Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре'

Модель формирования профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MOBILITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесов А.Ю.

В данной статье представлена модель формирования профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре. Данная модель базируется на установках системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, субъект-субъектного, контекстного подходов. В качестве ключевого механизма формирования профессиональной мобильности определена практика сопровождения. Особенностью проектируемой деятельности является то, что наиболее релевантными формами ее осуществления является внеучебная деятельность (кураторские часы), неформальное образование и практика. Практика сопровождения осуществляется посредством корпуса технологий и технологических приемов, среди которых ведущими являются индивидуальные карты профессионального саморазвития и портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF A BACHELOR STUDENT IN CLASSES ON ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

The article presents a model of how to develop professional mobility of bachelor students in classes on adaptive physical education. This model is based on system-activity, competence, personality-oriented, subject-subject, contextual approaches. The practice of teacher's support is defined as a key mechanism for the formation of professional mobility. The specifics of the projected activity is that the most relevant forms of its implementation are extracurricular activities (curatorial hours), non-formal education and practice. The practice of support is carried out by means of technologies and technological methods, among which the leading ones are individual cards of professional self-development and portfolio.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре»

ческого образования, реализации подлинно демократических правовых основ образовательных отношений. Процесс развития интенсифицируется при реализации в учебном процессе, самостоятельной работе и педагогической практике будущего педагога проблемных ситуаций актуального и перспективного характера.

Библиографический список

В заключение надо отметить, что при подготовке педагога и его адаптации в образовательном учреждении правовая компетентность как интегративное качество субъекта формируется как результат осуществления комплекса мер в образовательной сфере: аттестации, повышении квалификации и переподготовки, каждый из которых имеет свои особенности.

1. Зеер Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании. Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5. Москва, 2007.

2. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. Москва, 1996.

3. Бермус А.Г. Введение в педагогическую деятельность. Москва, 2013.

4. Аронов А.М. Психология и педагогика. Лекции к курсу. Красноярск, 2007.

5. Гаджиева П.Д. Актуальные вопросы подготовки будущего учителя права в условиях педагогического университета. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 10 - 11.

6. Гладченкова H.H. Правовая подготовка как условие становления профессиональной компетентности современного педагога. Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. Материалы IV-ой Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2014: 256 - 260.

7. Киндяшова А.С., Волкова Н.Р Правовая компетентность как структурный элемент компетентности педагога. Современные проблемы науки и образования. 2017; 6: 151 - 154.

8. Аникина А.С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Тагил, 2011.

9. Асильдерова М.М., Аминов У.К. Правовая компетентность как совокупность профессиональных установок педагога. Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. К 100-летию великой октябрьской революции в России. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017: 71 - 75.

References

1. Zeer 'E.F. Ponyatijno-terminologicheskoe obespechenie kompetentnostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii. Ponyatijnyj apparat pedagogikii obrazovaniya. Vyp. 5. Moskva, 2007.

2. Choshanov M.A. Gibkaya tehnologiya problemno-modul'nogo obucheniya: metodicheskoe posobie. Moskva, 1996.

3. Bermus A.G. Vvedenie vpedagogicheskuyu deyatel'nost'. Moskva, 2013.

4. Aronov A.M. Psihologiya ipedagogika. Lekciikkursu. Krasnoyarsk, 2007.

5. Gadzhieva P.D. Aktual'nye voprosy podgotovki buduschego uchitelya prava v usloviyah pedagogicheskogo universiteta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 10 - 11.

6. Gladchenkova N.N. Pravovaya podgotovka kak uslovie stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo pedagoga. Yazyk i pravo: aktual'nye problemy vzaimodejstviya. Materialy IV-oj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2014: 256 - 260.

7. Kindyashova A.S., Volkova N.R. Pravovaya kompetentnost' kak strukturnyj 'element kompetentnosti pedagoga. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 6: 151 - 154.

8. Anikina A.S. Formirovanie pravovoj kompetentnosti buduschego pedagoga s ispol'zovaniem kompleksa professional'no-orientirovannyh pravovyh zadach. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Tagil, 2011.

9. Asil'derova M.M., Aminov U.K. Pravovaya kompetentnost' kak sovokupnost' professional'nyh ustanovok pedagoga. Gumanizaciya innovacionnogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah: perspektivy i dostizheniya. K 100-letiyu velikoj oktyabr'skoj revolyucii v Rossii. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 71 - 75.

Статья поступила в редакцию 23.05.18

УДК 37

Kolesov A.Yu., postgraduate, Bunin Yelets State University (Yelets, Russia), E-mail: al.kolesov@list.ru

THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF A BACHELOR STUDENT IN CLASSES ON ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION. The article presents a model of how to develop professional mobility of bachelor students in classes on adaptive physical education. This model is based on system-activity, competence, personality-oriented, subject-subject, contextual approaches. The practice of teacher's support is defined as a key mechanism for the formation of professional mobility. The specifics of the projected activity is that the most relevant forms of its implementation are extracurricular activities (curatorial hours), non-formal education and practice. The practice of support is carried out by means of technologies and technological methods, among which the leading ones are individual cards of professional self-development and portfolio.

Key words: professional mobility, higher education, professional activity, adaptive physical education.

А.Ю. Колесов, аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец,

E-mail: al.kolesov@list.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В данной статье представлена модель формирования профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре. Данная модель базируется на установках системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ори-ентированного, субъект-субъектного, контекстного подходов. В качестве ключевого механизма формирования профессиональной мобильности определена практика сопровождения. Особенностью проектируемой деятельности является то, что наиболее релевантными формами ее осуществления является внеучебная деятельность (кураторские часы), неформальное образование и практика. Практика сопровождения осуществляется посредством корпуса технологий и технологических приемов, среди которых ведущими являются индивидуальные карты профессионального саморазвития и портфолио.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, высшее образование, профессиональная деятельность, адаптивная физическая культура.

Профессиональная мобильность относится к тем сложным личностным структурам, формирование и развитие которых не является обязательным в условиях профессиональной подготовки студентов по образовательным программам высшего обра-

зования. Профессиональная мобильность формируется в ходе профессиональной деятельности индивида, поэтому в сфере высшего образования представляется возможным развитие у обучающихся тех качеств и видов деятельности, которые состав-

ляют основу профессиональной мобильности. В данном контексте ключевой проблемой является поиск релевантных способов формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров в условиях освоения ими образовательных программ высшего образования.

Разработанная модель формирования профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре включает в себя три блока: целеполагание, деятельность и результат.

Целеполагание включает в себя определение цели проектируемой деятельности, структуру профессиональной мобильности как инструмент детализации и сегментации проектируемой деятельности, а также комплекс методологических подходов, определяющих ведущий механизм проектирования деятельности. Целью модели выступает установка на формирование профессиональной мобильности студентов, в структуре которой выделяются пять компонентов: потребностно-мотивацион-ный, личностный, когнитивный, деятельностный, социальных отношений. С учётом специфики формируемого личностного образования выделены следующие методологические подходы: системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориен-тированный, субъект-субъектный, контекстный.

С учетом установок данных методологических подходов может быть определен релевантный механизм формирования профессиональной мобильности будущего бакалавра по адаптивной физической культуре - практика сопровождения.

Данная практика была оформлена под влиянием гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики (О.С. Газман [1], Ю.В. Слюсарев [2]).

Сущность практик сопровождения заключается в содействии индивиду преодолеть те или иные трудности, проблемы, которые носят пограничный характер, то есть обусловлены переходом личности из одного состояния в другое (несовершеннолетний - совершеннолетний, студент - работающий и др.), необходимостью адаптации в личности в какой-либо жизненной ситуации (обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении и др.) (Л.В. Мардахаев [3], Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына [4]). В основе практик сопровождения, отмечает И.А. Липский, лежит установка делегирования полномочий по преодолению тех или иных трудностей индивиду, испытывающих их, то есть технология сопровождения базируется на активности личности и стратегиях содействия преодоления определенных проблем, адаптации к новым условиям жизнедеятельности [5]. С.Г. Вершловский отмечает, что наряду с адаптационной и коррекционной функций, практика сопровождения выполняет также функционал развития личности [6, с. 7].

В современной науке зарекомендованы различные дефиниции сопровождения: педагогическое, психологическое, научно-методическое, социальное. Как видно из приведенных основных дефиниций сопровождения, характерный признак данной практики определяется, во-первых, характером проблем, трудностей, во-вторых, спецификой используемого инструментария для их преодоления.

Для того чтобы определить, какие виды сопровождения позволяют эффективно сформировать профессиональную мобильность будущего бакалавра по адаптивной физической культуре, необходимо выделить виды деятельности студентов, посредством которых может быть реализовано данное личностное образование. Прежде всего, в качестве одного из основных видов деятельности следует выделить деятельность, связанную с самопознанием личности, рефлексией своего отношения к профессии. Следующий значимый вид деятельности в контексте исследуемой проблематики - планирование и осуществление самообразования, планирование карьеры. Также выражением профессиональной мобильности является деятельность, связанная с совершенствованием профессиональной компетентности, посредством подготовки и публикации научных статей, выступлений на научно-практических конференциях, посещение прак-тико-ориентированных семинаров по проблематике адаптивной физической культуры. И, наконец, важным для формирования профессиональной мобильности является такой вид деятельности, как получение опыта социального взаимодействия с коллегами, руководством, обучающимися (инвалидами, лицами с ОВЗ) в ходе профессиональной деятельности.

В контексте исследуемой проблематики виды сопровождения и их содержание коррелируются с видами деятельности студентов, образующих основу профессиональной мобильности:

- психологическое сопровождение направлено на обеспечение развития профессиональной мотивации студентов, формирования профессиональной Я-концепции;

- педагогическое сопровождение ориентировано на информирование студентов о способах трудоустройства, системе должностей в области адаптивной физической культуре, способах аттестации, а также на обучение студентов стратегиям самообразования, планирования карьеры;

- научно-методическое сопровождение позволяет качественно организовать научно-исследовательскую деятельность студентов, проявляющуюся в написании и публикации научных статей, выступлениях на научно-практических конференциях, участии в практико-ориентированных семинарах;

- социальное сопровождение предполагает содействие овладению студентами стратегий профессиональной адаптации, профессиональной коммуникации в процессе получения ими опыта социального взаимодействия с коллегами, руководством, обучающимися (инвалидами, лицами с ОВЗ) в ходе профессиональной деятельности.

Особенностью проектируемой деятельности является то, что наиболее релевантными формами ее осуществления является внеучебная деятельность (кураторские часы), неформальное образование и практика.

Реализация указанных видов сопровождения осуществляется посредством корпуса технологий и технологических приемов:

- психологическое сопровождение - тренингов, диагностики, форсайтов, консультирования;

- педагогическое сопровождение - ментальных карт, индивидуальных карт саморазвития, портфолио;

- научно-методическое сопровождение - дайджестов, облачных технологий, воркшопов;

- социальное сопровождение - ситуативных, игровых, кейс-технологий, консультирования.

Ключевой технологией практик сопровождения являются индивидуальная карта профессионального саморазвития и порт-фолио студента.

Индивидуальная карта саморазвития включает в себя результаты самодиагностики и оценки наставником уровня развития профессионально важных качеств, а также индивидуальных профессиональных дефицитов, планирование стратегий и действий по преодолению выявленных затруднений, сроки реализации, а также подтверждение достигнутых результатов. Индивидуальная карта саморазвития составляется с учетом значимых в обучении и будущей профессиональной деятельности этапов. В частности, могут быть выделены этапы, когда в профессиональном обучении доминирует теоретическая подготовка, когда - практическая подготовка, а также планирование профессиональной карьеры по окончании срока профессионального обучения.

Если индивидуальная карта профессионального саморазвития описывает процессуальную составляющую педагогического сопровождения формирования профессиональной мобильности студентов, то технология портфолио позволяет систематизировать данную деятельность с позиции результата. Портфолио студента включает в себя следующие разделы. Первый раздел -информационный, включающий в себя базовую информацию о студенте. Второй раздел представляет собой резюме профессионально важных качеств будущего бакалавра. Данный раздел ориентирован на будущего работодателя. Третий раздел - образование, описывающий формальное, неформальное и инфор-мальное образование. Четвертый раздел - достижения.

Разработанная модель была апробирована на базе института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». Хронологические рамки опытно-экспериментальной работы - второе полугодие 2015 года - первое полугодие 2018 года. В основу формирующего этапа эксперимента была положена практика сопровождения формирования профессиональной мобильности бакалавра по адаптивной физической культуре.

В качестве результата опытно-экспериментальной работы удалось доказать эффективность разработанной модели, что выразилось в положительной динамике уровней сформирован-ности профессиональной мобильности у студентов экспериментальной группы. Обнаруженные различия между динамикой развития профессиональной мобильности у студентов контрольной и экспериментальной групп статистически значимы более чем на 0,1% уровне, то есть динамика развития профессиональной мобильности экспериментальной группы значительно отличается от динамики данного качества у студентов контрольной группы, что выступает подтверждением результативности проведенного формирующего эксперимента.

Библиографический список

1. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. Классный руководитель. 2002; 3: 6 - 33.

2. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1992.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика .Москва, 2005.

4. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). Санкт-Петербург, 1997.

5. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: учебное пособие. Москва, 2004.

6. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования. Гуманизация образования. Теория. Опыт. Санкт-Петербург: Питер, 1994: 5 - 15.

References

1. Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu XXI v. Klassnyjrukovoditel'. 2002; 3: 6 - 33.

2. Slyusarev Yu.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie kak faktor aktivizacii samorazvitiya lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1992.

3. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika.Moskva, 2005.

4. Kazakova E.I., Tryapicyna A.P. Dialog na lestnice uspeha (Shkola na poroge novogo veka). Sankt-Peterburg, 1997.

5. Lipskij I.A. Social'naya pedagogika. Metodologicheskij analiz: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.

6. Vershlovskij S.G. Problemy gumanizacii shkol'nogo obrazovaniya. Gumanizaciya obrazovaniya. Teoriya. Opyt. Sankt-Peterburg: Piter, 1994: 5 - 15.

Статья поступила в редакцию 22.05.18

УДК 378.048.2

Mihaylova G.I., senior teacher, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Novosibirsk, Russia),

E-mail: mihaylova.g@list.ru

ON THE QUESTION OF THE NECESSITY TO TEACH POSTGRADUATE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES TO UP-GRADE THEIR COMMUNICATION SKILLS. The author considers the specifics of interactive lessons in postgraduate students training. This approach when being applied to the study of a foreign language in postgraduate education is considered to be innovative, because in modern conditions the activity of the future scientist should be focused on communication. The intention of Russian science to remain at the forefront of world scientific thought makes it necessary for a young scientist to be involved in the processes and movements that set the key trends in international scientific activity. That is why nowadays Russian science is in desperate need for specialists who are able not only to work on their research, but also are ready to present it for discussion to the world scientific community through reports, webinars, discussions, round tables, etc. Through this point of view it becomes clear that a foreign language occupies a very important place in the curriculum of postgraduate education playing a key role in the process of obtaining the necessary skills for professional communication.

Key words: international cooperation in science, international scientific community, interactive learning, postgraduate study, postgraduates at technical universities, classroom work with graduate students.

Г.И. Михайлова, ст. преп., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин),

г. Новосибирск, E-mail: mihaylova.g@list.ru

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ У АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Автор статьи рассматривает особенности использования интерактивного обучения на аудиторных занятиях аспирантов. Такой подход к изучению иностранного языка в послевузовском обучении описывается как инновационный, поскольку в современных условиях деятельность будущего ученого должна быть ориентирована на общение. Необходимость для российской науки оставаться на передовых рубежах мировой научной мысли предполагает всестороннюю включенность ученого в те процессы и движения, которые задают ключевые тенденции в международной научной деятельности. В статье подчеркивается все большая необходимость в обучении специалистов, умеющих не только работать над своим научным исследованием, но и представлять его на обсуждение мировой научной общественности посредством докладов, вебинаров, дискуссий, круглых столов. Автор приходит к выводу о ключевой роли дисциплины «Иностранный язык» для получения коммуникативного навыка.

Ключевые слова: аспирантура, аспиранты профильных технических вузов, аудиторная работа с аспирантами, международное сотрудничество в сфере науки, мировое научное сообщество, интерактивное обучение, речевая деятельность.

В современных условиях показатели эффективности учебного процесса и качества подготовки специалиста в системе аспирантуры претерпели значительные изменения, связанные, прежде всего, с включенностью России в широкий спектр международной научной деятельности. По-прежнему, одним из приоритетных требований остается усвоение аспирантом теоретических и прикладных знаний, в частности, в сфере научного перевода. Компетенции, которые должны быть сформированы у молодого ученого в рамках дисциплины «Иностранный язык», являются основанием для приобретения аспирантом таких знаний, умений и навыков, как чтение оригинальной научной и специальной литературы на иностранном языке, работа со словарями, освоение межкультурных особенностей ведения научной деятельности, оформление и ведение документации и научных трудов, принятое в мировом научном и профессиональном сообществе и в международной практике, оформление полученной в ходе работы с иноязычным текстом информации в виде сообщения, пе-

ревода, аннотации, реферата. Безусловно, это является ценным багажом знаний, который будет использован в последующем для написания аспирантом собственного научного исследования в форме диссертации, а также для написания научных статей. С другой стороны, те широкие возможности, которые предоставляют молодому ученому информационные технологии, а через их использование - вероятность включенности в тесное международное сотрудничество в любой области научного знания, подвигают его к настоятельной необходимости общения на иностранном и, главным образом, английском языке.

Инновационным подходом для выработки коммуникационных навыков у обучающихся в аспирантуре является интерактивный метод обучения. Необходимость интерактивного обучения связана с практической значимостью этого процесса. При использовании интерактивного режима обучения активируется деятельность всех его субъектов через диалог, сотрудничество и кооперацию. «В отличие от активных методов, интерактивные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.