Научная статья на тему 'Модель интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе'

Модель интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / УРОВНЕВЫЕ ЗВЕНЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATIONAL CONTENT / INTEGRATIVE APPROACH / METHODOLOGICAL ASPECT / LEVEL LINKS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / BLOCK-MODULAR TECHNOLOGY / INTERACTIVE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бамбурова Елена Анатольевна, Набатова Лидия Борисовна

В статье говорится о сущности, цели, принципах и уровнях интегративного подхода. Также рассматриваются средства, формы и методы, необходимые для успешной реализации интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе. В статье также говорится о педагогических условиях, при которых интеграция становится необходима для формирования иноязычно-коммуникативной компетенции. Представлена модель реализации интегративного подхода, в которой рассмотрены все составляющие данного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH MODEL IN AVIATION ENGLISH LANGUAGE STUDY IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article deals with the essence, purpose, principles and levels of the integrative approach. It also discusses the means, forms and methods necessary for the successful implementation of an integrative approach in aviation English teaching in a military university. The article also speaks about the pedagogical conditions under which integration becomes necessary for the formation of foreign language and communicative competence. A model for implementing an integrative approach is presented, all the components of this approach are considered in it.

Текст научной работы на тему «Модель интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе»

Функционирование этнопедагогической системы требует создания определенных организационно-педагогических условий. К таким организационно-педагогическим условиям, по нашему мнению, стоит отнести следующие:

- учет возрастных особенностей и интересов воспитанников;

- учет национальных особенностей личности, характерных для представителей конкретного этноса;

- учет своеобразия стиля воспитания в моно- и равноэтнических семьях;

- учет специфики межнациональных отношений в полиэтническом коллективе воспитанников;

- учет конкретного социокультурного контекста, в котором растут и развиваются воспитанники;

- учет регионального своеобразия местности, среды, в которой находится образовательное учреждение;

- соблюдение принципа необходимости и достаточности в отборе содержания, методов, способов и приемов организации этнопедагогического процесса;

- визуализация этнопедагогического содержания, использование новых информационных технологий.

Выводы. Воспитательный процесс в современном мире - это не только передача опыта последующим

поколениям, но и приобщение к миру культуры, способствующему раскрытию новых личностных смыслов. Именно в культурной составляющей заключен богатый потенциал, позволяющий воспитанной в новых условиях личности воспринимать себя и окружающий мир с позиции его культурного многообразия, равенства всех культур и народов, необходимости их взвимоизучения, взаимодействия и взаимодополнения.

Таким образом, рассмотренные в работе основы реализации этнопедагогического процесса при названных организационно-педагогических условиях позволят достичь цели - формирования этнокультурной личности, способной полноценно функционировать в жизненном пространстве, идентифицирующей себя как носителя этнических ценностей и свободно взаимодействующей с носителями других культур в поликультурном пространстве.

Системный подход в рассмотрении этнопедагогических явлений позволяет взглянуть на них комплексно, глобально, с использованием современных общенаучных методов.

Литература:

1. Арсалиев, Ш. М-Х. Методология современной этнопедагогики [Текст] / Ш. М-Х. Арсалиев. - М.: Гелиос АРВ, 2013. - 320 с. ISBN 978-5-85438-224-3.

2. Арсалиев, Ш. М-Х., Мусханова, И.В. Экспериментальная проверка модели этнопедагогизации формирования личности в образовательном пространстве Чеченской Республики [Текст] / Ш. М-Х. Арсалиев, И.В. Мусханова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: «Новые гуманитарные исследования». - Орел: Изд-во Орловского государственного университета. - 2012. - №3. - С.102-106.

3. Арсалиев, Ш.М-Х. Этнопедагогика в контексте современной научной парадигмы: монография. Saarbrucken, Deutschland: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 285 c.

4. Арсалиев, Ш.М-Х., Писаренко, В.И. Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира / Ш.М-Х. Арсалиев, В.И. Писаренко // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2015. №1 (85). С. 79-84.

5. Арсалиев, Ш.М-Х., Писаренко, В.И. Системный подход как методологическая основа этнопедагогики [Текст] // Ш.М-Х. Арсалиев, В.И. Писаренко // European Social Science Journal. - М. - 2014, №2 (41). Том 1. С. 34-42.

6. Арсалиев Ш.М-Х., Писаренко В.И. Эволюционный и генетический подходы в теории этнопедагогики // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2013. №3 (20). С. 85-92.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. ISBN 5-7695-0413-7.

8. Волков Г.Н., Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогические ценности, тенденции и прогнозы // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 28-44.

9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: «Мишель и К», 1993.

10. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. - 2005. - № 3. -С. 35-42.

Педагогика

УДК 371

преподаватель кафедры иностранных языков Бамбурова Елена Анатольевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Набатова Лидия Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» (г. Ульяновск)

МОДЕЛЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АВИАЦИОННОМУ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье говорится о сущности, цели, принципах и уровнях интегративного подхода. Также рассматриваются средства, формы и методы, необходимые для успешной реализации интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в военном вузе. В статье также говорится о педагогических условиях, при которых интеграция становится необходима для формирования иноязычно-коммуникативной компетенции. Представлена модель реализации интегративного подхода, в которой рассмотрены все составляющие данного подхода.

Ключевые слова: содержание образования, интегративный подход, методологический аспект, уровневые звенья, педагогические условия, блочно-модульная технология, интерактивное обучение.

Annotation. The article deals with the essence, purpose, principles and levels of the integrative approach. It also discusses the means, forms and methods necessary for the successful implementation of an integrative approach in aviation English teaching in a military university. The article also speaks about the pedagogical conditions under which integration becomes necessary for the formation of foreign language and communicative competence. A model for implementing an integrative approach is presented, all the components of this approach are considered in it.

Keywords: educational content, integrative approach, methodological aspect, level links, pedagogical conditions, block-modular technology, interactive learning.

Введение. На данный момент социальным заказом является языковая подготовка военного летчика для работы на международных воздушных линиях по стандартам Международной организации гражданской авиации (ICAO - ИКАО). Таким образом, возникают предпосылки к интегрированию технологий и методов обучения авиационному английскому языку в процессе обучения авиационному английскому языку будущих военных специалистов. Интегративный подход в обучении является специфической формой обеспечения комплексности, целостности знаний обучающихся, формирования у них системного мышления и научного мировоззрения. Практически все исследователи, раскрывая актуальность данной проблемы в теории и практике обучения, опираются на то положительное, что привносит интеграция. В качестве основополагающего принципа формирования содержания профессиональной подготовки рассматривается модель специалиста, отражающая такие качества, как повышенная профессиональная компетентность, мобильность, самоориентация, высокая образованность и культура, а также возможности профессионального и личностного самосовершенствования специалиста. В контексте данной проблематики ведутся исследования, освещающие различные пути улучшения качества подготовки специалистов-летчиков, отражающие требования реформирования российской армии и сложность современной авиационной техники.

С этой целью мы рассматриваем необходимость реализации интегративного подхода в процесс обучения авиационному английскому языку. Рассмотрим, что является целью интегративного подхода, каковы его компоненты, какие принципы лежат в основе данного подхода и при каких педагогических условиях можно реализовать интегративный подход в процессе обучения авиационному английскому языку в военном вузе.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая учебная деятельность контролируется определенными идеями и нормативами, которые отражают типологию образовательной модели и функциональность познавательных действий.

Для рациональной и целесообразной организации учебного процесса при обучении авиационному английскому языку следует опираться на определенные принципы, как необходимые теоретические основы.

Цель интегративного подхода - формирование целостного видения мира. Интегративное образование реализует органическую целостность образовательного процесса (содержание, принципы, методы, формы обучения, все компоненты целостной деятельности: целеполагание, планирование, практическая деятельность, самоконтроль, коррекция), системность в комбинировании элементов различных концепций.

Среди целей интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку можно выделить следующие:

- формирование целостной картины мира (курсанты пытаются понять суть изучаемых явлений, глубже понимают цель изучаемого предмета);

- формирование необходимых навыков и умений (благодаря этому расширяются возможности курсантов)

- становление нового типа личности, свободную от стереотипов в мышлении, способную к межкультурному общению;

- формирование толерантной личности, формирование творческой личности, готовой к поиску решений в нестандартных ситуациях;

- формирование нравственных ценностей курсантов.

Мы рассматриваем интеграцию содержания образования при реализации программ по профессиональной подготовке курсантов в высших военных авиационных училищ на трех уровнях: содержательном, деятельностном, ценностно-развивающем.

- на содержательном уровне происходит углубление теоретических знаний, устанавливается связь с практической профессиональной деятельностью, повышается профессиональная и личностная мотивация, возрастает познавательная активность курсантов, развивается критическое мышление и вырабатывается система знаний по авиационному английскому языку;

- на деятельностном уровне приобретаются навыки профессиональной деятельности, формируются и совершенствуются коммуникативные и организаторские навыки, формируются умения решать межпредметные задачи, кроме того развиваются проектировочные умения, владение которыми обеспечит способность самостоятельно проектировать самостоятельную работу, выбирать способы обучения, приемлемые и результативные в организации деятельности по профессии;

- на развивающем уровне формируется добросовестное отношение к процессу обучения, развивается склонность курсантов к творчеству в будущей профессиональной деятельности, появляется возможность саморазвития и самоактуализации в учебной и профессиональной деятельности.

К реализации механизмов интеграции следует относить следующие этапы: прединтегративный, собственно интегративный и постинтегративный.

В структурно-функциональной модели интегративного подхода в обучении М.С. Пак выделяет три необходимых и достаточных компонента [7]: предметный компонент — связан с вопросом: «Что интегрируется?» (ответ на этот вопрос не может быть однозначным, поскольку обучение — сложный многозвенный и многофакторный процесс.

- функциональный компонент — раскрывает интегративный подход с процессуальной стороны;

- исторический компонент — связан с вопросами происхождения целостного образования и перспективы его развития.

Важнейшими функциями интегративного подхода, по мнению М.С.Пак, являются: а) методологическая (формирование целостности знаний, умений, отношений, мировоззрения, интегративного стиля мышления); б) формирующая (образовательная, воспитывающая, развивающая); в) интегрирующая (объединяющая, системообразующая, синтезирующая, конструктивно-моделирующая); г) проектировочная (планирование интегральных целей и задач, интегративного методического обеспечения, отбор целостного содержания); д) прогностическая (предвидение интегративных результатов).

«Об интегративном подходе в обучении можно говорить лишь в том случае, — пишет М.С. Пак [7], — если все компоненты процесса обучения целостно взаимосвязаны и каждый из них приобретает интегративный характер».

Рассмотрим структуру интегративного подхода к обучению авиационному английскому языку. Она включает в себя аспекты, принципы, цели и результат. Компонентами интегративного подхода являются: методический, организационно-деятельностный и содержательный [4, с. 7-8]

Методический аспект включает в себя интегрирование методик обучения различных дисциплин. Например, следует использовать такие педагогические технологии, как метод проектов, ролевые игры, кейс-технологии. Особое значение имеют проблемные задания, благодаря анализу которых курсанты пытаются глубже понять суть явлений, что ведет к познанию самого себя.

Организационно-деятельностный компонент включает в себя различные формы проведения занятий: круглый стол, конференция, защита проектов. Нетрадиционные формы проведения занятий учат курсантов мыслить нестандартно, а также повышают мотивацию к изучению авиационного английского языка.

Содержательный компонент включает в себя учебную деятельность (использование различных методов обучения, качественный отбор аутентичного материала, способствующего достижению целей интегративного курса) и внеучебную деятельность (межкультурное взаимодействие, самостоятельное изучение материала). [11, с. 23]

Можно выделить следующие основные принципы интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку: принцип культуросообразности; принцип вариативности; принцип ориентации на саморазвитие; принцип самоопределения и самоактуализации личности; принцип толерантности; принцип креативности; принцип диалога культур [1, с. 7].

Для более полной и целостной характеристики концепции интегративного подхода существует система принципов, образованная тремя подсистемами:

- принципы построения содержания обучения;

- принципы организации процесса обучения;

- принципы дифференциации субъектов обучения.

Необходимыми условиями успешного преподавания авиационного английского языка с использованием интегративного подхода являются:

- высокий уровень общей и педагогической культуры для создания и постоянного обогащения культурно-информационной образовательной среды;

- социальная активность и креативность педагога;

- сотрудничество педагога с другими преподавателями-предметниками;

- наличие необходимой учебно-методической базы (методической и справочной литературы, дидактического материала, мультимедийных пособий) [6, с. 14].

В концепции интегративного подхода мы предложили дидактическую систему принципов, состоящую из трех подсистем:

1. принципы построения содержания обучения;

2. принципы организации процесса обучения;

3. принципы дифференциации субъектов учения [8, с. 5; 5, с. 12].

Каждая из подсистем включает в себя ряд принципов, которые являются доминирующими в данной дидактической системе.

К принципам построения содержания обучения мы относим:

1. Принцип проектирования способа преобразования и предъявления содержания интегративного обучения на личностно-смысловой основе, в зависимости от целей обучения с дальнейшей детализацией форм, средств и приемов обучения.

2. Принцип единства содержательной и процессуальной сторон при условии интеграции предполагает изменение подхода к обучению авиационному английскому языку в зависимости от содержания образования, что обеспечивает изменение методов, форм и средств обучения.

3. Принцип опоры на имеющиеся знания позволяет преподавателю учитывать сложившуюся у обучаемого систему знаний; этот принцип необходим при обучении иностранным языкам, так как у любого курсанта уже сформирована система психолингвистических единиц и имеется первоначальное осознание (рефлексия) родного языка.

Таблица 1

Подсистема принципов организации процесса обучения

Принцип Суть принципа

1. Принцип адаптационно-развивающего характера дифференциации максимальная адаптация процесса обучения к индивидуальным особенностям курсантов.

2. Принцип психологической комфортности снятие всех стрессообразующих факторов обучения путем учета личностных особенностей курсантов для последующей интеграции и дифференциации.

3. Принцип единства индивидуально-личностного и социального в дифференцированном обучении обеспечение формирования субъектной активности личности за счет создания условий как для последующей самореализации обучаемого, так и для его социальной адаптации

4. Интегративно-компетентностный принцип оказание существенного влияния на цель, содержание, методику, процесс и организацию образования, предполагая социальное взаимодействие субъектов при реализации определенных образовательных задач, использование рефлексивного креативного мышления, возможностей интегративного, нелинейного и инновационного обучения.

5. Принцип гуманистической направленности позволяет не только раскрыть, но и развить индивидуальность курсанта, интеграция же дает возможность расширить и углубить процесс дифференциации, наполняя его гуманистическим смыслом.

Принцип дидактического цикла дифференцированного обучения позволяет структурировать процесс дифференцированного обучения, единицами которого могут выступать уровневые звенья и уровневые этапы.

К уровневым звеньям относятся:

4. постановка познавательно-образовательной задачи и создание у курсантов положительной мотивации и творческого подхода к ее решению;

5. дифференцированная организация усвоения познавательно-образовательной деятельности до требуемого и возможного смысло-образовательного уровня;

6. дифференцированный подход к диагностированию творческой, познавательно- образовательной деятельности [3, с. 116].

Как показали исследования О. Голубевой и А. Суханова, отношениями дополнительности связаны традиционная и новая образовательные парадигмы5 [2, с 3-7]. Можно показать, что интегративная и дифференцирующая компоненты образования дополняют друг друга.

Таким образом, рассмотренные нами дидактические принципы определяют важнейшие требования к содержанию, методам, средствам, организационным формам при обучении авиационному английскому языку в соответствии с общими целями и закономерностями процесса обучения. Все эти принципы находятся в тесном взаимодействии и позволяют создать специальные психолого-педагогические условия не только для формирования знаний, но и для личностного развития каждого курсанта. Для осуществления данной цели необходима эффективная и инновационная технологии обучения, ориентированная на интегративно-дифференцированный подход, на целостность и динамику учебного процесса, на рациональное и гибкое управление его качеством.

Основным принципом построения программы обучения пилотов английскому языку является двухнаправленность: общий английский язык авиационной направленности; язык для специальных целей -фразеология радиообмена. Они отличаются между собой тематикой и лексическим составом учебных материалов, приоритетом того или иного вида речевой деятельности, что позволяет использовать курс обучения английскому языку для формирования готовности пилотов к коммуникативному взаимодействию, основываясь на разработанных ведущими отечественными психологами и педагогами принципах обучения иностранному языку в неязыковом вузе (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Б. Харрисон и др.): принцип профессиональной направленности обучения; принцип единства профессиональной деятельности и профессионального обучения; принцип синхронизации профессионально- ролевого и речевого поведения; принцип коммуникативной направленности; принцип ориентации заданий на приемы профессиональной деятельности пилотов, а именно, на решение операторских задач [4, с. 15].

Конкретизация этих принципов находит отражение в следующих элементах обучения пилотов иностранному языку: в ряде указаний, касающихся характера, содержания и функционально-стилевых аспектов информации; в перечне умений и навыков иноязычного общения; в номенклатуре сфер и ситуаций профессиональной направленности; в реестре отобранных языковых явлений. Таким образом, содержание обучения профессиональному английскому языку пилотов рассматривается как некая модель естественного общения в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью пилотов [6, с. 46].

Для обоснования целесообразности применения общей теории систем и системного анализа в педагогике, исследователи (И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.В. Краевский, В.Н. Садовский и др.) используют принцип системности, предполагающий доминирование целостного знания над составляющими его элементами, выделение основных элементов изучаемого процесса профессиональной подготовки, рассмотрение их с точки зрения иерархических отношений, системообразующих связей, структурных характеристик. В своих работах В.П. Беспалько, В.Д. Шадриков освещают системно-структурный подход, получивший широкое распространение во всех областях науки. Вкладывая свое содержание в понятие «система», каждый исследователь выделяет ее различные характеристики, акцентируя внимание на одном или нескольких определенных признаках. На наш взгляд, наиболее полно отражает понятие «система» определение В.Н. Садовского, понимающего под системой «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» [10, с. 92]. Анализируя сущность понятия «педагогическая система», B.C. Беспалько, В.В. Краевский выявили, что она представляет собой целостное единство факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития человека.

Модель эффективной реализации интегративного подхода требует выполнения определенных педагогических условий.

Таким образом, модель реализации интегративного подхода включает три уровня: содержательный, деятельностный, ценностно-содержательный.

Она будет эффективной при соблюдении следующих принципов: культурообразности, вариативности, ориентации на саморазвитие и самореализацию личности, толерантности, креативности, диалоге культур.

Педагогические условия эффективного применения интегративного подхода в преподавании учебных дисциплин на основе авиационного английского языка:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- готовность педагога к инновационной деятельности;

- постоянная интеграция технологий блочно-модульного обучения и технологии интерактивного обучения;

- диагностическое целеполагание, отбор и структруирование содержания учебного материала;

- определение структуры иноязычной коммуникативной компетенции при обучении авиационному английскому языку;

- организация контроля и оценивания результатов деятельности педагогов по применению интегративного подхода с помощью специально разработанных форм педагогического контроля, способствующих реализации разработанной модели. Схематично модель представлена так:

Модель реализации интегративного подхода при использовании блочно-модулыгой технологии.

Выводы. Интегративный подход — это творческий и многомерный синтез концепций, которые опредмечивают различные аспекты человеческой активности как в теоретико-методологическом, так и в исследовательском и психотехническом отношениях.

Интегративный подход при обучении авиационному английскому языку — это взаимосвязное обучение всем видам речевой деятельности (говорению, чтению, аудированию, письму), с использованием технологий блочно-модульного и интерактивного обучения, с применением интерактивных форм и методов обучения, направленное на формирование иноязычной коммуникативной, социо - культурной и информационно-технологической компетенций.

Модель реализации интегративного подхода включает три уровня: содержательный, деятельностный, ценностно-содержательный.

Она будет эффективной при соблюдении следующих принципов: культурообразности, вариативности, ориентации на саморазвитие и самореализацию личности, толерантности, креативности, диалоге культур.

Педагогические условия эффективного применения интегративного подхода в преподавании учебных дисциплин на основе авиационного английского языка:

- готовность педагога к инновационной деятельности;

- постоянная интеграция технологий блочно-модульного обучения и технологии интерактивного обучения;

- определение структуры иноязычной коммуникативной компетенции при обучении авиационному английскому языку;

- организация контроля и оценивания результатов деятельности педагогов по применению интегративного подхода с помощью специально разработанных форм педагогического контроля, способствующих реализации разработанной модели.

Литература:

1. Абрамян Г. В. Опережающее образование педагога и проблемы его информатизации // Человек и образование. 2005. № 2. С. 16-19.

2. Борщева О.В. Структура интегративного подхода к обучению иностранному языку. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А Шолохова // Педагогика и психология. 2011. №1. С. 7-12

3. Гвоздева А.В. Интегративно-дифференцированный подход в развитии субъектности студентов (на материале обучения французскому языку): Монография [Текст] / А.В. Гвоздева. - Курск: Изд-во Курского гос. университета, 2008. - 212 с.

4. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. №5. С. 14-19.

5. Каримов З.Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов: автореф. дис ... д-ра пед.наук. М, 2008. 24 с.

6. Никитенко О.А. Формирование интегративной основы обучению иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Никитенко Ольга Александровна. Санкт-Петербург, 2013. - 276 с.

7. Пак, М. С. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся профтехучилищ [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук / М. С. Пак. — СПб., 1991. — 21 с.

8. Поспелов В. К. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки / В. К. Поспелов, Н. Н. Комиссарова // Высшее образование в России [Текст]: науч.-пед. журн. М-ва образования РФ / М-во образования РФ. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати 2011. № 10. С. 3-11.

9. Рудницкая C.B. Модульное обучение как целостная система: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 15 с.

10. Садовский В.Н. Основания общей теории систем: логико- методологический анализ. - М.: Наука, 1974. - 350 с.

11. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: дис. док. пед. наук. Екатеринбург, 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://www znaj.ru (дата обращения 01.08.2014).

12. Petrenko M.A. The developmental interactive technology of students' creative activity / M.A. Petrenko // Open Science Journal of Education. - 2015. - №3. - С. 43-47

Педагогика

УДК: 372.854

кандидат химических наук, доцент Бахарева Светлана Владимировна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Аннотация. Статья посвящена анализу задач, предлагаемых для решения участникам Всероссийской олимпиады школьников по химии (региональный этап). Рассматриваются основные типы заданий по органической химии, раскрываются их основные особенности.

Ключевые слова: олимпиада школьников по химии, познавательный интерес, творческие способности, органическая химия, цепочки превращений.

Annotation. This article is analysed the tasks for participants of Russian school Olympiad in chemistry. The main kinds of tasks in organic chemistry are discussed, the crucial issues are revealed.

Keywords: school chemistry olympiad, educational interest, creative abilities, organic chemistry, transformation chains.

Введение. Задача олимпиад по химии - выявление учащихся, имеющих особые склонности к изучению данной естественнонаучной дисциплины и желающих заниматься научной деятельностью. В системе Всероссийской олимпиады школьников выделяют различные этапы - школьный, муниципальный, региональный и заключительный, а также проводятся Ломоносовская, Московская областная и Международная Менделеевская олимпиады, которая является аналогом бывшей Всесоюзной олимпиады по химии. Первая Всероссийская олимпиада школьников по химии состоялась в 1965 г. [1].

Начиная с регионального уровня, олимпиады состоят из двух туров - теоретического и экспериментального. В рамках первого тура участники решают задачи из разных разделов химии, во втором туре демонстрируют владением навыками химического эксперимента. Общий результат суммируется по достижениям учащихся в обоих турах. В некоторых случаях олимпиады включают дополнительный заочный тур, когда участники отвечают на задания с использованием Интернет-технологий. Примером может послужить межрегиональная олимпиада школьников «Альфа», проводимая в Приволжском федеральном округе.

Задания для Всероссийской олимпиады школьников составляются в Центральной предметно-методической комиссии, включающей сотрудников Химического факультета Московского государственного университета во главе с его деканом, профессором В.В.Луниным. Призеры и победители региональных этапов получают право на участие в заключительном этапе, проводимом в одном из областных центров Российской Федерации, кроме 2012 г., когда он проходил в г.Магнитогорске Челябинской области. Выпускникам, занявшим призовые места на заключительном этапе, предоставляется право поступления на химический факультет МГУ на льготных условиях, а также учащиеся 10-11 классов приглашаются для участия в Международной олимпиаде школьников по химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.