Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Научная статья УДК 379.8
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ «ПАМЯТЬ СЕМЬИ: ОСНОВАТЕЛИ,
ХРАНИТЕЛИ, ПРОДОЛЖАТЕЛИ»
Галина Владимировна Палаткина1н, Сергей Владимирович Тетерский2, Андрей Андреевич Шаронов3
1 2 3Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия
https://orcid.org/0000-0001-6798-5404 [email protected]
Аннотация. Добровольческая деятельность современной молодежи значительно расширила область своего функционирования, теперь одной из значимых и инновационных выступает волонтерство в сфере гостеприимства. Данная статья посвящена проблеме развития патриотических ценностей посредством волонтерской деятельности в сфере гостеприимства и туризма как приоритетного направления государственной молодежной политики. Решение этой проблемы вынуждает исследователей обратиться к выявлению совершенно новых подходов в связи с ситуацией сегодняшнего дня, что будет способствовать повышению эффективности развития патриотических ценностей у молодежи. Авторы на основе анализа научных исследований, результатов социологических опросов, нормативно-правовой базы, а также федеральных проектов попытались
более четко обосновать процесс развития системы внутреннего туризма как средства гражданского образования и патриотического воспитания молодежи. Значимость статьи также заключается в изучении традиций гостеприимства сквозь призму патриотизма, что позволяет рассматривать их как общий свод ценностей для молодежи и общий культурный код гражданина современной России. В работе использованы различные методы исследования, включая анализ научно-педагогической литературы и опыта работы волонтеров-практиков. Результаты исследования могут быть полезны для организации волонтерской деятельности по гостеприимству среди молодежи в образовательных и общественных организациях.
Ключевые слова: воспитание, музейная педагогика, патриотизм, формирование семейных ценностей
Для цитирования: Палаткина Г. В., Тетерский С. В., Шаронов А. А. Модель формирования семейных ценностей на примере Межрегиональной культурно-образовательной выставки «Память семьи: основатели, хранители, продолжатели» // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 117-131.
General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (Pedagogical sciences)
Original article
MODEL OF FORMATION OF FAMILY VALUES ON THE EXAMPLE OF INTERREGIONAL CULTURAL AND EDUCATIONAL EXHIBITION «FAMILY MEMORY: FOUNDERS,
KEEPERS, CONTINUERS»
Galina V. Palatkina131, Sergei V. Teterskii2, Andrei A. Sharonov3
1 2; 3Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia [email protected]
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-6798-5404 [email protected]
Abstract. Volunteer activity of modern youth has significantly expanded its sphere of functioning, and now volunteering in the field of hospitality is one of the significant and innovative ones. This article is devoted to the problem of developing patriotic values through volunteer activities in the field of hospitality and tourism as one of the priority directions of the state youth policy. The solution of this problem forces researchers to turn to the identification of completely new approaches in connection with the situation of the present day, which will contribute to the improvement of the effectiveness of the development of patriotic values among young people. The author, based on the analysis of scientific research, sociological surveys, regulatory and legal framework, as well as federal projects, tried to justify the process of developing the system of domestic tourism as a means of civic education and patriotic education of youth more clearly. The significance of the article also lies in the study of hospitality traditions through the prism of patriotism, which allows them to be considered as a common set of values for young people and as a common cultural code of a citizen of modern Russia. The work uses various research methods, including the analysis of scientific and pedagogical literature and the experience of volunteer practitioners. The results of the study can be useful for establishing of volunteer hospitality activities among young people in educational and public organisations.
Keywords: education, museum pedagogy, patriotism, formation of family values
For citation: Palatkina G. V., Teterskii S. V., Sharonov A. A. Model of formation of family values on the example of interregional cultural and educational exhibition «Family memory: founders, keepers, continuers». Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(3): 117-131. (In Russ.).
Патриотическое воспитание подрастающего поколения начинается в самой семье и в отношении к ней, определяя его успех, что во многом зависит и от ценностных установок родителей. Мир семьи, представленный в многообразии способов влияния, контексте ценностей, которые осваивает ребенок, проявляется в динамичной системе семейных ценностей, создаваемой в ходе семейного воспитания и социализации, играя основную роль в процессе принятия семейных решений. Семья, выступая «носителем системы тех ценностей, с которыми ребенок интегрируется в социум, приобщает его к семейным ценностям, через процесс усвоения детьми духовного содержания жизни семьи, определяя уклад жизни семьи, являясь основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей»
[1, ^ 29].
Одной из фундаментальных ценностей семейного уклада является безусловная любовь. Любовь - это нечто более глубокое, чем просто эмоция; она представляет собой тепло взаимоотношений, нежность, источник радости и смысла в жизни. Любовь, будучи главной движущей силой, мотивирует наше развитие и дает смысл человеческому существованию.
Еще одна важнейшая ценность семьи - семейные традиции. Они формируют особый круг событий и праздников, который способствует установлению и укреплению ценностных приоритетов семейного сообщества. Традиции служат основой для сохранения и передачи ценностей от поколения к поколению. Идеалы семейной жизни, имеющие ключевое значение в иерархии семейных ценностей, определяют направленность смыслов семьи. Они задают стандарты для взаимоотношений, воспитания детей и общего совместного строительства жизни внутри семейного круга. Все эти элементы - любовь, семейные традиции и идеалы - составляют основу ценностей семьи и формируют ее уникальный культурный контекст.
Важнейшим инструментом формирования семейных ценностей через
сохранение памяти семьи выступает музейная педагогика, одной из форм
120
которой является выставочная деятельность, позволяющая вовлекать «родителей в образовательные проекты на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семьи» [2, с. 86]. Совместное творчество есть эффективное средство взаимодействия детей с родителями. Участие в таких мероприятиях способствует развитию у детей художественного вкуса, совершенствованию их конструктивных навыков, расширению воображения и обогащению знаний о материалах, используемых для создания экспонатов. Ребенок воспринимает свою важную роль в ходе совместной работы и испытывает гордость за своих родителей, которые активно участвуют и демонстрируют ответственность. Родители в свою очередь приобретают навыки организации совместно проведенного с ребенком времени и уделяют больше внимания его творческому развитию.
Для того чтобы эффективно использовать выставочную деятельность в патриотическом воспитании, необходимо уточнить данное понятие.
Выставочная деятельность «имеет свою многовековую историю. Одновременно со становлением и развитием рыночных отношений развивалась выставочная деятельность» [3, с. 12]. Значимым временным отрезком в этом процессе является первая половина XII века [4]. Именно тогда происходило постепенное развитие промышленного производства, совершенствовались средства связи и стало обычным использование возможности заключения сделок на основе образцов вместо прямых продаж товаров, как это делалось ранее. Подобные изменения предопределили будущее выставочной деятельности. Особенно активные изменения в данной сфере пришлись на XIX век. В эти годы начали проводиться всемирные выставки, первая из них состоялась в 1851 году в Лондоне. Выставочная деятельность достигла широкого развития во многих странах мира, в том числе и в России [5].
Выставка - это организованное мероприятие или место, на котором
представляются образцы, экспонаты, продукты или иные объекты с целью их
демонстрации, публичного ознакомления и оценки. Выставки дают возможность
компаниям, художникам, ученым и другим участникам показать свои
121
достижения и привлечь внимание широкой аудитории, а также могут служить средством образования и культурного обмена. «Различают выставки: местные, национальные, международные и всемирные, а также всеобщие, охватывающие все отрасли человеческой деятельности (например, Выставка достижений народного хозяйства СССР - ВДНХ), и специализированные, посвященные только одной области деятельности человека. К последним относятся художественные, промышленные и сельскохозяйственные» [5].
Выставка, как одна из форм организации образовательного процесса, имеет целью приобретение обучающимися опыта самостоятельной творческой деятельности, коллективного взаимодействия.
Выставочная деятельность - это организация и проведение выставок, на которых представляются и демонстрируются различные виды экспонатов, продуктов искусства, научных открытий, культурных достижений и многого другого. Она предоставляет возможность создавать публичное пространство для демонстрации и обмена информацией, идеями и достижениями в различных областях [6]. Как уже отмечалось, выставочная деятельность может иметь разнообразные цели, включая обучающие и воспитательные, культурный обмен, научные исследования и т. д.
В основе выставок лежат интерактивные методы, позволяющие получить знания не в готовом виде, а добыть самому в процессе собственной познавательной и исследовательской деятельности. Ребенок проектирует предстоящую деятельность, становясь субъектом педагогического процесса. Открывая неизведанный мир через выставочную деятельность, ребенок получает знания, имеющие личностную значимость.
Примером выставочной деятельности, способствующей сохранению и передаче семейных ценностей, может служить реализованный в 2022-2023 годах в Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева проект «Межрегиональная культурно-образовательная выставка «Память семьи: основатели, хранители, продолжатели».
Данная выставка была приурочена к 1160-летию зарождения российской государственности и старту программы «Реализация государственной национальной политики» (2022-2024). Разработанная модель ее реализации имела следующую цель: привлечь внимание, заинтересовать и побудить авторов и посетителей выставки к творческому самовыражению и реальным действиям по сохранению семейной и национальной памяти, формированию общероссийской исторической культуры, популяризации семейных ценностей и отечественной истории.
Модель строилась на историческом, этнографическом, исследовательском и интерактивном подходах, способствующих информативности и глубокому пониманию роли семейного наследия в формировании культурной идентичности.
Исторический подход включал исследование генезиса семейных линий и родословных участников выставки, семейных традиций, обычаев и событий, которые сформировали культурное наследие участников.
В рамках этнографического подхода организовывались мастер-классы и демонстрации этнографических элементов культуры.
Этнографический подход лег в основу изучения социальных и культурных взаимосвязей внутри семей и между семьями через опросы и интервью с участниками и посетителями выставки для изучения их восприятия семейного наследия, исследования роли семейных ритуалов и обрядов в формировании культурной идентичности.
Исследовательский подход поддерживал акцент на научных аспектах, включая сбор и анализ данных о семейных традициях, истории и культурных особенностях участников выставки.
Интерактивный подход способствовал созданию интерактивных зон и
мультимедийных элементов для обучения и привлечения посетителей,
организации виртуальных туров и мультимедийных презентаций для широкой
аудитории. Он содействовал активному участию посетителей через интерактивные зоны, мультимедийные элементы и образовательные активности, что обеспечивало более глубокое понимание представленной информации.
Принципами реализации модели были определены:
мультидисциплинарность (использование различных научных исследовательских подходов для создания более полного и глубокого образа семейного наследия и его роли в культурной идентичности);
партнерство и сотрудничество (установление партнерских отношений с местными исследовательскими организациями, музеями и университетами для обмена знаниями и ресурсами);
инклюзивность (обеспечение доступности выставки для разных возрастных групп, культур и социальных слоев общества, чтобы максимально расширить аудиторию и сделать выставку доступной для всех);
учет обратной связи (проведение оценки и получение обратной связи от посетителей для постоянного улучшения выставки и достижения поставленных целей);
социальной ответственности (включение элементов, подчеркивающих социальную и экологическую ответственность семей и их вклад в общество).
Указанные принципы помогли создать выставку, которая стала не только информативной, но и вдохновляющей и образовательной для всех, кто ее посетил, это способствовало лучшему пониманию роли семейного наследия в формировании культурной памяти.
Сама стендовая экспозиция явилась средством реализации модели. Она представляла из себя трехрядную объемную экспозицию.
Первый ряд был заполнен информацией об известных представителях Рюриковичей, через призму которых посетители выставки исследовали свои семейные традиции по следующим позициям:
география семьи (на мастер-классе «География семьи» с помощью флажков участники выставки отмечали на карте мира места, имеющие отношение к истории собственных семей);
генеалогическое древо (возможность нарисовать древо своей семьи); семейная библиотека (возможность войти в историю, оформив обложку книги о своей семье);
семейные ремесла (визуализация образов России (куклы-берегини, ромашка, тюбетейка, звезда, полумесяц и т. п.) из соленого теста или цветных ниток);
семейные игры (фотосессия в костюмах народов России во время игры «Ручеек»).
Второй ряд - это свободные ячейки-боксы с выставочными материалами. Третий ряд - выдержки из федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года.
При реализации поставленной цели в модели организации выставки «Память семьи: основатели, хранители, продолжатели» были использованы различные педагогические способы, методы и технологии. Ключевыми из них явились следующие: мультимедийные технологии для иллюстрации и объяснения материала; лекции и семинары с приглашенными спикерами, исследователями и экспертами; мастер-классы, где посетители участвовали в работе площадок традиционных ремесел, блюд или других элементов семейного наследия; технологический метод - виртуальные туры для онлайн-посетителей, которые не могли прийти на место выставки; социальные медиа- и онлайн-коммуникации для привлечения внимания к выставке и взаимодействия с аудиторией.
В реализации модели были задействованы такие педагогические формы, как организация тематических мероприятий (тематические вечера, концерты или культурные праздники, чтобы погрузить посетителей в атмосферу семейных традиций), сотрудничество с образовательными учреждениями (установление партнерских отношений со школами и университетами для привлечения учащихся и студентов к работе выставки), вовлечение сообщества (активное сотрудничество с местными сообществами, семьями и исследователями для сбора и представления разнообразных семейных историй), исторические костюмированные реконструкции (помогли погрузиться в прошлое и лучше понять семейные традиции), интерактивные исследования посетителей (предоставление посетителям возможности записывать свои семейные истории, делиться ими и вносить их в общий каталог), проведение тематических дискуссий и панельных обсуждений.
Были определены три ключевых показателя разработанной модели:
1) создание междисциплинарного творческого коллектива (не менее 20 студентов и преподавателей - историков, дизайнеров, педагогов-психологов, журналистов, РЯ-специалистов, экономистов) для разработки, презентации выставочного комплекса и образовательной программы (июль-август 2022 года);
2) организация в университете для не менее 500 студентов, абитуриентов и членов их семей культурно-образовательной выставки «Память семьи: основатели, хранители, продолжатели» с оцифровкой и размещением на сайте разработанных материалов (август-ноябрь 2022 года);
3) проведение 18-часовых курсов повышения квалификации педагогов «Патриотическое воспитание граждан через сохранение памяти семьи: традиции и инновации» (декабрь 2022 года).
Таким образом, модель формирования семейных ценностей на примере
Межрегиональной культурно-образовательной выставки «Память семьи:
основатели, хранители, продолжатели» может быть успешной при
использовании разнообразных научных подходов, методов и технологий проведения для максимально эффективной передачи исторического и культурного наследия семей и формирования культурной идентичности членов семей. Принципы, методы и технологии, описанные выше, должны быть адаптированы в соответствии с целями, бюджетом и аудиторией выставки, чтобы сделать ее информативной и интересной для посетителей и способствовать достижению целей.
При воспитании нравственных, духовных и патриотических чувств не обойтись без собственного глубокого чувства, искренностью которого можно поделиться с детьми, обращая их внимание на красоту родной природы, воспитывая интерес к познанию истории своей отчизны, приобщая к традициям русской народной культуры. Это огромное чувство любви к Родине взрослый не сможет пробудить в ребенке, если сам не является патриотом. Именно пробудить, а не навязать, т. к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и, разумеется, учителя. Опыт показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Модель организации выставки «Память семьи: основатели, хранители, продолжатели» построена на историческом, этнографическом, исследовательском и интерактивном подходах, принципах мультидисциплинарности, партнерства и сотрудничества, инклюзивности и учете обратной связи, социальной ответственности. Выставка имеет ряд практических применений в воспитательном процессе, а именно:
позволяет передать будущим поколениям знания о семейных традициях, обычаях, истории и ценностях, что способствует сохранению культурного разнообразия и уважения к наследию предков;
предоставляет образовательные возможности для посетителей, позволяя им узнавать о разных аспектах семейного наследия, истории и культуры, что способствует расширению знаний и культурной грамотности;
вдохновляет посетителей на сохранение и продолжение воплощения семейных ценностей, создание своего собственного наследия;
способствует социальной интеграции и пониманию, диалогу и обсуждению семейных и культурных вопросов, что содействует культурному разнообразию и взаимопониманию;
сохраняет воспоминания, которые могли бы быть утеряны с течением времени, позволяет лучше понять собственную историю и место в семейной и культурной линии, что развивает самосознание и идентичность;
укрепляет семейные отношения, напоминая о важности семейных связей и традиций;
способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии и государству, вызывает желание стать носителем лучших качеств предков, чувства гордости за свою страну и культуру.
Все это в совокупности позволяет формировать чувство ответственности перед памятью предков, имеющее существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего становления личностных качеств обучающихся.
Список источников
1. Горбунова О. Ф., Цветкова Е. П. Опыт исследования приобщения к семейным ценностям в контексте патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Студенческая наука XXI века. 2016. № 3 (10). С. 28-30.
2. Ильичев Н. М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. 2003. № 1. С. 85-87.
3. Саймон Н. Партиципаторный музей / Пер. А. Глебовской. М.: «Ад Маргинем Пресс», 2017. 481 с.
4. Кобрин В. Б. Перспективы развития генеалогических исследований // Генеалогические исследования: сборник научных трудов. М., 1993. С. 25-26.
5. Лаборатория музейного проектирования. URL: http://future.museum.ru/lmp/books/default.htm.
6. Коваленко В. А. Современные тенденции развития информационных технологий в выставочном пространстве библиотек и музеев: взгляд в настоящее и будущее // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Международной научной конференции (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 92-94. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3319/.
References
1. Gorbunova O. F., Tsvetkova E. P. Experience of the investigation of familiarisation with family values in the context of patriotic education of preschool children. Students' science of the 21st century. 2016;(3(10)):28-30. (In Russ.).
2. Ilyichev N. M. On the essence, content and significance of patriotism. Vestnik Rossijskogo filosofskogo obshchestva = Bulletin of the Russian Philosophical Society. 2003;(1):85-87. (In Russ.).
3. Simon N. Participatory Museum / Trans. A. Glebovskaya. Moscow: «Ad Marginem Press»; 2017. 481 p. (In Russ.).
4. Kobrin V. B. Prospects for the development of genealogical research. Genealogical research: Collection of scientific works. Moscow; 1993. P. 25-26. (In Russ.).
5. Laboratory of Museum Design. URL: http://future.museum.ru/lmp/books/default.htm. (In Russ.).
6. Kovalenko V. A. Modern trends in the development of information technologies in the exhibition space of libraries and museums: a look into the present and future. Problems and Prospects of Education Development: Materials of the III International Scientific Conference (Perm, January 2013). Perm: Mercury; 2013. P. 9294. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3319/ (In Russ.).
Информация об авторах
Г. В. Палаткина - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогических практик и сервисных индустрий;
С. В. Тетерский - доктор педагогических наук; профессор кафедры педагогических практик и сервисных индустрий;
А. А. Шаронов - кандидат педагогических наук; доцент кафедры педагогических практик и сервисных индустрий.
Information about the authors
Galina V. Palatkina - Doctor of Sciences in Pedagogics, Professor; Professor of the Chair of Pedagogical Practices and Service Industries;
Sergei V. Tetersky - Doctor of Sciences in Pedagogics; Professor of the Chair of Pedagogical Practices and Service Industries;
Andrei A. Sharonov - Candidate of Science in Pedagogics; Associate Professor of the Chair of Pedagogical Practices and Service Industries.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 25.09.2023; одобрена после рецензирования 3.10.2023; принята к публикации 15.11.2023.
The article was published 25.09.2023; approved after reviewing 3.10.2023; accepted for publication 15.11.2023.