Научная статья на тему 'Обеспечение свободы выбора при обращении к услугам электронного правительства'

Обеспечение свободы выбора при обращении к услугам электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
269
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕДНОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВЫЙ ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННЫМ УСЛУГАМ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / E-GOVERNMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION POVERTY / MULTI-LEVEL ACCESS TO ELECTRONIC SERVICES / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдырева Е. П.

В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения многоуровнего доступа к услугам электронного правительства, а также роль частно-государственных партнерств в данной отрасли. Важно изучить уже имеющийся опыт европейских стран и организовать доступ к услугам для всех граждан независимо от возраста, социального статуса и уровня жизни, т.е. следует обеспечить многоканальность получения государственных услуг, чтобы каждый гражданин имел право выбора наиболее удобного для него канала. При этом поднимется уровень гражданской активности относительно электронного правительства и услуг, следовательно увеличится политическая осведомленность населения и усилится транспарентность власти. С другой стороны, многоканальность обеспечения доступа открывает возможность сотрудничества с частным бизнесом и образования новых рабочих мест, в том числе для трудоспособных инвалидов, что на данный момент является проблемой социальной сферы. В работе использовались компаративный, описательный и статистический методы исследования, а также контент-анализ. Практическая значимость исследования состоит в том, что материал можно использовать при разработке многоуровнего подхода к способам внедрения электронного правительства и обеспечения доступа к электронным государственным услугам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM OF CHOICE WHEN USING E-GOVERNMENT SERVICES

The paper deals with an urgent problem of multi-level access to services provided electronically by the government as well as the role of public-private partnerships in this industry. It is important to examine the existing experience of European countries and to provide access to services for all citizens regardless of age, social status and living standards, i.e. create multi-channel public services so that every citizen has a right to choose the most convenient channel. At the same time the level of civic engagement regarding e-government services will rise, and hence political awareness and government transparency will increase. On the other hand, multi-channel access opens up the possibility of cooperation with private business and creation of new jobs including jobs for disabled people of working age which at present is a challenge in the social sphere. The author uses comparative, descriptive, and statistical methods, and method of content analysis. The practical significance of the study is in the fact that the material can be used for developing multi-level approach to e-government and access to e-government services.

Текст научной работы на тему «Обеспечение свободы выбора при обращении к услугам электронного правительства»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

удк 005:004 Е.П. Болдырева

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ ВЫБОРА ПРИ ОБРАЩЕНИИ К УСЛУГАМ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения многоуровнего доступа к услугам электронного правительства, а также роль частно-государственных партнерств в данной отрасли. Важно изучить уже имеющийся опыт европейских стран и организовать доступ к услугам для всех граждан независимо от возраста, социального статуса и уровня жизни, т.е. следует обеспечить многоканальность получения государственных услуг, чтобы каждый гражданин имел право выбора наиболее удобного для него канала. При этом поднимется уровень гражданской активности относительно электронного правительства и услуг, следовательно увеличится политическая осведомленность населения и усилится транспарентность власти. С другой стороны, многоканальность обеспечения доступа открывает возможность сотрудничества с частным бизнесом и образования новых рабочих мест, в том числе для трудоспособных инвалидов, что на данный момент является проблемой социальной сферы. В работе использовались компаративный, описательный и статистический методы исследования, а также контент-анализ. Практическая значимость исследования состоит в том, что материал можно использовать при разработке многоуровнего подхода к способам внедрения электронного правительства и обеспечения доступа к электронным государственным услугам.

Ключевые слова: электронное правительство, информационные технологии, информационная бедность, многоуровневый доступ к электронным услугам, частно-государственное партнерство.

Ye.P. Boldyreva

FREEDOM OF CHOICE WHEN USING E-GOVERNMENT SERVICES

The paper deals with an urgent problem of multi-level access to services provided electronically by the government as well as the role of public-private partnerships in this industry. It is important to examine the existing experience of European countries and to provide access to services for all citizens regardless of age, social status and living standards, i.e. create multi-channel public services so that every citizen has a right to choose the most convenient channel. At the same time the level of civic engagement regarding e-government services will rise, and hence political awareness and government transparency will increase. On the other hand, multi-channel access opens up the possibility of cooperation with private business and creation of new jobs including jobs for disabled people of working age which at present is a challenge in the social sphere. The author uses comparative, descriptive, and statistical methods, and method of content analysis. The practical significance of the study is in the fact that the material can be used for developing multi-level approach to e-government and access to e-government services.

Key words: e-government, information technology, information poverty, multi-level access to electronic services, public-private partnership.

Термин «электронное правительство» произошел, как известно, от английского «e-government», или «electronic government» [7]. Но в английском языке слово «government» означает не только правительство как центральный орган исполнительной власти, но и государство в целом, и «electronic government» скорее будет относиться к форме деятельности органов государственной власти, а не к правительству как субъекту этой деятельности. При буквальном переводе мы получим - «электронное правление» или «электронное государственное управление».

Согласно А. Голобуцкому и О. Шевчуку, электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки [8].

Электронное правительство это не дополнение или аналог традиционного правительства, это новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий, безусловно, все сферы деятельности государственных органов в электронном виде будут востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается темпами развития таких сфер, как социальная (Пенсионный фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская (электронная запись на прием, получение талонов), муниципальная сфера (ЖКХ) и т.д.

В настоящее время активно развивается концепция электронного правительства. Уже имеется набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость операций/сделок, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

Создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Востребованность электронных услуг можно отследить наиболее простым способом - обратившись к рейтингу популярности сайтов Stat24 [9].

Stat24 - это система статистики посещаемости сайтов

- так называемый «счетчик посещаемости». В общий рейтинг входит 236 335 сайтов и достаточно посмотреть на первую десятку, чтобы опередить сферу интересов

населения в данный момент. Среди первых десяти мы найдем и порталы-файлообменники, позволяющие бесплатно скачивать развлекательные материалы (фильмы, игры, песни), также сайты, посвященные популярным на данный момент хобби, несомненно, увидим эротические сайты среди лидеров - человеческая природа неизменна, и интернет готов «подкармливать» «низменные желания» населения.

Результат запроса статистики посещаемости на 27.01.2012 г. (первые 5 мест):

1) rutracker.ru - Интернет, Компьютеры/Халява;

2) 8disk.net - Развлечения/Развлекательные сайты все о фильмах;

3) www.nalogy.ru - Интернет, Компьютеры/Программное обеспечение. Служба налогоплательщика - для подготовки налоговой отчетности в электронном виде;

4) эротический портал (по этическим соображениям не укажем данный адрес);

5) www.butuzici.ru - Общество/Семья.

Но мы обратились к данному рейтингу не для характеристик морального уровня населения - нам хотелось узнать, будет ли в этом рейтинге хоть на каком-либо месте сайт, посвященный правительству, государственным услугам. Ведь проект «электронного правительства» продолжает реализовываться, но для его реализации необходимы не только заинтересованность государства, материальная поддержка и техническая обеспеченность, но и готовность населения обращаться к электронным онлайн-структурам, чтобы реализовать отношения государство-гражданин.

На третьем месте в рейтинге посещаемости сайтов России находится сайт налогоплательщика. Это бесспорно говорит о готовности населения обращаться к Интернету для решения задач, связанных с государственными услугами, будь то подача налоговой декларации или оплата транспортного налога.

Этот небольшой эксперимент показывает, что наше общество открыто для нововведений, и большинство из нас пользовались бы онлайн-услугами для урегулирований отношений государство-гражданин, если бы государственные порталы обладали мобильностью в работе, легкостью в обращении и гражданин мог быть уверен, что его декларация, отправленная по электронной почте, придет по назначению в нужный налоговый орган и именно к его инспектору, что избавило бы гражданина от похода в Инспекцию и выяснения, куда подевалась декларация и почему на нем «висит» задолженность.

Конечно, не все население готово к электронному общению с властью, необходимо вести образовательноразъяснительную работу в этой области.

В 1997 г. Программой развития ООН было введено новое измерение бедности - «информационная бедность». Это понятие отражает рост социальной дифференциации населения по характерно новому принципу

- принципу возможности доступа к ИКТ. В условиях развития глобального информационного общества доступ к ИКТ означает и доступ к информации и знанию. Эта проблема, общая для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации, не может быть проигнорирована [4].

Новый вид социального неравенства, порожденный отсутствием у граждан доступа к современным ИКТ, требует определенных решительных действий властей по его ликвидации [4].

Государство обязано предоставить свободу выбора доступа к электронным государственным услугам для всех граждан и предприятий. Здесь можно говорить о многоканальном подходе к предоставлению услуг, который мог бы обеспечить максимальное участие и постепенное повышение личной заинтересованности граждан и предприятий, так как разные группы будут обладать разными уровнями доступа к каналам; например, у городского жителя больше возможностей доступа к различным электронным каналам, нежели у сельского.

Поэтому система «одного окна» должна разрабатываться и развиваться совместно с программой, обеспечивающей многоуровневый подход к решению проблемы доступа.

Во-первых, это организация точек публичного доступа к ИКТ. Примером служат инфоматы, которые внедряются на данный момент в некоторых крупных городах России, включая Москву и Санкт-Петербург, а также точки доступа в общественных местах, таких как интернет-кафе, вокзалы, образовательные учреждения, торговые центры, библиотеки и т.п.

Данный вид доступа поможет приобщить к электронным услугам любые слои населения. Конечно, на реализацию этого подхода потребуется финансирование и как следствие возникает новый вид партнерства между городской администрацией и частным сектором. Организация государственно-частных предприятий для оказания услуг населению имеет своей первостепенной задачей развитие общественно-доступных информационных услуг и точек доступа к ним, а также облегчает бремя финансирования этой программы для государства.

Международный консультант в области электронного правительства и ИКТ О.В. Петров в одном из своих выступлений анализирует уже имеющийся опыт частногосударственного партнерства в развитых странах. Согласно его наблюдениям, такие методы управления проектами, как частно-государственное партнерство и аутсорсинг, являются наиболее перспективными при реализации проектов в сфере электронного правительства. Аутсорсинг позволяет значительно улучшить качество государственных услуг. Частно-государственное партнерство помогает уменьшить государственные инвестиции, использовать лучшие практики частного сектора и более равномерно распределять риски между правительством и частными партнерами при предоставлении электронных услуг [3, с. 32].

Во-вторых, необходимы программы для стимулирования интереса граждан к использованию ИКТ. Этому будут способствовать просветительские кампании в СМИ, образовательной сфере, а привлечение представителей частого бизнеса к разъяснению преимуществ электронного правительства поможет снизить затраты на осуществление данных программ.

По демографической ситуации пожилое население страны представляет собой довольно большую прослойку. Поэтому содействие в организации сетей поддержки по использованию ИКТ для пожилых людей это одно из первоочередных направлений развития отрасли. В некоторых городах РФ уже функционируют са11-центры (телефонная поддержка) для оказания помощи при обращении к электронному правительству или иным услугам в электронном виде. В настоящее время активно проходит информатизация социальных служб - службы социального обеспечения, страхования, пенсионного

обеспечения. Клиентами данных служб являются в первую очередь социально незащищенные слои населения и представить себе, что они имеют свободный 24-часовой доступ в Интернет или, скажем, умело обращаются с последними достижениями электронного бизнеса, довольно сложно. Поэтому именно в этой сфере развитие ИКТ должно идти совместно с просветительско-ознакомительной работой и организацией бесплатных точек доступа, будь то многоцелевое управление или телефонная поддержка [5; 6].

Во многих развитых странах (например, США, Канада, Корея) организованы центры доступа к ИКТ для инвалидов, которым современные технологии, несомненно, облегчают жизнь и позволяют жить более полно, дают возможность пользоваться многими услугами; в этих странах не забыли о том, что способные инвалиды могут внести вклад в социально-экономическое развитие городов и в целом и страны. Именно им предоставляются рабочие места в центрах по удаленному обслуживанию клиентов электронного правительства (по телефону, онлайн-поддержка).

В оптимальном варианте каждый гражданин должен иметь возможность выбирать наиболее удобный для себя канал получения государственных услуг. Некоторые предпочтут использовать Интернет, другие - личное посещение центра обслуживания, третьи предпочтут другие каналы, такие как центры телефонного обслуживания, мобильные каналы или электронная почта и т.д.

В ближайшем будущем электронные услуги должны стать неотъемлемой частью взаимодействия государства и общества. Возможность получения информации и услуг с помощью любого компьютера, подключенного к Интернету, и круглосуточная доступность государственных сайтов сделают их привлекательными и удобными для всеобщего пользования [1].

Нельзя не принимать во внимание успешный опыт зарубежных стран во внедрении всех основополагающих принципов электронного правительства, ведь активное применение этого опыта в условиях нашей страны приблизит Российскую Федерацию к интеграции в мировое информационное пространство [2].

Высшим долгом государства является предоставление свободного и равного доступа к государственным услугам для всех граждан независимо от их статуса в обществе - только так возможна работа эффективного государства, обеспечивающего конституционные права и свободы его граждан.

1. Голобуцкий А, Шевчук О. Электронное правительство. М.: Знание, 2007.

2. Овчинников С.А., Трофименко А.В. Зарубежный опыт построения электронного правительства и роль информационной экспертизы в этом процессе // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36).

3. Петров О.В. Стратегия электронного правительства в России: на пути к эффективному государству, ориентированному на граждан // Информационное общество. 2007. Вып. 1 - 2.

4. Программа развития ООН (1997). URL: http://www.beta. undp.org/undp/en/home.html.

5. Уоллер П., Ливси П., Эдин К. Электронное правительство на службе демократии // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 8.

6. Электронные правительства: потенциал и практическое использование / под ред. Г.Р. Ивановой. М.: Знание, 2008.

7. Pocket Oxford Russian dictionary. Englsih-Russian, Russian-English. Oxford, 1994.

8. URL: http://golob.narod.ru/egovperru.html.

9. URL: http://www.stat24.ru/ru/ranking/?c=0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.