Научная статья на тему 'Модель круговой оценки педагогов дополнительного образования'

Модель круговой оценки педагогов дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS / МОДЕЛЬ КРУГОВОЙ ОЦЕНКИ / MODEL OF CIRCULAR ASSESSMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Ю. В., Шестаков П. А., Бочаров М. И.

В статье представлена модель круговой оценки педагогов дополнительного образования. Предложенная модель позволяет релевантно с большой степенью точности оценить работу педагога за требуемый период времени на двух уровнях: показатели результатов деятельности и показатели профессиональных качеств педагога. Модель и способ её реализации предоставляет возможность на основе полученного по итогам оценки профиля результатов и компетенций вырабатывать меры по профессиональному развитию и повышению эффективности деятельности педагога. Авторы делают вывод о том, что эффективность представленной модели, реализованной в автоматизированной системе, достигается за счет прозрачного участия в оценке различных групп респондентов, непосредственно вовлеченных в образовательный процесс, и доступности для всех заинтересованных групп результатов оценки, представленных в виде рейтингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролов Ю. В., Шестаков П. А., Бочаров М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF CIRCULAR EVALUATION OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION

The model of circular assessment of teachers of additional education is studied. The offered model allows to estimate relevantly with big degree of accuracy work of the teacher for the required time period at two levels: indicators of results of activity and indicators of professional qualities of the teacher. The model and a way of her realization gives an opportunity on the basis of the profile of results and competences received following the results of assessment to develop measures for professional development and increase in efficiency of activity of the teacher. The authors conclude that the effectiveness of the presented model, implemented in an automated system, achieved through transparent participation in the evaluation of the different groups of respondents were directly involved in the educational process, and availability to all interested groups of evaluation findings, presented in the form of ratings.

Текст научной работы на тему «Модель круговой оценки педагогов дополнительного образования»

Библиографический список

1. Гриневич Л.А. Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе посредством авторских блогов. Барнаул, 2015.

2. Иванченко Д.А. Роль Интернет-пространства в формировании образовательной информационной среды. Дистанционное и виртуальное обучение. 2011; 2: 19 - 31.

3. Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в образовании. Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова. Available at: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

4. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. Москва, 2006.

5. Шаховалов Н.Н., Шаховалова Е.Г. Использование мобильного обучения в образовательном процессе высшего учебного заведения. Гарантии качества профессионального образования. Барнаул, 2017: 180 - 186.

References

1. Grinevich L.A. Realizaciya deyatel'nostnogo podhoda v obrazovatel'nom processe posredstvom avtorskih blogov. Barnaul, 2015.

2. Ivanchenko D.A. Rol' Internet-prostranstva v formirovanii obrazovatel'noj informacionnoj sredy. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2011; 2: 19 - 31.

3. Krechetnikov K.G. Social'nye setevye servisy v obrazovanii. Tihookeanskij voenno-morskoj institut im. S.O. Makarova. Available at: http://ido. tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

4. Patarakin E.D. Setevye soobschestva i obuchenie. Moskva, 2006.

5. Shahovalov N.N., Shahovalova E.G. Ispol'zovanie mobil'nogo obucheniya v obrazovatel'nom processe vysshego uchebnogo zavedeniya. Garantiikachestva professional'nogo obrazovaniya. Barnaul, 2017: 180 - 186.

Статья поступила в редакцию 22.02.18

УДК 372.881.111.1.

Frolov Yu.V., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Shestakov P.A., postgraduate, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Bocharov M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE MODEL OF CIRCULAR EVALUATION OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION. The model of circular assessment of teachers of additional education is studied. The offered model allows to estimate relevantly with big degree of accuracy work of the teacher for the required time period at two levels: indicators of results of activity and indicators of professional qualities of the teacher. The model and a way of her realization gives an opportunity on the basis of the profile of results and competences received following the results of assessment to develop measures for professional development and increase in efficiency of activity of the teacher. The authors conclude that the effectiveness of the presented model, implemented in an automated system, achieved through transparent participation in the evaluation of the different groups of respondents were directly involved in the educational process, and availability to all interested groups of evaluation findings, presented in the form of ratings.

Key words: additional education teachers, model of circular assessment, professional development of teacher.

Ю.В. Фролов, д-р экон. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва,

Е-mail: [email protected]

П.А. Шестаков, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Е-mail: [email protected]

М.И. Бочаров, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, Е-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ КРУГОВОЙ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГОВ ДОПЛОНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена модель круговой оценки педагогов дополнительного образования. Предложенная модель позволяет релевантно с большой степенью точности оценить работу педагога за требуемый период времени на двух уровнях: показатели результатов деятельности и показатели профессиональных качеств педагога. Модель и способ её реализации предоставляет возможность на основе полученного по итогам оценки профиля результатов и компетенций вырабатывать меры по профессиональному развитию и повышению эффективности деятельности педагога. Авторы делают вывод о том, что эффективность представленной модели, реализованной в автоматизированной системе, достигается за счет прозрачного участия в оценке различных групп респондентов, непосредственно вовлеченных в образовательный процесс, и доступности для всех заинтересованных групп результатов оценки, представленных в виде рейтингов.

Ключевые слова: педагоги дополнительного образования, модель круговой оценки, профессиональное развитие педагога.

Профессионализм педагогов является ключевым фактором, определяющим успешность или неуспешность деятельности образовательной организации [1]. Важная проблема - обеспечить такую оценку деятельности педагогов, которая бы побудила их самостоятельно и (или) с помощью руководителей, наставников выйти на траекторию профессионального развития. Современный уровень информатизации образования позволяет автоматизировать процесс оценки деятельности педагога дополнительного образования с помощью HRM-систем [2] и по итогам этой оценки сформировать программы профессионального развития, обучения, а также вознаграждения педагогов, то есть построить систему мотивации педагога к более эффективной учебно-воспитательной деятельности.

Как нам представляется, оценка эффективности деятельности педагогов должна осуществляться одновременно как на основе измерений результатов их деятельности, так и степени развитости профессиональных качеств [3; 4]. Для этого необходимо разработать критерии и показатели, которые могут быть приме-

нены в рамках методов оценки, принятых в практике управления персоналом, и должны отражать как результаты деятельности педагога, так и его профессиональные качества.

В ходе выполнения исследований авторами были предложены показатели, учитывающие специфику деятельности педагога дополнительного образования и его особые педагогические компетенции, например, по развитию творческих способностей у детей, ориентацию педагога на индивидуальные предрасположенности обучающихся, деятельность педагога по повышению общего культурного уровня обучающихся, по развитию коммуникативной, правовой, технологической, информационной культуры детей [5].

В процессе проектирования информационной системы для управления персоналом в организации дополнительного образования необходимо учитывать специфику её деятельности, связанную прежде всего с вариативностью реализуемых образовательных программ. Можно предположить, что ядро компетенций педагогов организаций общего и дополнительного образования

идентично. Однако в дополнительном образовании имеются сложности в описании моделей оценки педагогов, т. к. увеличивается требуемый объем оценочных средств в связи с большим разнообразием образовательных программ и востребованных для их реализации компетенций педагогов.

Кроме того, в модель компетенций педагога дополнительного образования должны входить индикаторы, сигнализирующие о способностях педагога интегрировать в процесс формирования профессиональных навыков обучающихся воспитательную задачу - передачу обучающимся в процессе совместной учебной деятельности ценностей, отражающих культурные основы народов Российской Федерации. Следовательно, педагог дополнительного образования выполняет важную задачу по воспитанию в деятельности личности обучающегося. Процесс воспитания и формирования личности требует от педагога, прежде всего, знаний по основам возрастной психологии учащихся, их мотивации. Также востребованными являются такие компетенции педагога, как реализация в образовательном процессе индивидуального подхода к обучающимся, детальное знание содержания учебной дисциплины с акцентом на формирование у обучающихся практических навыков, например, навыков участия в культурно-массовых мероприятиях, инсценировках, воспроизведения и исполнения литературных и музыкальных произведений и др. [6].

Как показывают результаты ряда исследований, методом, обеспечивающим высокую валидность оценки и одновременно поддающимся автоматизации, является так называемая «круговая» оценка. Данный метидбылвыбринвтом числе ипо той причине, что позволяет обеспечить достаточно высокую прогнозную валидность результатовоцыпои. В ыишомисслодовопииданиый метод применялся в целях формирования профиля компетенций педагогов дополнительного аброоиванооипрызгоомм иипрофес-сионального развития.

Использованный метод круговой оценки педагогов дополнительного образования предусматривал наряду с оценкой респондентами также и самооценку участника, при которой педагог образовательной организации самостоятельно оценивает себя. При этом одним из важных результатов процесса выявления профессиональных качеств педагога является сопоставление его самооценки и усредненной оценки всех респондентов. Профиль компетенций и результатов деятельности педагога наглядно визуализируется в виде графика, на котором можно отметить важности индикаторов, которые и должны в первую очередь войти в программу профессионального развития педагога.

В процессе организации эксперимента по комплексному мониторингу профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования были выделены 4 вида респондентов - субъектов воспитательно-образовательного процесса, способных с разных позиций оценить профессиональную деятельность «участника» процесса оценки - педагога дополнительного образования. Группы респондентов: руководитель структурного подразделения дополнительного образования детей; представители администрации образовательной организации; педагоги-коллеги и родители детей.

Таким образом, в исследовании анализировались результаты работы педагога и его профессиональные качества с точки зрения респондентов, представляющих разные категории сотрудников, вовлеченных в образовательный и административный процессы и наблюдавших за «участником» в течение нескольких лыпп.Ы1рииятый подходиозводил орранизиваль объективную комплексную оценки деятельности педагогов дополнительного обра-тованияс потицииоизпых оиыныоресовинных групп и по разным включенным в модель кластерам компетенций и результатов де-ттелыооити. Морилвоценкрпедагогов иоиплнительного образования представлена на рисунке 1.

Рис.1.Модельоценкипедагогов дополнительногообразования

Оценка педагога по методу 360 градусов [3] осуществляется в автоматизированной системе посредством анкетирования следующим образом:

1. Руководителем учреждения назначается менеджер по персоналу.

2. Менеджер по персоналу несет ответственность за ведение базы персональных данных педагогических работников учреждения (в соответствии со структурой данных, запрашиваемых системой).

3. Основой создаваемой базы данных в учреждении являются объективные показатели квалификации педагогического работника по группам показателей профессиональных качеств (стаж; награды; уровень образования; знания, предусмотренные требованиями к должности; поведенческие индикаторы; качества, важные для выполнения стратегии учреждения) и результатов деятельности (портфолио педагогов, объективные показатели результатов педагога по группам показателей, например, показатели успеваемости учащихся и др. сведения).

4. Основой создаваемой базы данных в учреждении являются объективные показатели квалификации педагогического работника по группам показателей профессиональных качеств (стаж; награды; уровень образования; знания, предусмотренные требованиями к должности; поведенческие индикаторы; качества, важные для выполнения стратегии учреждения) и результатов деятельности (портфолио педагогов, объективные показатели результатов педагога по группам показателей, например, показатели успеваемости учащихся и др. сведения).

5. В процессе внесения сведений в систему по каждому показателю респондент должен выбирать только один из вариантов ответа. Все показатели учитываются за предыдущий учебный период (четверть, полугодие, учебный год).

6. Менеджер по персоналу имеет возможность отслеживать ход проведения круговой оценки сотрудниками учреждения.

7. Для каждой группы должностей респондентов система определяет свой набор индикаторов, по которым осуществляется круговая оценка. Индикаторы распределены по 6 кластерам компетенций педагога:

• Организация учебной деятельности.

• Информационная основа деятельности педагога.

• Разработка программ деятельности и принятия педагогического решения.

• Мотивация к учебной деятельности.

• Профессионально-важные личностные качества педагогов.

• Постановка целей и задач педагогической деятельности.

8. К группам должностей (респондентов) для оценки педагога дополнительного образования по индикаторам базовых компетенций в системе относятся следующие группы сотрудников:

1) Представители администрации: директор ОУ, курирующий заместитель директора, руководитель методического объединения.

2) Педагоги-коллеги, назначенные педагогическим (методическим) советом учреждения, педагоги - члены методического объединения и внутренние «потребители» услуг педагога дополнительного образования (учителя начальных классов, учителя-предметники и т.д.), всего не менее семи человек.

3) Родители (не менее 10-ти человек).

4) Административный персонал учреждения (зам. директора по АХЧ, работники столовой, вспомогательный персонал, бухгалтер) - не менее 2-х человек.

9. Проведение оценки и получение результатов оценки возможно при условии, что в систему войдут не менее 18 респондентов, принадлежащих не менее, чем к 4-м группам.

10. Автоматизированная система предоставляет возможность учреждению с помощью панели менеджера по персоналу корректировать набор профессиональных качеств участника, важных для выполнения стратегии учреждения. Эти показатели могут определяться педагогическим советом учреждения и утверждаться приказом руководителя.

11.В системе имеется возможность коррекции условного «веса» каждой группы участников в итоговой оценке. Например, баллы, начисленные разными респондентами, могут умножаться на установленный заранее коэффициент (заданный коэффициент возможно изменять в зависимости от специфики работы организации дополнительного образования и решения педагогического коллектива). По умолчанию предлагаются следующие значения коэффициента: родители - 1; педагоги-коллеги - 0.6; административный персонал - 1.2; руководитель - 1.5.

12. В круговой оценке знаний педагога дополнительного образования принимает участие педагог дополнительного образования (в режиме самооценки).

13. По итогам оценки в системе результатов деятельности и профессиональных качеств имеется возможность сопоставлять баллы, набранные в режиме самооценки, с баллами, набранными в режиме круговой оценки, с целью подтверждения либо высокого уровня самосознания, рефлексивного изменения поведения педагогом либо нехватки знания о себе и последующей работы по профессиональному развитию.

14. По итогам анкетирования набранная педагогом оценка сопоставляется с оценками, набранными за предыдущие периоды (кварталы). Формируется план развития педагога по кластерам его профессиональных компетенций, показавшим по итогам оценки максимальную важность (разрыв между уровнем мастерства и фактическими набранными баллами). Руководителем принимается решение о помощи педагогу по исполнению программы его профессионального развития по конкретным выявленным проблемным областям его деятельности.

Данная модель оценки педагогов дополнительного образования позволяет выполнить объективную комплексную оценку их работы за требуемый временной интервал на основе осуществления процесса оценки с определённой периодичностью. Как правило, период времени для реализации педагогом развивающих мероприятий по группе показателей «профессиональные качества» составляет не менее одного года, а по группе показателей «результаты деятельности» - от трех месяцев - до шести месяцев.

Эффективность представленной модели, реализованной в автоматизированной системе, достигается за счет прозрачного участия в оценке различных групп респондентов, непосредственно вовлеченных в образовательный процесс, и доступности для всех заинтересованных групп результатов оценки, представленных в виде рейтингов. В итоге, доступными и прозрачными для всех педагогов являются результаты их работы над планами своего профессионального развития, а также результаты распределения стимулирующего фонда оплаты труда.

Разработанная система управления человеческими ресурсами в настоящее время проходит опытную апробацию. Предложенный подход к управлению персоналом в организации дополнительного образования позволяет сформировать систему управления качеством услуг, адекватную запросам и ожиданиям всех заинтересованных групп и в частности направить деятельность учреждения на выполнение целевых установок программы Цифровая экономика в РФ [7].

Библиографический список

1. Фролов Ю.В. Управление знаниями: учебник для бакалавриата и магистратуры. Фролов. 2-е изд., испр. и доп. Москва, 2018.

2. Рябов В., Фролов Ю, Масумов М. Эффективный педагогический работник: оценить по стандарту. Кадровик. 2012; 6: 81 - 89.

3. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Леванова Т.В., Масумов М.А. Управление эффективностью работы повышает конкурентоспособность учреждения. Народное образование. 2011; 5: 118 - 123.

4. Фролов Ю.В. Управление эффективностью работы в организации и процессы организационного поведения. Часть III: учебное пособие. Москва, 2016.

5. Фролов Ю.В., Бочаров М.И., Шестаков П.А. Структура и контент информационной системы для оценки эффективности работы педагогов дополнительного образования. Вестник МГПУ «Информатика и информатизация образования») 2017; 4 (42): 39 - 50.

6. Шестаков П.А. Место информационной системы в управлении организацией. IX Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы современной науки»: сб. ст. Москва, 2016; Ч. 2: 160 - 165.

7. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 09 февраля 2018 г.). Available at: http://asi.ru/upload/iblock/254/k87yscabuiy ulajcwdfileh6itairux0.pdf

References

1. Frolov Yu.V. Upravlenie znaniyami: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury. Frolov. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva, 2018.

2. Ryabov V., Frolov Yu, Masumov M. 'Effektivnyj pedagogicheskij rabotnik: ocenit' po standartu. Kadrovik. 2012; 6: 81 - 89.

3. Ryabov V.V., Frolov Yu.V., Levanova T.V., Masumov M.A. Upravlenie 'effektivnost'yu raboty povyshaet konkurentosposobnost' uchrezhdeniya. Narodnoe obrazovanie. 2011; 5: 118 - 123.

4. Frolov Yu.V. Upravlenie 'effektivnost'yu raboty v organizaciiiprocessy organizacionnogo povedeniya. Chast' III: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.

5. Frolov Yu.V., Bocharov M.I., Shestakov P.A. Struktura i kontent informacionnoj sistemy dlya ocenki 'effektivnosti raboty pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya. Vestnik MGPU «Informatika i informatizaciya obrazovaniya») 2017; 4 (42): 39 - 50.

6. Shestakov P.A. Mesto informacionnoj sistemy v upravlenii organizaciej. IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Problemy iperspektivy sovremennoj nauki»: sb. st. Moskva, 2016; Ch. 2: 160 - 165.

7. Planmeropriyatij ponapravleniyu«Kadry iobrazovanie»programmy«Cifrovaya 'ekonomikaRossijskojFederacii». Utverzhden Pravitel'stvennoj komissiej po ispol'zovaniyu informacionnyh tehnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti (protokol ot 09 fevralya 2018 g.). Available at: http://asi.ru/upload/iblock/254/k87yscabuiyulajcwdfileh6itairux0.pdf

Статья поступила в редакцию 05.03.18

УДК 378

Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Saint-Petersburg State University of Film and Television

(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ACTUAL PROBLEMS OF TEACHING SUBTITLING IN THE PROCESS OF FORMING STUDENTS' FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE UNIVERSITY OF CINEMATOGRAPHY. The article is dedicated to actual problems of teaching subtitling in the educational process of university aimed at the formation of cinematography students' foreign communicative competence. A theoretical analysis of content characteristics of the concepts of "subtitle" and "subtitling" within the framework of linguistic, linguistic-cultural and pedagogical approaches to their consideration allowed the author to characterize a number of problems-contradictions affecting the level of availability and quality of teaching subtitling to cinematography students. This approach to the subtitling problem may help the university faculty more clearly justify a set of organizational and pedagogical conditions for teaching subtitling in a university of cinematography, and therefore develop the most effective teaching methods of subtitling.

Key words: subtitle, subtitling, foreign communicative competence, availability and quality of subtitling teaching, university of cinematography.

Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Санкт-Петербургский государственный институт

кино и телевидения, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СУБТИТРОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье анализируются актуальные проблемы обучения субтитрованию студентов кинематографических специальностей в образовательном процессе вуза, направленного на формирование их иноязычной коммуникативной компетенции. Теоретический анализ содержательных характеристик понятий «субтитр» и «субтитрование» с позиций лингвистических, лингвокультурологических и педагогических подходов к их рассмотрению позволил автору охарактеризовать ряд проблем-противоречий, влияющих на уровень доступности и качества обучения субтитрованию студентов-кинематографистов. Такой подход к проблеме субтитрования может помочь педагогам более четко обосновать комплекс организационно-педагогических условий обучения субтитрованию в кинематографическом вузе, а значит выработать наиболее эффективную методику его преподавания.

Ключевые слова: субтитр, субтитрование, иноязычная коммуникативная компетенция, доступность и качество обучения субтитрованию, кинематографический вуз.

Процессы глобализации в социокультурном пространстве воздействуют на все сферы жизнедеятельности современного общества, стирают территориальные, национальные и языковые границы, а также усиливают процессы кооперации в условиях взаимодействия национальных культур, образования и производства. Эти изменения еще больше влияют на развитие социально-культурных и технологических процессов в России, в сфере досуговой деятельности, образования, художественной культуры и искусства, межкультурного и профессионального сотрудничества, в том числе в сфере кинематографии.

С эволюцией кинематографа меняются его изобразительные и выразительные средства, которые оказывают сильное социально-педагогическое воздействие на развитие личности молодых людей, поскольку фильм - это форма общения со зрителем языком кино. В связи с этим растет информативная, образовательная и воспитательная ценность аудиовизуальных средств в изучении иностранных языков, не исключая образовательный процесс, построенный на ознакомлении и обучении студентов кинематографических специальностей различным видам аудиовизуального перевода при формировании у них иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).

Ввиду того, что на современном этапе развития поликультурного общества зрительская аудитория все чаще и чаще сталкивается с невысоким качеством аудиовизуального перевода,

самым распространенным способом которого является субтитрование, проблема формирования ИКК специалистов сферы кинематографии становиться чрезвычайно значимой для устранения коммуникативных барьеров в восприятии различных аудиовизуальных произведений. В связи с этим одним из настойчивых требований работодателей киноиндустрии к выпускникам кинематографических вузов является умение использовать иностранный язык как средство художественной выразительности для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2), а также межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6), что предполагает также усвоение студентами неязыкового вуза основ языка субтитров. Овладение навыками субтитрированного перевода, несомненно, позволит будущим кинооператорам, сценаристам, режиссерам, художникам анимации и т. д. более успешно реализовывать ИКК в социально-профессиональной деятельности значимой для развития отечественного кинематографа, как на муниципальном, так региональном и международном уровнях.

Следовательно, актуальность изучения особенностей субтитрования и влияния его на развитие ИКК студентов в образовательном процессе вуза обусловлена, прежде всего, противоречием между социальным заказом на профессионалов кинематографа и недостаточным уровнем ИКК выпускников кинематографических вузов, т. е. их готовности к осуществлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.