2. Воробьева М.В. Обучаем поколение Z: традиции и современные учебные реалии. Педагогическое образование и наука. 2018. № 2. С. 135—139.
3. Высшее образование в условиях пандемии: новые вызовы и современные решения // XI Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО). URL: https://educonf.hse.ru/2020/programme.
4. Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии COVID-19 // Modern humanities success / Успехи гуманитарных наук, 2020. С. 31.
МОДЕЛЬ ДЛЯ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ
Бакалов Георги (Харманли, Республика Болгария), директор Центра специальной образовательной поддержки «П.Р. Славейков». E-mail: [email protected]
Шошев Митко (Стара Загора, Республика Болгария), доцент, доктор, Тракийски университет, Педагогический факультет. E-mail: [email protected]
Аннотация. Концепция применения модели работы с детьми со специальными образовательными потребностями с использованием нейротехнологий основана на достижениях нейропеда-гогики и индивидуального подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Предусмотренные для реализации в модели мероприятия и методы работы адаптированы к индивидуальным потребностям каждого ребенка (ученика).
Организация работы в Центре специальной образовательной поддержки предоставляет исключительные возможности для применения новых технологий. Эти возможности находятся в пределах: повышения квалификации соответствующих специалистов для работы с ними, временного порядка их применения, такого как продолжительность работы с соответствующей технологией, периодичность применения и возможность прямого мониторинга результатов применения для каждого конкретного ребенка.
Ключевые слова: инклюзивное образование, нейробиология, нейротехнология, нейропедаго-гика, мультисенсорный подход.
A MODEL FOR WORKING IN A SPECIAL EDUCATIONAL SUPPORT CENTER USING NEUROTECHNOLOGIES
Abstract. The concept of applying the model for working with children with special educational needs through the use of neurotechnology is based on the achievements of neuropedagogy and the individual approach to the education of children with disabilities. The activities and methods of work provided for implementation in the model are tailored to the individual needs of each child (student).
The organization of work in Special Education Support Center provides exceptional opportunities for application of new technologies. These possibilities are within the limits of: raising the qualification of the respective specialists for work with them, time order of their applicability, such as duration of work with the respective technology, frequency of application and possibility for direct monitoring of the application results for each specific child.
Keywords: inclusive education, neuroscience, neurotechnology, neuropedagogy, multisensory approach.
Развитие личности ребенка с отклонениями в развитии предполагает определенный конструкт образовательной среды. Дошкольное и школьное образование в Республике Болгария за последний год осуществило идею инклюзивного образования, в контексте которого особое место занимает образование и воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Как часть всех детей, подлежащих инклюзивному образованию, эта группа детей в психолого-педагогическом плане требует рабочих подходов,
ориентированных не только на преодоление вторичных отклонений в результате первичного органического повреждения, но и на углубленное индивидуальное вмешательство, непосредственно связанное с формированием навыков для независимого социального функционирования.
Условия работы в общеобразовательной школе не всегда предоставляют педагогу возможности для развития своей деятельности в направлении преодоления в психологическом плане трудностей, с которыми сталкивается ребенок с ограниченными возможностями, как в направлении усвоения учебной программы, так и в направлении социального обучения. Общая и дополнительная поддержка, оказываемая для развития их способностей и навыков, а также для их включения и участия в сообществе детского сада и школы, подразумевает развитие деятельности учителя в дискурсе индивидуальных характеристик детей в этой группе. Признание этой необходимости определило функционирование центров поддержки специального образования, которые должны быть связаны и осуществлять взаимодействие с другими учреждениями в системе дошкольного и школьного образования, со специализированными учреждениями для детей, с социальными службами в сообществе, с родителями, представителями детей или с опекунами, с обществом.
В организационном и функциональном планах в центре внимания этих центров не только работа по индивидуальному развитию каждого ребенка, но и квалифицированная педагогическая деятельность специалиста, работающего в учреждениях данного типа. Предусмотренная краткосрочная и долгосрочная поддержка ребенка с особыми образовательными потребностями основана на деятельности различных специалистов, работающих в Центре специальной образовательной поддержки (ЦСОП). Чтобы охватить весь спектр проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, деятельность в этих центрах должна обеспечиваться разными специалистами, которые работают в команде. Причем их деятельность не носит эпизодический характер (в классе два раза в неделю), а охватывает все организационные моменты дня. В целях оптимизации индивидуальной поддержки ребенка с особыми образовательными потребностями в порядке его краткосрочного или долгосрочного характера в учреждениях данного типа работают:
— координатор, который ведет заседания координационной группы и членов команд, специалистов из разных областей;
— специальные педагоги;
— психологи;
— логопеды;
— реабилитолог (кинезитерапевт);
— арт-терапевт;
— социальный педагог.
Команда разрабатывает для каждого ребенка карту для оценки его индивидуальных потребностей, обозначенную по следующим параметрам:
— план поддержки;
— индивидуальное обучение согласно плану;
— индивидуальные учебные программы по отдельным предметам;
— лечебно-реабилитационные программы.
В любой момент реализация этого плана, несомненно, зависит от подготовки и профессионального видения каждого специалиста. Развитие педагогической нейронауки (нейропедагогики) предопределяет потребность в углублении и расширении подготовки не только педагогических специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и всех специалистов, занимающихся воспитанием и социализацией данной группы детей.
Педагогическая и психосоциальная реабилитация определяет применение подходов, методов и инструментов для помощи и поддержки тем детям, которые выходят за рамки привычного и ищут возможности преодолеть свои недостатки с помощью новых достижений в технологиях, направленных на помощь людям. Организация работы в ЦСОП предоставляет исключительные возможности для применения новых технологий. Эти возможности находятся в пределах повышения квалификации соответствующих специалистов для работы с новыми технологиями, временного порядка их применения, такого как продолжительность работы с соответствующей технологией, периодичность применения и возможность прямого мониторинга результатов применения для каждого конкретного ребенка.
При обучении детей с ОВЗ и возникающих при этом специфических трудностях используется так называемый мультисенсорный подход, основанный на идее, что учебный материал воспринимается намного легче, когда несколько сенсорных каналов стимулируются одновременно. С этой целью разрабатываются и создаются мультимедийные учебные ресурсы, которые одновременно визуализируют, озвучивают и требуют действий со стороны учащихся, что оказывает большее влияние на детей с ОВЗ и специальными образовательными потребностями (СОП). «Главное в воспитании таких детей — привлечь и удержать их внимание, чтобы вести активный образовательный процесс. Мультисен-сорный подход привлекает больше внимания и усиливает концентрацию, что является предпосылкой для более целостного восприятия учебного материала» [1].
Особенно важно отметить, что такой способ обучения эффективен для всех современных учеников, независимо от того, есть ли у них конкретные трудности. Современные дети живут в среде и условиях информационной связи. С раннего возраста они активно используют информативно-коммуникативные технологии и ожидают аналогичного взаимодействия в учебном процессе в образовательных учреждениях. Образовательная нейробиология и новые технологии в их взаимосвязи — это новый взгляд и новое прочтение образования и воспитания, особенно для детей с ограниченными возможностями. Опыт в этом отношении был реализован в применении новых нейротехнологий в ЦСОП в городе Харманли (область Хасково, Болгария). Лечебные занятия по психосоциальной реабилитации в течение учебного года проводятся в школе, в кабинете психолога, в классе Монтессори, сенсорной комнате или вместе с учителем в классе для достижения целей развития когнитивных, коммуникативных и социальных навыков, совершенствования поведенческого и эмоционального функционирования, развития независимости для социальной интеграции.
Идея применения нейротехнологий в процессе обучения детей с СОП основана на достижениях нейропедагогики, концепции нейропластичности мозга, а также на понимании того, что биопсихосоциальная природа человека допускает влияние на определенные функции мозга и, следовательно, на ход психических процессов, действуя внешним, но физиологическим и безопасным образом. В ЦСОП Харманли применяется комбинированный метод применения нейро- и психолого-педагогических технологий в работе с детьми с СОП. В зависимости от типа повреждения, степени нарушения, по усмотрению коллектива, работающей с детьми, применяются технологии аудиовизуальной стимуляции (световая и звуковая стимуляция), система полной сенсомоторной интеграции, биологическая обратная связь с использованием кожно-гальванической реакции, а также системы визуального слежения.
Аудиовизуальные системы взаимодействия позволяют влиять на общее психическое состояние детей с СОП полностью физиологическим образом. Учитывая тот факт, что по большей части эти дети испытывают значительные трудности в управлении своего поведения, испытывают тревогу и сложный контроль над своим эмоциональным состоянием
(факторы, препятствующие реализации эффективного учебного процесса), команда специалистов ЦСОП использовала идею применения аудиовизуальных систем вовлечения в качестве предварительной подготовки детей с указанными отклонениями перед началом занятий. С системой работают хорошо подготовленные специалисты-психологи, и она показала хорошие результаты во всех возрастных группах. Возможности этих систем также позволяют стимулировать процессы мышления, влияя на характеристики внимания (которые иногда сильно ухудшены до использования системы светозвуковой стимуль-ции). Системы могут быть использованы, опять же, путем применения соответствующих программ, включенных в них, у детей с СОП и нарушениями чтения (дислексия). Результаты применения этих нейротехнологий будут оценены в конце учебного года.
Интересным подходом как для педагогов, так и для самих детей является применение систем биологической обратной связи с использованием кожно-гальванической реакции. Общий подход этой методологии заключается в использовании определенного программного обеспечения в форме игры и исследования обратной связи (через кожно-гальваническую реакцию) ребенка. С этой методикой работают и психологи, и специальные педагоги. Правильное использование позволяет адекватно контролировать и тренировать деятельность вегетативной нервной системы и достигать баланса между двумя ее частями. В качестве второстепенного, но достаточно важного эффекта является контроль и улучшение характеристик внимания и эмоционального состояния ребенка, который «играет» по системе. И это, несомненно, ведет к улучшению его восприятия, а значит, и к его развитию в познавательной сфере. Применяемый подход заключается в использовании этой системы у всех детей, которым трудно контролировать свои эмоции, чтобы достичь сбалансированного состояния и адекватно реагировать на процесс обучения.
Системы полной сенсомоторной интеграции зарекомендовали себя незаменимым помощником для специальных педагогов и психологов ЦСОП. Концепция, лежащая в основе применения этих систем, заключается в полной интеграции сенсорных систем наряду с двигательной активностью у детей с отклонениями в развитии. Интеграция сенсорных модальностей для этих детей, как правило, довольно трудна, и когда к этой интеграции необходимо добавить двигательную активность, задача оказывается чрезвычайно сложной. В виде игровой технологии с помощью программного обеспечения система сенсомоторной интеграции позволила максимально быстро адаптировать ребенка к условиям игры, улучшить зрительные и слуховые функции, а также адекватно управлять движениями руки или тела на игровом поле для развития игровой сцены. Кроме того, с помощью этой технологии на работу зрительного, слухового и кинестетического анализаторов положительно влияет одновременное включение в этот процесс моторного анализатора. Несомненно, общая интеграция этих систем должна улучшить когнитивное развитие ребенка с отклонениями в развитии. Успехи, достигнутые в предлагаемой «игре», несомненно, улучшают настроение, уверенность ребенка в себе, помогают правильному развитию его эмоционального состояния.
Система айтрекинга используется в помощь специальным педагогам. Как и все другие нейротехнологии, она используется индивидуально для каждого ребенка. Благодаря применению айтрекинга достигается очень хороший контроль над характеристиками внимания у детей с СОП. Управлять зрительными движениями и, соответственно, вниманием ребенка можно с помощью графического представления взгляда на системном мониторе, а продолжительность отдельных зрительных движений может быть отражена в числовых показателях, таких как временной интервал и последовательность, и в виде так называемой «Температурной карты».
Используя графическое представление движений глаз на экране системы, становится возможным достичь трех типов контроля внимания у ребенка. «В первую очередь, это бессознательный или непроизвольный контроль. Движения маркера вызывают у ребенка
интерес, и он неосознанно направляет на него свое внимание. Второй тип управления — внешний. Это выражается в указании или командах, куда ребенок должен направить свой взгляд. Третий тип контроля внимания — это сознательный волевой контроль над ребенком. Этот контроль достигается в последнюю очередь, требует овладения механизмами саморегуляции» [2].
Упомянутая модель работы с детьми с особыми образовательными потребностями в ЦСОП Харманли отражает идеи, заложенные в междисциплинарной науке нейропедаго-гики, о личностно-ориентированном подходе в образовании и, в частности, в специальном образовании. Учитывая специфику и индивидуальные особенности каждого ребенка с отклонениями в развитии, используемая модель позволяет оптимально и творчески решать разнообразные педагогические задачи в процессе обучения таких детей, используя знания индивидуальных особенностей в ходе их психических функций.
Литература
1. Енков С., Господинов С., Кирева В. Разширение на портал за еобучение за лица със специ-ални образователни потребности. Национална конференция образованието в информационното общество. — Пловдив, 2011, с. 259—265.
2. Shoshev M. Modification of hemoencephalographic neurofeedback training by using an eye tracking system. SGEM2018 Conference Proceedings (ISSN 2367-5659).
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Белова Елена Сергеевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме психологического сопровождения педагогической деятельности по раскрытию детской одаренности на этапе дошкольного возраста. Основное внимание сконцентрировано на вопросах психологической поддержки педагога как основного субъекта создания образовательной среды, способствующей развитию дарований дошкольников. Рассматриваются особенности и трудности понимания педагогом специфики развития неординарных детей и выстраивания индивидуальных стратегий взаимодействия с ними. Подчеркивается необходимость психологической помощи и поддержки педагога уже на этапе подготовки к работе с одаренными дошкольниками.
Ключевые слова: педагог, психологическая поддержка, одаренность, одаренный ребенок, дошкольный возраст.
PROBLEM ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR TEACHERS
OF GIFTED PRESCHOOLERS
Belova Elena Sergeevna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the problem of psychological support of pedagogical activity for the disclosure of children's giftedness at the stage of preschool age. The main attention is focused on the issues of psychological support for the teacher as the main subject of creating an educational environment that promotes development of talents of preschoolers. The features and difficulties of the teacher's understanding of the specifics of the extraordinary children development and building individual strategies for interacting with them are considered. The need for psychological help and support of the teacher is emphasized already at the stage of preparation for work with gifted preschoolers.
Keywords: teacher, psychological support, giftedness, gifted child, preschool age.