Научная статья на тему 'Модель формирования компетенций агитационно-пропагандистской направленности у студентов вузов физической культуры'

Модель формирования компетенций агитационно-пропагандистской направленности у студентов вузов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА / ОБЛАСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / COMPETENCE / COMPETENCY-BASED APPROACH / ACTIVITY APPROACH / TEACHING METHODOLOGY / PROPAGANDA WORK / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Елена Васильевна, Круглова Татьяна Эдуардовна

Структурно-содержательная модель формирования компетенций агитационно-пропагандистской направленности раскрывает принципы и подходы подготовки студентов бакалавриата вузов физической культуры по направлению подготовки «Физическая культура» к агитационно-пропагандистской работе на основе требований образовательных и профессиональных стандартов. Модель предусматривает объединение компетенций агитационно-пропагандистской направленности в блоки, сформированные авторами в качестве базовых ориентиров: ценностно-мировоззренческий, профессионально-коммуникативный, организационно-технологический. На этом подходе строится методика обучения студентов агитационно-пропагандистской работе, имеющая практико-ориентированный характер, которая опирается не только на использование инновационных форм аудиторной работы, но и подготовку студентов средствами внеаудиторной работы широкое привлечение к участию в фестивалях, слётах, клубах, волонтёрском движении спортивной направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Елена Васильевна, Круглова Татьяна Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model for the formation of competencies in the propaganda orientation of students of higher education institutions of physical education

The structurally-substantive model of building competencies of the propaganda orientation reveals the principles and approaches of preparing undergraduate students of physical education universities in the direction of preparing “Physical Culture” for propaganda work based on the requirements of educational and professional standards. The model provides for combining the competencies of the agitation and propaganda orientation in the blocks formed by the authors as basic guidelines: value-worldview, professional-communicative, organizational and technological. This approach is used to build a methodology for teaching students propaganda work, which has a practice-oriented nature, which is based not only on the use of innovative forms of classroom work, but also on training students through extracurricular activities widespread involvement in festivals, rallies, clubs, volunteer movements sports orientation

Текст научной работы на тему «Модель формирования компетенций агитационно-пропагандистской направленности у студентов вузов физической культуры»

Модель формирования компетенций агитационно-пропагандистской направленности у студентов вузов физической культуры

Калашникова Елена Васильевна,

ст. преподаватель, кафедра социальных технологий и массовых коммуникаций в спорте, ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта», ellen-@mail.ru

Круглова Татьяна Эдуардовна,

к.п.н., доцент, кафедра менеджмента и экономики спорта, ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,»

Структурно-содержательная модель формирования компетенций агитационно-пропагандистской направленности раскрывает принципы и подходы подготовки студентов бакалавриата вузов физической культуры по направлению подготовки «Физическая культура» к агитационно-пропагандистской работе на основе требований образовательных и профессиональных стандартов. Модель предусматривает объединение компетенций агитационно-пропагандистской направленности в блоки, сформированные авторами в качестве базовых ориентиров: ценностно-мировоззренческий, профессионально-коммуникативный, организационно-технологический. На этом подходе строится методика обучения студентов агитационно-пропагандистской работе, имеющая практико-ориентированный характер, которая опирается не только на использование инновационных форм аудиторной работы, но и подготовку студентов средствами внеаудиторной работы - широкое привлечение к участию в фестивалях, слётах, клубах, волонтёрском движении спортивной направленности. Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, де-ятельностный подход, методика обучения, агитационно-пропагандистская работа, область физической культуры и спорта.

о

Е

£

СП

0

ч-^

01 г

Необходимость разработки модели формирования компетенций агитационно-пропагандистской направленности у студентов вузов физической культуры была обусловлена требованиями текущей ситуации. Так введение актуализированного федерального образовательного стандарта по направлению подготовки «Физическая культура», а также профессиональных стандартов, соответствующих областям и сферам профессиональной деятельности выпускников вузов, определили необходимость пересмотра и углубления методики преподавания дисциплин учебного плана вузов, связанных с формированием агитационно-пропагандистских компетенций [1, 2].

Разработанная нами структурно-содержательная модель формирования компетенций охватывает на системном уровне целостный подход к решению образовательных задач нового поколения и предусматривает следующие элементы, расположенные на трех выделенных нами уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном (см. рисунок 1).

1. На стратегическом уровне государственный заказ на подготовку специалистов для реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта реализуется через деятельность органов государственной власти, отвечающих за разработку федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, определяющих области и виды профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. В содержании нормативных документов учитывается факт непосредственного участия будущих специалистов области физической культуры и спорта в агитационно-пропагандистской работе, определяются функции, формулируются необходимые компетенции.

2. На тактическом уровне образовательные организации профессионального образования (федеральные учебно-методические объединения, вузы физической культуры) определяют содержание образовательной деятельности по подготовке студентов к работе в области пропаганды спорта, физической культуры и здорового образа жизни. На основе рекомендуемых компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных), трудовых функций и действий профессиональных стандартов в учебных планах подготовки бакалавров и магистров предусматриваются дисциплины, направленные на формирование компетенций агитационно-пропагандистской направленности.

В предлагаемой модели на основе проведенного анализа сгруппированы компетенции и трудовые функции соответствующих профессиональных стандартов, характеризующие деятельность по

осуществлению пропаганды, по сформированным нами блокам (ценностно-мировоззренческий, профессионально-коммуникативный, организационно-технологический) для наиболее эффективного способа организации процесса обучения по подготовке студентов к агитационно-пропагандисткой работе [3].

3. На оперативном уровне в образовательных организациях осуществляется разработка рабочих программ дисциплин, формирующих компетенции агитационно-пропагандистской направленности с использованием различных методик на основе комплексности применяемых педагогических технологий. Результатом работы является освоение компетенций на уровне достаточном для осуществления выпускниками вузов

физической культуры данного вида деятельности среди населения. Соответственно на текущем этапе корректируются содержание, формы, средства и методы обучения при планировании дисциплин учебного плана, направленных на обучение основам агитационно-пропагандисткой работы [4].

Данный подход был применен авторами при разработке и реализации методики практико-ориенти-рованного обучения студентов в процессе освоения дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта», представленной на рисунке 2, что учитывает требования федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов и реализует компетентностный и деятельностный подходы в обучении; опирается на современные принципы обучения и воспитания - научности, связи теории с практикой, целенаправленности, наглядности, сознательности и активности, комплексности применяемых методов; использует результаты обучения через дисциплины базовой части учебного плана, а также средствами внеаудиторной работы через участие студентов в фестивалях, слётах, клубах физкультурной направленности, в спортивном волонтёрском движении.

Согласно предложенной методике учебный процесс построен на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта». Формирование умений студентов, востребованных в дальнейшем при осуществлении агитационно-пропагандистской работы, происходит в процессе решения профессионально важных задач и проблем, которые характеризуется многоплановостью и мно-гопрофильностью - владение письменной и устной речью, работа с современными средствами коммуникации, участие в проектной работе по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий.

Методика опирается на фиксировании компетенций агитационно-пропагандистской направленности, отражающих гуманитарные знания, коммуникативные способности, организаторские навыки, что в совокупности с трудовыми функциями и действиями группируются по блокам - ценностно-ми-

о о ш и т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

о с

СП ^

о

сч

ровоззренческом, профессионально-коммуникативном, организационно-технологическом. Интегральные характеристики компетенций и трудовых функций/действий явились основанием для отбора применяемых педагогических технологий, средств, методов и приемов обучения для осуществления агитационно-пропагандистской работы.

Характер учебных задач, планирование результата обучения для каждого уровня освоения компетенции (знания, умения, владения), подготовленность студенческой аудитории, в том числе к осуществлению различных видов самостоятельной работы, определили формы организации, способы работы, рабочие операции в процессе обучения студентов дисциплине «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта».

Важным условием реализации данной методики является определение критериев оценки результатов обучения студентов агитационно-пропагандистской работе, более четкие требования к формулировкам которых способствуют повышению эффективности процесса обучения.

В таблице 1 представлены характеристики критериев оценки формирования компетенций в соответствии с блоками, определяющими ориентир авторов при отборе педагогических технологий, методов и приемов обучения.

Реализация практико-ориентированного подхода при подготовке студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе позволяет значительно повысить эффективность обучения за счет востребованности практических

знаний и умений, вовлечения обучающихся в творческий процесс.

Таблица 1

Характеристика критериев оценки компетентности

Ценностно-мировоззренческий блок

Групповое обсуждение фильма/телепередачи по спортивной тематике. Интерпретация рекламных сообщений.

Разбор текстов правовых документов. Решение кейсов. Интеллектуальное соревнование «Дебаты».

Профессионально-коммуникативный блок

Форма занятий

Характеристика критериев оценки_

Средства, позволяющие:

определить кругозор обучающегося, умение выделить главное в сюжете, критически осмыслить, выразить свою точку зрения; оценить эмоциональную реакцию обучающегося, его уровень эмпатии и рефлексии;

оценить умение самостоятельно анализировать, делать выводы, обобщать авторскую позицию;

вовлечь обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса согласно определенным правилам и отведенным ролям, оценить умение аргументированно доказывать собственную точку зрения._

Написание рекламного текста (обращения) /поста в соответствии с заявленной структурой.

Подготовка публичного выступление по технологии «message Ьюи^е». Игровые коммуникативные практики. Медиа-тренинг.

Организационно-технологический блок

Средства, позволяющие: - оценить практический навык по написанию рекламного сообщения/поста в соответствии с заданными критериями для социальных медиа, уровень творческого подхода по оформлению дизайна;

оценить умение устно и письменно излагать суть проблемы;

оценить степень усвоения структуры текста для публичного выступления, умение сформулировать основную мысль послания, степень раскрытия темы, применения системы аргументации;

оценить усвоенную технику публичного выступления и специфику выступлений в СМИ, умение определять достоинства и недостатки коммуникации.

Конструирование имиджа спортсмена и спортивной организации. Разработка концепции и плана спортивного события (проект).

Средства, позволяющие:

оценить выполнение обучающимися задач по формулировке проблемы, определения целей, планированию, оценке эффективности, умению осуществлять экспертизу проектов других обучающихся.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 49.03.01 Физическая культура. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/49.03.01-fizicheskaia-kultura.html - 15.02.2019

2. Профессиональные стандарты в области физической культуры и спорта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/docs/69/0/2/5 -19.06.2019

3. Калашникова Е.В. Подготовка студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе в области физической культуры и спорта с учетом требований профессиональных стандартов // Интернетжурнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/107PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

4. Калашникова Е.В., Круглова Т.Э. Концепция подготовки студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе в профессиональной сфере. / «Современное педагогическое образование» № 4, 2018. - С. 109-114

A model for the formation of competencies in the propaganda orientation of students of higher education institutions of physical education Kalashnikova E.V., Kruglova T.E.

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health

The structurally-substantive model of building competencies of the propaganda orientation reveals the principles and approaches of preparing undergraduate students of physical education universities in the direction of preparing "Physical Culture" for propaganda work based on the requirements of educational and professional standards. The model provides for combining the competencies of the agitation and propaganda orientation in the blocks formed by the authors as basic guidelines: value-worldview, professional-communicative, organizational and technological. This approach is used to build a methodology for teaching students propaganda work, which has a practice-oriented nature, which is based not only on the use of innovative forms of classroom work, but also on training students through extracurricular activities - widespread involvement in festivals, rallies, clubs, volunteer movements sports orientation. Key words: competence, competency-based approach, activity approach, teaching methodology, propaganda work, physical education and sports.

References

1. Federal state educational standard of higher education. Undergraduate level. Direction of preparation 49.03.01 Physical education. [Electronic resource]. - Access mode: http://classinform.ru/fgos/49.03.01 -fizicheskaia-kultura.html -02/15/2019

2. Professional standards in the field of physical education and sports. [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/docs/69/0/2/5 - 06/19/2019

3. Kalashnikova E.V. Preparation of students of physical education

universities for propaganda work in the field of physical education and sports, taking into account the requirements of professional standards // World Science Journal, 2018 No. 6, https://mir-nauki.com/PDF/107PDMN618.pdf (access free). Zag from the screen. Yaz. Russian, English

4. Kalashnikova EV, Kruglova T.E. The concept of preparing students

of physical education universities for propaganda work in the professional field. / "Modern pedagogical education" No. 4, 2018. - P. 109-114

о

о

и

n

m

5

m

X

X

о

m

m

й

А

-i

О

X

£

m

О

X

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

О

01

n

А

ы

О

и

А

X

X

m

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.