Научная статья на тему '«Электронное правительство» как инструмент модернизации государственного управления'

«Электронное правительство» как инструмент модернизации государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3200
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ИКТ / РОССИЯ / КАЗАХСТАН / ИНТЕРНЕТ / ПОРТАЛ / ELECTRONIC GOVERNMENT / STATE / MANAGEMENT / ICT / RUSSIA / KAZAKHSTAN / INTERNET / PORTAL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аманжолова А.Т.

Данная статья посвящена рассмотрению «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатором формирования информационного общества и системы «электронного правительства» (ЭП) является государство, где ЭП электронное взаимодействие между правительством и народом. В статье предпринят сравнительный анализ причин отставания в развитии проекта ЭП на примере России и Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«E-GOVERNMENT» AS A TOOL TO IMPROVE PUBLIC AUTHORITIES

Wide and efficient implementation of information communication technologies (ICT) within the concept of Electronic Government (EG) is one part of the complex of innovations in government management. In this paper we consider the research of EG implementation as a government management tool based on the experience of Russian Federation and Kazakhstan Republic. The author considers level of EG development in different regions of Russia, compares pace of EG development of Russia and Kazakhstan, finds out the reasons of uneven applying of EG in government management practices.This article is focused on the core idea of EG project within the context of social, economic and political changes, caused by implementation of information technologies as well as appearance of demand in information openness widening and needs of rising47А.Т. Аманжоловаthe quality of government services. ICT is considered as a factor of movement to the modern model of democracy, which includes free access to information and possibility to take part in management of government and non-government institutes for all citizens.In this paper the author demostrates the results of analysys of consitions of EG implementation, which need common efforts of government apparatus, public organizations and business representatives and citizens. The reasons of EG implementation resistance is taken in consideration as well.Relying on the experience of Kazakhstan Republic the author introduces stages of EG formating and development proceses, analyzes public opinion on that phenomenon within the country and in global society, researches correlation between EGimplementation and age rate of citizens. The author considers the conditions, which are needed for productive using of Internet technologies in politics, explores mechanisms of citizens stimulation for creation of civil position and understanding of advantages of ICT using for realization their political rights and interests.It is concluded that for efficient implementation of Electronic Government concept it must be taken in consideration not only technological and financial opportunities of society, but type of local political system and level of political culture, as well as information and education accesebility.

Текст научной работы на тему ««Электронное правительство» как инструмент модернизации государственного управления»

Гуманитарная информатика. 2016. Вып. 10. С. 47-53

УДК: 658.014.1.011.56 DOI: 10.17223/23046082/10/5

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

А. Т. Аманжолова

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

Данная статья посвящена рассмотрению «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатором формирования информационного общества и системы «электронного правительства» (ЭП) является государство, где ЭП - электронное взаимодействие между правительством и народом. В статье предпринят сравнительный анализ причин отставания в развитии проекта ЭП на примере России и Казахстана.

Ключевые слова: электронное правительство, государство, управление, ИКТ, Россия, Казахстан, интернет, портал.

«E-GOVERNMENT» AS A TOOL TO IMPROVE PUBLIC AUTHORITIES

A. T. Amanzholova

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia

Wide and efficient implementation of information communication technologies (ICT) within the concept of Electronic Government (EG) is one part of the complex of innovations in government management. In this paper we consider the research of EG implementation as a government management tool based on the experience of Russian Federation and Kazakhstan Republic. The author considers level of EG development in different regions of Russia, compares pace of EG development of Russia and Kazakhstan, finds out the reasons of uneven applying of EG in government management practices.

This article is focused on the core idea of EG project within the context of social, economic and political changes, caused by implementation of information technologies as well as appearance of demand in information openness widening and needs of rising

the quality of government services. ICT is considered as a factor of movement to the modern model of democracy, which includes free access to information and possibility to take part in management of government and non-government institutes for all citizens.

In this paper the author demostrates the results of analysys of consitions of EG implementation, which need common efforts of government apparatus, public organizations and business representatives and citizens. The reasons of EG implementation resistance is taken in consideration as well.

Relying on the experience of Kazakhstan Republic the author introduces stages of EG formating and development proceses, analyzes public opinion on that phenomenon within the country and in global society, researches correlation between EG implementation and age rate of citizens. The author considers the conditions, which are needed for productive using of Internet technologies in politics, explores mechanisms of citizens stimulation for creation of civil position and understanding of advantages of ICT using for realization their political rights and interests.

It is concluded that for efficient implementation of Electronic Government concept it must be taken in consideration not only technological and financial opportunities of society, but type of local political system and level of political culture, as well as information and education accesebility.

Key words: Electronic Government, State, Management, ICT, Russia, Kazakhstan, Internet, Portal.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии развиваются быстрыми темпами и внедряются в различные сферы жизни общества. Государственное управление в современном обществе неразрывно связано с социальными процессами и отношениями между субъектами. Оно направлено на объединение, координацию совместной деятельности людей и носит организующий характер. Для эффективного взаимодействия государства и общества нужны инновации в сфере государственного управления, необходимо использование самых современных информационных и управленческих технологий. Любое государство, которое стремится остаться в качестве влиятельного субъекта мировой политики, не может игнорировать без ущерба для себя и своих граждан важнейшие тенденции формирования общества XXI в. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и прежде всего интернета является в данном контексте важнейшим фактором развития общества [1]. Одной из таких комплексных инноваций в области государственного управления является повсеместное внедрение и эффективное использование информационно-коммуникативных технологий, в том числе получивших название «электронное правительство» [2].

Концепция электронного правительства стала актуальной в течение последнего десятилетия. В связи с непродолжительным периодом развития данная тема еще не полностью изучена, поэтому фундаментальных теоретико-методологических трудов о формировании и функционировании электронного правительства недостаточно. В большинстве случаев информация по данной теме отражается в периодической литературе. Проблеме формирования и развития электронного правительства посвящены публикации А. Голобуцкого, А. Чугунова, О. Шевчука, С. Рудаковой, Н. Костейка, Л. Захера, С. Бхогла, Г. Стауэрса, М. Гаско, Д. Ленихана, К. Отула. Теоретико-методические подходы к оценке эффективности реализации проектов электронного правительства рассматриваются в трудах А. Евтюшки-на, С. Янг-Жина, К. Син-Тэ, М. Корси, Х. Го, Р. Давидрайха и др. Анализ степени научной разработки данной предметной области свидетельствует о недостаточной изученности механизмов и отношений, возникающих в процессе создания и функционирования электронного правительства.

Целью настоящей статьи является попытка исследовать внедрение концепции ЭП как пример модернизации государственного управления.

Проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса: что препятствует развитию ЭП в политическом пространстве России и Казахстана?

Задачи исследования:

- показать инновационные стороны государственного управления в контексте ЭП;

- обозначить уровень развития ЭП в различных регионах РФ;

- сравнить темпы развития ЭП в РФ и Казахстана;

- выявить причины неравномерного использования преимуществ ЭП в практике государственного управления.

Организатором в формировании информационного общества и системы «электронного правительства» является государство, где ЭП -электронное взаимодействие между правительством и народом. Через «электронное правительство» государство отвечает гражданам в удобном, доступном и понятном формате. Обеспечение информационного взаимодействия органов власти с обществом получило наименование «электронное правительство» (е-Ооуегпшей). По мнению М.С. Вершинина, прямой перевод «е-ОоуегпшепЪ» не совсем корректен, поскольку «понятно, что имеется в виду не только сетевая

инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления» [3].

Появление ЭП ассоциируется с переводом государственного управления на технологии информационного общества, где ЭП становится инструментом государственно-админи-стративного реформирования. Многие развивающиеся страны увидели в электронном правительстве возможность существенного сокращения разрыва со странами с развитой промышленностью через модернизацию государственного управления [4].

Основной замысел данного проекта состоит в том, чтобы на практике добиться изменений в системе органов исполнительной власти с целью повышения уровня эффективности их функционирования, информационной открытости и оптимального оказания государственных услуг. ИКТ предоставляют возможность перейти к современной модели демократии, в которой доступ к информации, возможность непосредственного участия в управлении государственными и негосударственными структурами станет доступной всем гражданам, которые не будут нуждаться в традиционных общенациональных СМИ. Информационные технологии способны коренным образом изменить современную культуру, мораль, политику, трансформировать восприятие времени и пространства.

Распространение и доступность ИКТ является необходимым условием демократизации общества, развития гражданских инициатив, самоорганизации людей. Являясь важнейшим средством коммуникации, новые технологии используются для информирования граждан по широкому спектру вопросов различных видов жизнедеятельности, для обсуждения законопроектов и других правовых актов в процессе их подготовки и выработки политических решений. Коммуникация на основе интернета перешла на новый уровень своего развития, причем власти подобная инновация необходима в первую очередь. Некоторые исследователи, например директор Центра интернет-политики МГИ-МО Д. Н. Песков, предлагают рассматривать интернет в качестве политического института как устойчивой среды взаимодействия субъектов политики [5].

Внедрение ЭП требует совместных усилий как государственного аппарата, так и общественных организаций, бизнес-структур, простых граждан. Электронное правительство и корпоративная архитектура информационных технологий предоставляют необходимые составля-

ющие для достижения желаемой цели, состоящей в успешном внедрении прикладных информационных систем для электронного правительства, которые, в свою очередь, обеспечат требуемую эффективность и ответственность в выполнении функций государственного управления [6].

По данным сводки статистических данных, определяющих долю граждан, пользующихся сайтом www.gosuslugi.ru во всех субъектах России, предоставленной Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, можно увидеть, что наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1% населения). Эксперты министерства связывают эту ситуацию с тем, что власти региона уделяют большое внимание переводу госуслуг в электронный вид. Москва, несмотря на свой столичный статус, оказалась на лишь на 13-м месте (5,7%), а Санкт-Петербург (3,8%) занял 26-ю строчку. Это связано с тем, что данные субъекты РФ имеют собственные порталы по предоставлению госуслуг. По мнению директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Алексея Козырева, положение дел в субъектах во многом зависит о позиции властей. «Большинство популярных государственных услуг сегодня уже можно получать в электронном виде. Региональные власти должны уделять особое внимание вопросам их популяризации среди населения» [7].

Для устранения таких препятствий нужно предоставлять информацию населению. Основными информаторами о государственных услугах могут служить: смс-рассылки, печатные и телевизионные СМИ, интернет, информационные буклеты и т.д. Популяризации е-услуг также может способствовать проведение различных акций. К примеру, более короткий срок ожидания услуги при подаче заявления через интернет, по сравнению с обращением в центр обслуживания населения, скидка на оплату сотовой связи и др.

Однако решение вопроса о популяризации ЭП среди населения не является единственной причиной увеличения количества пользователей портала государственных услуг. К примеру, если обратить внимание на феномен электронного правительства в Республике Казахстан, то можно, что ЭП здесь очень быстро набирает обороты. За время своего существования электронное правительство Республики Казахстан преодолело четыре этапа становления и развития, было позитивно принято и высоко оценено мировым сообществом - об этом свидетельствуют высокие позиции в международных и республикан-

ских рейтингах, номинации в конкурсах. Степень развития казахстанского электронного правительства оценивается как «развивающееся» и считается одним из самых успешных [8]. Однако, несмотря на такие достижения, в стране до сих пор чрезвычайно низкий уровень компьютерной грамотности. Не все население имеет представление о цифровых технологиях и имеет навыки работы с интернетом. Причем в основном, конечно, это молодежь, которая, как правило, государственными услугами пользуется крайне редко и не в полном объеме. Более взрослое поколение по-прежнему предпочитает получать государственные услуги по старинке, например через центры обслуживания населения или производить обязательные платежи через кассы. Естественно, затрачивая на это массу своего времени.

Для продуктивного использования интернет-технологий в политике необходима дополнительная мотивация. Поэтому институты политической социализации наряду с формированием гражданской позиции личности должны содействовать пониманию гражданами преимуществ использования современных информационно-коммуникационных технологий в реализации своих политических прав и интересов. Очевидно, что значимое место в этом процессе отводится политическому образованию. Личностно-ориентированные и исследовательские методики преподавания в сочетании с потенциалом информационных, коммуникационных и обучающих функций информационно-коммуникационных технологий могут стать своеобразным виртуальным тренингом по подготовке «электронных граждан».

«Электронное правительство» представляет собой современный инструмент совершенствования государственного управления и взаимоотношений государства и общества. Но для эффективности внедрения «электронного правительства» учитываются не только технологические и финансовые возможности общества, но и характер политической системы, уровень политической культуры населения, уровень доступности информации и образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в контексте демократических преобразований в России // Современные проблемы межкультурных коммуникаций : сб. ст. СПб., 2005. С. 141-148.

2. Юртаев А.Н. Инновационные технологии в государственном управлении: закономерности создания и применения электронного правительства // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 3. С. 18-26.

3. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.

4. Юрасо А.В. Основы электронной коммерции : учеб. М. : Горячая линия-Телеком, 2008. 480 с.

5. Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. № 1. С. 37-42.

6. Теория права и государства : учеб. / под ред. проф. В.В. Лазарева. M. : Право и закон, 1996.

7. CNews - интернет-портал издания в сфере высоких технологий в России и странах СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/news/line/ minkomsvyaz_sostavila_rejting_ispolzovaniya

8. Портал электронного правительства РК [Электронный ресурс]. URL: http://egov.kz/cms/ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.