Научная статья на тему 'О правовых аспектах "электронного правительства" в Республике Казахстан'

О правовых аспектах "электронного правительства" в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
808
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Әміржан К.Ж.

Данная статья направлена на формирование и развитие «электронного правительства». «Электронное правительство» на сегодняшний день это система взаимодействия государственных органов, населения и бизнеса с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Основными моделями внутри «электронного правительства» являются три отношения: предоставление государственных услуг населению G2C, бизнесу G2B и госорганамG2G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О правовых аспектах "электронного правительства" в Республике Казахстан»

190 I № 4 (16) 2009 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

К.Ж. ОМ1РЖАН,

младший научный сотрудник Института законодательства РК

О ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В последние годы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) приобретают все большее значение для государственного управления, изменяются процедуры, требования и подходы к работе органов государственной власти. В целях модернизации государственного сектора осуществляется формирование «электронного правительства» (далее -ЭП). Одной из проблем построения «электронного правительства» является разработка и совершенствование нормативно-правовой базы. Актуальным вопросам и основным направлениям правового регулирования использования информационно-коммуникационных технологий посвящена данная статья.

Определения «электронного правительства» строятся специалистами по разным принципам. Одни авторы предпочитают определения описательные -какие именно преобразования происходят в обществе и отдельных его структурах благодаря внедрению «электронного правительства». Другие избирают прикладной аспект «электронного правительства», и просто перечисляют разные применения отдельных его инструментов. Есть технические определения, которые акцентируют внимание сугубо на используемых технологических решениях и специфических программных продуктах. А также определения экономические, ориентированные на максимальную эффективность управления государством.

Каждый принцип верен, поскольку отображает определенный аспект функционирования «электронного правительства».

Итак, «электронное правительство» можно определить следующим образом:

- организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов;

- информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телжоммуникационных технологий;

- трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий;

- автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обес-

печение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления;

- использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий1.

В соответствии с подпунктом 34) пункта 1 Закона Республики Казахстан «Об информатизации» от 11 января 2007 года N217, «электронным правительством» является механизм функционирования государственных органов по предоставлению электронных услуг.

В статье 28 Закона Республики Казахстан «Об информатизации» говорится об условиях формирования «электронного правительства».

Формирование «электронного правительства» в Республике Казахстан осуществляется при выполнении следующих условий:

1) принятие согласованных государственными органами решений по реализации «электронного правительства» на основе рекомендаций Межведомственной комиссии Республики Казахстан по координации работ в сфере информатизации;

2) создание в государственных органах подразделений по информатизации. При отсутствии таких подразделений государственные органы вправе обращаться к национальному оператору с предложениями о создании в его структуре служб по информатизации для обслуживания соответствующих государственных органов на договорной основе;

3) создание при уполномоченном органе совета руководителей информационных служб государственных органов;

4) техническое сопровождение базовых компонентов «электронного правительства» национальным оператором2.

Становление и формирование «электронного правительства» в Республике Казахстан основано на Программе развития «электронного правительства» Республики Казахстан на 2008-2010 годы (далее -Программа) разработанной в соответствии с пунктом 150 Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007

1 к ир://сарп. шШ. ru/e-governmen t/e-governmen t_l.htm

2 Закон РК «Об информатизации» от 11 января 2007 года N 217.

Трибуна молодого ученого

П9П

годов посланий Главы государства народу Казахстана, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года N 310 и пунктом 364 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года N 3191.

В основу Программы очередного этапа реализации «электронного правительства», его развития, с целью повышения качества и эффективности государственного управления, заложена концепция поддержки с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) решения девятой задачи из Послания Президента народу Казахстана от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в Новом Мире» (далее - Послание Президента) - ускоренного проведения административной реформы с учетом международной практики.

Целью Программы является повышение качества и эффективности государственного управления и процессов предоставления социально-значимых государственных услуг2.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1) внедрение принципов государственного корпоративного управления;

2) автоматизация и интеграция процессов предоставления социально-значимых для граждан и востребованных для бизнеса государственных услуг;

3) расширение и развитие базовой инфраструктуры ЭП и механизмов доступа;

4) развитие базовых компонентов ЭП;

5) разработка архитектуры и формирование социальных институтов ЭП, развитие базы стандартов в сфере ИКТ;

6) обеспечение нормативной правовой базы процессов информатизации и предоставления электронных государственных услуг;

7) повышение прозрачности и контроля деятельности ГО.

Решение поставленных выше задач будет осуществляться соответственно по следующим основным направлениям и механизмам реализации Программы:

1) создание государственных автоматизированных систем управления ресурсами с использованием механизмов разработки регламентов и правил корпоративного управления;

2) автоматизация базовых категорий государственных услуг с использованием механизмов автоматизации транзакций с помощью платежного шлюза ЭП, интеграции информационных систем ГО;

3) развитие базовой инфраструктуры ЭП и механизмов доступа с использованием механизмов построения ИКУ и расширения ETC до областных центров и крупных городов;

4) развитие базовых компонентов ЭП с исполь-

зованием механизмов создания и развития НУС, ГИС-платформы;

5) разработка архитектуры ЭП и формирование социальных институтов ЭП, развитие базы стандартов в сфере ИКТ с использованием механизмов обеспечения согласованной технической политики развития ЭП на основе разработки элементов архитектуры ЭП, стандартов и методологической базы ЭП, модернизации институтов управления и развития ЭП;

6) обеспечение нормативной правовой базы развития ЭП с использованием механизмов разработки и утверждения нормативных правовых актов;

7) создание системы мониторинга и контроля состояния и развития ЭП с использованием механизма внедрения системы мониторинга и контроля развития ЭП.3

В Республике Казахстан были заложены законодательные основы создания «электронного правительства», в частности, принят закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Агентство по информатизации и связи Казахстана изучило опыт строительства «электронного правительств» в Южной Корее, Сингапуре, Италии, Германии и Эстонии, после чего в стране с помощью международных экспертов была разработана и в 2004 года утверждена «Государственная программа формирования «электронного правительства» на 2005— 2007 годы». Она выполняется в четыре этапа — такая практика уже общепринята во всем мире.

На первом этапе — информационном — внедряются порталы, на которых разместится информация о деятельности центральных органов власти, необходимая гражданам и бизнесу.

На втором, интерактивном этапе вводятся в эксплуатацию удостоверяющий центр (УЦ) электронно-цифровой подписи (ЭЦП) для населения и бизнеса, а также ведомственные информационные системы госорганов и акиматов (регионов), предназначенные для реализации наиболее востребованных населением и бизнесом интерактивных услуг, таких как электронные государственные закупки, выдача лицензий и разрешительных документов, подача электронных таможенных деклараций, электронное обучение4.

На третьем этапе госорганы должны начать предоставление транзакционных услуг. Для этого будет построена инфраструктура электронных платежей и решены соответствующие задачи, включая нормативно-правовое обеспечение электронных платежей, создание платежного программного шлюза, интегрированного с банками второго уровня и обеспечивающего проведение денежных транзакций, его интеграция с порталом «электронного правительства» и информационными системами ведомств и акиматов.

На четвертом этапе произойдет полный перевод деятельности правительства на ИКТ и интеграция органов власти на всех уровнях административного деления страны5.

Таким образом, будут созданы законодательные условия для претворения в жизнь национальной за-

1 Закон РК «Об информатизации» от 11 января 2007 года N 217.

2Закон РК «Об информатизации» от 11 января 2007 года N 217.

3 Закон РК «Об информатизации» от 11 января 2007 года N 217.

4 http://www. яству. kz/government.html

5 http://www.явтву.kz/government.html

192 7 Ns 4 (16) 2009 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

дачи, поставленной Президентом H.A. Назарбаевым, по вхождению республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Заканчивается информационный этап программы и начинается интерактивный. Портал «электронного правительства» уже работает и предлагает более 500 информационных услуг гражданам и бизнесу.

Но для реализации «электронного правительства» недостаточно лишь разработать программу его внедрения. Нужно также готовить людей, которые, владея компьютерной грамотностью и имея доступ к информационным ресурсам, смогут взаимодействовать с «электронном правительством» в любой географической точке страны. На решение этой проблемы направлена программа обучения жителей, госслужащих и военных. В будущем при приеме на работу в госорганы от претендентов потребуется сертификат компьютерной грамотности, а граждане при предъявлении такого сертификата получат скидки на приобретение домашних компьютеров. Кроме того, разработана и запущена программа сокращения цифрового неравенства, которая предусматривает развертывание в 2007—2009 гг. сети пунктов общественно доступа в Интернет по всей стране1.

На сегодняшний день в Республике Казахстан существует Закон Республики Казахстан «Об информатизации» (далее - Закон) который устанавливает правовые основы информатизации, регулирует общественные отношения, возникающие при создании, использовании и защите электронных информационных ресурсов и информационных систем2.

Целями государственного регулирования в сфере информатизации в данном Законе являются развитие информационной инфраструктуры Республики Казахстан, в том числе формирование «электронного правительства», а также информационное обеспечение социального и экономического развития страны3.

Также Закон предусматривает в зависимости от права собственности электронные информационные ресурсы, которые подразделяются на:

1) государственные;

2) негосударственные.

В зависимости от категории доступа электронные информационные ресурсы подразделяются на:

1) общедоступные;

2) ограниченного доступа.

Вместе с тем определяются виды информационных систем.

В зависимости от права собственности информационные системы подразделяются на:

1) государственные;

2) негосударственные.

В зависимости от категории доступа информационные системы подразделяются на:

1) общедоступные;

2) ограниченного доступа.

Также одним из действующих Законов в Республике Казахстан является Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (далее - Закон) от 7 января 2003 года N 370.

Данный Закон направлен на регулирование отношений, возникающих при создании и использовании электронных документов, удостоверенных посредством электронных цифровых подписей, предусматривающих установление, изменение или прекращение правоотношений, а также прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов, включая совершение гражданско-правовых сделок4.

Закон определяет принципы электронного документооборота, использование электронной цифровой подписи, выдачу регистрационного свидетельства, деятельность удостоверяющего центра и.т.д.5.

В настоящее время в Республике Казахстан существует проект Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «электронного правительства» Республики Казахстан».

Принятие законопроекта будет способствовать развитию системы «электронного правительства» Республики Казахстан в целом. В частности, предполагается повышение качества и эффективности государственного управления, упрощение административных процедур, обеспечение их прозрачности, исключение повторно выполняемых работ, экономия времени на реализацию процессов консультирования, обработку информации ведомствами, а также ускорение административных процедур, следовательно, снижение нагрузки на служащих.

Таким образом, «электронное правительство» обеспечит прозрачность, то есть между гражданином и государством, частным бизнесом и государством пропадает такой посредник, как чиновник. Взаимодействие будет проходить посредством прозрачной информационной системы. Во-вторых, существенно сократятся государственные расходы по содержанию огромного госаппарата. В-третьих, благодаря прозрачности исчезает повод для коррупции. И последний, немаловажный фактор — это то, что с внедрением концепции «электронного правительства» каждый из нас будет тратить гораздо меньше времени на уплату налогов, оформление и получение различных документов — удостоверений личности, паспортов, водительских удостоверений. И то, что государство делает в этом направлении определенные шаги, прибавляет ему авторитета. Популярность и авторитет правительства тоже резко возрастут, поскольку оно будет прозрачным и обеспечит казахстанцам огромные плюсы.

1 kttp://www.kazembassy.ru/press_service/news/?newsid=48

2 Закон РК «Об информатизации» от 11 января 2007 года N 217.

3 Закон РК «Об информатизации» от 11 января 2007 года N 217.

4 Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 7 января 2003 года N370.

5 Закон РК «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 7января 2003 года N370

Трибуна молодого ученого

П9Л

Список использованной литературы

1. Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 г. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 4, ст. 217.

2. Закон Республики Казахстан «О нормативно-правовых актах» от 24 марта 1998 г. N 213.

3. Закон Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» от 7 января 2003 года N 370.

4. Закон Республики Казахстан «Об информатизации» от 11 января 2007 года N 217.

5. www.e.gov.kz.

6. www.ecrp.kz/kaz/kompgram/post/.

7. www.zakon.kz.

8. http://capri.ustu.ru/e-government/e-government_1 .htm.

9. http://www.semey.kz/government.html.

10. http://www.kazembassy.ru/press_service/news/?newsid=48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осы мацала «Электрондыц укшеттп> енг1зуге, цалыптастыруга жэне дамытуга багыттал-ган. Бугiндeрi электрондыц уктет дегешм1з - бул ацпараттыц-коммуникативтт технология-ларды цолданумен мемлекеттт органдар, халыц жэне бизнестщ взара ic-цимыл жуйеЫ.

Электрондыц утметтщ штде нeгiзгi модeлдeрi 3 байланыс болып табылады: халыцца, бизнеске, мемлекеттш органдарга G2C мемлекеттт цызметт кврсету.

Данная статья направлена на формирование и развитие «электронного правительства». «Электронное правительство» на сегодняшний день - это система взаимодействия государственных органов, населения и бизнеса с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Основными моделями внутри «электронного правительства» являются три отношения: предоставление государственных услуг населению G2C, бизнесу - G2B и госорганам- G2G.

This article is directed on the formation and developing e-government.

Today, e-government is a system for interoperability of government agencies, citizens and businesses using information & communication technologies (ICT).

Three basic models within e-Government are: provision of public services to citizens G2C, businesses - G2B and government agencies - G2G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.