Научная статья на тему 'Формирование трудового потенциала и его преобразование в трудовые ресурсы в системе регионального управления'

Формирование трудового потенциала и его преобразование в трудовые ресурсы в системе регионального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2267
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА / STRATEGY REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / THE LABOR POTENTIAL OF THE REGION / THE LABOR FORCE OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Н. Ю.

Предложено формирование трудового потенциала региона понимать как непрерывный процесс создания трудового потенциала и его реализации в трудовые ресурсы территории. Его основным результатом является адекватное преобразование трудового потенциала в трудовые ресурсы с количественными и качественными характеристиками, обеспечивающими развитие региональной социально экономической системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING LABOUR POTENTIAL AND ITS TRANSFORMATION INTO THE WORKFORCE IN THE SYSTEM OF REGIONAL MANAGEMENT

Under the formation of the labor potential of the region in the article suggested to understand the process of creation of labor potential and its realization in the labor force area. Its main result is the adequate transformation of the labor potential in the labor force with the quantitative and qualitative characteristics that ensure the development of the regional socio economic system

Текст научной работы на тему «Формирование трудового потенциала и его преобразование в трудовые ресурсы в системе регионального управления»

Бурцев Илья Викторович, аспирант каф. Экономика и Управление, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

ASSESSMENT EFFICIENCY OF THE INFORMATION- LOGISTIC ENTERPRISE

MANAGEMENT SYSTEM

I.V. Burtsev

The results of research received during development of structure an information and logistic control system, including theoretical calculations and formulas for implementation practical calculations the main economic indicators are given. Schedules and some results of calculations of efficiency and costs of introduction and operation information logistics enterprise management systems are submitted.

Keywords: information- logistic system; prime cost; efficiency; expenses.

Butrsev Ilia Viktorovich, post-graduate student of Economics and Management, [email protected], Russia, Tula, Tula state University.

УДК 332.025.1

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Н.Ю. Сорокина

Предложено формирование трудового потенциала региона понимать как непрерывный процесс создания трудового потенциала и его реализации в трудовые ресурсы территории. Его основным результатом является адекватное преобразование трудового потенциала в трудовые ресурсы с количественными и качественными характеристиками, обеспечивающими развитие региональной социально-экономической системы

Ключевые слова: стратегия регионального социально-экономического развития, трудовой потенциал региона, трудовые ресурсы региона.

Главная цель формирования трудового потенциала региона заключается в создании условий для его развития в соответствии с требованиями региональной стратегии социально-экономического развития. Важнейшим условием ее достижения является выявление интересов и согласование действий основных участников процесса, к числу которых относятся:

- население региона;

- государство в лице органов регионального управления;

- бизнес-сообщество региона - предприятия, организации, учре-

ждения и другие субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность на его территории;

- общественные объединения - профсоюзы, ассоциации работодателей, общественные организации граждан и т.п.

Население региона представляет собой совокупность индивидов, проживающих на его территории. В его составе целесообразно выделить следующие группы:

- занятое население - активная часть трудоспособного населения, задействованная в общественном производстве: работающие по найму, предприниматели, ученики, получающие жалованье, частично занятые студенты и домохозяйки, лица свободных профессий, военнослужащие, помогающие члены семей;

- безработные - население в трудоспособном возрасте, умеющее и желающее работать, но не имеющее работы и трудового дохода по независящим от него причинам [1];

- работающие пенсионеры, к которым относятся: работающее (а также желающее работать) население, находящееся в возрасте старше трудоспособного (старше 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин);

- работающие инвалиды - работающая, а также желающая работать, часть населения с ограниченной трудоспособностью (инвалиды III группы);

- работающие подростки - работающие или желающие работать подростки в возрасте моложе 16 лет;

- трудящиеся мигранты - иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и осуществляющие свою трудовую деятельность в установленном порядке.

Указанные группы различаются характеру интересов, реализуемых в трудовой деятельности, и по специфике потребности в поддержке со стороны государственных и негосударственных участников процесса. Несмотря на то, что население региона как объект управления неоднородно по своему составу, его общий интерес может быть определен как совокупность следующих требований:

- наличие в регионе стабильных, безопасных и хорошо оплачиваемых рабочих мест для всех категорий человеческих ресурсов;

- обеспечение условий для получения востребованной рынком труда профессии (специальности), а также повышения квалификации, с гарантией дальнейшего трудоустройства;

- возможность получения государственной поддержки в случае возникновения социальных рисков утраты работы, трудоспособности, дохода, снижения квалификации, снижения качества рабочих мест и т.п.

Реализация указанных интересов требует согласованных действий не только различных групп в составе населения, но и других участников процесса формирования трудового потенциала региона, важнейшим из ко-

торых является государство.

Государство в лице органов регионального управления. Стратегической целью государственного управления на всех уровнях федерального устройства страны является достижение высокого уровня и качества жизни населения. Формирование трудового потенциала - это один из способов ее реализации, поскольку фундаментом благосостояния граждан является обеспечение их расширяющихся возможностей на основе высокого уровня доходов, прежде всего - от трудовой деятельности. Интересы государства могут быть определены следующим образом (таблица).

Интересы государства в области формирования трудового

потенциала региона

Группы населения Интересы Способы реализации интересов

Трудо- способное население Поддержание общественно необходимого уровня трудоспособности наемных работников 1. Проведение политики регулирования доходов работающих граждан. 2. Государственный контроль за соблюдением работодателями условий труда и отдыха работников 3. Вовлечение трудоспособного населения в экономические виды деятельности 4. Побуждение работодателей и других участников системы управления трудовым потенциалом региона к участию в программах социального партнерства 5. Поддержка в отношении лиц с ограниченной трудоспособностью 6. Политика в отношении трудовых мигрантов

Население моложе трудоспособного возраста Успешная адаптация молодежи к конкурентной рыночной среде 1. Реализация программ профессиональной ориентации молодежи 2. Усиление ориентации образовательных услуг на потребности регионального рынка труда 3. Формирование политики доходов молодежи

Население старше трудоспособного возраста Высокий уровень экономической активности населения старших возрастных групп 1. Развитие системы пенсионного обеспечения граждан 2. Содействие эффективной интеграции пенсионеров в сферу занятости 3. Расширение возможностей подступа к системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации

В отношении трудоспособного населения, к которому относятся занятое население, безработные, работающие инвалиды и трудовые мигранты, интерес государства заключается в поддержании общественно необходимого уровня трудоспособности наемных работников. Он реализуется посредством:

1) проведения политики регулирования их доходов работающих граждан, не допуская снижения стоимости их жизни ниже черты бедности. С этой целью государство устанавливает величину минимальной заработной платы и прожиточного минимума, регулирует продолжительность периода трудовой жизни, осуществляет перераспределение доходов посредством механизма социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения;

2) государственного контроля за соблюдением работодателями условий труда и отдыха работников. В этом направлении государством регламентируется порядок проведения процедуры заключения трудовых договоров, законодательно устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени, условия введения и порядок оплаты сверхурочных работ; и т.д.;

3) вовлечения трудоспособного населения в экономические виды деятельности посредством регулирования рынка труда с целью обеспечения динамического равновесия между занятостью и безработицей. Для этого реализуются следующие мероприятия: контроль границ роста безработицы, в случае необходимости - разработка мероприятий по его снижению, разработка программ содействия занятости, социальная защита безработных, создание дополнительных рабочих мест и т.д.;

4) побуждения работодателей и других участников системы управления трудовым потенциалом региона к участию в программах социального партнерства, под которым понимается их институциональный и организационный альянс в целях реализации общественно значимых проектов и программ [2]. С этой целью реализуются программы содействия развитию социального партнерства государства, бизнес-сообщества, общественных объединений и населения, способствующие росту инвестиций в человеческий капитал; увеличению занятости и повышению эффективности государственных расходов на профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров; повышению результативности государственных служб содействия занятости населения;

5) государственной политики в отношении лиц с ограниченной трудоспособностью, направленной на реализацию прав инвалидов на реабилитацию и посильный труд, являющийся дополнительным источником доходов для данной категории населения. С этой целью государство определяет размер квот для трудоустройства отдельных категорий населения, участвует в создании специализированных рабочих мест для инвалидов, а также специализированных предприятий для инвалидов, контролирует исполнение условий квотирования, реализует программы адаптации инвали-

дов к совместному труду с полностью трудоспособными работниками;

5) государственной политики в отношении трудовых мигрантов, направленной, с одной стороны, на повышение внутрироссийской мобильности человеческих ресурсов путем развития инфраструктуры рынка труда и повышения его прозрачности, с другой - на содействие внешней трудовой миграции посредством управления привлечением и трудоустройством иностранных работников с целью увеличения трудового потенциала региона как основы роста его социально-экономического потенциала.

В отношении населения моложе трудоспособного возраста - работающих подростков и молодежи интересы государства лежат в области содействия адаптации молодежи к конкурентной рыночной среде. Он реализуется:

- посредством реализации программ профессиональной ориентации молодежи, создания механизма сочетания образования и трудовой деятельности в рамках системы ученичества, повышения уровня гражданской и юридической грамотности молодежи подростков в области их трудовых прав и т. д.;

- усиление ориентации образовательных услуг на потребности регионального рынка труда путем развития системы профессионального образования в соответствии с потребностями рынков труда на основе долгосрочных прогнозов социально-экономического развития регионов; стимулирования развития системы профессиональных и производственных практик в период обучения; организации профессиональной подготовки молодежи на рабочих местах; развития системы целевого обучения - обучения по направлению предприятий (организаций) с дальнейшим гарантированным трудоустройством;

- формирование политики доходов молодежи, позволяющей вести достойную жизнь и удовлетворять растущие потребности по качеству питания и потребляемых товаров и услуг; иметь детей и возможности их воспитания и развития; в получении необходимого общего и профессионального образования, в поддержании уровня квалификации в соответствии с требованиями рынка труда и т.д.

В отношении населения старше трудоспособного возраста - работающих пенсионеров - интересы государства лежат в сфере стимулирования экономической активности населения старших возрастных групп, что предполагает:

- развитие системы пенсионного обеспечения граждан в направлении, обеспечивающем, с одной стороны, достойный уровень жизни пенсионеров, с другой - стимулы для продолжения трудовой деятельности;

- содействие эффективной интеграции пенсионеров в сферу занятости посредством обеспечения их рабочими местами в соответствии с их квалификацией и способностями, а также достойными условиями труда;

- расширение возможностей подступа к системе профессиональной

переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающей обновление знаний и навыков лиц старших возрастных групп, представляющий естественный источник роста трудового потенциала региона в условиях демографической убыли и старения населения.

Представители бизнес-сообщества - предприятия и организации региона - участвуют в формировании трудового потенциала региона, реализуя политику управления человеческими ресурсами (персоналом). Ее программы и мероприятия направлены на решение следующих задач: планирование трудовых ресурсов; набор и отбор персонала; определение заработной платы и льгот; профориентация и адаптация; обучение; повышение или понижение в должности, перевод, увольнение; подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе. По сути, политика управления человеческими ресурсами современных организаций нацелена на оптимизацию и улучшение количественных и качественных характеристик персонала в соответствии со стратегией их развития.

Наиболее влиятельным общественным объединением в РФ являются профсоюзы, в обязанности которых входит право организации и заключения коллективных договоров по вопросам оплаты и условий труда, право осуществления консультаций для работников, право участия в информационном обмене между руководством и персоналом организации, право оспаривать индивидуальные и групповые увольнения и т.д. Профсоюзы и другие общественные организации принимают участие в разработке стратегии формирования трудового потенциала региона, а также формируют среду, способствующую (или препятствующую) реализации ее программ и мероприятий.

Таким образом, интересы основных участников процесса формирования трудового потенциала региона могут быть определены следующим образом (рис. 1).

Вышесказанное позволяет конкретизировать содержание формирования трудового потенциала региона, выделив в нем два основных этапа: этап создания трудового потенциала и этап реализации трудового потенциала в трудовых ресурсах (рис. 2).

Создание трудового потенциала региона - это деятельность государственных и иных субъектов региональной экономики, направленная на создание условий для обеспечения непрерывности процесса воспроизводства населения и его трудового потенциала. Его основными целевыми ориентирами являются повышение (поддержание) уровня жизни населения; прогрессивное сохранение численности населения; улучшение состояния здоровья населения; повышение уровня образовательной (профессиональной) подготовки населения. Достижению указанных целей способствуют программы и мероприятия социальной политики, основными направлениями которой в РФ являются политика в сфере распределения доходов; пенсионное обеспечение; политика в сфере охраны здоровья населения; политика в сфере образования;

политика в жилищной сфере; демографическая и миграционная политика.

Доступ к стабильным, безопасным и хорошо от ачив ае мым рабочим местам

Получение

б ос тр е б ованной рынко м труда профессии

(специальности,

ПОЄЬІШЄЩ1Є

квалификации с

гарантией

трудоустр ОИСТВа

Обеспечение прив ерженным и лояльным персоналом с

калине стье иными и

качеств енными характеристика МЦ Требу ЄіїіЬПїШ работодателями

Получение

государств еннои

поддержки в случае

Б03НИКН0Б ЄНИЯ

социальных рисков

утраты работы,

труд оспособности,

дох ода и т.п.

качество жизни населения на основе

формиров ания

Тр5НОЕОГО

потенциала региона и его эффективной трансформации в трдовые ресурсы б соответствии со стратегии социальноэкономического развития территории

Отражение

интересов

различных

социальных

групп населения

путем

осуществления обществ енного контр опл процесса формирования трудового потенциала региона

Рис. 1. Интересы участников процесса формирования трудового

потенциала региона

Реализация трудового потенциала в трудовых ресурсах региона - это деятельность государственных и иных субъектов региональной экономики, направленная на создание условий для эффективного использования трудового потенциала в секторах и отраслях экономики региона, то есть его результативного преобразования в трудовые ресурсы. Процесс реализации трудового потенциала региона нацелен на: повышение (обеспечение) уровня занятости населения; развитие профессионально-квалификационного уровня работников в соответствии с требованиями региональной экономики; повышение уровня безопасности рабочих мест; усиление содержательного характера трудовой деятельности. Для достижения указанных целей государство реализует политику в сфере труда и занятости населения; инвестиционную политику; инновационную политику; структурную политику.

Потребное ти Возможности

и Стратегия социально- 4_ региональ ной

интер есы экономического развития экономики

субъектов региона (социально-

региональной экономическии

экономики 1 поте нциал

Формирование региона)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трудового потенциала решена

Создание

трудового потенциала региона

Рабочая сила

РЫНОК

ТРУДА

Реализации

трудового потенциала региона в трудовые ресурсы

Рабочие места

Рис.2. Схема процесса формирования трудового потенциала региона [3]

Реализация трудового потенциала региона осуществляется посредством механизма рынка труда - особого рынка, где происходит формирование спроса и предложения рабочей силы [4]. С точки зрения современной экономической теории рынок труда включает две составляющие - рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. Сформированный трудовой потенциал поступает на рынок труда в форме рабочей силы - способности к труду, совокупности физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые может использовать в трудовой деятельности. Условия для реализации трудового потенциала региона отражает рынок рабочих мест - пространственных зон трудовой деятельности работников, оснащенных необходимыми основными и вспомогательными средствами и закрепленных за ними для выполнения определенных трудовых функций. Объем, структура и динамика рабочих мест определяется социальноэкономическим потенциалом региона и уровнем его использования.

В своем единстве процессы создания и реализации трудового потенциала обеспечивают непрерывность его формирования, важнейшим условием достижения которой является сбалансированность профессионально-квалификационных характеристик трудовых ресурсов региона и требований работодателей к количественным и качественным параметрам рабочей силы, отраженных в региональной стратегии социальноэкономического развития. На процесс формирования трудового потенциала региона оказывают влияние: с одной стороны, специфика потребностей и интересов в сфере труда и занятости основных субъектов регио-

нальной экономики; с другой стороны, возможности региональной экономики, обусловленные ресурсными ограничениями со стороны социальноэкономического потенциала региона.

Формирование трудового потенциала и его преобразование в трудовые ресурсы в системе регионального управления осуществляется посредством реализации основных функций управления - планирования, организации, контроля и регулирования:

- на этапе планирования: установлением стратегических и тактических целей формирования трудового потенциала и трудовых ресурсов в соответствии со стратегией социально-экономического развития территории;

- на этапе организации: проектированием и созданием механизма реализации стратегии формирования трудового потенциала, обеспечивающего его результативное преобразование в трудовые ресурсы для достижения главной цели регионального управления - повышения качества жизни населения;

- на этапе контроля: организацией мониторинга формирования трудового потенциала и его преобразования в трудовые ресурсы региона, позволяющего аккумулировать полную и достоверную информацию о процессах, происходящих при создании и реализации трудового потенциала, что является необходимым условием создания эффективного механизма управления социально-экономическим развитием региона;

- на этапе регулирования: своевременной разработкой корректирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций, возникающих в процессе формирования трудового потенциала и его преобразования в трудовые ресурсы региона с целью более полного достижения запланированных стратегических приоритетов социально-экономического развития территории.

Список литературы

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с. (Библиотека словарей "ИНФРА-М").

2. Варнавский В.Г. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства к реальной экономике. иКЬ:

http://www.opec.ru (дата обращения: 10.01.2013).

3. Сорокина Н.Ю. Роль трудового потенциала в развитии социально-экономического потенциала региона // Экономические науки. 2010. N 3(64). С.168. 172.

4. Московская служба занятости. Квалификационно-справочное пособие / С.В. Дудников, В.Ф. Литвицкий, В.А. Павленков. М.: ПИПЦ, 1999. 612 с.

Сорокина Наталья Юрьевна, канд. Экон. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

CREATING LABOUR POTENTIAL AND ITS TRANSFORMATION INTO THE WORKFORCE IN THE SYSTEM OF REGIONAL MANAGEMENT

N.Y. Sorokina

Under the formation of the labor potential of the region in the article suggested to understand the process of creation of labor potential and its realization in the labor force area. Its main result is the adequate transformation of the labor potential in the labor force with the quantitative and qualitative characteristics that ensure the development of the regional socio-economic system

Keywords: strategy regional social and economic development, the labor potential of the region, the labor force of the region

Sorokina Natalia Yrievna, candidate of economic sciences, assistant professor, [email protected], Russia,Tula, Tula State University

УДК 658.783

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКАЗОВ

Е.Б. Чачина, С.В. Городничев

Рассматривается методика повышения эффективности процесса реализации заказов, которая позволяет сформулировать правила принятия решений при формировании портфеля заказов по разработанному алгоритму процесса формирования портфеля заказов можно установить, при каких условиях выгодно принимать заказ к исполнению.

Ключевые слова: портфель заказов, система оперативного планирования, алгоритм процесса формирования портфеля заказов.

Организации должны принимать для исполнения заказы, обеспечивающие получение высокой прибыли и наименьшей степени риска. Для решения данной задачи предлагается использовать математический аппарат, основанный на применении теории игр в сочетании с общей моделью развития систем.

Рассмотрим порядок и условия выполнения предприятием заказов. С одной стороны, в результате изготовления продукции, определяемой содержанием заказов, предприятие должно получить прибыль. С другой стороны, выполнение заказов может потребовать от организации дополни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.