Научная статья на тему 'Модель формирования управленческой компетентности будущих офицеров'

Модель формирования управленческой компетентности будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGERIAL ACTIVITIES / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MANAGERIAL COMPETENCE / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андруник Андрей Петрович, Жевжик Артем Альбертович, Пиюкова Светлана Станиславовна

В обстановке наращивания комплексных военных опасностей, оказывающих воздействие не только в военное, но и в мирное время, важнейшим фактором, влияющим на ход и исход боевых действий, является формируемое общественное мнение. В связи с этим служебно-боевые задачи, выполняемые офицерами в современных условиях, неразрывно связаны с социальными задачами. Уровень подготовки офицеров военных образовательных организаций высшего образования не в полном объеме позволяет выполнять задачи повседневной деятельности, что вызывает ряд противоречий между современными социальными задачами и консервативными методами обучения. Сложившаяся годами система профессиональной подготовки офицеров отстает от динамично меняющихся процессов в современном образовании. Подготовка компетентных специалистов, готовых к самостоятельной профессиональной деятельности по должностному предназначению непосредственно после завершения обучения и распределения в структурные подразделения войск национальной гвардии РФ, не соответствует предъявляемым требованиям. Создание войск национальной гвардии РФ повлекло за собой ряд изменений и дополнений, в частности, помимо категории «военнослужащий», добавилась категория «сотрудник», работа с которой требует использования иных подходов, что в свою очередь повышает требования к подготовке будущих офицеров, способных не только отдавать команды, но и разумно управлять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андруник Андрей Петрович, Жевжик Артем Альбертович, Пиюкова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF MANAGERIAL COMPETENCE FORMATION OF THE FUTURE OFFICERS

In an environment of increasing complex military dangers, which have an impact not only in war but also in peacetime, the most important factor influencing the course and outcome of hostilities is formed public opinion. In this regard, service and combat missions performed by officers in modern conditions are inextricably linked with social tasks. The level of training of officers of military educational institutions of higher education does not fully allow to perform the tasks of daily activities, which causes a number of contradictions between modern social tasks and conservative methods of training. Over the years, the system of professional training of officers lags behind the dynamically changing processes in modern education. Preparation of competent professionals, ready for independent professional activities of the official purpose immediately after completion and the distribution in the structural unit of national guard troops of the Russian Federation. The establishment of national guard troops of the Russian Federation, entailed a number of changes and additions, in particular, in addition to the categories of «serviceman», added the category of «employee» which requires the use of different approaches, which in turn increases the requirements for the preparation of future officers are able not only to command, but managed wisely.

Текст научной работы на тему «Модель формирования управленческой компетентности будущих офицеров»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 Андруник А. П.

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: [email protected]

Жевжик А. А.

адъюнкт,

Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 614112, Россия, г. Пермь, ул. Гремячий Лог 1, e-mail: [email protected]

Пиюкова С. С.

кандидат педагогических наук,

начальник кафедры пенитенциарной психологии

и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в, e-mail: [email protected]

Andrey P. Andrunik

Doctor of Pedagogics, Associate Professor, professor of Department of мanagement, the Perm state national research University, Bukireva str. 15, Perm, Russia, 614990, e-mail: [email protected]

Artem A. Zhevzhik

post-graduate student,

The Perm military Institute of national guard troops of the Russian Federation, 614 112, Perm, street Gremyachy Log 1, e-mail: [email protected]

Svetlana S. Piyukova

Candidate of Pedagogics,

head of the Department of penitentiary psychology and pedagogics,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Аннотация. В обстановке наращивания комплексных военных опасностей, оказывающих воздействие не только в военное, но и в мирное время, важнейшим фактором, влияющим на ход и исход боевых действий, является формируемое общественное мнение. В связи с этим служебно-боевые задачи, выполняемые офицерами в современных условиях, неразрывно связаны с социальными задачами.

Уровень подготовки офицеров военных образовательных организаций высшего образования не в полном объеме позволяет выполнять задачи повседневной деятельности, что вызывает ряд противоречий между современными социальными задачами и консервативными методами обучения.

Сложившаяся годами система профессиональной подготовки офицеров отстает от динамично меняющихся процессов в современном образовании. Подготовка компетентных специалистов, готовых к самостоятельной профессиональной деятельности по должностному предназначению непосредственно после завершения обучения и распределения в структурные подразделения войск национальной гвардии РФ, не соответствует предъявляемым требованиям.

Создание войск национальной гвардии РФ повлекло за собой ряд изменений и дополнений, в частности, помимо категории «военнослужащий», добавилась категория «сотрудник», работа с которой требует использования иных подходов, что в свою очередь повышает требования к подготовке будущих офицеров, способных не только отдавать команды, но и разумно управлять.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, подготовка специалистов, компетентность, компетенции, управленческая деятельность, управленческая компетентность.

THE MODEL OF MANAGERIAL COMPETENCE FORMATION OF THE FUTURE OFFICERS

Summary. In an environment of increasing complex military dangers, which have an impact not only in war but also in peacetime, the most important factor influencing the course and outcome of hostilities is formed public opinion. In this regard, service and combat missions performed by officers in modern conditions are inextricably linked with social tasks.

© 2018 Андруник А. П., Жевжик А. А., Пиюкова С. С.

The level of training of officers of military educational institutions of higher education does not fully allow to perform the tasks of daily activities, which causes a number of contradictions between modern social tasks and conservative methods of training.

Over the years, the system of professional training of officers lags behind the dynamically changing processes in modern education. Preparation of competent professionals, ready for independent professional activities of the official purpose immediately after completion and the distribution in the structural unit of national guard troops of the Russian Federation.

The establishment of national guard troops of the Russian Federation, entailed a number of changes and additions, in particular, in addition to the categories of «serviceman», added the category of «employee» which requires the use of different approaches, which in turn increases the requirements for the preparation of future officers are able not only to command, but managed wisely.

Keywords: training, training, competence, competencies, managerial activities, managerial competence.

Реформа внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее -ВВ МВД России), в результате которой они наряду с другими специальными военизированными подразделениями вошли в состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии), значительно повлияла на характер задач, решаемых государственной военной организацией.

В настоящее время сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации (далее -ВНГ РФ) круглосуточно несут боевое дежурство и обеспечивают безопасность граждан и органов военного и государственного управления в отношении многочисленных внутренних угроз, в том числе охраняют общественный порядок; принимают участие в войсковых антитеррористических операциях; решают задачи по оперативному обеспечению правопорядка и безопасности на массовых акциях и мероприятиях; осуществляют регулирование в сфере оборота оружия, частной охранной деятельности, вневедомственной охраны и т. д.

Расширение круга задач и полномочий сотрудников ВНГ РФ влечет за собой необходимость овладения новыми компетенциями, предполагающими не только способность обеспечивать физическую безопасность граждан, реализовывать гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жизнь, но и содействовать защите остальных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Указанное обстоятельство требует внесения изменений в концепцию проблемно-деятельностного обучения, реализуемую в рамках основных образовательных программ подготовки офицеров ВНГ РФ в направлении формирования дополнительных компетенций у обучающихся.

Проведенный нами анализ назначения выпускников Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ПВИ ВНГ РФ) на первичные воинские должности показал, что более 60 % из них проходят службу на должностях, требующих устойчивых навыков в управлении воинскими подразделениями, военнослужащими и гражданским персоналом.

В то же время отзывы из воинских частей, полученные за последние 2-3 года на офицеров-выпускников, свидетельствуют о том, что более 20 % из них испытывают серьезные затруднения при организации и проведении плановой воспитательной работы с подчиненными. Около 25 % офицеров-выпускников не владеют навыками организации и проведения занятий по боевой подготовке, почти 60 % имеют сложности в управлении вверенным им личным составом подразделений ВНГ РФ.

Проведенный анализ образовательных программ, реализуемых в ПВИ ВНГ РФ, показал, что при их разработке не было учтено расширение круга служебно-боевых задач будущих офицеров, в частности в сфере управления личным составом воинских подразделений. Произошла формальная замена аббревиатуры «ВВ МВД России» на «ВНГ РФ» при сохранении содержания рабочих программ учебных дисциплин, что негативно сказывается на профессиональной компетентности выпускников и не позволяет в полной мере удовлетворять требования работодателя к качеству подготовки офицеров на первичные должности в ВНГ РФ. Данные обстоятельства актуализируют проблему корректировки образовательных программ подготовки офицеров ВНГ РФ на первичные должности в соответствии с особенностями их будущего должностного функционала.

Для решения указанной проблемы, с нашей точки зрения, необходимо:

проанализировать содержание программ подготовки сотрудников аналогичных структур за рубежом;

выявить и теоретически обосновать особенности должностного функционала офицеров ВНГ РФ на первичных должностях, связанные с осознанной необходимостью немедленно в любой момент времени выступить на защиту безопасности жизни и здоровья граждан, а также обеспечение сохранности их остальных прав и свобод, какими бы ни были внутренние источники угроз;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

разработать и экспериментально проверить модель формирования профессионально важных качеств личности офицера ВНГ РФ (в частности управленческой компетентности), соответствующих его должностному функционалу.

Отсутствие учебно-методических материалов, необходимых для формирования профессионально важных качеств личности у курсантов вузов ВНГ РФ, соответствующих особенностям их будущего должностного функционала, с одной стороны, и требованиями работодателя иметь такие качества у выпускников, с другой стороны, можно рассматривать как противоречие в системе подготовки. Однако данное противоречие не может быть разрешено исключительно методической работой, поскольку, как показал анализ источников литературы, либо полностью, либо частично отсутствует научно обоснованное содержание подходов к формированию этих качеств.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в трудах ведущих военных педагогов и психологов: проблемы личностно-ориентированного военного образования рассматривались И. А. Алехиным, А. П. Андруником, Л. Я. Дорфманом, А. В. Дубровским и другими; особенности реализации акмеологического подхода в современном военном образовании анализировались А. В. Барабанщиковым, В. Н. Герасимовым, В. Н. Новиковым, В. А. Пестовым и другими; исследование психолого-педагогических основ военного образования проводили С. Л. Кандыбович, Л. Г. Лаптев, М. Ф. Секач и другие; в реализацию системного подхода в военной педагогике и психологии внесли значительный вклад А. А. Вотинов, Е. А. Солодова, Г. Ф. Утробин, А. А. Фасоля и др.

Между тем в настоящее время в педагогической науке вопрос формирования профессионально важных качеств личности офицеров ВНГ РФ комплексно не рассматривался. Научные исследования по формированию управленческой компетентности сотрудников ВНГ РФ в связи с изменившимися служебными задачами малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения проблемы в современных условиях. Последнее обстоятельство предопределило научную задачу настоящего исследования - разработать теоретико-методические основы формирования и оценки особенностей управленческой компетентности будущих офицеров ВНГ РФ.

Компетентность как феномен на сегодняшний день еще не имеет точного определения и не получила своего исчерпывающего анализа. Зачастую в научной литературе это понятие употребляется в роли метафоры, а не научной категории. В диссертационном исследовании А. А. Вотинова отмечается, что компетентность является важным показателем профессионального мастерства, кроме того, компетентность - это система интеллектуального, психологического, морального и деятельного состояния специалиста, отражающая уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в конкретной сфере профессиональной деятельности [2, с. 56].

Исследование феномена «компетентность» позволило сформулировать ряд положений, являющихся основополагающими в рассмотрении данного понятия:

компетентность понимается как базовое, интегральное качество личности профессионала; компетентность рассматривается как результат профессиональной подготовки, включающей становление, обучение, воспитание;

уровень сформированности компетентности определяется содержанием и структурой образовательного процесса, равно как и содержание и структура образовательного процесса зависят от того, что понимается под компетентностью выпускника [3, с. 74].

Под управленческой компетентностью понимают личные возможности человека (должностного лица), его знания, опыт (квалификацию), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга управленческих решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и умений в сфере управления. При этом управленческая компетентность - комплексное интегральное явление, не сводимое ни к способностям (разрешать конфликты, работать в команде, организовывать работу), ни к совокупности личностных черт (ответственность, решительность, инициативность) или конкретных умений (отдавать распоряжения, контролировать выполнение), так как каждое из этих понятий трактует возможности человека односторонне. Составляющие управленческих компетенций по управлению воинским подразделением представлены на рис. 1.

Без уточнения понятийного аппарата, условий, определения средств оценки, внедрения механизмов, программ, технологий, основанных на мотивации, многоуровневом лидерстве, внутреннем профессионализме, гармонизации целей будущего офицера воинского подразделения, формирование управленческой компетентности выпускников, на уровне традиционного научно-

методического обеспечения системы управления и образовательного процесса в военной образовательной организации представляется достаточно сложным.

Рис. 1. Составляющие управленческих компетенций по управлению воинским подразделением

Из теории управления известно, что целенаправленное воздействие на объект без возможности измерять его текущее состояние, определять отклонения и прогнозировать будущее состояние неэффективно. Соответственно, если субъект управления не может измерить целевые параметры объекта, то он не может принять решение о том, какие параметры и насколько необходимо изменять [1].

Поэтому прогнозировать поведение человека и измерять соответствующие ему параметры, по возможности, необходимо в категориях, которые допускали бы их использование в качестве управляющих параметров [1].

Одним из возможных путей решения проблемы формирования управленческой компетентности будущих офицеров является проектирование и реализация модели, представленной на рис. 2.

Модель формирования управленческой компетентности будущих офицеров включает следующие компоненты: целеориентированный, субъектный, функциональный, содержательный, диагностический, со-субъектный [1].

Проведенная работа позволила с определенной степенью условности: выявить уровень готовности будущих офицеров к управлению подразделениями; определить зависимость между компетенциями и отдельными компонентами этих компетенций - по мере развития профессиональных и личностных компетенций курсантов потенциал ситуативной компетенции усиливается, что запускает механизмы самоорганизации и саморазвития и, как следствие, удельный вес административного регулирования уменьшается;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

установить прочные содержательные связи - на базе ситуативного поведения формируются стойкие стереотипы, которые в свою очередь перерастают в доминанты саморазвития курсантов и в устойчивую поведенческую реакцию [1].

Рис. 2. Модель формирования управленческой компетентности будущих офицеров

Применение модели формирования управленческой компетентности будущих офицеров ВНГ РФ позволяет достаточно точно определить уровень готовности выпускников к выполнению служебных задач; сравнить результаты, полученные в ходе диагностики в различные периоды службы (учебы); оценить эффективность управления; оценить готовность офицера к управлению воинскими подразделениями.

Таким образом, проведенное исследование позволяет наметить некоторые подходы в решении задач формирования управленческой компетентности офицеров ВНГ РФ и их готовности к действиям не только в типовой, но и в нестандартной ситуации, независимо от воинской должности и военно-учетной специальности.

Библиографический список

1. Андруник А. П. Концепция педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих по призыву в специальных воинских частях: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 471 с.

2. Вотинов А. А. Повышение эффективности процесса профессиональной подготовки будущих кинологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2011. 20 с.

3. Протасов А. Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2007. 156 с.

References

1. Andrunik A. P. Koncepciya pedagogicheskoj profilaktiki deviantnogo povedeniya voennoslu-zhashih po prizyvu v special'nyh voinskih chastyah. Dis. ... d-ra ped. nauk [The Concept of pedagogical prevention of deviant behavior of soldiers in special military units. Doctor's of Pedagogy thesis]. Moscow, 2009, 471 p. [in Russian].

2. Votinov A. A. Povyshenie effectivnosti processa professional'noj podgotovki budushih kinol-ogov. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Increase in efficiency of process of vocational training of future cynologists. Extended Abstract of candidate's of Pedagogy thesis]. Kirov, 2011, 20 p. [in Russian].

3. Protasov A. N. Upravlenie formirivaniem professional'noj kompetentnosti budushih oficerov Dis. ... kand. ped. nauk [Management of formation of professional competence of future officers. Candidate's of Pedagogy thesis]. Saratov, 2007, 74 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.