1УДК 379.8 ББК 77
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. М. Симонова
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления экскурсионной деятельностью, связанные с образовательной и учебной деятельностью, с учетом особенности экскурсионной группы. Задача экскурсоведения - формирование компетенций для профессиональной деятельности специалиста в экскурсионных технологиях: знание технологии экскурсионной деятельности, знание приемов показа и рассказа на экскурсии; знание приемов ведения и психологического управления группой туристов, вопросы дифференцированного подхода к экскурсионной аудитории. В статье отмечается зависимость между объективными данными людей, характером их интересов и соответственно установкой на экскурсию. В статье рассматривается взаимосвязь экскурсоведения с педагогикой и психологией.
Ключевые слова: экскурсоведение, экскурсия, экскурсионная группа, педагогика, психология.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS IN THE ORGANIZATION OF EXCURSION ACTIVITIES
M. M. Simonova
Abstract. The article considers the basic directions of excursion activities related to education and training activities, taking into account the peculiarities of a tour group. The task of the Excursion study is the formation of competencies for the professional activity of a specialist in the excursion technologies knowledge of the technology of excursion activities, knowledge of display techniques and storytelling on the tour; knowledge of methods of conducting and psychological management of a group of tourists, issues of a differentiated approach to sightseeing audience. The article notes the dependence between the objective data of people and the nature of their interests and therefore the setting for a tour. The article deals with the relationship of the Excursion with pedagogy and psychology.
Keywords: excursion study, excursion, excursion group, pedagogy, psychology.
Экскурсоведение как наука отличается от экскурсоведения как учебной дисциплины тем, что в ней есть проблемы, как граница известного и неизвестного, есть направление поиска, есть гипотезы. Организация инновационных программ, интерактивных экскурсий, анимационных программ - все это современные проблемы экскурсоведения как науки. В учебной дисциплине существует только известное, принятое всеми учеными, и материал в учебной науке расположен в соответствии с дидактическими требованиями педагогики.
Экскурсоведение является комплексной научной дисциплиной, которая является методологией и методикой экскурсионного дела. Экскурсоведение как наука связана с культуро-
логией, психологией, социологией, но ближе всего к ней педагогика, как наука о воспитании и обучении человека. Экскурсоведение, так же как и педагогика, изучает механизм передачи и усвоения знаний, воспитание знаниями, но только в определенной области, в практике экскурсионного дела. Экскурсоведение - это прикладная общественная наука, которая на основе педагогики и психологии обобщает опыт экскурсионной работы и дает рекомендации практике. Объектами этой науки являются экскурсовод, объект экскурсии, экскурсанты и экскурсия как деятельность.
Экскурсионная теория является комплексной научной дисциплиной, которая является методологией и методикой экскурсионного дела. Эта те-
ория моделирует, какой в идеале должна быть экскурсия, изучает механизм воздействия экскурсии на сознание человека, выясняет основные закономерности и особенности экскурсии. В экскурсионной теории важное место занимают вопросы методологии и методики экскурсии [1].
Методология - это учение о методах познания действительности, метод, прием - это способ достижения цели экскурсии, решение конкретной задачи.
Можно сказать, метод и прием - это операция практической работы с объектом экскурсии и с группой.
Господствующий метод в экскурсоведении -индукция. Кроме того, в практике экскурсионной работы встречаются методы: анализ, синтез, методы абстрагирования и моделирования. Анализ, синтез используются при показе, на их основе строятся методы проведения экскурсии.
Методика - совокупность приемов и методов работы экскурсовода с объектом и с группой. Прием и метод - основные инструменты экскурсовода, в данной работе приемом считается способ показа и рассказа, методом - способ работы экскурсовода с группой. Прием - это единство показа и рассказа, без показа прием превращается в лекцию, без рассказа - в осмотр.
Как было отмечено, экскурсоведение как наука связана с педагогикой и психологией, соответственно, каждая из этих наук имеет свои проблемы в экскурсоведении.
Психологические проблемы экскурсове-дения. Первая психологическая проблема экс-курсоведения связана с процессом познания на экскурсии. Процесс познания начинается с непосредственного чувственного восприятия наблюдаемых объектов экскурсантами. Затем он продолжается в мыслительной деятельности туристов. Таким образом, внутренняя работа экскурсантов на экскурсии состоит из двух этапов: чувственного и логического познания, мышления. В свою очередь, существуют следующие этапы познания как процесса.
Первый этап - ощущение, это чувственный образ, психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств предметов, объектов и явлений: размеры, форма, звук, температура, запах, твердость, тяжесть и т. д. Ощущения являются источниками получения материала для восприятия и представления.
Важную роль в экскурсии играет восприятие, оно более сложное, чем ощущение отражения объекта, так как построено на нескольких ощущениях, каждое из которых отражает отдельное свойство или сторону объекта.
Восприятие является совокупностью ощущений, в которых отражается объект как нечто целостное. Восприятие включает в себя не только целостный образ объекта, но и окружающую его среду.
Следующим этапом в восприятии экскурсанта объекта является представление. Представлением является чувственно-наглядный обобщенный образ предмета, который был у экскурсанта перед началом экскурсии. В ходе экскурсии экскурсант сравнивает свое представление об объекте с реальным наблюдаемым объектом.
Представление - это уже подключение интеллектуальной работы, оно осуществляется в двух формах: воспоминание и воображение. Представление связано с мышлением, оно является связующим звеном между чувственным и логическим познанием. На любой экскурсии главным является мышление. Экскурсант получает новую для себя информацию, сравнивает со своими представлениями, рассуждает, перерабатывает новую информацию, она входит в систему его знаний, становится своей. На экскурсии экскурсант получает информацию не только о свойствах единичного объекта, экскурсовод ведет его познание к обобщенному знанию целого класса предметов и явлений. В результате у экскурсанта складывается понятие, что и является целью экскурсии как познавательной деятельности.
Понятие представляет собой совокупность суждений о наиболее общих и существенных признаках данного объекта, которые непосредственно не наблюдаются, признаках, которые связывают этот объект с целым классом объектов и, наконец, связывает его с общими законами данной науки. Понятие вскрывает как индивидуальные, так и общие черты объекта и совокупность его связей с другими предметами и явлениями.
Можно сказать, что экскурсовод ведет мысль экскурсантов от наглядного образа объекта к понятию, где ненаблюдаемая, но существенная сторона объекта выходит на первый план. Это, к примеру, происходит, когда экскурсовод гово-
рит об объекте как о явлении искусства, культуры, о его значении в развитии искусства.
Экскурсионная информация связана с процессами волевого напряжения экскурсантов и, прежде всего, с характеристикой его памяти. Память - способность к воспроизведению уже накопленного багажа знаний. В процессе запоминания, припоминания ранее полученных знаний происходит актуализация старых знаний и соединение их с новыми знаниями. Чем сильнее происходит актуализация старых знаний, тем лучше запоминаются новые знания.
Внимание экскурсанта на экскурсии должно быть постоянно под контролем экскурсовода, им надо управлять. Внимание может быть произвольным, это внимание требует волевого усилия человека, и может быть послепроизволь-ным, когда в ходе экскурсии турист увлекается, информация его захватывает целиком и теперь не требуется волевых усилий, чтобы следить за рассказом экскурсовода. Но всегда надо помнить, что человек устает от потока устной речи, поэтому на какое-то время можно уменьшить объем подаваемой информации, сделать паузу, чтобы экскурсанты отдохнули перед тем, как дать самую важную информацию. Такие приемы, как прием риторического вопроса, пауза, прием вопроса и ответа, создание проблемной ситуации, музыкальная пауза, фрагменты видеоэкскурсии о городе, куда едут экскурсанты, - все это приемы управления вниманием группы.
При сохранении логической цепочки в изложении материала у экскурсанта возникает возможность самому анализировать информацию, дать ей свою собственную оценку.
Можно сказать, что экскурсия является психологическим взаимодействием экскурсовода, экскурсанта и объекта показа. Во время работы экскурсовода существует обратная связь «экскурсант - экскурсовод». Он видит внимание или невнимание экскурсантов, он ждет их вопросы, слышит их реплики, посторонние разговоры. Но есть обратная связь «объект - экскурсант», «объект - экскурсовод». Речь идет об эмоциональном отношении экскурсовода к объекту, о том отношении экскурсанта к объекту, которое возникает у него в ходе рассказа экскурсовода. Экскурсия - это место психологического взаимодействия и экскурсантов между собой, это необходимый компонент экскурсии, как совместно
проживаемое время. Поэтому на экскурсии так важна благожелательная атмосфера, которую должен создать экскурсовод, опираясь на мотивацию туристов больше узнать.
Главное в экскурсии - это эмоциональный рассказ экскурсовода, правильный показ объекта, так как подлинная цель экскурсии заключается в том, чтобы вызвать у туриста сопереживание красоте. Экскурсия имеет свой эмоциональный фон. Экскурсовод особыми приемами стремится к сопереживанию художественного образа памятника или событию, герою экскурсии. В целом экскурсовод организует интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность экскурсантов во время экскурсии. Как это сделать, и есть психологические проблемы экскурсионной теории и практики.
Знание некоторых психологических приемов помогает разрешению межличностных конфликтов в группе. В конфликте экскурсовод не ищет правых и виноватых, не устанавливает истину, а пытается привести людей к взаимному компромиссу, ибо главная задача экскурсовода лежит не в поиске истины, а в том, чтобы никакие негативные мысли и чувства не мешали экскурсантам воспринимать материал.
Педагогические проблемы экскурсоведения. Педагогика - это наука о закономерностях образования, воспитания. Главное в этой науке - изучение процесса обучения и научения, то есть самообучения. Она является фундаментальной наукой для экскурсоведения.
Экскурсией является передача знаний о прошлом особой методикой, а задача экскурсии -расширение культурного кругозора экскурсантов. Но экскурсия имеет задачи и научения, экскурсовод вовлекает туристов в общий процесс постижения сути объекта, помогает освоить навыки самостоятельного анализа памятника искусства, развитию у экскурсантов образного мышления. Экскурсовод в ходе экскурсии занимается и воспитанием, и образованием. Цель педагогического воздействия - вызвать эмоциональное отношение экскурсанта к памятнику. В плане воспитания речь идет о том, чтобы повысить ценность памятников русского искусства в духовном мире человека, повысить его уровень эстетического восприятия мира, заинтересовать его историей отечества и национальной культурой. Все это моменты патриотического воспита-
ния, то есть перевода патриотизма из рационально-нормативного в эмоционально-нравственное отношение. Основными принципами этих методов должны быть научность, идейность, доступность, системность и убедительность.
Для экскурсовода, как и для педагога, характерны четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный. Конструктивный компонент - умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации. Организаторский компонент - умение осуществить руководство группой, организовать сообщение информации, направить внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы обслуживания. Коммуникативный компонент -умение установить деловые отношения с группой, водителем автобуса, работниками музея, методистами бюро, руководителем методической секции и с другими экскурсоводами. Установлению контактов с аудиторией способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, манера поведения, и непринужденность во взаимоотношениях с аудиторией [2].
В основном все вышеперечисленное - это навыки воспитательной работы экскурсовода как педагога. Воспитательным должен быть и сам материал экскурсии, и методы подачи информации. Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности как экскурсовода, так и экскурсантов, от их взаимопонимания, это происходит, когда у двух сторон есть одна целевая установка - экскурсия.
Другая педагогическая задача экскурсовода - обучить экскурсантов навыкам самостоятельного анализа памятника искусства, речь идет о простой искусствоведческой грамотности, умения видеть произведение архитектуры, живописи, скульптуры. Экскурсовод должен владеть и педагогической техникой, то есть умением управ-
лять вниманием группы, поддерживать благоприятный психологический климат в группе.
Также экскурсовод выступает переводчиком, он переводит образ произведения искусства на вербальный язык и тем самым содействует развитию чувства любви к Отечеству, ибо любовь к своей стране проявляется в осознании большой ценности для себя лично ее памятников истории и культуры [3].
Таким образом, экскурсия - это процесс, сочетающий в себе как образовательные, так и воспитательные задачи. И все вышесказанное можно рассматривать как педагогические проблемы экскурсоведения.
Знание основных аспектов педагогики и психологии дает возможность экскурсоводу правильно построить экскурсию и организовать эффективный процесс экскурсионного обслуживания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Симонова М. М. Гуманитарные проблемы в организации экскурсионной деятельности // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 12. - С. 45-49.
2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учебник. - М.: Советский спорт, 2009. - 111 с.
3. Вахтель Ю. М, Симонова М. М. Педагогические проблемы учебной мотивации студентов // Научный вестник МГИИТ. - 2013. - № 3(23). - С. 117-123.
REFERENCES
1. Simonova M. M. Gumanitarnye problemy v or-ganizatsii ekskursionnoy deyatelnosti. Nauch-noe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2016, No. 12, pp. 45-49.
2. Emelyanov B. V. Ekskursovedenie: uchebnik. Moscow: Sovetskiy sport, 2009. 111 p.
3. Vakhtel Yu. M, Simonova M. M. Peda-gogicheskie problemy uchebnoy motivatsii stu-dentov. Nauchnyy vestnik MGIIT. 2013, No. 3(23), pp. 117-123.
Симонова Маргарита Михайловна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом и психология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации e-mail: MMSimonova@fa.ru
Simonova Margarita M., PhD in Sociology, Associate Professor, Human Resource Management and Psychology Department, Financial University under the Government of the Russian Federation e-mail: MMSimonova@fa.ru