Научная статья на тему 'Модель формирования нравственной личности школьников средствами туристско-краеведческой деятельности'

Модель формирования нравственной личности школьников средствами туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА / TOURISM / STUDY OF LOCAL HISTORY / MODEL OF TOURIST AND LOCAL HISTORY ACTIVITY / EDUCATION / PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Надежда Владимировна

В статье показано использование модели туристско-краеведческой деятельности в образовательном процессе школ Алматинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of building up schoolchildren’s moral identity by means of activities in the spheres of tourism and local history

The article considers the use of a model of tourist and local history activity in the educational process of the schools in Alma-ata area.

Текст научной работы на тему «Модель формирования нравственной личности школьников средствами туристско-краеведческой деятельности»

12. Принцип открытости образовательной среды в практике социализации личности воспитанников детских домов: Л. В. Мардахаев, Д. В. Смирнов // Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности: материалы опытно-экспериментальной работы: сб. материалов из опыта работы педагогов-исследователей в режиме Федеральной экспериментальной площадки / под науч. ред. Д. В. Смирнова; ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО, КОУ Воронежской области «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей». М.: ФГНУ ИСМО РАО; Воронеж: КОУ ВО Школа-интернат № 1, 2013. С. 19-34.

13. Ясвин В. А. Указ. соч.

14. Остапец А. А. Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» средней школы № 377 и ДЕЗа № 27 Первомайского района г. Москвы (10 лет работы клуба). М.: ЦДТЭС, 1988. 102 с.

15. Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования готовности к защите Родины: автореф. дис. ... канд. пед. наук / НИИ ОПВ АПН СССР. М., 1989. 15 с.

16. Шипко А. Л. Природне середовище як виршальний фактор форму-вання та корекци особистост // Гуманггарний вюник Переяслав-Хмельниць-кого державного педагопчного ушверситету iменi Григорiя Сковороди: нау-ково-теоретичний збiрник. Переяслав-Хмельницький: видавництво «КВ1Ц», 2003. С. 41-45.

УДК372.851.02(574)

Н. В. Ивлева

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье показано использование модели туристско-краеведческой деятельности в образовательном процессе школ Алматинской области.

The article considers the use of a model of tourist and local history activity in the educational process of the schools in Alma-ata area.

Ключевые слова: туризм, краеведение, модель туристско-краевед-ческой деятельности, воспитание, программа.

Keywords: tourism, study of local history, model of tourist and local history activity, education, programme.

Место формирования нравственной личности школьников в современных условиях социально-экономического развития находится в ряде общественных предпосылок деформации межличностных отношений. Поведение детей и подростков в современном обществе вызывает потребность в исследованиях данного направления. Угроза возникновения безнравственного поколения, не обладающего принципами гуманного общения, приводит к необходимости переоценки взглядов на систему воспитания с позиций нового общественного устройства.

Большое преимущество туристско-краеведческой работы перед другими видами деятельности, которые доступны учащимся на современном этапе развития общества, заключается в предоставлении возможностей активного, неограниченного, эмоционально-деятельного познания окружающего мира и реального положения человека в окружающей действительности. В данном виде деятельности накоплен и отработан многолетний практический, конструктивный опыт, выработана система познавательной деятельности подростков в туристских походах и других формах туристско-краеведческой работы. Работа с подростками приучает не только наблюдать, смотреть или знать, но и видеть и понимать происходящие явления и события.

Современная модель формирования личности включает разработку ведущих положений и понятий, которые охарактеризованы и сформулированы теоретическим развитием педагогики. Она должна учитывать новую концепцию развития казахстанского общества, выполнять задачу воспитания подрастающего поколения и использовать возможности туризма и краеведения [1].

Данная модель показывает нравственно-личностное развитие школьников средствами использования туристско-краеведческой деятельности (ТКД) (см. рисунок). При этом преобразование качеств личности представлено в виде развивающейся «спирали», имеющей цикличный характер, исходящий из особенностей социального ввода школьников в окружающую среду. Здесь следует подчеркнуть выраженную в полной мере гносеологическую спираль освоения окружающего мира, углубляющегося от созерцания к изучению, изучению с элементами исследования, исследованию, научному исследованию в многолетнем процессе непрерывного образовательного процесса средствами туристско-краеведческой деятельности.

Системная модель формирования нравственной личности школьников средствами туристско-краеведческой деятельности

Целью воспитания подростков должно стать формирование такой личности, которая умеет разумно строить отношения с окружающим миром, обществом и самим собой на основе нравственных, национальных, общечеловеческих ценностей.

Анализ современного состояния процесса формирования нравственной личности позволил сделать заключение о целесообразности использования ТКД в образовательном процессе. Её применение вызвано следующими причинами:

- слабостью методических и методологических оснований проектирования дидактических и воспитательных процессов в образовании;

- недостаточной эффективностью традиционных методов, форм и средств обучения и воспитания;

- недостаточным развитием личностных характеристик учащихся в традиционном образовательном процессе;

- недостаточным развитием и реализацией творческого потенциала учащихся в традиционном процессе обучения и воспитания.

Целью воспитания подростков должно стать формирование такой личности, которая умеет разумно строить отношения с окружающим миром, обществом и самим собой на основе нравственных, национальных, общечеловеческих ценностей.

Анализ современного состояния процесса формирования нравственной личности позволил сделать заключение о целесообразности использования ТКД в образовательном процессе. Её применение вызвано следующими причинами:

- слабостью методических и методологических оснований проектирования дидактических и воспитательных процессов в образовании;

- недостаточной эффективностью традиционных методов, форм и средств обучения и воспитания;

- недостаточным развитием личностных характеристик учащихся в традиционном образовательном процессе;

- недостаточным развитием и реализацией творческого потенциала учащихся в традиционном процессе обучения и воспитания.

Таким образом, совершенствование процесса формирования нравственной личности привело нас к необходимости использования модели ТКД в образовательном и воспитательном процессе.

Работа по модели-матрице туристско-краеведческого цикла дала возможность составить совместно с учащимися реально действующую программу по нравственному формированию личности средствами ТКД. При этом наглядно (из модели-матрицы) видно гармоничное сочетание физических и духовно-нравственных на-

грузок, а также правильное отражение в журнале учета работы учителя (см. таблицу).

Блок-программа по формированию нравственности на уроках географии и во внеурочное время при изучении курса «Физическая география Казахстана»

Название темы Показатели нравственности Средства и формы ТКД

Физико-географическая характеристика Казахстана. История географических исследований Патриотизм, поликультурность, этическая воспитанность, познавательная и творческая активность Экскурсия в краеведческий музей

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Казахстана Патриотизм, научное мировоззрение, дисциплинированность, самоорганизованность Экскурсия в геологический музей. Однодневный поход с целью изучения рельефа своей местности

Климат Казахстана Творческая активность, нравственная устойчивость, географическая компетентность Экскурсия в Казгидро-мет

Внутренние воды и гидроресурсы Казахстана Физическая и экологическая культура, самостоятельность, доброжелательность, взаимоподдержка, познавательная активность Полевые исследования внутренних вод своей местности (река, озеро, пруд, болото, ледник и др.)

Природные зоны Казахстана Патриотизм, любовь к природе и бережное отношение к ее ресурсам, познавательная и творческая активность, коллективизм, предметная компетентность Виртуальная экскурсия по природным зонам и заповедникам Казахстана. Итоговая конференция

Характеристика крупных физико-географических территорий Любовь к природе родного края, познавательная активность, физическое здоровье, нравственная устойчивость, воля, самоорганизованность Экскурсия «По заповедным тропам Иле-Алатау» с целью комплексного изучения ландшафтов и высотной поясности гор Тянь-Шаня

Название темы Показатели нравственности Средства и формы ТКД

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов Казахстана Любовь к природе родного края, экологическая культура, ответственность за будущее своего края, предметная компетентность, дисциплинированность, патриотизм Экскурсия в Талгарский заповедник с целью изучения особо охраняемых территорий

Итоговое мероприятие Коллективизм, коммуникабельность, ответственность, саморазвитие, самоорганизованность, физическое развитие Летняя экспедиция по комплексному изучению и сбору природно-крае-ведческих материалов своей местности

В связи с переходом Казахстана на профильное образование [2] актуальной становится разработка системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Прообразом будущей профильной школы в какой-то мере выступают классы в базовых школах, где проводились факультативы по краеведению.

В школьной программе по географии на изучение краеведения отводится времени явно недостаточно. Так, для изучения географии своей области в базовой учебной программе отводится в 8-м классе 5 часов, в 9-м классе - 8 часов. Поэтому одна из важнейших проблем - разработка новой концепции изучения географии своей области, наполнение ее современным содержанием, отражающим новые научные подходы. Если у географии своей области будет статус специального курса, то резко повысится его значение в образовании, воспитании и развитии учащихся. Это позволит рассматривать географию своей области не только как часть географии Казахстана, но и как самостоятельный курс, имеющий большое образовательное и развивающее значение.

Предлагаемая программа по географии Алматинской области рассчитана на 34 часа, она личностно ориентирована, опирается на личностный социальный опыт школьника. Для расширения географического кругозора учащихся и повышения их интереса к изучению краеведения в программу курса «География Алматинской области» включены полевые практики на местности, творческие задания, экскурсии на предприятия, способствующие формирова-

нию навыков поисково-исследовательского характера, предприимчивости, активности, инициативы - качеств, важных для успеха в современных экономических условиях.

Изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы общечеловеческих ценностей: сохранение природы области и здоровья его населения, ограничения потребностей в ресурсах, уважение к памяти предков, национальным традициям, семейному укладу жизни и т. д. Использование всего наиболее ценного из отечественной науки позволит сформировать у учащихся личное понимание ответственности за состояние своего дома, улицы, области. Учащиеся не только изучат свой край, но и раскроют свою фантазию, творчество, проницательность, интуицию, научатся быть мудрыми, милосердными, откроют свои сердца для добра. Таким образом, географическая образованность учащихся, сформированная в результате изучения данного курса, будет отвечать современному требованию общества [3].

Важным аспектом в реализации туристско-краеведческого подхода при изучении географии является рассмотрение вопроса об адаптации школьника к многомерному, постоянно изменяющемуся пространству (окружающей среде). Знания о родном крае, способы действия в конкретной ситуации позволят не только адаптироваться учащимся в окружающей среде, но и адаптировать среду к основным человеческим потребностям, осваивать культуру своей Родины, нормы нравственности, эстетическое отношение к окружающей среде. В результате изучения предмета краеведение у учащихся будет сформирована предметная образованность. Необходимым условием данного курса является использование средств ТКД.

Примечания

1. Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан. Астана, 2011. С. 28.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 7.06.1999 // Каз. правда. 1999. 11 июня. С. 3-4.

3. Ивлева Н. В. Туристско-краеведческая работа в школе: учебное пособие. Алматы, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.