провиденциально ориентированного воспитания преломлены к умению работать в современном образовательном пространстве, анализировать и оценивать провиденциалистские смыслы и духовно-нравственные явления и категории как в контексте общей культурно-педагогической традиции, так и в современном педагогическом контексте, организовывать отношения с воспитуемыми в соответствии с христианской гуманистической педагогической традицией и культурно-педагогическими нормами российского общества. В-третьих, осмысление педагогической реальности через призму про-виденциалистского восприятия расширяет границы и параметры вселенской бытийности, рассматривает образование как всеобщую онтологическую форму развития человека, общества и мироздания.
Библиографический список
1. Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 224 с.
2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика: Актуальные вопросы воспитания и развития личности. - М.: Амрита, 2010. - 288 с.
3. ЖировМ.С. Основы православной культуры. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 237 с.
4. МасловН.В. Основы русской педагогики: Православное воспитание как основа русской педагогики. - М.: Самшит, 2006. - 510 с.
5. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: Импэто, 1997. - 94 с.
6. Шестун Е.В. Православная педагогика. - Самара: Самар. информ. концерн, 1998. - 575 с.
УДК 373
Алмазова Ирина Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА*
В статье рассматривается феномен культурно-образовательной среды Липецкого региона, г. Ельца и его округи. Проанализированы условия, которые создаёт данная среда для гражданского воспитания младших школьников. Определены возможности использования коллективной творческой деятельности в контексте гражданского воспитания подрастающего поколения в заявленных условиях.
Ключевые слова: коллективная творческая деятельность, культурно-образовательная среда, школьное обучение, младшие школьники.
Образование на современном этапе развития мирового сообщества представляет собой одновременно и выражение перемен, имеющихся во всех сегментах структуры упомянутого сообщества и их значительный фактор, определяющий направление будущего развития общества. Модернизация начальной школы как основной институции системы общего образования выступает ключевым звеном процессов реформирования, поскольку именно она задает вектор творческого саморазвития на весь дальнейший жизненный путь личности. Вступив в Открытое общество, Россия активно стремится в сфере начального общего образования гарантировать подрастающему поколению высокий уровень доступности, качества и эффективности образования.
Современная система начального образования в России работает в режиме активного развития. Она первой испытывает положительные сдвиги и первой определяет пути дальнейшего развития общеобразовательной школы. Потенциала у учёных, педагогов-теоретиков и педагогов-практиков для инновационного развития достаточно. Основным стимулом та-
кого развития являются дети - их новые потребности, интересы, отношения. Именно состояние детской души было и остается основным показателем успешности системы начального образования (Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю., 2007).
Учитывая основные направления Программы ЮНЕСКО «Образование для всех», содержание Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», стратегии Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в начальном образовании России осуществляется активное внедрение в практику школ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС). Данный процесс выступает одним из ярких примеров инноваций в начальном образовании и требует грамотного научно-методического сопровождения. ФГОС рассматривается как особая система требований к различным сторонам организации образования: основным образовательным программам, условиям их реализации и результатам освоения. Принципиальным отличием ФГОС второго поколения является новое понимание ре-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта: «Гражданское воспитание младшего школьника в условиях культурно-образовательной среды региона» № 11-16-48009 а/Ц.
зультатов образования. В качестве основы ФГОС выступают запросы семьи, общества и государства; Фундаментальное ядро содержания общего образования 2010 г.); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) (2011 г.). В таком сложном и динамичном процессе, как введения ФГОС начального общего образования, безусловно, возникают определённые проблемы и намечаются значимые перспективы как федерального, так и регионального уровня.
Современный период в развитии российского общества и образования, как замечено в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, время смены ценностных ориентиров. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни [1, с. 5]. Именно в школе, как гласит текст Концепции, должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Младший школьник наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Гражданское воспитание младших школьников ориентировано на «.. .базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; .труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионально-го диалога; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа - эволюция, родная земля,
заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество» [1, с. 18].
В контексте нашего исследования, среди базовых национальных ценностей особо определены ценности патриотизма, гражданственности, малой родины, творчества и созидания в коллективе младших школьников. Воспитание юного гражданина России является ключевым фактором развития города, региона, страны. Гражданское воспитание младшего школьника, формирование у него свойств духовно развитой личности, любви к своей малой родине и стране в целом, потребности творить и созидать, совершенствоваться самому и совершенствовать мир вокруг есть важнейшее условие успешного развития личности растущего гражданина и коллектива младших школьников [2, с. 142].
Культурно-образовательная среда (далее КОС) Липецкого региона, г. Ельца и его исторической округи уникальна и может рассматриваться как действенный фактор образовательного процесса в регионе (Е.П. Белозерцев, С.В. Краснова, В.П. Кузов-лев, А.В. Новосельцев, Д.А. Пряхин, А.В. Усачев и др.). Воспитательный потенциал памятников истории и культуры, архитектуры; литературные и живописные произведения; дух и аура старинного города: города-защитника, труженика, созидателя создают необходимые предпосылки к результативному и продуктивному гражданскому воспитанию младших школьников в условиях культурно-образовательной среды региона.
Идея уникальности г. Ельца и его округи развивается в исследованиях ученых Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (отец Александр (Иванов), В.В. Макаров, В.И. Мясцова и др.), как с позиции суммы отдельных значимых субъектов (памятников, произведений и т.п.), так и через системный взгляд на уникальность Елецкой земли как целостного явления с позиций литературно-краеведческого, религиозно-педагогического, историко-педагогического и прочих воззрений. Культурнообразовательная среда г. Ельца как малого города в контексте её духовного содержания, определяемого культурным уровнем населения; доминирующими ценностными ориентациями; наличием святынь, храмов, памятников, музеев, культурных и образовательных учреждений; географическими и социальными условиями создаёт уникальные условия для гражданского воспитания, в том числе и младших школьников.
Культурно-образовательная среда в качестве неповторимого социального феномена при использовании его в практике воспитания в начальной школе будет способствовать становлению гражданского, национального самосознания, воспитанию чувства малой родины, родной истории, развитию по-
тенций к созиданию и творчеству во благо родного города.
Педагоги (В.Н. Мезинов, Л.И. Сизова, И.Б. Сто-яновская и др.), историки (В.Н. Плеснякова,
Н.А. Тропин, А. Иншаков и др.), культурологи (Е.Т. Атаманова, Р.М. Иванова, Н.А. Трубицына и др.), краеведы (Н.В. Борисова, А.А. Дякина, С.А. Сионова и др.), лингвисты и психологи активно разрабатывают региональный компонент и формы его наиболее эффективного использования в школьном обучении и воспитании. Город и его улицы, люди и их истории, памятники и музеи «ждут» того момента, когда образовательный процесс активизирует их потенциал и обозначит их культурное значение.
По мнению учёных, Липецкая область в некотором смысле онтологическая модель России, позволяющая выявить удивительные черты русской культуры и отечественной гражданственности. Липецкой области без малого 60 лет, г. Липецк - экономический и административный центр области. В её составе, безусловно, выделяется славной своей историей город Елец. В 2011 г. он отметил свой 865-летний юбилей. Согласно статистике, он на один год старше г. Москвы, первое летописное упоминание о нём относится к 1146 г. Город имеет свою икону Божьей Матери, именно она (согласно легенде) спасла его от полчищ Тамерлана. В Ельце множество музеев, архитектурных памятников - около двухсот достопримечательностей.
Культурно-образовательная среда нашего региона включает опыт, традиции и инновационную современную образовательную практику: Липецкий опыт в школьном обучении, созданный К.А. Москаленко; опыт работы с временными детскими коллективами С.А. Шмакова. Управление науки и образования Администрации Липецкой области известно в России своей профессиональной и гражданской позицией, демонстрирует образцы служения Отечеству через образование, умелое руководство развитием образования в области.
Уникальному Ельцу посвящена уникальная литература - С.Н. Булгаков, И.А. Бунин, М.М. Пришвин, В.В. Розанов и др.
Следовательно, культурно-образовательная среда Липецкого региона, г. Ельца и его округи рассматривается нами как необходимое и достаточное условие актуализации прошлого и укоренения настоящего. Особенности КОС Ельца предполагают особое соединение традиционности и новаторства; обеспечивают максимизацию возможностей гражданского воспитания школьника как целостной, органичной, социально адаптированной личности; ориентируют педагогов на значимость преемственности поколений, ретрансляцию базовых ценностей в предметное поле мировоззренческих, культурноисторических элементов образования.
В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования. Обеспечивает продуктивность данного подхода при введении федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области, как отмечено в итоговых документах Региональной научнопрактической конференции при анализе опыта и перспектив в данном направлении работы, грамотно организованная коллективная творческая деятельность (далее КТД). Коллективная творческая деятельность выступает, по нашему мнению как наиболее действенное средство гражданского воспитания младших школьников в условиях культурно-образовательной среды региона.
Такого рода деятельность младших школьников можно организовывать как в учебно-воспитательном процессе начальной школы, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет организовать работу школьников одного возраста или разновозрастного объединения таким образом, чтобы в процессе КТД в ходе коллективных творческих дел (это самая распространённая форма КТД) были достигнуты воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьниками первичных знаний о социуме, стране, регионе проживания, малой родине, окружающем мире, социальном творчестве, продуктах творчества; первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, гражданственности и её проявлениях); результаты второго уровня (формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества и, в первую очередь: патриотизму, а в том числе: любви к своей малой родине, служению Отечеству; гражданственности - посильному служению Отечеству, творчеству - творчеству и созиданию, целеустремлённости и настойчивости и т.п.); результаты третьего уровня (получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, коллективной творческой деятельности гражданской направленности). В качестве преимущественной формы достижения воспитательных результатов во внеурочной коллективной творческой деятельности мы рассматриваем коллективное творческое дело.
По данным отечественных исследователей (И.П. Иванова, В.А. Караковского, С.Д. Полякова,
A.Н. Лутошкина, Н.П. Сакулиной, Т. С. Комаровой,
B.С. Кузина, А.И. Савенкова и др.), наибольшее влияние творческая деятельность, и в том числе её коллективные формы, оказывают на формирование у детей способности понимать и передавать в продуктах своего творчества окружающий мир, красоту родного края, внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания. В КТД гражданской
направленности наиболее полно и ярко обобщаются впечатления и личный опыт младших школьников, а значит, повышается эффективность формирования их представлений о мире, Отечестве, малой родине, гражданской позиции человека.
При определении специфических особенностей организации коллективной творческой деятельности младших школьников в процессе формирования их гражданских представлений, на наш взгляд, чрезвычайно важно, охарактеризовать наиболее известные формы совместной активности. Нас наиболее всего интересуют: совместная деятельность во всём многообразии её видов: трудовая, учебная, познавательная, игровая и, в первую очередь, коллективная творческая; внутригрупповое взаимодействие в любых его формах, включая социально-перцептивные, интерактивные и др., направленные на формирование или реализацию межличностных и других (между личностью и группой или её частью, между микрогруппами и т.п.) отношений, на установление коммуникаций, общения, творчество; групповое поведение (совместные действия, выражение групповых мнений, оценок, отношений к социальным и другим объектам окружающего мира и т.д.); групповое самопознание (саморефлексия) с целью, например: установления групповых норм, правил поведения, их самокоррекции, оценки своих способностей, потенциальных возможностей и т.п.; межгрупповое взаимодействие по самому широкому спектру вопросов, связанных с активностью своей и чужих групп, направленной как на установление взаимных связей, определение взаимных оценок, т.е. межгрупповых отношений, так и на реальное межгрупповое общение.
Обобщая психолого-педагогическую теорию, считаем важным, заметить, что специфика организации коллективной творческой деятельности гражданской направленности определяется следующими основными положениями. 1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, не провозглашаемых в виде лозунгов, а рождаемых в процессе повседневной, совместной КТД педагогов и воспитанников. Центральное звено КТД - общая, творческая забота об улучшении окружающей жизни. В этом значении забота включает одновременно и общую коллективную творческую деятельность, и её мотив, и эмоциональное человеческое отношение к тем, о ком заботятся дети.
2. Организация КТД как общественно значимой, интересной для каждой личности и творчески, художественно оформленной. 3. Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую, коллективную творческую деятельность гражданской направленности. 4. Особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь,
поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе. В результате КТД и её анализа рождаются доверие и сотрудничество, необходимые для образования «встречного движения» в процессе воспитания.
КТД как формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащихся. В процессе КТД воспитатель ставит перед детьми задачи незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
В контексте нашего исследования коллективная творческая деятельность рассматривается нами как мощное педагогическое средство формирования гражданских представлений об окружающем мире у младших школьников. Она стимулирует творчество в коллективе и оказывает влияние на развитие личностных качеств ребёнка. В ней гражданские представления являются определенными ступенями освоения окружающего мира, ведущими к формированию основных понятий: Отечество, родина, регион, г. Елец, гражданин и т.п., общей эрудиции учащихся.
К основным группам механизмов коллективной творческой деятельности относим: 1. Поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма.
2. Поиск неизвестного с помощью механизма «анализ через синтез» (С.Л. Рубинштейн). Этот механизм означает выявление свойств объекта окружающего мира через установление его взаимосвязей с другими объектами. В процессе решения любой творческой задачи происходит расчленение её на несколько частей: что известно, что надо найти (анализ), а потом результаты решения данных вопросов объединяют в единый, который и будет ответом к задаче.
3. Механизм творческой рефлексии: осознание и понимание, каким образом происходит творческое изменение и улучшение деятельности. Применение рефлексии способствует расширению и увеличению зоны внутреннего плана и внешней активности. 4. Поиск неизвестного на основе взаимодействия интуитивного и логического начал. 5. Позитивное переконструирование своего опыта с помощью различных эвристических приёмов: переформулирование требований задачи; рассмотрение крайних случаев; блокирование составляющих; аналогия.
КТД - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию общего творческого продукта. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненное творчес-
кое задание. Коллективная творческая деятельность младших школьников гражданской направленности предполагает объединение индивидуальных усилий для получения наиболее полного, общественно значимого результата. Она имеет характерные особенности и ряд отличительных признаков, о которых мы уже говорили ранее, а также возрастные этапы технологии коллективной творческой деятельности. К ним относятся следующие: начальная школа: игровые формы творческой деятельности; знакомство (общение) с памятниками, литературными произведениями наших земляков, произведениями искусства, музейными экспонатами и т.п.; освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы); обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты; формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, своим результатам. Среднее звено: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество. Старшая ступень: проектная деятельность школьников: выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше; исследовательские работы; литературные, художественные и музыкальные сочинения [3, с. 15].
Проведение историко-педагогического анализа заявленной проблемы; разработка методологического и теоретического блоков модели гражданского воспитания младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности с учетом разноуровневой включенности в воспитательный процесс учителя, школьного коллектива, семьи, ближнего окружения, экономических, социальных и культурных особенностей региона; определение возможностей коллективной творческой деятельности гражданской направленности позволило нам сделать вывод о том, что коллективная творческая деятельность гражданской направленности выступает как наиболее действенное средство гражданского воспитания младших школьников в условиях культурно-образовательной среды региона.
Библиографический список
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с.
2. Педагогика: учебное пособие. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина (Россия); Благоевград: ЮЗУ им. Н. Риль-ского (Болгария), 2011. - 539 с.
3. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. -176 с.
УДК 37.0+374+378+316.3\.4
Андриенко Елена Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
Шульга Ирина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет, Институт физико-математического и информационно-экономического образования
[email protected], [email protected]
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНИМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В статье дается понятие гражданского воспитания, педагогической анимации, как специальной педагогической деятельности, направленной на организацию детского и молодежного досуга; обсуждаются проблемы профессиональной подготовки педагогов-аниматоров.
Ключевые слова: свободное время, досуг, социализация, социальное воспитание, социально-культурная анимация.
Современное общество отличается целым рядом особенностей, которые обуславливают необходимость поиска новых средств для оптимизации гражданского воспитания детей и молодежи. Глобализация, как процесс всемирной культурной, экономической и политической интеграции, в известной степени определяет некоторую идентичность социальной активности молодых людей разных стран. В последние годы достаточно быстро создаются социально-ориентированные молодежные движения, которые поддерживаются государственной системой. В то же время суще-
ствует немало неформальных молодежных группировок, дестабилизирующих социальную ситуацию в любой стране или регионе. В рамках таких групп нередко осуществляется диссоциальное воспитание. Этот термин ввел А.В. Мудрик для обозначения «целенаправленного формирования антисоциального сознания и поведения у членов контркулкгурных (криминальных и тоталитарных - политических и квази-культурных) организаций [2]. Все это свидетельствует о социальной значимости и важности определения новых подходов к организации гражданского воспитания молодежи в современных условиях.
© Андриенко Е.В., Шульга И.И., 2012