Научная статья на тему 'Модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения'

Модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / CITIZENSHIP PRIMARY SCHOOL CHILDREN / FORMATION OF CIVIL POSITION OF YOUNGER PUPILS BY MEANS OF LOCAL HISTORY / THE MODEL OF PROCESS OF FORMATION OF CIVIL POSITION OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Любовь Ивановна, Филипченко Светлана Николаевна

Важность воспитания ценностного отношения к человеку, семье, обществу, Родине, гражданскому обществу, готовности самостоятельно действовать, социальной активности, умения обосновывать свою позицию актуализирует поиск эффективных средств и социально-педагогических условий формирования основ гражданской позиции младшего школьника. Вместе с тем, осуществленный анализ свидетельствует о недостаточной разработанности этого процесса в теории и практике. В своем исследовании мы обращаемся к краеведению как к средству формирования гражданской позиции младшего школьника. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает процесс моделирования формирования основ гражданской позиции младшего школьника. Для осуществления процесса формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения предложена авторская модель, позволяющая объективно и наглядно представить исследуемый процесс как систему, обосновать и раскрыть его внутреннюю структуру, отражая единство элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости. Она дает возможность систематизировать информацию относительно исследуемого процесса, показать пути его реализации, проанализировать результаты. Модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения представляет собой систему, в структуре которой находятся во взаимосвязи целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный блок. Реализация модели предполагает выявление социально-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of formation of civil position of younger pupils by means of local history

The importance of education of valuable attitude to the person, family, society, Homeland, civil society, readiness to act independently, social activity, ability to justify their position actualizes the search for effective means and socio-pedagogical conditions of formation of civil position of the younger school student. However, the analysis indicates a lack of elaboration of this process in theory and practice. In their study, we turn to the study of local lore as a means of formation of civil position of the younger school student. In the circumstances of particular urgency is the process of modeling of process of formation of civil position of the younger school student. For the implementation of the process of formation of civil position of younger pupils by means of local history the author's model, to objectively and clearly present the study process as a system, to justify and reveal its internal structure, reflecting the unity of the elements being in interrelation and interdependence. It allows you to organize information about the examined process, to show the way of its realization, and analyze the results. The model of formation of civil position of younger pupils by means of local history is a system, the structure of which are in the relationship of target, content-procedural and productive unit. Implementation of the model involves identifying a socio-pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN517.pdf Статья опубликована 12.11.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Макарова Л.И., Филипченко С.Н. Модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Макарова Любовь Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г. Вольска Саратовской области», Россия, Вольск

Учитель начальных классов

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Россия, Саратов

Соискатель кафедры «Педагогики» факультета «Психологии»

E-mail: galinamackarova@yandex.ru

Филипченко Светлана Николаевна

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Россия, Саратов

Профессор кафедры «Педагогики» факультета «Психологии»

Доктор педагогических наук E-mail: svetlana-prof@yandex.ru

Модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения

Аннотация. Важность воспитания ценностного отношения к человеку, семье, обществу, Родине, гражданскому обществу, готовности самостоятельно действовать, социальной активности, умения обосновывать свою позицию актуализирует поиск эффективных средств и социально-педагогических условий формирования основ гражданской позиции младшего школьника. Вместе с тем, осуществленный анализ свидетельствует о недостаточной разработанности этого процесса в теории и практике.

В своем исследовании мы обращаемся к краеведению как к средству формирования гражданской позиции младшего школьника.

В сложившихся условиях особую актуальность приобретает процесс моделирования формирования основ гражданской позиции младшего школьника. Для осуществления процесса формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения предложена авторская модель, позволяющая объективно и наглядно представить исследуемый процесс как систему, обосновать и раскрыть его внутреннюю структуру, отражая единство элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости. Она дает возможность систематизировать информацию относительно исследуемого процесса, показать пути его реализации, проанализировать результаты.

Модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения представляет собой систему, в структуре которой находятся во взаимосвязи целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный блок.

Реализация модели предполагает выявление социально-педагогических условий.

Ключевые слова: гражданская позиция младшего школьника; формирование основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения; модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника

Современный период в Российской истории и образовании характеризуется осознанием необходимости воспитания высоконравственного творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Для воспитания такого гражданина требуется вооружить школьников не только глубокими и прочными знаниями о гражданских ценностях, но и обеспечить готовность к общественно-значимой деятельности. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Младший школьный возраст характеризуется мотивационной готовностью к принятию внешнего воздействия, положительным отношением к данному воздействию и наличием потребности в достижениях в конкретной области знаний или деятельности. Этот возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия культурного пространства ярки и сильны, и поэтому они надолго остаются в памяти. Основной функцией учителя является создание благоприятных условий для формирования у младших школьников первоначальных представлений о человеке как части гражданского общества, о правах и ответственности человека перед окружающими, позитивного опыта совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, воспитание уважения традиций своего народа, любви к малой Родине, Родине.

Важность формирования гражданской позиции нового поколения россиян отражена в таких документах, как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» (ст. 48), «Национальная доктрина образования до 2025 года», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и до 2020 года, Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы», «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан «Российской Федерации на 2011-2015годы (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 79), 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493). Необходимость формирования основ гражданской позиции младшего школьника отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения (2009).

Младший школьный возраст - период детства, этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе (6,5-10,5 лет). С приходом ребенка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность (Д. Б. Эльконин [1]). Младший школьный возраст является началом общественного бытия ребенка как субъекта деятельности (И. А. Зимняя [2]). В процессе деятельности происходит накопление знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Чтобы деятельность имела планируемый результат в формировании основ гражданской позиции младшего школьника, ее нужно разумно направить взрослому, организуя

как совместно распределенную, коллективную (В. В. Давыдов, В. А. Цукерман и др. [3]). Основной функцией учителя является создание благоприятных условий для: первоначальных представлений о человеке как части гражданского общества, о правах и ответственности человека перед окружающими: достоинству и правам своих и других людей; способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтений в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям; воспитания уважения традиций своего народа, любви к Родине, малой Родине; проявления действий и поступков школьников в аспекте гражданских ценностей (А. Г. Асмолов [4], Л. В. Байбородова [5], М. И. Рожков [там же]). В отношении к другим людям проявляется детская чувствительность к оценке своей социальной активности, круг людей, оценки которых становятся важными для ребенка, существенно расширяется. Отношение к себе выражается в обостренном чувстве самоуважения, в переживании своей значимости для других в качестве равноправного партнера (В. И. Слободчиков [6], Е. И. Исаев [там же]).

Гражданская позиция младшего школьника нами рассматривается, как качество личности, представляющее собой сложную многофункциональную систему, включающую в себя способность к осмыслению понятий и овладению знаниями о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина), на основе эмоционально-чувственного восприятия и устойчивого отношения к ним и определяющая действия и поступки обучающихся в аспекте гражданских ценностей. В структурном отношении гражданская позиция обучающихся представлена когнитивно-ценностным (полнота знаний о гражданских ценностях Человек, Семья, малая Родина, Родина), эмоционально-чувственным (устойчивое эмоционально-чувственное отношение к гражданским ценностям) и мотивационно-деятельностным (действия и поступки школьника в аспекте гражданских ценностей) компонентами.

В своем исследовании мы обращаемся к краеведению как к средству формирования основ гражданской позиции младшего школьника. Под формированием основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения понимаем эмоционально-окрашенную, ценностно-мотивированную, личностно-направленную организованную и управляемую педагогами краеведческую деятельность учеников, которая заключается во всестороннем изучении родного края.

Для осуществления процесса формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения предложена авторская модель, позволяющая объективно и наглядно представить исследуемый процесс как систему, обосновать и раскрыть его внутреннюю структуру, отражая единство элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости. Она дает возможность систематизировать информацию относительно исследуемого процесса, показать пути его реализации, проанализировать результаты.

В теоретическом обосновании построения модели формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения мы исходили из общепринятого в педагогической и философской науке представления о модели как системе, включающей в себя цели, содержание, способы и средства, а также результаты процесса формирования (Ю. К. Бабанский [7], Л. Г. Семушина [8], Н. Г. Ярошенко [там же] и др.). Создавая модель, мы руководствовались положениями, касающимися педагогического моделирования в философско-методологическом аспекте (В. Г. Афанасьев [9], А. С. Козлов [10], В. А. Штофф [11] и др.).

Мир Науки

В научной литературе анализируется несколько определений понятия модели, но наиболее полное определение дает В. А. Штофф, где под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [11].

С технологической точки зрения (В. С. Безрукова [12], В. И. Слободчиков [13] и др.) предложенная нами модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения воссоздает сущность и важнейшие качества этого процесса (гуманистичность, целостность, целенаправленность, управляемость, динамичность, саморегулируемость, открытость). Авторская модель обеспечивает создание организационной структуры субъект-субъектных отношений на средовом (социокультурное пространство) и личностном (активизация личностных ресурсов обучающихся) уровнях.

Модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения представляет собой систему, в структуре которой находятся во взаимосвязи целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный блок. Под блоками понимаем составные части системы, отличающиеся содержательной спецификой и относительной автономностью и обеспечивающий результат - положительную динамику уровня сформированности основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения. Для достижения основной цели - формирование основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения - были сформулированы следующие задачи: обеспечение способности к осмыслению понятий и овладению знаниями о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина); формирование осознанного принятия гражданских ценностей и устойчивое эмоционально-чувственное отношение к ним; приобщение обучающихся к действиям и поступкам в аспекте гражданских ценностей. Названные ценности Человек, Семья, малая Родина, Родина, на которые ориентировано формирование основ гражданской позиции, детерминируют цель, которая является системообразующим элементом модели. Выделены методологические подходы и принципы: аксиологический подход (принцип обогащения деятельности эмоционально-ценностным содержанием, эмпатийное взаимодействие педагога и учащихся); системно-деятельностный (принцип деятельности, системности, психологического комфорта и творчества), социализирующий (принцип социализации), культурологический подход (культуросообразный принцип), интегративный подход (принцип единства).

Содержательно-процессуальный блок ориентирован на усвоение младшими школьниками знаний о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина) в урочной и во внеурочной деятельности. Проанализировав состояние образовательного процесса в Лицее, выявили отсутствие целостной системы формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения. Это позволило сделать вывод о необходимости разработки «Комплексной программы формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения» [14]. В связи с этим были внесены изменения в организацию урочной (переработка содержания программ учебных предметов, создание технологических карт) и внеурочной деятельности (планирование предметных кружков, научного общества, планирование работы органов ученического самоуправления), организацию психолого-педагогической подготовки родителей к формированию основ гражданской позиции у младшего школьника, использование учителями активных методов и форм, создание материально-технической базы образовательного процесса (учебные классы, оснащенные современными мультимедийными средствами для организации работы с младшими школьниками).

Мир Науки

Реализация модели формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения невозможна без использования инновационных методов и форм. Разделяя точку зрения ученых (Б. Т. Лихачев [15], И. П. Подласый [16], Н. Е. Щуркова [17] и др.), считаем целесообразным использование следующих групп методов: методы формирования сознания (рассказ, убеждение, беседа, инструктаж, диспут, сообщение, пример, работа с краеведческой литературой и т. д.); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации, исследование, проектная работа, визуальное наблюдение и т. д.); методы стимулирования и мотивации деятельности (соревнование, поощрение, наказание); методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и обучающихся в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.

В ходе исследования выделены такие особенности использования методов формирования основ гражданской позиции младшего школьника как обеспечение условий для применения названных методов самими обучающимися, как создание ситуаций, в которых они упражняются в действиях и поступках в аспекте гражданских ценностей, как осознание своих обязанностей по отношению к коллективу, как побуждение ими к анализу и коррекции своего поведения, к самоконтролю и самооценке.

В тесной связи с методами формирования основ гражданской позиции находятся ее формы. Ведущей формой является урок. Большим потенциалом в формировании основ гражданской позиции младшего школьника обладают интегрированные уроки, главное преимущество которых заключается в том, что они способствуют с различных сторон познавать явление или изучаемый предмет. Удовлетворению потребности младшего школьника в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер помогает проведение инновационных уроков, таких как уроки-игры, уроки-соревнования, уроки мудрости, уроки мужества; уроки, которые основаны на имитации деятельности учреждений и организаций (районная администрация, суд, ученый совет и др.).

Большое значение в формировании основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения имеет внеурочная деятельность, формы которой очень разнообразны: (коллективная творческая деятельность, экскурсии, круглые столы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, социально-значимые практики и т. д.). Коллективная творческая деятельность дает возможность взаимообогащения; способствует развитию каждого обучающегося; создает условия для воспитания коллективных чувств, мировоззрения; навыков коллективной деятельности; помогает включить младшего школьника в круг интересов взрослых, привить им принципы, формирующую основы активной позиции гражданина России. Игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации) способствуют созданию эмоциональной атмосферы занятий, повышению познавательной активности младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Изучение родного края эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Этому способствует разнообразные формы работы по краеведению (краеведческие кружки, туристическая работа, полевая работа, конкурсы, сбор материала для краеведческого музея, музея школы, выставки и т. д.).

Формирование основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения невозможно без активного участия семьи. Поэтому на базе МОУ «Лицей г. Вольска» был создан семейный клуб «Родничок», который способствует подготовке родителей к формированию основ гражданской позиции у детей, через повышение педагогической

Мир Науки

культуры и развитие новых форм сотрудничества института семьи и образовательного учреждения (экскурсии, походы, семейные праздники, составления семейной родословной, творческие проекты, конкурсы и др.). Происходит знакомство с образцами служения Отечеству, осознается причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, выявляется значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины.

Эффективность методов и форм формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения достигается путем их разумного сочетания, с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня их сформированности, а их ценность обусловлена направленностью на формирование когнитивно-ценностного, эмоционально-чувственного и мотивационно-деятельностного компонентов.

Оценочно-результативный блок модели позволяет осуществлять оценку результата формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения. Для этого были определены следующие критерии и показатели сформированности основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения: знаниевый - полнота знаний о гражданских ценностях (Человеке, Семье, малой Родине, Родине), эмоционально-оценочный - устойчивое эмоционально-чувственное отношение к гражданским ценностям, поведенческий - осознанность мотивов, определяющих действия и поступки в аспекте гражданских ценностей. На основании критериальных показателей нами были выделены следующие уровни сформированности основ гражданской позиции младшего школьника: неудовлетворительный, допустимый и педагогически целесообразный.

Таким образом, можно заключить, что предложенная авторская модель формирования основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения представляет собой совокупность взаимосвязанных блоков, специально отобранного их содержания, освоение которого требует организации теоретического и практического видов деятельности, инновационных форм и методов обучения и воспитания; контроля результата, отражающего эффективность достижения поставленной цели. Реализация модели предполагает выявление социально-педагогических условий: создание образовательной среды, охватывающей урочную и внеурочную деятельность младших школьников; обращение к культурному наследию родного края и организация краеведческой деятельности; создание личностно-ориентированных, гуманистических субъект-субъектных отношений; интеграция воспитательных сил педагогов школы, семьи и других институтов социализации, которые обеспечили положительную динамику уровня сформированности основ гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Детская психология: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. - М.: Логос, 2002. -384 с.

3. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. №3-4. С. 14-19.

4. Асмолов А. Г. Психология личности Текст / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001. -218 с.

5. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания Текст / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М., 2004. - 208 с.

6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014.

7. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

8. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

9. Афанасьев В. Г. О целостных системах / В. Г. Афанасьев // Вопросы философии. 1980. - № 6. - С. 62-78.

10. Козлов А. С. Объект деятельности в проектировании и прогнозировании // Проблемы прогнозирования материально-технической среды. М.: Изд-во "Техническая эстетика", 1972. - 174 с.

11. Штофф В. А. «Моделирование и философия» М.: Наука, 1966. - 834 с.

12. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика / В. С. Безрукова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

13. Слободчиков В. И. Антрополическая перспектива отечественного образования. -Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264 с.

14. Макарова Л. И. Комплексная программа формирования основ гражданской позиции младших школьников средствами краеведения: учеб. пособие / Л. И. Макарова. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2016. - 52 с.

15. Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

16. Подласый И. П. Педагогика, Издательство: Юрайт-Издат, 2013 г. - 696 с.

17. Штофф В. А. «Моделирование и философия» М.: Наука, 1966. - 834 с.

Мир Науки

Makarova Liubov Ivanovna

Municipal educational institution «The Lyceum in the city of Volsk of the Saratov region», Russia, Volsk

Saratov state university. N.G. Chernyshevskogo, Russia, Saratov

E-mail: galinamackarova@yandex.ru

Filipchenko Svetlana Nikolaevna

Saratov state university. N.G. Chernyshevskogo, Russia, Saratov

E-mail: svetlana-prof@yandex.ru

The model of formation of civil position of younger pupils by means of local history

Abstract. The importance of education of valuable attitude to the person, family, society, Homeland, civil society, readiness to act independently, social activity, ability to justify their position actualizes the search for effective means and socio-pedagogical conditions of formation of civil position of the younger school student. However, the analysis indicates a lack of elaboration of this process in theory and practice.

In their study, we turn to the study of local lore as a means of formation of civil position of the younger school student.

In the circumstances of particular urgency is the process of modeling of process of formation of civil position of the younger school student. For the implementation of the process of formation of civil position of younger pupils by means of local history the author's model, to objectively and clearly present the study process as a system, to justify and reveal its internal structure, reflecting the unity of the elements being in interrelation and interdependence. It allows you to organize information about the examined process, to show the way of its realization, and analyze the results.

The model of formation of civil position of younger pupils by means of local history is a system, the structure of which are in the relationship of target, content-procedural and productive unit.

Implementation of the model involves identifying a socio-pedagogical conditions.

Keywords: citizenship primary school children; formation of civil position of younger pupils by means of local history; the model of process of formation of civil position of the younger school student

REFERENCES

1. Child psychology: textbook. a manual for students. Ouch. Proc. institutions / D. B. El'konin; ed. B. D. El'konin. - 4-e Izd., erased. - M.: Publishing center "Academy", 2007. - 384 p.

2. Zimniaia I. A. Pedagogical psychology: Textbook. for higher education institutions. -M.: Logos, 2002. - 384 p.

3. Davydov V. V., Slobodchikov V. I., Tsukerman G. A. Junior schoolchild as a subject of educational activity // Questions of psychology. 1992. No. 3-4. S. 14-19.

4. Asmolov A. G. Psychology of personality Text / A. G. Asmolov. M: Meaning, 2001. -218 p.

5. Rozhkov M. I., Bayborodova L. V. Theory and methods of education. M. I. Rozhkov, L. V. Bayborodova. M., 2004. - 208 p.

6. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psychology of education a person has. The development of subjectivity in the educational process / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. - M.: publishing house of St. Tikhon Orthodox humanitarian University, 2014.

7. Babanskij U. K. Selected pedagogical works]. M. Y. Babanskiy. - M.: Pedagogika, 1989. - 560 p.

8. Semushina L. G., Yaroshenko N. G. The contents and technologies of training in average special educational institutions: textbook. Handbook for prep. institutions environments. Professor of education. - M: Mastery, 2001. - 272.

9. Afanasiev V. G. On a holistic systems / V. G. Afanasiev // Questions of philosophy. 1980. - No. 6. - Pp. 62-78.

10. Kozlov A. S. the Object of activity in the design and prediction // problems of forecasting the logistics environment. M.: Publishing house "Technical aesthetics", 1972. - 174 p.

11. Shtoff V. A. "Modeling and philosophy", Moscow: Nauka, 1966. - 834 p.

12. Bezrukova V. S. Pedagogy. Projective pedagogics / V. S. Bezrukova. - Ekaterinburg: Business book, 1996. - 344 c.

13. Slobodchikov V. I. Antropologicheskaya perspective of national education. -Ekaterinburg: Publishing Department of the Ekaterinburg diocese, 2009. - 264 p.

14. Makarova, L. I., a Comprehensive program of formation of civil position of younger schoolchildren by means of regional studies: proc. manual / L. I. Makarova. - Saratov: Publishing house "Scientific book", 2016. - 52 p.

15. Lihachev B. T. Pedagogics / B. T. Lihachev. - M. : Prometheus, 1992. - 528 S.

16. Podlasie I. P. Pedagogika, Publisher: yurayt-Izdat, 2013 - 696 p.

17. Shtoff V. A. "Modeling and philosophy", Moscow: Nauka, 1966. - 834 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.