Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ'

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ / ПОДРОСТКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривенкова Н. Г.

В статье затрагивается проблема формирования востребованной в современном обществе коммуникативной компетенции школьников. В качестве эффективного метода её развития исследуется потенциал проектно-исследовательской деятельности лингвистического содержания в условиях детского общественного объединения и клубов по интересам. Исходя из компонентного состава коммуникативной компетенции определяются наиболее адекватные проектно-исследовательские формы деятельности подростков. В их числе рассмотрены лингвистические проекты и исследования, выполняемые школьниками средних и старших классов в рамках работы клубов по интересам детского общественного объединения. Отмечается, что такая деятельность способствует развитию навыков общения подростков за счет активной включенности их в коммуникативную среду учебного заведения в ходе консультаций по выполнению проектов с педагогами, в результате участия в отчетных, конкурсных мероприятиях и конференциях, что требует умения устно и письменно структурировать и излагать свои мысли, вести дискуссию, аргументировать позицию. Внешняя высокая оценка результатов проектно-исследовательской деятельности подростков на конференциях и конкурсах позволяет признать данную образовательную форму высокоэффективной и способствующей раскрытию коммуникативного потенциала школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривенкова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC PROJECTS AND SURVEYS AS AN EFFECTIVE FACTOR IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF ADOLESCENTS IN CHILDREN'S NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS

The article deals with the problem of forming the communicative competence of adolescents, demanded in modern society. The potential of project-research activities with linguistic content in the context of children's public associations and hobby clubs is explored as an effective method for its development. Based on the component composition of the communicative competence, the most appropriate project-research activities for adolescents are identified. These include linguistic projects and research carried out by middle and high school students as part of the work of the children's social club. It is noted that in most cases such activity is initiated by the students themselves, which indicates their formed motivation. As a result of consultations on projects with teachers, participation in reports, competitions and conferences, it has been noted that these activities develop the communication skills of adolescents through their active involvement in the communicative environment of the school, which requires the ability to structure and present thoughts orally and in writing, to lead a discussion and to argue a point of view. The external high evaluation of the results of adolescents' project-research activities at conferences and competitions allows this educational form to be recognized as highly effective and conducive to unlocking the communicative potential of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 355-359. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 355-359.

Научная статья

УДК 371.5:372.881.1

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.53

Лингвистические проекты и исследования как эффективный фактор формирования коммуникативной компетенции подростков в условиях детского общественного объединения

Наталья Геннадьевна Кривенкова1,2

''Лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы, Пенза, Россия, natkrivenkova@yandex.ru,

https://orcid.org/0000-0001 -8488-1017

2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

Аннотация. В статье затрагивается проблема формирования востребованной в современном обществе коммуникативной компетенции школьников. В качестве эффективного метода её развития исследуется потенциал проектно-исследовательской деятельности лингвистического содержания в условиях детского общественного объединения и клубов по интересам. Исходя из компонентного состава коммуникативной компетенции определяются наиболее адекватные проектно-исследовательские формы деятельности подростков. В их числе рассмотрены лингвистические проекты и исследования, выполняемые школьниками средних и старших классов в рамках работы клубов по интересам детского общественного объединения. Отмечается, что такая деятельность способствует развитию навыков общения подростков за счет активной включенности их в коммуникативную среду учебного заведения в ходе консультаций по выполнению проектов с педагогами, в результате участия в отчетных, конкурсных мероприятиях и конференциях, что требует умения устно и письменно структурировать и излагать свои мысли, вести дискуссию, аргументировать позицию. Внешняя высокая оценка результатов проектно-исследовательской деятельности подростков на конференциях и конкурсах позволяет признать данную образовательную форму высокоэффективной и способствующей раскрытию коммуникативного потенциала школьников.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, детское общественное объединение, коммуникативная компетенция и ее компоненты, подростки, образовательный процесс

Для цитирования: Кривенкова Н.Г. Лингвистические проекты и исследования как эффективный фактор формирования коммуникативной компетенции подростков в условиях детского общественного объединения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 355-359. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.53.

Original article

Linguistic projects and Surveys as an effective factor in the formation of communicative competence of adolescents in children's non-governmental organizations

Natalia G. Krivenkova1,2

1Linguistic Gymnasium No. 6, Penza, Russia, natkrivenkova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001 -8488-1017 2Penza State University, Penza, Russia

Abstract. The article deals with the problem of forming the communicative competence of adolescents, demanded in modern society. The potential of project-research activities with linguistic content in the context of children's public associations and hobby clubs is explored as an effective method for its development. Based on the component composition of the communicative competence, the most appropriate project-research activities for adolescents are identified. These include linguistic projects and research carried out by middle and high school students as part of the work of the children's social club. It is noted that in most cases such activity is initiated by the students themselves, which indicates their formed motivation. As a result of consultations on projects with teachers, participation in reports, competitions and conferences, it has been noted that these activities develop the communication skills of adolescents through their active involvement in the communicative environment of the school, which requires the ability to structure and present thoughts orally and in writing, to lead a discussion and to argue a point of view. The external high evaluation of the results of adolescents' project-research activities at conferences and competitions allows this educational form to be recognized as highly effective and conducive to unlocking the communicative potential of schoolchildren.

Keywords: project-research activities, children's public association, communicative competence and its components, adolescents, educational process

© Кривенкова Н.Г., 2021

For citation: Krivenkova, N.G. (2021) Linguistic projects and Surveys as an effective factor in the formation of communicative competence of adolescents in children's non-governmental organizations. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 355-359. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.53 (In Russian).

Коммуникации в современном мире играют ключевую роль. На рынке труда в условиях глобализации востребованы специалисты с развитыми навыками общения, свободно владеющие иностранными языками, способные чётко выражать свои мысли в письменной и устной речи. Нельзя не отметить и тот факт, что цифровизация среды обитания человека обедняет живое общение, а следовательно, особое значение приобретает способность понимать собеседника и взаимодействовать с ним на основе соответствующих ситуации коммуникативных навыков, которые складываются в общую коммуникативную культуру (Ветчинова, Петрова, 2021: 146). Рассматриваемая компетенция является одной из важнейших характеристик, позволяющих реализовывать потребности человека в социальном признании, профессиональной и личной сферах деятельности.

Психолого-педагогические проблемы, касающиеся формирования коммуникативной компетенции, достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной науке (Б.Г. Ананьев, Е.А. Быстрова, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.В. Матвеева, К.Г. Митрофанов, А.К. Михальская, Е.П. Пронина, Е.А. Рябухина, О.В. Соколова, А.В. Хуторской). Однако отдельные аспекты вопроса о целенаправленном формировании коммуникативных навыков в образовательном процессе школы научным сообществом раскрыты недостаточно, что и обуславливает актуальность настоящего исследования.

Анализ практической работы образовательных учреждений позволяет отнести к числу основных ее проблем, нуждающихся в оперативном разрешении, снижение функциональной грамотности обучающихся, в частности, отсутствие интереса к чтению, неразвитость способности анализировать и интерпретировать прочитанное, самостоятельно составлять качественные тексты (Проблемы формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы ..., 2020: 155). Перечисленные аспекты служат основой для формирования коммуникативной компетенции обучающихся, так как являются базой для продуцирования собственных мыслей и соотнесения ситуации общения с моделью реализуемого поведения по образцу представленного в литературе. Однако образовательная система в рамках компетентностного подхода и в соответствии с требованиями нормативных документов призвана формировать у обучающихся наряду с другими и коммуникативную компетенцию1. В связи со сказанным в современных условиях школьного образования как никогда актуален поиск эффективных универсальных форм и методов решения данной задачи.

В этой связи целью нашего исследования является установление ресурсов и педагогических возможностей лингвистических проектов и исследований для формирования коммуникативной компетенции обучающихся в условиях детского общественного объединения (на примере образовательного учреждения с углубленным изучением иностранных языков). Гипотеза его состоит в том, что системно организованная проектно-исследовательская деятельность в сфере лингвистики способствует более эффективному формированию коммуникативной компетенции при условии осуществления её в соответствии с принципами детских общественных объединений: добровольности, со-творчества, сотрудничества. В качестве методов исследования выступили: анализ, обобщение и систематизация опыта образовательных учреждений и психолого-педагогической литературы по проблеме сущности и формирования коммуникативной компетенции; опрос и анкетирование обучающихся.

Современные теоретические представления о содержании коммуникативной компетенции описаны и систематизированы российскими и зарубежными исследователями (Гутник, Шереметьева, 2016; Lupyan, 2016).

Р.П. Мильруд выделяет 5 компонентов коммуникативной компетенции: лингвистический, социокультурный; дискурсный, прагматический; стратегический (Мильруд, Максимова, 2017).

В федеральных государственных образовательных стандартах обозначены следующие ее составляющие2:

1) речевая - развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);

2) языковая (лингвистическая) - наличие определённого словарного запаса и умение создавать связные высказывания на основании норм языка;

1 Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".

2 Там же.

3) учебно-познавательная - развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление со способами самостоятельного изучения языка и культуры, в том числе с использованием цифровых информационных технологий;

4) компенсаторная - способность выходить из положения в условиях дефицита языковых средств;

5) социокультурная - желание и умение вступать в общение с представителями иной культуры, владение знаниями о национально-культурных традициях, речевом этикете.

В настоящем исследовании предпринята попытка на основе личного опыта преподавательской деятельности определить наиболее эффективные методы развития коммуникативной компетенции.

Одной из наиболее востребованных на сегодняшний день является педагогическая технология, которая рационально сочетает в себе теоретические аспекты изучения языка и формирование практических навыков решения конкретных проблем реальных жизненных ситуаций. Таким требованиям соответствует проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Стоит заметить, что из-за ограничений во времени педагоги зачастую отказываются от такой формы работы. Однако детские общественные объединения в силу отлаженного самоуправления экономят время учителя. Причём педагогический эффект данного метода усиливается, когда инициаторами про-ектно-исследовательской работы выступают сами обучающиеся, стремящиеся решить актуальные для себя и общества проблемы, углубить свои знания и усовершенствовать навыки.

Сказанное можно проиллюстрировать результатами сравнительного анкетирования, проведенного нами в рамках подтверждения тезиса о необходимости целенаправленного формирования навыков проектной деятельности у обучающихся для их эффективного влияния на процесс коммуникативного совершенствования школьников. Так, было инициировано анкетирование учащихся МБОУ лингвистическая гимназия № 6 и МБОУ СОШ № 12 г. Пензы (117 и 121 обучающийся 78 классов соответственно). В первом случае в силу профильности учебного заведения проектной деятельности школьников уделяется больше внимания, в том числе в рамках специальных форм внеурочной деятельности. Во втором случае работа по сопровождению проектной деятельности обучающихся педагогическим составом специально не ведется. Данное обстоятельство определило разницу в ответах респондентов из этих учебных заведений на вопрос «Кто выступает инициатором проектно-исследовательской деятельности обучающихся?». Так, учащиеся гимназии показали следующие результаты: предлагает учитель - 54 %, сами обучающиеся - 44 %, другие источники - 4 %. В средней общеобразовательной школе количество инициируемых обучающимися проектов составляет только 14 %, учителем - 82 %, другие источники были указаны в 4 % ответов. Очевидный факт превалирования ученической инициативы в первом случае, на наш взгляд, объясняется активной субъектной позицией опрошенных подростков из гимназии, сформированной педагогическим составом учебного заведения в результате целенаправленной работы в рамках деятельности детского общественного объединения «Шестое измерение».

Необходимо отметить, что участие в данном объединении является добровольным, основано на принципах паритета детей и взрослых, призвано развивать инициативность, творчество и организаторские способности участников. Работа объединения построена на основе проектно-исследовательской деятельности по направлениям. Пять из восьми клубов, входящих в состав указанного объединения гимназии, имеют лингвистическую направленность: научное общество гимназистов (НОГ) «Лингвист», клуб международного общения и культуры «Евроклуб», лингвистическая информационная компания «ЛИК» (школьное радио, телевидение, газета «Жизнь замечательных детей», странички в социальных сетях), театральная гостиная с постановкой спектаклей на русском и иностранных языках, школа аргументированного диалога «Дебаты».

За годы работы объединения сложилась эффективная практика формирования всех компонентов коммуникативной компетенции, отмеченных в федеральных государственных образовательных стандартах.

Учебно-познавательная составляющая в полной мере реализуется в работе научного общества гимназистов (НОГ) «Лингвист». Приоритетами здесь являются аналитические исследования участников в сфере литературы, особенностей русского и иностранных языков (английский, немецкий, французский). Итоги работы обучающихся из данного клуба представляются на традиционной гимназической конференции, а также на конкурсах различного уровня, получают высокие оценки жюри.

Работа над исследовательскими проектами способствует совершенствованию и языковой (лингвистической) составляющей коммуникативной компетенции, состоящей в наличии у обучающихся определённого объема словарного запаса и знании норм языка, а также в умении использовать эти ресурсы для построения связных высказываний. В данном направлении особенно

эффективны комплексные социально-лингвистические проекты: «Английский для бабушки», благотворительные концерты и спектакли на иностранных языках.

Компенсаторная составляющая коммуникативной компетенции выражается в способности учащихся достойно выходить из различных ситуаций в условиях языкового дефицита и оттачивается в клубе «Дебаты», полемическая направленность которого инициирует ситуативную аргументированную монологическую речь. Предварительная подготовка к занятиям клуба состоит в поиске нужных доказательств занимаемой учащимся позиции, поэтому «заставляет» его знакомиться с большим количеством информационных источников. Дебаты происходят как на русском, так и на английском языке.

Большой отклик у обучающихся имеет работа по формированию социально-лингвистической составляющей коммуникативной компетенции, которая осуществляется в рамках функционирования «Евроклуба». Интересными направлениями работы его участников являются проекты, посвященные социокультурному обмену между странами. Изучение традиций, праздников других народов выливается в продуктивную деятельность. Гимназисты придумывают игры и презентации для младших товарищей, что повышает интерес к изучению иностранных языков. Популярен в гимназии проект «Посткросинг» - отправление открыток неизвестному абоненту в любую точку мира, случайно определенную компьютерной программой. Указанные виды деятельности «работают» на оттачивание навыков межкультурного и межнационального общения.

Общим для всех проектов является совершенствование языковой составляющей коммуникативной компетенции. Аудирование, чтение, письмо, говорение - те навыки, которые необходимы в любом проекте. Грамотная речь и письмо - обязательное условие работы лингвистической информационной компании «ЛИК». Написание статей и постов для социальных сетей, съемка репортажей требуют развития речевых навыков.

Таким образом, в нашем исследовании выкристаллизовывается классификация проектов и исследований учащихся в соответствии с компонентами коммуникативной компетенции.

Перечисленные направления деятельности клубов можно рассматривать как дополнение к большой работе по формированию языковой культуры и грамотности, осуществляющейся на уроках. Однако влияние внеурочной проектно-исследовательской деятельности школьников, организованной в рамках функционала клубов детского общественного объединения, является мощнейшим стимулирующим фактором для развития познавательного интереса обучающихся и их навыков общения.

Причиной тому становится активная включенность подростков в коммуникативную среду учебного заведения в ходе консультаций по выполнению проектов с педагогами, при работе в группах, в результате участия в отчетных, конкурсных мероприятиях клубов, что требует умения устно и письменно структурировать и излагать свои мысли, вести дискуссию, аргументировать позицию. Внешняя высокая оценка результатов проектно-исследовательской деятельности подростков на конференциях и конкурсах позволяет признать данную образовательную форму высокоэффективной и способствующей раскрытию коммуникативного потенциала школьников.

В целом, успешность формирования коммуникативной компетенции обучающихся определяется целым комплексом факторов, значимое место среди которых занимают специально организованные мероприятия, обеспечивающие устойчивую мотивацию школьников к проектно-ис-следовательской деятельности, преимущественно лингвистической направленности, поддержание традиций и создание новых форм и идей педагогического взаимодействия (Чернорицкая, 2018: 213).

В связи с предложенной нами классификацией форм проектно-исследовательской деятельности, реализуемых в рамках детского общественного объединения и соотносимых с составляющими коммуникативной компетенции школьников, определенными федеральными стандартами, а также с учетом результатов проведенного анкетирования среди обучающихся учебных заведений разного уровня становится очевидным, что эффективной работа по формированию компонентов коммуникативной компетенции при помощи проективной деятельности подростков может быть только в системе. Исследование показало, что более интенсивно этот процесс протекает в рамках детского самоуправления.

Список источников:

Ветчинова М.Н., Петрова В.А. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в рамках компетентностного подхода // Язык и культура. 2021. № 53. С. 145-161. https://doi.org/10.17223/19996195/53/10

Гутник Е.П., Шереметьева Е.В. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой учёный. 2016. № 27 (131). С. 774-778.

Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Коммуникативная компетентность как готовность учащихся к общению на иностранном языке // Язык и культура. 2017. № 38. С. 250-268. https://doi.org/10.17223/19996195/38/17

Проблемы формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы / Ю.Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 155-180.

Чернорицкая Е.В. Формирование коммуникативной компетенции в проектной деятельности разновозрастных групп учащихся // Опыт и перспективы реализации федеральных образовательных стандартов в современной школе. Ярославль, 2018. С. 212-215.

Lupyan G. The Centrality of Language in Human Cognition // Language Learning. 2016. Vol. 66, iss. 3. Р. 516-553. https://doi.org/10.1111/lang.12155

References:

Chernoritskaya, E. V. (2018) Formirovanie kommunikativnoi kompetentsii v proektnoi deyatel'nosti raznovozrastnykh grupp uchashchikhsya [Developing Communicative Competence in Project Activities for Multigrade Student Groups]. In: Opyt i perspek-tivy realizatsii federal'nykh obrazovatel'nykh standartov v sovremennoi shkole. Yaroslavl', рр. 212-215 (in Russian).

Gosteva, Y. N., Kuznetsova, M. I., Ryabinina, L. A., Sidorova, G. A. & Chaban, T. Y. (2020) Problems of Assessment and Formation of Lower Secondary Education Students' Functional Reading Literacy. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2 (2 (70)), 155-180 (in Russian).

Gutnik, E. P. & Sheremet'eva, E. V. (2016) Sovremennye teoreticheskie predstavleniya o kommunikativnykh kompe-tentsiyakh [Modern Theoretical Concepts of Communicative Competencies]. Molodoi uchenyi. (27 (131)), 774-778 (in Russian).

Lupyan, G. (2016) The Centrality of Language in Human Cognition. Language Learning. 66 (3), 516-553. Available from: https://doi.org/10.1111/lang.12155

Millrood, R. P. & Maksimova, I. R. (2017) Communicative Competence or Communicative Readiness of Language Learners for Communication. Yazyk ikul'tura. (38), 250-268. Available from: https://doi.org/10.17223/19996195/38/17 (in Russian).

Vetchinova, M. N. & Petrova V. A. (2021) Theoretical Aspects of Formation of Communicative Competence Students of Higher Education Institutions in the Process of Learning a Foreign Language Within the Framework Competence Approach. Yazyk i kul'tura. (53), 145-161. Available from: https://doi.org/10.17223/19996195/53/10

Информация об авторе Н.Г. Кривенкова - учитель Лингвистической гимназии № 6 г. Пензы, аспирант Пензенского государственного университета, Пенза, Россия.

Information about the authors N.G. Krivenkova - Lecturer, Linguistic Gymnasium No. 6, Penza, PhD student, Penza State University, Penza, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.12.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.12.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.