Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»'

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая система / профессионально-математическая компетентность / модель / поэтапный метод / финансист-страховщик / межпредметные связи / methodological system / professional and mathematical competence / model / step-by-step method / financier-insurer / interdisciplinary connections

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна

В статье раскрывается содержание модели методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущего бакалавра профиля «Финансы и страхование». Модель базируется на принципе построения межпредметных связей и поэтапное формирование компонент профессионально-математической компетентности (мотивационного, когнитивного и деятельностного) в процессе изучения дисциплин математического и профессионального блоков. Приводится описание блоков построенной модели (целевого, содержательного, процессуального и оценочно -результативного). Отмечена значимость дисциплин участвующих в формировании компонент профессионально-математической компетентности с указанием последовательности формирования компонент на каждом этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the content of the model of the methodological system for the formation of professional and mathematical competence of the future bachelor of the “Finance and Insurance” profile. The model is based on the principle of building interdisciplinary connections and the phased formation of components of professional mathematical competence (motivational, cognitive and activity) in the process of studying the disciplines of the mathematical and professional blocks. A description of the blocks of the constructed model is given (target, content, procedural and evaluative-resultative). The importance of the disciplines involved in the formation of components of professional and mathematical competence is noted, indicating the sequence of formation of components at each stage of training.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»»

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ФИНАНСЫ И СТРАХОВАНИЕ»

Аннотация. В статье раскрывается содержание модели методической системы формирования профессионально-математической компетентности будущего бакалавра профиля «Финансы и страхование». Модель базируется на принципе построения межпредметных связей и поэтапное формирование компонент профессионально-математической компетентности (мотивационного, когнитивного и деятельностного) в процессе изучения дисциплин математического и профессионального блоков. Приводится описание блоков построенной модели (целевого, содержательного, процессуального и оценочно -результативного). Отмечена значимость дисциплин участвующих в формировании компонент профессионально-математической компетентности с указанием последовательности формирования компонент на каждом этапе обучения.

Ключевые слова: методическая система, профессионально-математическая компетентность, модель, поэтапный метод, финансист-страховщик, межпредметные связи.

Annotation. The article reveals the content of the model of the methodological system for the formation of professional and mathematical competence of the future bachelor of the "Finance and Insurance" profile. The model is based on the principle of building interdisciplinary connections and the phased formation of components of professional mathematical competence (motivational, cognitive and activity) in the process of studying the disciplines of the mathematical and professional blocks. A description of the blocks of the constructed model is given (target, content, procedural and evaluative-resultative). The importance of the disciplines involved in the formation of components of professional and mathematical competence is noted, indicating the sequence of formation of components at each stage of training.

Key words: methodological system, professional and mathematical competence, model, step-by-step method, financier-insurer, interdisciplinary connections.

Введение. Экономика России на современном этапе предъявляет особые требования к подготовке специалистов финансово-страхового сектора. Взаимосвязанность процессов, происходящих в экономике страны, сложность и многофакторность решаемых задач определяют необходимость более детального подхода к подготовке будущих финансистов-страховщиков. На первый план в требованиях, предъявляемых к работникам финансово-страховой сферы выходят не только знания, необходимые в будущей профессии, но и умения, а также навыки выполнения поставленных задач и поиска эффективного решения. Вместе с этим поиск оптимального решения не предполагает выбор из уже имеющегося набора вариантов действий в конкретной ситуации, а направляет на разработку собственного решения, опираясь на опыт и полученные знания.

Подобная проблематика присутствующая в решении задач возникающих в финансово-страховом секторе, а также многообразие и сложность расчётов, сопровождающих банковские и страховые операции, актуализирует вопрос формирования соответствующего уровня профессионально-математической компетентности будущего финансиста-страховщика, что определяет его готовность профессиональной деятельности, решению поставленных задач, самостоятельному поиску и оценке сформированного решения с позиции оптимальности, доходности и уровня риска.

Исследования, проведенные автором, показали, что формирование профессионально-математической компетентности будущих финансистов страховщиков на современном этапе требует разработки и внедрения действенной методической системы, охватывающей все виды деятельности будущего финансиста-страховщика на всех этапах его профессиональной подготовки, а также обеспечивающей заинтересованность и вовлеченность его в образовательный процесс.

Построенная модель формирования профессионально-математической компетентности опирается на положения системного, компетентностного, деятельностного и интегративного подходов к обучению, учитывает межпредметные связи математических дисциплин с дисциплинами блока профессиональной подготовки с целью последовательного формирования компонент профессионально-математической комплектности будущего бакалавра профиля «Финансы и страхование».

Изложение основного материала статьи. Профессионально-математическая компетентность будущего финансиста-страховщика рассматривается как структурный элемент состоящий из мотивационной, когнитивной и деятельностной компонент, отражающих не только готовность будущего профессионала финансово-страхового сектора решать поставленные задачи, но и быть готовым к постоянному обогащению знаний в профессиональной деятельности, положительное отношение к пополнению профессионально-математических знаний.

Модель методической системы формирования профессионально-математической компетентности трактуется как описание и обоснование на теоретическом уровне блоков представленной системы. Структурно-функциональными компонентами системы определены: целевой, содержательный, процессуальный и результативный блоки.

Формирование методической системы реализовывалось с опорой на основные положения высшего образования определяющие требования к подготовке будущего бакалавра профиля «Финансы и страхование»: ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г., №954, профессиональные стандарты, сопряженные с профессиональной деятельностью выпускника (стандарт «Специалист по финансовому консультированию», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2015 г. № 167н, профессиональный стандарт «Специалист по страхованию», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.03.2015 N 186н), государственные программы, нормативно-правовые акты сферы образования.

В качестве ключевой цели разработанной методической системы определяется формирование профессионально-математической компетентности будущих бакалавров профиля «Финансы и страхование» позволяющей решать профессиональные задачи будущей профессии. Для достижения поставленной цели необходимо чтобы процесс обучения в первую очередь был направлен на повышение заинтересованности и мотивации обучающихся к получению профессиональных математических знаний не только в рамках образовательного процесса, но и на перспективу, формирование фундаментальных знаний профессионально-математических методов и моделей, а также на выработку навыков по применению полученных знаний на практике при решении профессиональных задач.

Формирование профессионально-математической компетентности происходит, опираясь на труды П. Я. Гальперина, с использование поэтапного метода. В подобном подходе заложено постепенное формирование всех компонент профессионально-математической компетентности при переходе от изучения одной дисциплины, включенной в содержательный блок модели к последующей.

Содержательный блок модели включает в себя дисциплины учебного плана направления подготовки 38.03.01 Экономика профиля «Финансы и страхование», участвующие в формировании профессионально-математической компетентности будущих финансистов-страховщиков: дисциплины математического и профессионального блоков. Построение межпредметных связей между дисциплинами указанных блоков позволило сформировать для обучающихся полную картину формирования профессионально-математической компетентности обозначив влияние знаний полученных в формате дисциплин математического блока на поиск решения ситуационных задач дисциплин профессионального блока.

Основу формирования профессионально-математической компетентности составляет мотивационный компонент, который формирует уровень заинтересованности в получении знаний как таковых, определяет перспективу и готовность обучающегося к саморазвитию, расширению кругозора и самообучению. Профессия будущего финансиста-страховщика неотъемлемо связана с математическими расчётами, построением математических моделей, их интерпретацией процессов через математический аппарат и поиск оптимального решения. По этой причине знание математических основ расчётов, моделей и инструментов, позволяющих решать профессионально направленные задачи неотъемлемый компонент профессионально-математической компетентности. Вместе с этим знания, получаемые на первом курсе обучения в рамках таких дисциплин как «Математика» и «Статистика», формируя базу математических знаний, применяемых в будущей профессиональной деятельности, в силу отсутствия привязки решаемых задач к профессиональной деятельности снижают общую заинтересованность в материале преподаваемых дисциплин, что в свою очередь затрудняет понимание и освоение дисциплин профессионального блока, использующих для решения профессиональных задач математические модели. Изначально, будущий финансист-страховщик должен осознавать значимость изучаемого материала и наполнение дисциплин математического блока должно происходить с позиции профессионально-ориентированного обучения.

Дисциплина «Финансовая математика», изучаемая на втором курсе является связующей компонентой между блоком математических и профессионально-ориентированных дисциплин: математические методы, модели и подходы, изучаемые в ходе занятий, имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности. Усиливая конгитивный компонент формируемой профессионально-математической компетентности «Финансовая математика» позволяет продолжить формирование мотивационного компонента, поскольку решаемые ситуационные задачи и кейсы заданий описывают модели реальных процессов финансового и страхового сектора: расчет величины финансовых инструментов, дисконтирование сумм, построение потоков платежей, расчет доходности инвестиционных проектов и характеристик договоров страхования тем самым демонстрируя практическое применение полученных математических знаний на практике.

Изучение дисциплины «Финансовая математика» на втором курсе формирует базу для изучения профессионально-направленных дисциплин на втором, третьем и четвертом курсах. Дисциплины «Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент», «Финансовые риски», «Инвестиции», «Страховой практикум», «Финансовый анализ» используют модели финансовой математики для решения поставленных задач, описания финансовой операции, формирования альтернативных предложений по принятию решений в управлении финансами, подготовке условий договора страхования с несколькими вариантами предоставления страховой защиты. Ситуационные модели, изучаемые в рамках дисциплин.

На данном этапе обучения уровень сформированной профессионально-математической компетентности позволяет не только решать практические задачи изучаемых дисциплин, но и применять их в учебной исследовательской работе, что реализуется в формате подготовки курсовых проектов по дисциплине «Финансовый анализ», расчёте перспективных показателей деятельности организации-объекта исследования, формирования обоснованных выводов о финансовом состоянии. Вместе с этим на старших курсах будущие финансисты-страховщики активно участвуют в научной деятельности принимая участие в конкурсах научно-исследовательских работ регионального и международного уровня, внутри вузовских конференциях.

Процессуальный блок модели содержит основные методы, формы и средства обучения, применяемые в процессе формирования профессионально-математической компетентности. Наряду с традиционными методами подачи учебного материала в форме лекционных и практических занятий, обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, которая реализуется во время прохождения производственных практик в банковских учреждениях и страховых компаниях. Результаты практической работы, а также обобщение полученного опыта, находят отражение в исследовательских конкурсных работах, статьях, выступлениях на научно-практических студенческих конференциях. Итоговый этап, позволяющий дать оценку сформированной профессионально-математической компетентности представляет собой подготовку и защиту ВКР, включающую все аспекты профессионально-математических расчетов, анализа и прогноза объекта исследования.

Стоит отметить, что отдельного внимания заслуживает электронная информационная образовательная среда вуза, сопровождающая образовательный процесс: электронные учебно-методические комплексы, сформированные для дисциплин, участвующих в формировании профессионально-математической компетентности позволяют неоднократно при необходимости возвращаться к пройдённому материалу с целью его закрепления и повтора, самостоятельно расширять области изучаемого материала через межпредметные связи, организовывать самостоятельную работу.

Оценочно-результативный блок содержит критерии формирования итоговой оценки профессионально-математической компетентности и отнесения полученного результата к высокому, среднему и низкому уровням. Выбор уровня в свою очередь опирается на показатели сформированности компонент профессионально-математической компетентности (мотивационного, когнитивного и деятельностного). Формирование оценки основано на проведение входного, промежуточных и итогового тестирований, решения ситуационных задач, оценке выполнения кейс-заданий и профессионально-ориентированных задач, решаемых в ходе изучения дисциплин математического и профессионального блоков. Кейсы, выполнение которых направленно на контроль и мониторинг динамики уровня профессионально-математической компетентности, должны позволять оценить уровень каждого обучающегося и содержать не только расчеты, но и задания, дающие возможность реализовать творческий подход к решению, поиск оптимального с учетом смоделированной ситуации. Высокий уровень сформированности определяет профессионально-математическую компетентность, средний уровень-промежуточное состояние, а низкий уровень как недостаточный и несоответствующий требованиям, предъявляемым к будущим специалистам финансово-страхового сектора.

Выводы. Современной подготовке специалистов финансово-страховой сферы уделяется особенное внимание по причине сложности изучаемых процессов, большого объема данных предоставляемых для анализа, многоэтапности поиска решения и обоснования оптимальности выбора из множества вариантов решения задачи наиболее оптимального и соответствующего требованиям.

Деятельность в финансово-страховой отрасли характеризуется в первую очередь большим объемом задач, требующих достаточный объем знаний и умений для поиска решения от специалистов, работающих в ней. По этой причине профессионально-математическая компетентность будущего финансиста-страховщика рассматривается как одна из ключевых в разрезе будущей профессии и деятельности, предполагающей поиск эффективных решений, соответствующих определенным критериям и не противоречащим современным процессам, происходящим в финансово-страховом секторе.

Формирование продуктивной методической системы, позволяющей поэтапно сформировать профессионально-математическую компетентность будущего финансиста страховщика становится одной из ключевых задач процесса обучения. Значимость уровня сформированной профессионально-математической компетентности определяется тем, что ее компоненты направленные не только практическое применение полученных знаний, но и формируют в целом интерес к будущей деятельности, замотивированность к саморазвитию, готовность к изучению смежных научных отраслей, расширению кругозора.

Литература:

1. Винникова, И.С. Организация самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, А.К. Закария // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№ 60-1. -С. 61-64

2. Зверева, Л.Г. Современные тенденции развития методики обучения математике / Л.Г. Зверева, Н.В. Корманенко, Ю.С. Кузнецова // The Scientific Heritage. - 2019. - № 40-3(40). - С. 16-18

3. Кузнецова, Е.А. Межпредметные связи блока математических дисциплин с блоком профессиональных финансово-страховых дисциплин для будущих бакалавров профиля "Финансы и страхование" / С.М. Маркова, Е.А. Кузнецова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2022. - № 4(68). - С. 177-182. -DOI 10.52452/18115942 2022 4 177. - EDN OUNSJH

4. Кузнецова, Е.А. Перспективные направления в подготовке специалистов финансовой сферы / Е.П. Квашнина, Е.А. Кузнецова // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 02 апреля 2018 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. - С. 205-208

5. Лабзина, П.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза / П.Г. Лабзина, С.Г. Меньшенина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 2(35). - DOI 10.26795/2307-12812021-9-2-2. - EDN SNAFCM

6. Ляшенко, B.C. Использование инновационных форм и методик в процессе обучения математике / B.C. Ляшенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 2-1(41). - С. 92-94. - DOI 10.24411/2500-10002020-10114

7. Маркова, С.М. Информационные технологии как средство обучения / С.М. Маркова, O.A. Зиновьев, М.Н. Уракова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 25 ноября 2020 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 125-127

8. Храмова, A.B. Современные аспекты преподавания финансово экономических дисциплин / A.B. Храмова, Е.А. Кузнецова // Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе: Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 01 декабря 2017 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2017. - С. 265-268

Педагогика

УДК 37.013

доктор экономических наук, профессор кафедры страхования, финансов и кредита Лаврентьев Валентин Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В научной статье представлены результаты анализа особенностей организации исследовательской деятельности обучающихся по основам финансовой грамотности во внеурочной деятельности. Тема актуальна по причине того, что в современной турбулентной экономике основы финансовой грамотности являются необходимыми знаниями для гражданина страны на протяженности всей его жизни. Несмотря на значимость данного вопроса, многие педагоги пропускают углубленное изучение тем этой сферы. При этом именно самостоятельная исследовательская деятельность во внеурочное время, не только предоставляет получить наиболее глубокие знания обучающимся, но и соответствует новым ФГОС. Авторы статьи обобщают свой педагогический опыт и демонстрируют свои предложения с целью использовать на практике, что позволит повысить уровень изучения основ финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, исследовательская деятельность, организация исследования, внеурочная деятельность, самостоятельная работа.

Annotation. The scientific article presents the results of the analysis of the features of the organization of research activities of students on the basics of financial literacy in extracurricular activities. The topic is relevant due to the fact that in a modern turbulent economy, the basics of financial literacy are necessary knowledge for a citizen of the country throughout his life. Despite the importance of this issue, many teachers skip in-depth study of topics in this area. At the same time, it is independent research activity outside of school hours that not only provides students with the most in-depth knowledge, but also corresponds to the new Federal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.