Научная статья на тему 'Модель и специфика международного сотрудничества сообществ и регионов Бельгии'

Модель и специфика международного сотрудничества сообществ и регионов Бельгии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
732
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЦИЯ / РЕГИОН / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / FEDERATION / REGION / INTERNATIONAL LEGAL PERSONALITY / INTERNATIONAL TREATY / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ливанова Ирина Владимировна

Международные связи сообществ и регионов Бельгии можно представить как уникальную модель, имеющую свою специфику по ряду параметров. Субъекты бельгийской федерации обладают вторичной международной правосубъектностью и в области внешней политики получили право вступать в международные отношения в сфере своей компетенции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nternational relations of Belgian communities and regions can be represented as a unique model, specific in a number of ways. Subjects of Belgian federation have secondary international legal personality and are entitled to establish international relations according to their competence.

Текст научной работы на тему «Модель и специфика международного сотрудничества сообществ и регионов Бельгии»

Ирина ЛИВАНОВА

МОДЕЛЬ И СПЕЦИФИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СООБЩЕСТВ И РЕГИОНОВ БЕЛЬГИИ

Международные связи сообществ и регионов Бельгии можно представить как уникальную модель, имеющую свою специфику по ряду параметров. Субъекты бельгийской федерации обладают вторичной международной правосубъектностью и в области внешней политики получили право вступать в международные отношения в сфере своей компетенции.

International relations of Belgian communities and regions can be represented as a unique model, specific in a number of ways. Subjects of Belgian federation have secondary international legal personality and are entitled to establish international relations according to their competence.

Ключевые слова:

федерация, регион, международная правосубъектность, международный договор, международные отношения, международные связи; federation, region, international legal personality, international treaty, international relations.

Сложность федеративной структуры, специфика и уникальность правового регулирования международных связей субъектов, влияние европейского права на бельгийский федерализм послужили основанием для исследования международной деятельности сообществ и регионов Бельгии.

Разработка критериев сравнительного анализа международных связей регионов государств дает возможность провести изучение особенностей международного сотрудничества регионов Бельгии.

Критерий первый: принципы государственного строительства федерации. Согласно Конституции 1 февраля 1994 г., главная особенность бельгийской федерации и отличие от других федераций заключается в том, что в основе деления федерации на субъекты лежит языковой принцип, нет единой системы деления федерации на части, существуют одновременно три системы деления федерации на субъекты. Бельгийская федерация одновременно делится на сообщества, регионы, лингвистические регионы1.

Современная Бельгия — федеративное государство, состоящее из сообществ и регионов (ст. 1 Конституции). Она включает в себя три сообщества — французское, фламандское и немецкоязычное (ст. 2) и три региона — Валлонский, Фламандский и Брюссельский (ст. 3). Согласно ст. 4, федерация содержит четыре лингвистических региона: французского языка, нидерландского языка, немецкого языка и двуязычный регион Брюссель — столица2.

В результате конституционной реформы возникла бельгийская федерация с весьма сложной структурой. Реализуя принцип этнолингвистического устройства федерации, она имеет два вида параллельно функционирующих субъектов — сообщества и регионы.

Критерий второй: модель государственного устройства. Действующая Конституция Бельгии закрепила модель государственного устройства страны, которая формируется, исходя из нескольких подходов.

Во-первых, компетенция центральной власти формируется по «остаточному» принципу, согласно которому все вопросы, которые прямо не отнесены к правомочиям субъектов федерации,

1 Конституционное право зарубежных стран / авт.-сост. А.В. Якушев. — М., 2003, с. 136.

2 Конституция Бельгии // Конституции государств Европейского Союза. — М., 1997, с. 109.

ЛИВАНОВА

Ирина

Владимировна —

доцент кафедры

общественных

дисциплин

Сибирского

инститлта

международных

отношений

ирегионоведения

8тог@детог.т

201 0 ’ 0 4

ВЛАСТЬ

167

относятся к прерогативе федеральных органов. Кроме того, к федеральному ведению отнесены вопросы, которые прямо исключены из компетенции субъектов.

Во-вторых, субъекты федерации автономны в осуществлении своей компетенции, что означает отсутствие главенства над ними со стороны федеральных органов. Сообщества и регионы имеют законодательные и исполнительные органы власти.

В-третьих, распределение компетенции между федерацией и субъектами федерации имеет исключительный характер: отнесение какого-либо вопроса к компетенции власти одного уровня исключает компетенцию власти другого уровня. Это не препятствует, однако, тому, чтобы предмет ведения был подразделен на отдельные составляющие, каждая из которых была бы отнесена к компетенции властей различных уровней.

В-четвертых, принцип исключительной компетенции не имеет абсолютного характера: вмешательство органов федерации в решение вопросов, отнесенных к ведению субъектов, допускается, если оно необходимо для нормального осуществления федерацией управления в тех сферах, которые отнесены к ее компетенции.

Критерий третий: разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами. В каждом сообществе существуют представительные органы: Совет французского сообщества, Фламандский совет и Совет немецкоязычного сообщества. Советы своими декретами регулируют вопросы культуры, образования, сотрудничества между сообществами и международного сотрудничества, включая заключение договоров по вышеуказанным вопросам. В компетенцию культурных сообществ (фламандское, французское и немецкоязычное) переданы вопросы образования, культуры, здравоохранения, молодежной политики, спорта, поддержки семьи и личности, языка, науки. В компетенцию экономических регионов (Фландрия, Валлония и Брюссель) входят вопросы, «относящиеся к территории»: городское планирование и землепользование; защита окружающей среды; водные и почвенные ресурсы; сельское хозяйство; ряд вопросов экономики, в т.ч. вопросы кредитной и экспортной политики; вопросы энергетической политики; местное са-

моуправление; занятость; общественные работы и транспорт; научная политика (в вышеперечисленных областях)1.

Критерий четвертый: координация международных связей регионов государств. В области внешней политики сообщества и регионы добились права осуществлять международное сотрудничество в сфере своей компетенции. В стране создана Межминистерская конференция по международной политике, которая осуществляет необходимую координацию и обеспечивает взаимодействие регионов на государственном уровне.

Критерий пятый: признание за регионами международной правосубъектности. Регионы Бельгии, исходя из законодательства страны, обладают международной правосубъектностью, но в пределах своей исключительной компетенции, т.е. обладают вторичной международной правосубъектностью. Они имеют право самостоятельно заключать по вопросам их ведения международные договоры с иностранными государствами и международными организациями (при условии, что соответствующие государства и организации признают международную правосубъектность сообществ и регионов).

Критерий шестой: право регионов вступать в международные связи. Регионы Бельгии наделены правом вступать в международные связи. В субъектах федерации имеются специализированные учреждения, отвечающие за развитие международных связей в отдельных областях, таких как внешняя торговля, туризм, инвестиции и т.п.

Для выполнения своих функций валлонское Агентство по экспорту и «Экспорт — Фландрен» имеют в составе бельгийских посольств за рубежом своих представителей (они входят, как правило, в состав посольств, но финансируются за счет бюджета регионов).

На общефедеральном уровне задача продвижения бельгийского экспорта решается Бельгийским управлением по внешней торговле (БУВТ). Именно по линии БУВТ организуются так называемые «бельгийские экономические миссии» в зарубежные страны, возглавляемые наследным принцем Филиппом, что придает значительный политический вес

1 Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / под ред. акад. РАН А.Г. Гранберга. — М., 2001, с. 39.

этим миссиям. Руководство БУВТ осуществляет МИД Бельгии и госсекретарь по внешней торговле совместно с субъектами федерации и бельгийским бизнесом. Для этого в состав руководящих органов БУВТ включаются представители регионов и организаций, объединяющих предпринимателей.

Критерий седьмой: право подписания регионами государств международных договоров или соглашений. Сообществам и регионам Бельгии предоставлено право осуществлять внешние сношения по вопросам, входящим в их ведение, вплоть до права заключения международных договоров.

При этом все международные договоры, как исключительные, так и смешанные, как двусторонние, так и многосторонние, должны быть одобрены всеми парламентами, включая парламенты регионов и сообществ. Это подразумевает также, что они по очереди представляют Бельгию в Совете министров Европейского союза при решении вопросов, относящихся к сфере их компетенции. В сфере заключения международных договоров за федеральными властями остались полномочия в вопросах, касающихся государства в целом, финансово-налоговой политики, обороны, управления государственным долгом, правосудия, социального обеспечения, стандартов, принятия нормативов в области сельского хозяйства и образования, договоры в сфере ядерной энергетики, железнодорожного и авиатранспорта, почты, связи, общегосударственной внешней политики, а также в сфере полномочий, относящихся к экономической и финансовой целостности государства.

Федеральное правительство сохранило за собой ограниченные права контроля за международной деятельностью субъектов: оно может высказать возражения против проекта договора. В этом случае в рамках Межминистерской конференции по внешней политике при Министерстве иностранных дел Бельгии организуется согласительная процедура с участием всех заинтересованных лиц с целью определения возможности заключения такого догово-

ра. Решения принимаются Конференцией на основе консенсуса.

Критерий восьмой: право регионов государств открывать представительства в зарубежных странах. Здесь Бельгия пошла по очень оригинальному пути. Регионы открывают свои представительства в посольствах и консульствах Бельгии. Практически во всех посольствах и консульствах Бельгии введены должности «атташе субъектов федерации» (прежде всего, Фландрии и Валлонии), финансируемые непосредственно регионами и проводящие автономную политику по вопросам, входящим в компетенцию субъектов.

Критерий девятый: участие регионов государств в международных организациях.

Законодательство Бельгии предоставляет право своим регионам не только участвовать в международных организациях, но и открывать в них свои представительства. Сообщества и регионы представлены в отдельных международных организациях, в т.ч. и в ряде органов Европейского союза. Их представительства принимают активное участие в обсуждении проблем, отнесенных по законодательству Бельгии к компетенции субъектов Федерации. Вместе с тем наличие международной правосубъектности у регионов и сообществ не приводит к увеличению числа голосов, которым обладает Бельгия в международных организациях. Они продолжают рассматривать Бельгию как единое государство.

Подводя итог, следует отметить, что проблемы международной правосубъектности сообществ и регионов Бельгии дают ключ к пониманию многих проблем развития федеративных отношений и международных связей регионов. Сообщества и регионы Бельгийской федерации обладают высокой степенью самостоятельности и свободы не только в нормотворческой деятельности, но и в осуществлении международных связей. Это право субъектов определено в Конституции Бельгии и закреплено посредством разделения полномочий между федерацией, ее сообществами и регионами на основе принципа исключительной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.