Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНАЯ МОДЕЛЬ / ДИСКУРСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / AUTHENTIC MODEL / DISCURSIVE COMPETENCE / COMPONENTS OF DISCURSIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахинская Ирина Анатольевна

В статье обоснована необходимость и осуществлена разработка модели формирования дискурсивной иноязычной компетенции студентов техникума в процессе обучения английскому языку. Представлены результаты оценки уровня дискурсивной компетентности, обучающихся на уроке английского языка. Разработаны рекомендации по повышению уровня сформированности дискурсивной иноязычной компетенции студентов техникума в процессе обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF DISCURSIVE FOREIGN-LANGUAGE COMPETENCE OF TECHNICAL SCHOOL STUDENTS

The article substantiates the need and develops a model for the formation of discursive foreign language competence of technical school students in the process of teaching English. The results of assessing the level of discursive competence of students in English lessons are presented. Recommendations are developed to improve the level of formation of discursive foreign language competence of technical school students in the process of teaching English.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА»

Педагогика

УДК 378.2

соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Бахинская Ирина Анатольевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко» (г. Орехово-Зуево)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДИСКУРСИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИКУМА

Аннотация. В статье обоснована необходимость и осуществлена разработка модели формирования дискурсивной иноязычной компетенции студентов техникума в процессе обучения английскому языку. Представлены результаты оценки уровня дискурсивной компетентности, обучающихся на уроке английского языка. Разработаны рекомендации по повышению уровня сформированности дискурсивной иноязычной компетенции студентов техникума в процессе обучения английскому языку.

Ключевые слова: аутентичная модель, дискурсивная компетентность, компоненты дискурсивной компетентности.

Annotation. The article substantiates the need and develops a model for the formation of discursive foreign language competence of technical school students in the process of teaching English. The results of assessing the level of discursive competence of students in English lessons are presented. Recommendations are developed to improve the level of formation of discursive foreign language competence of technical school students in the process of teaching English.

Keywords: authentic model, discursive competence, components of discursive competence.

Введение. Внедрение новых образовательных стандартов в систему образования Российской Федерации просит изобретать новые подходы к решению проблемы формирования общекультурного пространства компетенции студентов техникума.

Исследователи в области образования и преподавания языков (Дейк Т.В; Карасик В.И.; Соловьёва Е.Н.; Зимняя И.А.; Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В.; Щукин А.Н; Сиполс О.В.; Евстигнеева И.А.; Фахрутдинова Р.А., Тренгулова С.Ф.; Аухадеева Л.А. и другие) констатируют, что высокий уровень сформированности дискурсивных умений помогает учащимся преодолевать трудности общения. Ребёнок взрослеет и оптимизирует свои отношения с окружающими, что способствует гармонизации его личности.

Заявленная компетенция позволяет максимально эффективно реализовать такие принципы, как, индивидуализация, дифференциация и улучшение визуализации учебных материалов, чтобы мотивировать студентов быть самостоятельными в учебном процессе [5, с. 212]. В данной работе предложена аутентичная модель формирования дискурсивной компетенции в классе.

Изложение основного материала статьи. Конструирование данной модели опиралось на подходы, разработанные в трудах Дейка Т.В., Иванова Д.А., Зимней И.А, Митрофанова К.Г., Соколовой О.В. и др.

Дейк Т.В. [4, c. 19] утверждает, что дискурс имеет особую функцию, поскольку он существует только через использование языка, дискурс или же коммуникативные (или иные семиотические практики) идеи человека могут быть четко сформулированы.

Карасик В.И. [8, с. 13] выделяет статусно-ролевые и ситуативно-коммуникативные свойства дискурса, содержащие условия общения, область общения, цели, мотивы, стратегии реализации коммуникативных действий, стилевые и риторические свойства. Помимо этого, лингвист различает статусно-ориентированный и личностно-ориентированный виды дискурсов. Первый определяет вид общения в соответствии со сферой деятельности; во втором приоритет отдается повседневным поступкам, повседневному общению и литературе.

По мнению Соловьевой Е.Н. [10, с. 164], дискурсивная компетентность - это способность организовывать речь; проявлять высокий уровень сформированности логических умений и последовательности; формировать умение создавать убедительные конструкции из личного заявления; овладеть приемами предоставления и получения информации.

Зимняя И.А. [6, с. 9] определяет понятие "компетентность" как "основанный на знаниях интеллектуальный и личностный опыт человека". По ее мнению, компетентность нельзя рассматривать как способность использовать скрытый потенциал.

Иванов Д.А., Митрофанов К.Г. и Соколова О.В. [7, с. 55] считают, что компетентностный подход в образовании упрощает процессы обучения и интерпретации результатов диагностики и обеспечивает субъективную оценку деятельности студентов.

Евстигнеева И.А. [5, с. 215] рассматривает дискурсивную компетентность как комплекс знаний, умений и навыков, которые дают возможность создавать и понимать дискурсы как предметы действительности в условиях общения в обществе.

Аухадеева Л.А. [3, с. 227] рассматривает компетентностный подход в образовании как базовую стратегию формирования единого и профессионального образования в России. Коммуникативная компетентность педагога трактуется исследователем как «метакомпетентность», которая создаёт как профессиональную компетентность учащегося, так и его собственную.

Фахрутдинова Р.А. и Тренгулова С.Ф. [11, c. 32] отстаивают точку зрения о том, что культурные компетенции позволяют студентам ориентироваться в культурном пространстве и поддерживать диалог с представителями других культур. В настоящее время процесс формирования общекультурных компетенций студентов, в том числе дискурсивной компетенции, должен соотноситься с новыми образовательными стандартами, которые внедряются в систему высшего образования России, и с процессом ее интеграции в мировое образовательное пространство.

Необходимость выявления специфических условий формирования педагогической коммуникативной компетенции была признана Ярмакеевым И.Э. и Абдрафиковой А.Р. [12, с. 125].

Таким образом, обзор литературы показал, что роль формирования дискурсивной компетентности в классе техникума досконально не изучена, хотя многие педагоги признают важность ее формирования.

Сказанное позволило выделить ключевые компоненты дискурсивной компетентности, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты дискурсивной компетентности

компонент определение

Утверждение Истинная составляющая высказывания, его семантическая константа, которая способна принимать в контексте свойлогико-семантический статус истинности или ложности.

Рекомендация Связь, выраженная в речи к объектам действительности.

Объяснение Эксплицитно выраженное в суждении высказывание, его смысл и цель в соответствии с коммуникативной интенцией автора.

Импликатура Не дословно выраженное значение и смысл высказывания, скрытый контекст, основанный на мыслях автора. Импликативное значение может быть адекватно декодировано получателем с помощью числа условий.

Предположение Семантическая составляющая дискурса, истинность которой не позволяет высказыванию быть семантически ненормальным, неуместным в данном контексте.

Актуальность Выводы, вытекающие из взаимодействия вновь приобретенных знаний с теми, что были в прошлом. Данный компонент обеспечивает реализацию когнитивной функции.

На основе анализа компонентов дискурсивной компетентности определены критерии и показатели оценки сформированности дискурсивной компетентности были опознаны. Они включали в себя:

* когнитивный компонент - знание профессионально ориентированной терминологии иностранного языка;

знание фонетической, лексической, синтаксической и других подсистем языка; знание социокультурных особенностей языка;

исторические особенности страны изучаемого языка;

* деятельностный компонент - навыки анализа, синтеза, систематизации, обобщения информационных данных;

манипулирование информационными потоками; навыки создания связных и синтаксически правильных собственных монологов;

диалогический дискурс иностранного языка;

* коммуникативный компонент - умение работать в команде, организовывать сотрудничество в коллективе;

осуществление групповой деятельности, проявление терпимости и взятие на себя ответственности;

* рефлексивный компонент - навыки критического анализа информации, собственных достижений и достижений человека;

выявление недостатков, стремление к постоянному повышению профессионального уровня и личностному обучению через использование иностранного языка [5, с. 22].

Для проверки вышеперечисленных критериев и показателей была проведена выборка диагностических методик, позволяющих адекватно оценить уровень сформированности индивидуальных личностных качеств студентов, необходимых для их формирования и развития дискурсивной компетенции. Выбранные диагностические средства представлены в таблице 2.

Таблица 2

Диагностический инструментарий оценки сформированности и развития дискурсивной

компетентности

критерии исследуемые показатели диагностические методы

Познавательный знание иностранного языка профессионально-направленная терминология, знание фонетических, лексических, синтаксических и других языковых подсистем; знание социокультурных и исторических особенностей страны изучаемого языка; Тестирование с использованием ИКТ

Деятельностный навыки анализа, синтеза, систематизации, обобщения информационных данных, манипулирования информационными потоками; навыки создания связных и синтаксически правильных собственных монологов, диалогического дискурса иностранного языка; Диагностика самоактуализации (А.В. Лазукин адаптация Н.Ф. Калина) https://sites.google.com/sit e/test300m/dsl

Коммуникативный умение работать в команде, организовывать сотрудничество при осуществлении групповой деятельности, проявлять терпимость и принимать на себя обязанности; Диагностика принятия других (по шкале Фейя) http://www.gurutestov.ru/t est/308

Возвратный навыки критического анализа информации, собственных достижений и недостатков, стремление к постоянному повышению профессионального уровня и личностному обучению через использование иностранного языка. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности учебным процессом

Диагностика уровня сформированности всех дискурсивных компонентов проводилась в два этапа. Первый из них был направлен на выявление уровня развития у обучающихся грамматической системы английского языка, навыков чтения, понимание содержания иноязычного текста, особенностей различных жанров и стилей дискурса. Второй этап заключался в оценке письменных навыков студентов с аргументацией и в том, насколько хорошо они могли бы использовать написание вспомогательного плана.

На начальном этапе эксперимента при выполнении тестовых заданий по пониманию содержания в текстах различных жанров было допущено много смысловых ошибок. Студенты продемонстрировали глубокое непонимание синтаксиса простых и сложных предложений.

Письменная часть выявила некомпетентность большинства студентов обеих групп в написании эссе с аргументацией.

Выявленные в ходе констатирующего эксперимента критерии формирования дискурсивных компетенций в техникуме, легла в основу формирующего эксперимента.

Эксперимент был направлен на повышение уровня сформированности дискурсивной компетентности студентов.

Чтобы проверить уровень формирования компонентов дискурсивной компетентности был использован весь комплекс диагностических методов, к чему и была обращена констатирующая стадия эксперимента.

На заключительном этапе была проведена диагностика результатов дискурсивной компетентности. Исходя из общего количества баллов, предусмотренных за выполнение поставленных задач, было выявлено 3 уровня сформированности дискурсивной компетенции студентов:

Высокий уровень - 60-90 баллов. Средний уровень - 30-60 баллов. Низкий уровень - 0-30 баллов.

Выводы. Таким образом представленная модель органично дополняет процесс формирования общекультурных компетенций студентов техникума. Она включает в себя дискурсивную компетентность в качестве приоритета, а ее реализация помогает студентам овладеть принципами англоязычного письма, научиться четко и грамотно формулировать мысли на английском языке, структурировать англоязычную информацию. Представленные в статье материалы могут быть полезными для педагогов и учащихся школ, техникумов, колледжей и высших учебных заведений и всем тем, кто заинтересован в развитии своих англоязычных компетенций.

Литература:

1. Аншаков О.М., Афанасьев В.В., Ерастова Н.Б., Красилова И.Е. Концептуальная модель единой информационной среды профессионального развития и коммуникации педагогов Московской области // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 3-15.

2. Афанасьев В.В., Афанасьев И.В., Васильева М.А., Куницына С.М. Фещенко Т.С. Основания и принципы конструирования организационной модели среды профессионального самоопределения школьников // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2018. № 1. С. 90-107.

3. Аухадеева Л.А. Коммуникативная культура педагога как фактор повышения качества образования / Л.А. Аухадеева // Филология и культура. Philology and culture. - 2012. - №1 (27). - С. 226-230.

4. Дейк Т.В. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 344 с.

5. Евстигнеева И.А. Методы развития дискурсивных способностей студентов на основе современных информационно-коммуникационные технологии. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sovremennyh-informatsionnyh-i-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-razvitii-diskursivnyh-umeniy-studentov-yazykovogo-vuza/viewer (дата обращения: 31.03.2020).

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как эффективно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Научно-исследовательский центр подготовки учителей, 2004. - 42 с.

7. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003. - 101 с.

8. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград, 2000. - С. 5-20.

9. Левина И.Д., Афанасьев В.В. Моделирование показателей управления проектами в образовательном консорциуме // Bulletin of the international centre of art and education. - 2019. - № 2.

10. Соловьева Е.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. педагогические школы и преподаватели. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

11. Фахрутдинова Р.А., Тренгулова С.Ф. Формирование коммуникативной компетенции студентов средствами иностранного языка// Трибуна молодого ученого-2015: сборник научных трудов. - Казань: Изд-во «Познание», Институт Экономики, управления и права, 2015. - С. 32-34.

12. Ярмакеев И.Э., Абдрафикова А.Р. Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей: теория и практика. Монография / Под ред. И.Э. Ярмакеева. - Казань: Отечество, 2015. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.