеграция ресурсов - благ, обеспечивающих возможность инновационно-ориентированной деятельности субъектов инновационной экономики;

2) с позиции воспроизводственного подхода -

как сочетание технологических, научно-технических, инфраструктурных, правовых, финансовых, социокультурных и других возможностей (условий), обеспечивающих преобразование

национального благосостояния в источники инновационного воспроизводства.

Исходя из вышесказанного, автором предлагается применение следующего комплекса индикаторов национального благосостояния для совершенствования существующего инструментарного аппарата его регулирования посредством формирования информационно-аналитической системы оценки стратегии его повышения в условиях глобализации инновационных процессов.

197

Уровень I. Оценка совокупного резервного потенциала национального благосостояния

Принцип «нормативного» Принцип сопоставительного

установления уровня анализа соответствия нормативных

достаточности и фактических параметров Принцип идентификации

интегрированного интегрированного резервного ресурсно-целевых

резервного потенциала потенциала национального показателей

национального благосостояния

благосостояния

Уровень II. Оценка корпоративной стратегии повышения степени конвертации совокупного резервного потенциала в ресурсы инновационно-ориентированного развития

Принцип синхронизации параметров социально-эколого-экономической эффективности, Моди- Принцип адекватной нерыночной оценки Принцип сохранения составляющих Принцип социально-эколого-экономической

справедливости фикаци- социально- интегрирован- сбалансирован-

разделения благ и онный экологических ного резервно- ности стратегий

экологической принцип компонент ин- го потенциала приращения ин-

стабильности стратегий Хартвика - тегрированного национального тегрированного

повышения Солоу резервного по- благосостояния резервного по-

интегрированного резервного потенциала национального благосостояния тенциала национального благосостояния на не уменьшающемся 1по-стоянном) уровне тенциала национального благосостояния

Рисунок 1 - Принципы двухуровневой оценки национального благосостояния как интегрированного ресурса инновационной экономики3

Данный комплекс включает следующие четыре группы предназначенных для сбора и аналитической обработки индикаторов:

- качество населения (ожидаемая продолжительность жизни, уровень/качество образования);

- уровень жизни населения (валовой региональный продукт, среднедушевые денежные доходы, уровень пенсионного обеспечения, соотношение денежных доходов населения с уровнем прожиточного минимума, характер распределения доходов между отдельными социальными категориями, обеспеченность жильем);

- качество социальной сферы (уровень занятости, доля внутренних затрат на науку и НИОКР в ВВП, число малых предприятий, степень износа основных фондов);

- качество экологической сферы (специальные затраты, связанные с экологическими инновациями).

Представленный комплекс показателей предназначен для учета и оценки интегрированного

3

Compiled by the author based on research: Lazareva EI National well-being as an integrated resource innovation-oriented economic development: theoretical and methodological aspect. - Rostov N / Univ of Southern Feder. University Press, 2009.

национального благосостояния и его изменений как одного из главных индикаторов эффективности иновационно-ориентированных стратегий социально-экономического развития, уровня

стабильности экономически безопасного развития государства. Указанный индикатор целесообразно, по мнению автора, применять в качестве исходной основы для последующих оценок и расчета параметров, на базе которых принимаются стратегические решения при разработке и реализации инновационной экономической политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ сути национального благосостояния в условиях глобализации инновационных процессов способствует выявлению структурированной иерархической системы обобщающе-интеграль-ных и частных, результирующих и ресурсных индикаторов, применяемых для оценки инновационного потенциала национального благосостояния регионов и разработки комплексной стратегии его повышения в «ресурсном пространстве» уровня жизни, качества населения, качества экологической и социальной сфер.

По итогам исследования мы пришли к выводу, что для формирования адекватной модели информационно-аналитической оценки государственной стратегии повышения национального благосостояния в условиях глобализации инновационных процессов (и с целью их развития) целесообразно применять методы экономико-

198

математического и программно-целевого моделирования для оценки показателей национального благосостояния и отображения сложных взаимозависимостей его индикаторов и фактоЛитература:

1. Гизатуллин Х.Н. Модельные конструкции исследования благосостояния / Х.Н. Гизатуллин, 3.3. Биктимирова // Журнал экономической теории. 2006. № 1. С. 5-26.

2. Шелепова Н.С. Экономическое содержание и методы комплексной оценки национального благосостояния : дисс. канд. экон. наук. Р-н/Д. 2007.

3. Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека; пер. с англ. ПРООН. М. Весь мир, 2010.

4. Лазарева ЕМ. Национальное благосостояние как интегрированный ресурс инновационноориентированного развития экономики : теоретико-методологический аспект. Ростов н/Д: Изд-во Южного федер. ун-та, 2009.

ров государственного регулирования инновационного роста, повышающих уровень конвертации национального благосостояния в факторы инновационного развития.

Literature:

1. Gizatullin Kh.N. Model design research welfare / Kh.N. Gizatullin, Z.Z. Biktimirova // Journal of Economic Theory. 2006. № 1. P. 5-26.

2. Shepelova N.S. Economic content and methods of integrated assessment of national welfare : dis. ... cand. econ. Sciences. Rostov-on-Don, 2007.

3. Human Development Report 2010. The Real Wealth of Nations: Pathways to Human Development; tr. from English . UNDP. M.: The whole world, 2010.

4. Lazareva E.I. National well-being as an integrated resource of innovation-oriented economic development : theoretical and methodological aspect. Rostov-on-Don: Southern Federal University Press, 2009.

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.