Научная статья на тему 'Модель кругооборота реализации потенциала инновационного развития территории'

Модель кругооборота реализации потенциала инновационного развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРУГООБОРОТ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ «ПИРАМИДА» / SOCIAL «PYRAMID» / POTENTIAL OF INNOVATIVE TERRITORY DEVELOPMENT / HUMAN DEVELOPMENT / CIRCULATION OF POTENTIAL TURNOVER / SOCIAL-WORKING SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карелин Игорь Юрьевич

С целью методологического определения процесса накопления и реализации потенциала развития территорий в условиях реальной и базовых возможностей постиндустриального роста их конкурентоспособности предлагается модель кругооборота перемещения потенциала инновационного развития территорий, анализируется социальная пирамида и государственное управление социально-трудовой сферы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCUIT MODEL OF REALISATION IN POTENTIAL OF INNOVATIVE TERRITORY DEVELOPMENT

The model of circulation of territory development is offered for the purpose of methodological definition of accumulation process and realisation of potential of territory development under the conditions of real and base possibilities of postindustrial growth of territories' competitiveness, social «pyramid» and state administration of social-working sphere in Russia is analyzed.

Текст научной работы на тему «Модель кругооборота реализации потенциала инновационного развития территории»

МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

УДК 332.1

Игорь Юрьевич Карелин

профессор кафедры экономической теории и экономической политики ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» E-mail: karelin7@yandex.ru

С целью методологического определения процесса накопления и реализации потенциала развития территорий в условиях реальной и базовых возможностей постиндустриального роста их конкурентоспособности предлагается модель кругооборота перемещения потенциала инновационного развития территорий, анализируется социальная пирамида и государственное управление социально-трудовой сферы в России.

Ключевые слова: потенциал инновационного развития территории, человеческий потенциал, кругооборот перемещения потенциала, социально-трудовая сфера, социальная «пирамида».

Karelin Igor

Professor of the Economics and Economic Policy Chair, State Educational Institution of Higher Professional Education «Bashkir Academy for State Service and Management under the President of the Republic of Bashkortostan», E-mail: karelin7@yandex.ru

CIRCUIT MODEL OF REALISATION IN POTENTIAL OF INNOVATIVE TERRITORY DEVELOPMENT

The model of circulation of territory development is offered for the purpose of methodological definition of accumulation process and realisation of potential of territory development under the conditions of real and base possibilities of postindustrial growth of territories' competitiveness, social «pyramid» and state administration of social-working sphere in Russia is analyzed.

Keywords: potential of innovative territory development, human development, circulation of potential turnover, social-working sphere, social «pyramid».

1. Введение

Прежде чем накопленный потенциал развития войдет в стадию экономической реализации, необходимо тщательно обрисовать направления этой реализации и структуру новой для носителей потенциала системы отношений.

Инновационная составляющая развития территорий всё более охватывает умы ученых, но больше с технико-технологической и ресурсной сторон формирования потенциала такого развития.

Понимание сущности трансформаций в индустриальной экономике должно сводиться к осознанию того, что информационные технологии изменяют не виды деятельности, а их технологическую способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий - способность обрабатывать и понимать символы, генерируя новое знание. Такие изменения структуры современной экономики рассматриваются сегодня как глобальный структурный сдвиг, ознаменовавший переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике, «экономике, базирующейся на знаниях» (knowledge-based economy) [1].

В науке конца XX в. зрело «понимание того, что общество стоит перед лицом нового изменения, которое несводимо к трансформации прежнего порядка, а представляет собой формирование нового социального устройства» [2].

Рассмотрим движение от накопления до реализации потенциала развития территории, структуру и инфраструктуру социально-трудовой сферы (СТС) реализации человеческого потенциала, а также - направления управленческого воздействия на современное состояние СТС.

2. Приложение модели макроэкономического равновесия к кругообороту реализации ПИРТ

Известная всем модель рыночного кругооборота ресурсов, продуктов и доходов (модель макроэкономического равновесия А.Маршалла) устарела для современного понимания хозяйственных отношений и управления ими. Модель (схема 1) не учитывала открытость экономик территорий и внешние (по отношению к территории) рынки, отходность производства и потребления, государственное воздействие на рыночную динамику, а также основную составляющую современного развития территорий - человеческий потенциал. Из нее нельзя было понять внутренних процессов производства и воспроизводства ресурсов и продуктов в домохозяйствах и на предприятиях, как и - ценообразования на рынках рабочей силы, природных ресурсов, технологий, инновационной продукции.

Учитывая недостатки первой модели и с акцентом на денежно-инвестиционную составляющую, ее преобразовали (схема 2) [3].

Базируясь на новых знаниях и изменившейся со времен свободной конкурен-

Рынок ресурсов

ФИРМЫ

]

Денежные доходы (прибыль, рента, зарплата)

Земля, труд, капитал,пред-принимательс-кая способ-нос ть

ДОМОХОЗЯЙСТВА

)

Рынок продуктов

Схема 1. Модель макроэкономического равновесия А. Маршалла

ции экономической ситуации видоизменим субъекты кругооборота и содержание направлений их взаимодействия на основе задач нашего исследования (схема 3).

Кругооборот берет свое начало при формировании потенциала инновационного развития территории (ПИРТ). На определенной территории происходит инвестирование в инновационный человеческий потенциал, образующий суммарный эффект в виде потенциала социального [4] (социальный капитал не является простой суммой человеческих капиталов по принципу аддитивности системного подхода). Инвестиционные средства позволяют сформировать обновленный социальный потенциал территории. Полученный в результате потенциал территории предлагается рынку факторов производства для соответствующей реализации. Когда в основном только инновационная составляющая будет интересна экономике территории, тогда большая часть традиционно сформированного потенциала останется незадействованной в кругообороте, так и оставаясь «потенциалом».

Оценив предложенный потенциал развития, на рынке находится соответствующий покупатель из инновационных производственных структур, который и будет способствовать реализации потенциала и с целью максимизации выгод, и с целью дальнейшего развития производства и территории.

Производство несет издержки, оплачивая реализованный в нем потенциал инновационного развития из выручки от реализации инновационной продукции, и, в свою очередь, направляясь на расходы территории на приобретение благ для воспроизводства ПИРТ. Эти же издержки одновременно являются доходом территории от реализации потенциала, а также - источником приобретения инновационной продукции и воспроизводства.

Если территорией или вне ее не востребован произведенный инновационный продукт, цель кругооборота не была достигнута и весь процесс оказался неэффективным.

В данной модели мы понимаем:

- под территорией как микрорайон, село, город, отечественный регион или всю Россию, так и зарубежный регион, страну или объединение государств;

- под рынком факторов производства как отечественную ресурсную инфраструктуру (биржи труда, банки и

Схема 2. Макроуровневый финансовый кругооборот с учетом деятельности правительства и внешних рынков

Схема 3. Мезоуровневый кругооборот реализации ПИРТ

Схема 4. Алгоритм движения ПИРТ

финансово-кредитные организации, товарно-сырьевые биржи и т.д.), так и возможность, что ПИРТ может быть представлен для реализации на зарубежном рынке с целью привлечения в регион инвестиционных средств и т. д.;

- под инновационной производственной структурой как отечественные, так и зарубежные научно-производственные комплексы, в которых может быть реализован ПИРТ с большей выгодой для территории;

- под рынком инновационной продукции как российскую инфраструктуру торговли инновационной продукцией, так и зарубежные каналы реализации продукции, необходимой на данной территории.

Теперь рассмотрим находящуюся в центре модели систему государственного регулирования накопления и реализации ПИРТ (назовем ее - Система):

1 - для осуществления своих регулирующих функций Система взимает отчисления территорий;

2 - Система направляет средства для приобретения необходимой для развития инновационной продукции, которую территория не в состоянии приобрести по рыночным ценам;

3 - продукция поступает в распоряжение Системы;

4 - в соответствии с программами развития территории продукция поступает для использования в целях воспроизводства ПИРТ.

Взаимоотношение Системы и инновационных производственных структур строятся на поддержке последних по аналогичной (1-4) схеме:

5 - государство взимает часть выручки от реализации инновационной продукции;

6 - поступившие средства Система расходует на оплату необходимого для производства, по Ее мнению, ПИРТ;

7 - Система получает возможность реализовать ПИРТ в соответствующем ее программам направлении, а не по тем тенденциям, которые кратковременно сложились на рынке;

8 - производственные структуры принимают инновационный потенциал для реализации.

Итак, основными процессными элементами движения ПИРТ являются: формирование или реформирование, оценка, реализация, восстановление (воспроизводство), развитие или истощение.

Алгоритм движения ПИРТ можно схематизировать следующим образом

(Схема 4).

В сложившихся условиях вопрос об отсутствии реализации сформированного ПИРТ ставить пока не будем.

3. Структура и инфраструктура социально-трудовой сферы реализации человеческого потенциала

Движение ПИРТ должно происходить в видоизменившейся социально-трудовой сфере (СТС). Инновационная направленность «обслуживания» сформированного потенциала станет со временем основной задачей трансформации традиционно сложившейся в России и за рубежом СТС.

В кратких словарях СТС - область действия:

• отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса,

• отношений занятости,

• отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода.

Ключевая роль в формировании структуры и развитии СТС принадле-

жит социальной политике государства, поскольку в центре любого из структурных элементов СТС - человек, взаимодействующий с рыночной средой по поводу организации процесса труда, условий роста его производительности, формирования доходов работника, обеспечение социальной защиты и т.п.

При различных трактовках структуры СТС (н-р, как показывает схема 5) всё-таки будем опираться на труды проф. Н.А.Волгина, широко популяризующего само это понятие «социально-трудовая сфера». Включим в структуру СТС: доходы и уровень жизни населения, рынок труда, занятость и безработицу, социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях, условия труда (в т.ч. - трудовые доходы) и охрану труда, социально-демографические и миграционные процессы, движение экономически активного населения, образовательно-духовную подсистему и систему образования, социальную защиту, социальное обеспечение и социальное

Схема 5. Структура СТС [5]

страхование, социальное партнерство, социально-оздоровительную систему, санаторно-курортное обслуживание, культуру, спорт и туризм, благотворительность.

Ориентация такой структуры на потенциальное развитие СТС свидетельствует о том, что в центре понятия стоит человеческий потенциал, который мы позиционируем в схеме 6.

В систему общественно-политических отношений входят:

• государственная власть всех уровней и избирательная система;

• политические нормы и новая правовая культура;

• явления, происходящие в общественных движениях, трудовых коллективах и т.д.

В систему опосредствующих институтов включены средства массовой информации, государственная служба занятости и биржи труда, круг знакомых, семьи и иные агенты (третьи лица).

Под социокультурной ментально-стъю в данном контексте следует понимать формирующееся инновационное мировоззрение и социальную философию смысла жизнедеятельности человека, на формирование которой оказывают созидательное влияние факторы качества жизни человека.

Загруженность или недогрузка мощностей предприятий (отсюда - уровень возможного предложения инновационно ориентированных рабочих мест), наряду с другими факторами, создает спрос работодателя на новаторскую рабочую силу.

Состояние занятости или безработицы (отсюда - уровень возможного предложения рабочей силы), наряду с другими факторами, создает спрос носителя инновационного человеческого потенциала на соответствующее рабочее место. Занятость - это не просто рыночная сделка, суть которой заключается в обмене труда на зарплату; здесь происходит смена образа жизни, например, бывшая домохозяйка становится рабочей или служащей. Тот, кто трудился на собственной земле, теперь будет выполнять наемную работу сельскохозяйственного или промышленного рабочего. В большинстве случаев происходит глубокая перемена образа жизни, которая является длительной и, часто, необратимой.

Цена отдачи трудовой составляющей человеческого потенциала, как известно, должна устанавливаться на

Система о бщественно -политических отношений Система опосредствующих институтов Социо культурная ментальность

Финансовый, товарный и другие рынки НОСИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (в т.ч. трудового) ПОТЕНЦИАЛА Мотивация труда и тру довая мобильность

Загруженность (недогрузка) мощностей предприятий Занятость (безработица)

Спрос на рабочую силу Цена отдачи трудовой составляющей человеческого потенциала Спрос на рабочее место

Схема 6. Позиционирование человеческого потенциала в СТС

основе соотношения цен спроса и предложения, прожиточного минимума, минимальной оплаты труда, а также (в современных условиях) - оценки работодателем всего человеческого потенциала его носителя.

Рынок новаторской рабочей силы, как впрочем и традиционной, характеризуется ограниченным спросом, потому что он лимитирован производ-

ством. И, хотя воздействие спроса и предложения взаимообусловлены, все же причинно-следственные связи имеют вполне определенную главную направленность. Эта схема характеризует долгосрочную адаптацию предложения рабочей силы к спросу на нее. Но нормальный уровень занятости на рынке ограниченной по количеству новаторской рабочей силы гораздо выше,

Органы законодательной власти (законодательно-нормативные акты, в т.ч. закон о занятости, КЗоТ и др.). Комплекс регулирования заработной платы (законы, соглашения, колл. договора)

Предприятия любых форм собственности

Профессиональные союзы

Система

профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации кадров

Органы

информационного обеспечения (СМИ, Госкомстат, Налоговая инспекция, банки данных единой компьютеризированной сети биржи труда (банк вакансий, банк специалистов)_

Органы исполнительной власти (Министерство труда и социальной защиты, государственная служба занятости населения (услуги при посредничестве в трудоустройстве, комплекс копенс. _пособий))_

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА

Го сударственная экономическая и региональная политика (размещение и пере распре деле ние трудовых ресурсов)

Органы судебной власти (рассмотрение споров, конфликтов и иных разногласий по трудовому законодательству)

Общественные организации, союзы, фонды в деятельности на рынке труда и сфере социальной защиты

Союзы работодателей

Система научного обслуживания народного хозяйства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Негосударственные институты содействия трудоустройству граждан

Схема 7. Институты инфраструктуры СТС

чем на спросоограниченном. Поскольку потенциально внешний резерв рабочей силы не так велик и, в то же время, ощущается хронический интенсивный дефицит новаторской рабочей силы, существует внутренний (скрытый) резерв ПИРТ. Чем чаще проявляется дефицит новаторской рабочей силы и чем он интенсивнее, тем больше будет внутренний резерв, который в данный момент не может быть реализован из-за отсутствия профессионалов, выполняющих предшествующие управленческие решения, либо из-за морального устаревания оборудования предприятий территории, либо слабой инновационно-идеологической платформы.

Внутри рыночного процесса действует механизм регулирования, который под влиянием различных обратных связей, «ловушек» и «замкнутых кругов» вновь и вновь возвращает занятость на нормальный уровень (как и безработицу - притягивает к уровню естественному). В случае ограниченного спроса данный вывод совпадает с, так называемым, «равновесием безработицы» по Кейнсу, хотя проблема, им описанная, существовала в эпоху до его выкладок и не приемлема в XXI в. Но ни один реально существующий механизм не может создать на любом (под «любой» понимаем классификации по квалификации, по инновационности/ традиционности, по размеру территории и т.д.) рынке рабочей силы «равновесия по Вальрасу».

Характеризуя содержание модели кругооборота реализации ПИРТ, необходимо рассмотреть важную составляющую процесса управления ПИРТ -инфраструктуру СТС. Понятно, что у каждого явления кроме структуры обязательно имеется инфраструктура (схема 7). Для СТС это - те институты, которые являются посредниками в решении вопросов взаимодействия:

работник - работодатель, работник - работник, работодатель - работодатель, работодатель - государство, работник - государство,государство - государство.

Традиционное содержание деятельности каждого из указанных институтов инфраструктуры СТС достаточно известны. Акцентируя внимание на инновационном развитии территорий, инфраструктура в целом и, естественно, каждый из институтов должны переориентироваться по содержанию деятельности, по системе и сути управления, по принятию посреднических ре-

шений на рынке рабочей силы и в сфере социальной защиты, поскольку принимаемые сегодня управленческие решения далеко не соответствуют стратегическим целям построения постинду-стрионализма.

Наибольшей проблемой, тормозящей формирование ПИРТ, является абсолютная неравномерность слоев так называемой «социальной пирамиды» в России (см. рис. 1), особенно - тонкая прослойка «среднего класса», во всём развитом мире являющегося двигателем инновационного развития.

Как видно из пирамиды, по своей социально-экономической структуре российское общество кардинально неоднородно. Экономические реформы последних десятилетий (особенно 90-х гг. XX в.) вызвали очевидную дифференциацию доходов населения, а также его социального статуса в целом. Главная черта российской социальной пирамиды - формирование и хроническое воспроизводство масштабной зоны бедности, которая, колеблясь, охватывает, по разным оценкам, от 30 до 60 процентов населения страны. По ряду методологических и методических причин официальная статистика обычно занижает реальные размеры бедности [6].

Люди со сверхвысокими доходами, численность которых не превышает ~2% населения, ведут настолько закрытый образ жизни, что вряд ли кто-ни-

будь решится точнее оценить их численность и уж, тем более, величину активов и экономического потенциала, которыми они располагают и будут ре-ализовывать в данной территории.

Также, около 2% отечественных до-мохозяйств можно относить к идеальным средним классам в зарубежном понимании этого термина (обладание соответствующими доходами - имуществом - недвижимостью - профессионально-квалификационным статусом -высокой самоидентификацией). Ещё 2025 процентов домохозяйств присущи базовые характеристики среднего слоя: материально-имущественное положение таких людей относительно благополучно, профессионально-квалификационный статус высок, да и сами они причисляют себя к среднему слою.

Первая категория - «старый средний» класс - включает в себя мелких предпринимателей и характеризуется непостоянством численности. Это является результатом того, что постоянно происходит процесс выбывания разорившихся предпринимателей, который уравновешивается притоком новых людей, желающих попробовать свои силы в собственном бизнесе. Вторая категория - «новый средний» класс - состоит из высокооплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и специалистов,

Рис. 1. Социальная «пирамида» России и социальное «яйцо» развитых стран

работающих в сфере крупного бизнеса и ориентированных на внедрение инноваций (на будущий мультипликативный рост доходов). Эти люди имеют больше, чем одно высшее образование и являются высококлассными специалистами и управленцами. К низшему слою относятся учителя, врачи, конторские служащие и т.д. Это очень разнородная группа людей, по многим параметрам схожая с рабочим классом.

С неблагоприятными процессами в территориальных рынках рабочей силы связан ещё один миф - об относительно высоком образовательном уровне российского населения и высоком качестве рабочей силы. По «инновационным» показателям, гораздо более адекватным современным экономическим и информационным требованиям (например, по оснащенности компьютерами или доступу к Интернету), Россия не только на порядки отстает от мировых лидеров, но и уступает даже таким слабо развитым в экономическом отношении странам, как Аргентина, Греция и Малайзия.

В сфере экономических отношений средние слои играют роль экономических доноров - не только как производители огромной части доходов общества, но и как крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики. Но о вхождении новых массовых социальных групп в средние классы говорить не приходится, так как реальные потенциалы развития большей части территорий сильно ограничены.

Кроме группировки населения по доходам, статистика делит население территорий еще по нескольким признакам (образовательному, гендерному, профессиональному и т.д.).

По отношению к трудовой деятельности можно выделить 4 основные категории и 3 подкатегории экономически активного населения (рис. 2).

Отметим, что источником ПИРТ может стать, в принципе, представитель любой категории населения, но с буль-шим ожиданием территория может предполагать получить такой потенциал от экономически активного населения и подрастающего поколения. Но, в том и проблема, эта часть населения, судя по демографической динамике большинства развитых территорий мира, плавно уменьшается.

4. Экономическая функция управленческого воздействия на динамику ПИРТ в условиях современной социально-трудовой сферы

Рис. 2. Соотношение категорий населения по отношению к трудовой

деятельности

По оценкам Академии наук Республики Башкортостан, инновационный потенциал (ИП) населения республики выглядит следующим образом: 7,3% опрошенных сочли уровень своего личного ИП низким, 52,8% - средним и 24,1% - высоким [7]. Люди были явно не честны и выборка не серьезна, учитывая расселение по территории республики. Думать о своём высоком ИП - не то, что обладать им. Если бы у государственной системы статистики, как у международной системы национального счетоводства, существовали обязательные для таких исследований критерии и показатели, картинка стала бы более удручающей. Не всякий, обладающий человеческим потенциалом, может реализовать его инновационно: система обучения, превращения знаний в опыт, производственная база не подготовлены и, уж тем более, не имеют такой отдачи в виде ИП.

Необходима (и говорится об этом давно) государственная идеология [8], а не разовые высказывания государственных деятелей о росте человеческого потенциала и взаимосвязи его с инновационным развитием.

Моделирование кругооборота реализации ПИРТ и многосложные процессы в СТС предполагают управленческое воздействие с целью гармонизации (относительной стабилизации) механизмов взаимодействия носителей человеческого потенциала с внешней средой жизнедеятельности. Рассмотрим, как может функционировать система саморегулирования и государственного управления СТС.

Государство и рынок как бы делят между собой функции решения проблем СТС, человеческого потенциала и

ПИРТ. До кризиса 2008 г. регулирование социально-трудовых отношений, по-существу, свелось к перемещению акцента с государственного уровня на уровень саморегулирования.

Но до формирования полноценных рыночных и, тем более, инновационных механизмов управления государство должно брать на себя роль регулятора процессов и явлений, регулируя негативные тенденции, т.е. потерю квалифицированных кадров, постарение трудовых коллективов, снижение производительности труда, падение трудовой морали, сдерживание структурной перестройки и инновационного развития территории в целом [9].

Реалии складывающейся ситуации подталкивают к идее формирования дифференцированных программ поддержки реализации ПИРТ, в то же время достаточно универсальных для применения (с помощью легко осуществимых модификаций) в различных территориях.

Экономическая функция государственного воздействия состоит в:

• воздействии на индивидуальное потребление с целью обеспечения воспроизводства инновационного человеческого потенциала,

• поддержании объема спроса на инновационную продукцию, от которого зависят темпы роста, структура территориального хозяйства, объем и направление инвестиций и др.,

• привлечении иностранных инвестиций (чем выше покупательная способность населения, тем больше объем внутреннего рынка, и тем более привлекательным он будет с точки зрения инновационно ориентированного инвестора.),

• усилении влияния НТП на качество человеческого потенциала через образовательную систему,

• соотнесении оплаты труда и его производительности.

Поддержание покупательской способности широких слоев населения обусловлено ориентацией современного производства на массового потребителя. Сокращение потребления или даже его ожидание могут усилить общую тенденцию спада производства. Поэтому социальная политика, направленная на приближение покупательной способности наименее обеспеченных к уровню массового среднестатистического потребителя, пользуется общественной поддержкой. И наоборот.

Экономика, движимая преимущественно инновациями, служит фундаментом для формирования постиндустриального общества знания, а гуманитарные достижения стимулируют экономические инновации.

5. Заключение

Можно сделать вывод, что адаптационная модель в региональной политике регулирования социально-трудовой сферы бывает иногда недостаточна, особенно если взять направления поддержания формирования и реализации потенциала инновационного развития территорий (ПИРТ), базирующегося на человеческом и социальном потенциале. Из всех мер государственного регулирования наиболее перспективными были бы упреждающие, когда благоприятный инвестиционный климат создается до начала действия кругооборота реализации ПИРТ, что не удается. Задача же государства поддерживать ПИРТ в сбалансированном состоянии даже путем применения радикальных контролирующих мер, так как современный рынок рабочей силы является наименее конкурентным, наиболее уязвимым и неизмеримо важным

звеном из всех экономических производственных факторов, и от его состояния, в конечном счете, зависит успех дальнейшего экономического развития территорий.

Литература

1. Михнева С. Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал// Инновации, 2003, № 1.

2. Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения// Вопросы философии. 1997. №10. С. 34.

3. www.aup.ru/books/m99/1_22.htm

4. См.: Social Capital Community Benchmrk Survey: Executive Summary, подготовленный Saguaro Seminar: Civic Engagement Project in America. Cambridge: John F. Kennedy School of Government, Harvard University, 2001, стр. 7. См . : James Koch, Ross Miller, Kim Wallesh and Elizabeth Brown, Building Community: Social Connections and Civic Unvolvement in Silicon Valley, Preliminary Findings Report. Santa Clara, Calif.: Santa Clara University and Collaborative Economics, февраль 2001.

5. http://vipdiplom.com.ua/dipl/ 000244/inx17.html

6. С целью более глубокого погружения в данную проблему см. : Карелин И.Ю. Бедность и формирование человеческого капитала: проблемы взаимосвязи / Бедность в трансформационный период: причины, проявления, последствия. - Уфа: ДизайнПолиграф-Сервис, 2008. С. 63-81.

7. Республика Башкортостан. Доклад о развитии человеческого потенциала за 2008 г./ Под общ. ред. Валиахметова Р.М. и др.- Уфа: Изд-во «Восточная печать», 2009.

8. Карелин И.Ю. Об идеологии человеческого капитала// Инновации и

инвестиции, 2004, № 3. С. 32-39.

9. http: //seminarprof. ru/socialno-trudovaya-politika-principi-i-myetodi-

vozdyeystviya/

References

1. Mihneva SG intellectualization of the economy: innovation production and human capital / / Innovations, 2003, № 1.

2. Inozemtsev VL Theory of postindustrial society as a methodological paradigm of Russian social science: Problems of Philosophy. 1997. № 10. C. 34.

3. www.aup.ru/books/m99/1_22.htm

4. See: Social Capital Community Benchmrk Survey: Executive Summary, prepared by the Saguaro Seminar: Civic Engagement Project in America. Cambridge: John F. Kennedy School of Government, Harvard University, 2001, p. 7. See.: James Koch, Ross Miller, Kim Wallesh and Elizabeth Brown, Building Community: Social Connections and Civic Unvolvement in Silicon Valley, Preliminary Findings Report. Santa Clara, Calif.: Santa Clara University and Collaborative Economics, February 2001.

5. http://vipdiplom.com.ua/dipl/ 000244/inx17.html

6. With a view to going deeper into this issue, see: Karelin IJ Poverty and human capital formation: the problem of the relationship / Poverty in a transformational period: causes, manifestations, consequences. - Ufa: DizaynPoligrafServis, 2008. S. 63-81.

7. Republic of Bashkortostan. Report on Human Development for 2008 / Ed commonly. ed. Valiahmetova RM etc. -Ufa: Izd "Eastern press, 2009.

8. Karelin IJ On the ideology of human capital / innovation and investment, 2004, № 3. S. 32-39.

9. http: //seminarprof. ru/socialno-trudovaya-politika-principi-i-myetodi-vozdyeystviya/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.