Научная статья на тему 'Перспективы «Импортозамещения» в туристской индустрии'

Перспективы «Импортозамещения» в туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
182
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ПРИОРИТЕТЫ МОЛОДЕЖИ / AND PRIORITIES OF YOUNG PEOPLE / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURISM PRODUCT / ПАРТНЕРСТВО / PARTNERSHIP / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / SAMARA REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Якунин Вадим Николаевич, Овсянников Валерий Петрович

В качестве гипотезы выдвигается идея о том, что сфера туризма может значительно расширить свою деятельность в гуманитарном и патриотическом воспитании молодежи, что совпадает с генеральной линией на «импортозамещение» и необходимостью переориентации на внутренний рынок в туристском бизнесе. Исходя из этого, формулируются цели и задачи по преодолению «мотивационного кризиса» у современной молодежи и выработке для туристической индустрии новых социальных технологий, способствующих раскрытию интеллектуального и творческого потенциала потребителей услуг. В условиях радикальной трансформации социально-экономической структуры современного общества упор в воспитании молодежи необходимо делать на общую культуру. Это требует корректировки направлений развития туристической индустрии. Однако большинство туристических проектов не ориентированы на потребности современной молодежи, которая настойчиво выдвигает запрос на объединяющие общенациональные проекты, сплачивающие людей вокруг российских ценностей, базирующихся на историко-культурном наследии страны. Туристическая индустрия должна включиться в процессы изменения ценностных приоритетов молодежи. В рамках общегосударственного процесса патриотическая составляющая деятельности сферы туризма может быть представлена как некая стратегия, которая реализуется на основе специфических для этой индустрии принципов. В их число могут войти: системность в формировании мировоззренческих взглядов, непрерывность патриотического воспитания, гуманизация, динамичность, индивидуализация, межотраслевые связи. Одним из таких подходов может быть более широкое вовлечение молодежи в волонтерское движение через волонтерский туризм, создание мультимедийных приложений краеведческой и патриотической направленности. Для этого необходим принципиально новый подход к созданию туристского продукта, где знания вырабатываются в соответствующей деятельности. В данном ракурсе воспитательная функция сферы туризма может кооперироваться с образованием и способствовать формированию социально-личностных компетенций. Основную задачу в таком проекте предстоит решить научному сообществу городов, где предполагается реализация приложений. Одним из перспективных для такого проекта является Самарский регион (дается краткий обзор туристских объектов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF “IMPORT SUBSTITUTION” IN THE TOURIST INDUSTRY

The hypothesis suggests the tourism as the sector which is able greatly to expand its activities in the humanitarian and patriotic education of youth that coincides with the general line on “import substitution” and the need of refocusing on the domestic market in the tourism business. Proceeding from it the goals and tasks of overcoming the “motivational crisis” at today's youth and the development of new social technologies for the tourism industry contributing to the intellectual and creative potential of consumers are formulated. In the terms of a radical transformation of the socio-economic structure of modern society the emphasis in the education of youth should be on a common culture that requires an adjustment of the directions of tourism industry development. However most tourism projects are not oriented to the requirements of today's youth, which strongly put forward a request for the unified national projects rallying people around Russian values, based on the historical and cultural heritage of the country. The tourism industry should be included in the processes of change in the value priorities of young people. In the framework of the national process patriotic component of tourism activity can be presented as a kind of strategy that is implemented on the basis of industry-specific principles. The consistency in the formation of worldviews, the continuity of patriotic education, humanization, dynamism, individualization and interindustry linkages should be among them. One of such approaches may be the greater involvement of youth in volunteerism through volunteer tourism, creation of multimedia applications on local history and patriotic trend. It requires a fundamentally new approach to the creation of the tourist product where knowledge is produced in relevant activities. In this perspective, the educational function of the tourism sector can cooperate with the education and promote the socio-personal competences. The main goal in this project will be solved by the scientific community of the cities where it is supposed to implement the applications. One of the most promising for such project is Samara region (brief overview of tourist objects is represented).

Текст научной работы на тему «Перспективы «Импортозамещения» в туристской индустрии»

УДК 379.85 Р01: 10.22412/1993-7768-10-4-2

I ПЕРСПЕКТИВЫ «ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ» I В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Якунин Вадим Николаевич*, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности, vadyak@mail.ru,

Овсянников Валерий Петрович*, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия, история и правоведение», valera-ovsyannikov@rambler.ru, *ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», г. Тольятти, Российская Федерация

В качестве гипотезы выдвигается идея о том, что сфера туризма может значительно расширить свою деятельность в гуманитарном и патриотическом воспитании молодежи, что совпадает с генеральной линией на «импортозамещение» и необходимостью переориентации на внутренний рынок в туристском бизнесе. Исходя из этого, формулируются цели и задачи по преодолению «мотива-ционного кризиса» у современной молодежи и выработке для туристической индустрии новых социальных технологий, способствующих раскрытию интеллектуального и творческого потенциала потребителей услуг. В условиях радикальной трансформации социально-экономической структуры современного общества упор в воспитании молодежи необходимо делать на общую культуру. Это требует корректировки направлений развития туристической индустрии. Однако большинство туристических проектов не ориентированы на потребности современной молодежи, которая настойчиво выдвигает запрос на объединяющие общенациональные проекты, сплачивающие людей вокруг российских ценностей, базирующихся на историко-культурном наследии страны. Туристическая индустрия должна включиться в процессы изменения ценностных приоритетов молодежи. Врамках общегосударственного процесса патриотическая составляющая деятельности сферы туризма может быть представлена как некая стратегия, которая реализуется на основе специфических для этой индустрии принципов. В их число могут войти: системность в формировании мировоззренческих взглядов, непрерывность патриотического воспитания, гуманизация, динамичность, индивидуализация, межотраслевые связи. Одним из таких подходов может быть более широкое вовлечение молодежи в волонтерское движение через волонтерский туризм, создание мультимедийных приложений краеведческой и патриотической направленности. Для этого необходим принципиально новый подход к созданию туристского продукта, где знания вырабатываются в соответствующей деятельности. В данном ракурсе воспитательная функция сферы туризма может кооперироваться с образованием и способствовать формированию социально-личностных компетенций. Основную задачу в таком проекте предстоит решить научному сообществу городов, где предполагается реализация приложений. Одним из перспективных для такого проекта является Самарский регион (дается краткий обзор туристских объектов).

Ключевые слова: индустрия туризма, импортозамещение, приоритеты молодежи, патриотическое воспитание, туристский продукт, партнерство, образование, стратегия, Самарская область

Введение

XXI век — это время экономики, основанной на знаниях. В ней выигрывают те страны, где лучше организуют разработку инновационной продукции благодаря творчеству, высокому профессионализму, передовым технологиям, раз-

витой инженерной и общей культуре. Отсюда возникает потребность увеличить инвестиции в образование и науку. Существует очевидная взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры. Элементы общей культуры личности присутствуют и в профессиональной культуре, поэтому, повышая свой

общекультурный уровень, молодой человек находит применение новым знаниям и умениям в профессиональной деятельности. Жизненные ценности и интересы личности оказывают существенное влияние на то, как человек реализует себя в профессии. Главным в этом процессе является переход от технологий трансляции знаний к активным технологиям, ориентированным на продуктивный творческий процесс. Авторы убеждены в том, что сфера туризма может значительно расширить свою деятельность в гуманитарном, патриотическом воспитании молодежи [4, с. 91-92].

Теория и методы

В условиях радикальной трансформации социально-экономической структуры современного общества акцент в воспитании молодежи необходимо делать на общую культуру. Уверенность в правильности этого тезиса придает Стратегия национальной безопасности России. В связи с нарастающими угрозами Стратегия определяет долгосрочные национальные интересы и приоритеты. Одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности».

Стратегия демонстрирует некую «консервативную эволюцию» России. Однако это исторически оправданный шаг, базирующийся на текущей геополитической ситуации, поэтому нам следует внимательно вчитаться и вдуматься в текст этого документа, потому что он является своеобразным ключом к корректировке направлений развития туристической индустрии.

Необходимость импортозамещения касается и туристского бизнеса. Интерес к поездкам на российские курорты в последние годы стремительно растет [21, с. 1162-1173]. Происходит активная переориентация туристско-рекреацион-ной сферы на новые технологии [19, с. 187-200]. В качестве ведущей силы в его переориентации на внутренний рынок может выступать обновленный человеческий капитал - люди, способные своим талантом и энергией создать и воплотить в жизнь новые эффективные проекты, освоить выпуск национально ориентированной туристской продукции, привлекательной в том числе и для зарубежных туристов [3, р. 869-874; 23, с. 50-54].

После распада СССР в стране произошли значительные перемены, которые оказывают существенное влияние на жизненные ориентации молодежи. Большинство проектов туристической индустрии, включая и антикризисные меры, решают лишь сиюминутные проблемы и не ориентированы на потребности современной молодежи. А у молодых людей, как стало понятно в последнее время, есть запрос на объединяющие общенациональные проекты, которые сплачивают людей вокруг честных, высоких целей, помогают прочувствовать, что «у нас одна история, одна страна» [29, с. 81-83].

Полученные результаты

Индустрия туризма и гостеприимства в современных непростых условиях стремится найти и использовать такие социальные технологии, которые позволяют максимально повысить качество профессиональной подготовки работников этой сферы. Однако задача по раскрытию интеллектуального и творческого потенциала потребителей услуг пока не ставится. Вместе с тем любая деятельность, включая и время, проведенное на отдыхе, выполняет определенные социальные функции, следовательно, не может быть нейтральной по отношению к актуальным проблемам общества: экономическим, научно-техническим, социально-политическим, культурным. Естественно, что в каждом направлении общественно-полезной деятельности имеются свои преимущества и нераскрытые ресурсы. Сфера туризма, как нам видится, не в полной мере раскрыла свои возможности для воспитания, усиления патриотических убеждений через систему знаний и эмоций.

Проведенный авторами опрос показал, что молодые люди, окончившие школу, ориентированы на поведение, базирующееся на достаточно традиционных ценностях [8, с. 221; 9, с. 11471151; 10, с. 1097-1101].

Анализ материалов показывает, что основные национальные ценности у молодых людей присутствуют. Причем мотивационной доминантой, жизненным ориентиром на будущее являются отнюдь не потребительские ценности, но выстраиваемые ими приоритеты все-таки не соответствуют национальным интересам. Это отчетливо видно при сравнении ценностной субординации опрошенной молодежи и представленной в Стратегии национальной безопасности России. Сравнение социального характера (хотели

бы развить) и ментальности (базовых ценностей) позволяет констатировать возникновение так называемого «мотивационного кризиса» у современной молодежи.

Хотя на ментальность воспитательными средствами повлиять крайне сложно, однако эти качества необходимо учитывать, корректировать и нейтрализовать негативные тенденции в сознании и поведении современного молодого человека. В целом возможно формирование дополнительных ценностей, что может являться системообразующим компонентом всего комплекса патриотического воспитания в стране. По нашему мнению, туристическая индустрия должна включиться в процессы изменения ценностных приоритетов молодежи. Одним из таких подходов может быть более широкое вовлечение молодежи в волонтерское движение через волонтерский туризм [20, с. 748-757].

В рамках общегосударственного процесса патриотическая составляющая деятельности сферы туризма может быть представлена как некая стратегия, которая реализуется на основе специфических для этой индустрии принципов. В их число наряду с общепринятыми (научность, связь с жизнью, воспитание и развитие, доступность) могут войти: системность в формировании мировоззренческих взглядов, непрерывность патриотического воспитания, гуманизация, динамичность, индивидуализация, межотраслевые связи.

Потенциал личности - это не только то, что дано человеку от природы, но и постоянно индивидуально пополняемая и совершенствуемая система ценностей. В процессе общекультурной подготовки, к которой может быть привлечен туристический бизнес, вырабатываются жизненные убеждения и позиция, совершенствуется общественно (патриотически) ориентированное мировоззрение. Поэтому мы считаем, что до-суговая деятельность молодежи должна попасть в сферу интересов туристских фирм. Эффективность организации этого процесса в большой степени зависит от того, насколько будет успешно осуществляться его мотивирование. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Для формирования положительной мотивации молодых людей туристский продукт должен быть высокотехнологичным. Наиболее интенсивно влияют на формирование личностных качеств молодежи современные компьютерные технологии. Поэтому туристский продукт для молодежи должен строиться на ос-

нове метода проектов, где концентрируются два понятия - проект и его результат, которые в свою очередь сориентированы на самостоятельную деятельность потребителя [3, р. 869-874; 6, с. 9-11; 15, р. 474-477].

Проект - это особая форма человеческой деятельности, технология решения конкретной практической проблемы и создание определенного продукта. Например, патриотическое воспитание молодежи (проблема) через мультимедийные приложения (туристский продукт). В таком проекте знания о родном крае, России, пройдя через эмоционально-волевую сферу, закрепляются в виде мотивов, способствуют активизации продуктивной деятельности на благо страны.

Интересным для туристского бизнеса может быть создание мультимедийного приложения, совместимого с автомобильным навигатором [15, р. 474-477]. Тематика приложений определяется одной или несколькими предметными областями. В межпредметном проекте интегрируется разнообразная тематика (например, архитектура, природные объекты и явления, легендарные места и др.). Но, как отмечалось выше, при подборе темы проекта пользователь услуги должен ориентироваться на личные интересы и на практическую значимость выбранного проекта для планируемого результата поездки.

В российском обществе в последние десятилетия возникло опасное отставание духовно-нравственного развития от научно-технического прогресса. Для преодоления этой диспропорции необходим принципиально новый подход к созданию туристского продукта, суть которого состоит в том, что получение знания традиционным способом в туристских поездках, особенно молодежью, уже неэффективно [7, с. 179-184]. Его целесообразно вырабатывать в соответствующей деятельности, на основе способностей, особенностей интеллекта и интересов. При таком подходе изменяется и позиция бизнеса в туристической сфере, который из продавца услуг становится воспитателем-консультантом, организатором деятельности молодежи. В данном ракурсе воспитательная функция сферы туризма может кооперироваться с образованием и способствовать формированию социально-личностных компетенций (гражданственности, способности к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям, критике и самокритике, умению студента работать в команде и т.д.). Причем основные элементы образова-

тельной деятельности в этом социальном партнерстве следует направить на формулирование смысловой доминанты (зачем я это делаю); постановку личной конкретной цели (с ориентацией на ожидаемый результат); составление плана деятельности и распределение на этапы реализации; рефлексию в ходе деятельности (осознание и переживание); оценку результатов; корректировку и новую постановку очередных целей путешествий.

Большинство современных учебных программ преследуют цели по скорейшей социализации молодых людей, совершенно игнорируя необходимость накопления ими культурного потенциала. Системообразующим фактором человеческой целостности, главным образом, является национальная культура. Однако проведенный нами опрос свидетельствует, что наша молодежь совершенно не ориентирована на региональные и городские проблемы, в то же время ищет способы взаимодействия с различными людьми и социальными группами; стремится научиться традициям семейного и социального воспитания. В своей дальнейшей деятельности молодые люди хотели бы учитывать как материально-экономические, так и духовно-нравственные начала. Поэтому главной целью партнерства туристического бизнеса и образования должно стать развитие в умах молодежи нравственной восприимчивости и разборчивости, а также формирование их взглядов, на основе которых потребители туристских услуг могли бы выработать собственную систему убеждений и направляющих устоев [8, с. 221; 9, с. 1147-1151; 10, с. 1097-1101; 16, с. 305-308].

Применение личностно-ориентированных технологий нравственного воспитания в сфере туризма будет эффективно в среде виртуальной (компьютерной) культуры, если использовать задачи различной предметной природы с личностным контекстом, игровые имитации социального пространства для личностной самореализации [1, с. 84-86; 17, с. 671-677].

Попытаемся представить такой продукт в виде упоминаемого нами приложения к автонавигатору. Его блок-схема достаточно проста: выбирая маршрут движения и включив приложение, автолюбитель видит объекты культуры. При приближении к таким объектам водитель получает краткую информацию о нем, а при остановке — подробную справку и возможность пригласить гида.

Естественно, что основную задачу в таком проекте предстоит решить научному сообществу

городов, где предполагается реализация приложений. Одним из перспективных для такого проекта является Самарский регион.

Краткий обзор некоторых туристских объектов Самарской области

Для Самарской области история и культура являются важнейшими факторами, обеспечивающими духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Культурная жизнь в Самарской губернии богата и многообразна. В совокупности эти факторы делают возможным создание программ патриотической направленности с применением высоких технологий в тесном сотрудничестве образования, науки и туристического бизнеса [5, с. 171-178].

На территории области расположены 706 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения, 23 объекта археологического наследия федерального значения.

В Самарской области 11 театров, 58 музеев. Самарский областной историко-краеведче-ский музей имени П.В. Алабина, основанный в 1886 г., имеет несколько филиалов по всей области. Художественный музей в Самаре - один из крупнейших музеев России. На базе Жигулевского государственного природного заповедника и национального парка «Самарская Лука» создан Средне-Волжский биосферный резерват и включен во Всемирную сеть биосферных резерватов 27 октября 2006 г. К тому же эта уникальная географическая территория насыщена памятниками истории и культуры [25, с. 10-20]. В Самарской области развиты экскурсионный туризм, круизы по Волге, лечебно-оздоровительный отдых, экологический, событийный, сельский и этнографический туризм, спелеотуризм, велосипедные и конные маршруты. Познавательно-ознакомительные поездки в Самару и по ее окрестностям совершали до революции даже венценосные особы, начиная с Александра I [28, с. 91-94].

Сохранившееся в регионе архитектурное наследие - одно из самых богатых в современной России. Оно представлено всеми стилями, распространёнными в нашей стране. Наиболее широко представлены произведения архитектурной эклектики, русского и кирпичного стилей, исторических и романтических стилизаций начала XX в. и модерна [11, с. 218-220; 22, с. 1375-1381].

В г. Самаре расположены следующие историко-культурные достопримечательности.

На улице Степана Разина расположен самый старый из сохранившихся храмов Самары Вознесенский собор - единственный в Самаре образец церковной архитектуры классицизма (1841). Из других памятников церковной архитектуры отметим Иверский женский монастырь (1860), кафедральный собор во имя иконы Покрова Божией Матери (1861), храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1865), храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1898), храм в честь Архистратига Божия Михаила (1909), лютеранский храм Святого Георга (1865), историческая мечеть (1891), собор Римско-Католической церкви в честь Пресвятого Сердца Иисуса (1906), Самарская хоральная синагога (1908).

Светская архитектура Самары получила развитие с появлением новых управленческих и судебных органов, образовательных заведений и учреждений культуры после получения городом статуса губернского центра в 1851 г. [24, с. 14-27]. Не случайно одним из самых знаковых зданий в облике города и объектов его культурной жизни является Самарский академический театр драмы имени Горького (1888 г.).

Из светских памятников архитектуры выделим также следующие: Кухмистерская фон Вакано (1881); Жигулёвский пивоваренный завод (1881); Дача Головкина, или «дача со слонами», здание в стиле модерн (1909); особняк В.М. Сурошникова, архитектор Ф.О. Шехтель, строительство — А. А. Щерба-чёв (1909-1913); здание управления Самаро-Златоустовской железной дороги (1925-1927); дом Красной Армии (1930); дом промышленности (1933); площадь Куйбышева (1935); бункер Сталина (1942); железнодорожный вокзал станции Самара (2001). Достопримечательностями Самары являются ее набережные и парки, старейший из которых - исторический Струковский сад над Волгой - начал благоустраиваться еще в 1849 г. [26, с. 45-52].

В городе расположено большое количество именных памятников, больших и малых скульптурных форм, монументы и мемориалы, памятные доски, памятные символы, а также памятники технике.

Другим богатым на достопримечательности городом области является Сызрань. Она до сегодняшнего дня сохранила облик купеческого волжского города XIX века. На территории горо-

да расположено 143 памятника истории, культуры, архитектуры.

Сызрань - единственный город в Самарской области, где сохранилось «сердце» города -кремль.

Интересной для туристов является история и культурные объекты второго по величине города области Тольятти (до 1964 г. он назывался Ставрополь). От архитектуры старого Ставрополя в первозданном виде остался лишь комплекс зданий бывшей земской больницы, оказавшийся выше уровня затопления [11, с. 218-220; 22, с. 1375-1381].

Среди архитектурных особенностей заслуживает внимания часть посёлка Шлюзовой, представляющая собой целостный ансамбль эпохи советского классицизма. Эту часть города порой называют «маленьким Петербургом». Другими архитектурными достопримечательностями Тольятти являются православные храмы, из которых особо выделяется Спасо-Преображенский собор, один из крупнейших в Поволжье торговый центр «Русь на Волге», уникальные здания Дворца культуры и техники ВАЗа и Дворца детского и юношеского творчества.

Современная история Тольятти насчитывает всего полвека, однако общее количество памятников истории и культуры, взятых под охрану в городе, уже 167 [11, с. 218-220; 22, с. 13751381]. Главная туристская достопримечательность г. Тольятти - парковый комплекс истории техники имени К.Г. Сахарова (2001).

Краткий обзор некоторых туристских объектов и достопримечательностей Самарской области позволяет предложить ряд маршрутов и тексты для реализации в приложениях к автонавигатору.

В Самарской области в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры [1, с. 84-86; 13, с. 891-898]. В области действует 259 гостиниц, 125 баз отдыха, 30 санаториев, 30 оздоровительных лагерей [2, с. 7-8].

Заключение

Развитию туристского кластера в Самарской области уделяется особое внимание. В ближайшие годы именно в эту сферу предполагается вложить значительные бюджетные деньги, привлечь крупные инвестиции [18, с. 12-14; 27, с. 72-74]. Руководство области делает ставку на увеличение въездного туристского потока, что

в немалой степени связывается с предстоящим в 2018 г. чемпионатом мира по футболу. Важнейшим элементом этого туристского бизнеса должны стать туристские фирмы, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких фирм в настоящее время невелико. В Самарской области туристской деятельностью занимаются порядка 700 фирм, и только 61 из них, в соответствии с Единым федеральным реестром туроператоров на 01.03.2016, являются туроператорами, то есть фирмами, способными создавать и предлагать

собственный турпродукт по территории Самарской области. Учитывая тот факт, что затраты на создание собственного турпродукта в несколько раз превышают затраты турагента, большинство туристских фирм области отдает предпочтение выездному туризму [12, с. 807-812; 14, с. 931-938]. Это еще раз подтверждает наш тезис о необходимости создания принципиально новых турпродуктов, ориентированных на запросы молодежи, идущих в фарватере государственной политики по импортозамещению и патриотическому воспитанию молодежи.

Литература

1. Avilova N. L., Ermakov A. S., Gozalova M. R. An analysis of the international customer attraction experience in the hospitality industry // World Applied Sciences Journal. Т 30. 2014. № 30. С. 84-86.

2. Daitov V.V., Shikhsaidov M. Sh. Research of the regional sanatorium-resort complex // World Applied Sciences Journal. Т. 30. 2014. № 30. С. 7-8.

3. Ermakov A., Sarancha M., Korneev A., Avilova N. The improvement of information and methodological support of automobile tourism using rated impressions of tourists // 2 International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts Book 2. Political Sciences, Law, Finance, Economics & Tourism. 2015. Р. 869-874.

4. Ermakov S.A., Ilkevich S. V., Ermakov A.S. Information resources strategy in the promotion of Russia's rural tourism attractions // World Applied Sciences Journal. Т. 30. 2014. № 30. p. 91-92.

5. Fedulin A., Krivosheeva T., Vapnyarskaya O. Cultural and educational tourism market: museum technological solutions // International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts - SGEM 2015. Conference proceedings «Political science, law, finance, economics and tourism». Albena: STEF92 Technology LTD., DOI 10.5593/sgemsocial2015B23, Vol. 3. Р. 171-178.

6. Kadieva R.I., Shvedov M. Sh., Daitov V. V. Professional development of university students // World Applied Sciences Journal. 2014. Т 30. № 30. C. 9-11.

7. Kharitonova T. V., Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I. Trends and factors of destination competitiveness management in Russia // American Journal of Scientific and Educational Research. 2014. № 2. C. 179-184.

8. Kramarova T.J., Semenov A.E., Yakunin V.N. Conceptual approaches to the development of contents for additional professional education services for active tourism (Samara region) // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. C. 221. (Перевод: Концептуальные подходы к разработке содержания дополнительных профессиональных образовательных услуг для активного туризма (в Cамарской области).

9. Kramarova T.Y., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D. Analysis of requirements of the federal state educational standards of the degree programs 'recreation and sports and recreation tourism' and 'tourism' // International Business Management. Т. 9. 2015. № 6. C. 1147-1151.

10. Kramarova T. Yu., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D., Ovsyannikov V.P. Fundamentals of design of the occupational retraining programs on the basis of interdisciplinary integration // International Business Management. Т 9. 2015. № 6. C. 1097-1101.

11. Ovsyannikov V.P., Yakunin V.N. Traditional cultural heritage and tourist activities in young industrial cities (by the example of Tolyatti) // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 2. C. 218-220. (Перевод: Традиционное наследие и туристические мероприятия в культуре молодых промышленных городов (на примере г. Тольятти).

12. Platonova N., Vapnyarskaya O., Krivosheeva T. Methodology for service audit of tourist destinations // International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts - SGEM 2015. Conference proceedings «Political science, law, finance, economics and tourism». Albena: STEF92 Technology LTD., DOI 10.5593/sgemsocial2015B22, Vol. 2. Р. 807-812.

13. Platonova N., Vapnyarskaya O., Krivosheeva T. Standards of hospitality in sustainable development of tourist destinations // International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts - SGEM

2015. Conference proceedings «Political science, law, finance, economics and tourism». Albena: STEF92 Technology LTD., DOI 10.5593/sgemsocial2015B22, Vol. 2. Р. 891-897.

14. Platonova N., Vapnyarskaya O., Krivosheeva T. The strategy of promotion and sales of the russian tourist product: a new approach to marketing // International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts — SGEM 2015. Conference proceedings «Political science, law, finance, economics and tourism». Albena: STEF92 Technology LTD., DOI 10.5593/sgemsocial2015B23, Vol. 3.P. 931—938.

15. Sakharchuk E.S., Ermakov A.S., Korneev A.A. Development of a mathematical model for optimization of transport routes for autotourists // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. p. 474—477.

16. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V.V. Analysis of practice centered aspects of educational programs in the sphere of tourism and hospitality // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. C. 305—308.

17. Vapnyarskaya O.I., Platonova N.A. The paradigm of personal consumption: response to global changes // Conference proceedings «International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts — SGEM 2014». Sofia: STEF92 Technology LTD., DOI 10.5593/sgemsocial2014B23, Vol. 3. Р. 671— 677.

18. Vapnyarskaya O.I., Platonova N.A., Krivosheeva T.M. Reform of the Kaliningrad region tourist destination: cluster initiatives // World Applied Sciences Journal. 2014. Т 30. № 30. C. 12—14.

19. Vetitnev, A. & Dzubina, A. The integration of spa-services and sanatorium-resort complex of Russia // Tourism: An International Interdisciplinary Journal, 2013, Vol 61, № 2. Р. 187—200.

20. Vetitnev, A., Kruglova, M. & Bobina, N. The economic dimension of volunteerism as a trend of university research // Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2015, № 214. Р. 748—757.

21. Vetitnev, A., Romanova G., Matushenko, N. & Kvetenadze, E. Factors Affecting Domestic Tourists' Destination Satisfaction: The Case of Russia Resorts // World Applied Sciences Journal, 2013, Vol. 22, № 8. Р. 1162—1173.

22. Yakunin Vadim Nikolayevich, Ovsyannikov Valery Petrovich, Lepeshkina Larisa Yuryevna, Nikitina Natalia Viktorovna, Skornichenko Natalia Nikolaevna and Alexeyeva Natalia Dmitrievna. The Role of Traditional Culture in Formation of Historical Image of Agglomeration // International Business Management. 2016. № 10 (7). C. 1375—1381.

23. Адаевская Т.И., Ямашев В.М. Динамика численности и сферы занятости населения города Тольятти в 1950—2009 гг.// Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2009. C. 50—54.

24. АртамоноваЛ.М. Cамара — новый губернский центр середины XIX в.: изменения социально-культурной среды в связи с повышением административного статуса // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 4 (36). C. 14—27.

25. Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н. Локальная история как метод реконструкции культурно-исторического ландшафта: из опыта изучения Cамарской Луки // Культурно-исторические исследования в Поволжье: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийского научно-методологического семинара. Cамара, 2015. C. 10—20.

26. БирюковаА.Б. К истории формирования рекреационных зон в дореформенной Cамаре // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3. № 6. C. 45—52.

27. Казакова С.А., Разумовский С.Л., Старыгина А.М. Design tools — parts of contemporary marketing concepts in hospitality industry // World Applied Sciences Journal. Т 30. 2014. № 30. C. 72—74.

28. Смирнов Ю.Н. Жителю коляски не худо ехать по воде. Путешествие Александра I на восток // Родина. 2011. № 7. C. 91—94.

29. Ямашев В.М. Историко-краеведческий потенциал ОАО АВТОВАЗ как объекта экскурсионного туризма. // Вестник Орловского государственного университета. Cерия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 1 (36). C. 81—83.

PROSPECTS OF "IMPORT SUBSTITUTION" IN THE TOURIST INDUSTRY

Vadim N. Yakunin, PhD (Dr. Sc.) in History, Professor,

Volga Region State University of Service, Togliatti, Russian Federation.

E-mail: vadyak@mail.ru

Valery P. Ovsyannikov, PhD (Dr. Sc.) in History, Professor, Volga Region State University of Service, Togliatti, Russian Federation. E-mail: valera-ovsyannikov@rambler.ru

Abstract:

The hypothesis suggests the tourism as the sector which is able greatly to expand its activities in the humanitarian and patriotic education of youth that coincides with the general line on "import substitution " and the need of refocusing on the domestic market in the tourism business. Proceeding from it the goals and tasks of overcoming the "motivational crisis" at today's youth and the development of new social technologies for the tourism industry contributing to the intellectual and creative potential of consumers are formulated. In the terms of a radical transformation of the socio-economic structure of modern society the emphasis in the education of youth should be on a common culture that requires an adjustment of the directions of tourism industry development. However most tourism projects are not oriented to the requirements of today's youth, which strongly put forward a request for the unified national projects rallying people around Russian values, based on the historical and cultural heritage of the country.

The tourism industry should be included in the processes of change in the value priorities of young people. In the framework of the national process patriotic component of tourism activity can be presented as a kind of strategy that is implemented on the basis of industry-specific principles. The consistency in the formation of worldviews, the continuity of patriotic education, humanization, dynamism, individualization and interindustry linkages should be among them. One of such approaches may be the greater involvement of youth in volunteerism through volunteer tourism, creation of multimedia applications on local history and patriotic trend. It requires a fundamentally new approach to the creation of the tourist product where knowledge is produced in relevant activities. In this perspective, the educational function of the tourism sector can cooperate with the education and promote the socio-personal competences. The main goal in this project will be solved by the scientific community of the cities where it is supposed to implement the applications. One of the most promising for such project is Samara region (brief overview of tourist objects is represented).

Key words: tourism industry, import substitution, and priorities of young people, patriotic education, tourism product, partnership, education, strategy, Samara region

References:

1. Avilova N.L., Ermakov A. S., Gozalova M.R. An analysis of the international customer attraction experience in the hospitality industry, World Applied Sciences Journal, 2014, Vol. 30, no. 30.pp. 84—86.

2. Daitov V. V., Shikhsaidov M. Sh. Research of the regional sanatorium-resort complex, World Applied Sciences Journal, 2014, Vol. 30, no. 30, pp. 7-8.

3. Ermakov A., Sarancha M., Korneev A., Avilova N. The improvement of information and methodological support of automobile tourism using rated impressions of tourists, 2nd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts Book 2. Political Sciences, Law, Finance, Economics & Tourism, 2015, pp. 869-874.

4. Ermakov S.A., Ilkevich S. V., Ermakov A. S. Information resources strategy in the promotion of Russia's rural tourism attractions, World Applied Sciences Journal, 2014, Vol. 30, no. 30, pp. 91-92.

5. Fedulin A., Krivosheeva T., Vapnyarskaya O. Cultural and educational tourism market: museum technological solutions, International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts — SGEM 2015, Conference proceedings «Political science, law, finance, economics and tourism», Albena: STEF92 Technology LTD., Vol. 3. pp.171—178. DOI 10.5593/sgemsocial2015B23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kadieva R.I., Shvedov M. Sh., Daitov V.V. Professional development of university students, World Applied Sciences Journal, 2014, Vol. 30, no. 30, pp. 9—11.

7. Kharitonova T. V., Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I. Trends and factors of destination competitiveness management in Russia, American Journal of Scientific and Educational Research, 2014, no. 2, pp. 179—184.

8. Kramarova T.J., Semenov A.E., Yakunin V.N. Conceptual approaches to the development of contents for additional professional education services for active tourism (Samara region), World Applied Sciences Journal,

2014, Vol. 30, no. 30, pp. 221.

9. Kramarova T.Y., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D. Analysis of requirements of the federal state educational standards of the degree programs 'recreation and sports and recreation tourism' and 'tourism', International Business Management, 2015, Vol. 9. no. 6, pp. 1147—1151.

10. Kramarova T. Yu., Yakunin V.N., Alexeyeva N.D., Ovsyannikov V.P. Fundamentals of design of the occupational retraining programs on the basis of interdisciplinary integration, International Business Management,

2015, Vol. 9, no. 6, pp. 1097-1101.

11. Ovsyannikov V.P., Yakunin V.N. Traditional cultural heritage and tourist activities in young industrial cities (by the example of Tolyatti), World Applied Sciences Journal, 2014, Vol. 30, no. 30, pp. 218-220.

12. Platonova N., Vapnyarskaya O., Krivosheeva T. Methodology for service audit of tourist destinations, International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts — SGEM 2015. Conference proceedings «Political science, law, finance, economics and tourism». Albena: STEF92 Technology LTD., Vol. 2, pp. 807—812. DOI 10.5593/sgemsocial2015B22.

13. Platonova N., Vapnyarskaya O., Krivosheeva T., Standards of hospitality in sustainable development of tourist destinations, International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts — SGEM 2015. Conference proceedings «Political science, law, finance, economics and tourism». Albena: STEF92 Technology LTD., Vol. 2, pp. 807—812. DOI 10.5593/sgemsocial2015B22.

14. Platonova N., Vapnyarskaya O., Krivosheeva T. The strategy of promotion and sales of the russian tourist product: a new approach to marketing, International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts — SGEM 2015. Conference proceedings «Political science, law, finance, economics and tourism». Albena: STEF92 Technology LTD., Vol. 3, pp. 931—938. DOI 10.5593/sgemsocial2015B23.

15. SakharchukE.S., Ermakov A.S., Korneev A.A. Development of a mathematical model for optimization of transport routes for autotourists, World Applied Sciences Journal, 2013, Vol. 27, no. 13 A., pp. 474—477.

16. SakharchukE.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V. V. Analysis of practice centered aspects of educational programs in the sphere of tourism and hospitality, World Applied Sciences Journal, 2013, Vol. 27, no. 13 A., pp. 305—308.

17. Vapnyarskaya O.I., Platonova N.A. The paradigm of personal consumption: response to global changes, Conference proceedings «International multidisciplinary scientific conferences on social sciences and arts — SGEM 2014». Sofia: STEF92 Technology LTD., Vol. 3, pp. 671—677. DOI 10.5593/sgemsocial2014B23.

18. Vapnyarskaya O.I., Platonova N.A., Krivosheeva T.M. Reform of the Kaliningrad region tourist destination: cluster initiatives, World Applied Sciences Journal, 2014, Vol. 30, no. 30, pp. 12—14.

19. Vetitnev, A. & Dzubina, A., The integration of spa-services and sanatorium-resort complex of Russia, Tourism: An International Interdisciplinary Journal, 2013, Vol 61, no. 2, pp. 187—200.

20. Vetitnev, A., Kruglova, M. & Bobina, N. The economic dimension of volunteerism as a trend of university research, Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 214, pp. 748—757.

21. Vetitnev, A., Romanova G., Matushenko, N. & Kvetenadze, E. Factors Affecting Domestic Tourists' Destination Satisfaction: The Case of Russia Resorts, World Applied Sciences Journal, 2013, Vol. 22, no. 8, pp. 1162—1173.

22. Yakunin V.N., Ovsyannikov V.P., Lepeshkina L. Yu., Nikitina N.V., Skornichenko N.N., Alexeyeva N.D. The

Role of Traditional Culture in Formation of Historical Image ofAgglomeration, International Business Management, 2016, no. 10 (7), pp. 1375—1381.

23. Adaevskaya T.I., Yamashev V.M. The Population Dynamics and Employment of the Population in Togliatti city in 1950—2009, Vestnik Gumanitarnogo instituta TGU, 2009, 31, pp. 50—54. (In Russ).

24. ArtamonovaL.M. Samara — New Provincial Center of the Middle of the XIX Century: Changes in the Socio-cultural Environment in View of the Increasing Administrative Status, Vestnik NIIgumanitarnykh nauk pri Pravitel'stve RespublikiMordoviya, 2015, no. 4 (36), pp. 14—27. (In Russ).

25. Artamonova L.M., Smirnov Yu.N. Local History as a Method of Reconstruction of the Cultural Historical Landscape: from Experience of Studying of Samarskaya Luka, Kul'turno-istoricheskie issledovaniya v Povolzh'e:problemy iperspektivy. Materialy III Vserossiiskogo nauchno-metodologicheskogo seminara (Cultural-Historical Research in Volga Region: Problems and Prospects. Proceedings of the III all-Russian Scientific-Methodological Workshop), Samara, 2015, pp. 10—20. (In Russ).

26. BiryukovaA.B. History of the Formation of Recreational Areas in the Pre-reform Samara, Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya vsovremennom mire, 2014, Vol. 3, no. 6, pp. 45—52. (In Russ).

27. Kazakov S.A., Razumovsky S.L., Starygina A.M. Design Tools — Parts of Contemporary Marketing Concepts in Hospitality Industry, World Applied Sciences Journal, 2014, Vol. 30, no. 30, pp.. 72—74.

28. Smirnov Yu.N., Alaska Resident Is Not Bad to Go on Water. Journey of Alexander I to the East, Rodina, 2011, no. 7, pp. 91-94. (In Russ).

29. Yamashev V.M. Historical-Ethnographic Potential of JSC AVTOVAZ as the Object of Excursion Tourism, Vestnik Orlovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novyegumanitarnye issledovaniya, 2014, no. 1 (36), pp. 81-83. (In Russ).

Якунин В.Н., Овсянников В.П. Перспективы «импортозаме- Yakunin V.N., Ovsyannikov V.P. Prospects of "Import Substitution"

щения» в туристской индустрии // Сервис plus. Научный жур- in the tourist industry, Servis plus, Vol. 10, no. 4, 2016, pp. 15-24

нал. Т 10. 2016. № 4. С. 15-24. (In Russ).

DOI: 10.22412/1993-7768-10-4-2. DOI: 10.22412/1993-7768-10-4-2.

Дата поступления статьи: 08.07.2016. Received 08 July 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.