УДК 378
Ф.М. Алипханова МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье разработана модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка в личностно-ориентированной среде вуза, которая представлена следующими блоками: ориентировочно-целевым, содержательно-функциональным, тех-нолого-методическим и итогово-результативным.
Ключевые слова: модель, моделирование, познавательная активность, будущий учитель английского языка, личностно-ориентированная среда вуза.
Farida Aliphanova MODEL OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY
OF FUTURE TEACHERS OF ENGLISH
Abstract. We develop a model of formation of cognitive activity of the future English teachers in student-centered environment of the university, which is represented by the following units: orienting-targeted, content-functional, technological and methodological and оutcome-score. Keywords: model, modeling, cognitive activity, future English teacher, student-oriented environment of the university.
Метод моделирования не является инновационным в современной педагогической науке, он давно и широко используется при моделировании определенных явлений и процессов, поскольку является наиболее удобным для исследования сложных многомерных объектов, процессов, явлений. Моделирование - это метод исследования предмета через построение его модели [3]. Процесс моделирования осуществляется с определенной целью и заключается в виртуальном (или реальном) построении «макета», плана опытной работы исследователя.
Слово «модель» многоаспектно и употребляется в различных сферах человеческой деятельности и поэтому трактуется в разных смысловых значениях. К примеру, О.М. Замятина под моделью понимает «некий материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале» [2, с. 40-41]. Другой ученый под моделью понимает «объект или описание объекта, системы для замещения (при определенных условиях, предложениях, гипотезах) одной системы (т.е. оригинала) другой системой для лучшего изучения оригинала или воспроизведения каких-либо его свойств» [1, с. 24].
Моделирование процесса формирования познавательной активности (ПА) у будущих учителей английского языка в личностно-ориентированной образовательной среде вуза ориентировано на формирование у студентов профессионально значимых качеств, знаний, умений, позволяющих им эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Исследуя модель процесса формирования познавательной активности учащихся студенческого возраста в личностно-ориентированной среде, нужно помнить, что решение данной проблемы невозможно без учета психофизиологических особенностей данной возрастной категории, которые влияют на формирование познавательной активности. Вопросы исследования учета психофизиологических особенностей студентов исследовались в работах отечественных (А.Г. Асмолов, A.A. Деркач, И.А. Зимняя, И.С. Мансуров, Б.Д. Пары-гин, В.И. Слободчиков и др.) и зарубежных ученых (А. Маслоу, Д. Майерс, Ж. Пиаже и др.). Нельзя не согласиться с А.И. Петровским, который анализирует процесс становления личности в макросреде через понятия адаптации, индивидуализации и интеграции [4]. А.И. Петровский отмечает, что формирование личности - это процесс постепенного вступления человека в социальную среду. Первый этап - адаптация - усвоение личностью действующих в социальной среде норм и ценностей. Второй
© Алипханова Ф.М., 2014
этап - индивидуализация, которая рассматривается как поиск личностью способов, способствующих самоутверждению в среде. Последним этапом формирования и развития личности является интеграция, предполагающая позитивную оценку средой индивидуальных особенностей студенческого возраста.
Несмотря на имеющийся материал, к настоящему времени недостаточно разработаны теоретические основы моделирования процесса формирования познавательной активности будущего учителя английского языка в личностно-ориентированной среде. Разработанная нами модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка представлена следующими блоками.
1. Ориентировочно-целевой блок. Сущность и содержание познавательной активности, ее механизмы и методы; установка на формирование способности к поиску новых форм, методов самообразования и самовоспитания, переход обучения к развитию творческих способностей с опорой на самостоятельную работу; положительные результаты в достижении обучения иностранному языку, творчество в профессии; система целенаправленных воздействий, которые вызывают качественные изменения в тех или иных характеристиках активности.
2. Содержательно-функциональный блок. Разработка основных направлений содержания и функций педагогического обеспечения субъектно-развивающей направленности будущих учителей иностранного языка; обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в вузе: содержание обучения студентов на каждом профессиональном этапе, методы обучения, а также комплекс форм и средств обучения.
3. Технолого-методический блок. Обеспечение внедрения проверенных на практике традиционных образовательно-воспитательных технологий, задающих высокий уровень познавательной активности, развития и саморазвития будущего учителя: проблемно-деловые игры, коллективные способы обучения, сотрудничество, метод проектов, проблемное обучение, программируемое обучение, интеграция, компьютерные технологии, блочно-модульное обучение, развивающее обучение, коррекционно-развивающее обучение, опережающее обучение, «портфолио достижений обучаемых», соревнования профессиональной направленности, тренинги; разработан и внедрен дидактический потенциал реализации модели процесса формирования познавательной активности будущего учителя иностранного языка технологии проектной деятельности: «Проблемы окружающей среды республики Дагестан» - «Help save the planet», «Путешествие молодой студенческой пары по Британии» -«BBC Essential English Guide to Britain», включающий модули: «Family Album, Britain», «Follow me» и «Everyday conversation in English»; электронные источники: «Oxford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству», «Macmillan English Dictionary и Macmillan Essential Dictionary» и т.д.; индивидуальные проекты «Молодежь и музыка»; «Я и мои друзья»; «Наш летний студенческий межнациональный лагерь», «Я, ты, он, она - вместе целая страна!».
4. Итогово-результативный блок. Разработка критериев и показателей, диагностического аппарата результатов опытно-экспериментального исследования; оценка результата проведенной опытно-экспериментального исследования, диагностика и методы коррекции результатов, что обеспечило эффективность процесса формирования познавательной активности в условиях личностно-ориентированной среды (см. рис.); способы - личностный, сопоставительный, нормативный.
Ориентировочно-целевой блок: понимание студенто м сущности и содержания познавательной активности, ее механизмов и методов; установка на формирование способности к поиску новых форм, методов самообразования и самовоспитания, переход обучения к развитию творческих способностей с опорой на само-стоятель ную работу; понимание сущности и содержания процесса формирования ПА как многоступенчатого процесса
Содержательно-функциональный блок: направления содержания, функции педагогического обеспечения субъектно-развивающей направленности, обеспечение методов сопровождения образовательного процесса, содержание обучения на каждом профессиональном этапе, методы обучения, комплекс форм и средств обучения содержание обучения системных, логично выстроенных научных знаний как общекультурного, так и профессионального характера
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА ВУЗА
Технолого-методический блок: внедрение технологий владения изучаемым языком в его литературной технологии, владения методами филологического анализа, выразительного чтения; проблемно-деловые игры, коллективные способы обучения, сотрудничество, метод проектов, проблемное обучение , программируемое обучение, интеграция, компьютерные технологии, блочно-модульное обучение, развивающее обучение, коррекционно-развивающее обучение, опережающее обучение, «портфолио достижений обучаемых»
Итогово-результативный: оценка, диагностика и методы коррекции результатов; способы оценивания результатов - личностный, сопоставительный, нормативный, различные виды оценочных действий, оценка деятельности одногруппников, самооценка, рефлексивная оценка, коллективная оценка; критерии, показатели и уровни
Этапы реализации модели: констатирующий, формирующий, итоговый
1
Принципы: соответствие цели и организации деятельности; интенсивность воспитания и самовоспитания; активность и креативность и т.д.
Организационно-педагогические условия: виды деятельности студентов (обучение, общение, ученье, труд, игра, практика); виды деятельности педагогов вуза (элективные курсы, спецкурсы, просвещение во внеаудиторных занятиях, руководство познавательной деятельностью студентов; студенческий коллектив как воспитывающая микросреда
Рис. Модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка
в личностно-ориентированной среде вуза
Положительным итогом реализации разработанной модели является формирование у будущего учителя английского языка высокого уровня познавательной активности: будущий учитель демонстрирует глубокие знания в области английского языка в его литературной форме, имеет широкое представление о его социально-территориальном варьировании; показывает глубокие знания истории, современного состояния и тенденций развития английского языка, имеет широкий кругозор и познания в теоретических основах лингвистического учения, в английском тексте и дискурсе; проявляет высокую энергичность и действенность в формировании системы основных, а также дополнительных знаний и умений, способов действия, которыми необходимо овладеть для осуществления профессиональной деятельности. Студент, находящийся на высоком уровне сформированности преобразовательной, самостоятельной деятельности, демонстрирует высокую потребность и стимулы, побуждающие его к активной деятельности по овладению профессии; у студента сформирована твердая личностная мотивационная сфера, основными составляющими которой являются потребности, интерес, мотивы и цели. Полученные итоги в формировании познавательной активности будущего учителя английского языка проявляются в различных видах педагогической деятельности: педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность, обучающая сфера, коллективная проектная деятельность, волонтерская деятельность (обучение детей в детских домах и интернатах иностранному языку) и др. Таким образом, познавательная активность личности студента формируется в деятельности творческого характера, самостоятельности, инициативности, эмоциональности, мотивации на различных уровнях. В зависимости от того, насколько эта деятельность значима лично для студента, необходимо учитывать результаты познавательной, творческой деятельности, личностную значимость выполняемой деятельности.
Библиографический список
1. Блейхер В.М. Патопсихологическая диагностика / В.М. Блейхер [и др.]. - Киев: Здоровье, 1986.
2. Кленина Л.И. Совершенствование профессионализма инженеров энергетиков в системе дополнительного профессионального образования: дисс. ... д-р. пед. наук. - М., 2012.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Словарь от П до Я. / Л.В. Мардахаев. - М.: Перспектива, 2011.
4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Факел, 1996.