Научная статья на тему 'Факторы и условия формирования потенциала развития территорий в России'

Факторы и условия формирования потенциала развития территорий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ / POTENTIAL OF INNOVATIVE TERRITORY DEVELOPMENT / HUMAN DEVELOPMENT / FACTORS AND CONDITIONS TERRITORY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карелин Карелин Игорь

В статье кратко изложены базовые установки исследования потенциала инновационного развития территорий и акцентировано внимание на категории «человеческий потенциал» как основе формирования политики постиндустриального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND CONDITIONS IN POTENTIAL OF FORMATION OF TERRITORY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Fundamental purposes in research of innovative potentials of territories development have been summarized in the present article with emphasis on the category «human development» as principles of postindustrial policy forming.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия формирования потенциала развития территорий в России»

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ

УДК 332.1

Карелин Игорь Юрьевич

профессор кафедры экономической теории и экономической политики, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», e-mail: [email protected]

В статье кратко изложены базовые установки исследования потенциала инновационного развития территорий и акцентировано внимание на категории «человеческий потенциал» как основе формирования политики

постиндустриального развития.

Ключевые слова: потенциал инновационного развития территории, человеческий потенциал, факторы и условия развития территорий.

Karelin Igor

Professor of the Economics and Economic Policy Chair,

State Educational Institution of Higher Professional Education «Bashkir Academy for State Service and Management under the President of the Republic of Bashkortostan», e-mail: [email protected]

FACTORS AND CONDITIONS IN POTENTIAL OF FORMATION OF TERRITORY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Fundamental purposes in research of innovative potentials of territories development have been summarized in the present article with emphasis on the category «human development» as principles of postindustrial policy forming.

Keywords: potential of innovative territory development, human development, factors and conditions territory development.

Введение

Российские территории наращивали факторы формирования потенциала собственного современного развития начиная с перехода к государственному регулированию при Александре III в конце XIX в. и продолжая сейчас при акцентировании государственной политики на инновациях и человеческом потенциале.

Насыщение инновационной активности выступает основным стратегическим условием формирования эффективной экономики.

Актуальность приобретает исследование теоретико-методических основ оценки и планирования формирования и реализации потенциала инновационного развития территории (ПИРТ) как основы действенного механизма управления инновационным процессом в экономической системе микро-, мезо- и макроуровня.

Резервы, которые повышают эффективность использования ПИРТ, формируются под воздействием условий и факторов, комплексный анализ которых служит методологической и информационной основой для разработки мер, направленных на эффективную реализацию человеческого потенциала, накопленного в данной территории жизнедеятельности людей.

1. Предпосылки формирования условий и факторов реализации ПИРТ.

Как условия, так и факторы повышения эффективности использования человеческого потенциала отражают существенные причинно-следственные связи, определяющие данный процесс [1]. Фактор является той движущей силой, которая влияет на эффективность использования человеческого потенциала при различных материально-технических, общественно-экономических, природных и прочих условиях, обеспечивающих действие данных факторов, действующих столько времени, сколько сохраняются условия, которые их порождают.

Человеческий род и отличается тем от животного мира, что индивид должен приспосабливаться к законам того социума, в котором исторически, территориально, национально и по другим причинам ему суждено жить рождением и/или судьбой и/или благодаря собственным решениям. Иначе, вырвавшийся из социально-нормируемых рамок он будет либо игнорирован социумом, либо поглощен массовым сознанием, либо уничтожен.

Подавляющая масса людей, находящихся вне крайностей классификации, -люди способные и талантливые, добросовестные и ответственные труженики, способные играть, в определенной степени, общественно значимую жизненную роль, но без ясности и четкости представлений о цели жизнедеятельности.

Низший класс людей объединяет их промежуточное (пограничное) положение между какими-либо социальными группами, утрата прежних социальных связей и неприспособленность к новым условиям жизни (бомжи, преступники, представители мигрантов или этнических и других меньшинств).

К элите отнесем людей с глубоким интеллектом, высоко организованной психикой, инновационным мышлением, терпимостью к чужому мнению, свободный от мелочнык предрассудков, а также - обладающих определенным влиянием на других, осуществляющих свою жизнедеятельность на данной территории.

Можно рассматривать в качестве методологической основы управления многослойной системой человеческого взаимодействия нацию или общество. Экономическое взаимодействие наций (общностей людей, связанных языком, культурой, складом ума, менталитетом, средствами выживания) составляет главную движущую силу новой истории мировык хозяйственных отношений. Определяющими (приоритетными) интересами общества признаются власть, оборона, собственность, ВВП и многие другие макроаспекты и подсистемы, но никак не язык, культура, традиции, психология и ментальность народов, населяющих данную территорию (н-р, государство).

Там, где интересы личности совпадают с национально-территориальными, но противоречат интересам государства, они выше последних. Стадная общность безгранично сильна, особенно в условиях тирании посредственных вождей. Человек может заразиться социальным вирусом неспособности думать и творить («послушная марионетка»). Жизнь сообщества, его законы, обыиаи, условности «вложены» в каждого из его членов.

Важными качественными условиями, влияющими на эффективность исполь-

зования человеческого потенциала в целях территориального развития, являются уровень образования, объем накопленного инновационного опыта, производительность труда, отношение к реализации потенциала, экономическая активность и мобильность носителей потенциала. Тогда как социально-экономические условия реализации человеческого потенциала полностью зависят от динамично складывающейся экономической системы, основные типы которой известны (традиционный, рыночный, административный, смешанный).

В России столетиями использовался несвободный труд для решения хозяйственных проблем. Эксплуататор (тоталитарное государство) стремился минимизировать расходы на питание и одежду эксплуатируемых, «выжать» из работника максимум производительности при минимуме затрат на восстановление и рост человеческого потенциала. В обществе, где политическая система деформировала социально-трудовые отношения, подневольный труд может использоваться вне зависимости от того, приносит ли он экономический доход. Сталин возвел это положение в ранг закона экономики строителей коммунизма: советскому производству прибыль не нужна. Рентабельные отрасли производства «съедались» повальным принудительным «трудом». Ценой врйменного успеха создания большей прибавочной стоимости насилием над производителем стала техническая отсталость социума и потенциальная невозможность развиваться одновременно со всем миром.

Извращенно-социалистический строй в России почерпнул государственно-общинную традицию, которая не знала правового государства и гражданского общества, а власть, основанная на силе и харизме, в повседневной жизни людей всегда означала больше, чем закон. Государственно-коммунистическая традиция, пережитки которой до сих пор проявляются в системе управления территориями, закрепила иерархические черты национального характера, придав им вид современных ценностей и массовой психологии постепенного роста благосостояния.

В Советском Союзе система государственного и регионального управления стремилась создать экономический механизм достижения высоких темпов технического прогресса и промышленного роста с тщательно продуманной системой планирования. Однако эта система могла функционировать

«эффективно», если все субъекты экономики находились под постоянным жестким прессингом со стороны властей.

Возрастание сложности экономики, существенное смягчение политического подавления и стремление к осуществлению задач повышения жизненного уровня, заставило во второй половине XX в. начать эксперименты с элементами частных стимулов, которые могли бы дополнить плановую экономику.

Ранний этап плановой экономики Г. Явлинский в своей диссертации [2] описывает в виде своего рода социальной игры, ...когда концентрационные лагеря были не только средством репрессий против политических диссидентов, но и важными элементами экономического планирования. Количество рабской рабочей силы, искавшей золото на Колыме, рубившей лес в сибирской тайге, строившей дороги, железнодорожные пути, каналы и т.д., не только учитывалось в пятилетних и ежегодных планах, но и планировалось по численности и по объему производимой продукции. Даже рабочие и инженеры в больших городах подвергались строгому ограничению свободы передвижения в виде печально известного института прописки. Возможность принудительно осуществлять сталинское владение экономикой и возможность функционирования такой экономики объясняется ее изначально малым масштабом (особенно в промышленном секторе) и безжалостностью полицейского государства. Рост размеров промышленного сектора и сложность систе-мыуправления промышленностью сопровождались процессом расширения географических масштабов. Промышленный сектор Советского Союза распространился со старых промышленных регионов в Европейской части страны на Урал, а затем в Сибирь, в республики Средней Азии и на Дальний Восток. Естественно, этот процесс также в значительной степени затруднял эффективное экономическое планирование из Москвы.

Естественно, ни о каких инициативных инновациях речи быть не могло, тем более на уровне регионов СССР.

Одобрительное отношение к соци-отехнологическим инновациям и противоречащая этому неспособность централизованно управляемой экономики удовлетворить запросы населения «сменили ударения» в традициях. Но и созданная широкомасштабная национальная рыночная традиция привела

не столько к прогрессивному освоению инноваций и адекватной отдаче от реализованного человеческого потенциала, сколько к распространению теневой экономики, в возрастающей степени обеспечивающей функционирование основных экономических единиц реализации человеческого потенциала (мелких предприятий и семейных хозяйств), к своеобразному искаженному рынку и нецивилизованной новой экономической культуре.

Российское хозяйство и общество переживают ныне период ускоренной мобильности (вертикального передвижения социальных и профессиональных групп, горизонтальной миграции трудовых ресурсов). В наблюдающемся оживлении внешнего рынка рабочей силы внутренний рынок для квалифицированных кадров зачастую утрачивает свою экономическую привлекательность. В период неясности общеэкономической стратегии промышленность сохраняет традиционные нормы организации и оплаты труда.

Последовавшие за «перестройкой» политико-управленческой системы либерализация цен и высвобождение экономической деятельности [3] должны были сбалансировать рынки за счет установления равновесия между предложением и спросом и за счет отмены произвольного распределения ресурсов, неизбежного при государственном контроле над производством и распределением. Приватизация была призвана привязать прибыли и убытки компаний к стимулам для увеличения производства товаров и услуг, на которые существовал большой неудовлетворенный спрос, и сокращения производства, на которое не существовало реального спроса потребителей. Столкнувшись со строгими бюджетными ограничениями и свободными ценами, частные фирмы должны были естественным образом изменить структуру своих инвестиций и производства для удовлетворения предпочтений потребителей. Это должно было в итоге привести к эффективному распределению инвестиций в человеческий потенциал.

Отсутствие механизма, гарантировавшего, что система свободных цен, улучшение макроэкономических индикаторов, более строгие бюджетные ограничения для отечественных предприятий и правительства будут действительно трансформироваться в реальные структурные изменения в российской экономике, привело к повсеместному промышленному спаду. Частично это явилось результатом недооценки огра-

ниченных возможностей использования потенциалов территориального развития, производственных мощностей, связанным с переориентацией неэффективных и ориентированных на производство вооружений отраслей промышленности. Для того чтобы преодолеть эти ограничения, были необходимы так и не поступившие крупные инвестиции в образование, инновационные технологии и оборудование. Когда ценовая конкурентоспособность российской промышленности была уничтожена, промышленность не получила шанса приступить к реконструкции.

2. Базовые и специфические факторы и условия формирования ПИРТ.

За период перехода к рыночной экономике не было создано новых источников внутреннего роста. Российская экономика почти целиком зависела от экспорта минерального сырья и от притока государственный и частнык денежных средств из-за границы, которые, при этом, не вкладывались в восстановление российской промышленности, а по большей степени использовались на текущее потребление и на финансирование правительственных расходов.

К началу XXI в. было номинально признано, что управление динамическим процессом использования накопленного человеческого потенциала -комплекс государственных, рыночно-конъюнктурных, общественных и частных функций, направленных на установление национальных приоритетов роста благосостояния, на поддержание пропорциональности соединения живого и овеществленного труда, на планомерное руководство, контроль и стимулирование отношений, выражающих интересы агентов хозяйствования по поводу труда и занятости, а также - на цели рыночной технологии и способы их достижения. Данное управление, в качестве фактора предупреждения, смягчения или устранения противоречий системы отношений в обществе, является важнейшим резервом повышения эффективности совокупных общественных затрат на жизнеобеспечение.

Причиной экономико-управленческих реформаций стали: спад промышленного производства; рост кризиснык экономических явлений; социальная дифференциация по оплате труда и по новому социальному статусу граждан; новая война в Чечне; последствия августовского (1998 г) кризиса; политический кризис (за 1998-99 гг. сменилось 5 премьер-министров); ослабление де-

нежно-кредитной политики, окончание спада экономики, последовавшее за ним снижение реального курса рубля и ужесточение бюджетной политики, позволившее резко сократить неплатежи и бартерные расчёты, динамика инвестиций приобрела положительную направленность; исполнение обязанностей президента России с 2000 г. возложены на премьер-министра В.В. Путина. Цель (суть) реформаций - сохранение целостности Российской Федерации, реформа федеративной власти (новая идея экономического федерализма, усиление чиновничьего аппарата), армии, научного обслуживания народного хозяйства, внешней политики.

Результатами к 2004 году можно считать улучшение экономической и финансовой ситуации на фоне формирования «сильного государства», ужесточение вертикали законотворчества и государственного бюджета, незначительный рост ВНП и некоторый ВРП, снижение темпов инфляции, относительная стабилизация курса рубля; налаживание международных контактов со странами периферийной экономики; люди признались, что качество жизни значительно улучшилось. Свертывания экономико-управленческих мероприятий данной реформации не произошло, курс реформ гибко совершенствуется в условиях преемственности государственной власти.

Причиной начавшихся трансформаций государственной политики с 2005 года стали: неудача достижения двухкратного роста валового продукта России при профиците бюджета за счёт огромной добычи газа и нефти; рост промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, а также снижение инфляции; опасение, что не на долго, поскольку с падением цен на нефть, начался финансовый кризис в России. Быта поставлена цель по поиску новык путей социально-экономического развития и утверждения России как мощной державы и жесткому региональному позиционированию власти.

Пути найдены в инновационной роли государства по отношению к человеческому капиталу (вложениям в человеческий потенциал) и стратегическом взгляде на технологический прорыв российской экономики; положение валового продукта России занимает 7 место в 2007 году среди всех стран; пресечение усиливающихся террористических атак на мирных жителей многих регионов России; политика законодательного «осаждения» не справив-

шихся с идеей руководящей партии «олигархов», внешняя борьба (по законам административного управления -«для народа» и «за прозрачность бизнеса») с «богатыми и разорившими вас»; полностью выплачен внешний государственный долг; незначительное улучшение (в масштабах страны и, тем более, регионов) конкурентоспособности российских товаров на внутреннем рынке; национальные приоритетные проекты, возобновившиеся крупные иностранные инвестиции, монетизация льгот, автомобилизация, развитие Дальнего Востока и РЯ отечественного туризма, акцент на нанотехнологии; плодотворная реализация проекта «некоммерческие организации»; «улаживание» межрегиональных и межэтнических конфликтов (в т.ч. реализацией вооружения, военной техники и поставкой соответствующих специалистов); экономическое содействие территориям, которые политически, природно-клима-тически и экономически неустойчивы; энергетические проблемы с территориями - бывшими «друзьями»; антикризисный протекционизм: социальные обязательства (Все виды человеческого капитала: материнский, на старость, ветеранам, и без того малоимущим «бюджетникам» и т.д.), промышленность, инновации и мощная финансовая система

Наращение понимания роли человеческого потенциала и инновационной активности в ускорении темпов роста российской экономики, как важная составляющая современной политики правительства, далеко не везде принимается адекватно как в отдаленных территориях, так и за рубежом (Повально все разбираются в футболе, экономике и умении руководить территориальным потенциалом, многие - «новаторы» на словах и без знания предмета обсуждения (!).).

Сложности, с которыми обычно сталкиваются специалисты, изучающие проблемы развития различных территорий, во многом обусловлены попытками рассмотрения всех вопросов в рамках локальных систем или локальных процессов. Даже макроэкономические теории ограничиваются анализом только основных факторов производства при рассмотрении экономического роста, что не позволяет объективно оценить качественные (тем более инновационные) изменения в развитии территорий.

В свою очередь, теоретические положения, относящиеся к инновационной деятельности, обычно локализуют-

ся на уровне отдельных хозяйствующих субъектов или продуктов, что не позволяет оценить влияние инновационной деятельности, осуществляемой элементом территориальной системы или ее отдельным звеном, на параметры экономического развития всей территории в целом.

В результате возможности инновационного развития различных экономических систем в настоящее время оцениваются экспертным путем, что обусловливает субъективный характер получаемых оценок, корректность которых часто просто нельзя проверить.

Отсутствие теоретических и методологических подходов к решению проблем управления ПИРТ, позволяющих сравнительно просто и обоснованно оценить его величину и результаты влияния на масштабы, характер и уровень развития территорий, обусловливает необходимость неотложной разработки соответствующих рекомендаций.

В современной экономике добиться ощутимого и сравнительно быстрого успеха в социально-экономическом развитии территории можно, как правило, лишь путем обеспечения высокой рыночной конкурентоспособности территориальной экономики на основе ее существенной инновационной, структурной и технологической перестройки. Территориям с высоким научно-техническим, инновационным, образовательным и производственным потенциалом принадлежит особая роль в создании отечественной инновационной системы.

В развитых странах инновационные технологии играют значительную роль и в решении социальных проблем, и в образовании, и в обеспечении духовных потребностей населения.

Очевидно, что выбор тех или иных инновационных механизмов развития территории, мер государственной поддержки определяется спецификой деятельности хозяйственного комплекса.

Несомненно, что многие компоненты потенциала развития территории необходимо создавать заново или существенно модернизировать, однако, чем большая часть имеющегося потенциала будет использована (не в ущерб переходу к новому уровню конкурентоспособности), тем быстрее будут решаться задачи инновационного развития.

Разберёмся в базовых и специфических факторах и условиях инновационного развития, параллельно разбив их на прогрессивные и тормозящие (см. табл. 1).

Факторы и условия прогрессивны тормозящие

Управление экономикой территории Государственно регулируемое; инновационная направленность управленческого воздействия Жестко административное; традиционная инфраструктура, система управленческих и координационных структур

Государственная инновационная тлигика Научно обоснованная стратегия формирования ПИРТ Отсутствие вертикальной системы реализации государственных проектов

Огшшения собствгнюсти Многообразж форм хозягатвования Невозможность выбрать оптимальную форму хозяйствования

Научный потенциал территории Инвестиционно и инфраструктурно поддерживаемый Ослабленный

Качество ЧП Развитая система инновационного образования Дефицит носителей инновационного потенциала, как базы для его расширенного роста

Производетвенш-технологическое развитие Развитая технологическая база для внедрения и развития иншваций Сложность и особенности инновационного развития на прежней технологической основе

Риск инновационных процессов Мультипликативное развитие Высокий

Рынок инновационной продукции Емкий Слабая поддержка спроса

Финагоовый рынок Приоритетное финансирование Финансовая нестабильность (эффект «с^тых пузырей»)

Кредитование инновационш-инвестиционных проектов Окупаемость Дороговизна

Инвестиции-отдача Инновационные механизмы оптимальшго распределения инвестиций Диспаритет человеческого капитала и стоимости рабочей силы

Импорт инновационных технологий Поддержка формирования базы развития Низкая конкурентоспособность отечественных технологий, покупка дорогостоящая

Открытость (прозрачность) направлений и механизмов реализации ПИРТ Инновации как следствие конкуренции; ускоренное развитие как следетвие легального технологического сотрудничества, взаимообмена Монополизация и криминализация

Наиболее высокая эффективность инновационного развития территорий будет достигнута в том случае, если формирующийся научно-производственный комплекс будет ориентирован на формирование перспективного человеческого и социального потенциала, технологического уклада, взаимосвязанного с укладом, ранее представленным в экономике территории.

Итак, базовыми факторами инновационного развития территорий (ИРТ) назовем:

• риск,

• НТП,

• время,

• инвестиции,

• информацию,

• высокую доходность в будущем.

Базовыми условиями ИРТ в России

признаем:

• государственную политику активизации инновационных разработок и внедрения их в производство,

• опережающее развитие информационной сферы, информатизация хозяйственной деятельности,

• социальную потребность,

• взаимозаменяемость факторов производства,

• финансовый климат,

• быстрое освоение предпринимателями «новых комбинаций» техники и технологии, создание новых товаров, освоение новых источников сырья и т. д.,

• научно-производственную базу,

• систему качественного обучения инновационным специальностям.

Специфические для России факторы ИРТ следующие:

• распространение трудосберегающих, фондосберегающих и ресурсосберегающих технологий,

• емкий рынок инновационной продукции,

• дешевизна факторов производства,

• возможности эффективного территориального размещения носителей человеческого потенциала, учебных и научных баз, наукоемких производств и т.д.

Специфические условия для ИРТ России:

• улучшение использования основных и оборотных фондов,

• приоритетное государственное финансирование сфер роста человеческого потенциала,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• уникальные передовые технологии в некоторых отраслях промышленнос-

Схема 1. Причинно-следственная пирамида факторов формирования и последствий реализации

ПИРТ

экономия природных ресурсов, улучшение территории и среды обитания

социальный и научный прогресс

качество устойчивого роста доходов за счет добавленной стоимости

территориальная экономическая безопасность, конкурентоспособность продукции территории т внутреннем и внешнем рынках

ПИРТ (реализация)

инновационное развитие структуры и инфраструктуры территории

инновационное производство

прогрессивная технологическая структура

ПИРТ (формирование)

обновленные свойства рабочей силы

инновационная инфраструктура

инновации, технологии человеческий потенциал, социальный потенциал генерирование новых идей развития

фундаментальные и прикладные исследования человеческий капитал, социальный капитал образование

государственные инвестиции частные

ти,

• природно-климатические особенности,

• со знаком «минус» - богатая при-родно-ресурсная база, тормозящая осознание инновационного развития.

Напоминая о политэкономическом взгляде на факторы развития территорий, вспомним, что основами воздействия классики и их последователи признают противоречия. В нашем случае можно говорить обо всех выдвинутых ими базовых факторах - противоречиях:

• производительных сил,

• технико-экономических и организационно-производственных отношений,

• экономического присвоения собственности,

• хозяйственного механизма,

• между производительными силами и производственными отношениями,

• между сферами производства (видами деятельности).

3. Мотивация принятия решений, стимулирующих инновационную активность территорий.

Безусловным императивом эффективного формирования ПИРТ является перестройка научно-производственного комплекса территории исходя из потребностей реального (хотя и прогнозируемого на перспективу, но не гипотетического) рынка сбыта продукции и реальных объемов спроса [4].

Важнейшее значение для эффективного функционирования научно-производственного комплекса территории имеет адекватное его потенциалу развитие таких секторов инфраструктуры, как транспортная сеть (автомобильные и железные дороги, водные пути, воздушное сообщение), сети телекоммуникаций, сфера финансовых услуг, сфера информационных услуг

Привлечение необходимых специалистов в период (достаточно длительный) инновационной перестройки научно-производственного комплекса будет сталкиваться с заметными трудностями, если не будут обеспечены приемлемые темпы и уровень развития социального сектора инфраструктуры (жилье, сфера обслуживания и т.д.).

Полнота и гармоничное сочетание необходимых различных компонентов ПИРТ при целенаправленной информационной, организационной и экономической поддержке позволят добиться интенсивного взаимодействия участников инновационного процесса на тер-

ритории, что обеспечивает ощутимый синергетический эффект инновационной деятельности и служит важным фактором дальнейшего саморазвития потенциала развития территории. Реальная группировка организаций-элементов научно-производственного комплекса в технологические кластеры на основе взаимной заинтересованности - важный индикатор успешного инновационного развития территории.

При этом в качестве реальными конкурентных преимуществ хозяйственного комплекса территории могут выступать не только наличие современных производственных мощностей и исследовательского потенциала, но и географическое расположение территории, имеющиеся на территории природные ресурсы, климатические особенности территории, транспортные коммуникации, объекты истории и культуры, наличие традиций осуществления каких-либо видов деятельности, образовательный уровень населения территории и т.д.

Формирование ПИРТ представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна реали-зовываться политика государственных и местных органов власти, ясно отраженная в нормативных правовых документах, определяющая стратегию формирования ПИРТ, стимулирование участия частного (в том числе - иностранного) капитала в развитии территории и условия такого стимулирования, обязательства государственных и местных органов власти по участию в инновационном развитии территории. При этом она должна быть ориентирована на активное взаимодействие и сотруд-

ничество органов власти различных уровней как между собой, так и с предпринимательским (в т.ч. производственным и финансовым) и научным секторами экономики территории.

Аккумулируем основные факторы по цепочке расширения категорий, описанных нами в исследовании (схема 1).

Ключевым моментом является принятие общего политического решения о государственной поддержке ПИРТ. На первом этапе нормативное правовое закрепление такого решения может быть оформлено в виде постановлений региональных властей и министерства регионального развития России. Мотивировка необходимости принятия необходимых политических решений может включать такие аргументы, как:

• неотложная необходимость радикального изменения социально-экономической ситуации в стране (регионе);

• неотложная необходимость начала реального осуществления процесса перехода страны на инновационный путь развития;

• необходимость концентрации ограниченных средств бюджета на приоритетных направлениях развития, затруднительность определения таких приоритетов для страны в целом в ее сегодняшнем социально-экономическом состоянии и существенно большая достоверность определения приоритетов развития для конкретной территории;

• оптимальность механизма формирования и развития ПИРТ для консолидации недостаточных порознь средств федерального, регионального и местного бюджетов, частных инвесторов, собственных средств предприятий на основе сопряжения интересов всех сто-

Экономика, Статистика и Информатика^^ 69 №4, 2010

Г-

рон.

В то же время инновационное развитие территорий требует решения ряда проблем, к которым, в частности, относятся:

• разработка концептуальных подходов к формированию российской инновационной системы, включая вопросы создания отдельных территорий инновационного развития, и уточнения на этой основе действующей нормативной правовой базы развития наукоградов [5];

• законодательного разграничения предметов ведения и полномочий федеральных, региональнык органов государственной власти и органов местного самоуправления в части, касающейся инновационной деятельности и ее ресурсного обеспечения;

• совершенствование системы организационного и нормативного правового сопровождения разработки, принятия и реализации программ формирования и развития ПИРТ;

• разработка и апробация механизмов формирования ПИРТ.

Репутация территории является ее важнейшим нематериальным активом, стратегическим ресурсом ее конкурентного поведения в современной России. Теоретико-методологический и методический аппарат, позволяющий диагностировать и прогнозировать состояние территориальной экономической системы в аспекте эффективности инновационной организации управления, должен составлять классифицикационные подходы к исследованию размещения ПИРТ по различным видам деятельности.

Мы до сих пор находимся только на первых этапах выработки методологии определения ПИРТ. Существует несколько рейтингов инновационного потенциала стран, которые далеки от совершенства. Основная тенденция заключается в оценке объективных факторов - таких, как число патентов, ученых степеней и др. Необходимо обратить внимание на другие моменты, связанные с тем, как инновации непосредственно возникают, что люди, предлагающие нестандартные идеи и оригинальные бизнес-модели и обладающие уникальной интуицией чаще появляются в той территории, том обществе, отличительными характеристиками которого являются разнообразие и междисциплинар-ность. Начинать надо с поиска тех людей, которые имеют междисциплинарный опыт, а также определения уровня разнообразия и толерантности в обществе, к которому они принадлежат, и, соответственно, той культуры, которая

поддерживает инновации.

Успешными можно считать те сообщества, которые обеспечили развитие имеющихся талантов через эффективную систему образования и формирование среды, оптимальной для реализации возможностей, либо привлекли подобные ресурсы извне. Такие сообщества характеризуются толерантностью к культурному разнообразию и способностью к сглаживанию противоречий между социально-культурными различиями. Более того, они должны обладать достаточными финансовыми ресурсами, управленческими компетенциями и желанием инвестировать в свое будущее - в виде фундаментальных и прикладных вложений в научные исследования и инфраструктуру. Только такие сообщества способны наиболее высоко оценить и реализовать в мировом масштабе свой ПИРТ. Нетрудно найти такие примеры, когда с отказом от традиционных представлений началось инновационное развитие той или иной территории, способствовавшее уникальному росту благосостояния населения: Сингапур, Финляндия и Сан-Франциско.

Но необходимо учитывать, что проблема многих процветающих территорий заключается в отсутствии масштабной национальной идеи, выходящей за пределы простого поддержания уровня жизни. Инновационной можно считать ту территорию, которая способна мобилизовать творческий потенциал населения с целью решения масштабных и сложных проблем, а также улучшения жизни человечества. То есть это не просто создание новых продуктов, которые будут приносить деньги, это должно соответствовать принципиальной национальной задаче [6].

Принципиальное значение имеют инновации, открывающие новые широкие возможности и такие инновации требуют значительных инвестиций в человеческий потенциал и инфраструктуру. Поэтому даже если в территории есть эффективная инфраструктура венчурного капитала, как, к примеру, в США, этого не всегда достаточно для того, чтобы стимулировать развитие той или иной отрасли - нужна также поддержка со стороны университетской науки, фундаментальных исследований и т.п.

Заключение.

Исторически сложившиеся условия реализации потенциала развития территории, экономико-политические, социально-демографические, природно-ре-

сурсные и технико-технологические факторы формирования этого потенциала недостаточны для вытхода России на постиндустриалыную колею развития.

Наиболее принципиалыными, но часто малозаметными барыерами являются менталыные, моралыные и ценностные установки. Другими словами, если население территории действителыно захотело перейти к инновационному формату развития, но кулытурные установки направлены на избегание риска или поступателыное и равномерное продвижение по карыерной лестнице, то не удастся преодолеты этот поведенческий формат.

В российских территориях много сообразителынык, по-настоящему креативных людей, свободный от нацио-налыных предрассудков, которые при определенных обстоятелыствах могли бы абсолютно точно статы предпринимателями (причем в любой территории мира), предлагаты и реализовываты уни-калыные решения на территории России.

Сегодня во многих территориях инновации начинают рассматриватыся как организационный принцип деятелыно-сти - не просто с точки зрения того, как следует координироваты ресурсы и уп-равляты развитием, а с целыю обеспечения конкурентоспособной позиции на глобалыном уровне. Стратегия в области инновационной активности как раз и фокусируется на наиболее важнык вопросах, характеризующихся приоритетно-стыю, и обеспечивает ПИРТ для реализации этих приоритетов, посколыку ни одно государство не может развиватыся сразу во всех направлениях.

Литература.

1. Becker G.S. Human Capital.-Chicago-London: The University of Chicago Press, 1993.- S. 390.

2. www.yavlinsky. ru/said/ articles/ index. phtml? id=2073

3. См.: Корнай Я. Путы к свободной экономике. Страстное слово в защиту экономических преобразований. М.: Экономика, 1990.

4. В.В.Иванов, Н.Т.Колдаева. Российская инновационная система: территориалыный подход. / Инновации, 2000, № 9-10.

5. В.В.Иванов, В.И.Матирко. Наукограды России: от методологии к практике. М.: Сканрус, 2001.

6. См.: Petrick J.A. Total Quality in managing human resources.-Florida: St.Lucie Press Delray Beach, 1995.- S. 370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.