УДК 377
Сафин P.C. - доктор педагогических наук, профессор
E-mail: safm c/,kgasu.ru
Корчагин Е.А. - доктор педагогических наук, профессор
E-mail: ramziac/,kgasu.ru
Сучков В.Н. - кандидат технических наук, профессор
E-mail: suchkov i/ kgasu.ru
Собровин A.C. - студент
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, Казань, ул. Зеленая, д. 1
Модель и методика проведения экскурсии студентов на строительный объект
Аннотация
Цель статьи - раскрыть сущность экскурсии как инновационной формы обучения студентов. Определены общие признаки экскурсий, приведена их классификация, выделены основные этапы экскурсии, выявлены требования к преподавателю-экскурсоводу. Экскурсия рассматривается с позиций дидактического процесса применительно к посещению строительного объекта. Раскрывается методика урока-экскурсии на строительный объект. Разработана модель организации экскурсии студентов. Приведены экспериментальные данные проведения урока-экскурсии на строительный объект.
Ключевые слова: экскурсия, строительный объект, этапы, преподаватель, студенты, форма, урок, методика.
Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), основанные на компетентностном подходе, сокращение сроков обучения требуют применения инновационных форм обучения.
Инновационные формы обучения могут быть представлены следующими типами нетрадиционных занятий:
- учебное занятие в форме игры и соревнования (деловые, ролевые игры, КВН, викторина, дуэль, турнир, конкурс, эстафета и др.);
- занятие-исследование, занятие-интервью;
- занятия с нетрадиционной формой изучения материала (занятие откровения, урок мудрости и т.п.);
- занятия, носящие характер публичных форм общения (дискуссия, телепередача, диалог, пресс-конференция и др.);
- занятие, имитирующее деятельность учреждений (редакционный совет, суд, ученый совет);
- занятие-экскурсия, позволяет непосредственно познакомиться с изучаемыми объектами [1, с. 52].
Несомненно, урок-экскурсия относится к инновационным формам обучения. Для разработки такого урока в строительном вузе необходимо представить экскурсию как педагогический процесс.
Любая экскурсия характеризуется общими признаками:
- временем проведения (от одного академического часа - 45 минут до трех часов);
- наличием экскурсантов (в составе группы или индивидуальных);
- наличием специалиста-экскурсовода, проводящего экскурсию;
- возможностью зрительного наглядного восприятия экспонатов;
- наличием заранее составленного маршрута передвижения экскурсантов;
- целенаправленностью тематики экскурсии;
- активностью экскурсантов в процессах наблюдения, изучения, исследования экспонатов.
Поскольку экскурсий проводится много, их классифицируют по различным основаниям: 1) по содержанию; 2) по составу и количеству экскурсантов; 3) по месту
проведения; 4) по способу передвижения; 5) по продолжительности; 6) по форме проведения [2, с. 62].
Например, по содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические (одноплановые).
Среди различных видов экскурсий по значимости для профессионального образования особое место занимают производственные экскурсии. В содержательном плане они относятся к тематическим экскурсиям. В соответствии с методическими рекомендациями, содержащимися в работе [3], их можно подразделить на подгруппы:
- производственно-исторические, позволяющие изучить историю развития конкретного производства в России, регионе, городе;
- производственно-экономические. Они посвящены знакомству с биржевой деятельностью, рынком недвижимости и т.д.;
- производственно-технические. В ходе таких экскурсий рассматриваются проблемы инновационного развития техники и технологий определенной отрасли производства;
- профессионально-ориентированные, проводятся для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждений.
К производственным экскурсиям относятся экскурсии на строительные объекты. Цели таких экскурсий - исследование современной архитектуры города, знакомство с новыми техникой и технологиями различных видов строительных работ, изучение новых строительных конструкций и материалов в промышленном и гражданском строительстве, осмотр комфортных условий жизнедеятельности человека, формирование у школьников представления о возведении строительного объекта.
В соответствии с названными целями формируются следующие экскурсионные группы:
1) студенты строительных вузов, техникумов, колледжей и лицеев;
2) учащиеся общеобразовательных школ;
3) граждане, планирующие строить свой дом или проведение ремонта;
4) риэлторы и покупатели жилых и производственных помещений.
С позиций нашей статьи нас интересует первая экскурсионная группа.
Экскурсия на строительный объект является для студентов частью процесса образования. Её основными функциями являются функции обучения, развития и воспитания.
При организации экскурсий на строительные объекты необходимо учесть специфические особенности этой отрасли.
К ним относят [4, с. 27-32]:
- неподвижность и территориальная закрепленность строительных объектов (строящихся и возводимых зданий и сооружений) и подвижность орудий и средств производства (работающего персонала, строительной техники и др.). Это приводит к автономии руководителей подразделений, к усложнению обмена информацией, к ограничению возможности оперативного взаимодействия и управления;
- зависимость от природных и климатических воздействий окружающей среды. Сезонные условия труда оказывают влияние на методы строительства.
Многочисленные, зачастую недостаточно прогнозируемые природно-климатические внешние факторы активно воздействуют на процесс строительства и тем самым усложняют управление им. Появляется множество решений по месту и времени производства работ и бывает трудно найти наиболее оптимальное из них.
- большая материалоемкость строительных работ;
- тенденция переноса производственных процессов со строительной площадки в условия стационарного заводского производства;
- длительность производственного цикла и высокая стоимость строительной продукции;
- бригадные формы организации труда;
- специфическая форма специализации с отчуждением основных орудий труда от исполнителей. Например, основная строительная техника (машины, краны и др.) находится в ведении одной организации (обычно - управления механизации), а рабочие-строители, работа которых полностью зависит от этой техники, числятся в другой организации;
- специфические формы кооперации.
Кроме того, сложные технологические взаимосвязи между основным создателем строительной продукции - генподрядчиком - и многочисленными соисполнителями -субподрядными организациями - часто придают вероятностный характер процессу управления строительным производством.
Субподрядчики выполняют свою часть работ по сооружению объекта на той же территории, что и генподрядчик, одновременно с ним, часто теми же средствами механизации, используя его основные фонды (временные здания, сооружения), вклиниваясь в его технологию и организацию работ. При этом субподрядные организации, имея свои собственные показатели, не всегда совпадающие с показателями генподрядчика, недостаточно заинтересованы в конечной цели производства - вводе объектов в эксплуатацию.
Процесс обучения осуществляется при ознакомлении со строительными материалами, конструкциями, их свойствами. В ходе экскурсии демонстрируется работа строительной техники, знакомство с технологиями различных общестроительных и отделочных работ. Экскурсанты изучают приемы выполнения отдельных операций и т.д.
В ходе экскурсии на строительные объекты студенты осмысливают услышанную и увиденную информацию. В их сознании происходят мыслительные операции. Они сравнивают увиденное и услышанное на изучаемом объекте с ранее полученными знаниями. Сопоставляют изучаемую строительную площадку с идеальной площадкой, приведенной в учебниках или на лекциях. Делают обобщения и выводы.
Общение со специалистами, рабочими на строительном объекте оказывает воспитательное воздействие на студентов. Качественное выполнение работ на объекте тоже имеет воспитательный эффект, эстетически влияя на сознание экскурсантов.
Организацию экскурсии осуществляют преподаватель и представитель строительного объекта. В качестве последнего могут выступать мастер, прораб, начальник участка, инженер по технике безопасности строительной организации. Организаторы должны владеть конструктивными, организаторскими, коммуникативными, познавательными умениями [3, 5].
Группа конструктивных умении включает умения преподавателя отобрать объект, содержание экскурсии; умения отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, составить план проведения экскурсии, применять методические приемы.
Организаторские умения - это умения руководить группой экскурсантов, организовать передачу информации, обратить внимание экскурсантов на изучаемые объекты, обеспечить выполнение программы экскурсии, организовать работу мастера или прораба в роли экскурсовода, подготовить совместно с ними содержание информации о ходе экскурсии.
Коммуникативные умения - умения наладить деловые отношения с группой экскурсантов, со строительными рабочими и специалистами.
Познавательные умения - это умения по совершенствованию содержания, методики проведения экскурсии; умения анализировать эффективность экскурсии; умения техники проведения экскурсии на различных объектах.
Экскурсии школьников на строительный объект проводят педагоги школы совместно с преподавателями вуза, техникума, лицея. В проведении таких экскурсий могут участвовать студенты старших курсов строительного вуза.
В деятельности преподавателя по организации экскурсии выделяют три этапа: подготовительный этап, этап проведения экскурсии и этап послеэкскурсионной работы.
В свою очередь, этапы подготовки и проведения экскурсии на строительный объект включают в себя:
1. Постановку целей и задач, выбор темы и отбор содержания экскурсии (руководитель экскурсии от образовательного учреждения и экскурсовод от строительного объекта).
2. Выбор строительного объекта для проведения экскурсии (организатор от строительного объекта, экскурсовод от строительного объекта).
3. Предварительное знакомство преподавателя с объектом, мастером или прорабом объекта.
4. Выбор видов работ, мастера (строительного рабочего) для показа методов, инструментов, материалов строительного процесса.
5. Определение формы и времени проведения экскурсии, длительности экскурсии, разработка экскурсионного маршрута.
6. Подбор контингента обучающихся на экскурсию, комплектация группы, составление списка экскурсантов, оформление необходимой документации на экскурсионную группу.
7. Проведение инструктажа по технике безопасности.
8. Подготовку и выдачу индивидуальных заданий для самостоятельной проработки.
9. Разработку методики проведения экскурсии.
Этап послеэкскурсионной работы включает:
- составление отчета об экскурсии студентами;
- анкетный опрос студентов и обработка его результатов;
- семинар по итогам экскурсии.
Экскурсия - это многоаспектное событие и в практической деятельности может выступать [3]:
- как самостоятельная форма воспитания и обучения, или в составе других форм обучения и воспитания;
- как одна из ступеней познания, или как форма распространения научных знаний;
- как форма культмассовой работы, как форма организации, а также как часть процесса формирования тех или иных качеств личности;
- как отдельное (разовое) мероприятие, или как часть тематического цикла мероприятий;
- как мероприятие по одному из направлений воспитания - патриотического, трудового, эстетического;
- как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом, а в нашем случае - как форма общения экскурсантов со строительными рабочими и специалистами.
После экскурсии студенты составляют отчет, отвечают на вопросы анкеты об эффективности экскурсии. Для составления отчета студент пользуется своими записями, сделанными в ходе экскурсии.
Отчет включает описание строительного объекта (строительная площадка, процесс строительства многоэтажного или малоэтажного здания, общественного здания и т.д.), архитектурно-конструктивных решений возводимых объектов, применяемых строительных материалов, механизмов, инструментов и приспособлений, методов выполнения и правил производства строительных работ, ответы на вопросы, подлежащие самостоятельной проработке по заданию преподавателя. Представленные материалы иллюстрируются эскизами, чертежами конструктивных элементов и фотосъемками.
Отчет содержит мнение студента о практике, а также рекомендации по улучшению содержания экскурсии.
В основе экскурсии как педагогического процесса лежат дидактические принципы, определяющие содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. Это принципы научности, связи теории с практикой, наглядности, доступности, системности, доходчивости и убедительности. В экскурсионном педагогическом процессе принимают участие две стороны: обучающий экскурсовод и обучающиеся экскурсанты. Экскурсовод передает информацию по определенной теме, экскурсанты эту информацию воспринимают, осмысливают, запоминают. Взаимодействие обучающего и обучающихся вокруг тематического содержания обучения является основой педагогического процесса. Экскурсовод во взаимоотношениях с экскурсантами применяет методические приемы непосредственного или опосредованного педагогического воздействия.
Эффективность экскурсионного педагогического процесса определяется степенями активности во взаимодействии экскурсовода и экскурсантов. Одна из задач экскурсионного педагогического процесса предусматривает достижение плодотворной активности и самодеятельности экскурсантов, с целью побуждения их к самостоятельной работе. От экскурсовода требуется так «подать» изучаемые объекты, чтобы экскурсанты, в процессе
их изучения, анализировали свои впечатления и обсуждали их друг с другом. Одним из элементов экскурсионного педагогического процесса является осмысление информации, полученной в ходе экскурсии. При таком осмыслении в сознании экскурсантов протекают различные мыслительные операции: сравнение с ранее увиденным и услышанным, сопоставление данного объекта с другими, выделение главного и второстепенного в полученной информации, обобщение информации, выводы [6, с. 50].
Педагогические принципы, лежащие в основе экскурсий, компоненты экскурсионного педагогического процесса, педагогическое мастерство экскурсовода -все это реализуется в методике проведения экскурсий.
Экскурсионная методика включает комплекс требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных контингентов экскурсантов [6, с. 129].
Экскурсионная методика - это, во-первых, механизм, посредством которого совершенствуется «подача» информационного материала; во-вторых, процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика играет роль рычага, посредством которого экскурсовод за короткое время помещает в сознание экскурсантов большой объем информации. Методика позволяет экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больший объем информации, чем на лекции, посвященной той же теме. Это объясняется тем, что экскурсионная методика в значительной степени основана на восприятии разного рода сообщений, описаний, относящихся к непосредственно наблюдаемому объекту, а лекционный рассказ ведется в отрыве от объектов описания и практически нейтрализует участие в восприятии информационного материала таких органов чувств, как зрение, обоняние, осязание. Это обстоятельство обедняет восприятие лекционного материала, делает его «однобоким» [6, с. 134].
В отличие от лекции, методика проведения экскурсии построена на непосредственном общении экскурсантов с изучаемыми объектами, на различных видах анализа, на зрительных сравнениях, на использовании всех органов чувств экскурсантов.
Методика экскурсионной работы включает такие компоненты, как:
1. Постановку цели и задач подготовки и проведения экскурсии.
2. Отбор и структурирование содержания информационного материала экскурсии.
3. Методические приемы подготовки и проведения экскурсии.
4. Мотивация, направленная на пробуждение и поддержание внимание и интереса экскурсантов [7, с. 62].
Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом разделов:
- из методики разработки новой для фирмы, предприятия или организации темы экскурсии;
- из методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данной фирме, на предприятии или организации;
- из методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;
- из методики проведения экскурсии;
- из методики послеэкскурсионной работы [7, с. 66].
Успешность проведения экскурсии напрямую зависит от примененных в ходе её методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема, в свою очередь, зависит от задач, стоящих перед экскурсоводом, от содержания информационного материала, от конкретного объекта экскурсии.
Основными приемами, используемыми при проведении урока-экскурсии, являются приемы показа и приемы рассказа. Группа приемов показа, в свою очередь, включает в себя:
- приемы организации наблюдения (изучения, исследования) объектов;
- приемы визуализации воображения экскурсантов, позволяющие сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта;
- приемы выполнения отдельных операций в строительном процессе.
Группа приемов рассказа состоит из:
- приемов, вызывающих у экскурсантов зрительные ассоциации и построенных на пояснении объекта, описании его внутреннего вида после завершения строительства;
- приемов репортажа, позволяющих понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д. [7, с. 69].
Подготовка новой экскурсии проходит три основных этапа:
На первом этапе, предварительном, подбирается информационный материал для будущей экскурсии, изучается (т.е. накапливается информация по данной теме, определяются цели и задачи экскурсии). Одновременно с этим отбираются объекты, на которые будет экскурсия.
На втором этапе, основном, ведется непосредственная разработка самой экскурсии: определяются объект экскурсии, его местоположение; определяются пути подхода или подъезда к экскурсионному объекту; обрабатывается фактический материал; определяются роли педагога и инженера строительный организации; ведется работа над методикой проведения экскурсии; выбираются наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа во время проведения экскурсии; разрабатываются задания на послеэкскурсионную работу.
Заключительный этап - согласование времени экскурсии, количества экскурсантов; определение места встречи и пути на объект.
В обобщенном виде структуру любой экскурсии, вне зависимости от темы, вида и формы проведения, схематично можно представить состоящей из трех компонентов: вступление, основная часть, заключение [6, с. 138].
Вступление, в свою очередь, включает:
- организационный элемент: знакомство с экскурсантами, проведение инструктажа экскурсантов по правилам безопасного поведения на объекте;
- информационный элемент: краткое сообщение о содержании темы экскурсии, о продолжительности экскурсии.
Структура основной компоненты определяется строением конкретных экскурсионных объектов, сочетанием методических приемов показа, демонстрации строительных работ и рассказа. Ее содержание состоит из содержаний подтем, каждая из которых посвящена раскрытию отдельного объекта и объединенных общей темой экскурсии. Количество подтем экскурсии обычно колеблется от 5 до 12. При этом существенно подобрать объекты таким образом, чтобы были только те из них, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из трех частей. В первой части дается резюме основного содержания экскурсии, делаются выводы по теме, реализующей цель экскурсии. Во второй части приводится информация о других экскурсиях, позволяющих расширить и углубить данную тему. В третьей части приводятся результаты анализа анкетирования экскурсантов об экскурсии [6, с. 141].
Желательно, чтобы экскурсия была достаточно интересной для экскурсантов. Не менее существенно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной информации, чтобы способ подачи информационного материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию его экскурсантами.
Обобщая вышерассмотренные аспекты экскурсии и учитывая имеющиеся публикации, можно представить модель организации экскурсии, структура которой состоит из целевого, организационного, процессуального и результативного компонентов (рис. 1).
Цель экскурсии определяется профессиональной строительной дисциплиной, изучаемой темой и т.д.
Организационный компонент состоит в определении задач, вида, объекта, экскурсионной группы и экскурсовода.
Процессуальный компонент включает виды деятельностей экскурсовода и экскурсантов в процессе экскурсии.
Результативный компонент определяет новые знания, компетенции, формируемые в ходе экскурсий на строительные объекты.
Целевой компонент
н Я а> Я О
с
о и
зЕ
£ я о Я Я ее
-ч 3
я й
то Я О
е у
В и н я
<и
ч: я
«
л
я н
а Я
я <и
н Я
я О
н я
А ц
^ со §
0)
Рч
- знакомство со строительной техникой и технологиями;
- изучение новых строительных материалов и изделий;
- формирование у школьников представления о возведении зданий и сооружений.
I
Задачи
си ■. р.
Я
ш
н 3 5
3
о с
й| &
2 ^ к Ья 2
ш о В ■
£
о ё ЕГ аз о § в н ^
'ЯЙС
Iя «а-
Й а 5Д я ¡Г Я я
Ьй ЗГ '
§ В -ЯЭ
3- то я^ н
¡-ыаав
а о ш и 2
Вид экскурсии
«а
к з Е °
к ее
Йоя 2 кЦЧай и 8н 2СМ 5
Выбор площадки
в §
с
ч н н
н
»8
(и Св £
<3 . „ И 0 X ч 8 «
5 в Е
аз ёяй
Выбор группы
ш а о ч
оя Я 85. в ° « Я
1Ш
о а й зш а
и;;
ЗЗя х
Эя н н я о и
Выбор экскурсовода
у1
а н н и
Ен
5 р. Нн&Зё 5 н К 5 и
к о г я V-и Счй 9" 2
3 Е
Со 2 К 5
Й=Е
I
Деятельность экскурсовода Деятельность экскурсанта
- показ строительной техники - наблюдать;
технологии; - услышать;
демонстрация методов
общестроительных, отделочных - увидеть;
работ; - ощущать;
рассказ о специальностях, - описать;
необходимых знаниях
- выполнять задания;
строителю;
инструктаж по технике - составить отчет;
безопасности и т.д. - рефлексия.
Новые знания о строительных материалах и технологиях
Знакомство с профессией
Новые навыки
Освоение опыта строительства
Выявленные компетенции
Знания о дорожно-строительных машинах и механизмах
Общение на строительных объектах
Рис. 1. Модель организации экскурсии на строительный объект
В качестве эксперимента нами разрабатывались и проводились уроки экскурсии на строительные объекты, с учетом методики профессионального обучения и принципов разработки урока-экскурсии и проведения экскурсий. В общем, подготовка к ним осуществлялась в следующем порядке:
- определение темы экскурсии;
- подготовка опорного плана конспекта для урока экскурсии;
- разработка задания на послеэкскурсионную работу;
- согласование времени и даты экскурсии;
- сообщение о времени и месте проведения экскурсии, а также о месте встречи;
- знакомство с прорабом;
- распределение ролей между прорабом и экскурсоводом;
- подготовка анкет для опроса экскурсантов.
Темы экскурсии выбирались с учетом показа этапов возведения здания, начиная от организации строительной площадки и заканчивая отделочными работами.
Выбор объекта производился с тем учетом, чтобы до него было легко добраться студентам. Желательно, чтобы объект был в центре города, неподалеку от учебного заведения.
Во всех случаях ведущая роль отдавалась прорабу данного строительного участка, так как он в большей степени знает этот объект. Роль же преподавателя ограничивалась небольшими дополнениями к рассказу прораба.
Время проведения экскурсий выбиралось удобное для студентов. Экскурсии проводились после занятий, и соответственно студентам нужно было время для того, чтобы успеть пообедать и добраться до места встречи. Место встречи выбиралось недалеко от объекта, и такое, чтобы все студенты знали его. Время встречи со студентами назначалось за 10 минут до начала экскурсии. Делалось это для того, чтобы дождаться опаздывающих студентов, сообщить им тему и цели экскурсии, проинструктировать их по технике безопасности.
Подготовка опорного плана конспекта к уроку экскурсии заключалась в подборе теоретического материала по теме экскурсии, определении целей занятий, средств и методов.
Методы, применяемые на экскурсиях - это показ и рассказ, причем показ преобладает над рассказом. В начале каждой экскурсии рассказ предшествовал показу, для того что бы у студентов сложилось представление о том, что они увидят. В дальнейшем по ходу экскурсии рассказ сопровождал и дополнял показ. Средства - это сам объект и те материалы или же виды работ, осуществляемых на нем, что непосредственно относятся к теме экскурсии.
Разработка заданий на послеэкскурсионную работу представляла собой разработку анкет с вопросами о проведенной экскурсии, о том, что понравилось студентам, что они из нее усвоили, чего, на их взгляд, не хватало.
Проведение экскурсии осуществлялось в следующем порядке:
- встреча со студентами. Она происходила в заранее обговоренном месте, за 10 минут до начала экскурсии, для того чтобы все успели подойти, а также прослушать краткую информацию о предстоящей экскурсии и правилах безопасного поведения на строительном объекте;
- встреча с прорабом данного строительного объекта. Прораб представляется, называет организацию, которая осуществляет строительные работы, знакомится со студентами, их специальностью;
- вводное слово прораба. Прораб рассказывает о том, что за объект строится, как его строят. Также он проводит инструктаж по технике безопасности. Инструктаж состоял в следующем:
- сначала студентам был задан вопрос о том, знают ли они какие-нибудь правила безопасности на строительной площадке. Услышав несколько ответов об общих правилах, что работать нужно в каске и не стоять под стрелой крана, был проведен небольшой инструктаж о правилах нахождения людей на объекте и их действиях по соблюдению правил безопасности;
- во время экскурсии студенты должны передвигаться одной группой, запрещается отделяться от группы; проходить студенты должны только там, где их проводит прораб данного объекта; запрещается подходить к краю здания; запрещается близко подходить к рабочим, занимающимся монтажом конструкций; запрещается подходить к работающим
машинам и механизмам без разрешения прораба и без его сопровождения. На данном этапе рассказ преобладает над показом;
- проводится показ строительного объекта. Происходит раскрытие темы экскурсии, показ преобладает над рассказом, рассказ лишь сопровождает или дополняет показ. Весь процесс ведет прораб данного строительного объекта, экскурсовод лишь дополняет его, с учетом специфики специальности студентов, а также с учетом целей и задач занятия.
Студенты на этой экскурсии ознакомились с организацией строительной площадки. Этап организации стройплощадки предопределяет успех строительства в целом. В этот момент закладываются необходимые условия для организации эффективной работы строителей, бережного расходования материалов и работы строительной техники.
В начале исследования нами была сформулирована гипотеза, по которой эффективность усвоения знаний учащихся повышается при использовании занятий-экскурсий на строительные объекты. Для ее экспериментальной проверки мы разработали анкеты. Выборка исследования - 18 человек, обучающихся по направлению «Теплогазоснабжение и вентиляция».
База исследования - ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет».
Экспериментальное исследование в соответствии с его задачами было организовано в два этапа.
На первом этапе были проведены уроки экскурсии по выбранным темам.
На втором этапе проводилась контрольная проверка знаний, после проведения уроков-экскурсий на строительные объекты, что позволило определить остаточные знания после этих занятий. Также на этом этапе проводилось анкетирование для получения данных об отношении студентов к таким видам уроков и для анализа их пожеланий и замечаний.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, о том, что урок-экскурсия на строительный объект является достаточно эффективным методом обучения.
Далее мы обработали результаты анкетирования для выяснения отношения студентов к таким занятиям.
Из полученных результатов следует:
- на вопрос: «Что позволяет экскурсия?» ответы распределились так (рис. 2):
понять связь тропии г
Рис. 2. Ответы на вопрос о результатах экскурсии
- на вопрос: «Эффективность экскурсии повысилась бы, если?» студенты ответили следующим образом (рис. 3):
Эфективность экскурсий повысилась, бы если она была бы:
посвящена работам генподрядчика (субподрядчика) 12 %
Рис. 3. Ответы на вопрос о содержании экскурсии
- на вопрос: «Какая форма экскурсии более эффективна?» ответы распределились следующим образом (рис. 4):
Наиболее эффективная форма экскурсии
Рис. 4. Ответы на вопрос о наиболее эффективной форме экскурсии ■ на вопрос о составе группы экскурсантов ответы распределились таким образом (рис. 5):
%
ответов
90
80
701
60
50
40 1
30 /
20 /
10 /
0
П студенты одной группы
В студенты одного факультета
Рис. 5. Ответы на вопрос о составе экскурсионной группы
- на вопрос: «Кто должен проводить экскурсию?» ответы распределились так (рис. 6): Кто должен проводить экскурсию?
Рис. 6. Ответы на вопрос: «Кто должен проводить экскурсию?»
- На вопрос о продолжительности экскурсии студенты дали единогласный ответ: не более часа.
- На вопрос: «Нужно ли давать информацию перед экскурсией?» мнения разделились таким образом (рис. 7):
80
%
ответов 70 60 50 40 30 20 10 0
е давать никакой информации
дать краткую информацию;
прочитать лекцию
а
варианты ответов
Рис. 7. Ответы на вопрос об информации перед экскурсией.
- На вопрос, «Какие недостатки были у экскурсий?» студенты ответили следующим образом (рис. 8):
Какие недостатки были у экскурсий?
присутствие рабочих 6 %
погодные условия
63 %
Рис. 8. Ответы на вопрос о недостатках экскурсии
- На вопрос: «Какими навыками и знаниями должен обладать экскурсовод?» студенты ответили так (рис. 9):
После окончания экскурсии студенты также оценивали обустройство строительной площадки в соответствии с разработанной анкетой.
Проведенный анализ результатов подтвердил эффективность занятий-экскурсий на строительные объекты. Студенты предлагают расширить перечень тем, рассматриваемых на экскурсиях. Кроме того, они предлагают организовать экскурсии и во время производственных практик. Это весьма актуально, т.к. по ФГОС ВО продолжительность практик сокращена в два раза.
В современных рыночных условиях и при внедрении в образование новых стандартов необходимо подготавливать способного, а главное - компетентного выпускника. И чем раньше студент познакомится с предстоящей сферой деятельности, тем лучше он сможет в ней разобраться ещё во время учебы. Тем самым, уроки-экскурсии как инновационная форма обучения имеют очень большое значение. Такие уроки необходимы в современном образовании. Они повышают интерес студентов, что сказывается на их уровне усвоения ими материала, также повышается активность студентов во время занятий. Они видят связь теоретического материала с его реальным применением в жизни и профессиональной практике. К тому же сами студенты заинтересованы в таких занятиях. Для них это что-то новое, интересное, захватывающее. Экскурсии вносят разнообразие в учебную деятельность. Студентам нравятся такие занятия. Но помимо студентов и учебных заведений в инновационных формах обучения должны быть заинтересованы и будущие работодатели. Для них это хороший шанс познакомить будущих выпускников со своим производством, прорекламировать свою фирму. Работодатели в соответствии с новыми образовательными стандартами также определяют тип будущего выпускника. И чтобы он соответствовал их ожиданиям, необходимо, устраивать уроки-экскурсии на строительные объекты в рамках учебной программы.
1. Мухина С.А., Соловьева A.A. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. - 379 с.
2. Добрина H.A. Экскурсоведение. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. -285 с.
3. Методические рекомендации по организации экскурсий. URL: http: // www.nmc-penza.orq/index.php/technoobr/123-2010-12-07 (дата обращения: 17.06.2013).
4. Дикман Л.Г. Организация строительного производства. Учебник для строительных вузов. - М.: Издательство АСВ, 2012. - 588 с.
5. Экскурсия как педагогический процесс. URL: http://www.personalquide.ru/tales/19 (дата обращения 19.06.2013).
Какими навыками должен обладать экскурсовод?
уметь создавать рабочую
обстановку в ходе экскурсии 20 %
хорошими знаниями об
объекте экскурсии 3 %
Рис. 9. Ответы на вопрос: «Какими навыками должен обладать экскурсовод?»
Список библиографических ссылок
6. Емельянов Б.В. Экскурсоведенне. - М.: Советский спорт, 2007. - 213 с.
7. Лисицина Т.Б. Экскурсия - педагогический процесс. URL: http://www.moluch.ru/ archive/41/4978/ (дата обращения: 17.06.2013).
Safin R.S. - doctor of pedagogical sciences, professor E-mail: [email protected]
Korchagin E.A. - doctor of pedagogical sciences, professor E-mail: [email protected]
Suchkov V.N. - candidate of technical sciences, professor E-mail: [email protected] Sobrovin A.S. - student
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1
Model and method of holding an excursion to building site
Resume
The essence of cultivation student's professional and personal potential in the course of training in higher education institution is revealed in this article. The general features of an excursion are showed its classification is given. Excursions to building sites are considered as internship ones. The aims of these excursions are defined. According to these aims excursion groups are formed. Excursion to building sites is treated as important part of professional education. The main functions of the excursion are: training function, educational function. Organizing these kinds of excursions specific features of building industry should be taken into account. Foreman, civil and sanitary engineer may be a guide during the excursion. The skills which guide should possess are underlined. Such skills as: organizing, sociability, cognition are revealed as important ones.
Nine stages of the excursion are marked out. The requirements to excursion-guide are defined. The stage after the excursion (e.g. making report, performing questionnaire survey, holding the concluding conference based on the results of the excursion) marked as an important one.
Components and sections of excursion-holding methods are showed. The Structure of model of the excursion, including aim, organization, and process of holding components, is presented. The effectiveness of the excursion held by this method is proved by experimental data. The order of performing the excursion is described. The excursions were organized in two stages. The processed data confirmed increase in interest in relevant subject studied at university along with more activity of students during the classes. Employers had an opportunity to make student acquainted with production process, to advertise future workplace.
Keywords: unconventional pedagogical technologies of training, excursion science, metthodic recommendation to hold an excursion, the organization of civil engineering production, civil engineering universities textbook, excursion science, excursion as a training process.
Reference list
1. Muhina S.A. Solov'eva A.A. Nontraditional educational technology in teaching. -Rostov-n/D.: Feniks, 2004. - 379 p.
2. Dobrina N.A. Excursion science. - M.: Flinta: NOU VPO «MPSI», 2012. - 285 p.
3. Guidelines for the organization of excursions. URL: http://www.nmc-penza.orq/index. php/technoobr/123-2010-12-07 (reference date: 17.06.2013).
4. Dikman L.G. Organization of construction industry. Textbook for building high schools -M.: Izdatel'stvo ASV, 2012. - 588 p.
5. Excursion as a pedagogical process. URL: http://www.personalquide.ru/tales/19/ (reference date: 19.06.2013).
6. Emel'janov B.V. Excursion science. - M.: Sovetskij sport, 2007. - 213 p.
7. Lisicina T.B. Excursion - pedagogical process. URL: http://www.moluch.ru/archive/41/ 4978/ (reference date: 17.06.2013).