В.Д. Попов.-М.: Молодая гвардия, 1986.-288 с.
15. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и дети» / А.Д. Шатова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. -С. 21-30.
16. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие / А.Д. Шатова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-С. 39-45.
И.Г. Алмазова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема исследования особенностей формирования эстетических представлений младших школьников в коллективной творческой деятельности находится в прямой зависимости от наличия определенных педагогических условий; целевого, методологического, технологического, содержательного, процессуального и аналитико-рефлексивного компонентов модели заявленного процесса.
Эстетические представления младших школьников являются определенной ступенью эстетического освоения ими окружающего мира. Они приобщают детей к основам эстетических знаний, расширяют кругозор и, благодаря эмоциональной насыщенности, раскрывают важнейшие процессы духовного мира ребенка. Под эстетическими представлениями принято понимать такой чувственно-наглядный образ, на основе которого воспроизводятся и оцениваются с точки зрения эстетического идеала некоторые свойства, стороны и признаки реальных объектов окружающего мира - источников эстетического переживания и субъективного отношения к ним ребенка. Являясь осмысленной информацией, они, с одной стороны, всегда образны, живы, красочны, индивидуальны, субъективны, с другой-отличаются обобщенностью, так как в них отражаются общие эстетические свойства реальных объектов окружающего мира (А.И. Буров, Л.С. -Выготский, М.С. Каган, Г.И. Кузина, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Л.Г1. Печко, В.К. Рвачева,
С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Б. Щербоидр.)
Процесс коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов), создает необходимые и достаточные условия для формирования эстетических представлений учащихся начальной школы.
Под коллективной творческой деятельностью мы понимаем такую организацию совместной деятельности педагогов, родителей, воспитанников, при которой все члены коллектива участвуют в поиске, организации, планировании, реализации целей, анализе и рефлексии; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на развитие личности младшего школьника.
Моделирование успешного вхождения в окружающий мир личности ребенка в процессе коллективной творческой деятельности рассматривается на основе единого комплексного механизма влияния коллективной творческой деятельности на формирование эстетических представлений. Эта деятельность выступает как поликуль-турное, интегрированное средство социального адаптирования младшего школьника на основе гармоничного развития его культурно-эстетического сознания.
На наш взгляд, модель формирования эстетических представлений младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности представляет собой определенную целостность, основанную на субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников, и включает такие взаимосвязанные компоненты, как:
— целевой компонент состоит из педагогичес-
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
© И.Г. Алмазова, 2008
Модель формирования эстетических представлений младших школьников...
ких целей и задач формирования эстетических представлений младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности;
- методологический компонент гуманистического воспитания (аспект коллективного творческого воспитания);
- технологический компонент включает анализ структуры технолопш коллективной творчес-
кой деятельности: ее концептуальные положения; развивающее содержание; главную методическую особенность - субъектную позицию личности; алгоритм организации коллективной творческой деятельности (И.II. Иванов, С.Д. Поляков, Г.К. Селевко) и его этапы: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, анализ и рефлексия (схема № 1).
Схема № 1
Алгоритм организации коллективной творческой деятельности
I этап: поиск II этап: целеполагание, организация
Задачи, Выборы совета дела,
содержание, Подготовка сбора- Сбор-старт творчески X,
обеспечение старта КТД инициативных групп
III этап: мозговой штурм, IV этап: реализация целей
прогнозирование и планирование
План Работа в Проверка Проведение КТД
подготовки микрогруппах готовности
V этап: анализ, рефлексия VI этап: последействия
Подготовка Коллективный ннализ,
колпе ктивного определение перспектив, Реализация решений
анализа рефлексия
Все перечисленные выше составляющие структуры коллективной творческой деятельности в комплексе со многими другими факторами психологического и социального плана позволяют начальной школе добиться позитивных результатов как в плане выравнивания психологического и физического здоровья первоклассников, так и в плане успешного личностного становления.
Технология коллективной творческой деятельности ценна тем, что использовать ее в учебновоспитательном процессе (на уроках творчества) возможно с разными целями. Она одновременно решает задачи и обучения, и воспитания, и образования, и развития, и адаптированности младшего школьника к эстетической воспитательно-образовательной среде школы.
Содержательный компонент заявленной модели включает теоретическое обоснование педагогических условий на основе синтеза гносеологического, аксиологического, онтологического и культурологических подходов, которые обеспечивают повышение уровня сформированности эстетических представлений младших школьников о реальных объектах окружающего мира в процессе коллективной творческой деятельности.
Педагогический анализ и осмысление особенностей феномена «эстетических представлений», а так же специфики их формирований у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности позволяют обосновать следующие педагогические условия: создание особой эсте-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008
129
тической воспитательно-образовательной среды (ЭВОС); разработка системы коллективных творческих дел (КТД), направленных на осмысление эстетического в окружающем мире; осуществление рефлексии на каждом этапе КТД; определение технологии реализации данных педагогических условий. Указанные педагогические условия рассматриваются нами как особые процессы, которые связывают между собой реальные объекты окружающего мира. Их необходимость и достаточность определяется тем, что в данной совокупности возможно достичь более высокого уровня сформированное™ эстетических представлений у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности и тем самым повысить качество учебно-воспитательного процесса начальной школы.
Процессуальный компонент направлен на реализацию в учебно-воспитательном процессе начальной школы системы методов и приемов, форм организации уроков творчества и коллективных творческих дел, репродуктивные и творческие задания, опирающиеся на определенный уровень сформированности эстетических представлений о реальных объектах окружающего мира у младших школьников. Система уроков творчества объединена в Программу элективного курса «Основы коллективной творческой деятельности младших школьников». Цель курса
- ознакомить учащихся начальной школы с основами коллективной творческой деятельности. К его задачам относим: формирование эстетических представлений младших школьников об окружающем мире в процессе коллективной творческой деятельности; формирование первичных навыков коммуникативной культуры; формирование эмоционально-волевой сферы личности, культуры общения и поведения; способствование созданию первичного коллектива класса; адаптация школьников к таким формам коллективной творческой деятельности как, совместно-индивидуальпая, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая; диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям ребенка.
Аналитико-рефлексивный компонент теоретической модели формирования эстетических
представлений младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности предусматривает анализ результатов используемой технологии, применения алгоритма КТД на уроках творчества, организацию осуществления рефлексии младшими школьниками на каждом этапе их коллект ивной творческой деятельности.
Таким образом, методология гуманистического воспитания (аспект коллективного творческого воспитания) рассматривается на основе российской философской гуманистической традиции, теории коэволюции, личностно-деятельностного подхода, воспринимающих ребенка как творческую, нравственную, активную личность, способную к развитию и саморазвитию в коллективной творческой деятельности. Кроме того, методология коллективного творческого воспитания предполагает диалог всех возникающих точек зрения; уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире; социальную направленность коллективной творческой деятельности; использование феномена 1руппового влияния на индивидуальные способности личности.
Эстетические представления младших школьников это особое эмоционально-личностное отношение ребенка, позволяющее создать обобщенный и в то же время неповторимый образ объектов окружающего мира. В эстетических представлениях заложены детские впечатления, полученные при восприятии объектов окружающего мира, личный опыт детей, воображение, фантазия, чувства, позволяюпще детям выступать в роли творцов.
Итак, эффективность формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности повысится, если:
- создана особая эстетическая воспитательнообразовательная среда (ЭВОС);
- разработана система коллективных творческих дел (КТД), направленных на осмысление эстетического в окружающем мире;
- осуществлена рефлексия на каждом этапе КТД;
- определена технология реализации данных педагогических условий формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности.
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14