МОДЕЛЬ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ К ЗАНЯТИЯМ БОРЬБОЙ
Доктор педагогических наук, профессор Л. С. Дворкин,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар.
кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РФ А. Н. Загитов,
Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург,
тренер-преподаватель В. В. Зарко, ДЮСШ «Виктория» г. Тарко-Сале,
младший научный сотрудник НИИ КГУФКСТ Р. А. Никонова, г. Краснодар.
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
Моделирование оптимального уровня физического и нравственного здоровья школьников осуществлялось на этапах предварительной и начальной спортивной подготовки и представляло собой многоступенчатую направленность на формирование у них интереса к занятиям борьбой в условиях общеобразовательной школы с применением педагогических условий, направленных на воспитание сознательного отношения к тренировочному процессу.
Ключевые слова: моделирование, педагогические условия, дети и подростки, борьба.
Известно, что наиболее объектным критерием эффективности педагогического процесса является уровень проявления у школьников интереса к учебной и внеучебной деятельности (Н. А. Винокурова, 2007; С. Н. Бегидова, 1990, 2000; П. К. Дуркин, 1994; Е. И. Кокова, 1997; А. Г. Ибатуллин, 2005; А. А. Ипа-тов, 1999; К. Д. Чермит, Е. К. Аганянц, 2006 и др.). Выявление интереса к той или иной деятельности позволяет создать такие педагогические условия, при которых полученные знания, например по физической культуре, становятся убеждением школьника, основой его всестороннего физического развития (С. Н. Амбурцев, 1998; Т. И. Борейша, 1997; Т. В. Бушма, 2001; Д. Жаргалсайхан, 1999; С. И. Зизикова; 2007; О. Г. Трофимова, 2004 и др.).
Вместе с тем анализ ряда научных трудов, связанных с решением данной проблемы, показал, что многие вопросы формирования интереса у школьников к занятиям спортом в условиях общеобразовательной школы во внеучебное время остаются не решенными, особенно, если это касается греко-римской борьбы (Т. И. Бо-рейша, 1997; П. К. Дуркин, 1994; А. Г. Маркелов, 2000; Н. М. Куликов, 2000; Ю. С. Молчанова, 2000 и др.).
Формирование интереса школьников, особенно подросткового возраста, к занятиям греко-римской
борьбой является вполне закономерным явлением, так как, по данным ряда исследователей, этот возрастной период является оптимальным для начальной подготовки в данном виде спорта (В. С. Бегидов, В. Н. Селуянов, 1993; С. В. Воробьев, 1996; О. И. Дюшко, 2007; С. В. Казанцев, 2005 и др.).
Цель исследования заключалась в научном обосновании и экспериментальной апробации педагогических условий формирования интереса у школьников 11-14 лет к секционным занятиям борьбой в общеобразовательной школе.
Исследовались одни и те же школьники мужского пола с 11 до 14 лет (экспериментальная группа - 18 и контрольная - 28 человек). Исследования проводились на базе общеобразовательной школы № 33 города Нижнего Тагила. Экспериментальная группа проходила физическую подготовку на двух тренировочных занятиях в секции борьбы в условиях общеобразовательной школы и на двух академических уроках по физической культуре. В контрольную группу были привлечены школьники, которые занимались физическим воспитанием на спортивно-ориентированных уроках три раза в неделю. В отдельных случаях в исследованиях принимали участие школьники, не занимающиеся спортом, в количестве 44 человек.
В педагогические исследования входили следующие методики: педагогические наблюдения и педагогический эксперимент, результаты педагогических наблюдений сводились в таблицы, в которых каждому школьнику выставлялась оценка исходя из 10-балльной системы. 10-балльная система характеристики результатов педагогических наблюдений позволяет более объективно (чем пятибалльная) оценивать школьников. Остановимся подробнее на методике оценки результатов педагогических наблюдений, предложенной профессором С. В. Новаковским:
- 10 баллов: школьник полностью выполнил все двигательные задачи учебно-тренировочного занятия, показав при этом высокий уровень двигательной активности;
- 9 баллов: школьник полностью выполнил все двигательные задачи учебно-тренировочного занятия, двигательная активность при этом была ниже его реальных возможностей;
- 8 баллов: школьник выполнил все двигательные действия на учебно-тренировочном занятии, но небрежно, значительно ниже своих реальных физических и технических возможностей;
- 7 баллов: школьник некоторые физические действия выполнил не достаточно эффективно, не доводил ТТД до логического конца;
- 6 баллов: школьник не выполнил на учебно-тренировочном занятии до 50% ТТД, проявил при этом недисциплинированность;
- 5 баллов: школьник не выполнил на учебно-тренировочном занятии более 50% ТТД, проявил при этом недисциплинированность и небрежность;
- 4 балла: школьник не более 40% двигательных действий выполнил с оценкой «удовлетворительно», проявил низкую дисциплину на учебно-тренировочном занятии;
- 1-3 балла: школьник присутствует на учебно-тренировочном занятии в качестве наблюдателя по причине освобождения по болезни или в связи с отсутствием спортивной формы.
Формирование интереса у школьников к занятиям борьбой осуществляется с учетом следующих подходов:
- системно-деятельностного подхода к содержанию и структуре тренировочного процесса при формировании интереса школьников к занятиям борьбой во вне-учебное время;
- достижения конечного положительного результата, предусматриваемого в учебно-тренировочном процессе на фоне оздоровительного эффекта;
- личностно-ориентированного прогнозирования спортивного результата юных борцов.
Спортивно-педагогический подход к формированию интереса у школьников к занятиям борьбой предполагает воспитание у них умений и навыков самостоятельной физкультурной деятельности на основе овладения теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни (рис. 1). При этом мы учитывали тот факт, что в процессе теоретической и практической подготовки школьников при формировании у них интереса к занятиям борьбой возникает необходимость оперировать образовательной информацией, относящейся к истории, теории и содержанию тренировочного процесса.
В ходе формирования интереса у школьников к занятиям борьбой мы опирались на базисные характеристики, в которых учитывались как состояние собственного здоровья школьника и его товарищей по секции, так и объективно-оправданные формы ТТД на тренировочном занятии и во время спортивного единоборства.
Модель мотивационно-ценностных ориентаций
формирования интереса у школьников к занятиям борьбой в нашей работе являлась частью всего учебно-тренировочного процесса при сохранении и накоплении опыта такой работы.
Моделирование оптимального уровня физического и нравственного здоровья школьников осуществлялось на этапах предварительной и начальной спортивной подготовки и представляло собой многоступенчатую направленность на формирование у них интереса к занятиям борьбой в условиях общеобразовательной школы с применением следующих педагогических условий: - воспитание сознательного отношения к тренировочному процессу;
- воспитание потребности к участию в различных соревнованиях по ОФП и борьбе;
- воспитание стремления к достижению оптимального физического состояния;
- воспитание стремления к достижению оптимального уровня ТТД;
- воспитание ценностных ориентаций на сохранение собственного здоровья и здоровья своих товарищей;
- воспитание желания заниматься образовательной деятельностью в области физической культуры и спорта.
Формирование у школьников интереса к занятиям борьбой в условиях общеобразовательной школы предусматривало создание оптимальных педагогических условий, позволяющих достичь каждому из них оптимального социального статуса в спортивной секции, принимать активное участие в обсуждении проблем спортивной секции, участвовать в спортивных мероприятиях школы, района и города, быть лично заинтересованными в спортивных успехах как отдельных борцов, так и секции в целом, при этом они должны знать права и обязанности члена спортивной секции (рис. 2).
Ценностные ориентации на сохранение и укрепление здоровья юных борцов на этапах предварительной и начальной подготовки формировались при строгом соблюдении принципов отечественной школы спортивной борьбы, в ряду которых особое место занимает принцип оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями. В частности, в занятиях по греко-римской борьбе с юными спортсменами 11-14 лет предусматривались:
- постепенное увеличение физических нагрузок со строгим дозированием объема и интенсивности выполняемых упражнений;
- индивидуальный подход к подбору упражнений, ограничение, а в ряде случаев и исключение упражнений, которые в силу индивидуальных особенностей не мог без ущерба для здоровья выполнить юный борец;
- постоянный контроль за состоянием здоровья юных борцов по следующим показателям: видимым признакам утомления (жалобы на усталость, нежелание выполнять заданные упражнения) и объективным признакам утомления (более высокая, чем обычно, частота пульса и более длительное её восстановление) с последующим комплексным врачебно-физиологическим обследованием;
Образование в области оздоровительной физической культуры
Формирование осознанного восприятия юными борцами своего здоровья как интеллектуальной ценности
Интеллектуальный потенциал юного борца
Образование в области истории, теории и методики спорта
Образование в области истории, теории и методики спортивных видов
Рис. 1. Модельное содержание теоретической подготовки по формированию интереса у школьников к занятиям борьбой
Рис. 2. Модель формирования мотивационных ценностей личности школьника
- строгая последовательность в разучивании и доведении ТТД до умений, а затем и до прочных навыков уже на первых двух этапах многолетней подготовки юных борцов;
- систематическое применение педагогических и психологических приемов воспитания юных борцов на основе базовой установки - «не навреди себе» и «не навреди своему товарищу (сопернику)».
В концептуальной модели формирования ценностных ориентаций юных борцов на сохранение собственного здоровья были выделены следующие компоненты:
- мотивационный, определяющий мотивы действий юного борца;
- познавательный, обеспечивающий полную информированность юного борца о содержании и направленности тренировочного процесса;
- качественный компонент, определяющий эффективность действий тренера по управлению тренировочным процессом.
Итак, при формировании у школьников интереса к занятиям борьбой в условиях общеобразовательной школы нами учитывались потребности, мотивации,
качества личности, особенности характера и поведенческой активности, обеспечивающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. В наших исследованиях итоговый результат по формированию мотивационно-ценностной направленности на ориентацию школьника на секционные занятия борьбой рассматривался с точки зрения воспитания личности юных борцов. В качестве критерия использовался уровень мотивации личности на достижение личных успехов в учебе, спорте и в повседневной жизни.
Выводы
1. Теоретические аспекты формирования интереса к физкультурно-спортивной деятельности в условиях общеобразовательной школы строятся на основе моделирования осознанного отношения школьников к своей физической подготовленности как к интеллектуальной ценности, на сознательном отношении к тренировочному процессу, развитию интереса и желания к образовательной деятельности в области физической культуры и спорта, активному участию в спортивных мероприятиях, что в целом позволяет достигнуть высокого социального статуса.
2. Моделирование процесса формирования интереса к занятиям борьбой в условиях общеобразовательной школы осуществляется для 11-14-летних школьников с учетом прохождения за три года этапа предварительной и начальной спортивной подготовки с применением следующих педагогических условий:
- воспитание интереса и сознательного отношения к тренировочному процессу;
- воспитание интереса к участию в различных соревнованиях по ОФП и борьбе;
- воспитание стремления к достижению оптимального физического состояния и оптимального уровня ТТД;
- воспитание интереса к сохранению собственного здоровья и здоровья своих товарищей;
- воспитание желания заниматься образовательной деятельностью в области физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Амбурцев, С. Н. Влияние соотношения различных методов упражнения на процесс формирования интереса школьников к урокам физической культуры / С. Н. Амбурцев: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 150 с.
2. Бегидов, В. С. и др. Методика силовой подготовки дзюдоистов 15-17-летнего возраста / В. С. Бегидов, В. Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 5-6. - С. 5.
3. Бегидова, С. Н. Привитие студентам интереса к занятиям физкультурой / С. Н. Бегидова // Совершенствование массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе. - Ростов-на-Дону, 1990. - 2 с.
4. Бегидова, С. Н. Теория и практика профессионального творческого развития личности в процессе подготовки специалиста физической культуры и спорта / С. Н. Бегидова:
автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2000. - 33 с.
5. Борейша, Т. И. Формирование интереса старшеклассников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с отягощениями / Т. И. Борейша: дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 1997. - 228 с.
6. Бушма, Т. В. Активные методы обучения в формировании познавательного интереса у студентов вузов к теоретическим занятиям: на примере дисциплины «Физическая культура» / Т. В. Бушма: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 182 с.
7. Винокурова, Н. А. Формирование интереса к физической культуре у девочек средствами этнопедагогики: на примере арктических школ Республики Саха (Якутия) / Н. А. Винокурова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2007. - 24 с.
8. Воробьев, С. В. Оптимизация физической подготовки школьников 4-6-х классов на основе занятий борьбой самбо / С. В. Воробьев: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1996. - 24 с.
9. Дуркин, П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре / П. К. Дуркин: дис. ... д-ра пед. наук. - Архангельск, 1995. - 573 с.
10. Дюшко, О. И. Формирование у школьников средних классов, проживающих на Крайнем Севере, ценностной направленности на здоровьесбережение в условиях спортивно-ориентированного урока (на примере греко-римской борьбы) / О. И. Дюшко: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007. - 25 с.
11. Жаргалсайхан, Д. Формирование и развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей Монголии различных специальностей / Д. Жаргалсайхан: дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 1999. - 199 с.
12. Зизикова, С. И. Формирование позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой / С. И. Зизикова: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2007. - 186 с.
13. Ибатуллин, А. Г. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся сельских школ (на занятиях физической культурой) / А. Г. Ибатуллин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 23 с.
14. Ипатов, А. А. Формирование ценностных ориентаций на здоровьесбережение у юных каратистов / А. А. Ипатов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1999. - 22 с.
15. Казанцев, С. В. Методика физического и нравственного воспитания школьников 4-6-классов, занимающихся каратэ стиля Дзёсимон / С. В. Казанцев: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2005. - 22 с.
16. Кокова, Е. И. Формирование мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью у девочек 1112 лет на уроках физической культуры / Е. И. Кокова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 23 с.
17. Куликов, Н. М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников / Н. М. Куликов: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 172 с.
18. Маркелов, А. Г. Потребности и интересы молодежи как базовые факторы управления развитием физической культуры городского (муниципального) уровня / А. Г. Маркелов: дис. ... канд. пед. наук. - Коломна, 2000. - 183 с.
19. Молчанова Ю. С. Формирование потребностей к занятиям физической культурой у школьников 14-15 лет / Ю. С. Молчанова: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2007. - 153 с.
20. Чермит, К. Д. и др. Симметрия, гармония, адаптация / К. Д. Чермит, Е. К. Аганянц, Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 304 с.
THE MODEL OF MOTIVATIONALLY VALUABLE ORIENTATIONS OF FORMING THE INTEREST TO WRESTLING TRAININGS IN SCHOOLCHILDREN
Dvorkin L., Doctor of Pedagogics, Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Zagitov A., Candidate of Pedagogics, Merited Coach of RF, Ural Federal University, Ekaterinburg.
Zarko V., Coach-Teacher, ChySS «Victoria», the city of Tarko-Sale.
Nikonova R., Junior Scientific Coworker of the SRI KSUPhEST, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
Modelling of the optimal physical and moral schoolchil-dren's health level was carried out at the stages of preliminary and initial sporting preparation, and it represented a many-staged tendency for forming in schoolchildren the interest in wrestling trainings in the conditions of a general
secondary school. These trainings had to be conducted in pedagogical conditions aimed at the upbringing in pupils conscious attitude to the process of trainings.
Key words: modelling, pedagogical conditions, children and teenagers, wrestling.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аспирантка Е. Б. Новикова,
доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
В данной статье представлен комплекс педагогических условий формирования толерантности учащихся 5-х классов в период их адаптации к обучению в средней школе.
Ключевые слова: толерантность, педагогические условия, компоненты, подвижно-игровая деятельность.
Введение. Толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам [2, 6] .
В . А. Тишков, В. М. Золотухин, Д. В. Зиновьев [4, 5, 9] и др., утверждают, что толерантность выражается в виде внутренней установки, во взаимоотношениях личности в коллективе, которая приобретается через воспитание, информацию, жизненный опыт.
По мнению В. Чолакова [10], толерантность связана с адаптационными процессами организма. В этом случае ее ценностное значение определяется реакцией организма на окружающую среду, которая заключается в снижении чувствительности самого организма к воздействию неблагоприятных факторов, способствуя сохранению,