Научная статья на тему 'Факторы актуализации ценностного отношения к нормам права при подготовке бакалавра туризма'

Факторы актуализации ценностного отношения к нормам права при подготовке бакалавра туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / НОРМА ТУРИСТСКОГО ПРАВА / ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / TOURISM / VALUE-BASED ATTITUDE / NORM OF THE TOURISM LAW / FACTORS OF ACTUALIZATION OF THE VALUE-BASED ATTITUDE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна, Лопанова Анастасия Павловна

Рассмотрены факторы, актуализирующие ценностное отношение к нормам права бакалавра, обучающегося по направлению «Туризм». Педагогические аспекты исследования определяются изучением процесса формирования внутренней позиции бакалавра, обусловленной потребностью в профессионально-правовых знаниях, умениях и опыте, позитивной мотивации изучения туристского права. На основе историко-педагогического анализа выявлены и систематизированы основные обстоятельства и причины, повышающие значимость правовых аспектов туризма и туристской деятельности. К объективным факторам отнесены растущая социальная ценность туризма и становление России как правового государства. Нормативно-декларативные факторы характеризуются развитием туристского права, принятием многочисленных законодательных актов в этой сфере, а также ориентацией отечественного законодательства на международные кодексы и декларации в сфере туризма. Отраслевые факторы характеризуются динамикой развития туризма как социального явления и конкретизацией требований к кадрам в профессиональных стандартах. Результаты исследования определяют перспективы дальнейшего совершенствования правовой подготовки бакалавра туризма в условиях вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кирьякова Аида Васильевна, Лопанова Анастасия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS OF ACTUALIZATION OF THE VALUE-BASED ATTITUDE TO THE LAW IN BACHELOR OF TOURISM TRAINING

The factors that actualize the value-based attitude to the norms of the Bachelor of Law studying in the «Tourism» program are discussed. Pedagogical aspects of the study are determined by the study of the process of formation of the internal position of the Bachelor, goverened by the need for professional and legal knowledge, skills and experience, positive motivation for the study of tourism law. On the basis of historical and pedagogical analysis, the main circumstances and reasons that increase the importance of the legal aspects of tourism and tourist activity are identified and systematized. The objective factors include the growing social value of tourism and the formation of Russia as a rule of law. Regulatory and declarative factors are characterized by the development of tourism law, the adoption of numerous legislative acts in this area, as well as the orientation of domestic legislation on international codes and declarations in the field of tourism. Industry factors are characterized by the dynamics of tourism development as a social phenomenon and the specification of personnel requirements in professional standards. The results of the study will determine the prospects for further improvement of the legal training of the bachelor of tourism in the context of the University

Текст научной работы на тему «Факторы актуализации ценностного отношения к нормам права при подготовке бакалавра туризма»

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-1-74-80

УДК 378.14 ББК 74.484.4

А.В. Кирьякова, А.П. Лопанова (Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия)

ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НОРМАМ ПРАВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ТУРИЗМА

Рассмотрены факторы, актуализирующие ценностное отношение к нормам права бакалавра, обучающегося по направлению «Туризм». Педагогические аспекты исследования определяются изучением процесса формирования внутренней позиции бакалавра, обусловленной потребностью в профессионально-правовых знаниях, умениях и опыте, позитивной мотивации изучения туристского права. На основе историко-педагогиче-ского анализа выявлены и систематизированы основные обстоятельства и причины, повышающие значимость правовых аспектов туризма и туристской деятельности. К объективным факторам отнесены растущая социальная ценность туризма и становление России как правового государства. Нормативно-декларативные факторы характеризуются развитием туристского права, принятием многочисленных законодательных актов в этой сфере, а также ориентацией отечественного законодательства на международные кодексы и декларации в сфере туризма. Отраслевые факторы характеризуются динамикой развития туризма как социального явления и конкретизацией требований к кадрам в профессиональных стандартах. Результаты исследования определяют перспективы дальнейшего совершенствования правовой подготовки бакалавра туризма в условиях вуза.

Ключевые слова: туризм, ценностное отношение, норма туристского права, факторы актуализации ценностного отношения.

го ш

0

1

го с

о ^

d <

(О ш

о ^

к _0 ср

m <

A.V. Kiryakova, A.P. Lopanova

(Orenburg State University, Orenburg, Russia)

THE FACTORS OF ACTUALIZATION OF THE VALUE-BASED ATTITUDE TO THE LAW IN BACHELOR OF TOURISM TRAINING

The factors that actualize the value-based attitude to the norms of the Bachelor of Law studying in the «Tourism» program are discussed. Pedagogical aspects of the study are determined by the study of the process of formation of the internal position of the Bachelor, goverened by the need for professional and legal knowledge, skills and experience, positive motivation for the study of tourism law. On the basis of historical and pedagogical analysis, the main circumstances and reasons that increase the importance of the legal aspects of tourism and tourist activity are identified and systematized. The objective factors include the growing social value of tourism and the formation of Russia as a rule of law. Regulatory and declarative factors are characterized by the development of tourism law, the adoption

of numerous legislative acts in this area, as well as the orientation of domestic legislation on international codes and declarations in the field of tourism. Industry factors are characterized by the dynamics of tourism development as a social phenomenon and the specification of personnel requirements in professional standards. The results of the study will determine the prospects for further improvement of the legal training of the bachelor of tourism in the context of the University.

Key words: tourism, value-based attitude, norm of the tourism law, factors of actualization of the value-based attitude.

Современные научные исследования доказывают, что установление ценностных отношений - непрерывный процесс, характерный для аксиологии и экономики индустриального общества, он наблюдается в правовом поведении отдельного работника (О.П. Солопов [13]), в функционировании туристкой индустрии в целом (С.В. Дусенко [5], В.Г. Пугиев [4]), проецируется на профессиональное туристское образование (Т.Н.Третьякова [14]). В то же время анализ результатов подготовки обучающихся по направлению «Туризм» выявил тенденцию недооценки норм права в среде студентов. По мнению С.А. Кузнецова, сформированность различных элементов правовой компетенции недостаточна [6]. Готовность к самопроектированию правовых компетенций подтвердили только 13,4% опрошенных (А.К. Агамиров [1]), низкий уровень сформированности патриотической позиции выявлен у 78,23% респондентов (Т.Р. Лыкова [9]), что негативно влияет на признание ценности норм отечественного законодательства. Непосредственным подтверждением недооценки значимости норм права стал низкий приоритет норм права у 39% обучающихся в их ценностных ориентациях [8].

В этой связи для педагогической науки важно выявить факторы, актуализирующие ценностное отношение к нормам права бакалавра туризма. Такой анализ позволит определить перспективы и значимость совершенствования правовой подготовки будущих работников сферы туризма.

Ценностное отношение к нормам права бакалавра туризма понимается нами как внутренняя позиция бакалавра,

формирующаяся в процессе подготовки по направлению «Туризм», определяемая потребностью в профессионально-правовых знаниях, умениях и опыте, стремлением к наиболее полной информированности о правовых основах туристкой деятельности, осознанностью функций туристского права, позитивностью мотивации изучения туристского права и устойчивостью практики его применения [7].

Факторы, актуализирующие ценностное отношение к нормам права бакалавра туризма, представляют совокупность основных обстоятельств и причин, повышающих значимость юридических аспектов туризма и туристической деятельности с позиции будущих сотрудников туристкой индустрии, обучающихся в вузе по данному направлению.

Научно-педагогический анализ выявил факторы различного происхождения, которые действуют совокупно, поскольку туризм как явление общественных отношений, культуры, экономики сосредоточивает разнообразные проблемные ситуации. В этой связи туризм стал сферой междисциплинарных исследований - менеджмента, логистики, юриспруденции, медицины, психологии, педагогики. Педагогическая наука призвана ответить на один из центральных вызовов стремительного развития туризма - острую отраслевую потребность в квалифицированных, мобильных кадрах, готовых продуктивно и на правовой основе сочетать встречные интересы различных субъектов туристской индустрии.

В первую очередь выделим объективные факторы, повышающие ценность норм права в сфере туризма.

го ш го

С

0

1

ф

Э

о

со

0

1 |

1 Н

ф Го

IT а.

^ m

м

^ го

(Б ^

§ $

5 g

Н CD

Е о

я £

2 Ь а з

а

С

го со

0

1

го с

о ^

с

<

го" ш

о ^

к _0 а

т <

В Российском законодательстве (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») понятие «Туризм» трактуется как «временные выезды граждан в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания», туристскую деятельность как деятельность по организации путешествий (туроператорская, турагентская или иная) [15]. Потребность в упорядочении, охране и развитии туризма реализуют нормы туристского права. Ценностное отношение к нормам туристского права нестабильно, что обусловлено различными историческими периодами становления правового государства в нашей стране.

Исследования, проведенные Е.Л. Пи-саревским и А.Г.Бобковой [2], доказывают, что становление государственности в СССР с период с 1917 по 1990 гг. обусловило правовое представление туризма как потребности советского человека в реализации своих конституционных прав на отдых и досуг, поддержание здоровья, что, с нашей точки зрения, обусловило предпосылки ценностного отношения к нормам права в туризме. В то время была создана курсовая система подготовки и переподготовки кадров туризма, накоплен опыт кадровой работы Общества пролетарского туризма и экскурсий (курсы, семинары, кружки, сборы, стажировки и др.). Следует отметить, что советский период в целом характеризует идеологизированность законодательства в сфере туризма, что повлияло на характер ценностного отношения к нормам права как «примата императивных предписаний над диспозитивными» [2, с. 24].

В педагогических исследованиях тех лет не рассматривалась специально правовая подготовка работников туризма, частично она реализовывалась в рамках

системы дополнительного образования и повышения квалификации экскурсоводов (гидов), сводилась к отдельной теме в дисциплине в учебном плане профессионального образования учителей физической культуры и спорта, фигурировала как спецкурс в первом туристском вузе - Сочинском государственном университете туризма и курортного дела (1989 г.). Педагогика изучала ценность норм права туризма с позиций его значения для воспитания, оздоровления, культурного развития и отдыха различных категорий населения.

В 90-х годах XX века ценностное отношение к нормам права туризма претерпело негативное влияние политических и экономических кризисов, отрасль была практически дезорганизована, это время получило название «периода неопределенности 1991-1993 годов» [2, с. 26]. Таким же термином следует характеризовать ценностное отношение к нормам права в практике туризма: после распада Советского Союза структура непрерывной отраслевой подготовки кадров туризма была практически разрушена.

Существенно влияние на актуализацию ценностного отношения бакалавров туризма к нормам права оказало дальнейшее становление правового государства России. В период с 1993 г. по настоящее время правовое обеспечение России создается на новой основе, а туризм все более рассматривается как одна из приоритетных отраслей экономики. Устанавливается роль государства, которое содействует туризму и создает условия для его развития, поддерживает его приоритетные направления, формирует позитивный имидж России в сфере туризма, «... осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, ту-рагентов и их объединений» [15].

Социально-культурная и правовая ситуация в стране потребовали повышения общей правовой культуры населения, что выразилось в утверждении «Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и право-

сознания граждан» [11], Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Государственные целевые программы развития туризма стали включать создание туристских кластеров в регионах, что нашло отражение в научных исследованиях туризма [3]). Были на законодательном уровне определены и реализованы на практике мероприятия для становления системы непрерывного профессионального туристского образования, развития специальности «Сервис и туризм», направления подготовки «Туризм», введения в образовательные программы дисциплины «Правовое обеспечение туризма». Таким образом, влияние объективных факторов роста общественной ценности туризма и становления правого государства проявилось в отнесении индустрии туризма к значимой отрасли экономики и социального развития страны, создании и совершенствовании законодательства в сфере туризма (туристского права), государственном управлении развитием систем туристского образования и актуализировало ценности норм туристского права обучающихся по направлению подготовки «Туризм».

Нормативно-декларативные факторы характеризуются развитием отраслей туристского права, принятием многочисленных законодательных актов в этой сфере: законов РФ (Ф3-132 «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», «Об особых экономических зонах», «О порядке выезда из российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О развитии малого и среднего и среднего бизнеса»), законов о туризме субъектов Федерации, Земельного Кодекса РФ, нормативных правовых актов (в том числе Стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 г.), государственных стандартов (ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Общие требования). Особое значение имеет введение в 1996 г. новых статей Гражданского кодекса (в том числе ст. 128, 779), на основании ко-

торых туристское обслуживание приобрело статус объекта гражданского права.

Значимость правовых норм туризма определяется вхождением России в международные системы правого регулирования туризма, интеграцией концепций отечественного туризма с принципами Хартии туризма, Декларации по туризму, Кодекса туриста, глобального этического Кодекса туриста, которые обусловливают ценностные основы туризма и туристической деятельности [16]. Эти факторы детерминировали повышение статуса отечественного туристского права, его ценности как регулятора общественных и профессиональных отношений в индустрии туризма, значимости изучения правового обеспечения в профессиональном образовании, необходимости междисциплинарной интеграции в образовательные программы по направлению «Туризм».

Отраслевые факторы характеризуют ценностное отношение к нормам права, обусловленное потребностями турфирм, турагентов и туристов в правовом разрешении противоречий, возникающих вследствие индустрии туризма. Правовое обеспечение инноваций, как правило, запаздывает, что существенно препятствует внедрению их в практику туризма. Так, например, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», как и Концепция развития туризма в России до 2025 г., предусматривает широкое внедрение государственной информационной системы «Электронная путевка» - «государственный инструмент по регулированию туристического рынка, который предназначен для верификации продаж продукта туроператорами клиентам» [10], он создает новую правовую ценность, обеспечивает спокойствие и безопасность туриста. В то же время эти мероприятия были приостановлены в 2018 году, так как отсутствовали нормативные (подзаконные) акты. Новая концепция развития туризма до 2025 г. предусматривает «рост совокупного ту-

го со го

с

0

1

ф э

о

СО

0

11

1 н

ф го

II а.

^ ш

м

^ го

го ^

§ й

5 £

н ш

Е о

я £

2 Ь а 3

а

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ристского потока по России до уровня 93 млн. человек (рост в 28%), что позволит достичь запланированного увеличения вклада туризма в валовой внутренний продукт РФ более чем на 70% ...» [10]. Таким образом, огромные массы людей по всему миру испытывают потребность в упорядочении, предопределенности, легитимности и безопасности туризма и туристкой деятельности.

Требования отраслевых работодателей фиксируют профессиональные стандарты «Специалист по организации и предоставлению туристских услуг» и «Экскурсовод (гид») [12], где знание, принятие и ответственное соблюдение правовых норм выступает обязательным элементом всех видов трудовых функций. Соответственно, образовательные программы подготовки бакалавров по направлению «Туризм», разработанные на основе требований профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, включают дисциплины «Право» и «Правовое обеспечение туризма», ориентированные на освоение общих и профессиональных правовых компетенций.

Как следует из проведенного анализа факторов, актуализирующих ценностное отношении к нормам права бакалавра туризма, их влияние имеет нарастающий характер. Таким образом, перспективным является поиск ценностно-ориенти-рующих технологий в правовой подготовке бакалавров туризма. Библиографический список: 1. Агамиров А.К. Формирование готовности будущих специалистов по сервису и туризму к самопроекти-о рованию профессионально-право-

2 вой компетентности: автореф. дис. ...

о

^ канд. пед. наук. - М., 2013. - 26 с. ^ 2. Бобкова А.Г., Кудреватых С.А., Писа-ревский Е.Л. Правовое обеспечение § туризма. - М.: Федеральное агентам ство по туризму, 2014 . - 329 с.

3. Гришин С.Ю. Формирование систе-

< мы регулирования развития турист-

ских кластеров: автореф. дис... д-ра экон. наук. - С., 2017. - 39 с.

4. Доступный, социальный и массовый туризм: проблемы и перспективы развития в России: монография / В.Г.Пугиев и др. Российская международная академия туризма. - М.: 2016. - 503 с.

5. Дусенко С.В. Современный туризм: основные проблемы, состояние и тенденции развития: монография. -Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2015. - 309 с.

6. Кузнецов С.А. Теоретические основания и механизмы формирования нормативно-правовой культуры у специалистов сферы социального туризма: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2018. - 40 с.

7. Лопанова А.П., Лопанова А.П. К проблеме формирования ценностного отношения будущих бакалавров туризма к нормам права // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Министерство образования и науки РФ, ОГУ 2018. С. 3079-3082.

8. Лопанова А.П. Формирование ценностного отношения будущих бакалавров туризма к нормам права -анализ педагогической проблемы // Primo aspectu. 2018. № 2 (34). С. 70-77

9. Лыкова Т.Р. Формирование патриотической позиции будущих бакалавров туризма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2017. - 23 с.

10. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)». [Распоряжение Правительства РФ: от 19 июля 2010 года N 1230-р] [Электронный ресурс] // Кодекс. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902227359 /

11. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и право-

сознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168). [Электронный ресурс] // Консультант-плюс: справочная правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant. m/document/cons_doc_LAW_Ш761/

12. Сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Реестр профессиональных стандартов. [Электронный ресурс]. - Профессиональные стандарты. - Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/.

13. Солопов О. В. Культурно-аксиологические практики в контексте туристского процесса // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. №4 (16). С. 50-61.

14. Третьякова Т.Н. Реализация компе-тентностного подхода при проектировании образовательных программ в сфере туризма и гостеприимства в условиях ФГОС 3++ // В сборнике:

Наука ЮУрГУ материалы 70-й научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ЮУрГУ 2018. С. 585-591.

15. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант-плюс: справочная правовая система. - Режим досту па: http ://www. con sultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12462/

16. Хартия туризма и Кодекс туриста [Электронный ресурс] // SciCenter. online. - Режим доступа: https:// scicenter.online/ekonomika-otrasli-scicenter/hartiya-turizma-45279.html

Поступила 07.02.2019

Об авторах:

Кирьякова Аида Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета (Россия, г. Оренбург), aida@mail.osu.ru

Лопанова Анастасия Павловна, преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург), t251589@mail.ru

Для цитирования: Кирьякова А.В., Лопанова А.П. Факторы актуализации ценностного отношения к нормам права при подготовке бакалавра туризма // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 1. С. 74-80. DOI: 10.7442/20719620-2019-11-1-74-80

го ш го а с

а

0

1

ф

Э

о

References:

1. Agamirov A.K. Formation of readiness of future specialists in service and tourism to self-design professional and legal competence. Author's abstract, dis. ... kand. ped. nauk. - Moscow, 2013. - 26 p. [in Russian] |e !

O

2. Bobkov A.G., Kudrevatykh S.A., Pisarevsky E.L. Legal provision of tourism. - Moscow: ° Federal Agency for Tourism, 2014. - 329p . [in Russian] ro

3. Grishin S. Formation of the system of regulation of tourist clusters. Author's abstract, dis... 1 <5

^ ro

doktor ekon. nauk. - Sochi, Sochi state University, Russia, 2017. - 39 p. [in Russian] $

4. Available, social and mass tourism: problems and prospects development in Russia: ^ ^ monograph. V.G. Poview et al., Russian international Academy of Tourism. - M., 2016. - ij o 503 p. [in Russian] 2 2

5. Dusenko S.V. Modern tourism: main problems, state and development trends: monograph. -Kursk: South-West State University, 2015. - 309 p. [in Russian]

6. Kuznetsov S.A. Theoretical foundations and mechanisms of formation of legal culture among specialists in the sphere of social tourism. Author's abstract. ... doktor ped. nauk. -Moscow, 2018. - 40 p. [in Russian]

7. Lopanova A.P., Kiryakova A.V. The problem of formation of value-based attitude to the future Bachelors of Tourism to the law // University complex as a regional center of educational, scientific and cultural materials of all-Russian scientific-methodical conference. Ministry of education and science, Orenburg State University, 2018. - P. 3079-3082. [in Russian]

8. Lopanova A.P. Formation of the value-based attitude to the future Bachelors of Tourism to the law - analysis of the pedagogical problem // Primo aspectu. - 2018. - No.2 (34). P. 70-77 [in Russian]

9. Lykova T. R. The formation of patriotic position of the future Bachelors of Tourism. Author's abstract, dis. ... kand. ped. nauk. South Ural State Humanitarian Pedagogical University. - Chelyabinsk, 2017. - 23 p. [in Russian]

10. On approval of the Concept of the Federal target program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011 - 2016)». [Order of the Government of the Russian Federation: from July 19, 2010 N 1230-p] [Electronic resource] // Code. -Available at: http://docs.cntd.ru/document/902227359 / (Accessed 12.01.2019). [in Russian]

11. Bases of the state policy of the Russian Federation in the sphere of development of legal literacy and legal consciousness of citizens (UTV. The President of the Russian Federation 28.04.2011 N PR-1168) [Electronic resource] // Consultant plus: background legal system. 2018. - Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/(Accessed 12.01.2019). [in Russian]

12. Website of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation [Electronic resource] // Register of professional standards. - Available at: http://profstandart. rosmintrud.ru/. (Accessed 12.12.2018) [in Russian]

13. Solopov O.V. Cultural and axiological practices in the context of the tourist process // Gumanitarnye vedomosti TSPU imeni L.N. Tolstogo. - 2015. - No.4 (16). P. 50-61 [in Russian]

14. Tretyakova T.N. Implementation of the competence approach in the design of educational programs in the field of tourism and hospitality in the conditions of GEF 3++. SUSU materials 70th scientific conference. The Ministry of education and science of the Russian Federation, South Ural State University. 2018. - P. 585-591. [in Russian]

15. Federal law of 24.11.1996 N 132-FZ (ed. of 04.06.2018) «on the basics of tourist activity in the Russian Federation» [Electronic resource] // Consultant-plus: legal reference system. -2018. - Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/(Accessed 15.11.2018). [in Russian]

16. Charter of tourism and tourist Code [Electronic resource] // Code. - Available at: https:// scicenter ahhh!online/ekonomika-otrasli-scicenter/hartiya-turizma-45279.html [in Russian]

About the authors:

Kiryakova Aida Vasilyevna, Doctor of Pedagogy, academic title of professor, Head, § Department of General and Vocational Pedagogy, Orenburg State University (Orenburg, Russia), aida@mail.osu.ru

Lopanova Anastasiya Pavlovna, Lecturer, Department of Criminal Litigation and Criminalistics, Orenburg State University (Orenburg, Russia), t251589@mail.ru

CO

IZ

<

(0 m

о ^

к _o a

For citation: Kiryakova A.V, Lopanova A.P. The factors of actualization of the value-based attitude to the law in bachelor of tourism training // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 1. P. 74-80. DOI: 10.7442/2071-9620-

^ 2019-11-1-74-80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.