Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектно-исследовательская деятельность / опыт / детское общественное объединение / лингвистическая гимназия / подростки / педагогическая модель / design and research activities / experience / children's public association / linguistic gymnasium / teenagers / pedagogical model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривенкова Наталья Геннадьевна

В статье предлагается решение актуальной проблемы формирования социальной активности личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, посредством ее вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность. Подчеркивается значение организованного детского коллектива в этом процессе. Подробно рассмотрена модель формирования опыта как универсального инструмента интеграции проектно-исследовательского подхода в образовательный процесс на примере лингвистической гимназии. В представленной модели выделяются логические блоки: целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный. Целевой блок строится на основе анализа, с одной стороны, потребностей общества, а с другой потребности личности в самореализации. Диалектический, синергетический и аксиологический подходы являются основой разработки принципов, на которых строится модель. Опыт проектно-исследовательской деятельности подростков, являясь сложным образованием в структуре личности, включает эмоционально-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты. Развитие каждого из них требует особых форм, методов и средств, которые и отражены в структуре модели. Критерии эффективности модели сформулированы через уровневую оценку системы компонентов опыта проектно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривенкова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes a solution to the current problem of forming a socially active personality capable of learning throughout life through its involvement in design and research activities. The importance of an organized children's team in the formation of experience in design and research activities is emphasized. The model for the formation of such experience as a universal tool for integrating the design and research approach into the educational process is discussed in detail. The presented model distinguishes logical blocks: target, content, operational-procedural, and effective. The target block is built on the basis of an analysis, the needs of society , the individual’s needs for self-realization. Dialectical, synergetic and axiological approaches are the basis for developing the principles on which the model is built. The experience of design and research activities of adolescents, being a complex education in the personality structure, includes emotional-value, cognitive, operational-activity and reflective components. The development of each of them requires special forms, methods and means, which are reflected in the model. Criteria for the effectiveness of the model are formulated through a system for monitoring the formation of individual components of the experience of design and research activities.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ»

дестабилизировать образовательный процесс, так и сохранять лучшие традиции образования. От управленческих решений и их характера во многом зависит траектория развития поликультурного образования на этапе отдельной образовательной организации. Это значит, что образовательная система в условиях поликультурных компонентов может оставаться устойчивой лишь в том случае, если для этого будут созданы соблюдаемые всеми участниками образовательного процесса общие правила поведения.

Литература:

1. Благов, Ю.В. Место образовательной системы в современной культуре: Содружество искусств на уроках английского языка / Ю.В. Благов // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Пятой Всероссийской электронной научно-практической конференции. - Самара: СГАКИ, 2008. - С. 271-274

2. Брезгина, О.В. Поликультурное образование как важная составляющая современного образования / О.В. Брезгина //Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. -2013. -№21. - С. 12-15

3. Бунеев, Р.Н. Образовательная система нового поколения. Теоретический аспект: монография / Р.Н. Бунеев. -Москва: Баласс, 2008. - 128 с.

4. Ерина, И.А. Поликультурное образование как основа толерантных отношений в обществе / И.А. Ерина, О.М. Коробкова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№. - 1 (92). - С. 178-180

5. Жукова, О.Г. Поликультурное образование / О.Г. Жукова. - Казанский гос. ун-т. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. - 89 с.

6. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: монография / Е.Л. Мельникова. - Москва: Баласс, 2015. - 266 с.

7. Официальный сайт МГИМО (У) МИД России // МГИМО (У) МИД России URL: https://mgimo.ru/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 08.10.2023)

8. Руссков, Д.С. Реализация функций поликультурного образования - условие повышения эффективности профессионального образования / Д.С. Руссков // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях. Материалы VI Международной учебно-методической конференции // Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. -2014,- С. 32-36

9. С 11 по 14 сентября в ЧГПУ пройдет Всероссийский педагогический марафон «Учитель создает нацию» // ЧГПУ. -URL: https://clck.ru/3622my (дата обращения: 05.10.2023)

10. Сысоев, П.В. Языковое поликультурное образование в XXI веке / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2009. - №. 2 (6). - С. 96-110

Педагогика

УДК 371.8

учитель Кривенкова Наталья Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лингвистическая гимназия №6 (г. Пенза)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ

Аннотация. В статье предлагается решение актуальной проблемы формирования социальной активности личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, посредством ее вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность. Подчеркивается значение организованного детского коллектива в этом процессе. Подробно рассмотрена модель формирования опыта как универсального инструмента интеграции проектно-исследовательского подхода в образовательный процесс на примере лингвистической гимназии. В представленной модели выделяются логические блоки: целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный. Целевой блок строится на основе анализа, с одной стороны, потребностей общества, а с другой - потребности личности в самореализации. Диалектический, синергетический и аксиологический подходы являются основой разработки принципов, на которых строится модель. Опыт проектно-исследовательской деятельности подростков, являясь сложным образованием в структуре личности, включает эмоционально-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты. Развитие каждого из них требует особых форм, методов и средств, которые и отражены в структуре модели. Критерии эффективности модели сформулированы через уровневую оценку системы компонентов опыта проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, опыт, детское общественное объединение, лингвистическая гимназия, подростки, педагогическая модель.

Annotation. The article proposes a solution to the current problem of forming a socially active personality capable of learning throughout life through its involvement in design and research activities. The importance of an organized children's team in the formation of experience in design and research activities is emphasized. The model for the formation of such experience as a universal tool for integrating the design and research approach into the educational process is discussed in detail. The presented model distinguishes logical blocks: target, content, operational-procedural, and effective. The target block is built on the basis of an analysis, the needs of society , the individual's needs for self-realization. Dialectical, synergetic and axiological approaches are the basis for developing the principles on which the model is built. The experience of design and research activities of adolescents, being a complex education in the personality structure, includes emotional-value, cognitive, operational-activity and reflective components. The development of each of them requires special forms, methods and means, which are reflected in the model. Criteria for the effectiveness of the model are formulated through a system for monitoring the formation of individual components of the experience of design and research activities.

Key words: design and research activities, experience, children's public association, linguistic gymnasium, teenagers, pedagogical model.

Введение. Объективная картина современного мира и российского общества, в частности, демонстрируют высокую востребованность человека инициативного, способного к обучению на протяжении всей жизни, и, как следствие, обладающего развитыми адаптивными социальными механизмами, а также коммуникативными навыками. Такие индивидуальные способности формируются на протяжении всей жизни, а их основы безусловно закладываются в организованных детских коллективах системы образования. Большим потенциалом в этом отношении обладает реализация проектно-исследовательского подхода. Его востребованность подчёркивается как в нормативных документах [6], так и в педагогической практике. В последнее время появляется огромное количество различного рода конкурсов и конференций,

имеющих своей целью поиск и реализацию проектных идей с последующим финансированием в виде грантов государства или бизнеса. Российское общество сейчас как никогда нуждается в новых идеях и их продвижении для обеспечения технологического суверенитета нашей страны.

Перед учёными и педагогами стоит важная задача формирования у подрастающего поколения проектного мышления [1], поиск путей интеграции проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс. Ощутимый эффект применения проектного подхода будет проявляться при условии комплексного подхода, который предполагает выстраивание системы работы образовательного учреждения в этом направлении. Научно обоснованным в этом плане инструментом, может выступать моделирование формирования опыта проектно-исследовательской деятельности обучающихся в среде детского общественного объединения на примере лингвистической гимназии. Модель как «педагогический конструкт и ресурс верификации качества научно-педагогического поиска» [3] позволяет в более простом и обобщенном виде представить структуру, свойства, взаимосвязи и отношения реальной системы педагогического процесса [2].

Разработка модели формирования опыта проектно-исследовательской деятельности подростков является методической и информационной основой для внедрения её в образовательные процессы различных учебных заведений. На основе исследований последних лет можно утверждать, что в настоящее время налицо «взаимосвязь и взаимопроникновение процессов проектирования и моделирования», что делает модель реальным инструментом интеграции проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс [4, С. 10].

В этой связи цель статьи - раскрыть сущность модели формирования опыта проектно-исследовательской деятельности подростков на примере детского общественного объединения лингвистической гимназии.

Изложение основного материала статьи. Создание модели формирования опыта проектно-исследовательской деятельности подростков в условиях детского общественного объединения лингвистической гимназии предполагает определение ключевых понятий рассматриваемого явления.

Категорию «опыт» в педагогических и психологических научных трудах рассматривали Дж. Дьюи, A.C. Белкин, Р.У. Богданова, Н.Ф. Голованова, A.B. Зеленцова, Е.В. Крылова, B.C. Леднев, Л.Н. Лесохина, И.Я. Лернер, М. Монтень, М.Н. Скаткин, В.В. Сериков, Л.Д.Рагозина, C.B. Христофоров, Н.Е. Щуркова и др.

Истоки исследовательской деятельности можно обнаружить уже в Античности (Аристотель, Сократ, Платон), однако в контексте современного образования данное направление разрабатывали С.П. Аржанова, С.Л. Белых, Д.Б. Богоявленская, H.A. Зимняя, A.B. Леонтович, Л.В. Монахова, A.C. Обухов, А И. Савенков, Т.А. Файн, И.Д. Чечель и другие). Компетентностный подход к учебно-исследовательской деятельности в своих трудах освещали В.В. Гормакова, С.А. Ахмедова, И.И. Новикова, O.A. Валеева, С.А. Лысеченкова, А.П. Гладкова, И.В. Дементьева, И.В. Сергеева и другие. Исследовательскую культуру изучали Г.Ф. Валеева, И.Ф. Исаев, Г.В. Макотрова, Д.И. Мычко, Е.А. Фирсова и другие.

Теоретические основы проектной деятельности рассмотрены в работах C.B. Абрамовой, Н. Видал, Дж. Дьюи, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильина, И.И. Ильясова, X. Килпатрика, Э. Коллингса, Н.В. Матяш, В.М. Монахова, Р. Риде, В.Н. Сороки-Росинского, О.В. Степанова, Т. Хатчинсон, A.B. Хуторского, И.Д. Чечель, С.Т. Шацкого и других. Методологические основы организации проектной деятельности освещали Е.С. Заир-Бек, И.А. Зимняя, Е.С. Полат, Т.А. Сахарова, Н.О. Яковлева и др. Консолидация понятий проектной и учебно-исследовательской деятельности прослеживается в работах Д.М. Абдуразакова, Е.А. Алисова, И.Г. Булан, И.В. Дементьевой, Л.А. Дорошиной, A.A. Есенжановой. Т.В. Зверевой. Р.И. Кузьмин, И.Я. Лернера, И.Г. Лукина, С.А. Новосёлова, Е.С. Полат, М.Н. Скаткина.

Различные аспекты деятельности детских общественных объединений изучались Л.В. Алиевой, И.В. Руденко, А.Г. Кирпичник, В.А. Кудиновым, P.A. Литвак, Т.В. Попова, В.Б. Сбитнева, Т.В. Трухачевой и др.

На основании анализа научной литературы формирование опыта проектно-исследовательской деятельности подростков можно рассматривать как целенаправленно организованный процесс взаимодействия субъектов образовательного пространства, включающий в себя эмоционально-ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты, в результате которого подросток овладевает функциональными умениями и навыками, адаптирующими его к жизни. Данный процесс носит цикличный характер и проходит следующие стадии: инициации, развития, рефлексии. На каждом уровне изменяется качество опыта от репродуктивного к творческому, преобразующему. Такое понимание формирования опыта проектно-исследовательской деятельности позволяет выстроить соответствующую модель с учётом влияния среды детского общественного объединения лингвистической гимназии.

Основными субъектами рассматриваемого педагогического процесса являются педагоги и подростки, вспомогательные роли играют администрация образовательного учреждения, родители, социальные партнеры. Целенаправленно и поэтапно выстраивается работа по формированию системы проектно-исследовательской деятельности в условиях детского общественного объединения.

Структура модели включает в себя следующие блоки: целевой (цель, задачи, методологические подходы и ключевые принципы); содержательный (направления педагогической деятельности, ресурсы для реализации модели); операционно-процессуальный (этапы, формы, методы, приемы педагогической деятельности); результативный (критерии, показатели, уровни и результат).

Рассматривая целевой блок модели необходимо отметить, что через формирование опыта проектно-исследовательской деятельности подростков происходит актуализация личности учащихся и появляется возможность самореализации в общественно значимых делах. Этот факт наряду с потребностью на уровне общества и государства в инициативных и продуктивных гражданах является обоснованием для реализации модели в образовательном процессе.

Вовлечение подростков в проектно-исследовательскую деятельность происходит через решение ряда взаимосвязанных задач по формированию у них интереса и потребности (мотивационно-ценностный компонент), теоретических основ (когнитивный компонент), а также соответствующих умений и навыков (операционно-деятельностный компонент).

С точки зрения диалектического, синергетического, аксиологического подходов формирование опыта должно происходить на основе принципов системности, развития, функциональности, комплексности, субъектности и самоактуализации.

В содержательном блоке модели выделяются следующие этапы формирования опыта проектно-исследовательской деятельности у подростков: инициация/интериоризация, развитие/идентификация, рефлексия/экстериоризация.

На первом этапе происходит формирование мотивации подростков и знакомство с теоретическими основами проектно-исследовательской деятельности. Инициация первоначально происходит со стороны педагога посредствам создания проблемной ситуации, активизирующей познавательный интерес подростка. По мере усвоения внешней социальной деятельности, происходит интериоризация, накопление опыта. На втором этапе появляются устойчивый интерес и выявление личностных приоритетов в выборе проблемы и темы исследования или проекта. Эффективная идентификация предпочтений происходит в среде сверстников, обладающих сходными увлечениями, что в свою очередь, может быть реализовано в детских общественных объединениях. По мере накопления опыта участия в групповых проектах и

исследованиях у подростков формируется творческая самостоятельность, осознание потребности в самореализации через проектный замысел, построение перспектив развития, самостоятельная генерация идей. Экстериоризация проявляется в воплощении плана в том или ином материальном продукте.

В образовательной среде детского общественного объединения реализация этих этапов будет происходить в соответствии с принципами системности, комплексности и функциональности. Точками кристаллизации опыта проектно-исследовательской деятельности в детских объединениях являются клубы по интересам, диалогичность и паритет мнений между подростками и наставниками, добровольность, самодеятельность, со-творчество и традиции.

Технологическая реализация модели формирования опыта проектно-исследовательской деятельности подростков предусматривает подбор форм, методов и средств в соответствии с задачами, а также с учётом особенностей педагогических условий лингвистической гимназии.

В модели формирования опыта проектно-исследовательской деятельности используются методы:

- формирования познания (рассказ, объяснение, диспут, лекции и др.);

- формирования опыта поведения (упражнения, модельные ситуации, ролевые игры и др.);

- стимулирования (поощрения, соревнования, порицания);

- самовоспитания (рефлексия, самообсуждение, самоотчёт).

Средствами формирования опыта проектно-исследовательской деятельности в модели выступает весь спектр образовательной среды: наглядные, дидактические, информационно-коммуникационные. Они реализуются через большое разнообразие форм: конференции, заседания научного общества обучающихся, встречи с учёными, турниры, конкурсы, круглые столы и другие. Таким образом, формы, методы и средства формирования опыта являются компонентами операционно-процессуального блока модели.

Результативный блок модели включает в себя всестороннюю оценку сформированности компонентов опыта проектно-исследовательской деятельности: мотивационного, содержательно-когнитивного, деятельностно-коммуникативного и рефлексивно-оценочного. На основании мониторинга по комплексу диагностик сформированность опыта проектно-исследовательской деятельности можно отнести к одному из следующих уровней: низкий (репродуктивный), средний (продуктивный), высокий (креативный).

Низкий уровень сформированности опыта выражается в слабом представлении подростков о проектно-исследовательской деятельности, методах и приёмах, неумении и нежелании применить свои знания на практике, отсутствует познавательный интерес, редкое применение приёмов самоконтроля, с проблемами в работе в группе.

Подростки со средним уровнем сформированности опыта имеют недостаточно четкие знания о своих возможностях и личностных качествах, неполное представление об основных методах и технологии проектной деятельности, самостоятельно не применяли их на практике, характерен непостоянный познавательный интерес, не всегда способны переносить знания в новые обстоятельства, способны самостоятельно выполнять рефлексию, но не всегда её делают.

Осведомлённость в теоретических и практических аспектах проектно-исследовательской деятельности, мотивированность, интерес к ней, стремление к участию в ней, свободное вступлению в коммуникации с целью совместной проектной деятельности, значимость её для собственного будущего - всё это признаки высокого (креативного) уровня сформированности опыта проектно-исследовательской деятельности.

Образовательная среда лингвистической гимназии вносит в структуру модели определенные нюансы [5]. Акцент в мероприятиях делается на формирование лингвистической и коммуникативной компетенций. Индивидуализация и субъектность подростков оформляются в процессе выбора клуба по интересам в детском общественном объединении. Среди них могут быть: научное общество учащихся, кружок юных журналистов, дебаты, театр на иностранном и русском языках.

Детское общественное объединение лингвистической гимназии посредствам проектно-исследовательской технологии содействует формированию мировоззренческих позиций, культуры поведения и общения, способности к самостоятельному и ответственному выбору, актуализируют общественно-значимые потребности детей, выявляют и активизируют позитивные ценностные ориентации.

Выводы. Проектно-исследовательская деятельность обладает высоким учебным и воспитательным потенциалом для решения образовательных задач и развития личности подростка, его социализации и профориентации. Актуализация заложенного потенциала наиболее эффективно происходит в условиях групповой работы коллектива детского общественного объединения лингвистической гимназии посредствам форм, методов, условий, принципов, связанных логическими конструктами модели формирования опыта проектно-исследовательской деятельности подростков. Модель носит универсальный характер и может быть адаптирована к условиям различных образовательных учреждений.

Литература:

1. Воскрекасенко, O.A. Учебное исследование и проект - синергия педагогического взаимодействия в образовательном процессе школы / O.A. Воскрекасенко, Н.Г. Кривенкова // Современные наукоемкие технологии. - 2020. -№4-1. -С. 105-109

2. Козырева, O.A. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / O.A. Козырева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, № 2(31). - С. 1. - DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-2-1. -EDN YGHSCT

3. Коновалов, C.B. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования / C.B. Коновалов, O.A. Козырева//Вестник ТГПУ. -2017. -№ 1. - С. 58-63

4. Котлярова, И.О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. -2019. - №1.- С. 8-15

5. Ли, Я. Компоненты образовательной среды как основа моделирования педагогической деятельности / Я. Ли // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 98-100. - DOI 10.24412/1991-5497-2022-495-98-100. - EDN QJHYMC

6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 21.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.