УДК 332.365:633.1
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
00!: 10.24411/2587-6740-2020-11010
МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗЕРНОВОГО РЫНКА
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-310-00211
Д.А. Зюкин
ООО «АРССЛАЙН», Курск, Россия
В статье рассматриваются направления улучшения состояния инфраструктуры, являющейся одной из ключевых проблем перехода зернопродуктового подкомплекса АПК России на более эффективный уровень функционирования. В исследовании показано, что текущее состояние производственно-логистической инфраструктуры не соответствует стратегическим целям развития подкомплекса — дальнейшему устойчивому наращиванию урожаев зерновых и увеличению их торговых потоков, удовлетворяющих экспортные запросы и внутренние потребности страны. На данный момент в России значительно изменилась по территориальному размещению и структуре возделываемых зерновых культур конъюнктура производства, что предопределяет соответствующее развитие инфраструктуры хранения и переработки зерна, а также формирует экспортоориентированный подход в логистике. В статье показывается, что, не смотря на наличие мощностей хранения, превышающих даже крупные урожаи последних лет, это в основном устаревшие объекты напольного хранения, которые практически полностью изношены, а их модернизация экономически нецелесообразна, так как несовместима с современными технологиями. Ввод новых мощностей по хранению зерна идет медленными темпами: за 20 лет введено в эксплуатацию мощностей всего на 8 млн т, что составляет от 6 до 7,2%% величины урожая зерновых последних трех лет. В статье отмечается, что реализацию крупных проектов по возведению элеваторных мощностей в условиях экспортной ориентации зернового хозяйства важно осуществлять в комплексе с развитием железнодорожной сети, поэтому возрастает роль государства как координатора между аграрным бизнесом и РЖД. В исследовании представлено, что основополагающим элементом в достижении поставленных задач развития инфраструктуры зернопродуктового подкомплекса АПК является совершенствование модели государственного и экономического регулирования.
Ключевые слова: зерно, зернопродуктовый подкомплекс АПК, производство зерна, зерновой рынок, продовольственная безопасность, межрегиональный обмен, экспорт зерна, государственное и экономическое регулирование, производственно-логистическая инфраструктура, стратегическое развитие, эффективность.
Введение
Зернопродуктовый подкомплекс является системообразующим элементом АПК в силу своей стабильной прибыльности, позволяющей аграриям поддерживать свою эффективность, и связующей ролью с развитием остальных направлений аграрного производства, в том числе выступая основой кормовой базы животноводства. В последние годы было достигнуто существенное увеличение объемов валовых сборов зерна, позволившее увеличить емкость внутреннего зернового рынка и величину потока на экспорт. Однако в зернопродук-товом подкомплексе по-прежнему сохраняется целый ряд фундаментальных проблем и противоречий, которые мешают ему выйти на более эффективный уровень функционирования. Причем, последние успехи только обостряли их, как например, положение производственно-логистическая инфраструктуры, которая не соответствует потребностям развития зерно-продуктового подкомплекса в аспекте производства зерна, его межрегионального обмена и экспорта.
Результаты исследования
В российском зерновом производстве на всех этапах движения от поля до конечного покупателя существуют серьезные проблемы, которые являются причиной потерь урожая (рис. 1), без системного решения которых не получится повысить эффективность зер-нопродуктового подкомплекса, реализовать
его экспортный потенциал и обеспечить осуществление импортозамещения производства мясо-молочной продукции. Исходя из этого ключевой проблемой, определяющей как расширение экспортных возможностей, так и развитие внутреннего зернового рынка страны является несоответствие состояния производственно-логистической инфраструктуры стратегическим задач развития зернопродуктового подкомплекса АПК страны.
Выявить фактические потери урожая в процессе уборки на поле весьма трудно, однако оценки экспертов и практиков говорят, что в худших случаях они могут составлять до 20% итогового валового сбора зерновых. Виной тому низкий уровень обеспеченности уборочной техникой. Это касается как зерно- и ку-курозоуборочных комбайнов, так машин для перевозки, которыми обеспечено лишь малая часть сельскохозяйственных организаций. При этом собственного автопарка даже в крупных и прибыльных организациях не хватает, поэтому приходится использовать частных перевозчиков, а это всегда более низкий уровень координации. К тому же это дополняется нехваткой собственных мощностей хранения, необходимых для обеспечения потребностей отрасли, урожаи которой имеют сезонный характер. При этом потребности в ней увеличиваются в виду значительно возросших урожаев, превосходящих даже результаты советского периода. Однако увеличения современных мощностей хранения зерна адекватного таким изменениям его валовых сборов практически не проис-
ходит. В особенности, проблемная ситуация у заготовительных предприятий, мощности которых остаются без положительной динамики, в отличие от предприятий, занимающихся переработкой, в которых все же есть прогресс, определяемый, в первую очередь, возведением новых высокотехнологичных животноводческих комплексов, обеспечивающих спрос на производство комбикормов.
С 2000 г. было введено в действие новых объектов с мощностью зернохранения более чем на 8 млн. т (рис. 2), что составляет всего от 6 до 7,2% величины урожая зерновых, собираемого в 2016-2018 гг. После высокоурожайного 2008 г. произошло трехкратное увеличение ввода мощностей хранения зерна и семян в 2009 г. В дальнейшем происходило хоть и с небольшой динамикой поступательное увеличение показателя ввода новых мощностей хранения, однако после 2015 г. ситуация поменялась, на что повлияла неблагоприятное финансово-экономическое положение в стране.
Также не стоит забывать, что инфраструктура хранения, которая в советское время была ориентирована на валовые сборы зерновых свыше 100 млн. т, за три десятилетия без проведения полноценной модернизации ее состояние не отвечает текущей конъюнктуре рынка. Поэтому получается такая ситуация, что, с одной стороны, величина располагаемых мощностей хранения зерна в стране превышает даже рекордный урожай 2017 года, но, с другой, это объекты преимущественно напольного хранения (амбары или склады), которые к тому
- 47
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (373)/ 2020
Рис. 1 Проблемы производственно-логистической инфраструктуры зернопродуктового подкомплекса,
препятствующие его развитию
Ввод в действие производственных мощностей зерносеменохраншшщ
Рис. 2 Ввод в действие производственных мощностей зерносеменохранилищ, тыс. т единовременного хранения
48 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (373) / 2020
же уже в большинстве своем полностью изношены [1]. Прямым результатом использования устаревшей инфраструктуры хранения является потери урожая, оцениваемые в «Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 г.» на уровне 5- 8% [2], а также падение качества зерна, снижающее его конечную цену. К тому же тратятся все большие средства на энергоносители и обслуживание такой устаревшей инфраструктуры, расходы на которые и далее продолжат только увеличиваться. По мнению многих ученых, модернизация старых зернохранилищ, прежде всего напольного хранения, является экономически нецелесообразной, так как она не совместима с современными технологиями [1, 3]. А поэтому дальнейшее использование такой инфраструктуры даже после модернизации не может обеспечить конкурентоспособную стоимость и качество хранения зерна для сельхозпроизводителей.
К тому же имеющаяся инфраструктура хранения и переработки ориентирована еще на советскую организацию работы производственных единиц зернопродуктового подкомплекса АПК, в то время как за прошедшие годы структура производства зерна по регионам достаточно сильно изменилась как по размерам урожая, так и по структуре зерновых культур, которые возделывают аграрии. Все более проявляющаяся экспортная направленность зернового хозяйства (валовые сборы пшеницы, являющейся основной экспортной сельскохозяйственной культурой России, устойчиво увеличиваются) порождает перекосы зернового рынка внутри страны, а стремление нарастить объемы производства экспортируемых культур приводят к нарушению оптимальной структуры посевных площадей и истощению земель [4].
В общем итоге, существующие проблемы определяют рост транспортно-логистических издержек, дополняемый снижением качества зерна, что не может не влиять на удорожание зерна и снижение конкурентоспособности его экспорта. Отсюда модернизация и увеличение современных мощностей хранения зерна являются одним из направлений долгосрочной стратегии развития зернопродуктового комплекса АПК, однако четкий механизм как этого достигнуть пока представлен не был [2].
Крупные проекты по возведению элеваторных мощностей целесообразно реализовывать с возможностью более эффективной организации движения потоков зерна на экспорт, поэтому осуществлять это следует в комплексе с развитием железнодорожной сети, что требует обеспечения координация государства между аграрным бизнесом и РЖД. Даже крупный бизнес не в состоянии реализовать такой проект, а без соединения с железнодорожной сетью он серьезно теряет в эффективности и увеличивает срок окупаемости [5]. При этом североамериканский опыт свидетельствует, что наибольшее значение для международного рынка имеет именно развитие инфраструктуры хранения и транспортировки зерна, поэтому государство там принимало активное участие в ее развитии [6].
Недостаток соответствующей инфраструктуры нарушает принципы логистики, что даже при достаточном обеспечении подвижным составом приводит двум стандартным ситуациям: отсутствие вагонов к определенному сроку и
www.mshj.ru
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
£
несоответствие объемов транспортируемого зерна и имеющихся технологических мощностей [7]. Реализация крупных инфраструктурных проектов позволяет решить важную проблему перевозок зерна как внутри страны, так и на экспорт, так как способствует улучшению процессов координации между всеми участниками зернового рынка. За счет механизма санации это может способствовать улучшению состояния локального зернового рынка в крупных зерносеющих регионах, имеющих экспортный потенциал, но удаленных от портовых мощностей. Наличие таких терминалов хранения, связанных напрямую железнодорожной сетью с портовым мощностями, позволяет эффективнее реализовать инновационные проекты стимулирования агроэкспорта, например, «от поля до порта», направленного на расшивку «узких мест» с учетом ограничений товарно-грузовых узлов [8].
Необходимость участия государства в процессе улучшения транспортно-логистической инфраструктуры зернопродуктового подкомплекса определяется тем, что помимо развития автомобильных дорог и железнодорожной сети требуется еще и увеличение мощности портовой инфраструктуры, а конкретно, глубоководных портовых терминалов. Такие проблемы кроются в использовании еще советской инфраструктуры, которая не предполагала экс-
порта зерна в таком объеме при такой его широкой географии, что требует создания именно глубоководных портовых терминалов. Например, дальнейшее увеличение объемов экспорта и выход на новые рынки, в частности, юго-восточной Азии, предполагает развитие всей инфраструктуры от хранения до портовой на Дальнем Востоке, потому что уже сейчас наблюдается избыточно высокая концентрация поставок через порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) [4].
На данном этапе в системе возможных способов развития инфраструктуры зернового рынка, позволяющей оптимизировать процессы межрегионального обмена зерном и поддерживать устойчивость экспорта зерна при снижении логистических издержек, Правительство опирается на меры государственного регулирования и поддержки, в то время как экономические инструменты регулирования задействованы слабо. Растущие объемы экспорта зерна и его внутреннего потребления, стимулирующие более активное движение потоков товара в межрегиональном обмене, определяют поиск направлений и инструментов для совершенствования системы регулирования развития производственной и торгово-логистической инфраструктуры зер-нопродуктового подкомплекса АПК России. Залогом достижения данной стратегической
Меры стимулирования развития производственной и транспортно-логистической инфраструктуры зернопродуктового подкомплекса
Государственное регулирование
Экономическое регулирование
Закупочные и товарные _интервенции_
Субсидирование расходов на ж/д перевозку зерна
Льготные тарифы на тепло- и энергоносители для субъектов инфраструктуры хранения зерна
Налоговые преференции для частного бизнеса в размере до 50% от величины реинвестируемой прибыли, направляемой на строительство инфраструктуры и приобретение оборудования
Субсидирование процентной ставки по кредитам, выделяемым на строительство и модернизацию инфраструктуры хранения и переработки зерна
Государственные инвестиции в модернизацию, строительство и расширение дорожной сети
Модернизация и введение новых глубоководных портов, в том числе позволяющих диверсифицировать географию экспорта зерна
Реструктуризация задолженности предприятий сельского хозяйства по платежам в бюджет
Государственное управление зерновым балансом за счет стимулирования или ограничения экспорта зерна
Формирование программ льготного долгосрочного кредитования из Фонда развития промышленности и АПК
Государственные гарантии при получении кредитов
Бюджетное финансирование реализации программ и облачных технологий, увеличивающих непосредственным зернопро-изводителям прозрачность и доступность продвижения их зерна от поля до порта
Административная и маркетинговая поддержка экспортерам зерна
Повышение доступности «длинных денег» и улучшение инвестиционного климата
Рис. 3 Модель государственного и экономического регулирования развития производственной и торгово-логистической инфраструктуры зернопродуктового подкомплекса АПК России
цели является комплексность применения как мер государственного, так и экономического регулирования, однако в дальнейшем при оптимальном варианте развития приоритет должен отдаваться второй группе мер (рис. 3).
Учитывая важность зерна как продукта для внутреннего агропродовольственного рынка, управлять балансом зерна в стране, стимулируя или наоборот сдерживая экспорт, просто необходимо. Поэтому отказаться на данный момент от мер государственного регулирования Россия пока позволить себе не может, но они должны стать эффективней. Также некоторые направления государственного регулирования и поддержки компенсируют недостатки имеющейся финансовой модели и транспортной системы, в частности, труднодоступность «длинных денег» на реализацию инфраструктурных проектов и высокие тарифы на перевозку зерна для межрегионального обмена и на экспорт.
Выводы. Рекомендации
Зернопродуктовый подкомплекс один из наиболее важных элементов АПК России, который за последние годы добился серьезного прогресса: экспорт зерна превысил 50 млн т при том что полностью обеспечиваются растущие потребности внутреннего рынка. Тем не менее, выйти на более эффективный уровень функционирования подкомплексу мешает ряд системных проблем, ключевой из которых является несоответствующая перспективам дальнейшего наращивания урожаев и торговых потоков зерна производственная и торго-во-логистическая инфраструктура. Во-первых, инфраструктура по хранению зерна и производству комбикормов характеризуется неудовлетворительным состоянием с невысокой долей высокотехнологичных элеваторов, что дополняется несоответствием ее расположения изменившимся реалиям структуры территориального и по видам зерновых культур производства. Во-вторых, активизация экспорта и увеличение потоков межрегионального обмена показали отставание пропускной способности системы дорог и портов, в особенности, глубоководных терминалов. В-третьих, механизм государственного регулирования и поддержки недостаточно эффективен, чтобы обеспечить более справедливое распределение доходов от экспорта в пользу непосредственных производителей зерна. В-четвертых, сохраняется труднодоступность привлечения «длинных денег» для реализации частных проектов модернизация и строительства инфраструктуры хранения, переработки и транспортировки зерна. В-пятых, минимальное применение инструментов экономического регулирования для создания условий привлечения прямых инвестиций через инструменты налоговых преференций, модернизацию транспортной и портовой инфраструктуры в рамках федеральных программ, внедрение облачных технологий в области повышения информатизации и упрощения доступа производителей к зерна к его экспорту.
Ключевыми направлениями в такой ситуации являются: оптимизация размещения и модернизация системы хранения и переработки зерна; совершенствование системы автомобильного и железнодорожного перемещения зерна с учетом базовых принципов маркетинга и логистики; развитие облачных технологий
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (373) / 2020
и других инноваций в области информатизации, обеспечивающих повышение доступа и эффективности экспорта для производителей зерна, а отечественным потребителям более низкую цену его приобретения; модернизация и диверсификация портовой инфраструктуры в пользу глубоководных портов, позволяющих расширить географию российского экспорта и увеличить пропускную способность.
Основополагающим элементом в достижении поставленных задач развития инфраструктуры зернопродуктового подкомплекса АПК является совершенствование модели государственного и экономического регулирования. От того насколько она будет сбалансирована и эффективна зависят дальнейшие перспективы наращивания производства зерна, оптимизации процесса межрегионального обмена и поддержка устойчивости экспорта зерна при снижении логистических издержек. В долгосрочной перспективе следует ориентироваться на переход в пользу применения экономических инструментов регулирования рынка,
однако, учитывая принципиальную значимость зернопродуктового подкомплекса в развитии АПК и в обеспечении продовольственной независимости, самоустраниться государство не может ни в коем случае и должно обязательно присутствовать на зерновом рынке, управляя балансом зерна.
Литература
1. Попкова Е.В., Кучеренко О.И. Организационно-экономические направления развития производственной инфраструктуры зернопродуктового подкомплекса // Вестник Воронежского государственного аграрного университета . 2016. № 1 (48). С. 201-206.
2. «Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 г.» Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.08.2019 г. № 1796-р. URL: http://static.government.ru/media/files/y1 IpA0ZfzdMCfATNBKGff1cXEQ142yAx.pdf (Дата обращения 12.11.2019 г.).
3. Семыкин . В.А., Соловьева Т.Н., Сафронов В.В. , Шумакова Н.О. К вопросу о современных концепциях
развития зернового хозяйства в региональной экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 5. С. 10-13.
4. Зюкин Д.А. Развитие экспортного потенциала зернового хозяйства России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 1. С. 58-61.
5. Зюкин Д.А. Особенности и значимость зернопродуктового подкомплекса АПК как обоснование необходимости разработки стратегии его развития // Вопросы социально-экономического развития регионов. 2018. № 2 (5). С. 11-19.
6. Fuller S.,Yu T.-H., Fellin L., Lalor A., Krajewski R. Effects of improving transportation infrastructure on competitiveness in world grain markets // Journal of international food and agribusiness marketing. 2003. № 13 (4), pp. 61-85.
7. Манзурова Д.С. Технологические возможности перевозки зерна // Вестник современных исследований. 2019. № 2.13 (29). С. 23-28.
8. Agibalov A.V., Tkacheva Y.V., Zaporozhtseva L.A. Improvement of the financial management strategy for agricultural enterprises // Journal of Economic and Management Perspectives. 2018. Т. 11. № 3. Pp. 1686-1696.
Об авторах:
Зюкин Данил Алексеевич, кандидат экономических наук, генеральный директор, ORaD: https://orcid.org/0000-0001-8118-2907, [email protected]
MODEL OF ECONOMIC AND STATE REGULATION OF GRAIN MARKET INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT
D.A. Zyukin
OOO «ARSSLAIN», Kursk, Russia
The directions of improvement of the state of infrastructure, which is one of the key problems of transition of the grain subcomplex of the agroindustrial complex of Russia to a more effective level of functioning, are considered in the article. The research shows that the current state of the production and logistics infrastructure does not correspond to the strategic purposes of the subcomplex development — further increase of grain yields and increase of their trade flows, satisfying export demands and domestic needs of the country. The conjuncture of grain production in Russia has changed significantly in terms of the territorial location and structure of cultivated crops, which predetermines the appropriate development of storage and processing infrastructure, as well as forms an export-oriented approach in logistics. The article shows that, despite the availability of storage capacity, exceeding even large harvests of recent years, it is mainly outdated outdoor storage facilities, which are almost completely worn out, and their modernization is economically impractical, since it is not compatible with modern technologies. The commissioning of new grain storage facilities is slow: in 20 years, only 8 million tons of capacities have been put into operation, which is from 6 to 7.2% of the grain harvest of the last three years. The article notes that the implementation of large projects on construction of elevator capacities in terms of export orientation of grain farming it is important to realize the complex development of the railway network, so the role of the state as a coordinator between agricultural business and the JSC "Russian Railways". The fundamental element in achieving the objectives of infrastructure development of grain subcomplex of agriculture is to improve the model of state and economic regulation.
Keywords: grain, grain products subcomplex of agro-industrial complex, grain production, grain market, food security, interregional exchange, grain export, state and economic regulation, production and logistics infrastructure, strategic development, efficiency.
References:
1. Popkova E.V., Kucherenko O.I. Organizational and economic directions of development of industrial infrastructure of grain subcomplex. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Voronezh state agrarian University. 2016. No. 1 (48). Pp. 201-206.
2. "Long-term strategy of development of the grain complex of the Russian Federation until 2035" was Approved by the order of the government of the Russian Federation of 10.08.2019 No. 1796-r. URL: http://static. government.ru/media/files/y1IpA0ZfzdMCfATNBKGff1cX EQ142yAx.pdf (accessed 12.09.2019).
3. Semykin V.A., Solovyova T.N., Safronov V.V., Shuma-kova N.O. On the issue of modern concepts of grain economy development in the regional economy. Shumakova Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj selskoxozyajstvennoj aka-demii = Bulletin of the Kursk state agricultural Academy. 2015. No. 5. Pp. 10-13.
4. Zyukin D.A. Development of export potential of grain economy of Russia Ekonomika selskoxozyajstvennyx i pererabatyvayushhix predpriyatij = Economics of agricultural and processing enterprises. 2019. No. 1. Pp. 58-61.
5. Zyukin D.A. Features and significance of the grain subcomplex of agriculture as a justification of the need to develop a strategy for its development. Voprosy social-no-ekonomicheskogo razvitiya regionov = Questions of
socio-economic development of regions. 2018. No. 2 (5). Pp. 11-19.
6. Fuller S, Yu T.-H., Fellin L, Lalor A, Krajewski R. Effects of improving transportation infrastructure on competitiveness in world grain markets. Journal of international food and agribusiness marketing. 2003. No. 13 (4). Pp.61-85.
7. Mansurova D.S. Technological capabilities of the transportation of grain. Vestnik sovremennyx issledovanij = Journal of modern research. 2019. No. 2.13 (29). Pp. 23-28.
8. Agibalov A.V., Tkacheva Y.V., Zaporozhtseva L.A. Improvement of the financial management strategy for agricultural enterprises. Journal of Economic and Management Perspectives. 2018. T. 11. № 3. Pp. 1686-1696.
About the authors:
Danil A. Zyukin, candidate of economics sciences, general director, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8118-2907, [email protected]
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (373) / 2020 www.mshj.ru