Научная статья на тему 'Модель методического сопровождения педагогов при проектировании образовательного процесса'

Модель методического сопровождения педагогов при проектировании образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / образовательные практики / методическое сопровождение / наставничество / тьюторство / коучинг / design / educational practices / methodological support / mentoring / tutoring / coaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Марина Васильевна

Введение. В современной образовательной ситуации актуальными становятся поиск и внедрение эффективных практик, которые могут послужить альтернативой традиционным способам трансляции знаний и формирования умений дошкольников. К их числу относится проектирование, мотивирующее познавательную активность детей и повышающее воспитательный потенциал педагогического процесса. В связи с этим обосновывается целесообразность оказания методической помощи воспитателям в преодолении дефицита компетенций в области проектирования образовательных практик. Теоретический анализ. При обосновании модели методического сопровождения был предпринят анализ теоретических подходов к данной проблеме, который позволил выделить приоритетные формы сотрудничества методиста-наставника с педагогами: наставничество, тьюторство, коучинг. Полученные результаты дают основание сделать вывод о необходимости создания условий для овладения педагогами-практиками проектирования образовательного процесса. Заключение. Чтобы выстроить эффективную систему поддержки творческих начинаний как отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива, важно учесть их готовность к участию в преобразованиях, овладеть способностью быстро реагировать и перестраивать модели методического сопровождения в зависимости от текущих условий. Рассмотрение обозначенной проблемы позволило доказать актуальность предложенной модели методического сопровождения проектирования образовательных практик в достижении качественных преобразований педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of methodological support of teachers in the design of the educational process

Introduction. In the modern educational situation, it becomes relevant to search for and implement eff ective practices that can become an alternative to traditional methods of transmitting knowledge and forming the skills of preschoolers. These include design that motivates the cognitive activity of children and increases the educational potential of the pedagogical process. In this regard, the expediency of providing methodological assistance to educators in overcoming the defi cit of competencies in the design of educational practices is substantiated. Theoretical analysis. When substantiating the model of methodological support, an analysis of theoretical approaches to this problem was undertaken, which made it possible to identify priority forms of cooperation between the methodologist-mentor and teachers: mentoring, tutoring, and coaching. The results obtained give grounds to conclude that it is necessary to create conditions for teachers to master the practices of designing the educational process. Conclusion. In order to build an eff ective system of support for creative endeavors, both for an individual teacher and for the entire teaching staff , it is important to take into account their readiness to participate in transformations; possess the ability to react quickly and rebuild models of methodological support depending on current conditions. Consideration of the problem made it possible to prove the relevance of the proposed model of methodological support for the design of educational practices in achieving qualitative transformations of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Модель методического сопровождения педагогов при проектировании образовательного процесса»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 102-106 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 102-106

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-102-106, EDN: YYAPDH

Научная статья УДК 373.2.02

Модель методического сопровождения педагогов при проектировании образовательного процесса

М.В.Корепанова

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия, 400005, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, д. 27

Корепанова Марина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики дошкольного образования, mariko57@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6892-1701

Аннотация. Введение. В современной образовательной ситуации актуальными становятся поиск и внедрение эффективных практик, которые могут послужить альтернативой традиционным способам трансляции знаний и формирования умений дошкольников. К их числу относится проектирование, мотивирующее познавательную активность детей и повышающее воспитательный потенциал педагогического процесса. В связи с этим обосновывается целесообразность оказания методической помощи воспитателям в преодолении дефицита компетенций в области проектирования образовательных практик. Теоретический анализ. При обосновании модели методического сопровождения был предпринят анализ теоретических подходов к данной проблеме, который позволил выделить приоритетные формы сотрудничества методиста-наставника с педагогами: наставничество, тьюторство, коучинг. Полученные результаты дают основание сделать вывод о необходимости создания условий для овладения педагогами-практиками проектирования образовательного процесса. Заключение. Чтобы выстроить эффективную систему поддержки творческих начинаний как отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива, важно учесть их готовность к участию в преобразованиях, овладеть способностью быстро реагировать и перестраивать модели методического сопровождения в зависимости от текущих условий. Рассмотрение обозначенной проблемы позволило доказать актуальность предложенной модели методического сопровождения проектирования образовательных практик в достижении качественных преобразований педагогической деятельности.

Ключевые слова: проектирование, образовательные практики, методическое сопровождение, наставничество, тьюторство, коучинг Для цитирования: Корепанова М. В. Модель методического сопровождения педагогов при проектировании образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 102-106. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-102-106, EDN: YYAPDH

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Model of methodological support of teachers in the design of the educational process M. V. Korepanova

Volgograd State Social and Pedagogical University, 27 Lenin Avenue, Volgograd 400005, Russia Marina V. Korepanova, mariko57@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6892-1701

Abstract. Introduction. In the modern educational situation, it becomes relevant to search for and implement effective practices that can become an alternative to traditional methods of transmitting knowledge and forming the skills of preschoolers. These include design that motivates the cognitive activity of children and increases the educational potential of the pedagogical process. In this regard, the expediency of providing methodological assistance to educators in overcoming the deficit of competencies in the design of educational practices is substantiated. Theoretical analysis. When substantiating the model of methodological support, an analysis of theoretical approaches to this problem was undertaken, which made it possible to identify priority forms of cooperation between the methodologist-mentor and teachers: mentoring, tutoring, and coaching. The results obtained give grounds to conclude that it is necessary to create conditions for teachers to master the practices of designing the educational process. Conclusion. In order to build an effective system of support for creative endeavors, both for an individual teacher and for the entire teaching staff, it is important to take into account their readiness to participate in transformations; possess the ability to react quickly and rebuild models of methodological support depending on current conditions. Consideration of the problem made it possible to prove the relevance of the proposed model of methodological support for the design of educational practices in achieving qualitative transformations of pedagogical activity. Keywords: design, educational practices, methodological support, mentoring, tutoring, coaching

For citation: Korepanova M. V. Model of methodological support of teachers in the design of the educational process. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 102-106 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-1-102-106, EDN: YYAPDH

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Корепанова М. В., 2024

Введение

Современные тенденции развития общества непосредственно влияют на цели и задачи образования, которое выполняет важную миссию формирования и развития личности, ее духовно-нравственного потенциала и социальной активности.

Осуществление этих приоритетных направлений образования строится на учете отечественных традиций и современных практиках дошкольного образования, среди которое важное место принадлежит проектированию как эффективному методу организации образовательного процесса, открывающему новые возможности в воспитании и развитии дошкольников. Проектирование образовательных практик существенно расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает содержание образования, стимулирует профессиональный рост педагога.

Современные практики дошкольного образования требуют от педагога универсальных компетенций, заключающихся в умении проектировать образовательный процесс с опорой на культурные традиции, новые знания, актуальный уровень развития ребенка. В данном контексте внимание акцентируется на необходимости совершенствования профессиональной деятельности педагогов, что закономерно влечет за собой поиск новых актуальных моделей методического сопровождения непосредственно в условиях образовательной организации.

Теоретический анализ

Нами была предпринята разработка модели методического сопровождения, основной смысл которой заключался в уходе от традиционно устоявшихся методов, построенных на прямом научении педагога конкретным действиям и операциям. Методическое сопровождение - это «движение вместе с ним, рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути» [1, с. 91]. При построении модели сопровождения была осуществлена проекция уровневых показателей готовности педагогов к овладению новыми формами организации образовательного процесса на содержательно-процессуальный контекст самой процедуры сопровождения. В качестве основных форм взаимодействия с педагогами были избраны наставничество, тьюторство, коучинг. На первом этапе методист-наставник выполнял функцию организатора и мотиватора учения, специалиста по проектной деятельности; на втором - методиста-тьютора, осуществляющего

функцию менеджера индивидуальных образовательных маршрутов; на третьем - методиста-ко-уча, реализующего аналитико-корректирующую функцию во взаимодействии с сопровождаемым педагогом. Динамика процесса освоения технологией проектирования педагогической деятельности по реализации содержания образования при последовательном использовании различных форм сопровождения выражалась в увеличивающейся доле самостоятельности и инициативы педагогов.

Получение объективной картины о мо-тивационной готовности воспитателей к проектированию педагогической деятельности по реализации содержания образования в соответствии с требованиями федеральной образовательной программы осуществлялось через оценку отношения педагогов к проектированию и применению актуальных методов в работе с детьми. Работа осуществлялась на базе ДОО № 198 г. Волгограда при непосредственном участии старшего воспитателя данного учреждения. Были использованы анкета «Отношение к проектированию образовательной деятельности» [2], опросник «Выявление уровня владения педагогом методом проектирования» [3].

При суммировании баллов анкеты можно отметить, что подавляющее большинство педагогов (83%) считают проектирование продуктивной технологией работы с детьми; 17% педагогов согласны с этим частично. По результатам применения опросника С. В. Юрловой [3] удалось определить уровень владения педагогами проектным методом и отметить резервы профессионального роста в аспекте проектной деятельности. В целом 53% педагогов имеют не только представление о методе проектов, но и частично владеют им. У 29,4% воспитателей (ими оказались педагоги со стажем работы более 17 лет, имеющие высшую квалификационную категорию) выявлен высокий уровень владения проектным методом; 17,6% педагогов показали низкий уровень (в эту категорию вошли молодые и вновь пришедшие специалисты).

Таким образом, результаты диагностики позволили определить текущий статус, вектор и динамику развития профессиональных компетенций педагогов.

Недостаточная мотивация и подготовленность педагогов к проектированию методов и технологий по реализации образования актуализируют поиск новых методических форм работы с педагогическим коллективом. Нами были изучены достоинства методического сопровождения, эффективность и целесообразность

которого заключается в его нацеленности на поддержку и мотивацию саморазвития педагога, создание условий, побуждающих к овладению современными методами проектирования образовательного процесса, системному оцениванию собственных достижений и трудностей, совместный поиск с наставником эффективных способов преодоления противоречий между необходимостью целедостижения и недостаточным владением специфической совокупностью средств для решения стоящих перед педагогами задач. Методическое сопровождение реализо-вывалось через следующие формы организации процесса: наставничество, тьюторство, коучинг. Данные формы сопровождения получили широкое распространение в работах зарубежных и отечественных исследователей [4-8].

Наставничество предусматривает систематическую работу опытного педагога по развитию у начинающих педагогов необходимых навыков проектирования образовательных практик. Это совместная форма работы, результатом которой является взаимообмен идеями, приобретение новых знаний и умений в процессе общения с более опытным коллегой или наставником. Основная функция наставника заключается в создании локальной образовательной среды, насыщенной развивающими возможностями для освоения педагогами технологии проектирования образовательных практик.

Тьюторское сопровождение - следующий этап в обеспечении эффективности деятельности каждого педагога. Оно направлено на разработку маршрута сопровождения и постоянного взаимодействия с каждым педагогом, помощь в профессиональном становлении [9, 10]. В основе сопровождения лежат взаимосвязанные функции, выполняемые тьютором, основное место среди которых занимает разработка дизайна сценариев совместных занятий на основе многообразных, динамических форм организации взаимодействия и оптимальной последовательности использования различных форм решения частных профессиональных проблем в зоне ближайшего развития.

Коучинг как компонент модели методического сопровождения направлен на активизацию процессов самообучения и саморазвития. Основная функция методиста-коуча заключается в организации индивидуальной и командной (в том числе самостоятельной, проектной) деятельности педагогов, сопровождаемой профессионально значимой коммуникацией и организацией рефлексивных обсуждений творческих проектов, выполненных педагогами.

Именно на этом этапе педагоги лучше осознают значимость процесса организации проектирования образовательных практик, учатся интерпретировать и расставлять акценты в целях, задачах организации образовательных практик, проектировать свою образовательную деятельность.

Заключение

Анализ полученных результатов показал, что реализация любой стратегии, направленной на совершенствование качества образования, существенно затрудняется по причине нехватки соответствующих компетенций педагога.

Изучение научных работ, описывающих методы поддержки педагогов в проектировании образовательной деятельности, показало, что прослеживается общая тенденция, когда ученые направляют свой исследовательский интерес на методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического коллектива, формирование профессионально-личностных качеств субъектов образования [4, 7, 11-15]. При этом констатируется дефицит исследовательского внимания к проблеме методического сопровождения проектирования педагогом инициативной деятельности детей в формате образовательных практик как наиболее востребованной технологии в современном дошкольном образовании. Ее освоение находится в прямой зависимости от опыта педагогов, уровня мотивации, готовности соответствовать актуальным вызовам времени.

Результаты исследования подтвердили, что уровень качества проектирования педагогами образовательных практик дошкольников значительно вырос. Показатели среднего уровня владения проектированием снизились до 49,4%, а показатели, отражающие низкий уровень проектирования сократились до 1,6%, при этом значительно выросло число педагогов с показателем высокого уровня - 49,0%.

Должная подготовка педагогического коллектива - необходимое условие гармоничного развития по всем направлениям образовательной деятельности, отвечающей запросам и вызовам современных трансформаций в социокультурной сфере, образовательной среде [2, 8]. Освоение способами проектирования образовательных практик детей требует от большинства педагогов отказа от традиционно устоявшегося календарного планирования, где основной акцент ставится на планирование деятельности воспитателя. Проектирование образовательных практик на-

целено на инициирование деятельности детей, а это в корне меняет подход к самой системе работы с дошкольниками.

Чтобы выстроить эффективную систему поддержки творческих начинаний как на уровне отдельного педагога, так и на уровне всего педагогического коллектива, принципиально важно учесть результативность образовательной деятельности, готовность к участию в преобразованиях, владеть способностью быстро реагировать и перестраивать модели методического сопровождения в зависимости от текущих условий.

Разработанная модель методического сопровождения обладает единством, целостностью всех составляющих ее компонентов, нацеленностью на результат. Механизм процесса методического сопровождения строится на стимулировании инициативности педагога, обеспечивая динамику его поэтапного продвижения от формализованного подхода к профессиональной деятельности без учета контекста педагогической ситуации, к самостоятельному определению детерминант для проектирования образовательных практик.

Список литературы

1. Щеголь В. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии // Фундаментальные исследования. 2008. № 9. С. 89-91.

2. Корепанова М. В. Методическое сопровождение проектирования культурных практик в дошкольном учреждении // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сборник материалов ежегодной Международной научно-практической конференции. М. : Москва-Синтез, 2016. № 5. С. 666-668.

3. Юрлова С. В. Выявление уровня владения педагогами проектным методом. URL: https://www.maam. ru/detskijsad/anketa-vyjavlenie-urovnja-vladenija-ped-agogami-proektnym-metodom.html (дата обращения: 16.04.2020).

4. Андреева Н. А. Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 77-84.

5. Аткинсон М., Чойс Р. Т. Наука и Искусство коучин-га: Внутренняя динамика коучинга. М. : Международная Академия Трансформационного Коучинга и Лидерства, 2008. 256 с.

6. Бывшева М. В. Педагогическое сопровождение старшего дошкольного возраста в процессе социального познания : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 169 с.

7. Дубцова М. В. Методическое сопровождение молодого педагога в условиях современного дошколь-

ного учреждения // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции : в 16 ч. Ч. 10. Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 55-58.

8. Крылова Н. Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях индивидуализации образования // Завуч. 2009. № 5. С. 61-70.

9. Битянова М. Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. № 3. С. 4-12.

10. Пономарева Л. И. Тьюторское сопровождение молодых педагогов как инновационный компонент процесса управления дошкольной образовательной организацией // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57, вып. 4. С. 174-178.

11. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М. : Сфера, 2006. 96 с.

12. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами. Нормативные документы и практика. ФГОС ДО. М. : Сфера, 2020. 128 с.

13. Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М. : Скрипторий, 2004. 111 с.

14. Кузьмин С. В. Методика «Квадрат функций», или как быстро оценить компетенции воспитателей по профстандарту // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2019. № 3. С. 40-47.

15. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14-21.

References

1. Shchegol V. I. Psychological and pedagogical support of the educational process of the gymnasium. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2008, no. 9, pp. 89-91 (in Russian).

2. Korepanova M. V. Methodological support for the design of cultural practices in a preschool institution. Vospitanie i obuchenie detey mladshego voz-rasta: sbornik materialov ezhegodnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Education and training of young children: Proceedings of the annual international scientific and practical conference]. Moscow, Moscow-Synthes, 2016, no. 5, pp. 666-668 (in Russian).

3. Yurlova S. V. Vyyavlenie urovnya vladeniyapedagogami proektnym metodom (Identification of the level of teachers' proficiency in the project method). Available at: https://www.maam.ru/detskijsad/anketa-vyj avlenie-urovnja-vladenija-pedagogami-proektnym-metodom. html (accessed 16 April 2020) (in Russian).

4. Andreeva N. A. Approaches to the organization of methodological work in a preschool educational institution. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulliten of Shadrinsky State University], 2017, no. 3 (35), pp. 77-84 (in Russian).

5. Atkinson M., Choys R. T. Nauka i iskusstvo kouchinga: vnutrennyaya dinamika kouchinga [Science and Art of Coaching: The Internal Dynamics of Coaching]. Moscow, Mezhdunarodnaya Akademiya Transformatsion-nogo Kouchinga i Liderstva Publ., 2008. 256 p.

6. Byvsheva M. V. Pedagogical Support of Senior Preschool Age in the Process of Social Cognition. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Ekaterinburg, 2012. 169 p. (in Russian).

7. Dubtsova M. V. Methodological support of a young teacher in a modern preschool institution. In: Teoreticheskie i prikladnye voprosy nauki i obrazovaniya: mezhdunarodnaya zaochnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Theoretical and applied issues of science and education: A collection of scientific papers based on the Proceedings of the International scientific and practical conference: in 10 parts]. Tambov, OOO "Konsaltingovaya kompaniya Yukom", 2015, pt. 10, pp. 55-58 (in Russian).

8. Krylova N. B. Tutor - a new type of teacher in the conditions of individualization of education. Zavuch [Head Teacher], 2009, no. 5, pp. 61-70 (in Russian).

9. Bityanova M. R. School psychologist: The idea of psychological and pedagogical support. Direktor shkoly [The Headmaster of the School], 1997, no. 3, pp. 4-12 (in Russian).

10. Ponomareva L. I. Tutor support of young teachers as an innovative component of the management process of a preschool educational organization. Problemy sovre-

mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2017, no. 57, iss. 4, pp. 174-178 (in Russian).

11. Belaya K. Yu. Metodicheskaya rabota v DOU: analiz, planirovanie, formy i metody [Methodical Work in DOW: Analysis, Planning, Forms and Methods]. Moscow, Sfera, 2006. 96 p. (in Russian).

12. Volobueva L. M. Rabota starshego vospitatelya DOO s pedagogami. Normativnye dokumenty i praktika. FGOS DO [The Work of a Senior Preschool Teacher with Teachers. Regulatory Documents and Practice. FGOS TO]. Moscow, Sfera, 2020. 128 p. (in Russian).

13. Golitsina N. S. Sistema metodicheskoy raboty s kadrami v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [The System of Methodical Work with Personnel in a Preschool Educational Institution]. Moscow, Skriptoriy, 2004. 111 p. (in Russian).

14. Kuz'min S. V. The "Square of Functions" methodology, or how to quickly assess the competence of educators according to the professional standard. Spravochnik starshego vospitatelya doshkol'nogo uchrezhdeniya [Handbook of a Senior Preschool Teacher], 2019, no. 3, pp. 40-47 (in Russian).

15. Aleksandrova E. A. Scienti fic and methodological support of teachers. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2020, no. 6 (117), pp. 14-21 (in Russian).

Поступила в редакцию 02.07.2023; одобрена после рецензирования 03.10.2023; принята к публикации 12.01.2024 The article was submitted 02.07.2023; approved after reviewing 03.10.2023; accepted for publication 12.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.