Н.Л. Беляева ОТРАЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ИГРАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье подчеркивается возрастающая потребность общества в совершенствовании экономического воспитания. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, которая дана ребенку как культурный феномен, которая делает реальной возможность адекватно воспринимать окружающую действительность во всем ее многообразии. Показаны возможности отражения экономических представлений в различных видах игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, играх-драматизациях, дидактических и др. Статья адресована широкому кругу читателей, интересующихся новыми направлениями воспитания детей.
Содержание образования и воспитания детей меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется педагог, воспитывая личность нового типа. Но мнению А.П. Казакова, одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от ребенка, то сегодня жизнь настоятельно требует; чтобы даже дошкольник знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники [9, с. 63].
Формирование личности в детском возрасте начинается с отношения к предметному, вещному миру. Вещный мир - это результаты труда многих людей. В них вложены физический труд, жизненный и профессиональный опыт и человеческое отношение. Человек всегда рассматривался как преобразователь предметов, вещей, природы, а обратное влияние самого предметного мира на человека, его образ жизни, поведение, отношение к миру, систему ценностей не учитывалось в достаточной мере. Этот факт подчеркивали такие известные психологи, как А.И. Китов,
В.Н. Мясищев, В.Д. Попов [10; 13; 14].
По мнению А.И. Китова долгие годы, не учили экономически мыслить самостоятельно ни в семье, ни в школе, ни в ВУЗе. Поэтому в зачаточном состоянии остались чувство хозяина, склон-
ность к хозяйственному риску, способность предвидеть ход и исход хозяйственных событий, складывающиеся в основном в детстве, отрочестве, юности, как и всякие другие качества, формируемые в процессе воспитания. Упомянутый автор рассуждает, что если дети не приобретут опыта распределения собственных средств на разные свои нужды, не научатся придерживать деньги, отказывая самому себе в привлекательной вещи (хотя бы «вещь» эта была обыкновенным мороженым) ради удовлетворения другой своей потребности (например, покупки книги или спортинвентаря), то какое чудо научит их расчетливости и бережливости как важнейшим качествам личности хозяина.
Важной предпосылкой создания психологических основ всестороннего развития личности выступает теория отношений В.Н. Мясшцева, что личность со времен детства и во всей последующей жизни, будучи включенной в систему общественных отношений, которые объективизируются для нее в виде господствующих в ее окружении отношений к природе, общественной и личной собственности, к людям, постепенно усваивает их. По мнению автора, они становятся собственными отношениями личности к различным сторонам той деятельности, которая ее окружает.
Потребность в экономических знаниях появилась у населения нашей страны с переходом к рыночной экономике. Независимо от того, занимается дошкольное образовательное учреждение вопросами экономического воспитания или нет, ребенок черпает некоторые знания из окружающей жизни, правда, для него это лишь база ин-
формации, а не инструмент, которым он может пользоваться осознанно. Экономическое воспитание - новая область в педагогике, столь необходимая в сегодняшних условиях. Оно базируется на экономических знаниях, особенность которых заключается в возможности трансформировать знание того, что нужно делать в понимании того, как это сделать. Задача педагога на этой стадии - научить ребенка размышлять на заданную тему, самостоятельно искать решение, понимать, что происходит вокруг и почему.
В настоящее время современные программы («Уроки гнома-эконома» Л.М. Клариной; «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» Т.В. Дробышевой; «Экономика и дошкольник» А.Д. Шаговой, «Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак) ориентированы на подготовку детей к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Полученные детьми знания позволяют уже в старших группах ДОУ включаться в экономическую жизнь детского сада, родительской семьи, а при обучении в школе осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.
По мнению исследователей (Л. А. Михирева,
А.Н. Орешина, Л.Н. Гапкина), при формировании экономических представлений необходимо помнить, что дети дошкольного и младшего школьного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей. Они лишь потребители того, что дня них делают взрослые. Поэтому смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный, вещный мир, облагораживающий жизнь[1;3, с. 34].
Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему.
Сделать экономику понятной помогали разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные. Наполнение игр экономическим содержанием сделает эту деятельность еще более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик.
Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра как средство обогащения, развития способностей детей. Сюжетно-ролевая игра тесно связана с изобразительной деятельностью, занятиями по ручному труду. Связь эта выражается в создании предметов, необходимых для игры («продуктов» для игры в магазин, декоративных предметов для украшения кукольной комнаты).
Знания о профессиях закрепляются в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Школа», «Завод», «Театр». Появление в сюжетно-ролевой игре новых ролей художника, менеджера, которые работают в супермаркете, поликлинике, рекламном агентстве, создает радостное построение, повышает интерес к игре, способствует более эффективному укреплению экономических представлений. В сюжетно-ролевой шре каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.
Содержание игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников: занятия, экскурсии, просмотр диапозитивов, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций. Чем богаче впечатления, тем богаче они отражаются в игре. Экономические представления пробуждают фантазию, рождают новые игровые образы.
В играх-драматизациях дети способны легко передавать в игре характер, действия, поступки героев, оценивать эти поступки, подготовить самостоятельно декорации, детали костюмов, маски. Все это дети делают также на занятиях по ручному труду, что обеспечивает взаимосвязь трудового и экономического воспитания, способствует развитию творчества, стремления самому самостоятельно делать все то, что можно.
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы).
С.А. Козлова пишет: «Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что вне-
сет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (участие в жизни семьи, вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя» [8, с. 277].
В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (приобретение покупок, оплата коммунальных услуг, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материалам, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Так, услышав рассказ Саши о том, как он ходил к маме на работу в поликлинику, воспитатель предлагает ему набор игрушек, предназначенных для игры в «больницу» с вопросом: «Кто работает в поликлинике? Какие инструменты использует врачи при приеме пациента?». Возникает игра в «больницу», требуется построить «кабинет» для врача, в ход идет строительный материал, затем используются фигурки людей (посетители, врачи) [5].
Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний, экономических представлений в режиссерской игре. Можно рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с пе-
дагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Придумаем с тобой вместе, как будем продавать в магазине трушки»; «Я начну сказку о путешествии денежки, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т.п. Подбор игрового материала для режиссерских игр с отражением экономических представлений - необходимое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых шрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей дошкольного возраста.
В ходе дидактических игр («Чудесный мешочек», «Домино», разрезные картинки, разнообразные варианты лото) закрепляются экономические представления о труде взрослых, об удовлетворении собственных потребностей и потребностей других людей, о способах использования предмета, его назначения, пользы для людей.
Дидактические игры с экономическим содержанием «Найди предметы, облегчающие труд человека в быту», «Какие предметы делают нашу жизнь удобной», «Определи предметы, облегчающие труд на производстве» побуждают детей сравнивать предметы по назначению, функциям, умению использовать их в какой-либо деятельности, распределять орудия труда. Например, дидактическая игра «Где ты встречаешься с экономикой» показывает взаимосвязь знакомых детям жизненных ситуаций с экономическими явлениями; дидактическая игра «Экономические продукты» помогает выявить основные экономические объекты ближайшего окружения и их назначение»; дидактические игры «Что принадлежит лично тебе», «Виды блап> вызывают дополнительный интерес к изучению экономики, обогащаются представлениями детей об окружающей жизни; дидактические игры «Накорми животных», «Найди дом для Черепахи Клары», «Назови детенышей», «Все работы хороши» закрепляют знания детей о потребностях животных, о профессиях производителей товаров и услуг.
Развивающие игры «Пятый лишний», «Кому что нужно для работы», «Подбери витрины магазинов», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» стимулируют активность детей, формируют способность самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Дети с удовольствием играют в алгоритмичес-
кие игры «Аукцион», «Реклама», «Выставка», им нравится рассказывать о предмете, описывать его от своего имени: «Я - кукла, меня сделали люди своими умелыми руками. Я умею ходить и говорить: “Я твоя подружка, давай играть”». Над моим платьем трудились модельеры, художники, портные. Визажисты, стилисты придумали мне прическу». Игры с экономическом содержанием в дошкольном детстве имеют большое значение: заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими сверстниками, способствуют их самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху, совершенствуют действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Воспитате.1ъные возможности игр широки; дети знакомятся с профессиями людей в сфере экономики, ориентируются в потребностях людей, умело выбирают действия, приобретают новые экономические знания, думают, анализируют, решают проблемные ситуации. Это приносит радость, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, подготовить детей к реальной жизни. Игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные виды занятий.
Внесение экономических познаний в игру способствует осмысленной переработке поступающей из разных источников информации, позволяет адаптироваться к новым условиям жизни, расширяет кругозор, является основой функциональной грамотности в освоении будущих профессии.
На современном этапе образовательного пространства приобщение детей к миру экономической действительности является одной из сложных и значимых проблем. В процессе экономического воспитания ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, так как именно в семье он делает первые шаги в серьезный мир экономической действительности, получает о ней элементарные представления о труде, профессиях родных и близких; начальные сведения об экономике своего города или деревни, о профессиях, связанных с бизнесом, продукцией выпускаемой на предприятиях, операциях изготовления, реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Таким образом, обращение к экономическо-
му воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно и актуально, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Библиографический список
1. АношинаЛ.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями /Л.М. Аношина // Психология и педагогика.-2002.-№1.-С. 34-36.
2. Архипов А.Ю. Утверждение нового экономического мышления и задачи теории экономического образования и воспитания / А.Ю. Архипов // Российский экономический журнал. -1997. -№8.-С.95-101.
3. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольною возраста: Дисс....канд. пед. наук.- Екатеринбург; 1999.-248 с.
4. Гебеков Г.Х. Экономические знания и экономическое воспитание дошкольников / Г.Х. Гебеков. - Махачкала: Даугнягиз, 1991. -110 с.
5. Голубева Е В. Исследование экономических представлений у детей младшего дошкольного возраста. - Таганрог: ТГРУ, 2000.
6. Дробышева ТВ. Я, моя семья и общество, в котором мы живем (программа) / Т.В. Дробыше-ва.-М.,2001.-71 с.
7. Дробышева Т.В. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования: Автореф. дисс ... канд. пе-д. наук. - М., 2002. - 20 с.
8. Козлова С.А. Методика ознакомления детей с социальной действительностью / С.А. Козлова.-М., 1998.
9. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике / А.II. Казаков. - М.: фирма «Менеджер», 1993.-206 с.
10. Китов И.А. Экономическая психология / И.А. Китов. - М.: Экономика, 1987. - 303 с.
11. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе / Л.М. Кларина.-М., 1997.-206 с.
12. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. - М., 2002. - 80 с.
13. Мясищев В.Н Экономика образования как наука и учебный предмет / В.Н. Мясищев Ш Педагогика.-1993.-№4.-С. 59-64.
14. Попов В.Д. Экономика плюс педагогика /
В.Д. Попов.-М.: Молодая гвардия, 1986.-288 с.
15. Шатова А.Д. Обсуждая проблему «Экономика и дети» / А.Д. Шатова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. -С. 21-30.
16. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие / А.Д. Шатова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-С. 39-45.
И.Г. Алмазова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема исследования особенностей формирования эстетических представлений младших школьников в коллективной творческой деятельности находится в прямой зависимости от наличия определенных педагогических условий; целевого, методологического, технологического, содержательного, процессуального и аналитико-рефлексивного компонентов модели заявленного процесса.
Эстетические представления младших школьников являются определенной ступенью эстетического освоения ими окружающего мира. Они приобщают детей к основам эстетических знаний, расширяют кругозор и, благодаря эмоциональной насыщенности, раскрывают важнейшие процессы духовного мира ребенка. Под эстетическими представлениями принято понимать такой чувственно-наглядный образ, на основе которого воспроизводятся и оцениваются с точки зрения эстетического идеала некоторые свойства, стороны и признаки реальных объектов окружающего мира - источников эстетического переживания и субъективного отношения к ним ребенка. Являясь осмысленной информацией, они, с одной стороны, всегда образны, живы, красочны, индивидуальны, субъективны, с другой-отличаются обобщенностью, так как в них отражаются общие эстетические свойства реальных объектов окружающего мира (А.И. Буров, Л.С. -Выготский, М.С. Каган, Г.И. Кузина, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Л.Г1. Печко, В.К. Рвачева,
С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Б. Щербоидр.)
Процесс коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов), создает необходимые и достаточные условия для формирования эстетических представлений учащихся начальной школы.
Под коллективной творческой деятельностью мы понимаем такую организацию совместной деятельности педагогов, родителей, воспитанников, при которой все члены коллектива участвуют в поиске, организации, планировании, реализации целей, анализе и рефлексии; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на развитие личности младшего школьника.
Моделирование успешного вхождения в окружающий мир личности ребенка в процессе коллективной творческой деятельности рассматривается на основе единого комплексного механизма влияния коллективной творческой деятельности на формирование эстетических представлений. Эта деятельность выступает как поликуль-турное, интегрированное средство социального адаптирования младшего школьника на основе гармоничного развития его культурно-эстетического сознания.
На наш взгляд, модель формирования эстетических представлений младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности представляет собой определенную целостность, основанную на субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников, и включает такие взаимосвязанные компоненты, как:
— целевой компонент состоит из педагогичес-