Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова И. С., Адигамова Э. Б.

Проблема формирования правосознания исследуется авторами в контексте социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Ориентация на принципы гуманизации обусловили объективную потребность в формировании нравственных и правовых представлений детей дошкольного возраста для формирования социального поведения. Выявлены пробелы в психолого-педагогических методах и технологиях, необходимо расширить педагогическое содержание и критериальный инструментарий. Цель статьи: выявить уровень, компоненты и структуру правосознания у детей старшего дошкольного возраста и на этой основе разработать модель формирования правосознания в условиях дошкольной образовательной организации. Авторами представлены основные компоненты правосознания, их эмпирические показатели и функции с опорой на особенности детей дошкольного возраста. Разработана модель формирования правосознания у детей дошкольного возраста как системная организация заявленного психолого-педагогического процесса с циклической оценкой результативности. Статья будет полезна педагогам, исследователям, работникам дошкольного образования, родителям детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнова И. С., Адигамова Э. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION MODEL LEGAL CONSCIOUSNESS IN SENIOR PRESCHOOLERS

The problem of the formation of legal consciousness is studied by the authors in the context of the social and personal development of preschool children. Orientation to the principles of humanization caused an objective need for the formation of moral and legal representations of preschool children for the formation of social behavior. Gaps in psychological and pedagogical methods and technologies have been identified, it is necessary to expand the pedagogical content and criteria tools. The purpose of the article is to identify the level, components and structure of legal awareness in older preschool children and, on this basis, to develop a model for the formation of legal awareness in the conditions of a preschool educational organization. The authors present the main components of legal awareness, their empirical indicators and functions based on the characteristics of preschool children. A model of the formation of legal awareness in preschool children as a systematic organization of the declared psychological and pedagogical process with a cyclic assessment of effectiveness is developed. The article will be useful for teachers, researchers, preschool education workers, parents of preschool children.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9.072.43

Модель формирования правосознания у старших дошкольников

Fformation model legal consciousness in senior preschoolers

Бубнова И.С., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», тпа2-ЬиЬпоуа@,уапёвх. ги

Адигамова Э.Б., Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, [email protected]

Bubnova I., Kuban State University, [email protected]

Adigamova E., Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev, [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.033

Ключевые слова: правосознание, компоненты правосознания, эмпирические показатели правосознания, дети дошкольного возраста, критерии сформированности правосознания, модель.

Keywords: legal consciousness, components of legal consciousness, empirical indicators of legal consciousness, preschool children, criteria for the formation of legal consciousness, model.

Аннотация. Проблема формирования правосознания исследуется авторами в контексте социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Ориентация на принципы гуманизации обусловили объективную потребность в формировании нравственных и правовых представлений детей дошкольного возраста для формирования социального поведения. Выявлены пробелы в психолого-педагогических методах и технологиях, необходимо расширить педагогическое содержание и критериальный инструментарий. Цель статьи: выявить уровень, компоненты и структуру правосознания у детей старшего дошкольного возраста и на этой основе разработать модель формирования правосознания в условиях дошкольной образовательной организации. Авторами представлены основные компоненты правосознания, их эмпирические показатели и функции с опорой на особенности детей дошкольного возраста. Разработана модель формирования правосознания у детей дошкольного возраста как системная организация заявленного психолого-педагогического процесса с циклической оценкой результативности.

Статья будет полезна педагогам, исследователям, работникам дошкольного образования, родителям детей дошкольного возраста.

Abstract. The problem of the formation of legal consciousness is studied by the authors in the context of the social and personal development ofpreschool children. Orientation to the principles of humanization caused an objective need for the formation of moral and legal representations ofpreschool children for the formation of social behavior. Gaps in psychological and pedagogical methods and technologies have been identified, it is necessary to expand the pedagogical content and criteria tools. The purpose of the article is to identify the level, components and structure of legal awareness in older preschool children and, on this basis, to develop a model for the formation of legal awareness in the conditions of a preschool educational organization. The authors present the main components of legal awareness, their empirical indicators and functions based on the characteristics ofpreschool children. A model of the formation of legal awareness in preschool children as a systematic organization of the declared psychological and pedagogical process with a cyclic assessment of effectiveness is developed.

The article will be useful for teachers, researchers, preschool education workers, parents ofpreschool children.

Введение. Современные изменения в формировании нравственных и правовых

социальной жизни общества, а представлений, начиная с дошкольного возраста. именно - воспитание нового поколения в духе Характерными чертами общества стали

общечеловеческих ценностей и идеалов мира, негативные тенденции: «размывание и устранение

переориентация на принципы гуманизации из жизненных установок общественно-значимых

обусловили объективную потребность в личностных норм и ценностей, что приводит к

росту правонарушений, появлению элементов

асоциального поведения подрастающего поколения, суицидов» [2]. Как отмечает А. И. Сорокина, проблема развития правосознания «представляет важнейшую область психологии, так как оно влияет на восприятие права, преобразование нормативных указаний в социальное поведение») [13].

Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правосознания выделяется несколько подходов:

- «правосознание ... как сфера духовного отражения всей правовой действительности» [7];

- «права человека как . общечеловеческая ценность» [1].

Очевидно, что правосознание необходимо формировать, то есть организовать деятельность специального вида с учетом возрастной специфики [3]. Этот процесс является частью социализации как процесса «присвоения индивидом норм и ценностей, в том числе правового порядка» [5]. Предпосылками решения данной проблемы являются положения, разрабатываемые педагогической психологией и психологией личности в рамках представлений о формировании и развитии личности ребенка и подростка [10].

Сходимость личностного и социального в правосознании образуют систему представлений прав и обязанностей, нормативного поведения. Мы полагаем, что правосознание - знание, осознание, отношение, восприятие, отражение законодательно закрепленных норм деятельности, проявляющихся в поведении. С позиций педагогической психологии, правосознание выступает интеллектуальным видом деятельности с опорой на когнитивные возможности индивида по «обработке» правил, законов, норм и рефлексией поведения.

Цель статьи: выявить уровень, компоненты и структуру правосознания у детей старшего дошкольного возраста и на этой основе разработать модель формирования правосознания в условиях дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Взрослые - родители, воспитатели для дошкольника являются носителями определенных ценностных ориентаций [8]. Однако сам процесс принятия ребенком правовых норм и ценностей является достаточно сложным и трудно формализуемым, поскольку глубоко индивидуален и опирается на когнитивные особенности личности. Опираясь на выделенные Т.В. Есиковой критерии проявления правовых представлений у дошкольников и младших школьников: «чувственно-правовой критерий (оценочный); интеллектуально-

правовой критерий (когнитивный);

деятельностно-правовой критерий

(поведенческий); личностно-правовой критерий» [10] можно сделать вывод о том, что в структуру правосознания входят четыре основных типа оценочных отношений: отношения к праву (его принципам, институтам и нормам); оценочные отношения к правовому поведению людей; к правоохранительным органам и их деятельности; к собственному правовому поведению (правовая самооценка).

Обобщая результаты исследований [4; 15], можно выделить следующие критерии эффективности процесса формирования правосознания у детей старшего дошкольного возраста являются:

- наличие системных представлений о личных, гражданских, социальных и культурных правах человека сообразно возрасту;

- проявление ребенком уважения к праву и создаваемым им правилам, четкое понимание нравственно-правовых ценностей общества;

- реализация разнообразных моделей правового поведения и его рефлексия, неприятие асоциальных действий в отношении к другим субъектам и объектам.

Соответственно, мы выделяем три основных компонента правосознания: интеллектуальный (как знания и умения); эмоциональный (как оценочные суждения), волевой (как поведение) и полагаем, что они могут быть выражены на трех уровнях - низком, среднем и высоком.

Настоящее исследование проводилось в течение в течение 2019-2020 гг. на базах дошкольных образовательных организаций Краснодарского края. Психолого-педагогическим обследованием было охвачено 1200 детей дошкольного возраста.

С целью определения уровня, компонентов и структуры правосознания у детей старшего дошкольного возраста применялись

адаптированные методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной: опрос детей на тему «Права ребенка» и тест «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Результаты. Данные, полученные в ходе проведения опроса детей на тему «Права ребенка» и теста «Что такое хорошо, что такое плохо?» позволили выделить три уровня сформированности правосознания у детей, а также распределить дошкольников на контрольную и экспериментальную группы. Каждому ребенку контрольной и экспериментальной группы был присвоен уровень сформированности правосознания. Общий уровень

сформированности правосознания был присвоен

по результатам выполнения двух заданий и трактовался в пользу ребенка, в соответствии с ключом.

По итогам двух поведенных заданий мы получили следующие данные. Так, в контрольной группе детей:

- высокий уровень сформированности правосознания был диагностирован у 7% дошкольников;

- средний уровень сформированности правосознания был выявлен у 21% ребят;

- низкий уровень сформированности правосознания был обнаружен у 71% воспитанников.

Графически распределение по уровням контрольной группы детей представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. - Уровни сформированности правосознания у старших дошкольников в контрольной группе, %

Из рисунка 1 видно, что большая часть детей в контрольной группе имеют низкий уровень сформированности правосознания.

В экспериментальной группе детей были получены следующие данные: высокий уровень сформированности правосознания был установлен у 7% детей; средний уровень

сформированности правосознания был выявлен у 29% испытуемых; низкий уровень сформированности правосознания был диагностирован у 64% детей.

Графически распределение по уровням экспериментальной группы детей представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. - Уровни сформированности правосознания у старших дошкольников в экспериментальной группе, %

Из рисунка 2 видно, что большая часть детей в экспериментальной группе также имеют низкий уровень сформированности правосознания.

Низкий уровень сформированности правосознания выявлен у 68% детей от общего числа исследуемых. Низкий уровень сформированности правосознания

свидетельствует о том, что интеллектуальный компонент правосознания у дошкольников не сформирован - отсутствуют знания о своих правах и обязанностях, нет понимания социально одобряемых правил поведения. Не выработан эмоциональный компонент правосознания - дети не анализируют и не оценивают происходящие вокруг них события социальной действительности, не осознают нравственно -правовые ценности общества. Не развит волевой компонент правосознания - дошкольники не способны проявлять активность в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, не соблюдают запреты и не исполняют обязанности.

Средний уровень сформированности правосознания был диагностирован у 25% опрошенных от общего числа исследуемых, это свидетельствует, что интеллектуальный компонент правосознания характеризуется не достаточными знаниями детей о своих правах и обязанностях, не четким пониманием социально одобряемых правил поведения. Эмоциональный компонент проявляется неспособностью оценивать свои и чужие поступки самостоятельно. Волевой компонент - это достаточно редкое проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, соблюдение запретов и исполнение обязанностей не стабильное.

Высокий уровень сформированности правосознания (сформирован только у 7% всех опрошенных) свидетельствует об элементарных знаниях детей о своих правах и обязанностях, понимании социально одобряемых правил поведения, то есть сформированностью

интеллектуального компонента. Эмоциональный компонент характеризуется ценностным восприятии правил поведения, адекватной оценки своих и чужих поступков. Волевой компонент проявляется активностью в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения,

соблюдением запретов.

Поэтому, ориентируясь на требования «Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования» о гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, формирования общей культуры личности детей, в том числе развитие социальных, нравственных,

эстетических и других качеств, свободного развития личности в современном обществе и государстве, положительном отношении к себе и другим, с детьми необходимо проводить работу по повышению уровня правовой культуры и формированию правосознания.

Исследования, проведенные в дошкольных образовательных организациях в рамках констатирующего эксперимента, направленные на установление уровня сформированности правосознания у старших дошкольников показывают, что родители детей, при невысоком уровне правовой культуры, проявляют заинтересованность в получении детьми правовых знаний.

Большинство воспитателей считают целесообразным начинать правовое воспитание в детском саду и указывают на ряд проблем в организации этого процесса [11]. Необходимость проведения мероприятий по формированию правосознания в дошкольном образовательном учреждении подтверждается также низким уровнем сформированности правосознания детей.

С целью формирования правосознания у детей старшего дошкольного возраста нами разработана модель становления правосознания в условиях дошкольной образовательной организации, см. рисунок 3.

Цель: сформировать структурные компоненты правосознания и их эмпирические показатели у

старших дошкольников

Рисунок 3. -Модель формирования правосознания у детей дошкольного возраста

Подчеркнем, что проведенное исследование родители большей частью высказываются за

показало, что у подавляющего большинства организацию правового воспитания детей в

дошкольников выявлен низкий уровень дошкольном учреждении. Исходя из этого, модель

сформированности правосознания, при этом формирования правосознания в условиях

244

дошкольной образовательной организации должна основываться на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями [14], и создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников процесса по данному вопросу [6].

После проведения всех запланированных мероприятий, направленных на формирование правосознания у детей подготовительной к школе группы, с целью определения эффективности проведенной работы и уровня развития правовых знаний у детей, была проведена процедура ретестирования.

Высокий уровень сформированности правосознания был выявлен у 7% детей в контрольной группе; средний уровень сформированности правосознания был диагностирован у 29% дошкольников в контрольной группе; низкий уровень сформированности правосознания был обнаружен у 64% воспитанников.

Сравнительный анализ полученных данных в контрольной группе на 1 этапе и на 2 этапе исследования, графически представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. - Уровни сформированности правосознания в контрольной группе детей на констатирующем

(слева) и контрольном этапе (справа) эксперимента, %

В экспериментальной группе дошкольников были получены следующие данные после внедрения педагогической модели, направленной на формирование правосознания: высокий уровень сформированности правосознания был диагностирован у 21% участников эксперимента; средний уровень сформированности

правосознания был обнаружен у 58% детей; низкий уровень - у 21% дошкольников.

Графически сравнительный анализ полученных данных в экспериментальной группе детей на 1 этапе и на 2 этапе исследования показан на рисунке 5.

Рисунок 5. - Уровни сформированности правосознания в экспериментальной группе детей до (слева) и после

(справа) проведения формирующего эксперимента, %

Сравнительный анализ показателей первого и второго этапа исследования наглядно демонстрирует, что уровень правосознания детей напрямую зависит от проводимых с ними специально организованных занятий.

Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной групп на 1 этапе и на 2 этапе исследования, мы можем видеть, что в контрольной группе показатели изменились в ничтожной степени: снижение низкого уровня на 7% и повышение среднего уровня сформированности правосознания на 7%, что объясняется общим развитием дошкольников.

В экспериментальной группе мы наблюдаем снижение по низкому уровню на 43%, повышение по среднему уровню на 29% и по высокому уровню на 14%, то есть на лицо положительная динамика после проведения формирующего эксперимента.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что после проведения серии занятий с целью повышения уровня правосознания

наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем правовых знаний, данные диагностики показывают эффективность проведенной работы. Представленная в статье модель может служить основанием проектирования процесса формирования правосознания у дошкольников в дошкольной образовательной организации с учетом имеющихся ресурсов и условий образовательной деятельности.

Подводя итоги о проделанной работе, можно констатировать, что для успешного решения проблемы формирования правосознания у старших дошкольников, необходимо определить критерии и уровни сформированности правосознания, разработать на их основе программу по формированию правосознания, обеспечить достаточный уровень готовности педагогов и родителей к формированию правосознания детей.

1. Борисова Е.К. Функции правосознания / Е.К. Борисова // Вестник науки и образования. - 2019. - № 24/3(78). - С. 54-56.

2. Бубнова И.С. Особенности гендерной идентичности у подростков девиантного поведения / И.С. Бубнова // Казанский педагогический журнал. -Казань. - 2017. - № 2. - С. 166-169.

3. Бубнова И.С., Терещенко А.Г. К вопросу о патриотическом воспитании дошкольников из семей группы «риска» / И.С. Бубнова, А.Г. Терещенко // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1. - С. 137-139.

4. Бунегина В.А. Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста: сборник / В.А. Бунегина // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами / Материалы Международного педагогического форума. - 2017. - С. 134-137.

5. Гулевич О.А. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор: учебное пособие / О.А. Гулевич. - М.: Международное общество им. Л.С.Выготского, 2003. - 270 с.

6. Гуменюк М.Н. Правовое воспитание детей дошкольного возраста: сборник / М.Н. Гуменюк // Научное и образовательное пространство: перспективы развития / Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 12-15.

7. Дронжек Н.В. Историческая ретроспектива правового воспитания детей дошкольного возраста / Н.В. Дронжек // Инновационные педагогические технологии / Материалы VI Международной научной конференции. - Казань: Бук, 2017. - С. 25-28.

8. Дронжек Н.В. Роль семьи в правовом

воспитании дошкольников: сборник статей / Н.В. Дронжек // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации / Иатериалы XXII Междунар. научно-практ. конф.; отв. ред. Г.Ю. Гуляев.

- Пенза, 2018. - С. 156-158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Дубинина Д.А. Педагогические аспекты правового воспитания детей старшего дошкольного возраста / Д.А. Дубинина // Вестник института развития детей. - 2011. - № 10. - С. 54-67.

10. Есикова Т.В. Психологическое исследование правосознания в детском возрасте / Т.В. Есикова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - С. 160-165.

11. Навазова Т.Г., Бубнова И.С. Роль и место социально-психологической готовности к инновациям в системе профессионального роста педагога / Т.Г. Навазова, И.С. Бубнова, О.Б. Пирожкова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2019.

- № 6(137). - С. 122-133.

12. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации; под ред. В.М. Сапогова. - Псков: ПОИПКРО, 2008. - 159 с.

13. Сорокина А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте / А.И. Сорокина. -М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2008. - 350 с.

14. Чабдаров И.М. Становление социально-правовых основ у детей старшего дошкольного возраста: траектория развития / И.М. Чабдаров // Вестник ЧГПУ. - 2010. - № 3. - С. 176-182.

15. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: пособие для учителя / З.К. Шнекендорф. - М., 2007. - 307 с.

References:

1. Borisova E.K. Functions of sense of justice / E.K. Borisova // Bulletin of Science and Education. - 2019. - № 24/3 (78). - S. 54-56.

2. Bubnova I.S. Features of gender identity in adolescents with deviant behavior / I.S. Bubnova // Kazan Pedagogical Journal. - Kazan. - 2017. - № 2. - S. 166-169.

3. Bubnova I.S., Tereshchenko A.G. On the issue of patriotic education of preschoolers from families of the "risk" group / I.S. Bubnova, A.G. Tereshchenko // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 1. - P. 137-139.

4. Bunegina V.A. Legal education of children of senior preschool age: collection / V.A. Bunegina // Pedagogical space: training, development, talent management / Materials ofthe International Pedagogical Forum. - 2017. - S. 134-137.

5. Gulevich O.A. Legal awareness and legal socialization. Analytical review: textbook / O.A. Gulevich. -M.: International Society. L.S.Vygotsky, 2003. - 270 p.

6. Gumenyuk M.N. Legal education of preschool children: collection / M.N. Gumenyuk // Scientific and educational space: development prospects / Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. -2019. - S. 12-15.

7. Dronzhek N.V. Historical retrospective of legal education of preschool children / N.V. Dronzhek // Innovative pedagogical technologies / Materials of the VI International Scientific Conference. - Kazan: Buk, 2017. - S. 25-28.

8. Dronzhek N.V. The role of the family in the legal education of preschoolers: a collection of articles / N.V.

Dronzhek // Modern education: topical issues, achievements and innovations / Materials of the XXII Intern. scientific and practical. conf.; otv. ed. G.Yu. Gulyaev. - Penza, 2018. - S. 156-158.

9. Dubinina D.A. Pedagogical aspects of legal education of senior preschool children / D.A. Dubinina // Bulletin of the Institute for Child Development. - 2011. - № 10. - S. 5467.

10. Esikova T.V. Psychological study of legal awareness in childhood / T.V. Esikova // Pedagogical education in Russia. - 2011. - № 4. - C. 160-165.

11. Navazova T.G., Bubnova I.S. The role and place of socio-psychological readiness for innovations in the system of professional growth of a teacher / T.G. Navazova, I.S. Bubnova, O.B. Pirozhkova, L.A. Shibankova // Kazan Pedagogical Journal. - 2019. - № 6(137). - S. 122-133.

12. Legal education in kindergarten: program and guidelines; ed. V.M. Sapogov. - Pskov: POIPKRO, 2008. -159 p.

13. Sorokina A.I. Psychological study of conflict in childhood / A.I. Sorokin. - M.: Humanit. ed. center Vlados, 2008. - 350 p.

14. Chabdarov I.M. Formation of social and legal foundations in children of senior preschool age: trajectory of development / I.M. Chabdarov // Bulletin of the ChSPU. -2010. - № 3. - S. 176-182.

15. Schneckendorf Z.K. Younger students on the rights of the child: a guide for teachers / Z.K. Schneckendorf. - M., 2007. - 307 p.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах:

Бубнова Ирина Сергеевна (Краснодар, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», e-mail: [email protected]

Адигамова Эльмира Борисовна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры Теоретической и прикладной механики и математики Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.