Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций как педагогическая проблема'

Формирование профессиональных компетенций как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / СТАНДАРТ / STANDARD / КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / SPECIALIST COMPETENCE / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачёв А. В.

В статье выявлены проблемы понимания дефиниции «компетенция» и неразрешенные вопросы формирования профессиональных компетенций у обучающихся. Автор рассматривает профессиональные компетенции с точки зрения профессиональных умений и квалификационной характеристики специалиста. Предложены пути оптимизации процесса формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров. Автор делает вывод о том, что в настоящий момент операционализация понятия «компетенция» всё ещё не завершена и идут поиски оптимальных форм, методов и средств формирования профессиональных компетенций у обучающихся с опорой на различные методологические подходы. Все вышеизложенное нацеливает на поиск новых путей и педагогических условий в освоении профессиональных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article reveals problems of understanding the definition of “competence” and unresolved issues of forming professional competencies in students. The author considers professional competencies in terms of professional skills and qualification characteristics of a specialist. Ways to optimize the process of forming professional competencies in future bachelors are suggested. The author concludes that today the operationalization of the concept of “competence” is still not completed and undergoes searching for the optimal forms, methods and means of formation of professional competences at students based on various methodological approaches. The research aims at finding new ways and pedagogical conditions for the development of professional competencies in students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций как педагогическая проблема»

4. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Первый учёный-математик Дагестана. Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2015: 146 - 147.

5. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Исторический экскурс в преподавании математики. Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования: материалы II международной научно-практической конференции. Москва, 2016: 83 - 86.

References

1. Suhin I.G. Zanimatel'nye materialy: nachal'naya shkola. Moskva, 2004.

2. Nesterenko Yu.V., Olehnik S.N., Potapov M.K. Starinnye zanimatel'nye zadachi. Moskva, 1988.

3. Chistyakov V.D. Starinnye zadachipo 'elementarnojmatematike. Minsk, 1978.

4. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Pervyj uchenyj-matematik Dagestana. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii nachal'nogo obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2015: 146 - 147.

5. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Istoricheskij 'ekskurs v prepodavanii matematiki. Aktual'nye problemy pedagogiki i psihologii nachal'nogo obrazovaniya: materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2016: 83 - 86.

Статья поступила в редакцию 14.03.17

УДК 378

Gorbachev A.V., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals problems of understanding the definition of "competence" and unresolved issues of forming professional competencies in students. The author considers professional competencies in terms of professional skills and qualification characteristics of a specialist. Ways to optimize the process of forming professional competencies in future bachelors are suggested. The author concludes that today the operation-alization of the concept of "competence" is still not completed and undergoes searching for the optimal forms, methods and means of formation of professional competences at students based on various methodological approaches. The research aims at finding new ways and pedagogical conditions for the development of professional competencies in students.

Key words: competences, professional competences, vocational education, standard, specialist competence.

А.В. Горбачёв, аспирант Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье выявлены проблемы понимания дефиниции «компетенция» и неразрешенные вопросы формирования профессиональных компетенций у обучающихся. Автор рассматривает профессиональные компетенции с точки зрения профессиональных умений и квалификационной характеристики специалиста. Предложены пути оптимизации процесса формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров. Автор делает вывод о том, что в настоящий момент операционали-зация понятия «компетенция» всё ещё не завершена и идут поиски оптимальных форм, методов и средств формирования профессиональных компетенций у обучающихся с опорой на различные методологические подходы. Все вышеизложенное нацеливает на поиск новых путей и педагогических условий в освоении профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: компетенции, профессиональные компетенции, профессиональное образование, ФГОС, стандарт, компетентность специалиста.

Приоритетным направлением деятельности государства является образование, которое призвано задать вектор развития общества. В настоящее время система образования опирается на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), что представляет собой совокупность требований как к выпускнику образовательной организации, так и к организации образовательного процесса. Реализация ФГОС призвана обеспечить: единое образовательно-воспитательное пространство в стране; последовательность и преемственность базовых образовательных программ; вариативность содержания программ обучения; единство требований к освоению образовательных программ; гарантии качества профессионального образования.

В центре вниманию новых стандартов - реализация ком-петентностного подхода. У выпускников средних и высших профессиональных образовательных организаций должен быть сформирован набор компетенций, а компетенция - это та инте-гративная характеристика личности, которая обеспечивает молодого специалиста к успешной реализации своей профессиональной деятельности и решению профессиональных задач. Среди всех компетенций, которые необходимо освоить выделяют: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, специальные.

В современных условиях развития общества выпускники профессиональных образовательных организаций, освоившие профессиональные компетенции, мобильные, способные к адаптации могут быть востребованы и успешны в профессиональном плане. Формирование профессиональных компетенций у будущих бакалавров - приоритетное направление профессионального образования.

В настоящее время проблема формирования профессиональных компетенций вызывает большой интерес у учёных и молодых исследователей.

С.В. Бобрышов и Л.А. Саенко [1] определяют компетент-ностный подход как методологию, призванную качественно решать задачи профессиональной подготовки новых кадров и, в тоже время, как механизм обеспечения деятельности педагога в профессиональном образовании.

Ш. Шаронов и М. Умарова [2] отмечают, что дефиницию «компетенция» следует относить к области умений, а не знаний. Авторы пишут, что на основе обучения формируются компетенции, т.е. общие способности, опирающиеся на знаниях, ценностях, опыте. Компетенция не может сводиться только к знаниям, умениям или навыкам, это общая способность личности реализовать себя в определенной ситуации профессиональной направленности. Учёные подчёркивают, что не следует отождествлять понятия «компетенция» и «умение». Умение - выполнение действия (дела, задачи) с надлежащим качеством. Умение рассматривается как применение полученных знаний в жизни. Фактически, умение - это проявление компетенции. Однако, умения можно наблюдать, они поддаются диагностике, а компетенции -это характеристики, которые можно извлекать из наблюдений за выполняемыми действиями, за умениями. Следовательно, реализация компетенций в действии - это умения. Таким образом, компетенция является детерминантой умений и действий.

Е.А. Полякова [3, с. 32 - 33] пишет, что при формировании профессиональных компетенций у будущего специалиста осуществляется опора не на наличие научных знаний, а на способность решать производственные задачи и осуществлять производственную деятельность в рамках стандарта. Мы не можем

согласиться с мнением автора, поскольку считаем, что любая деятельность опирается на полученные знания, и эта деятельность не может быть продуктивной, если нет полученной «зна-ниевой» (теоретической) базы. Система «я знаю - я делаю» не может быть разорвана.

По мнению И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина и Е.Н. Шиянова при определении понятия «компетенция» необходимо рассматривать единство теоретической и практической подготовки обучающегося к реализации профессиональной деятельности, что и будет демонстрировать «профессионализм». Однако авторы не отождествляют понятия «компетентность» и «профессионализм». Содержательный аспект подготовки молодого профессионала ученые представляют в квалификационной характеристике, которая представляет собой «нормативную модель компетентности», отражающую знания, умения и навыки, полученные за время обучения. Квалификационная характеристика, по мнению авторов, является сводом общих требований к выпускнику на теоретическом и практическом уровнях.

Профессор В.В. Сериков также определяет компетентность выпускника через его квалификацию (квалификационную характеристику), и предлагает рассматривать профессиональную компетентность через призму понятия «образованность». Образованность, в свою очередь, В.В. Сериков представляет, как синтез знаний и опыта их применения в профессиональной деятельности.

Способы формирования профессиональных компетенций различны и зависят от непосредственного направления подготовки обучающихся (будущий учитель, инженер, врач, юрист и т.п.).

Ряд авторов (Ж.Е. Ермолаева, И.Н. Герасимова, Т.С. Удар-цева, Г.Д. Жаксыбаева, И.М. Тарасова, С.Н. Девяткина, Т.А. Матвеева, Т.В. Рихтер и др.) отмечают, что формирование профессиональных компетенций необходимо осуществлять интерактивными средствами обучения. В тоже время, анализ литературы (В.М. Гребенникова, Е.В. Барышникова, Е.В. Попова и др.) показал, что формирование профессиональных компе-

Библиографический список

тенций возможно и на основе традиционных форм организации учебного процесса. Авторы Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколо-ва Л.З. [4] указывают, что эффективное освоение профессиональных компетенций возможно при интеграции различных дисциплин. Тем не менее, все авторы отмечают, что процесс освоения компетенций должен стать более практико-ориентиро-ванным, нацеленным на самостоятельную деятельность обучающихся [5 и др.].

Оптимизация процесса формирования профессиональных компетенций зависит от полноты реализации следующих групп условий: мотивационная группа, организационная и методическая.

Мотивационная группа условий включает: позитивная мотивация к учению, потребность в саморазвитии и профессиональном развитии. Мотивационная группа опирается на деятельност-ный подход в обучении.

Организационная группа включает: достаточная материально-техническая база для формирования профессиональных компетенций, структурирование содержание дисциплин профессионального цикла учебного плана, согласование программ дисциплин профессионального цикла с работодателями, участие представителей профессии (специалистов практиков) в учебном процессе.

Методическая группа объединяет: наличие полного методического комплекса в обеспечении дисциплин профессионального цикла, интеграция активных и традиционных методов обучения, расширение использования метода кейс-технологий, обеспечение контролируемой самостоятельной работы студентов.

Таким образом, анализ литературы показал, что активно идут исследования по операционализации понятия «компетенция», однако единого понимания этого термина еще нет. А, следовательно, еще нет и единого содержательного наполнения учебных дисциплин, призванных формировать профессиональные компетенции. Нами высказаны некоторые условия, которые могут оптимизировать данный процесс.

1. Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста. Вестник Академии права и управления. 2016; 43: 125 - 131.

2. Шаронов Ш., Умарова М. Формирование профессиональной компетенции будущих учителей как педагогическая проблема. Учёные записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2012; 1 (29): 156 - 161.

3. Полякова Е.А. Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки. Среднее профессиональное образование. 2012; 11: 32 - 33.

4. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формирование профессиональных компетенций юриста-международника на основе межпредметной интеграции. Концепт. 2014; 2: 46 - 50.

5. Саенко Л. А. Формирование образа педагога-профессионала в вузе. Корпоративный и персональный имидж в дискурсе межкультурных и социальных коммуникаций: материалы первой Международной конференции. Под научной редакцией проф. Е.А. Петровой. 2014: 193 - 196.

References

1. Saenko L.A., Bobryshov S.V. Metodologicheskaya ocenka kompetentnostnogo podhoda v podgotovke specialista. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2016; 43: 125 - 131.

2. Sharonov Sh., Umarova M. Formirovanie professional'noj kompetencii buduschih uchitelej kak pedagogicheskaya problema. Uchenye zapiskiHudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki. 2012; 1 (29): 156 - 161.

3. Polyakova E.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti studentov v processe professional'noj podgotovki. Srednee professional'noe obrazovanie. 2012; 11: 32 - 33.

4. Lunev A. N., Pugacheva N. B., Stukolova L. Z. Formirovanie professional'nyh kompetencij yurista-mezhdunarodnika na osnove mezhpredmetnoj integracii. Koncept. 2014; 2: 46 - 50.

5. Saenko L. A. Formirovanie obraza pedagoga-professionala v vuze. Korporativnyjipersonal'nyjimidzh vdiskurse mezhkul'turnyh isocial'nyh kommunikacij: materialy pervoj Mezhdunarodnoj konferencii. Pod nauchnoj redakciej prof. E.A. Petrovoj. 2014: 193 - 196.

Статья поступила в редакцию 15.03.17

УДК 378

Dzhahbarov M.A., Director, Center for Educational Institutions Located in the Transhumance Zones (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL COMPETENCE OF SCHOOL TEACHERS: A STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL. The article observes changes in educational practice happening under the influence of introduction of the competence term in the pedagogy active thesaurus. The author's definition of professional competence of a school teacher is proved and introduced. The work offers structure of this professional competence including basic and key competences. The model of professional competence of teachers needs to overcome stereotypes in teacher training and determine the direction of their continuous professional development. The researcher describes a model of professional competence of teachers that can be used as a basis for model design of training programs, professional retraining, advanced training of pedagogical personnel at any stage of professiogenesis.

Key words: school teacher, model of a teacher, competence, professional competence, basic and core competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.