Научная статья на тему 'Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка'

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3451
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УРОКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / COGNITIVE ACTIVITY / FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Наталья Николаевна

В статье рассмотрены основные приемы поддержания высокой познавательной активности у обучающихся на уроках иностранного языка, дана характеристика игровым, познавательным и интерактивным методам обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND RECEIVES FOR ACTIVATING THE COGNITIVE ACTIVITY OF TRAINING ON LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES

The article deals with the basic methods of maintaining high cognitive activity among students in foreign language lessons, the characteristics of gaming, cognitive and interactive teaching methods are given.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017

УДК 372.881.111.1

Полякова Наталья Николаевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Щигры Курской области», учитель иностранных языков

e-mail: natalia. poliackowa 2010@ yandex.ru

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация: в статье рассмотрены основные приемы поддержания высокой познавательной активности у обучающихся на уроках иностранного языка, дана характеристика игровым, познавательным и интерактивным методам обучения.

Ключевые слова: познавательная активность, уроки иностранного языка.

Polyakova Natalia Nikolaevna, MBOU «Average comprehensive school № 4, Shchigry Kursk region», teacher of foreign languages

e-mail: natalia. Poliackowa 2010 @ yandex.ru

METHODS AND RECEIVES FOR ACTIVATING THE COGNITIVE ACTIVITY OF TRAINING ON LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES

Annotation: the article deals with the basic methods of maintaining high cognitive activity among students in foreign language lessons, the characteristics of gaming, cognitive and interactive teaching methods are given.

Keywords: cognitive activity, foreign language lessons.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 На современную школу возложены сложнейшие задачи по социализации личности обучающихся, то есть подготовке к самостоятельной жизни, формировании умения ставить проблемы и успешно их решать.

На уроках иностранного языка важно не только обучение навыкам чтения, письма и разговорной речи, но и развитие личности обучающегося, его творческих способностей для участия в межкультурной коммуникации. На данном этапе обучения не обойтись без мотивации - внутренних побуждений к обучению иностранному языку, стремления к дальнейшему саморазвитию.

Из отечественного педагогического опыта очевидно, что на начальной стадии обучения школьники, как правило, показывают высокий уровень познавательной активности. Новизна предмета, личность педагога, увлекательность и упрощенность получаемых знаний не оставляют школьников равнодушными. В дальнейшем задачей педагога является стремление поддерживать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, постоянно совершенствую образовательные технологии [1].

Познавательная активность на школьных уроках выступает как взаимосвязанный процесс, устойчивый симбиоз, с одной стороны, обучающегося как формы его самореализации, с другой - педагога как результат его деятельности в организации образовательного пространства.

Активизация познавательной деятельности обучающихся должна быть одной из основных задач на уроках иностранного языка. Постоянное стимулирование интереса к предмету в процессе обучения является одним из самых действенных, повышающих познавательную активность. Познавательный интерес стимулирует умственную деятельность, заставляя школьников творчески подходить к решению поставленных задач. Другими словами, грамотный педагог на уроках иностранного языка развивает не только мышление, но и другие сферы личности (эмоциональную и др.)

Поэтому в обучении иностранному языку обязательно должны присутствовать современные образовательные технологии - игра, интерактивное обучение, проблемное обучение, проектная деятельность и т.п.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 Из отечественного педагогического опыта следует, что школьники не только быстро устают от однообразной умственной работы, но и им становится скучно, пропадает познавательный интерес. Чтобы этого не случилось, необходимо введение в изучаемый материал занимательных ситуаций, игровых технологий. Создание на уроке игровых ситуаций облегчает процесс усвоения новых знаний, умений и навыков. Школьники незаметно для себя и без особых усилий овладевают учебным материалом, охотно моделируют игровые ситуации общения на иностранном языке.

Упражнения игрового характера обогащают словарный запас, активизируют познавательную активность, развивают эмоциональную сферу, снимают утомляемость. С их помощью можно осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого в учебный процесс, учитывая егоуровень подготовки. К тому же, игровые ситуации могут быть самыми разными по содержанию, цели и способам проведения: с их помощью можно осваивать конкретный вид деятельности (совершенствовать грамматические, разговорные, лексические навыки) или решать целый комплекс задач (развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и пр.)

Особую практическую значимость на уроках иностранного языка имеет проблемное обучение, представляющее собой создание проблемных ситуаций, для решения которых обучающиеся должны приобрести новые знания или использовать свои интеллектуальные возможности.Желательно обращение к самому обучаемому, его жизненному опыту и эмоциональным установкам («мои увлечения», «моя семья», «мои друзья» и пр.) [2]

Особую эффективность имеют интегрированные уроки, когда школьники имеют возможность обсудить проблемы, связанные с историей и географией, музыкой и литературой, биологией и экологией и пр. Такие уроки являются отличной подготовкой для школьников для личного, профессионального или культурного общения, приобщают к всемирному культурному наследию, развивают воображение и фантазию, поддерживают

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 2(7) 2017 высокий уровень познавательной активности и стимулируют мотивацию в изучении иностранных языков.

Таким образом, в основе планирования любого занятия по иностранному языку должны быть использованы наиболее эффективные средства включения школьников в образовательный процесс. При наличии познавательного интереса обучающая деятельность становится продуктивнее,процесс получения знаний - увлекательнее.

Список литературы

1. Новикова Е.С. Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка// Педагогика и психология образования. 2015. № 3. С. 9-13.

2. Наговицына В.Ю. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс] URL: http:// pedsovet.su/publ/164-1-0-4422 (дата обращения: 14.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.