УДК 327
А.К. Акопов, И.Л. Унтилова
модель глобального электронного правительства
A.K. Akopov, I.L. Untilova model of global e-government
Аннотация
В статье исследуется необходимость возникновения адекватных моделей политического порядка, характеризующих новый этап развития общества на базе информационных технологий. Анализируется феномен «электронное правительство». Введение электронного правительства не только на национальном, но и на глобальном уровне в виде модели нового мирового порядка обусловлено кризисом управляемости.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, МИРОВОЙ ПОРЯДОК, МОДЕЛИ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА, ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
Abstract
This article examines the need for equivalent models of political order, which characterizes the new stage of society development. We study the phenomenon of "e-Government" based on new information technology analyzes. E-Government implementation, not only at national but also at the global level as a model for the new world order, is determined by the crisis of control.
Keywords
INFORMATION SOCIETY, THE POLITICAL MODELING, WORLD ORDER, A GLOBAL MODEL OF THE WORLD, E-GOVERNMENT.
Хотя государство утрачивает монополию на международную акторность в условиях становления информационного общества, именно оно по-прежнему возглавляет переход к новому мировому порядку. В то же время эффективность управленческой деятельности государства в информационную эпоху напрямую связана с тесными взаимоотношениями с гражданами, частными компаниями, неправительственными структурами и т. д. В результате необходимости такого взаимодействия на базе новых информационных технологий формируется феномен электронного правительства, под которым подразумеваются «интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества» [1]. Концепция электронного правительства возникла в начале 1980-х годов в западной литературе и в настоящее время стала одной из центральных мировоззренческих установок мирового сообщества. По нашему мнению, именно электрон-
ное правительство может рассматриваться как одна из вероятных моделей нового мирового порядка в условиях информационного общества.
Консультационная компания «Gartner Group», основанная в 1979 году, является общепризнанным мировым лидером в области независимой аналитики информационных технологий и телекоммуникаций, разработки вопросов их стратегического планирования, развития и эффективного применения. Деятельность компании носит глобальный характер: она имеет 9 исследовательских центров и 80 представительств в различных странах мира. Число экспертов, постоянно работающих в компании, более 1000 человек. Клиентами ее являются 11 тыс. организаций во многих странах ми-ра1. Компания дает следующее определение: электронное правительство — это трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе ис-
1 Более подробно о компании см.: www.gartner.com.
пользования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.
В этом определении присутствуют три элемента концепта электронного правительства:
• государственные услуги,
• вовлечение граждан в процессы государственного управления,
• внутренняя эффективность.
Переходя к характеристике данной модели,
следует остановиться на проблеме определения самого термина «электронное правительство». В экспертном сообществе утвердилось мнение, что данный термин в первоначальном англоязычном варианте (e-Government) слишком узок в его содержательном отношении, так как имеется в виду не только участие в современном управлении исключительно государственных исполнительных структур (government), но и всех ветвей власти на государственном уровне, а на международной арене не только государств, но и всех заинтересованных международных акторов. Таким образом, в случае электронного правительства следует говорить о двух уровнях его реализации: национальном и транснациональном. Исходя из данного утверждения, понятие «электронное правительство» получает различные трактовки:
• национальный уровень: электронное правительство представляется в форме организации «государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т. п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов» [2]; развитие электронной инфраструктуры государственного управления в рамках концепта электронного правительства предполагает как количественные (создание сайтов государственных структур, насыщение госаппарата необходимой оргтехникой), так и качественные преобразования (автоматизация административно-управленческой деятельности, установка нового программного обеспечения или создание своих собственных внутренних
программных продуктов, перевод административной работы в сетевое пространство);
• транснациональный уровень: электронное правительство представляется в форме информационных взаимодействий государств, общества и бизнес-сообщества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и интернет-технологий, на основе чего создается корпоративная модель глобального управления; в результате происходят масштабные трансформационные преобразования мирового сообщества, где акцент делается на перераспределении зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, политике и культуре.
Таким образом, основная идея электронного правительства на обоих уровнях сводится к повышению эффективности государства в его соуправленческих функциях совместно с обществом и бизнесом в условиях становления нового мирового порядка в эпоху информатизации.
Согласно концепции электронного правительства, его функциональные задачи сводятся к следующим позициям:
• на уровне взаимодействий «от правительства к правительству» (G2G): создание межведомственных сетей, корпоративных и государственных баз данных, реестров введения электронного документооборота и т. п.;
• на уровне «от правительства к населению» ^2^: предоставление сведений о свободных рабочих местах, выдача свидетельств о рождении, регистрация и голосование избирателей, медицинская информация и т. п.;
• на уровне «от правительства к бизнесу» ^2В): проведение государственных закупок, выдача лицензий и разрешений и т. п.
Необходимость введения электронного правительства не только на национальном, но и на глобальном уровне в виде модели нового мирового порядка обусловлена кризисом управляемости. Тип управления, который был характерен для прежней системы международного порядка, где межгосударственные отношения и связанные с этим международные управленческие принципы и задачи определялись исключительно национальными интересами, более не эффективен, так как объективно не соответствует пространственно-временным координатам информационного общества. Более
того, международное сотрудничество, о котором постоянно говорилось на протяжении всего ХХ века как о наиболее эффективном формате взаимодействия национальных государств на международной арене, зашло в тупик, чему свидетельством служат постоянная критика и низкая эффективность деятельности большинства международных межправительственных организаций (например, ООН, НАТО и др.). В результате возникает насущная необходимость в приведении в соответствие с новой информационной эпохой управленческих механизмов участников международной жизни в XXI веке. Так, новые пространственно-временные координаты современной информационной эпохи требуют существенной трансформации самих принципов взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества как на национальном, так и на транснациональном уровне. В этих условиях меняется роль гражданина, который «из объекта властно-управленческого воздействия превращается в компетентного потребителя услуг, предоставляемых корпусом государственных и муниципальных служащих, и одновременно становится полноправным участником процесса принятия политических решений как на местном, региональном, так и на общенациональном уровне» [3]. Что касается транснационального уровня, то и здесь личность становится одним из важнейших элементов системы управления и принятия решений (электронные референдумы, хакерские атаки на порталы госорганов разных стран, создание виртуальных государств, блоговая деятельность и т. д.).
На транснациональном уровне взаимодействие между государством, бизнесом и обществом осуществляется в различных формах:
• взаимодействие государств проявляется в форме международных отношений;
• взаимодействие бизнесов из разных стран осуществляется в форме международной торговли, международного разделения труда и во множестве транснациональных форм;
• международное взаимодействие (между гражданами разных стран) охватывает как неформальные формы (общение по скайпу, в чатах и социальных сетях и т. д.), так и формальные (создание некоммерческих организаций международного характера).
При этом важно отметить, что если прежде международное сотрудничество осуществлялось
сугубо в форме межгосударственных взаимосвязей, то в условиях нового мирового порядка информационного общества первенство осуществления транснациональных взаимодействий переходит к гражданам и бизнесу. Так, например, «государство не может напрямую общаться с бизнесами другой страны (даже в случае транснациональных корпораций — для этого в России, например, придуман институт представительств), а вот граждане могут напрямую взаимодействовать с бизнесами другой страны. Это происходит, когда, скажем, мы покупаем книгу через Интернет в магазине, расположенном в другой стране» [4]. Таким образом, в рамках нового мирового порядка по модели электронного правительства формируется множество центров управления, в роли которых в данном случае будут выступать не отдельные государства или бизнес с обществом, а национальные модели электронных правительств (например, электронные правительства России, США, Франции и др.).
Сегодня государственные проекты и программы типа «e-Country» существуют и реализуются на разных этапах практически во всех ведущих странах мира. «...В развитых странах происходит переход к третьему поколению средств взаимодействия, к Government Gateways, т. е. к тому, что можно называть „шлюзами одного окна". Каждый этап, каждое поколение технологий приводит к повышению эффективности взаимодействия. Ценность проектов электронного правительства заключается именно в конкретной пользе для граждан и бизнеса — в сокращении издержек, в сокращении затрат времени граждан, времени и денег бизнесменов и в той добавленной стоимости, которую дают эти системы для общества» [Там же].
Рассматривая концепт электронного правительства как одну из моделей нового мирового порядка, по нашему мнению, надо исходить из ряда позиций, изложенных исполнительным директором неправительственной организации «Центр демократии и технологий» ^D^ Дж. Демпси. Они сводятся к трем стадиям становления системы электронного правительства.
Стадия «публичности» предполагает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления.
Стадия «интерактивного участия» подразумевает обратную связь со стороны граждан с властью в виртуальном пространстве в виде комментариев по проектам законодательных актов и предложений, касающихся законодательных инициатив. Данная стадия может также включать в себя и создание дискуссионных интернет-форумов с участием граждан и представителей органов власти.
Стадия «онлайн-транзакций» предполагает предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет (например, оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений и т. п.). Среди возможных преимуществ от таких нововведений следует назвать упрощение бюрократических процедур и значительное сокращение сроков при оформлении необходимых документов, сокращение масштабов коррупции и соответственно рост доверия граждан к институтам власти.
Возвращаясь к анализу транснационального уровня электронного правительства, следует отметить, что национальные электронные правительства, выходя на международный уровень, нуждаются в выработке общих правил взаимодействия и кодификации национального законодательства с международными правовыми документами, нормами и принципами в таких областях, как:
• морское право;
• правила дорожного движения, перевозки грузов и пассажиров на автодорогах;
• нормы и правила воздушного сообщения;
• нормы и правила железнодорожного сообщения;
• законодательство в сфере коммуникаций и информации, прежде всего мобильной связи, Интернета, рекламы [5].
Так, ряд международных организаций уже занимается стандартизацией форматов документов для разных форм межгосударственного взаимодействия. В качестве примера можно привести успешный опыт Европейской экономической комиссии ООН (United Nations Economic Commission for Europe), которая разработала стандарт документов для международной торговли — UNeDocs, базирующийся на XML. Согласно этому документу, участниками обмена могут быть таможенные службы различных государств.
Таким образом, концепция электронного правительства предполагает не только участие в современном управлении исключительно государственных исполнительных структур (government), но и всех ветвей власти на государственном уровне, а на международной арене не только государств, но и всех заинтересованных международных акторов. Следовательно, в случае электронного правительства следует говорить о двух уровнях его реализации: национальном и транснациональном.
Необходимость введения электронного правительства как на национальном, так и на глобальном уровне в виде модели нового мирового порядка обусловлена кризисом управляемости. Прежний тип управления уже не эффективен, поскольку не соответствует пространственно-временным координатам информационного общества.
В настоящее время государственные проекты и программы типа «e-Government» реализуются практически во всех ведущих странах мира. В результате в рамках нового мирового порядка по модели электронного правительства формируется множество центров управления, в роли которых будут выступать не отдельные государства или бизнес с обществом, а национальные модели электронных правительств.
список литературы
1. Матова, А.А. Мировой опыт использования электронного правительства [Электронный ресурс] / А.А. Матова. — Режим доступа: ich.tsu.ru/Grants/ Conferences/MFU/01Sect/Matova1.doc.
2. Голобуцкий, А. Электронное правительство [Электронный ресурс] / А. Голобуцкий, О. Шевчук. — Режим доступа: http://golob.narod.ru/egovperru.html.
3. Грачев, М.Н. Демократия: методология исследования, анализ перспектив [Текст] / М.Н. Грачев, А.С. Мадатов. — М.: Алкигамма, 2004. — 128 с.
4. Агамирзян, И.Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства [Электронный ресурс] / И.Р. Агамирзян. — Режим доступа: http://open-gov.ru/2010/10/05/mirovoy-opyit-egov/.
5. Проектные идеи и предложения по электронному правительству [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.redshift.com/~alevintov/2011/sep/ pro.html.
сведения об авторах / authors
АКОПОВ Артак Каренович — программист Института прикладной лингвистики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 тел.(812)297-10-24 [email protected]
AKopoV Artak К. — St. Petersburg State Polytechnical University.
195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia
УНТИЛОВА Ирина Леонидовна — аспирант кафедры международных отношений Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 тел. (812) 329-47-42, (812) 534-10-06 (кафедра) [email protected]
UNTILoVA Irina L. — St. Petersburg State Polytechnical University. 195251, Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russia [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013