УДК 37.035.6:378.14 ББК Ч448.005.22
DOI 10.26170/po19-08-12 ГРНТИ 14.35.05
Код ВАК 13.00.08
Куприна Надежда Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Лыкова Татьяна Рафкатовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий и иностранных языков, Уральский
государственный лесотехнический университет; 620100, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 35; e-mail: lykovat@yandex
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотическая позиция; патриотизм; патриотическое воспитание; студенты; бакалавриат; высшие учебные заведения.
АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения статьи является проблема вузовской подготовки современного специалиста в сфере туристической деятельности. В практике вузовского образования наблюдается противоречие между требованиями работодателей к подготовке компетентного специалиста в сфере туризма, способного предложить потребителю уникальный, конкурентоспособный, патриотически ориентированный турпродукт, и недостаточным использованием возможности высших учебных заведений в соответствующей подготовке специалистов данного профиля. Наблюдается оторванность изучаемых в вузе дисциплин от знакомства будущих специалистов в сфере туризма со своеобразием своего региона, его историей, с талантливыми представителями его культуры и искусства. Цель данной статьи - описать модель формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в условиях вузовской подготовки. На основе изученной литературы по проблеме авторами раскрывается содержание процесса формирования патриотической позиции будущего бакалавра туризма как процесса становления личности, осознающей себя гражданином и патриотом своей страны, ориентирующейся в спектре культурного многообразия своего региона, обладающей уважительным отношением к историческому прошлому своей страны, ответственным отношением к ее судьбе в настоящем и будущем. В качестве методологической основы предлагаются системно-деятельностный и контекстно-аксиологический подходы, позволяющие реализовать в обучении будущих специалистов туристической деятельности принципы исторической памяти и преемственности духовного опыта поколений, социокультурной и национальной идентификации, учета региональных особенностей и условий в профессиональном самоопределении. В статье подробно описаны блоки разработанной модели (мо-тивационно-ориентирующий, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-диагностический). Проанализированы способы решения поставленных задач: задача формирования знаний об истории, географии и культурно-исторических достопримечательностях России решается через интеграцию социально-философских и историко-краеведческих дисциплин, освоение студентами разработанных спецкурсов соответствующей направленности; задача развития ценностных ориентаций, патриотических чувств и качеств реализуется в атмосфере культурно-краеведческой образовательной среды вуза, созданной на занятиях и внеаудиторных мероприятиях; задача освоения моделей патриотического поведения в сфере туристического обслуживания решается на основе вовлечения бакалавров туризма в проектную деятельность с участием работодателей. Методами исследования являются анализ, обобщение педагогического опыта и теоретических исследований по проблеме патриотического воспитания личности. Результаты работы: авторами теоретически обоснованы и раскрыты на практических примерах основные информационные ресурсы и содержательные направления учебно-воспитательной работы вуза по формированию патриотической позиции бакалавров туризма на занятиях и внеаудиторных мероприятиях. Область применения результатов: теория и методика профессионального образования. Выводы: разработанная модель формирования патриотической позиции бакалавров туризма в условиях вузовского образования способствует решению проблемы в подготовке кадров для туристической сферы деятельности, обладающих сформированной патриотической позицией, т. е. такой жизненной позицией, которая основана на патриотических ценностях, подкреплена мотивацией патриотического долга и ответственности и реализуется в формах патриотического поведения.
Kuprina Nadezhda Grigorievna,
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Theory and Methods of Education Creative Culture, Ural State Pedagogical
University, Ekaterinburg, Russia
Lykova Tatiana Rafkatovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Technologies and Foreign Languages, Ural
State Forest Engineering University, Ekaterinburg, Russia
THE MODEL OF FORMATION OF PATRIOTIC POSITION OF THE BACHELORS OF TOURISM
KEYWORDS: patriotic attitude; patriotism; patriotic education; students; undergraduate studies; higher education institutions.
ABSTRACT. The subject of the article is the problem of University training of a modern specialist in the field of tourism. In the practice of higher education there is a contradiction between the requirements of employers to prepare a competent specialist in the field of tourism, able to offer the consumer a unique, competitive, Patriotic tourism product, and the lack of use of the opportunities of higher education institutions in the appropriate training of specialists in this profile. There is a detachment of the disciplines stud-
ied at the University from the acquaintance of future specialists in the field of tourism with the uniqueness of their region, its history, with talented representatives of its culture and art. The purpose of this article is to describe the model of formation of Patriotic position of bachelors of tourism in terms of University training. On the basis of the studied literature on the problem, the authors reveal the content of the concepts of formation of Patriotic position of the future bachelor of tourism as formation of a person, who is aware of himself as a citizen and patriot of his country, oriented in the spectrum of cultural diversity of his region, has a respectful attitude to the historical past of his country, responsible attitude to its fate in the present and future. As a methodological basis, the author proposes system-activity and context-axiological approaches that allow to implement the principles of historical memory and continuity of spiritual experience of generations, socio-cultural and national identification, taking into account regional characteristics and conditions in professional self-determination in the training of future specialists in tourism. The article describes in detail the blocks of the developed model (motivation-oriented, theoretical and methodological, content-procedural and evaluation-diagnostic). The ways of solving the tasks are analyzed: the problem of formation of knowledge about the history, geography and cultural and historical attractions of Russia is solved through the integration of socio-philosophical and historical-local lore disciplines, the development of students developed special courses of the appropriate orientation: the problem of development of value orientations, Patriotic feelings and qualities is realized in the atmosphere of cultural and local lore educational environment of the University, created in the classroom and extracurricular activities; the problem of development of models of Patriotic behavior in the field of tourism services is solved on the basis of involvement of bachelors of tourism in the project activities with the participation of employers. Methods of research is the analysis, generalization of pedagogical experience and theoretical research on the problem of Patriotic education of the individual, the Results: the authors theoretically justified and disclosed by practical examples of the main information resources and content areas of educational work of the University on the formation of the Patriotic position of bachelors of tourism in the classroom and extracurricular activities. Scope of results: theory and methodology theory and methodology of vocational education. Conclusions: the developed model of the formation of the Patriotic position of bachelors of tourism in the conditions of higher education contributes to the solution of the problem in the training of personnel for the tourism sector, having formed a Patriotic position, i.e. such a life position, which is based on Patriotic values, is supported by the motivation of Patriotic duty and responsibility and is implemented in the forms of Patriotic behavior. the subject of the article is the problem of University training of a modern specialist in the field of tourism as a person who is aware of himself as a citizen and patriot of his country, oriented in the spectrum of cultural diversity of his region, having a respectful attitude to the historical past of his country, responsible attitude to its fate in the present and future. In the practice of higher education there is a contradiction between the requirements of employers to prepare a competent specialist in the field of tourism, able to offer the consumer a unique, competitive, Patriotic tourism product, and the lack of use of the opportunities of higher education institutions in the appropriate training of specialists in this profile. There is a detachment of the disciplines studied at the University from the acquaintance of future specialists in the field of tourism with the uniqueness of their region, its history, with talented representatives of its culture and art. The purpose of this article is to describe the model of formation of Patriotic position of bachelors of tourism in terms of University training. On the basis of the studied literature on the problem, the authors reveal the content of the concepts of "Patriotic position of bachelor of tourism", "formation of Patriotic position of the future bachelor of tourism". As a methodological basis, the author proposes system-activity and context-axiological approaches that allow to implement the principles of historical memory and continuity of spiritual experience of generations, socio-cultural and national identification, taking into account regional characteristics and conditions in professional self-determination in the training of future specialists in tourism. The article describes in detail the blocks of the developed model (motivation-oriented, theoretical and methodological, content-procedural and evaluation-diagnostic). The ways of solving the tasks are analyzed: the problem of formation of knowledge about the history, geography and cultural and historical attractions of Russia is solved through the integration of socio-philosophical and historical-local lore disciplines, the development of students developed special courses of the appropriate orientation: the problem of development of value orientations, Patriotic feelings and qualities is realized in the atmosphere of cultural and local lore educational environment of the University, created in the classroom and extracurricular activities; the problem of development of models of Patriotic behavior in the field of tourism services is solved on the basis of involvement of bachelors of tourism in the project activities with the participation of employers. Methods of research is the analysis, generalization of pedagogical experience and theoretical research on the problem of Patriotic education of the individual, the Results: the authors theoretically justified and disclosed by practical examples of the main information resources and content areas of educational work of the University on the formation of the Patriotic position of bachelors of tourism in the classroom and extracurricular activities. Scope of results: theory and methodology theory and methodology of vocational education. Conclusions: the developed model of the formation of the Patriotic position of bachelors of tourism in the conditions of higher education contributes to the solution of the problem in the training of personnel for the tourism sector, having formed a Patriotic position, i.e. a life position, which is based on Patriotic values, supported by the motivation of Patriotic duty and responsibility and implemented in the forms of Patriotic behavior.
Актуальность проблемы формирова- ацией, связанной с жестким конкурентным
ния патриотической позиции у под- давлением на нашу страну со стороны миро-
растающего поколения определяется сло- вого сообщества. Это выражается в развер-
жившейся в современной геополитике ситу- нутой информационной войне со стороны
© Куприна Н. Г., Лыкова Т. Р., 2019
западных СМИ: нивелирование культурных и исторических достижений нашей родины, расшатывание нравственных устоев общества, распространение идей глобализации, ведущих к потере национального сознания и национальной самобытности. В программных документах правительства Российской Федерации патриотическое воспитание молодежи сформулировано как приоритетное направление современной образовательной политики и рассматривается как условие преодоления трудностей переходного периода в стране, развития ее конкурентноспособности и прогресса во всех областях экономической и общественно-политической жизни.
Важным является решение обозначенной проблемы в рамках профессиональной подготовки специалистов в такой общественно значимой сфере деятельности, как туризм. Туристическая отрасль сегодня активно переориентируется на внутренний туризм, открывая широкие возможности для укрепления в сознании наших соотечественников исторической и социальной памяти, гордости и великодушия в осмыслении исторического прошлого и настоящего нашего отечества, приобщения к его сакральным символам и смыслам, проявления социокультурной и национальной идентификации.
Возникает необходимость в подготовке кадров, обладающих сформированной патриотической позицией, т. е. такой жизненной позицией, которая основана на патриотических ценностях, подкреплена мотивацией патриотического долга и ответственности и реализуется в формах патриотического поведения. От современного специалиста в сфере туристической работы требуется развитая способность сопоставлять, анализировать, оценивать различные явления культуры и искусства, факты истории своего отечества, разбираться в непростой социально-политической ситуации, а главное - представлять и позиционировать себя как личность, осознающую себя гражданином и патриотом своей страны, ориентирующуюся в спектре культурного многообразия своего региона, обладающую уважительным отношением к историческому прошлому своей страны, ответственным отношением к ее судьбе в настоящем и будущем.
Направление вузовской подготовки специалистов такого профиля - «Туризм» (100400.62, квалификация «Бакалавр»). Исследователи (А. А. Богданова [3], О. В. Бон-даренко [4], Н. А. Гультяева [9], А. В. Карева [11], С. О. Надточий [14], Е. В. Потапова [16], А. П. Соловьев [19] и др.) раскрывают различные аспекты формирования готовности у студентов - будущих специалистов туристической отрасли к осуществлению своей профессиональной деятельности. Однако
проблема формирования у бакалавров туризма патриотической позиции оказывается на периферии внимания ученых, мало изучены на сегодняшний момент потенциальные возможности высших учебных заведений в патриотическом воспитании специалистов данного профиля.
С этой точки зрения большой интерес представляют исследования, обобщающие опыт патриотического воспитания студентов в Китае, где данной проблеме уделяется большое внимание на государственном уровне. Так, в работе китайского исследователя Се Илинь анализируются возможности интернет-ресурсов в патриотическом воспитании студенческой молодежи. По мнению автора, патриотическое воспитание через интернет-ресурсы «развивает интерес студентов к теме патриотизма в условиях взаимодействия китайской социальной сети. В условиях распространения интернета, в том числе Wechat, Weibo, QQ, создание специализированных сайтов и форумов представляется весьма эффективным средством патриотического воспитания китайских студентов» [18, с. 75]. В работе Чень Сяоху-аня раскрывается воспитательный потенциал традиционных праздников, участвуя в которых студенты знакомятся с культурой своей страны, воспринимают опыт и знания старшего поколения [20, с. 263].
В то же время комплексное решение обозначенной проблемы видится нам в теоретическом обосновании, разработке и реализации модели формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в условиях вузовского образования.
Предлагаемая нами модель включает взаимозависимые и взаимообусловленные блоки (мотивационно-ориентирующий; теоретико-методологический; содержательно-процессуальный; оценочно-диагности-
ческий). Раскроем последовательно их содержание.
Мотивационно-ориентирующий блок -представляет цель, задачи формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в условиях вузовского образования, определяет мотивационную составляющую обучения специалистов в сфере туризма на основе принятия патриотических ценностей, понимания значимости патриотического поведения в будущей профессиональной деятельности, акцентирования патриотических аспектов в ее содержании.
Цель - сформировать патриотическую позицию у бакалавров туризма - предопределена социальным заказом (патриотическое воспитание подрастающего поколения как условие конкурентноспособности и устойчивого развития страны), а также требованиями работодателей (которые заклю-
чаются в подготовке компетентного специалиста в соответствии с ФГОС ВО и профессиональными образовательными стандартами, способного предложить потребителю уникальный, конкурентоспособный тур-продукт, основанный на внутренних туристических ресурсах).
Основываясь на работах А. К. Быкова [5], Л. М. Героевой [8], О. А. Овчинникова [15], О. И. Прохоренко [17], мы рассматриваем понятие «патриотическая позиция» применительно к бакалаврам туризма как интегративную характеристику личности студента, включающую знания, ценностные ориентации, патриотические чувства и качества, подкрепленные мотивацией патриотического долга и ответственности, которые составляют устойчивую систему отношений и убеждений, ориентирующих выполнение профессиональных обязанностей в сфере туристического обслуживания в соответствии с интересами своей страны.
Понятие «формирование» трактуется как «процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов» [2, с. 36]. Основываясь на этом определении, мы рассматриваем процесс формирования патриотической позиции у бакалавров туризма как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий накопление у студентов знаний об истории, географии и культурно-исторических достопримечательностях России, влияющий на развитие ценностных ориентиров, связанных с интересами Отечества, расширяющий опыт ответственного патриотического поведения в будущей профессиональной сфере.
В соответствии с возможностями образовательного процесса вуза мы определили задачи, конкретизирующие цель формирования патриотической позиции бакалавров туризма: 1) формирование знаний об истории, географии и культурно-исторических достопримечательностях России через интеграцию социально-философских и исто-рико-краеведческих дисциплин, освоение студентами разработанных спецкурсов соответствующей направленности; 2) развитие ценностных ориентаций, патриотических чувств и качеств в атмосфере культурно-краеведческой образовательной среды вуза, созданной на занятиях и внеаудиторных мероприятиях; 3) освоение моделей патриотического поведения в сфере туристического обслуживания на основе вовлечения бакалавров туризма в проектную деятельность с участием работодателей.
Теоретико-методологический блок модели раскрывает методологические основы и принципы процесса формирования патриотической позиции у бакалавров туризма.
Для построения модели формирования патриотической позиции бакалавров туризма нами использовались системно-деятельностный и контекстно-аксиологический подходы.
Системно-деятельностный подход выступает концептуальной основой современного образовательного процесса (Б. Г. Ананьев [1], Л. С. Выготский [7], Л. В. Занков [10], А. Н. Леонтьев [12], Б. Ф. Ломов [13]), ориентированного на саморазвитие обучающихся в социальном взаимодействии.
В качестве основы применения систем-но-деятельностного подхода к патриотическому воспитанию взяты положения о том, что человек, являясь элементом общества, реализует себя через систему деятельности, в которой формируются и проявляются качества, носителем которых он становится. Опора на системно-деятельностный подход позволяет организовать обучение студентов на основе обогащения опыта патриотического поведения в различных видах учебной и внеаудиторной деятельности. Основные принципы системно-деятельностного подхода: целостного представления о мире (формирование единой картины мира); деятельности (самостоятельное «открытие» обучающимися нового знания); вариативности (развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта); психологического комфорта (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, учет адаптивных и неадаптивных проявлений личности); творчества (максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности).
Контекстный подход (обоснован А. А. Вербицким [6]) предусматривает проектирование и реализацию в разных формах учебной деятельности студентов системы профессионально ориентированных заданий и ситуаций с опорой на отраслевой компонент и позволяет трансформировать учебную деятельность в профессиональную со сменой соответствующих потребностей, мотивов, целей, действий, средств и результатов обучения. Основной принцип контекстного подхода (принцип создания проблемных профессионально ориентированных ситуаций в учебной деятельности) реализуется через активные методы обучения: круглые столы, дискуссии, моделирование производственных ситуаций, решение ситуационных задач, создание проектов профессиональной направленности с участием работодателей.
Опора на контекстно-аксиологический подход в нашем исследовании позволила определить специфический патриотический контекст в образовательной программе бакалавров туризма, выявить и акцентировать патриотические аспекты в содержании про-
фессиональной туристской деятельности, соотнести задачи формирования патриотической позиции у будущих специалистов в сфере туризма с формами и методами их обучения в вузе. Значимой для нашего исследования с учетом его патриотической направленности является реализация следующих принципов контекстно-аксиологического подхода: исторической памяти и преемственности духовного опыта поколений, социокультурной и национальной идентификации, учета региональных особенностей и условий в профессиональном самоопределении.
Содержательно-процессуальный блок модели включает основные информационные ресурсы, разработку содержания учебно-методических модулей формирования патриотической позиции бакалавров туризма, т. е. определяет содержание, которое должен усвоить будущий специалист.
Наше исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» (далее -УГЛТУ) с бакалаврами дневной формы обучения по профилю «Туризм».
В образовательной программе студентов УГЛТУ данного профиля обучения присутствуют такие курсы, как «История Отечества», «Краеведение», «Народные промыслы Урала». Именно данные курсы можно рассматривать как базовые в решении задачи формирования знаний об истории, географии и культурно-исторических достопримечательностях России и Уральского региона у будущих специалистов в области туризма.
Интеграция этих курсов осуществлялась через введение в их программы тем, связывающих историю и культуру России и Уральского региона (например, «Духовные святыни России и Урала», «Национальный хоровод: традиции и обычаи народов России и Урала», «Патриотизм и традиционная культура в современной России», «Народные промыслы России и Урала», «История края - история страны», «Наши земляки -герои России», «Природные памятники Урала - достояние страны» и пр.). Разработка лекционных и практических занятий по данной тематике позволила представить студентам культуру и историю Урала, с одной стороны как самобытную и уникальную, с другой, - как неотъемлемую часть культуры и истории России. В результате расширение у студентов знаний о своем крае, его истории, развитие интереса к его прошлому и настоящему происходило в единстве с углублением знаний об истории и культуре страны.
Для осуществления интегративного подхода в преподавании вышеперечисленных дисциплин мы использовали такие формы обучения, как проблемные лекции и
дискуссии, в которых поощрялись размышления и высказывания студентов по заявленным темам; лекции-визуализации, связанные с демонстрацией и анализом видеофильмов, слайдов, иллюстраций; лекции с практикумами, ролевые игры, включавшие студентов во взаимодействие друг с другом, творческие задания в форме групповых проектов (например, «Прогулки по Екатеринбургу», «Уникальные природные парки Урала», «Выдающиеся люди Урала»). Особенный интерес вызывали у студентов бинарные лекции (лекции вдвоем), проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие различные грани заявленной темы с позиции разных дисциплин. Такие лекции проводились педагогами в виде обмена мнениями, дополнения фактами по материалам читаемых ими дисциплин. Например, в проблемном ключе были выстроены темы бинарных лекций по курсу «Краеведение»: «Гражданская война на Урале», «Альтернативы развития Урала в 90-х гг. XX в.», «Региональный патриотизм и сепаратизм»; «Поход Ермака: белые пятна, дискуссионные вопросы», «Урал в XX веке: в контексте истории России и особенный ход истории» и др.
Заметим, что бинарные лекции трудны для исполнения в психологическом плане: преподаватели должны быть личностно совместимы, у них должен быть «общий фонд мыслей», они должны владеть коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстротой реакции, эрудицией. В процессе реализации разработанной нами модели возникли устойчивые и дружественные тандемы преподавателей разных дисциплин, бинарные лекции которых воспринимались бакалаврами туризма с большим интересом, а в дальнейшем практиковались и на других профилях обучения.
Задача развития у студентов ценностных ориентаций, патриотических чувств и качеств решалась на основе создания в вузе культурно-краеведческой образовательной среды и атмосферы эмоционального, заинтересованного отношения к событиям, происходящим в Уральском регионе, к фактам истории и культурным ценностям нашего края. Высоким положительным накалом эмоций отличались творческие встречи студентов с уральскими деятелями культуры и искусства. Как наиболее яркие события отметим совместные концерты и постоянные творческие контакты вузовского хора русской песни и Уральского народного хора. В течение последних пяти лет систематически проводились творческие конференции, освещавшие тенденции развития культуры и искусства Урала (в рамках которых прозвучали выступления архитектора Г. А. Бе-
лянкина, иконописца Т. А. Водичевой, сотрудника галереи «Эклектика» М. Р. Прозоровой, мастеров уральских промыслов). Преподаватели вуза регулярно проводили мастер-классы, на которых студенты практически осваивали элементы технологий уральских промыслов (в качестве примера отметим мастер-классы кандидата педагогических наук, доцента С. Ф. Масленниковой на темы: «Железо в декоративно-прикладном искусстве», «Золотая хохлома», «Художественные лаки»).
Бакалавры туризма стали организаторами и участниками ежегодной акции «Весенняя неделя добра», принимали активное участие в вузовских фестивалях, в организации и проведении таких социокультурных проектов, как: Всероссийские фестивали неигрового туристического кино «Свидание с Россией», «Чусовая России». Многие студенты данного профиля являлись и являются в настоящее время участниками самодеятельных коллективов, выступают с концертами на праздниках патриотической направленности. Участники краеведческого кружка систематически выпускают газеты, информационные листы, организуют митинги, волонтерские акции, лектории, связанные с темами истории и культуры Урала (например, «Альманах искусства», «Путешествие по бажовским местам», «Мастера уральских промыслов», «Музеи Урала»). Участники краеведческого кружка организовали экскурсии в природные парки «Ба-жовские места», «Оленьи ручьи», в духовную столицу Урала - Верхотурье, в музей «Боевая слава Урала» (г. Верхняя Пышма).
Традицией вуза стало проведение ежегодного выставочно-ярмарочного форума «Пирамида», где студенты представляют изделия декоративно-прикладного искусства, изготовленные своими руками: изделия из дерева, батик, керамику, вязание, кружевоплетение, вышивку, графику, свои живописные работы, выжигание, бисе-роплетение. Бакалаврами туризма организованы постоянно действующие стенды (фотовыставка «Я люблю тебя, Екатеринбург», фотоальбом «Декоративно-прикладное искусство и народно-художественные промыслы Урала»). Студенты принимают активное участие в написании статей во внутривузовских печатных изданиях (например, статьи «Величие уральских мастеров: Касли», «Златоуст - город клинка и булата», «Нижнетагильский расписной поднос», «Уральская домовая роспись» в газете «Инженер леса»). Статьи бакалавров туризма были представлены на научных конференциях различного уровня: «Студенческий научный форум» (Российская Академия Естествознания, г. Москва); Все-
российская научно-техническая конференция студентов и аспирантов «Научное творчество молодежи - лесному комплексу России», Всероссийская научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства» (УГЛТУ, г. Екатеринбург) и др.
Подтверждением значимости исследований и проектов, продвигающих внутренний туризм, служат победы студентов на олимпиадах и конкурсах туристских работ: «Лучшая студенческая научная работа» (Российская Академия Естествознания, г. Москва), «Евразийская студенческая олимпиада "Технологии сервиса-2015"» (УрГПУ, г. Екатеринбург), Областной конкурс научно-исследовательских работ студентов учреждений среднего и высшего образования Свердловской области «Научный Олимп» (УрГПУ, г. Екатеринбург) и др. Таким образом, эмоционально-деятельно-стное погружение в историко-культурное пространство региона, города способствовало развитию у студентов ориентации в культурном многообразии своего региона, патриотических чувств и мотивации к будущей профессиональной деятельности в данной сфере.
Задача освоения моделей патриотического поведения в сфере туристического обслуживания решалась в процессе проектной деятельности бакалавров туризма с участием работодателей (представители туристских компаний: «Визит Урал», «Центр развития туризма Свердловской области», «Столица Урала», «УралТур» и др.). Отметим большую заинтересованность работодателей в разработке совместных со студентами проектов, связанную с притоком свежих идей, нестандартных подходов к организации туристической работы, которые исходили от студентов, представляющих современную молодежь и выражающих ее интересы.
Разработка студенческих проектов осуществлялась в рамках спецкурса «Технология создания маршрутов патриотической направленности». На практических занятиях спецкурса широко использовались методы интерактивного обучения: дискуссии, беседы с экспертами, обсуждение документов и исторических источников, ролевые игры (моделирование производственных ситуаций), кейс-стади, мозговой штурм (решение ситуационных задач) и пр. В частности, проводились дискуссии на темы: «Есть ли границы у толерантности?», «Горжусь профессией своей», «Патриотизм настоящий и ложный». Студенты с интересом участвовали в деловых играх «Требовательный клиент», «Рассеянный турист», «Компетентный экскурсовод» (о туристиче-
ских преимуществах Свердловской области). Большой интерес вызвали просмотр и обсуждение фильмов «Хребет России», «Города-герои», «Музеи России», «Род Мамонтовых», «Святые места России», «Семь чудес России» и др.
Проекты отличались тематическим разнообразием, были направлены на практическое освоение студентами возможных туристических маршрутов, связанных с историческими, природными, культурными достопримечательностями Уральского региона (экскурсионная программа с элементами анимации для школьников «Почувствуй времена СССР» на примере фабрики-кухни У3ТМ, экскурсии для иностранных студентов «Урал - граница Европы и Азии», туристические маршруты «Храмы Среднего Урала», «Моя малая Родина», экскурсионный тур «День села Романово» в Свердловской области, экскурсии по Екатеринбургу «Екатеринбург туристический», «Легенды Екатеринбурга», «Исторические памятники Екатеринбурга» и др.).
В рамках проекта «Дорогами Великой Победы» осуществлялись поездки студентов по местам боевой славы, поиск мест захоронения погибших во время Великой Отечественной войны воинов - представителей Уральского добровольческого танкового корпуса, увековечивание их памяти, уход за братскими могилами, встречи с ветеранами войны и труда, их родственниками.
Таким образом, содержательно-процессуальный блок модели направлен на последовательную реализацию поставленных задач по формированию патриотической позиции бакалавров туризма в условиях вузовской подготовки.
Оценочно-диагностический блок включает результаты работы по формированию патриотической позиции у бакалавров туризма.
В педагогическом эксперименте было задействовано 118 студентов ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», обучавшихся по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») на дневной форме обучения с 2011 по 2016 гг. Для проведения опытно-поисковой работы были отобраны две группы студентов - контрольная (КГ) 58 человек и экспериментальная (ЭГ) 60 человек. Студенты отобранных групп были примерно равны по возрасту (в среднем, 18,5 лет) и по семейному положению, т. е. по его фактическому отсутствию. В группах было одинаковое соотношение девушек и юношей (со значительным - 98% -преобладанием девушек). В экспериментальной группе внедрялась авторская модель в течение всего срока обучения, в контрольной группе работа по патриотическому
воспитанию велась в контексте общевузовских мероприятий.
Уровень сформированности патриотической позиции определяли следующие показатели: знания, патриотические мотивы, патриотические ценности, патриотические качества, активность. При диагностике мы использовали следующие методики: методика диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой; модифицированная методика «Жизненные ценности» М. Рокича; методика определения действенности (результативности) и эффективности процесса патриотического воспитания В. И. Лутовинова. В дополнение к данным методикам были разработаны анкеты, опросники, тесты (опросник «Сущность патриотизма», анкета «Гражданственность и патриотизм», анкета «Научная и социальная деятельность», тест «Знание истории и культуры края»), осуществлялось педагогическое наблюдение за студентами в процессе выполнения творческих заданий, выражения собственной позиции в ситуациях проблемно-ценностного общения и диспутах, участия в проектной деятельности и мероприятиях патриотической направленности.
Диагностика уровней осуществляется последовательно: констатирующая, промежуточная (в процессе реализации модели формирования патриотической позиции) и итоговая.
Результаты констатирующего этапа диагностики показали преимущественно средний и низкий уровни сформированности патриотической позиции у студентов обеих групп. В анкетах и опросниках студенты отмечали значимость патриотических ценностей, однако в диагностических заданиях продемонстрировали упрощенные представления о патриотизме, отсутствие интереса к социально-политической ситуации в стране и в мире (во многих случаях, - социальный инфантилизм, выражающийся в безразличном отношении к происходящим политическим событиям), фрагментарные знания в области культуры и истории своего края, низкую мотивацию к освоению туристических ресурсов своего края для обращения к ним в будущей профессиональной деятельности.
Результаты итогового этапа диагностики выявили существенную положительную динамику в формировании патриотической позиции будущих бакалавров туризма в экспериментальной группе. Продемонстрирован рост по всем выделенным критериям: количество студентов с низким уровнем сформированности патриотической позиции в ЭГ сократилось на 45% (в КГ на 23%); со средним уровнем количество студентов в ЭГ увеличилось на 34% (в КГ на 18%); с высоким - в ЭГ увеличилось на 11% (в КГ - на 5%) (табл. 1).
Таблица 1
Уровни сформированности патриотической позиции у бакалавров туризма на контрольном этапе опытно-поисковой работы в ЭГ и КГ
Уровень ЭГ КГ
60 (чел.) 58 (чел.)
Сумма Доля Прирост, % Сумма Доля Прирост, %
Низкий 18 31% -45% 28 49% -23%
Средний 35 58% 34% 27 46% 18%
Высокий 7 11% 11% 3 5% 5%
При выполнении диагностических заданий студенты проявили способность ориентироваться в спектре культурного многообразия Уральского региона, выражать собственное отношения к происходящим событиям в стране и крае, проявлять ответственность в своих оценках и высказываниях, позиционировать себя как патриотов своей страны и своего региона. Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтвердили результативность предлагаемой модели формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в условиях вузовского образования.
Обобщим сказанное в выводе.
1. Патриотическая позиция бакалавра туризма - интегративная характеристика личности студента, включающая знания, ценностные ориентации, патриотические чувства и качества, подкрепленные мотивацией патриотического долга и ответственности, которые составляют устойчивую систему отношений и убеждений, ориентирующих выполнение профессиональных обязанностей в сфере туристического обслуживания в соответствии с интересами своей страны.
2. Формирование патриотической позиции у бакалавров туризма - специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий накопление у студентов знаний об истории, географии и культурно-исторических достопримечательностях России, влияющий на развитие ценностных ориентиров, связанных с интересами Отечества, расширяющий опыт ответственного патриотического поведения в будущей профессиональной сфере.
3. Основой для разработки модели формирования патриотической позиции у бакалавров туризма являются системно-деятельностный и контекстно-аксиологический подходы, позволяющие реализовать в обучении будущих специалистов туристической деятельности принципы исторической памяти и преемственности духовного опыта поколений, социокультурной и национальной идентификации, учета региональных особенностей и условий в профессиональном самоопределении.
4. Модель формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в условиях вузовской подготовки включает взаимозависимые блоки (мотивационно-ориентирующий, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный и оценочно-диагностический) и направлена на реализацию следующих задач: 1) формирование знаний об истории, географии и культурно-исторических достопримечательностях России через интеграцию социально-философских и историко-краевед-ческих дисциплин, освоение студентами разработанных спецкурсов соответствующей направленности; 2) развитие ценностных ориентаций, патриотических чувств и качеств в атмосфере культурно-краеведческой образовательной среды вуза, созданной на занятиях и внеаудиторных мероприятиях; 3) освоение моделей патриотического поведения в сфере туристического обслуживания на основе вовлечения бакалавров туризма в проектную деятельность с участием работодателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2016. - 288 с.
2. Белкин А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф. ун-т, 2005. - 208 с.
3. Богданова А. А. Формирование профессиональных компетенций у студентов по культурному туризму : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 162 с.
4. Бондаренко О. В. Формирование профессионально значимых качеств студентов - будущих специалистов по сервису и туризму : дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 167 с.
5. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи / / Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 10-20.
6. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М. : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.
7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : АПН, 1960. - 500 с.
8. Героева Л. М. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2016. - 199 с.
9. Гультяева Н. А. Развитие профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., l999. - l9 с.
10. Занков Л. В. Обучение и развитие // Избранные педагогические труды. - М. : Педагогика, l990. -С. 83-3l8.
11. Карева А. В. Теория и практика формирования профессиональных компетенций специалистов по сервису и туризму // Современные технологии индустрии туризма и гостиничного сервиса : материалы Междунар. семинара, Бад-Либенцель, Германия, 30 июня - l4 июля 2007 г. - Бад-Либенцель, 2007. - С. 45-50.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Academia, 2005. - 352 с.
13. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. : Наука, l984. - С. 77-91.
14. Надточий С. О. Формирование лингвопрофессиональной компетенции менеджеров в области туризма. - Воронеж : Научная книга, 20ll. - 242 с.
15. Овчинников О. А. Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний: личностно-ориентированный подход : дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 20l6. - l70 с.
16. Потапова Е. В. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза в процессе учебно-производственной практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 27 с.
17. Прохоренко О. И. Формирование патриотической позиции старшеклассников в процессе обучения общественным дисциплинам: на примере обществознания : дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2007. - 227 с.
18. Се Илинь, Коврижных О. А. Об опытах патриотического воспитания студентов в Китае // Социально-политические и культурные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 3l мая 20l6 г. - Нижний Новгород : НОО «Профессиональная наука», 2016. - C. 73-75.
19. Соловьёв А. П. Методические рекомендации по формированию профессионально-значимых качеств у студентов туристского вуза в сфере делового туризма (модуль «Менеджмент делового туризма»). -М. : РМАТ, 2009. - 24 с.
20. Чэнь Сяохуань. Исследование по усилению патриотического воспитания студентов на основе выдающейся китайской традиционной культуры // Вестник социального высшего учебного заведения г. Чифэн: издание по литературе, философии и общественным наукам. - 2016. - № 5. - С. 262-264.
REFERENCES
1. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. - SPb. : Piter, 2016. - 288 s.
2. Belkin A. S. Dissertatsionnyy sovet po pedagogike (opyt, problemy, perspektivy) / A. S. Belkin, E. V. Tkachenko. - Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t ; Ros. gos. prof. un-t, 2005. - 208 s.
3. Bogdanova A. A. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy u studentov po kul'turnomu turizmu : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009. - 162 s.
4. Bondarenko O. V. Formirovanie professional'no znachimykh kachestv studentov - budushchikh cpetsialis-tov po servisu i turizmu : dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropol', 2006. - 167 s.
5. Bykov A. K. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya molodezhi / / Pedagogika. - 2010. - № 9. - S. 10-20.
6. Verbitskiy A. A. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. - M. : ITs PKPS, 2004. - 84 s.
7. Vygotskiy L. S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy. - M. : APN, 1960. - 500 s.
8. Geroeva L. M. Patrioticheskoe vospitanie detey mladshego shkol'nogo vozrasta v usloviyakh lyubitel'skogo teatra : dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2016. - 199 s.
9. Gul'tyaeva N. A. Razvitie professional'nykh kachestv menedzhera turizma sredstvami izobrazitel'nogo is-kusstva : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1999. - 19 s.
10. Zankov L. V. Obuchenie i razvitie // Izbrannye pedagogicheskie trudy. - M. : Pedagogika, 1990. - S. 83-318.
11. Kareva A. V. Teoriya i praktika formirovaniya professional'nykh kompetentsiy spetsialistov po servisu i turizmu // Sovremennye tekhnologii industrii turizma i gostinichnogo servisa : materialy Mezhdunar. seminara, Bad-Libentsel', Germaniya, 30 iyunya - 14 iyulya 2007 g. - Bad-Libentsel', 2007. - S. 45-50.
12. Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. - M. : Academia, 2005. - 352 s.
13. Lomov B. F. O sistemnom podkhode v psikhologii // Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii. - M. : Nauka, 1984. - S. 77-91.
14. Nadtochiy S. O. Formirovanie lingvoprofessional'noy kompetentsii menedzherov v oblasti turizma. - Voronezh : Nauchnaya kniga, 2011. - 242 s.
15. Ovchinnikov O. A. Pedagogicheskie usloviya voenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov vuzov Fed-eral'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy: lichnostno-orientirovannyy podkhod : dis. ... kand. ped. nauk. - Vladimir, 2016. - 170 s.
16. Potapova E. V. Razvitie professional'noy konkurentosposobnosti studentov turistskogo vuza v protsesse uchebno-proizvodstvennoy praktiki : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2007. - 27 s.
17. Prokhorenko O. I. Formirovanie patrioticheskoy pozitsii starsheklassnikov v protsesse obucheniya ob-shchestvennym distsiplinam: na primere obshchestvoznaniya : dis. ... kand. ped. nauk. - Tambov, 2007. - 227 s.
18. Se Ilin', Kovrizhnykh O. A. Ob opytakh patrioticheskogo vospitaniya studentov v Kitae / / Sotsial'no-politicheskie i kul'turnye problemy sovremennosti : sbornik nauchnykh trudov po materialam I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 31 maya 2016 g. - Nizhniy Novgorod : NOO «Professional'naya nauka», 20l6. - S. 73-75.
19. Solov'ev A. P. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu professional'no-znachimykh kachestv u studentov turistskogo vuza v sfere delovogo turizma (modul' «Menedzhment delovogo turizma»). - M. : RMAT, 2009. - 24 s.
20. Chen' Syaokhuan'. Issledovanie po usileniyu patrioticheskogo vospitaniya studentov na osnove vydayushcheysya kitayskoy traditsionnoy kul'tury // Vestnik sotsial'nogo vysshego uchebnogo zavedeniya g. Chif-en: izdanie po literature, filosofii i obshchestvennym naukam. - 2016. - № 5. - S. 262-264.