УДК 373.31
МОДЕЛЬ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ УЧЕТА РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕРРИТОРИИ
Н.Н. Титаренко, О.А. Черепанова
Обсуждается необходимость разработки диагностического инструментария для оценки планируемых результатов начального общего образования в части учета региональных и этнокультурных
особенностей территории. Описывается структура модели инструментария, обосновываются элементы структуры модели.
Ключевые слова: планируемые результаты начального общего образования, учет региональных и этнокультурных особенностей территории, модель инструментария, когнитивный аспект, ценностно-смысловой аспект,
деятельностный аспект.
Для оценки качества реализации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования все образовательные организации России ориентированы на процесс освоения младшими школьниками содержания основной образовательной программы начального общего образования, что, в свою очередь, требует разработки принципиально нового диагностического инструментария, который не использовался ранее школьными учителями [2].
Появилась необходимость разработки инструментов и вариантов моделей контрольно-измерительных материалов (далее - КИМов) для оценки достижений младшими школьниками планируемых результатов в части учета региональных и этнокультурных особенностей конкретных регионов.
Научно-методическим ориентиром для разработки таких моделей КИМов были методические рекомендации для разработки общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) образования на основе учета национальных, региональных и
этнокультурных особенностей региона [3]. В методических рекомендациях системно представлено наполнение содержательного компонента основной образовательной программы для начального общего образования Челябинской области с учетом региональных и этнокультурных
особенностей региона.
Целью нашей работы является описание модели инструментария (КИМ) для оценки результатов освоения младшими
школьниками основной образовательной программы в части учёта региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области.
Направления и тематика контрольно-измерительных материалов для начального общего образования определены соответственно смысловому наполнению содержательного компонента основной образовательной программы с учетом региональных и этнокультурных
особенностей региона. Содержание осваиваемого учебного материала систематизировано по трем аспектам: когнитивному, ценностно-смысловому и деятельностному. К когнитивному аспекту отнесены первоначальные представления и опыт знакомства младших школьников с региональным и этнокультурным многообразием Челябинской области; к ценностно-смысловому аспекту - понимание своей национальной и этнической принадлежности, уважительное отношение к истории и культуре других народов, проживающих на территории области; к деятельностному аспекту - отражение участия младших школьников Челябинской области в школьных и внешкольных мероприятиях.
Тематика КИМов основана на обязательном содержании основной образовательной программы начального общего образования. По региональному направлению это краевед-
ческие темы: «Достопримечательности Челябинской области», «Заповедники и национальные парки Челябинской области», «Озера Южного Урала», «Города Челябинской области» и другие. По этнокультурному направлению такие темы, как «Национальные музыкальные инструменты», «Национальная кухня», «Национальные украшения народов Урала», «Национальные игры и танцы», «Национальные костюмы народов Урала» и другие. Таким образом, модель контрольно-измерительных материалов для начального общего образования разрабатывалась нами в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы в части учета региональ-
ных и этнокультурных особенностей территории для выполнения выпускникам начальной школы, обучающимся по ФГОС НОО. При разработке модели КИМов Титаренко Натальей Николаевной были учтены вышеперечисленные условия.
Структура модели КИМов представлена в виде двух комплексных работ для оценки освоения младшими школьниками регионального и этнокультурного компонентов, и двух мини-проектов по той же тематике на выбор обучающегося. Задания в работах нацелены на определение уровня освоенности обучающимися содержания ООП НОО с учётом региональных и этнокультурных особенностей и отражены на рис 1.
Рис.1. Модель инструментария по оценке результатов освоения младшими школьниками основной образовательной программы в части учёта региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области.
Опишем структурно-функциональные особенности элементов структуры модели КИМов: комплексной работы и мини-проекта.
Комплексная работа включает не сплошной текст и четыре задания к нему. Разработанная нами конструкция не сплошного текста (сочетание текстовой и внетекстовой информации) обеспечивает школьнику ресурс для диагностики необходимого уровня представлений о региональных или этнокультурных особенностях Челябинской области по определенной теме. Количество слов в тексте для учеников четвертого класса, по нашему мнению, не должно превышать 150 слов, что дает возможность прочитать и осознать содержание текста в
течение 3-4 минут.
В сюжеты текстов мы предлагаем включать не более трех сравниваемых параметров объекта или процесса, что достаточно для аналитических
возможностей младших школьников [1]. Кроме того, сюжетом КИМов может быть описание реального культурно-
познавательного события из внеурочной жизни младших школьников Челябинской области: подготовка или проведение праздников, конкурсов, выставок, походов, экскурсий и т.п. Мы уверены, что такой подход к выбору значимых событий способствует не только развитию познавательного интереса младших школьников, но и может мотивировать
участвовать в реальной жизни их ближайшего социокультурного окружения.
Вторым важным источником информации не сплошного текста являются изображения, которые иллюстрируют некоторые факты содержания текста и сами несут дополнительную визуальную информацию.
Таким образом, использование в качестве информационного ресурса текстовой информации и изображений позволяет обеспечить обучающихся достаточным содержательным резервом для выполнения заданий и, что крайне важно, является социально значимым образцом для подражания.
Таким образом, содержание не сплошного текста является ресурсом для выполнения четырех заданий комплексной работы. Задания, включенные нами в комплексную работу, составлены на основе ситуаций, взятых из учебной и внеурочной деятельности младших школьников, представлены в форме учебно-познавательных и учебно-практических задач [6].
Охарактеризуем задания комплексной работы.
Задание №1 закрытого типа с выбором одного правильного ответа, направленное на выявление сформированности умений понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы, рисунка. Задание рассчитано на проверку сформированности уровня представлений младших школьников в части когнитивного аспекта. При выполнении такого задания обучающемуся необходимо выбрать правильный ответ из трех предлагаемых вариантов, два из которые являются неверными, т.е. дистракторами. Дистрактор (отвлекающий ответ) - вариант ответа на тестовое задание закрытого типа, похожий на правильный, но не являющийся таковым. В первом задании используются два дистрактора. Чтобы принять решение при выборе ответа, обучающийся должен прочитать текст комплексной работы и рассмотреть изображения, только такая полная информация обеспечит принятие верного решения в выборе вариантов ответа. Следует отметить, что мы учитывали ограниченные возможности
младших школьников в умении работать с большими объемами информации, поэтому составляли задачные формулировки ясными и короткими. Начало фразы задачной формулировки начинается с указания точного действия (отметь, подчеркни, допиши, составь). Ясность задачной формулировки обеспечивается тщательным подбором слов и иллюстраций, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания [4], [5].
Задание №2, разработанное для комплексной работы, открытого типа со свободным развернутым ответом, направлено на выявление сформированности у обучающихся умений анализировать, сопоставлять, интерпретировать и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста, представленную в различной форме. При выполнении задания такого типа младший школьник должен сформулировать и записать ответ с учетом предусмотренных в задании ограничений. Задание предложено на когнитивный аспект и проверяет уровень сформированности представлений.
Задание №3 закрытого типа с выбором одного правильного ответа, направлено на выявление сформированности у младшего школьника умения в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную или противоречивую информацию. Задание сконструировано таким образом, чтобы после чтения текста и сравнивания вариантов ответа с информацией в тексте у школьника появилась возможность выбрать верный вариант ответа. Задание предложено на когнитивный аспект, проверяет уровень представлений школьника.
Задание №4 открытого типа со свободным ответом, направлено на выявление сформированности у обучающихся умения на основе имеющихся знаний, жизненного опыта находить пути восполнения недостающей информации. Задание предложено на ценностно-смысловой аспект.
Школьнику необходимо сформулировать и записать аргументы, откликнуться на значимое событие, осмыслить и представить свою позицию.
Таким образом, в разработанной модели
КИМов для оценки планируемых результатов начального общего образования в части учета региональных и этнокультурных особенностей территории предложены две комплексные работы для двух блоков регионального и этнокультурного компонентов; состоящие из не сплошного текста и четырех заданий.
Мини-проект позволяет проверить сформированность у обучающихся умений использовать информацию из текста для решения различного круга учебно-познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта обучающихся, развивает продуктивно-творческое мышление обучающих. Степень выполнения мини-проекта позволяет оценить уровень сформированности у младшего школьника умения отбирать и преобразовывать информацию, пользоваться избыточной информацией, планировать последовательность действий, принимать решения, контролировать полноту выполнения действий, указанных в задачной формулировке. В качестве методических рекомендаций для организаторов мониторинга уровня освоенности обучающимися содержания ООП НОО в части учёта региональных и этнокультурных особенностей, мы предлагаем сообщить выполняющему работу младшему школьнику изучить два варианта мини-проектов, определиться со своими возможностями в их успешном выполнении и принять решение, какой из них будет выполнен.
Разработанная нами модель КИМов, была проэкспертирована специалистами ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (г. Челябинск) в январе 2014 года и утверждена для использования в качестве конструкции для составления серии КИМов по краеведческой тематике с целью создания банка контрольно-измерительных
материалов для оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования,
отражающих региональные и
этнокультурные особенности Челябинской области.
Пример контрольно-измерительного материала по теме «Национальные музыкальные инструменты Челябинской области», разработанного на основе описанной выше модели, приведён в приложении к статье.
Список литературы
1. Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Рабочая тетрадь. Е.В. Григорьева, Н.Н. Титаренко - 4-е изд.- Челябинск: АБРИС, 2016. - 56с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
3. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина и др..; Мин-во образования и науки Челяб. обл.; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. -Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - 164 с.
4. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120с. -(Стандарты второго поколения).
5. Разработка тестов и анкет для национальной оценки учебных достижений / Пру Андерсен, Джордж Морган; пер. с англ. В.Н. Симкина; научн. ред. В.И. Звонников. -М.: Логос, 2011. - 196 с.: ил. - (Национальная оценка учебных достижений).
6. Титаренко Н.Н. УЧУСЬ УЧИТЬСЯ. Комплексные работы для младших школьников: Учебное пособие для учащихся 4-х классов общеобразовательных организаций: школ, лицеев, гимназий. Выпуск второй /авт.-сост. Н. Н. Титаренко, Д. В. Мельникова, В. Н. Ашмарина —
Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2015. — 60с.
References
1. Grigor'eva E.V. Priroda YUzhnogo Urala. Rabochaya tetrad'. E.VGrigor'eva, N.N. Titarenko - 4-e izd.- CHelyabinsk: ABRIS, 2016. - 56s.
2. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya / A.G. Asmolov [i dr.]; pod red. A.G. Asmolova - 2-e izd. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 152 s.
3. Metodicheskie rekomendacii po uchetu nacional'nyh, regional'nyh i ehtnokul'turnyh osobennostej pri razrabotke obshcheobrazovatel 'nymi uchrezhdeniyami osnovnyh obrazovatel'nyh programm nachal'nogo, osnovnogo, srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya / V. N. Kespikov, M. I Solodkova, E. A. Tyurina i dr..; Min-vo
4. Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshchego obrazovaniya / L.L. Alekseeva [i dr.]; pod red. G.S. Kovalevoj, O.B. Loginovoj. -2-e izd. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 120s. -(Standarty vtorogo pokoleniya).
5.Razrabotka testov i anket dlya nacional'noj ocenki uchebnyh dostizhenij / Pru Andersen, Dzhordzh Morgan; per. s angl. V.N. Simkina; nauchn. red. V.I.Zvonnikov. - M.: Logos, 2011. - 196 s.: il. - (Nacional'naya ocenka uchebnyh dostizhenij).
6. Titarenko NN. UCHUS' UCHIT'SYA. Kompleksnye raboty dlya mladshih shkol'nikov: Uchebnoe posobie dlya uchashchihsya 4-h klassov obshcheobrazovatel'nyh organizacij: shkol, liceev, gimnazij. Vypusk vtoroj / avt.-sost. N. N. Titarenko, D. V. Mel'nikova, V. N. Ashmarina — CHelyabinsk: NP Innovacionnyj centr «ROST», 2015. — 60s.
Приложение
КИМ по теме «Национальные музыкальные инструменты Челябинской области».
Комплексная работа
Школьники лицея №10 города Челябинска учились играть на национальных инструментах народов Челябинской области и в мае 2014 года решили провести школьный музыкальный праздник. На балалайке русские мелодии будет играть Иван, на мандолине татарские мелодии репетирует Альфия, на курае башкирскую музыку исполнит Марат.
Задание 1.Рассмотри изображение балалайки. Отметь знаком + ее описание.
□ духовой музыкальный инструмент в виде трубки с отверстиями длиной от 120 мм.
□ струнный щипковый музыкальный инструмент с овальной формой тела небольшого размера и пятью двойными струнами.
□ трехструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной формой тела.
Задание 2. Для подготовки к викторине в школе составь и допиши задания:
Задания викторины Название
Это русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной формой тела. балалайка
Это курай
Это мандолина
Задание 3. Отметь знаком + мероприятие, которое пройдет в лицее №10.
□ национальные инструменты татар
□ национальные инструменты народов Челябинской области
□ школьный музыкальный праздник
Задание 4. На сайте школы ученики пишут объявление для родителей с приглашением на музыкальный праздник. Напиши два аргумента, почему гостям стоит прийти на праздник.
1) смогут увидеть и услышать три разных музыкальных инструмента,
2 )_,
3)_.
Мини-проект
Изучи варианты музыкальных произведений, которые можно исполнить на празднике. Составь программу праздника так, чтобы в репертуаре было по два музыкальных произведения в исполнении каждого инструмента.
Не забудь в программе указать название праздника, место его проведения. Придумай и запиши дату и время проведения праздника.
Варианты музыкальных произведений для составления программы праздника
Музыкальные произведения в исполнении
балалайки: мандолины: курая:
1. «Русская плясовая» 1. «Родная земля» 1. «Семь красавиц»
2. «Камаринская» 2. «Апипа» 2. «Дружба»
3. «Ах вы, сени» 3. «Мелодия» 3. «Старый Урал»
4. «Тройка 4. «Сабантуй 4. «Журавлиная песня»
Программа музыкального праздника
« »,
название праздника
Место проведения праздника
Дата Время
В программе праздника произведения в исполнении балалайки:
1) 5
2) ;
мандолины:
1) ,
2) ;
курая:
1) ,
2) .
До встречи на празднике!
Сведения об авторах
Титаренко Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая сектором дистанционного обучения факультета заочного обучения и дистанционных образовательных технологий ФГБОУ ВО Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск
Черепанова Ольга Александровна -кандидат педагогических наук, начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Titarenko N.N. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the sector of distance learning, Faculty of distance learning and distance learning technologies, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Cherepanova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department «Ensuring the assessment quality of educational outcomes», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk