УДК 37.035.6:378
DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.35.141
А. П. Лопанова, Оренбургский государственный университет
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БАКАЛАВРА ТУРИЗМА К НОРМАМ ПРАВА
Проблема исследования относится к теории и методике профессионального образования. Проблема заключается в необходимости разрешения актуального противоречия между растущей потребностью в квалифицированных кадрах индустрии туризма и недостаточной разработанностью моделей формирования ценностного отношения к нормам права в подготовке бакалавра туризма. Цель статьи: разработать структурно-функциональную модель формирования ценностного отношения бакалавра туризма к нормам права.
Методы исследования включали факторныйи аксиологический анализ, педагогическое моделирование. Методология представлена деятельностным подходом.
Результаты заключаются в создании структурно-функциональной модели формирования ценностного отношения бакалавра туризма к нормам права, реализуемой в вузе в учебной деятельности. В статье модель представлена совокупностью блоков, отображающих взаимосвязь структурных элементов педагогического процесса и их функций в формировании компонентов ценностного отношения. Актуальность процесса определяется действием объективных, нормативно-декларативных и отраслевых факторов. Содержание состоит в реализации организационно-педагогических условий: в правовой подготовке бакалавра туризма доминирует аксиологический механизм «поиск-оценка-выбор-проекция», внедряются ценностно-ориентирующие технологии (портфолио, дебаты, кейс-стади, проект-технологии). Результат процесса характеризуется нарастанием уровня сформированности компонентов ценностного отношения. Приводятся подтверждающие экспериментальные данные.
Выводы. Авторы пришли к выводу, что исследуемый процесс адекватно отображается структурно-функциональной моделью, которая включает методологический, структурный, содержательный, функциональный и результативно-оценочный блоки. Внедрение модели в вузе способствует повышению уровня сформированности компонентов ценностного отношения бакалавра туризма от формального к перспективному.
Ключевые слова: бакалавр, туризм, туристское право, туристская деятельность, ценностное отношение к нормам права, ценностно-ориентирующие технологии.
Проблема. Становление и развитие российской туристской индустрии особенно активно происходит в последние десятилетия. Нестабильность современного мира становится фактором проблемных ситуаций в сфере туризма. Часто сфера туризма становится предметом социально-правового конфликта, возникают беспрецедентные правовые проблемные ситуации, правовые коллизии, для приемлемого разрешения которых законодательство ещё недостаточно разработано или апробировано. В этой связи в профессиональном образовании остро стоит проблема подготовки выпускников направления «Сервис и туризм» к грамотным и ответственным правовым действиям в сложном мире индустрии туризма, основанным не только на юридической грамотности, но и на признании ценностей порядка и законности, устойчивом осознании своей правовой позиции.
Специфические черты данного педагогического исследования определяются его предметной областью - туризмом. Длительное время понятие «туризм» не имело однозначного толкования. Исследования этимологического характера приводят его различные значения на основе латинских, греческих, англо-саксонских, французских, скандинавских корней. Социально-исторические изыскания определяют сущность туризма как становящегося явления общественного бытия, связанного с путешествием с намерением вернуться обратно, без коммерческой цели, ради удовольствия, отдыха, поиска новых впечатлений и познания нового [1]. Массовый характер туризм приобрёл в начале XX века.
Исследование профессионального образования в сфере туризма является достаточно обширным направлением отечественной педагогической науки, зародившимся в начале XX века. Современный этап развития основан на представлении туризма как интеграции отдыха, оздоровления и путешествий для значительной части населения страны, значимом явлении общественного развития, культурном феномене массового характера, отрасли мировой и отечественной экономики, сфере востребованности профессиональных компетенций работников туристской индустрии.
С позиций права понятие «туризм» в настоящее время получило однозначное нормативное толкование в Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-Ф3 (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В Ф3-132 оно трактуется как «временные выезды граждан в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания» [2].
Исследования последних лет доказывают, что в обществе постоянно возникает потребность в упорядочении, охране и развитии туризма как нового вида общественных отношений. Эту функцию реализуют нормы туристского права, что и требует все большего внимания к формированию ценностного отношения к нормам туристского права, к его изучению в подготовке бакалавров туризма в вузах [3-6].
В то же время проведённые нами исследования демонстрируют недостаточную сформирован-ность ценностного отношения к нормам права в профессиональной деятельности у 20,1 % студентов вуза по направлению подготовки «Туризм» [7]. Так, несмотря на приемлемый уровень знаний в сфере туристского права, студенты не расценивают правовые нормы как базу в решении спорных вопросов профессиональной деятельности. В типовых и проблемных ситуациях они готовы игнорировать нормы туристского права ради развития бизнеса или карьерного роста. Сложившийся стереотип формального отношения к нормам права является не только серьёзным препятствием в развитии индустрии в целом, но и провоцирует неоправданные риски для клиентов и самих работников туристических фирм.
Сложившаяся ситуация требует формирования ценностного отношения к нормам права бакалавров на основе совершенствования учебного процесса вуза. Предполагаемые изменения должны быть обоснованы и апробированы на адекватных педагогических моделях.
Теоретический анализ современных исследований по проблеме педагогического моделирования туристского образования показал следующие направления разработок. Моделирование региональной системы туристского образования представлено в работах Е. С. Сахарчук [8] и О. А. Брель [9], модели образовательной программы - в работах Т. Н. Третьяковой [10], процесс формирования правовой культуры - в работах С. А. Кузнецова [11]. В то же время в профессиональной педагогике не разработаны модели педагогического процесса вуза, ориентированного на формирование ценностного отношения бакалавра туризма к нормам права. Таким образом, мы отмечаем противоречие между растущей потребностью в квалифицированных в правовом аспекте кадрах индустрии туризма и недостаточной разработанности соответствующих моделей формирования ценностного отношения к нормам права в подготовке бакалавра туризма.
Цель - разработка структурно-функциональной модели формирования ценностного отношения бакалавра туризма к нормам права. Модель должна отобразить: методологию исследования; факторы, актуализирующие ценностное отношение; структурно-функциональные взаимосвязи между компонентами личностно-профессионального феномена и предлагаемых формирующих механизма, условий и технологий; ожидаемый результат; критерии и показатели оценки результата.
Методы исследования. Исследование проводилось с использованием общенаучных, общепедагогических и частнопедагогических методов - факторного анализа, аксиологического анализа, педагогического моделирования.
Факторный анализ состоял в выявлении основных факторов, актуализирующих ценностное отношение к нормам права в подготовке бакалавра туризма. Факторы рассматривались как совокупность основных обстоятельств и причин, повышающих значимость правовых аспектов туризма и туристической деятельности с позиции бакалавров - будущих сотрудников туристской индустрии, обучающихся в вузе.
Аксиологический анализ позволил уточнить базовое понятие исследования. Аксиологический анализ определил функции и содержание ценностно-ориентирующих технологий, которые позволяют структурировать и ранжировать полученную профессионально-правовую информацию, инте-риоризировать знания правового характера, использовать их в качестве регулятива собственной будущей туристской деятельности [12].
Педагогическое моделирование позволило разработать целостную модель педагогического процесса на основе выявления структурно-функциональных взаимосвязей. При этом каждый элемент изучаемой структуры имеет определенное функциональное назначение. Функция рассматривается в двух значениях - служебная роль («назначение») одного из элементов процесса по отношению к другому элементу или к процессу в целом; зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой её части.
Результат. Разработка структурно-функциональной модели формирования ценного отношения бакалавра туризма к нормам права, имеющая целостный, целенаправленный и координирующий характер, выступающая прогностическим представлением профессионально-личностного результата подготовки бакалавра туризма - формирования ценностного отношения к нормам права, реализации цели исследуемого процесса, его методологии, структурных компонентов, их функций и результата (рис.).
Модель включает методологический, структурный, содержательный, функциональный и результативно-оценочный блоки.
Цель реализации модели состоит в формировании ценностного отношения к нормам права бакалавра туризма. На основе концепции аксиологии профессионального образования А. В. Кирьяко-вой [13], а также исследований, проанализированных нами в работе [12], ценностное отношение к нормам права бакалавра туризма рассматривается как внутренняя позиция бакалавра, формирующаяся в процессе подготовки по направлению «Туризм», определяемая потребностью бакалавра в профессионально-правовых знаниях, умениях и опыте, стремлением к наиболее полной информированности о правовых основах туристской деятельности, осознанностью функций туристского права, позитивностью мотивации изучения туристского права и устойчивостью практики его применения.
Методологический блок представлен деятельностным подходом, что согласуется с результатами известных педагогических исследований последних лет в сфере правовой подготовки бакалавров туризма [14] и аксиологических аспектов образовательного процесса [13]. В данных исследованиях деятельностный подход использован как один из регулятивов основных видов деятельности субъекта образования, способ организации учебно-познавательной деятельности студентов, при котором они активно участвуют в учебном процессе.
Известные дидактические принципы деятельностного подхода дополнены принципами социальной ориентированности, осознанности, коммуникативности, регионализации.
Принцип социальной ориентированности предполагает учёт в контекстном содержании педагогических технологий требований современного социума к правому обеспечению туристской деятельности (взаимных гарантий, прав и обязанностей туристов-клиентов, турфирм и турагентов).
Принцип осознанности ориентирует механизм и технологии педагогического воздействия на осмысление студентом социальной, профессиональной, личностной значимости происходящего, на анализ проблемных ситуаций событийности и бытности туризма с позиций внутренней убежденности в главенстве норм закона.
Принцип регионализации предполагает выбор региональных контекстов правовой подготовки как наиболее понятных, личностно-значимых, ценностно и информативно наполненных в содержании туристско-правового образования.
Структурный блок характеризует системообразующие элементы изучаемого процесса - взаимосвязанные актуализирующие факторы и компоненты ценностного отношения.
Структура ценностного отношения включает гносеологический (интериоризованные знания норм туристского права), аксиологический (устойчивое ценностное отношение к нормам туристского права) и праксиологический (освоенные в практике умения применять нормы туристского права) компоненты.
Актуализацию ценностного отношения обуславливают факторы: социально-политические (становление правового государства и развитии туризма как общественного явления) [15; 16], нормативно-декларативные (законодательные акты, декларации и кодексы туризма), отраслевые (развитие туристской индустрии, отраслей туристского права, правовой подготовки в туризме, требования трудовых функций профессионального стандарта).
Содержательный блок представляет организационно-педагогические условия формирующего процесса: актуализация основных факторов ценностного отношения к нормам туристского права в содержании университетского образования; использование современных педагогических ценност-но-ориентирующих технологий правовой подготовки в учебной и самостоятельной работе бакалавров; внедрение структурно-функциональной модели формирования ценностного отношения бакалавров к нормам права. Содержательный блок раскрывает механизм и ценностно-ориентирующие технологии, обеспечивающие формирование изучаемого профессионально-личностного качества. В общем случае аксиологический механизм формирования ценностного отношения концептуально обоснован А. В. Кирьяковой и включает последовательный переход мотивов и видов деятельности субъекта по схеме «поиск-оценка-выбор-проекция». На этом основании считаем, что формирование ценностного отношения к нормам права бакалавра туризма включает этапы - поисковый, оценочный, определяющий и проектный, содержание которых определяется используемыми ценност-но-ориентирующими технологиями.
Цель: сформировать ценностное отношение к нормам права
Методологический блок
Подход: деятельностный
Принципы: социальной ориентированности, осознанности, коммуникативности, регионализации
Структурный блок
Факторы ценностного отношения: социально-политические, нормативно-декларативные, отраслевые
Компоненты ценностного отношения: гносеологический, аксиологический, праксиологический
Содержательный блок
Организационно-педагогические условия:
актуализация факторов ценностного отношения; реализация ценностно-ориентирующих технологий; внедрение структурно-функциональной модели
Аксиологический механизм: поиск, оценка, выбор, проекция
Этапы: поисковый, оценочный, определяющий, проектный
Ценностно-ориентирующие технологии: портфолио, дебаты, кейс-стади, проект-технология
Функциональный блок
Уровни: - формальный; - рефлексивный; - нормативный Критерии: - гносеологический; - аксиологический; Показатели: - востребованность; - информированность;
- праксиологический - осознанность; - позитивность;
- устойчивость
Результат: сформированность ценностного отношения к нормам права
Структурно-функциональная модель формирования ценностного отношения к нормам права бакалавров по направлению «Туризм»
Ценностно-ориентирующими технологиями выступает комплекс поэтапно реализуемых педагогических технологий: портфолио, кейс-стади, дебаты и проект-технологии, содержащих проблемные правовые контексты индустрии туризма.
Возможности комплекса ценностно-ориентирующих технологий в формировании ценностного отношения к нормам права характеризуются позитивным педагогическим воздействием, преобразующим профессионально-личностную позицию бакалавра от формальной информированности о наличии правовых норм к активной убежденной устойчивой включенности в их реализацию в туристских проектах.
Кратко охарактеризуем основное содержание каждой технологии.
Технология портфолио формирует умения самостоятельного, направленного, динамичного познавательного поиска правовой информации в потоке сведений о развитии туризма и результативно используется на поисковом этапе, затем непрерывно сопровождает учебный процесс.
Технология дебаты формирует умения оценки и аргументации своей правовой позиции и полноценно используется на оценочном этапе.
Технология кейс-стади формирует умения выбора компетентных правовых решений в моделируемых проблемных ситуациях туризма и используется на определяющем этапе.
Проект-технология формирует умения проецировать правовые знания на конкретные туристские проекты и используется на проектном этапе.
Функциональный блок модели представляет взаимосвязанные функции структурных элементов исследуемого процесса.
Ценностное отношение к нормам права бакалавра выполняет функции:
- мотивирующая (осознанное побуждение к активному, целенаправленному изучению норм туристского права);
- стимулирующая (личностная значимость успешного освоения норм туристского права);
- регулятивная (выделение необходимых личностных образовательных ресурсов (время, трудозатраты) для изучения норм туристского права);
- превентивная (снижение рисков неправомерного профессионального поступка (поведения, решения, указания, рекомендации...) бакалавра,
- нормативная (достижение индикаторов освоения правовых компетенций ФГОС ВО бакалавра и правовых составляющих трудовых функций специалиста индустрии туризма;
- продуктивная (обеспечение правовых оснований в проектах индустрии туризма);
- рефлексивная (самооценка успешности освоения норм туристского права).
Аксиологический механизм обеспечивает актуализацию содержания правового образования,
реализацию аксиологического ресурса педагогических технологий, формирование ценностного опыта правоприменения, снижение потенциальных профессионально-правовых рисков.
Функции ценностно-ориентирующих технологий сочетают в себе функции ценностного отношения и аксиологического механизма его формирования.
Результативно-оценочный блок фиксирует структуру диагностической базы исследования в виде уровней сформированности ценностного отношения (формальный, рефлексивный, нормативный, перспективный), а также критериев (гносеологический, аксиологический и праксиологический) и показателей достижения каждого уровня (востребованность, информированность, осознанность, позитивность, устойчивость правовых знаний, умений и опыта).
Апробация модели. Структурно-функциональная модель была реализован в условиях вуза -Оренбургского государственного университета, в качестве участников выступили студенты, обучающиеся по направлению подготовки 43.03.01 Сервис, 43.03.02 Туризм и 40.03.01 Юриспруденция. Общее количество респондентов составили 301 студент и 18 преподавателей.
Экспериментальная деятельность включала анкетирование респондентов на констатирующем этапе исследования. Разработанная анкета включала 4 взаимосвязанных блока: отношение к образованию, особенности профессии, региональный туризм, правовые компетенции в индустрии туризма. Обработка анкет позволила распределить ответы по сформированности ценностного отношения к нормам права на 4 уровня: формальный, рефлексивный, нормативный и перспективный. Выявлено, что пятая часть будущих сотрудников сферы туризма (от 10,7 до 20,1 %) готова обойти действующее законодательство и рискнуть противозаконными действиями ради прибыли и успеха своей компании.
На формирующем этапе эксперимента в учебной деятельности реализованы структурно-функциональная модель формирования ценностного отношения бакалавра туризма к нормам права.
Технология портфолио включала анализ сайтов туристических фирм г. Оренбурга с целью выявить представленность, актуальность и полноту правовой информации. В рамках технологии дебаты на практических занятий обсуждались в острой полемической форме материалы Управления Роспот-ребнадзора по Оренбургской области по обращениям граждан с жалобой на неправомерные действия турагентств. Были разработаны правовые кейсы и проведен проблемный семинар «Правовые кейсы туризма: опыт Оренбуржья». Проект-технологии были ориентированы на разработку правовых аспектов проектов развития лечебно-оздоровительной рекреации на базе ресурсов речных долин, ландшафтов Предуралья, Ириклинского водохранилища, Бузулукского Бора.
Диагностический этап исследования включал оценку уровня сформированности компонентов ценностного отношения к нормам права. Гносеологический компонент оценивался по показателю «информированность, осознанность», аксиологический компонент - по показателям «устойчивость» и «позитивность»; праксиологический компонент - по показателям осознанности и востребованности. Оценка велась по результатам использования ценностно-ориентирующих технологий с использованием программы «Педагогическая статистика» и критерию Вилкоксона-Манна-Уитни. Полученные результаты для контрольной и экспериментальной групп студентов приведены в таблице.
Динамика сформированности ценностного отношения к нормам права бакалавра туризма (в % от количества студентов), результаты статистической обработки данных
Уровень Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
КГ (%) ЭГ (%) КГ (%) ЭГ (%)
Формальный 19,25 21,42 18,33 6,14
Рефлексивный 52,73 33,31 51,81 25,41
Нормативный 23,24 39,33 24,77 46,67
Перспективный 4,78 5,94 5,09 21,78
Оценка различий Эмпирическое значение критерия Вилкоксона-Манна-Уитни - 0,866, Эмпирическое значение критерия Вилкоксона-Манна-Уитни -2,7713,
критическое - 1,96 критическое - 1,96
Экспериментальные данные выявили, что на констатирующем этапе характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0,05. После формирующего эксперимента достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95 %, что обусловлено реализацией модели. Таким образом, структурно-функциональная модель обеспечивает формирование ценностного отношения к нормам права бакалавра туризма.
Выводы. Авторы пришли к выводу, что разработанная и представленная в статье структурно-функциональная модель обеспечивает формирование ценностного отношения к нормам права бакалавра туризма. Формирование ценностного отношения к нормам права в подготовке бакалавра туризма актуализуется объективными, нормативно-декларативными и отраслевыми факторами. Механизм формирования «поиск - оценка - выбор - проекция» реализуется ценностно-ориентирующими технологиями (портфолио, дебаты, кейс-стади и проект-технологии). Внедрение модели обеспечивает повышение уровня сформированности компонентов ценностного отношения от формального к перспективному.
Библиографический список
1. Дорофеева А. А. Ещё раз о происхождении слова «Туризм» // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2017. № 1 (7). С. 16-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30675386.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Сайт справочно-правовой системы Консультант-плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 15.11.2018).
3. Солопов О. В. Культурно-аксиологические практики в контексте туристского процесса // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 4 (16). С. 50-61. URL: https ://elibrary.ru/item. asp?id=25379160
4. Боровинская Д. Н. Туризм: современные подходы к исследованию // Философия и культура. 2018. № 2 (122). С. 14-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32484487
5. Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России: монография / Пугиев В. Г. [и др.]. Российская международная академия туризма. 2016. 503 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25833511
6. Зорин И. В. Аксиологическое пространство как предметная область педагогики туризма // Теория и практика физической культуры. 2000. № 8. С. 58-60.
7. Лопанова А. П. Формирование ценностного отношения будущих бакалавров туризма к нормам права - анализ педагогической проблемы // Primo aspectu. 2018. № 2 (34). С. 70-77.
8. Сахарчук Е. С. Методологические основы формирования системы профессионального туристского образования : монография. М.: РУСАЙНС, 2017. 136 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36341656
9. Брель О. А. Функционирование и развитие региональной многоуровневой системы профессионального туристского образования: монография. Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. 2016. - 214 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26692598
10. Третьякова Т. Н. Реализация компетентностного подхода при проектировании образовательных программ в сфере туризма и гостеприимства в условиях ФГОС 3++ // Наука ЮУрГУ : мат. 70-й научной конференции. Южно-Уральский государственный университет. 2018. С. 585-591. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36561327 (дата обращения 02.02.2019).
11. Кузнецов С. А. Теоретические основы формирования нормативно-правовой культуры специалистов сферы социального туризма. М.: Флинта, Наука, 2014. 224 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25752265
12. Лопанова А. П. Аксиологические контексты педагогической технологии кейс-стади в правовой подготовке будущих сотрудников туристических фирм // Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий Сборник материалов IV Международной научно-практической очно-заочной конференции. 2018. С. 282-287. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34877406
13. Кирьякова А. В. Педагогическая аксиология : учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 283 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26201359
14. Лыкова Т. Р. Формирование патриотической позиции будущих бакалавров туризма: монография. Екатеринбург: Уральский государственный лесотехнический университет. 2017. 189 с. URL: https ://elibrary.ru/item.asp?id=3 6391248
15. Awedyk M., Niezgoda A. New opportunities for future tourism after 25 years of political and socioeconomic transformation - foresight in poland's tourism planning. Journal of Tourism Futures. 2016. V. 2. No 2. pp. 137154. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36202629
16. Alexandrova A., Vladimirov Y. Tourism clusters in Russia: what are their key features? The case of Vologda region. Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 2016. V.8. No 3. pp. 346-358. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26873732
A. P. Lopanova, Teacher,
Orenburg State University, 13 Pobedy prs., 460018, Orenburg, Russian Federation
SPIN-код: 4542-8741 Author ID: 991294 e-mail: [email protected]
A MODEL FORMING VALUE ATTITUDE TO THE RULE OF LAW IN BACHELORS OF TOURISM
Introduction. The problem of research relates to the theory and methodology of vocational education. The problem is the need to resolve the current contradiction between the growing need for qualified personnel in the tourism industry and the lack of development of models of formation of value attitude to the rules of law in the bachelors of tourism training. The purpose of the article: to develop a structural and functional model forming value attitude to the rule of law in bachelors of tourism.
Materials and Methods. Research methods included factor and axiological analysis, pedagogical modeling. The methodology is represented by the activity approach.
Results. The results are to create a structural and functional model forming value attitude to the rule of law in bachelors of tourism implemented in the University education. The article presents a model of a set of blocks reflecting the relationship of the structural elements of the pedagogical process and their functions in the formation of the components of value relations. The relevance of the process is determined by the action of objective, regulatory, declarative and industry factors. The content consists in the implementation of organizational and pedagogical conditions: the legal training of the bachelor of tourism is dominated by the
axiological mechanism "search-assessment-choice-projection", introduced value-oriented technologies (portfolio, debate, case study, project-technology). The result of the process is characterized by an increase in the level of formation of the components of the value attitude. The confirming experimental data are presented.
Conclusions. The authors came to the conclusion that the studied process is adequately reflected by the structural-functional model, which includes methodological, structural, substantive, functional and effective-evaluation blocks. The introduction of the model in the University contributes to the level of formation of the components of the value attitude of the bachelor of tourism from the formal to the perspective.
Keywords: bachelor, tourism, tourism law, tourism activity, value attitude to the law, value-orienting technology.
References
1. Dorofeeva A. A. Once more about the origin of the word "Tourism" at the intersection of languages and cultures. Topical issues of humanitarian knowledge. 2017, No. 1 (7). pp. 16-8. (In Russian)
2.Federal law of 24.11.1996 N 132-FZ (ed. from 04.06.2018) "About bases of tourist activity in the Russian Federation". Legal reference system consult-plus (In Russian).
3.Solopov O. V. Cultural and axiological practices in the context of the tourist process. Humanitarian Gazette of TSPU. L. N. Tolstoy. 2015. No (16), pp. 50-61. (In Russian).
4.Borovinskaya D. N. Tourism: modern approaches to research. Philosophy and culture. 2018. No 2 (122), Pp. 14-23. (In Russian).
5. Available, social and mass tourism: problems and prospects development in Russia: monograph. V. G. Poview etc. Russian international Academy of tourism. Moscow: 2016. 503 p.
6. Zorin I. V. Axiological space as a subject area of tourism pedagogy. Theory and practice ofphysical culture. 2000, no. 8. pp. 58-60. (In Russian).
7. Lopanova A. P. Formation of the valuable attitude to the future bachelors of tourism to the law - analysis of the pedagogical problem. Primo aspectu. 2018, № 2 (34). P. 70-77. (In Russian).
8. Sakharchuk E. S. Methodological bases of formation of system of professional tourist education: monograph. Moscow, RUSINS, 2017, 136 p. (In Russian).
9. Brel O. Development of a regional multi-level system of professional tourism education: monograph. Kuzbass regional Institute of professional education development. 2016. 214 p. (In Russian).
10. Tretyakova T. N. Implementation of the competence approach in the design of educational programs in the field of tourism and hospitality in the GEF 3++. Science SUSU. Materials of the 70th scientific conference. South Ural state University. 2018. pp. 585-591. (In Russian).
11. Kuznetsov S. Theoretical bases offormation of normative legal culture of specialists in the sphere of social tourism. Moscow: Flint, Science, 2014, 224 p. (In Russian).
12. Lopanova A. P. The Axiological contexts of pedagogical technology of the case study of legal training of future employees of travel companies. In the collection of Problems and prospects of introduction of innovative telecommunication technologies Collection of materials of the IV international scientific-practical intramural extramural conference. 2018. рр. 282-287. (In Russian).
13. Kiryakova, A. V. Pedagogical axiology: a training manual. Moscow: Research center INFRA-M, 2016. 283 p. (In Russian).
14. Lykova, T. R. Formation of Patriotic position of the future bachelors of tourism : monograph. Ekaterinburg: Ural state forest engineering University. 2017. 189 p. (In Russian).
15. Awedyk M., Niezgoda A. New opportunities for future tourism after 25 years of political and socioeconomic transformation - foresight in poland's tourism planning. Journal of Tourism Futures. 2016. V. 2. No 2. pp. 137-154.
16. Alexandrova A., Vladimirov Y. Tourism clusters in Russia: what are their key features? The case of Vologda region . Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 2016. V. 8, no. 3. pp. 346-358.
Поступила в редакцию 4.02.2019 © А. П. Лопанова, 2019
Автор статьи: Анастасия Павловна Лопанова, преподаватель, Оренбургский государственный университет, 460018, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
М. Г. Голубчикова, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет. Н. Н. Рыбакова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск.