Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
УДК 334 ББК 65.291.212 Е 73
СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В РАМКАХ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
(Рецензирована)
Ермишина Елена Борисовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 213 23 27, e-mail: [email protected]
Долгова Татьяна Валентиновна,
доцент кафедры экономика Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 699 76 43, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования концепции электронного правительства как важнейшего направления реформирования государственного управления в целях повышения его эффективности. В каждой стране имеются свои уникальные сочетания обстоятельств, приоритетов и возможностей, которые должны быть использованы при реализации данной задачи. Программа создания электронного правительства во многих странах мира свидетельствует о том, что необходимо развивать информационные технологии как фактор обеспечения эффективного управления государством и предоставления населению качественных социальных услуг.
Ключевые слова: электронное правительство, государственные и муниципальные услуги, информаци-онно-коммуникацонные технологии, государственное управление.
COMPARATIVE ANALYSIS OF VIRTUAL RELATIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF ELECTRONIC GOVERNMENT IN FOREIGN COUNTRIES
Ermishina Elena Borisovna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of Economics Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 213 23 27, e-mail: [email protected]
Dolgov Tatiana Valentinovna,
associate Professor of Economics Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 699 76 43, e-mail: [email protected]
Summary. This article describes how to use the concept of e-government as a vazhneyshego areas of public administration reform in order to povysheniya its effectiveness. Each country has its own unique combination of circumstances, priorities and capacities, which should be used to achieve this objective. The program of e-government in many countries shows that it is necessary to develop information technology as a factor of good governance and the provision of quality social services to the population.
Keywords: e-government, state and municipal services, information and communication technologies, public administration.
Реформирование государственного управления основано в настоящее время на концепции электронного правительства, которая рассматри-
16
вает операционную часть деятельности правительства. Данная концепция направлена на создание систем доступа граждан к достоверной информации
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Горизонты новой экономики
и взаимодействия государственной власти с населением, общественными организациями и бизнесом, на повышение эффективности государственного управления.
Концепция и термин «электронное правительство» возникли в конце ХХ века, когда во многих странахобозначилась проблема низкой эффективности работы органов государственного управления, что проявляется в высоких расходах, задержках в принятии решений, коррупции, некачественном управлении и др.
На основании мирового опыта известно, что использование концепции электронного правительства предоставляет гражданам возможность получения высококачественных услуг государственных органов и в то же время уменьшает их стоимость. Стандартизация создания, сопровождения, унификация государственных автоматизированных систем даст возможность снизить стоимость государственных услуг и решить следующие проблемы:
- обеспечить качество и доступность обслуживания граждан через использование инфокомму-никационных технологий, в частности, Интернет, в том числе открыть доступ к государственным учреждениям людям с ограниченными физическими возможностями;
- упростить взаимодействие структур бизнеса и правительства;
- сократить правительственные трансакционные расходы;
- повысить ответственность правительства и уровень прозрачности государственных услуг;
- ввести единые стандарты обслуживания граждан.
Электронное правительство (ЭП) - это способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии [3].
Положительным моментом введения электронного правительства в жизнь является активизация граждан в деятельности государства, повышение уровня доверия граждан государству. В исследовании, проведенном в 2002 г. по заказу ООН, определены пять последовательных основных стадий развития электронного правительства:
1) начальное появление - обширное присутствие учреждений правительства онлайн в сети Интернет;
2) расширенное присутствие - постоянно растет количество правительственных сайтов, а ин-
формация на них становится все более динамичной;
3) интерактивное взаимодействие - пользова-телиполучают возможностьскачивания типовых форм официальных документов разных видов, по официальной электронной почте могут взаимодействовать через web-сайт с органами государственной власти;
4) проведение транзакций - пользователи имеют возможность реально осуществлять различные сделки (транзакции) с государственными учреждениями в режиме онлайн;
5) бесшовное взаимодействие - полная интеграция электронных услуг в пределах административных границ [2].
Необходимые предпосылки для перехода к электронному правительству в Европе и мире давно созрели.
Экономические предпосылки заключаются в росте спроса населения на услуги государственного сектора и возникновении проблем при повышении требований к оперативности и качеству их решения, а также ограниченности финансовых и трудовых ресурсов, определяющей невозможность решения управленческих проблем старыми способами.
Социальные предпосылки связаны с демократическими преобразованиями, развитием гражданского и информационного общества, неудовлетворенностью населения результатами работы государственных структур и предъявляемыми требованиями к росту их эффективности.
Материально-технологические предпосылки концептуального обоснования и практической реализации электронного правительства сформировались в процессе возникновения и стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе Интернет-технологий.
Для организации функционирования электронного правительства необходимо создать единую точку доступа - единый интернет-портал, через который будут предоставляться все услуги. Граждане не должны понимать структуру такого интернетпортала при взаимодействии с правительством. Необходимо, чтобы информационные системы государственных органов могли обмениваться информацией между собой, а вся информация была доступна из единой точки. Поэтому информационные системы должны быть интегрированы между собой. Это должно способствовать более быстрому и эффективному обслуживанию граждан через единое представительство.
Такой принцип доказал свою эффективность в Канаде, Сингапуре и Австралии, он лежит в основе концепции «электронного представителя» в Великобритании.
17
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
В 90-х годах в США и ряде стран Европы была предложена концепция повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения ЭП, имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба. Государстводолжноориентироваться на нужды граждан, а не на собственные потребности и за счет налогоплательщиков оптимально оказывать населению определенные услуги.
Стратегия создания электронного правитель-стваосновывалась на следующих принципах:
- децентрализация, то есть принятие решений должно осуществляться на региональном и местном уровнях управления;
- государственный сектор должен нести высокую ответственность за принимаемые решения, что выражается всоздании механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией;
- увеличение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;
- внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;
- использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе[1].
Первыми разработчиками систем ЭП стали США. В феврале 1997 года администрация США вышла с инициативой «Совершенствование правительственной деятельности через новые технологии», включающейнесколько программ, в том числе «Открытый доступ к правительственной информации. Совершенствование через информационные технологии». В 1998 году Национальная академия наук США объявила программу грантов по теме «Электронное правительство», которая должна была способствоватьросту фундаментальных и прикладных исследований в направленииисполь-зования новых информационных технологий в деятельности государственных учреждений на всех уровнях власти. В 2000 году был запущен проект «FirstGov», который объединил около 20 тысячи сайтов государственных органов разных уровней власти дляформирования единого Интернет-портала, который мог бы обеспечивать доступ к сайтам правительства, а также другим сайтам.
Германия с 1999 года началаиспользоватьси-стему предоставления населению безопасных онлайновых услуг с использованием электронных подписей, что дает им юридическую силу.
Великобритания с 2000 года реализует программу «E-citizen, e-business, e-government. A str ategicframeworkforpublicserviceintheInformationA ge», которая дает возможность развития и использования всех электронных видов сервиса, то есть услугами можно ользоваться через Интернет, мо-
бильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов.
Россия в 2001 году начала работу по разработке федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы», которая охватывала все сферы информатизации в стране, в том числе введение ЭП.
Организация Объединённых Наций опубликовала исследование, которое публикуется раз в два года и содержит рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства на 2014 год. Документ называется «The UnitedNations E-GovernmentSurvey 2014: E-Governmentforthe
FutureWe Want», он оценивает готовность и возможности государственных структур в 193 странах к использованию информационно-коммуникационных технологий для предоставления гражданам государственных услуг.
Страны, участвующие в данном исследовании, ранжируются в рейтинге на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим:
- степень охвата и качество интернет-услуг (организационная готовность) - индекс web-услуг (WebmeasureIndex);
- уровень развития ИКТ-инфраструктуры (техническая готовность) - индекс телекоммуникационной инфраструктуры (TelecommunicationInfra structureindex);
- человеческий капитал (способность всего населения к пользованию новыми технологиями и уровень преодоления цифрового расслоения в обществе) - индекс человеческого «капитала» (HumanCapitalindex).
Показатель по каждой из составляющих включает в себя множество параметров: информационные услуги и сайты государственных служб, их доступность для населения, относительное число интернет-пользователей, число пользователей стационарной и мобильной телефонной связи, уровень грамотности населения, нормативно-правовую базу и прочие факторы.
Верхнюю часть рейтинга традиционно занимают страны Европы, Азии и Северной Америки с высоким уровнем экономического развития. Лидером рейтинга 2014 года снова стала Южная Корея. За ней следуют: Австралия, Сингапур, Франция, Нидерланды, Япония, Соединённые Штаты, Великобритания и Новая Зеландия. Замыкает десятку лидеров Финляндия.
Россия, с момента публикации предыдущего доклада в 2012 году, осталась в рейтинге на 27 месте, между Уругваем (26 место) и Казахстаном (28). Интересно, что в течение 2009-2012 годов Россия оказалась единственной страной, которая сделала значительный скачок в рейтинге с 59 до 27 места, тогда
18
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Горизонты новой экономики
как большинство развитых и развивающихся стран в период активной фазы экономического кризиса или незначительно улучшили свои позиции или их заметно ухудшили. Так, до сих пор существенно отстают от России страны БРИКС: Бразилия занимает 57 место, Китай - 70, а Индия - 118. Вместе с тем, подробный анализ представленных в докладе позиций России показывает, что подъем страны в рейтинге остановился и ранее был связан в большей степени с развитиемИКТ-инфраструктуры, а не качеством государственных услуг.
Среди стран с населением более 100 млн. чел. Россия занимает третье место по уровню институционализации электронного правительства после США и Японии.
В отчете 2012 г. по значениям всех компонентов интегрального рейтинга показатели России превышают среднемировые значения. Поэтому она принадлежит к числу новых лидеров в области развития электронного правительства.
Ускоренное движение России вверх в рейтинге обусловлено в первую очередь тем, что более пристальное внимание в нем уделено оценке интегрированных в единый портал сервисов, организации системы межведомственного взаимодействия, что дает возможность гражданам получать электронные услуги и находить необходимую информацию. В этой области за последние несколько лет в нашей стране было сделано многое, особенно на порталах
федерального уровня, которые и оцениваются в рейтинге ООН.
Таблица 1
Индекс готовности РФ к электронному правительству
Показатель Значение индекса
Индексы, характеризующие развитие: 2003 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г.
- электронных услуг 0,2230 0,4538 0,3302 0,6601
- телекоммуникационной инфраструктуры 0,1850 0,1947 0,265 0,6583
- человеческого капитала 0,9200 0,9500 0,9397 0,8850
Интегральный индекс готовности к электронному правительству 0,4430 0,5329 0,5136 0,7345
Место России в сводном индексе ООН 58 50 59 27
Россия реализует один из самых экономных проектов построения электронного правительства в мире - инвестиции в эту программу составили 180 млн. долл., или 1,2 долл. на душу населения. Южная Корея израсходовала на проект E-Government 1,6 млрд.долл., или 35 долл. на душу населения, Сингапур - 15 млрд. долл., или 3 125долл. на душу на-
Таблица 2
Стадии формирования электронного правительства
Степень Описание Государства
Нулевая (кластер 6) Невысокий уровень развития человеческого капитала, практически отсутствует телекоммуникационная инфраструктура и предоставление госуслуг в электронном виде 28 стран: Судан, Чад, Сомали, Эфиопия, Мавритания, Йемен, Соломоновы Острова и др.
Первая (кластер 5) Средний уровень формирования человеческого капитала, почти нет телекоммуникационной инфраструктуры и предоставления госуслуг в электронном виде 50 стран: Кения, Марокко, Индия, Габон, Габон, Ирак, Уганда, Таджикистан, Туркменистан и др.
Вторая (кластер 4) Уровень человеческого капитала выше среднего, телекоммуникационная инфраструктура и предоставление государственных услуг в электронном виде на стадии становления 15 стран, Египет, Куба, Шри-Ланка, Ямайка, Индонезия, Эквадор и др.
Третья (кластер 3) Уровень человеческого капитала превышает средний, телекоммуникационная инфраструктура на стадии развития, информативный характер услуг в электронном виде 24 страны: Азербайджан, Перу, Турция, Китай, КостаРикка, Армения, Монголия, Доминикана и др.
Четвертая (кластер 2) Человеческий капитал имеет достаточно высокий уровень развития, сформирована телекоммуникационная инфраструктура, услуги в электронном виде носят информативный характер 43 страны: Италия, Греция, Казахстан, Чили, Латвия, Колумбия, Мальта, Польша и др.
Пятая (кластер 1) Человеческий капитал отличается высокими качественными характеристиками, развита телекоммуникационная инфраструктура, услуги предоставляются в электронном виде 30 стран: Корея, Нидерланды, США, Великобритания, Франция, Канада, Австралия, Германия, Япония, Австрия, Россия, ОАЭ, Литва и др.
19
Горизонты новой экономики
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
селения, США - 36,5 млрд. долл., или 118 долл. на душу населения [2].
Страны Европы имеют мощную техническую базу, позволяющую осуществить компьютеризацию деятельности общества и правительства.
Таблица 3
Электронные правительства стран Европы
Электронные услуги Электронное руководство Электронные знания
Норвегия Вовлечение местных СМИ и граждан в электронную демократию Германия Безопасность, контролируемый доступ Финляндия Межсекторное партнерство
Италия Поддержка общественных интересов Испания Безопасные электронные услуги Ирландия Общественно -ориентированное экономическое и социальное возрождение
Нидерланды Планирование и развитие сообщества Швеция Осуществление транзакций с высокой выгодой для граждан, бизнеса и правительства
Великобритания Стандарты, национальная инфраструктура и поддержка для местных правительств
Наиболее популярными из предоставляемых электронными администрациями услуг населению являются: поиск работы и трудоустройство, оплата гражданами налогов, услуги социального обеспечения, подача сведений обизменении адреса, оформление личных и персональных документов, регистрация в высших учебных заведениях, регистрация автомобилей, регистрация новорожденных детей,регистрация вступления в брак, декларация для полиции, получение разрешения на строительство, медицинские услуги[4].
В сфере бизнеса наиболее популярными предоставляемыми правительством услугами являются: оплата налогов на добавленную стоимость, оплата корпоративных налогов, регистрация новых компаний, оформление таможенных деклараций, социальные отчисления работодателей, подача сведений о наличие вакантных рабочих мест, получение различной информации (например, статистики и различных документов), и проведение покупок.
«Электронная Европа» призывает правительственные учреждения приложить усилия, чтобы облегчить получение информации на правительственных сайтах и взаимодействие с государственными службами, при этом обеспечив защиту личной информации, поскольку недостаточный доступ к важной статистической и деловой информации препятствует развитию промышленности и замедляет развитие частного сектора услуг, который процветает в США.
Потенциальные выгоды от компьютеризации правительства, согласно инициативе «Электронная Европа» должны приблизить правительство к населению, сократить правительственные расходы на содержание большого аппарата чиновников, создать новые рабочие места в сфере обеспечения электронных услуг, создать широкий европейский рынок информации.
Важно то, что в комплексной инициативе «Электронная Европа», принятой в 2000 году, определяются цели электронного правительства:
- развитие координированного подхода к сектору государственной и общественной информации;
- содействие использованию в государственном секторе открытого программного обеспечения и передовых достижений в области е- правительства путем обмена опытом между странами Европейского Союза;
- содействие использованию электронной подписи в пределах государственного сектора;
- перевод всех базовых транзакций с Европейской Комиссией в онлайновый режим;
- организация онлайнового доступа к наиболее значимой общественной информации, включая правовую, административную, культурную, экологическую и информацию о движении транспорта;
- упрощение онлайновых административных процедур для бизнеса;
- обеспечение в странах Европейского Союза электронного доступа к главным общественным услугам.
Внедрение ЭП будет направлено на развитие существующих онлайновых гражданских форумов (onlinecitizens’ forums) и практики электронных петиций (e-petitions). При помощи Интернетастанет возможна эффективная организации выборов, то есть онлайновая регистрация избирателей, сообщения результатов, использование Интернета для упрощения процесса голосования. Такие выборы дадутвозможность людям голосовать практически в любом месте любым удобным для них способом и устройством.
Основным источником информации до недавнего времени были средства массовой инфор-
20
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Горизонты новой экономики
мации, тогда как возможность получения сведений из первоисточника практически отсутствовала. Сегодня в мире информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в жизнь. ЭП способствует в реализации ожиданий граждан в области эффективного государственного управления. Проведенная в рамках административной реформы структурная оптимизация государственного управления имеет основу для использования сетевых информационных технологий в управлении страной.
В международной практике имеется опыт по созданию и реализации этапов и проектов создания ЭП. Тем не менеене существует единых шаблонов, которые могли бы отвечать всем условиям и задачам формирования электронного правительства. В каждой стране имеются свои уникальные сочетания обстоятельств, приоритетов и возможностей, которые должны быть использованы при реализации данной задачи.
Таким образом, программа создания электронного правительства во многих странах мира свидетельствует о том, что необходимо развивать информационные технологии как фактор обеспечения эффективного управления государством и предоставления населению качественных социальных услуг.
ИСТОЧНИКИ:
1. Безуглая Л.А. Институциональные основания становления информационной экономики. Автореферат на соискание ученой степени экономических наук. 2013
2. Журавлев Д.М. Эффективное электронное правительство в системе управления крупного города Автореферат на соискание ученой степени экономических наук. 2010.
3. Клочко Е.Н. Сектор виртуальных услуг в совре менной экономике сервиса: функциональное содержание, принципы управления, социальная инфраструктура: Монография - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2012. - С. 331.
4. Клочко Е.Н., Новиков В.С. Виртуальные взаимодействия социально-экономических систем в координатах региональной экономики Краснодар, 2013.
21