Научная статья на тему 'Модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка'

Модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Фарида Мурадовна

В статье разработана модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка в личностно-ориентированной среде вуза, которая представлена следующими блоками: ориентировочно-целевым, содержательно-функциональным, технолого-методическим и итогово-результативным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS OF ENGLISH

We develop a model of formation of cognitive activity of the future English teachers in student-centered environment of the university, which is represented by the following units: orienting-targeted, content-functional, technological and methodological and оutcome-score.

Текст научной работы на тему «Модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка»

УДК 378

Ф.М. Алипханова МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье разработана модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка в личностно-ориентированной среде вуза, которая представлена следующими блоками: ориентировочно-целевым, содержательно-функциональным, тех-нолого-методическим и итогово-результативным.

Ключевые слова: модель, моделирование, познавательная активность, будущий учитель английского языка, личностно-ориентированная среда вуза.

Farida Aliphanova MODEL OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY

OF FUTURE TEACHERS OF ENGLISH

Abstract. We develop a model of formation of cognitive activity of the future English teachers in student-centered environment of the university, which is represented by the following units: orienting-targeted, content-functional, technological and methodological and оutcome-score. Keywords: model, modeling, cognitive activity, future English teacher, student-oriented environment of the university.

Метод моделирования не является инновационным в современной педагогической науке, он давно и широко используется при моделировании определенных явлений и процессов, поскольку является наиболее удобным для исследования сложных многомерных объектов, процессов, явлений. Моделирование - это метод исследования предмета через построение его модели [3]. Процесс моделирования осуществляется с определенной целью и заключается в виртуальном (или реальном) построении «макета», плана опытной работы исследователя.

Слово «модель» многоаспектно и употребляется в различных сферах человеческой деятельности и поэтому трактуется в разных смысловых значениях. К примеру, О.М. Замятина под моделью понимает «некий материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале» [2, с. 40-41]. Другой ученый под моделью понимает «объект или описание объекта, системы для замещения (при определенных условиях, предложениях, гипотезах) одной системы (т.е. оригинала) другой системой для лучшего изучения оригинала или воспроизведения каких-либо его свойств» [1, с. 24].

Моделирование процесса формирования познавательной активности (ПА) у будущих учителей английского языка в личностно-ориентированной образовательной среде вуза ориентировано на формирование у студентов профессионально значимых качеств, знаний, умений, позволяющих им эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Исследуя модель процесса формирования познавательной активности учащихся студенческого возраста в личностно-ориентированной среде, нужно помнить, что решение данной проблемы невозможно без учета психофизиологических особенностей данной возрастной категории, которые влияют на формирование познавательной активности. Вопросы исследования учета психофизиологических особенностей студентов исследовались в работах отечественных (А.Г. Асмолов, A.A. Деркач, И.А. Зимняя, И.С. Мансуров, Б.Д. Пары-гин, В.И. Слободчиков и др.) и зарубежных ученых (А. Маслоу, Д. Майерс, Ж. Пиаже и др.). Нельзя не согласиться с А.И. Петровским, который анализирует процесс становления личности в макросреде через понятия адаптации, индивидуализации и интеграции [4]. А.И. Петровский отмечает, что формирование личности - это процесс постепенного вступления человека в социальную среду. Первый этап - адаптация - усвоение личностью действующих в социальной среде норм и ценностей. Второй

© Алипханова Ф.М., 2014

этап - индивидуализация, которая рассматривается как поиск личностью способов, способствующих самоутверждению в среде. Последним этапом формирования и развития личности является интеграция, предполагающая позитивную оценку средой индивидуальных особенностей студенческого возраста.

Несмотря на имеющийся материал, к настоящему времени недостаточно разработаны теоретические основы моделирования процесса формирования познавательной активности будущего учителя английского языка в личностно-ориентированной среде. Разработанная нами модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка представлена следующими блоками.

1. Ориентировочно-целевой блок. Сущность и содержание познавательной активности, ее механизмы и методы; установка на формирование способности к поиску новых форм, методов самообразования и самовоспитания, переход обучения к развитию творческих способностей с опорой на самостоятельную работу; положительные результаты в достижении обучения иностранному языку, творчество в профессии; система целенаправленных воздействий, которые вызывают качественные изменения в тех или иных характеристиках активности.

2. Содержательно-функциональный блок. Разработка основных направлений содержания и функций педагогического обеспечения субъектно-развивающей направленности будущих учителей иностранного языка; обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в вузе: содержание обучения студентов на каждом профессиональном этапе, методы обучения, а также комплекс форм и средств обучения.

3. Технолого-методический блок. Обеспечение внедрения проверенных на практике традиционных образовательно-воспитательных технологий, задающих высокий уровень познавательной активности, развития и саморазвития будущего учителя: проблемно-деловые игры, коллективные способы обучения, сотрудничество, метод проектов, проблемное обучение, программируемое обучение, интеграция, компьютерные технологии, блочно-модульное обучение, развивающее обучение, коррекционно-развивающее обучение, опережающее обучение, «портфолио достижений обучаемых», соревнования профессиональной направленности, тренинги; разработан и внедрен дидактический потенциал реализации модели процесса формирования познавательной активности будущего учителя иностранного языка технологии проектной деятельности: «Проблемы окружающей среды республики Дагестан» - «Help save the planet», «Путешествие молодой студенческой пары по Британии» -«BBC Essential English Guide to Britain», включающий модули: «Family Album, Britain», «Follow me» и «Everyday conversation in English»; электронные источники: «Oxford Platinum» и «Английский. Путь к совершенству», «Macmillan English Dictionary и Macmillan Essential Dictionary» и т.д.; индивидуальные проекты «Молодежь и музыка»; «Я и мои друзья»; «Наш летний студенческий межнациональный лагерь», «Я, ты, он, она - вместе целая страна!».

4. Итогово-результативный блок. Разработка критериев и показателей, диагностического аппарата результатов опытно-экспериментального исследования; оценка результата проведенной опытно-экспериментального исследования, диагностика и методы коррекции результатов, что обеспечило эффективность процесса формирования познавательной активности в условиях личностно-ориентированной среды (см. рис.); способы - личностный, сопоставительный, нормативный.

Ориентировочно-целевой блок: понимание студенто м сущности и содержания познавательной активности, ее механизмов и методов; установка на формирование способности к поиску новых форм, методов самообразования и самовоспитания, переход обучения к развитию творческих способностей с опорой на само-стоятель ную работу; понимание сущности и содержания процесса формирования ПА как многоступенчатого процесса

Содержательно-функциональный блок: направления содержания, функции педагогического обеспечения субъектно-развивающей направленности, обеспечение методов сопровождения образовательного процесса, содержание обучения на каждом профессиональном этапе, методы обучения, комплекс форм и средств обучения содержание обучения системных, логично выстроенных научных знаний как общекультурного, так и профессионального характера

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА ВУЗА

Технолого-методический блок: внедрение технологий владения изучаемым языком в его литературной технологии, владения методами филологического анализа, выразительного чтения; проблемно-деловые игры, коллективные способы обучения, сотрудничество, метод проектов, проблемное обучение , программируемое обучение, интеграция, компьютерные технологии, блочно-модульное обучение, развивающее обучение, коррекционно-развивающее обучение, опережающее обучение, «портфолио достижений обучаемых»

Итогово-результативный: оценка, диагностика и методы коррекции результатов; способы оценивания результатов - личностный, сопоставительный, нормативный, различные виды оценочных действий, оценка деятельности одногруппников, самооценка, рефлексивная оценка, коллективная оценка; критерии, показатели и уровни

Этапы реализации модели: констатирующий, формирующий, итоговый

1

Принципы: соответствие цели и организации деятельности; интенсивность воспитания и самовоспитания; активность и креативность и т.д.

Организационно-педагогические условия: виды деятельности студентов (обучение, общение, ученье, труд, игра, практика); виды деятельности педагогов вуза (элективные курсы, спецкурсы, просвещение во внеаудиторных занятиях, руководство познавательной деятельностью студентов; студенческий коллектив как воспитывающая микросреда

Рис. Модель формирования познавательной активности будущего учителя английского языка

в личностно-ориентированной среде вуза

Положительным итогом реализации разработанной модели является формирование у будущего учителя английского языка высокого уровня познавательной активности: будущий учитель демонстрирует глубокие знания в области английского языка в его литературной форме, имеет широкое представление о его социально-территориальном варьировании; показывает глубокие знания истории, современного состояния и тенденций развития английского языка, имеет широкий кругозор и познания в теоретических основах лингвистического учения, в английском тексте и дискурсе; проявляет высокую энергичность и действенность в формировании системы основных, а также дополнительных знаний и умений, способов действия, которыми необходимо овладеть для осуществления профессиональной деятельности. Студент, находящийся на высоком уровне сформированности преобразовательной, самостоятельной деятельности, демонстрирует высокую потребность и стимулы, побуждающие его к активной деятельности по овладению профессии; у студента сформирована твердая личностная мотивационная сфера, основными составляющими которой являются потребности, интерес, мотивы и цели. Полученные итоги в формировании познавательной активности будущего учителя английского языка проявляются в различных видах педагогической деятельности: педагогическая практика, научно-исследовательская деятельность, обучающая сфера, коллективная проектная деятельность, волонтерская деятельность (обучение детей в детских домах и интернатах иностранному языку) и др. Таким образом, познавательная активность личности студента формируется в деятельности творческого характера, самостоятельности, инициативности, эмоциональности, мотивации на различных уровнях. В зависимости от того, насколько эта деятельность значима лично для студента, необходимо учитывать результаты познавательной, творческой деятельности, личностную значимость выполняемой деятельности.

Библиографический список

1. Блейхер В.М. Патопсихологическая диагностика / В.М. Блейхер [и др.]. - Киев: Здоровье, 1986.

2. Кленина Л.И. Совершенствование профессионализма инженеров энергетиков в системе дополнительного профессионального образования: дисс. ... д-р. пед. наук. - М., 2012.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Словарь от П до Я. / Л.В. Мардахаев. - М.: Перспектива, 2011.

4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н/Д: Факел, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.