Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Научная статья УДК 796.51
РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА И
ТУРИЗМА
Елена Михайловна Козак
АНО «Креативный кластер», Санкт-Петербург, Россия elena-tmr@yandex.ru
Аннотация. Добровольческая деятельность современной молодежи
значительно расширила свою сферу функционирования, теперь одной из
значимых и инновационных областей, в которых действует волонтерство,
является и сфера гостеприимства. Данная статья посвящена проблеме развития
патриотических ценностей посредством волонтерской деятельности в сфере
гостеприимства и туризма как одного из приоритетных направлений
государственной молодежной политики. Решение этой проблемы вынуждает
исследователей обратиться к выявлению совершенно новых подходов в связи с
ситуацией сегодняшнего дня, что будет способствовать повышению
эффективности развития патриотических ценностей у молодежи. Автор на
основе анализа научных исследований, данных социологических опросов,
нормативно-правовой базы, а также результатов реализации федеральных
проектов попытался более четко обосновать процесс развития системы
внутреннего туризма как средства гражданского образования и патриотического
воспитания молодежи. Значимость статьи также заключается в изучении
традиций гостеприимства сквозь призму патриотизма, что позволяет
46
рассматривать их как общий свод ценностей для молодежи и как общий культурный код гражданина современной России. В работе использованы различные методы исследования, включая анализ научно-педагогической литературы и опыта работы волонтеров-практиков. Результаты исследования могут быть полезны для организации волонтерской деятельности по гостеприимству среди молодежи в образовательных и общественных организациях.
Ключевые слова: воспитание, волонтерская деятельность, добровольчество, патриотические ценности, патриотизм
Для цитирования: Козак Е. М. Развитие патриотических ценностей посредством волонтерской деятельности в сфере гостеприимства и туризма // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 46-62.
General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical sciences)
Original article
DEVELOPMENT OF PATRIOTIC VALUES THROUGH VOLUNTEER ACTIVITIES IN THE SPHERE OF HOSPITALITY AND
TOURISM
Elena М. Kozak
ANO «Creative Cluster», St. Petersburg, Russia elena-tmr@yandex.ru
Abstract. Volunteer activity of modern youth has significantly expanded its sphere of functioning, now one of the significant and innovative is volunteering in the field of hospitality. This article is devoted to the problem of developing patriotic values through volunteer activities in the field of hospitality and tourism as one of the priority
directions of the national youth policy. The solution of this problem forces researchers to turn to the identification of completely new approaches in connection with the situation of today, which will contribute to the increase in the effectiveness of the development of patriotic values among young people. On the basis of the analysis of scientific research, data from sociological surveys, regulatory and legal framework, as well as the results of the implementation of federal projects, the author tried to provide a clearer justification of the process of developing the system of domestic tourism as a means of civic education and patriotic education of young people. The paper's significance also lies in the study of hospitality traditions through the prism of patriotism, which allows us to consider them as a common set of values for young people and as a common cultural code of a citizen of modern Russia. The work uses various research methods, including the analysis of scientific and pedagogical literature and the work experience of volunteer practitioners. The results of the study will be useful for the organization of volunteer hospitality activities among young people in educational and public organizations.
Keywords: education, volunteer activities, volunteerism, patriotic values, patriotism, development of patriotic values, hospitality, hospitality in the field of volunteering
For citation: Kozak E. M. Development of patriotic values through volunteer activities in the sphere of hospitality and tourism. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(3):46-62. (In Russ.).
Добровольческая (волонтерская) деятельность в системе образования
традиционно является не только социальным феноменом, отвечающим
гуманистическим ценностям российского общества, но и педагогической и
социальной технологией, направленной на формирование активной гражданской
позиции и патриотических ценностных ориентиров у детей и молодежи. Любому
направлению добровольческой деятельности присуще воспитательное
воздействие на личность, однако долгое время недооцененным и недостаточно
48
развитым механизмом воспитания патриотизма оставалось волонтерство в такой сфере, как туризм и гостеприимство.
Патриотизм является духовно-нравственной основой личности, проявляющейся в самореализации на благо Отечества, привязанности к родной земле [1]. Патриотизм, любовь к Родине, преданность своему Отечеству зарождаются именно из любви к своей малой Родине, глубокого познания и осмысления, эмоционально-чувственного восприятия того места, где человек родился, вырос, живет и взаимодействует с близкими, своими земляками.
Немаловажной также является потребность гордиться местом, где ты родился и вырос: она выражается в том числе в осознанном и транслируемом при общении с другими людьми чувстве гордости за свою родину, подкрепленном знаниями о выдающихся земляках, природных и культурных особенностях, достопримечательностях. По мнению Г. В. Куранова, эта потребность лежит в основе патриотизма [2]. Путешествуя по своей стране, гражданин получает возможность соприкоснуться с великим историческим прошлым, многообразием культурных традиций и природных ландшафтов своей великой Родины, воспринимая их не только с позиции расширения кругозора, но и в первую очередь как обоснованные и многочисленные основания гордиться своей страной. Патриотические чувства от любви к своим близким и своему краю поднимаются и масштабируются до общегосударственного патриотического самосознания, осознанной любви к своему Отечеству.
Именно поэтому мы можем уверенно констатировать, что внутренний туризм - это в первую очередь воспитательная деятельность, формирующая патриотические ценности, а волонтерство в сфере организации путешествий и встречи гостей усиливает этот воспитательный эффект.
Воспитуемый должен уметь дифференцировать ценности (т. е.
производить ценностный выбор) и реализовывать их в своем поведении. Это
может проявляться в активной внеурочной деятельности. При использовании
новых форм по формированию патриотических ценностей необходимо активное
участие воспитуемого (подростка): он должен брать на себя определенные
49
задачи и при помощи педагога решать их. Тем самым у подростка формируются патриотические ценности, при этом не игнорируются его особенности и способности [3].
Именно добровольческая деятельность, предметом которой выступают краеведение, гостеприимство и путешествия по родному краю и стране, дает возможность актуализировать и формировать патриотические ценностные ориентации молодежи, основываясь на потребности гордиться своей родиной и самостоятельно, инициативно оказывать помощь гостям, объединяя две базовые ценности, что издавна характеризует русский мир: добровольная помощь ближнему и известное всему миру радушие.
Гостеприимство всегда было характерной чертой народов России. Оно славится по всему миру и считается проявлением широты русской души. Готовность принимать у себя гостей - наша исконная традиция. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый человек из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке.
Так, великий князь Владимир Мономах в знаменитых «Поучениях» говорил, что русские всегда с уважением относятся к иноземным гостям и рады создать для путешественников приятные и комфортные условия [4]. Важно было в те времена заслужить и сохранить хорошую репутация хозяина дома, ведь на основе его гостеприимства формировалось мнение и обо всей стране, распространяясь далеко за ее пределы.
На Кавказе гостеприимство считается одним из главных адатов у мусульман, одной из главных исконных традиций у христиан (например, гостеприимство - основа агъдау у осетин, почитание гостя - один из трех главных казачьих домашних законов). Безмерное уважение к гостю в казачьих традициях обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим.
Татары полагают своим долгом пригласить гостя в дом, накормить и
напоить его, если необходимо - оставить у себя на ночлег. Обидеть гостя в
татарских традициях недопустимо, это приравнивается к греховному поведению.
Глава семьи обязан присутствовать за столом с гостями, иначе это будет
50
расценено как неуважение. Татарский народ издревле славился гостеприимством, которое складывалось из добродушия и любви к ближнему.
В Сибири всегда особо ценили гостеприимство и радушие, щедрость и почитание гостя. Со временем это превратилось в традицию. Нормы «гостевания» были следующие: о «гостьбе» договаривались заранее, иногда круг гостей определялся на всю зиму, существовал определенный церемониал приема гостей.
Как мы видим, традиции гостеприимства - это общий свод ценностей для россиян, наш общий культурный код, носителями которого являются представители всех поколений. Именно поэтому добровольческая деятельность, связанная с организацией путешествий и приема гостей, оказанием помощи путешественникам, нашла отклик у многих инициативных людей, благодаря чему возникшая в 2019 году локальная инициатива «Волонтеры гостеприимства» (проект получил поддержку Фонда президентских грантов) быстро привлекла жителей разных городов и регионов России и дружественных стран.
Около пяти лет сообщество «Волонтеры гостеприимства» объединяет
всех, кто хочет развивать традиции и практики гостеприимства, организовывать
и встречи гостей на бескорыстной основе. Добровольцы также инициируют и
реализуют новые форматы приобщения путешественников и горожан (особенно
из числа социально уязвимых категорий населения) к туристическим ресурсам
своих городов и регионов, зачастую, к сожалению, недооцененным. Волонтеры
оказывают помощь в навигации и информировании, организуют атмосферные
встречи, флешмобы, квесты, оздоровительные и культурно-познавательные
активности, сопровождают мероприятия, благоустраивают места туристского
интереса, в том числе пляжные территории, экомаршруты и экотропы; развивают
информационное обеспечение экотроп и городских маршрутов (в том числе
разрабатывают медиаконтент, аудиогиды, видеоэкскурсии и т. д.), осуществляют
картографирование и паспортизацию пляжных и экотерриторий и маршрутов,
развивают инклюзивный и социальный туризм - помогают туристам с особыми
51
потребностями и иным представителям социально уязвимых категорий населения, распространяют среди туристов полезные знания о сохранении и улучшении здоровья с помощью путешествий и рекреационных ресурсов территорий. Накапливая положительный опыт, сообщество формирует учебно -методическую базу деятельности (методические материалы, обучающие видеокурсы), систематизирует и распространяет лучшие практики, а также помогает волонтерам и добровольческим командам на местах налаживать и улучшать взаимодействия волонтеров туризма и профильных органов власти и бизнеса.
Волонтеры становятся помощниками в гостиничном секторе и на конгрессно-выставочных площадках, на экомаршрутах, в местах туристического интереса и местах показа - объектах культурно-исторического наследия, помогают развитию социально значимых направлений туризма - детского, молодежного, рекреационного (лечебно-оздоровительного), инклюзивного и социального.
В долгосрочной перспективе цель добровольческой деятельности в сфере туризма и гостеприимства - пробудить настоящее душевное гостеприимство в каждом городе России, как в каждом доме, где хлебом-солью и караваем, тремя пирогами или с любовью испеченным печеньем к чаю встречают дорогих гостей: объединить активных и неравнодушных людей в стране и дружественных странах страстью к путешествиям и желанием ответить гостям и путешественникам взаимностью, чтобы с каждым днем становилось все больше тех, кто хочет увидеть мир, путешествуя по России, и тех, кто готов радушно встретить, помогая как горожанам, так и гостям российских городов лучше узнать их и полюбить всем сердцем.
Системная общественная добровольческая инициатива может стать общественным драйвером Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Согласно «Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» [5], выделяют 16 направлений добровольчества, среди которых социальное, культурное, медицинское,
52
инклюзивное, экологическое, корпоративное, семейное, волонтерство в сфере патриотического воспитания, развития территории, чрезвычайных ситуаций и др. Однако в сфере туризма и гостеприимства до настоящего времени направление добровольческой деятельности не было выделено как самостоятельное. В связи с этим в стране недостаточно системных механизмов, помогающих объединить добровольцев в данной сфере, как это произошло, например, в сферах здравоохранения (Всероссийское общественное движение «Волонтеры - медики»), культуры (Всероссийское общественное движение «Волонтеры культуры» и проект «Волонтеры наследия», которые реализуются в рамках Национального проекта «Культура»), в чрезвычайных ситуациях и при поиске пропавших людей (Волонтеры ЧС, волонтеры «Лиза Алерт»), во время пандемии (Всероссийская акция взаимопомощи «МыВместе»).
Полагаем, что направление «Волонтеры гостеприимства и туризма» не было институционализировано одновременно с другими направлениями добровольчества в 2016-2018 годах, т. к. в этот период еще не сформировалась база успешных волонтерских практик и добровольческих команд в данной отрасли. Более того, междициплинарностью индустрии туризма, включающего различные направления на стыке с другими отраслями (экотуризм, инклюзивный, лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм), обусловлено отнесение имевшихся практик к уже оформившимся на тот момент направлениям добровольчества: волонтерам культуры, волонтерам-медикам, эковолонтерам, волонтерам Победы и т. д.
Все это сдерживало общественное участие инициативных добровольцев в совершенствовании туристической отрасли, которое может стать достаточно масштабным в силу культурного кода многонационального народа России, всегда славившегося своим гостеприимством. Очевидно, что необходимость системного подхода нарастала и актуализировалась по мере расширения туристической отрасли, усиления ее влияния на экономику страны и социально-экономическое развитие территорий, а также повышения воспитательного значения. Так, молодежный туризм исследовался как одна из форм досуга
53
молодежи, анализировались нормативные документы и инфраструктура его организации в досуговой деятельности молодежи посредством анимационных площадок [6].
При этом в Концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» [7] еще в 2018 году обозначено в качестве приоритета в молодежной политике создание условий для стимулирования интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, межрегиональным культурным обменам путем развития системы внутреннего туризма как средства гражданского образования и патриотического воспитания молодежи.
Кроме того, в национальных целях и целевых показателях Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» указаны возможности для самореализации и развития талантов, в том числе через формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также предусмотрена поддержка общественных инициатив, направленных на развитие туризма.
Внимание государства к развитию внутреннего туризма и курс на развитие индустрии гостеприимства, подкрепленный «Стратегией развития туризма в Российской Федерации до 2025 года» и утверждением Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», создают возможности для организации эффективных волонтерских программ для волонтеров гостеприимства, включающих мотивацию, обучение, координацию, системную вовлеченность в организацию профильной деятельности, взаимодействие с органами власти и отраслевыми коммерческими организациями.
На сегодняшний день в России все еще нет четкого регулирования волонтерских инициатив в сфере туризма (в отличие от, например, отраслевого волонтерства в здравоохранении, спорте, культуре и т. д.), что требует дополнительного исследования и обоснования методологии реализации подобных инициатив, а также законотворческой инициативы.
Таким образом, деятельность движения «Волонтеры гостеприимства» -
54
это попытка систематизации и формирования механизмов поддержки реализации добровольческих и молодежных инициатив в туристской индустрии, индустрии гостеприимства, которые имеют значение как в контексте социально-экономического развития территории и индустрии гостеприимства, так и в сфере патриотического воспитания граждан посредством культивирования чувства гордости, любви к малой родине и своей стране на основе глубокого понимания и знания своей истории, культуры, традиций, природы и осознанной передаче этих знаний и ценностей.
Анализируя социально-культурный и идеологический мотивационный базис развития волонтерства в сфере туризма и гостеприимства в России, мы опираемся в том числе и на эмпирические данные, в частности, на результаты опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июле 2022 года, в рамках которых представлены следующие результаты.
В ответах на вопрос «Что любят делать россияне?» [8] превалируют следующие ответы: «Гулять в парке, лесу, поле» - 87 % (подтверждая гипотезу о том, что наши сограждане любят отдыхать на прогулках и в небольших путешествиях), «Готовить еду» (73 %) и «Мечтать, фантазировать» (70 %).
На ключевой вопрос исследования, непосредственно изучавшего тему патриотизма в российском обществе, «Что для россиян означает не надо любить свою Родину»? (открытый вопрос, до 3 ответов, представлены варианты, набравшие более 5 %) [9], респонденты дают ответы, полностью подтверждающие нашу гипотезу о том, что добровольчество в сфере гостеприимства имеет глубокий ценностный базис и напрямую связано с патриотическими ценностями наших сограждан, а именно:
16 % - любовь к семье, забота о близких, дом;
15 % - место, где родился, где живешь, свой город, край;
10 % - любить людей, забота о людях, взаимопомощь;
9 % - защищать, готовность защищать;
7 % - знать и любить историю, традиции.
55
В результатах социологических исследований мы видим важные тенденции. Россияне любят путешествовать (гулять), особенно на природе, этот вид времяпрепровождения предпочтителен. В то же время сограждане ассоциируют любовь к Родине с заботой о семье и взаимопомощью в целом, а также любовью к местам, где родились и живут. Таким образом, деятельность волонтеров гостеприимства позволяет объединить путешествия, краеведение, культуру национального питания [10], организацию их досуговой деятельности [3] и помощь ближнему, создавая возможность воспитания и усиления патриотических чувств, апеллируя к базовым ценностям россиян.
Опрос, проведенный с участием респондентов из числа из разных регионов России (317 молодых людей), подтвердил эти тенденции, поскольку в рамках исследования были получены следующие результаты: хотят путешествовать дешевле - 58 %;
хотят путешествовать с пользой для учебы (портфолио) - 70 %;
хотят больше узнавать о месте (путешествие «со смыслом») - 65 %;
хотели бы путешествовать «социально активно» - 83 %;
хотели бы становиться волонтерами-организаторами в сфере туризма -
63 %.
Социологические исследования подтверждают: россияне любят места, где родились, выросли, где живут и строят свою жизнь, и кто лучше (чем они сами) расскажет о родных местах? Ценно, что в таком общении, познании, приобщении и у туристов, и у встречающих их местных жителей формируется прочная основа общего будущего, ощущение процессов развития, самореализации, причастности к образу будущего малой родины и Родины - России. Посредством развития добровольческой инициативы в сфере гостеприимства актуализируется этот культурный код как основа отношений между местными жителями и
гостями территории.
Помощь волонтеров в развитии туризма, актуализации потребности в путешествиях (часто неосознанной) необходима и целесообразна, потому что:
путешествия обогащают человека - укрепляют здоровье, расширяют знания, укрепляют семью в семейных путешествиях;
путешествия и гостеприимство дают возможность формирования и укрепления межпоколенческих связей, когда старшее поколение передает традиции, знания о территории из поколения в поколение посредством взаимодействия с волонтерами и туристами, ценный опыт становится достоянием большего числа людей;
правильно организованное путешествие помогает обрести уверенность в своих силах и будущем для тех, кому особенно нужна помощь (например, людям с инвалидностью, социально уязвимым категориям населения, детям);
внутренний, отечественный туризм - это про патриотизм, про то, как узнать историю, культуру, природу своей Родины не только из учебника или Интернета;
любовь к родине передается через соприкосновение «человек - человек» в формате «неоплаченного», идущего от сердца гостеприимства, знакомства с с регионом и его культурой;
туристический потенциал России недооценен нашими согражданами, а существующие проблемы (недостаточный уровень развития инфраструктуры, сервисов, логистики, информации) вызывают сложности, и именно помощь и гостеприимство волонтеров дают возможность нивелировать неудобства, которые будут устранены в процессе развития туристической отрасли.
Сама деятельность в сфере гостеприимства учит и развивает, это своеобразная педагогика путешествий и гостеприимства. Волонтеры
гостеприимства могут быть замечательными, душевными и искренними помощниками в развитии туризма наряду с дипломированными специалистами, получившими образование в сфере туризма и гостеприимства, для этого волонтерам достаточно преподать базовые знания и навыки. Ведь традиции гостеприимства существовали задолго до появления профильных университетов и колледжей, а гостеприимство, идущее от души и сердца волонтера, порой более ценно для гостя, нежели оплаченный сервис.
Путешествия обогащают волонтеров новыми знаниями и положительными впечатлениями о стране, волонтерские практики помогают формировать важные навыки коммуникации, организации событий, лидерства и взаимодействия в команде, проектное мышление, умение работать с информацией, а лучшие инициативы и проекты волонтеров в сфере туризма и гостеприимства могут быть монетизированы, стать успешными бизнесами. В целом волонтерство в сфере гостеприимства - это профориентационная деятельность и один из видов профпробы, что в свою очередь способствует формированию качественного кадрового резерва отрасли туризма, индустрии гостеприимства. Активные люди, которые встречают гостей и вдохновляют на путешествия, не только популяризируют их как образ жизни, но и повышают престиж туриндустрии как эффективного трудоустройства.
Миссия добровольцев в сфере гостеприимства: вместе создать и усилить атмосферу и ценность гостеприимства по всей стране, вдохновляя людей путешествовать и радушно принимать путешественников. Ежедневно своими добрыми делами и проектами волонтеры формируют туристскую привлекательность своих территорий и усиливают пользу и эмоциональную «эмоциональную насыщенность» туризма, создавая атмосферу гостеприимства и радушия, популяризируя историю и культуру, реализуя истинный,
«деятельностный» патриотизм, который проявляется не в декларативных формах, а в поступках человека, каждодневном труде, направленном на улучшение своей страны, малой родины, на служение Отчизне.
Список источников
1. Шаронов А. А. Анализ взглядов на понятия «патриотизм» и «активность» // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4. № 4. С. 1-10.
2. Куранов Г. В. Кто больший патриот и можно ли измерить степень патриотизма? URL: https://www.kp.ru/daily/26702.5/3726924/.
3. Палаткина Г. В., Волынкин В. И. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности: монография. Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 2011. 230 с.
4. Поучение детям Владимира Мономаха: С прил. Послания Вл. Мономаха к Олегу, поучений Ксенофонта, некоего отца, св. Василия Великого и материалов для характеристики Мономаха / Ред. и примеч. В. А. Воскресенского. СПб.: тип. и лит. В. А. Тиханова, 1893. 49 с.
5. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2018 г. № 2950-р. URL: http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HaCGR8esYBY gq.pdf.
6. Палаткина Г. В. Молодежный туризм. Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 2012. 206 с.
7. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации» (2019-2025 годы), утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 872 -р. URL: http://static. government.ru/media/ files/
FoFftF 1dhGs4GZzEBPQtLCFVtBl2hHQD .pdf.
8. Время: как мы его проводим. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/svobodnoe-vremja-i-kak-my-ego-provodim.
9. Патриотизм: мониторинг. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring.
10. Тетерский С. В., Палаткин В. В. Возможности становления педагогических условий формирования культуры потребления пищи // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 11 (57). С. 126-133.
References
1. Sharonov A. A. Analysis of views on the concepts of «patriotism» and «activity». World of Science. Pedagogy and psychology. 2016;(4(4)):1-10. (In Russ.).
2. Kuranov G. V. Who is the greater patriot and is it possible to measure the degree of patriotism? URL: https://www.kp.ru/daily/26702.5/3726924/. (In Russ.).
3. Palatkina G. V., Volynkin V. I. Pedagogical support in sociocultural activities: monograph. Astrakhan: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Astrakhan State University»; 2011. 230 p. (In Russ.).
4. Lesson for the children of Vladimir Monomakh: With an appendix. Monomakh's epistle to Oleg, teachings Xenophont, a certain father, St. Basil the Great and materials for the characterization of Monomakh / edited and annotated by V. A. Voskresensky. Saint-Petersburg: types and literature by V.A. Tikhanov; 1893. 49 p. (In Russ.).
5. The concept for the development of volunteerism (volunteering) in the
Russian Federation until 2025, approved by Order of the Government of the Russian Federation, (dated December 27, 2018) No. 2950-r. URL: http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HaCGR8esYBY gq.pdf. (In Russ.).
6. Palatkina G. V. Youth tourism. Astrakhan: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Astrakhan State University», 2012. 206 p. (In Russ.).
7. Concept of the Federal Target Program «Development of Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation» (2019 - 2025), approved By Order of the Government of the Russian Federation (dated May 5, 2018) No. 872-r. URL: http://static.government.ru/media/files/FoFftF1dhGs4GZzEBPQtLCFVtBl2hHQD.pd f. (In Russ.).
8. Time: how we spend it. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/svobodnoe-vremja-i-kak-my-ego-provodim. (In Russ.).
9. Patriotism: monitoring. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring. (In Russ.).
10. Tetersky S. V., Palatkin V. V. Possibilities of establishing pedagogical conditions for the formation of a culture of food consumption. Educational management: theory and practice. 2022;(11(57)):126-133. (In Russ.).
Информация об авторе
Е. М. Козак - директор АНО «Креативный кластер», руководитель федеральных проектов, программ в сфере молодежной политики и добровольчества.
Information about the authors Elena M. Kozak - Director of the Autonomous Non-profit Organization «Creative Cluster», head of federal projects, programs in the field of youth policy and volunteerism.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 25.05.2023; одобрена после рецензирования 5.06.2023; принята к публикации 25.09.2023.
The article was published 25.05.2023; approved after reviewing 5.06.2023; accepted for publication 25.09.2023.