Научная статья на тему 'Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов'

Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕЛЬ / НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрашитова И. В.

Данная статья содержит информацию о формировании экологической культуры студентов в образовательном пространстве вуза. Представлена модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов, раскрыто информационное насыщение блоков и модулей, приведены фрагменты авторской программы эколого-образовательного проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of moral and aesthetic components of ecological culture of students

The forming of students’ environmental culture in educational field of a university is displayed. The formation models of moral and aesthetic components of the environmental culture are presented, the content of units and modules is disclosed. Fragments of the author’s programmeт of the environmental and educational projects are given

Текст научной работы на тему «Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов»

УДК 378.016:504

И.В.Абдрашитова

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Данная статья содержит информацию о формировании экологической культуры студентов в образовательном пространстве вуза. Представлена модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов, раскрыто информационное насыщение блоков и модулей, приведены фрагменты авторской программы эколого-образовательного проекта.

Ключевые слова: экологическая культура, нравственный компонент, эстетический компонент; образовательное пространство; модель.

I.W.Abdrashitova The model of moral and aesthetic components of ecological culture of students

The forming of students' environmental culture in educational field of a university is displayed. The formation models of moral and aesthetic components of the environmental culture are presented, the content of units and modules is disclosed. Fragments of the author's programmeт of the environmental and educational projects are given.

Keywords: environmental culture, moral component, aesthetic component, educational field, model.

Формирование экологической культуры личности - это одна из актуальных и приоритетных задач учебно-воспитательной работы современной педагогики и представляет собой область целенаправленной педагогической деятельности, рассчитанной на изменение отношения человека и общества к миру природы.

Для сохранения биосферы традиционных мер по улучшению природопользования усвоение и углубление экологических знаний недостаточно. Преодолеть создавшуюся ситуацию возможно обогащением нравственно-эстетического потенциала человека. В связи с этим современная педагогическая наука уделяет особое внимание совершенствованию системы экологического образования и воспитания, экологического сознания, экологической деятельности. Экологическая составляющая содержания воспитательного процесса будет способствовать проявлению новых отношений в системе человек-природа.

В настоящее время для осознания законов рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, переоценки средств воздействия на природную среду, усвоения соответствующих знаний, развития духовного мира человека, способного нравственно и эстетически развивать взаимоотношения в природном мире, формируется новый тип культуры, адекватный современной экологической ситуации - экологическая культура.

«Экологическая культура - уровень развития общей культуры, характеризуемый осознанием самоценности природного мира и человека как части природы, развитой потребностью ответственной, предвиденной, целесообразной деятельности, основанной на нравственно-эстетическом и ценностном восприятии природной среды, ведущей к гуманному установлению соответствия и гармонии между экологическими потребностями нравственно и эстетически образованной личностью с возможностями природного мира, ведущими к сближению природы и культуры, т.е. эконоосфере» [1, 43 с.].

«Экологическая культура студента - это качественное изменение духовного мира личности под воздействием базовых и специальных знаний, навыков, норм поведения, опыта свободного выбора действий в природной среде, выражающееся в умении эстетически воспринимать, нравственно, активно действовать, обобщать и анализировать многообразные природные взаимосвязи и явления, способности передавать, формировать и развивать эти качества в духовном мире подрастающего поколения, осознающего коэволюционный путь развития природы и общества» [1, 50 с.].

Формированию экологической культуры студентов вуза способствуют целенаправленные образовательно-воспитательные курсы, проекты, программы, модели.

«Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов» представляет собой систему содержательного педагогического процесса, создающую научную основу убеждений, служащими ориентирами в поведении, деятельности, отношениях в области «человек-природа». Метод моделирования обеспечивает четкую профессиональную направленность и координацию педагогической деятельности по формированию нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов вуза. Модель позволяет управлять, перестраивать, совершенствовать исследуемый педагогический процесс.

Модель включает информацию из области естественнонаучных, общегуманитарных, педагогических дисциплин, лабораторно-практических занятий, полевых практик, курсов по выбору, творческих уроков и научно-исследовательской деятельности.

Формирование нравственных и эстетических качеств личности студентов вуза - основная цель педагогического эксперимента, которая подчиняет себе функции и действия всех компонентов, разрабатываемой модели, по формированию экологической культуры личности.

В предлагаемой модели определены следующие составляющие систему модели блоки:

1. мотивационно-целевой;

2. информационно-познавательный;

3. творческо-деятельностный;

4. контрольно-оценочный.

Первый блок - мотивационно-целевой - предполагает развитие мотивационной сферы личности, т.е. побудительных сил для формирования нравственно-эстетического компонента экологической культуры личности, на основе экологических знаний, умений, навыков, полученных в процессе изучения предметов биологического цикла. Информация из области ботаники, зоологии, анатомии человека, экологии и т.д., не только углубляет знания, развивает экологический интерес, но и обеспечивает формирование разумного ответственного отношения к миру природы и отражает готовность личности экологически действовать.

Полевые практики по естественнонаучным дисциплинам позволяют студентам приобрести устойчивые экологические умения, привычки и опыт гербаризировать, консервировать, фиксировать растительные объекты и монтировать гербарии для научных коллекций. Освоить навыки наблюдения за биологическими объектами, способы изучения и прогнозирования состояния окружающей природной среды. Изучить методы мониторинга эталонных природных территорий и прогнозирования окружающей природной среды, при этом изучаются и сознательно соблюдаются нормы и правила поведения в природной среде. Подобный метод общения с природой, открывает большие возможности для формирования нравственных норм отношения к природе.

В процессе познания, связанного с природной действительностью, у студентов раскрывается представление об эстетической картине природного мира и его ценности, в связи, с чем они готовы пересмотреть, переоценить свое отношение к растительному и животному царству природы.

Б.Т.Лихачев выделяет следующие особенности, побуждающие человека выражать нравственно-эстетические отношения к природе - природа является объектом познания и эстетического отноше-ния. Изучение ее способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходи-мость получения экологических знаний и осуществление всеобщего, обязательного экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры [3].

Таким образом, мотивационно-целевой блок имеет потенциальные возможности развития побудительных сил для формирования нравственного и эстетического компонентов посредством усвоения экологических знаний развития экологического интереса в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла.

Второй блок - информационно-познавательный - включает информацию общих гуманитарных дисциплин, прежде всего философии, психологии, педагогики, культурологии, которые будут формировать не только мировоззренческое пространство, взгляды, убеждения, устойчивую мотивацию, в нравственно-эстетической направленности, но и влиять на развитие личности, создавая целостный образ мира, раскрывающий понятие «природа», «человек», «культура». Это обеспечивает взаимодействие, взаимосвязь, синтез и единство всех компонентов системы модели.

На лекционных и семинарских занятиях по философии студенты знакомятся с научной, философской и религиозной картинами мира, всесторонне анализируют определение «человек-общество-культура» и отдельно акцентируют внимание на взаимоотношениях в системе «общество-природа». Раскрывают смысл человеческого бытия, свободы, ответственности, морали. Выделяют нравственные и эстетические ценности и их роль в жизни человека.

В курсе общей психологи проблема человека представлена как предмет системного исследования. Изучаются основные психологические теории личности, направленность и ее психологические проявления, потребности, мотивации. Характеризуются особенности восприятия, воображения, эмоций, чувств и воли.

Цикл педагогических наук раскрывает методологические основы морали, представляет сведения о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы и предотвращения необратимого нарушения экологического равновесия. Указывает методы, технологии организации выработки нравственных качеств личности. Ориентирует внимание на

определение целей, задач, содержания эстетического воспитания учащихся, используя активизацию эстетического саморазвития и самосовершенствования личности.

Курс культурологии направлен на освоение основных понятий: культура, цивилизация, культурная антропология, культурные ценности и нормы, культурные традиции. Рассматривается этническая и национальная культуры. Особо представлены темы о культуре и природе, культуре и обществе, экологической культуре и глобальных проблемах современности.

Содержание дисциплин гуманитарного цикла имеет достаточную базу возможностей для глубокого осмысления знаний о закономерностях эволюции природы и человека, ориентирующих становление экологической культуры личности.

Третий блок - творческо-деятельностный - включает разработку специального материала автора - учебное пособие «Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры» [1]. Содержание, которого реализовывалось в рамках курсов «Формирование экологической культуры» и «Флористическое искусство».

Используя содержание курса «Формирование экологической культуры», предполагалось углубить знания о нравственно-эстетическом компоненте регулирующим поведение человека при общении с природой, выявить принципы экологического гуманизма и концепцию сохранения биоразнообразия природы, вскрыть возникновение экологической напряженности и наметить пути стабилизации взаимоотношений в системе «человек-природа».

Логика содержания курса следующая:

- анализ проблемы формирования экологической культуры личности;

- выявление нравственно-эстетического системообразующего компонента экологической культуры;

- представление мифов, легенд, сказок как источник моральных норм, правил взаимодействия человека и природы;

- смысл мифологизации и значение олицетворения природы;

- раскрытие понятия «космизм» как явления, раскрывающего человека совершенствующимся природным существом, способным построить гармоничные отношения с миром природы;

- анализ динамики нравственных и эстетических отношений человека и природы от древних исторических эпох до современности;

- рассмотрение экологии человека и развитие экологических проблем;

- постиндустриальный период, ноосфера.

Курс «Флористическое искусство» - искусство составления цветочных композиций из природного и декоративного материала - ориентирован на организацию творческого процесса с целью формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры.

Творчество - это создание оригинального изделия, продукта в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый подход к решению задачи. Обучающая творческая деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; стремления добывать знания и умения; самостоятельности в выборе решения задачи [5, с. 96].

Данный курс решает следующие задачи:

1. Формирование и развитие эмоционального восприятия мира природы как источника красоты.

2. Воспитание эстетической потребности общения с природой через творческую деятельность.

3. Развитие эстетических знаний, умений, навыков и вкуса.

Лекционный курс представляет многовековую историю украшения живыми цветами, листьями, ветками и плодами одежды, жилища и процессий в разные исторические эпохи и в современное время. Раскрывает особенности цветочной аранжировки от национальной принадлежности. Знакомит с теорией, как и какой цветочный материал выращивать. Что и как собирать в лесу, в поле, в парке с приходом весны, лета, осени для аранжировки флористических композиций. Даны рекомендации по засушиванию, хранению собранных растений.

Занятия по флористике имеют собственные особенности, заключающиеся в том, что внешняя природа в результате творческого к ней отношения преломляется и отражается в человеческой природе, благодаря чему человек приобретает высшие духовные эстетические ценности, развивает в себе способность и потребность постижения прекрасного в реальной действительности и наслаждения им. На этой основе возникает способность воспринимать, чувствовать и переживать

прекрасное в природе, формируется эстетическое отношение к природному миру.

Таким образом, данный блок модели обладает достаточным воспитательным потенциалом нравственно-эстетического компонента и способствует формированию экологической культуры студентов.

В модели также заложен и действует принцип межпредметной связи: философия, психология, педагогика, культурология тесно переплетаются с материалом курса по выбору «Формирование экологической культуры студентов». Курс «Флористическое искусство» построен с учетом знаний ботаники, физиологии растений, физиологии человека, экологии. Поэтому курсы «вписываются» в учебно-воспитательный процесс, смыкаются с ним и образует единство в образовательном пространстве.

Образовательное пространство следует понимать как существующие факторы, условия, связи, взаимодействия субъектов в социуме, где осуществляется специальная деятельность по развитию образовательных возможностей, при этом оно сопряжено с формированием индивидуального образовательного пространства, становление которого происходит в опыте каждой личности [4, с.63].

Четвертый блок - контрольно-оценочный - позволяет осуществить контроль и оценить уровень сформированности нравственной и эстетической воспитанности студентов в результате педагогического эксперимента Он дает возможность, удостовериться в эффективности предложенных методов и выделенных педагогических условий, позволяющих формировать экологическую культуру студентов, определить меры коррекции и совершенствования системы и произвести статистические расчеты. В результате использования экспериментальной модели можно наблюдать положительную динамику изменения нравственного и эстетического компонентов в процессе становления экологической культуры студентов

Модель формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза

и и

И

а о

рц

И «

3 X л

4

и н

с

н

я и и

0

со

1

о X и

И V

Педагогические условия

организация воспитания нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов в образовательном пространстве вуза; осуществление экологической направленности учебно-воспитатель-ного процесса на основе нравственных и эстетических ценностей; усиление нравственного и эстетического аспектов в научно-исследовательской и творческой деятельности студентов;

развитие профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей к осуществлению экологической работы в школе на основе нравственного и эстетического компонентов;

формирование культуры осознанного выбора экологического поведения с позиций нравственных и эстетических ценностей;

реализация педагогических условий и модели формирования нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза в условиях учебно-воспитательного процесса

Ботаника, Зоология, Анатомия, Экология, полевые практики и т.д.

Философия, Психология, Педагогика, Культурология

I блок Мотивационно-

целевой

Мотив, потребность, интерес, цель

т

II блок Информационно-познавательный

Формирование мировоззрения

Курсы по выбору

«Формирование

экологической

культуры

студентов» ,

«Флористическое

III блок Творческо-деятельностный

Формирование нравственного и эстетического компонентов

Организация контроля уровня знаний

IV блок Контрольно-оценочный

Формирование эксперимента

Экологические знания, умения, навыки, опыт

Осмысления знания о закономерностях развития и связях человека и природы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нравственное и эстетическое, ценностное восприятие природного мира

Оценка примененной системы модели

О со

н и

X

<

рц

н и

О

рц

X И О X л

ч

И

н

^

со

О

м ^

Рч И О

Э К О Л О Г И Ч Е С К А Я К У Л Ь Т У Р А

Литература

1. Абдрашитова И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры.- Казань, Мастер Лайн, 2001.-234с.

2. Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза: Дис.канд.пед. наук Казань, 2004.-180 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.

4. Новые ценности образования: Тезаурус. Редактор - составитель Н.Б.Крылова. М:, РАО, институт педагогических инноваций и Российский фонд фундаментальных исследований, 1995. - 113 с.

5. Педагогический поиск. Сост. И.Н Баженова. /И.П. Волков. Учим творчеству. - с .96. М.: Педагогика, 1988. - 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.