УДК 78.087.1:371
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ-ГИТАРИСТОВ К ОСВОЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
А.В. Рылов
Аннотация. В данной статье представлена педагогическая модель формирования готовности учащихся-гитаристов к освоению современной музыки. Приведен анализ понятия «модель», и рассмотрены ее разновидности. Данная педагогическая модель разработана как интегративное единство цели, задач, педагогических условий, подходов, принципов, методов обучения. Основными методологическими подходами выступают культурологический, системный, синергетический. Отметим, что в педагогическую модель заложены ведущие дидактические принципы; определены педагогические условия, оптимальные для эффективного освоения современной музыки, что определяет повышению продуктивности процесса музыкального воспитания подростков в системе дополнительного образования. На основе всего вышесказанного мы выдвинули гипотезу относительно того, что данная модель способствует эффективному формированию готовности учащихся-гитаристов к освоению современной музыки и может применяться в рамках учебно - воспитательной деятельности педагогов, работающих в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: современная музыка, методологический подход, модель, формирование готовности, педагогические условия, дидактический принцип.
MODEL OF FORMATION OF READINESS OF STUDENTS-GUITARISTS
TO THE DEVELOPMENT OF CONTEMPORARY MUSIC
A. Rylov
Abstract. This article presents a pedagogical model of formation of readiness of students-guitarists to the development of modern music. The analysis of the concept of "model", and discussed its variants. This pedagogical model is designed as an integrative unity of purpose, objectives, pedagogical conditions, approaches, principles, teaching methods. Main methodological approaches are: culturological, system, synergetic. Note that in the pedagogical model includes a leading didactic principles; defined pedagogical conditions, optimal for the effective development of modern music, which determines the productivity of the process of musical education of adolescents in the system of additional education. Based on the foregoing, we put forward the hypothesis concerning the fact that this model contributes to the effective formation of readiness of students-guitarists to the development of modern music and can be used in the framework of educational activities of teachers working in the system of additional education.
Keywords: contemporary music, methodological approach, model, formation of readiness, pedagogical conditions, didactic principle.
Метод моделирования активно применяется в современной педагогике и является востребованным исследователями всего мира. Одно из главных его преимуществ - это способность отражения явлений и процессов в виде целей, задач, принципов, условий, подходов и образов действий, что определяет интеграционное единство теории и практике в рамках педагогического исследования.
Приведем значение термина «модель образования» данное В.Г. Онушкиным: «модель образования» - это «знаковая система, схематически отображающая образовательную практику в целом и её отдельные фрагменты» [3, с.86].
Отметим, что в современной науке выделяют три основных типа моделей:
1. Описательные модели предоставляют информацию о сущности, структуре и об основных моментах образовательной практики.
2. Функциональные модели отражают образование и социальную среду в единой системе.
3. Прогностические модели дают возможность схематичного видения будущего образовательной практики.
Также существуют модели интеграционного типа, где интеграция рассматривается как: «процесс и результат взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящих к оптимизации связей между ними и к объединению в одно целое, т.е. систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями» [4, с.39].
Системы, построенные на интеграционном подходе, синтезируют в себе все вышеописанные модели и позволяют образовательному процессу приобрести новые качества, по мнению И.Н. Кунгурцевой: «интегративность модели означает целостность на различных уровнях системы:
целостность процесса, целостность результата, целостность организационных структур» [1, с.61].
В рамках диссертационного исследования мы разработали модель формирования готовности учащихся - гитаристов к освоению современной музыки. Для создания данной педагогической системы мы определили элементы, входящие в ее состав (цель, задачи, принципы, подходы, содержание, методы, педагогические условия.) Описание перечисленных структурных элементов даёт представление о возможностях и сущности педагогической системы.
Вышеприведенную педагогическую модель мы разделили на три дидактических блока:
1. Интенциональный (цель, задачи, принципы).
2. Содержательный (содержание обучения).
3. Операциональный (подходы, методы, педагогические условия).
Цель педагогической модели заключается в формировании готовности учащихся - гитаристов к освоению современной музыки в системе дополнительного образования.
Постановка цели определила следующие исследовательские задачи:
- формирование мотивации и потребности к освоению современной музыки XX и XXI века, написанной для классической гитары;
- формирование теоретических знаний об основных направлениях, жанрах, стилях, ритмических особенностях и специальных исполнительских приемах, применяемых в «современной музыке» XX и XXI века, написанной для классической гитары;
- формирование умений и навыков, необходимых для исполнения подростками современной музыки XX и XXI века написанной для классической гитары.
Данная модель базируется на ведущих дидактических принципах, позволяющих увеличить воспитательный эффект от применения вышеприведенной педагогической системы: систематичности и последовательности; диалогичности; сознательности и активности; целостности; доступности; интегрированного подхода.
Принцип систематичности и
последовательности способствует
последовательному освоению учащимися -гитаристами теоретических знаний и практических навыков с параллельным их применением на практике, что позволяет увеличить продуктивность процесса обучения и сделать подачу учебного материала более логичной.
Принцип диалогичности реализуется на основе диалога педагога и ученика, в процессе которого происходит обмен культурными
ценностями, и, если это необходимо, коррекции направленности личности. Данный принцип является эффективным инструментом для формирования гармонически развитой личности учащегося, а также способствует созданию благоприятной атмосферы в классе, что позволяет увеличить продуктивность занятий.
Принцип сознательности и активности направлен на повышение мотивации к освоению современной музыки и развитие навыка самостоятельной работы у учащихся -гитаристов, что дает благодатную почву для продуктивного формирования исполнительских умений и навыков, а также креативность в приобретении знаний и решении творческих задач. В дальнейшем это поможет учащимся -гитаристам свободно использовать полученные знания в решении музыкальных задач, что очень важно для исполнения современной музыки XX и XXI века, написанной для классической гитары.
Принцип целостности предполагает комплексный подход в решении педагогических задач, что позволяет достичь целостности в построение содержания обучения и его организации; при этом соотношение сознательного, и подсознательного достигает идеальной пропорции для освоения современной музыки.
Принцип доступности подразумевает учет индивидуальных особенностей, багажа знаний и текущего уровня исполнительского мастерства учащихся - гитаристов в процессе освоения учебного материала, что способствует формированию интереса и повышению потребности к освоению современной музыки XX и XXI века, написанной для классической гитары.
Принцип интегрированного подхода основан на синтезе методов обучения и видов искусства (музыка и литература), что позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся - гитаристов, и усилить эмоциональный отклик в процессе изучения учебного материала.
Содержание обучения предполагает приобретение и накопление учащимися-гитаристами: теоретических знаний о направлениях, жанрах, стилях ритмических особенностях и специальных исполнительских приемах использующихся в «современной музыке» XX и XXI века, написанной для классической гитары, что способствует развитию ценностного отношению и мотивации, к освоению учебного материала, а также формирование необходимых знаний,
исполнительских умений и навыков.
Педагогическая модель, базируется на следующих методологических подходах:
культурологическом; системном;
синергетическом.
Культурологический подход способствует накоплению знаний о современной музыке XX и XXI века, написанной для классической гитары, и о параллельно существующих видах искусства и явлениях культуры, что определяет культуроведческую направленность в содержании модели и способствует наиболее продуктивному освоению музыки изучаемого направления.
Системный подход объединяет относительно самостоятельные элементы педагогической модели и дает возможность рассмотрения их как совокупности взаимосвязанных компонентов, таких как субъекты педагогического процесса (учащиеся - гитаристы, педагог, содержание обучения, педагогические принципы, методы обучения, педагогические условия) и целевая направленность обучения.
Синергетический подход формирует вектор саморазвития личности учащихся - гитаристов, тем самым обогащая учебно - воспитательный процесс и ускоряя реализацию задач исследования. Данный методологический подход способствует повышению у учащихся общего культурного уровня и потребности в освоении современной музыки XX и XXI века, написанной для классической гитары.
В структуру модели входят
общедидактические и специальные методы музыкального обучения, направленные на решение учебных задач и на освоение содержания современной музыки XX и XXI века, написанной для классической гитары.
Общедидактические методы: метод идентификации; метод контраста и тождества; метод наглядно-слухового показа; метод перекодирования; словесный метод.
Специальные методы: метод погружения; метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному на новом уровне; метод музыкального обобщения; метод размышления о музыке.
Рассмотрим общедидактические методы более подробно.
Метод идентификации основан на отождествлении предметов, объектов, явлений, процессов, а также их распознании. Примером использования вышеприведенного метода на практике может служить викторина, где учащиеся - гитаристы по услышанному фрагменту отгадывают принадлежность произведения к направлению и стилистической группе современной музыки XX и XXI века.
Метод контраста и тождества способствует развитию навыка анализа
произведений на основе их контрастного сопоставления друг с другом, что позволяет более ярко осознать содержательную сторону и прочувствовать художественно - выразительную составляющую. Соответственно, сравнение через тождество, акцентирует внимание на художественных особенностях произведения, тем самым способствуя развитию более тонкого восприятия, что очень важно в процессе освоения современной музыки XX и XXI века, написанной для классической гитары.
Метод наглядно-слухового показа осуществляется на основе демонстрации произведения учителем; при этом педагогические задачи, решаемые с помощью показа, могут быть разного плана; перечислим некоторые из них: знакомство с произведением, его трактовкой, показ культуры звука, показ стилистических особенностей, средств выразительности и т. д. Отметим, что использование данного метода очень актуально в процессе освоения специальных исполнительских приемов, применяемых в современной музыке XX и XXI века, написанной для классической гитары.
Метод перекодирования связан с передачей содержательного аспекта художественного образа через другую систему трансляции информации, например, выразить в виде слова, словосочетания, рисунка, музыкально - пластического интонирования услышанное музыкальное произведение или фрагмент. Применение данного метода способствует более тонкому восприятию музыкального образа и содержания музыки в целом, что позволит преодолеть специфические особенности музыкального языка свойственные музыке данного направления.
Словесный метод направлен на трансформацию полученной музыкальной информации в вербальную форму, что дает возможность достижения более осмысленного исполнения учащимися - гитаристами изучаемого материала. Также использование данного метода является актуальным в процессе освоения специальных исполнительских приемов, применяемых в современной музыке, написанной для классической гитары, и дает возможность нахождения содержательного аспекта в доступной для учащихся - гитаристов форме в соответствии с их индивидуальными особенностями и субъективным жизненным опытом.
Рассмотрим специальные методы более подробно.
Метод погружения способствует раскрытию потенциальных творческих возможностей учащихся - гитаристов и выражает собой систему обучения, направленную на достижение
внутреннего ощущения свободы. Являясь активным методом обучения, метод погружения включает в себя элемент релаксации, игры и строится на внушение, а не на убеждение, в отличие от большинства других методов. Отметим, что данный метод опирается на три принципа: удовольствия и релаксации, единства сознательного и подсознательного,
двустороннюю связь в процессе обучения, тем самым создавая своевременное получение информации преподавателем, что позволяет учитывать индивидуальные возможности учащихся.
Метод «забегания» вперёд и «возвращения» к пройденному на новом уровне основан на синтезе практических умений и навыков и теоретических знаний, что способствует формированию в сознании учащихся - гитаристов, более целостной картины взаимосвязи формы и содержания музыкального произведения. Отметим, что вышеприведенный метод продуктивен в процессе освоения современной музыки XX и XXI века, написанной для классической гитары, и позволяет достигнуть объективного виденья целого без зацикливания на частностях, тем самым повышая продуктивность процесса освоения современной музыки учащимися - гитаристами и способствуя ускорению процесса освоения учебного материала без потери качественной составляющей.
Метод музыкального обобщения направлен на развитие музыкального мышления и освоение учебного материала в более сжатые сроки без потери качественной составляющей, в три последовательных этапа, каждый из которых имеет определенную задачу, и только после ее реализации целесообразно перейти на следующий этап.
На первом этапе задача педагога заключается в активизации багажа знаний и жизненного опыта учащихся - гитаристов, необходимого для продуктивного освоения нового учебного материала.
Второй этап предполагает работу непосредственно над изучаемым произведением и включает в себя сравнительный анализ, активизацию жизненного опыта, создание поисковой ситуации, что способствует развитию мышления учащихся гитаристов. В процессе освоения современной музыки второй этап исполняет ключевую роль, так как помогает перевести абстрактный музыкальный образ в вербальную форму и создать взаимосвязь с жизненным опытом учащихся, что дает
возможность определения содержательного аспекта изучаемых музыкальных произведений.
На третьем этапе происходит закрепление пройденного материала и применение полученных навыков на примере других произведений, что дает возможность для развития у учащихся - гитаристов умения осваивать музыкальный материал самостоятельно, опираясь на имеющийся багаж знаний.
Метод размышления о музыке осуществляется на основе «творческого конфликта» учителя и ученика, возникшего в процессе обсуждения вопросов, связанных с освоением учебного материала, что является частью процесса обучения. Д.Б. Кабалевский являясь автором данного метода, писал о нем следующее: «Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя и учащегося. В каждом таком собеседовании должны ощущаться три неразрывно связанных момента: первый - чётко сформулированная учителем задача; второй -постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий - окончательный вывод, который произнести (всегда, когда это возможно) должен сам учащийся» [2, с.21].
Для успешного освоения подростками современной музыки в классе классической гитары необходимо создание педагогических условий, повышающих эффективность учебного процесса. Большой практический опыт работы с учащимися ДМШ позволил нам выделить следующие из них:
- знание учителем психофизиологических особенностей подростков;
- формирование мотивации учащихся - гитаристов к освоению «классической гитары» и исполнению современной музыки XX и XXI века;
- учет индивидуальных особенностей учащихся - гитаристов;
- развитие чувства ритма;
- знание учащимися - гитаристами специфических исполнительских приемов, применяемых в современной музыке XX и XXI века, написанной для классической гитары;
Педагогическая модель разработана как интегративное единство цели, задач, педагогических условий, подходов, принципов, методов обучения и направлена на эффективное формирование готовности учащихся - гитаристов к освоению современной музыки и может применяться педагогами, работающими в системе дополнительного образования.
1. Кунгурцева И.Н. Формирование интереса подростков к музыке англоязычных стран в процессе билингвального обучения в школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кунгурцева Ирина Николаевна; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2011. - 193 с.
2. Кабалевский Д.Б Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский // Программно-методические материалы. Музыка.
Начальная школа; сост. Е.О. Ерёменко. - М., 2001. - С. 27.
3. Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. - СПб. - Воронеж. - 1995. - 131 с.
4. Пассов Е.И. Методическая школа Пассова. Концепция. Иноязычное образование / Е.И. Пассов. -Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2003. - 48 с.
Сведения об авторе:
Рылов Анатолий Викторович (г. Химки, Россия), Московский Государственный Институт Культуры, кафедра музыкального образования, e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Rylov (Khimki, Russia), Moscow State Institute of Culture, the Department of music education, email: [email protected]