Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности будущего учителя английского языка'

Формирование познавательной активности будущего учителя английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / FORMATION / COGNITIVE ACTIVITY / FUTURE TEACHER / ENGLISH TEACHER IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф. М.

В статье рассмотрена сущность и содержание конструкта «формирование познавательной активности личности будущего учителя иностранного языка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF A COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE ENGLISH TEACHERS

The article discusses the nature and content of a construct «the formation of a cognitive activity of a future teacher of a foreign language».

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности будущего учителя английского языка»

3. Sihsoev, P.V. Yazihk i kuljtura: v poiskakh novogo napravleniya v prepodavanii kuljturih stranih izuchaemogo yazihka // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2001. - № 4.

4. Galjskova, N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannihm yazihkam. Posobie dlya uchitelya. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 12.02.14

УДК 378

Alipkhanova FM. FORMING OF A COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE ENGLISH TEACHERS. The article discusses the nature and content of a construct «the formation of a cognitive activity of a future teacher of a foreign language». Key words: formation, cognitive activity, future teacher, English teacher identity.

Ф.М. Алипханова, аспирант, ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: aliphanova. farida@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассмотрена сущность и содержание конструкта «формирование познавательной активности личности будущего учителя иностранного языка».

Ключевые слова: формирование, познавательная глийского языка.

Формирование профессионально активной личности будущего учителя иностранного языка открывает дополнительные возможности повышения его уровня знаний и опыта, благоприятствует его лингвистической и коммуникативной мобильности, формирует устойчивость на рынке образования, в будущей профессиональной деятельности позволяет охватить своим влиянием все стороны процесса обучения и отдельного ученика. В связи с чем, проблема формирования познавательной активности студентов, будущих учителей английского языка, является своевременной, обусловливающей продуктивную карьеру выпускника вуза, его профессиональную состоятельность как специалиста.

Рассмотрим более подробно сущность и содержание конструкта «формирование познавательной активности личности будущего учителя иностранного языка».

Термин «формирование» имеет несколько различных смысловых оттенков и понимается иногда как безликий процесс, иногда как авторские действия, реже - как достижение результата. И.П. Подласый подчеркивает, что формирование происходит только при условии, если личность проявляет высокую активность в организуемой деятельности, при этом автор подчеркивает, что формирование означает идущее извне и происходит оно под внешним давлением [1].

В исследованиях В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской понятие познавательной активности рассматривается в тесном взаимодействии с понятиями «личность» и «деятельность», при этом акцент делается на том, что активность есть ключевая сторона деятельности личности, главное условие ее становления, самореализации и самосовершенствования. При этом, личность, имея собственную психологическую структуру (установки, притязания, ожидания, готовность, направленность, сознание, воля и т.д.), строит индивидуальный план действий с учетом требований, предъявляемых к выпускнику педагогического вуза, работодателей и общества в целом. Поэтому «активность, выступая связующим звеном между личностью и ее деятельностью, соединяет в себе и характеристики личности, и характеристики деятельности»[2, с. 220-22].

Познавательная активность в деятельности человека занимает одно из структурных мест, близкое к уровню потребности. То есть процесс познания - это состояние готовности личности, которое предваряет деятельность и порождает ее. Становление личности осуществляется в процессе присвоения им общественно выработанных ценностей и овладения всесторонними способами деятельности. Деятельность выступает как важнейшее условие развития всей познавательной сферы личности -внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Теория деятельности, разработанная в отечественной психологической науке (А.Н. Леонтьев), определяется, с одной стороны, как сложный процесс, несущий в себе те внутренние движущие противо-

активность, будущий учитель, личность учителя ан-

речия, раздвоения и трансформации, которые порождают психику как необходимый момент собственного движения деятельности, ее развития; с другой, это механизмы развития деятельности и условие формирования интеллектуальной, аффективной и потребностно-мотивационной сфер личности [3, с. 254].

Н.К. Крупская подчеркивала, что «формирование познавательной активности учащихся развивает не только интерес, но и самостоятельность мышления, обеспечивает прочное овладение знаниями и находит свое выражение в практике. Ученая выделила стимулы, которые способствуют формированию познавательной активности, такие как проективный метод в работе, наличие игровых элементов в деятельности, эмоциональность взаимоотношений педагога и учащихся и соревновательность и т.д. [4, с. 122].

Важным педагогическим средством формирования познавательной активности многие педагоги называют метод поощрения естественного стремления учащихся к познанию, удовлетворение их познавательных запросов. Другое направление -познавательная активность понимается как характеристика деятельности: ее интенсивность и напряженность. П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов изучают проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, рассматривающие вопрос активного восприятия и осознания учащимися учебного материала. О важности самостоятельной деятельности обучающихся писали такие исследователи как Л.П. Лемберг, Л.П. Пименова. Их главный вывод - самостоятельность есть высший уровень проявления активности. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне сводится к формированию мотивации познавательной деятельности, а так же к формированию познавательного интереса. В научной литературе четко определены средства формирования мотивации познания и интереса: это дифференциация индивидуализация обучения, это групповая, коллективная организация учебно-познавательной деятельности, а также, стимулирование познавательной деятельности.

Я.А. Коменский отмечал, что «правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь фраз, изречений, мыслей, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)» [5, с. 72].

Выше изложенное свидетельствует о том, что познавательная активность личности всегда интересовала педагогов прошлого, указывающих на необходимость ее формирования в учебной деятельности и пытавшихся раскрыть основные приемы, методы и способы организации данного процесса.

Осуществив анализ сути и содержания понятия «познавательная активность личности» в научной литературе, можно сделать следующий вывод, что большинство исследователей склоняются к следующему:

- познавательная активность трактуется «как эффективность познавательной деятельности учащегося или группы уча-

щихся, имеющая определенную стабильность, зависящую от уровня сформированности познавательных способностей;

- познавательная активность рассматривается в рамках умственной познавательной деятельности;

- познавательная активность имеет внешние проявления, анализируя которые можно с достаточной степенью достоверности судить о её содержании и характеристике.

Библиографический список

Таким образом, формирование познавательной активности будущих педагогов в процессе профессионального обучения будет осуществляться более эффективно через специально организованную практическую деятельность, где сочетаются две составляющие активности - внешняя и внутренняя, взаимосвязь и взаимовлияние которых является движущей силой саморазвития и самосовершенствования студента.

1. Андриенко, Е.В. Самоактуализация студентов педвузов // Психологический Университет РАО: материалы симпозиума. - М. - 2002. № 1.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.

3. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: учебник: в 2 т. - М., 1983. - Т. 1.

4. Крупская, Н.К. Познавательная активность как средство борьбы со схоластикой и формализмом // Педагогические соч.: в 6 т. М., 1979. - Т. 2.

5. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 2004.

Bibliography

1. Andrienko, E.V. Samoaktualizaciya studentov pedvuzov // Psikhologicheskiyj Universitet RAO: materialih simpoziuma. - M. - 2002. - № 1.

2. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Deyateljnostj i psikhologiya lichnosti. - M., 1980.

3. Leontjev, A.N. Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: uchebnik: v 2 t. - M., 1983. - T. 1.

4. Krupskaya, N.K. Poznavateljnaya aktivnostj kak sredstvo borjbih so skholastikoyj i formalizmom // Pedagogicheskie soch.: v 6 t. - M., 1979.

- T. 2.

5. Dzhurinskiyj, A.N. Istoriya zarubezhnoyj pedagogiki. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 19.02.14

УДК: 37.02

Artyukhina M.S. SCIENTIFIC AND TEACHING METHODS ASPECTS OF COMPOSING THE CONTENTS OF TEACHING MATERIALS ON THE BASIS OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES. The interactive methods of teaching, from which it is possible to distinguish an interactive educational set and interactive equipment, are presented in the article. The scientific and teaching related basics of choosing of the contents for training materials of school subjects including the use of interactive means of education are studied. The researcher formulates the conceptual statements of the use of interactive teaching techniques.

Key words: interactive technologies, interactive means of teaching, interactive equipment.

М.С. Артюхина, канд. пед. наук, доц. Арзамасского филиала Нижегородского гос. университета

им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, E-mail: marimari07@mail.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ*

В статье представлены интерактивные средства обучения, среди которых можно выделить интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование. Раскрыты научно-методические основы отбора содержания учебного материала учебных предметов, где активно внедряются и применяются интерактивные средства обучения. Сформулированы концептуальные положения применения интерактивных средств обучения.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивные средства обучения, интерактивное оборудование.

С внедрением информационных и коммуникационных технологий процесс образования осуществляется в принципиально другой среде. Это означает, что технология теперь не просто дополнение, она преобразует образование в соответствии с потребностями информационного общества со значительными последствиями для школьной системы в организации учебного процесса, методах преподавания и содержании обучения.

Среди технологий, использующих средства ИКТ, интерактивные технологии (ИТ) являются наиболее перспективными за счет того, что они предоставляют возможность организовать активное и открытое обсуждение учебного материала, видоизменить его и дополнить в процессе обсуждения в режиме реального времени.

Интерактивность - широкое по содержанию понятие, с помощью которого в современной науке раскрывают характер и степень взаимодействия между объектами, а в методике используют для описания способа активного взаимодействия между учителем, учащимися и учебным материалом [1].

Специфика интерактивных средств обучения (ИСО) заключается в диалоговом режиме связи учебного материала с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Осуществление разнообразных по форме и содержанию связей с обучаемым: информативная, справочная, кон-

сультирующая, результативная, вербальная, невербальная (графика, цвет, аудио и видео). Наличие обратной связи, возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию, когда она выбирается из памяти интерактивного средства обучения либо самим обучаемым, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых обучаемым в ходе работы. Изучение или контроль одного и того же материала может осуществляться учетом индивидуальных особенностей обучающихся с различной степенью глубины и полноты, в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности. Учет большого числа параметров при работе с интерактивным средством обучения (затраченное время, количество ошибок или попыток и пр.).

Условно интерактивные средства обучения можно разделить на две составляющие: интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование [2].

Интерактивный учебный комплект представляет собой учебно-методический комплекс: интерактивный учебник, справочник, тренажер, задачник, лабораторный практикум и средства наглядности. В состав интерактивного оборудования входят интерактивные доски, планшеты, плазменные панели, мобильные копи-устройства, проекторы, системы тестирования, малые средства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.