Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ COVID-19 КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПАНДЕМИЯ COVID-19 КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / высшая школа / студенты / преподаватели / дистанционная форма обучения / пандемия короновируса COVID-19 / стресс / здоровье / психологическое здоровье / психологическая устойчивость / education / high school / students / teachers / distance learning / COVID 19 coronavirus pandemic / stress / health / psychological health / psychological stability

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Оксана Анатольевна

Статья посвящена проблеме трансформации психологического здоровья субъектов образовательного процесса высшей школы в связи с переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии СОVID-19. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей процесса трансформации психологического здоровья субъектов образовательного процесса высшей школы в период пандемии СОVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 PANDEMIC AS A FACTOR OF MENTAL HEALTH TRANSFORMATION IN HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the problem of transformation of the psychological health of subjects of the educational process of higher education in connection with the transition to distance learning due to the COVID-19 pandemic. The results of an empirical study of the features of the process of transformation of mental health of subjects of the educational process of higher education during the COVID-19 pandemic are presented.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ COVID-19 КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Выявлена функциональная роль социокультурного средового ресурса в освоении студентами практик социального взаимодействия с высоким индексом активности и направленностью в установлении партнерских связей организационного характера. Студенты вузов г. Калуги и г. Орехово-Зуево продемонстрировали большую степень укорененности в социуме и готовность к помогающему поведению, по сравнению с их сверстниками, обучающимися в Москве. Вместе с тем, независимо от ресурсных характеристик среды проживания и обучения, студенты предпочитают действовать в уже имеющихся структурах горизонтальных связей и не готовы реализовывать прогрессивные для российского социума солидарные действия, интегрирующие вертикальные и горизонтальные коммуникации.

В московской выборке автономность инициации практик социального взаимодействия, интенсивность и широта их применения в разных сферах социальной жизни (помогающее поведение, гражданское действие, публичная информационная активность и т.п.) поддерживается высокими показателями солидарности — приверженности ценностям патриотизма и в большей степени гражданственности. В калужской выборке просоциальные практики взаимодействия опираются на присвоение нормативов доверия в таких его социально развивающих формах, как позитивные представления о людях, готовность сотрудничать с общественными институтами, принимать людей в их инако-вости. В выборке студентов, проживающих и обучающихся в Орехово-Зуеве, содержание таких практик оказалось не связано с уровнем нормативопринятия. В данном случае проявилось воздействие средового фактора, в частности социокультурных характеристик профессионально-образовательной среды вуза, артикулирущей нормы и стандарты помогающего поведения, а также свойственные малому городу особенности социальных контактов с выраженной доступностью и демонстративностью внешних регуляторов норм оказания помощи и социального включения.

Литература

1. Акимова М.К., Горбачева Е.И. Социальный капитал личности: нормативный подход к изучению и диагностике // Вопросы психологии. 2014. № 1. C. 58—67.

2. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Психологические основы социального капитала представителей разных этнических групп // Инновации в образовании. 2019. № 6. C. 44—54.

3. J. Social Capital in the Création of Human Capital // Social Capital: A Multifaceted Perspective / Ed. P. Dasgupta, I. Serageldin. — Washington: The World Bank, 2000.

ПАНДЕМИЯ COVID-19 КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Анисимова Оксана Анатольевна (Смоленск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Смоленский государственный университет. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме трансформации психологического здоровья субъектов образовательного процесса высшей школы в связи с переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии COVID-19. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей процесса трансформации психологического здоровья субъектов образовательного процесса высшей школы в период пандемии COVID-19.

Ключевые слова: образование, высшая школа, студенты, преподаватели, дистанционная форма обучения, пандемия короновируса COVID-19, стресс, здоровье, психологическое здоровье, психологическая устойчивость.

COVID-19 PANDEMIC AS A FACTOR OF MENTAL HEALTH TRANSFORMATION IN HIGHER SCHOOL

Anisimova Oksana Anatolievna (Smolensk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of pedagogy and psychology, of the Smolensk State University. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of transformation of the psychological health of subjects of the educational process of higher education in connection with the transition to distance learning due to the COVID-19 pandemic. The results of an empirical study of the features of the process of transformation of mental health of subjects of the educational process of higher education during the COVID-19 pandemic are presented.

Keywords: education, high school, students, teachers, distance learning, COVID 19 coronavirus pandemic, stress, health, psychological health, psychological stability.

Привычный образовательный ритм в высшей школе был изменен в связи с угрозой распространения пандемии коронавируса COVID-19 с 20 марта 2020 г. во всех субъектах РФ. Для того, чтобы не прерывать процесс обучения, сектор высшего образования перешел на дистанционную форму обучения, с учетом того, что такой вид обучения является исключительно временной мерой в связи с распространением коронавирусной инфекции в стране.

Дистанционное обучение — это взаимодействие педагога и обучающегося на расстоянии, оно отражает все компоненты обучения и реализуется средствами интернет-технологий.

С переходом на новый цифровой формат высшей школе пришлось столкнуться с множеством трудностей, основными из которых являлось отсутствие опыта и практики массового внедрения технологий удаленного доступа к получению образовательных услуг. Однако, по мнению М.И. Цыреновой [4], необходимо заметить, что сфера высшего образования не имела таких кардинальных изменений, как, например, переход школьного образования в «цифру».

Процесс дистанционного обучения в онлайн-формате в высшей школе использовался в очно-заочной форме обучения задолго до возникновения пандемии, что частично облегчило переход образовательного процесса онлайн-режим на постоянную основу.

Студенты, считает М.В. Воробьева [2], — представители поколения Z («цифровой человек»), активно использующие SD-реальности, достаточно позитивно и легко перешли на платформу обучения онлайн-формата, по сравнению с преподавателями, особенно в возрастном коридоре 60+, которым потребовалась техническая и психологическая поддержка при работе в системе Zoom. Об этом свидетельствуют эксперты, выступающие на XI Международной российской конференции исследователей высшего образования «Высшее образование в условиях пандемии: новые вызовы и современные решения» [3], что также наглядно отражено на рисунке.

Однако исследования М.И. Цыреновой [4] свидетельствуют о том, что карантинные предикторы оказывают дополнительные психологические нагрузки как на студентов, так и преподавателей при работе в цифровой среде. Преподаватели и студенты не только испытывают общий стресс, связанный с пандемией и социальной изоляцией, но и стресс, связанный с отсутствием возможности личного коммуникативного общения, приостановкой научно-практических исследований в системе взаимодействия студент—преподаватель, невозможностью работать в лабораториях, выступать на научных семинарах и конференциях, со снижением академической и научной мобильности, а также с увеличением психологической перегруженности субъектов образовательного процесса во время пребывания на обучающих платформах, с низкой способностью поддерживать режим дня; от студентов в большей мере требуется усидчивость, собранность, организованность для работы в самостоятельном режиме, что негативно сказывается на здоровье всех субъектов высшего образования.

1 2

3

4

5

6

7

8

9

10

| Больше | Столько же | Меньше

Рисунок. Изменения в работе высшего образования в период самоизоляции (%)

1 — работа с научной литературой; 2 — написание статей; 3 — подача заявок на гранты; 4 — поиск карьерных возможностей; 5 — экспериментальные исследования; 6 — преподавание; 7 — лабораторный менеджмент; 8 — кооперация с другими учеными;

9 — приобретение лабораторного оборудования;

10 — посещение конференций.

Для любого человека здоровье — это основополагающий базово-жизненный ресурс, который может быть подвержен изменению благодаря трансформации жизненных обстоятельств, например таких, как условия проживания, интенсивность процесса образовательной среды, нарушение режима дня, сна, отдыха, питания, активности самого индивидуума и др.

Благодаря данным компонентам здоровья, человек реализует свои возможности, противостоит стрессам и трудностям в жизни, вносит свой вклад в развитие общества и продуктивно учится и работает, считает О.А. Анисимова [1].

Психологическое здоровье человека выражается в адекватном отношении к окружающему миру, позитивном отношении к себе, оптимистическом взгляде на жизнь и активной жизненной позиции, а появление инфекции COVID-19 относится к внешним факторам, которые могут привести к нарушению психологического здоровья.

Мониторинг состояния психологического здоровья, где основополагающим его признаком мы считаем психологическую устойчивость преподавателей и студентов, проведенный на базе Смоленского государственного университета, показал, что все участники исследования (n=60) заинтересованы в сохранении и поддержании нормального баланса психологического здоровья. При анализе ответов структурированного интервью применялся принцип VAS (визуальной аналоговой шкалы). Ответы фиксировались на шкале в диапазоне от 0 (никогда) до 5 баллов (всегда). Интервьюированные вопросы были структурированы по шкалам психологической устойчивости к учебной/рабочей нагрузке, к конфликтам, к удовлетворенности обучением/работой, к внешней помощи и поддержки, к колебаниям эмоциональных состояний.

При опросе всех респондентов (n=60) выяснили, что для наиболее качественного осуществления образовательного процесса в высшей школе в рамках дистанционной формы преподаватели чаще всего используют стационарный персональный компьютер (80 %), ноутбук (16 %), мобильный телефон (4 %); студенты чаще всего при дистанционной форме обучения используют мобильный телефон (74 %), персональный компьютер (18 %), ноутбук (8 %).

При анализе данных структурированного интервью у всех респондентов образовательного процесса отмечается высокая субъективная значимость психологической

устойчивости. На вопрос об удовлетворенности организацией дистанционного обучения в вузе 64 % от общего числа респондентов ответили, что позитивно оценивают всю организационную работу в дистанционном формате, которую провела администрация вуза.

Для 75 % преподавателей работа (средние значения 4,3±1,7 баллов) и для 56 % студентов — обучение (средние значения 2,1±1,1 баллов) являются интересными в условиях дистанционного обучения. С интенсивностью рабочей нагрузки на высоком качественном уровне справляются 64 % преподавателей (средние значения 2,8±1,4 баллов) и 52 % обучающихся студентов (средние значения 2,0±1,1 баллов).

Вместе с тем 90 % преподавателей и 74 % студентов отмечают, что часто чувствуют усталость и эмоциональное истощение при обучении в дистанционном формате и указывают на высокую степень влияния нестандартных стрессовых ситуаций (нехватка времени, нарушение режима, увеличение количества заданий, перебой с интернет ресурсами и т.д.) на состояние их здоровья и качество жизни.

Для изучения связей субъективной оценки ухудшения показателей психологического здоровья по отношению к изменениям эмоционально-личностных характеристик преподаватели и студенты были поделены на группы с учетом выраженности критериального признака шкалы «колебания эмоциональных состояний».

В эту шкалу вошли вопросы, отражающие частоту переживания отрицательных чувств, связанных с обучением студентов и преподавательской деятельностью в условиях дистанционного обучения, в том числе чувства эмоционального истощения/выгорания и степень их влияния на психологическое здоровье и качество жизни.

В первую группу (72 %; средние значения 4,2±1,6 баллов) вошли респонденты, субъективная оценка которых оказалась высокой, а во вторую группу (28 %, средние значения 1,6±0,4 баллов) — низкой при влиянии внешних конфликтно-нестандартных ситуаций на эмоциональное состояние субъектов образовательного процесса.

При сопоставлении средних показателей изучаемых шкал структурированного интервью в группах были выявлены значимые различия в оценке учебной/рабочей нагрузки, к удовлетворенности обучением/работой по отношению к критериям психологического здоровья (82 %, средние значения 4,6±0,4 баллов и 18 %, средние значения 1,4±0,1 баллов), частоты возникновения напряженных ситуаций при дистанционном обучении (68 %, средние значения 3,2±0,2 баллов и 32 %, средние значения 1,8±0,2 баллов), в оценке получаемой помощи и поддержки в образовательной среде (86 %, средние значения 4,8±0,4 баллов и 14 %, средние значения 1,2±0,1 баллов соответственно).

Анализ интеркорреляционных связей шкал структурированного интервью показал, что чем чаще субъекты образовательного процесса испытывают чувство психологической усталости и эмоциональное истощение, связанное с дистанционным обучением, тем больше они обеспокоены ухудшением своего психологического здоровья.

Таким образом, наше исследование подтверждает мнение научных экспертов сферы образования о том, что на сегодняшний день не создано безопасных технологий дистанционного обучения в онлайн-формате, что оказывается фактором трансформации психологического здоровья субъектов образовательного процесса в высшей школе.

Литература

1. Анисимова О.А. Психологическое содержание понятия «ментальное здоровье» // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета: сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Н.П. Сенченкова, И.В. Морозиковой, К.Е. Кузьминой; Смоленский государственный университет. — Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. Вып. 11. С. 8-15.

2. Воробьева М.В. Обучаем поколение Z: традиции и современные учебные реалии. Педагогическое образование и наука. 2018. № 2. С. 135—139.

3. Высшее образование в условиях пандемии: новые вызовы и современные решения // XI Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО). URL: https://educonf.hse.ru/2020/programme.

4. Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии COVID-19 // Modern humanities success / Успехи гуманитарных наук, 2020. С. 31.

МОДЕЛЬ ДЛЯ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ

Бакалов Георги (Харманли, Республика Болгария), директор Центра специальной образовательной поддержки «П.Р. Славейков». E-mail: georgi.paunov.bakalov@gmail.com

Шошев Митко (Стара Загора, Республика Болгария), доцент, доктор, Тракийски университет, Педагогический факультет. E-mail: mitko.shoshev@gmail.com

Аннотация. Концепция применения модели работы с детьми со специальными образовательными потребностями с использованием нейротехнологий основана на достижениях нейропеда-гогики и индивидуального подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Предусмотренные для реализации в модели мероприятия и методы работы адаптированы к индивидуальным потребностям каждого ребенка (ученика).

Организация работы в Центре специальной образовательной поддержки предоставляет исключительные возможности для применения новых технологий. Эти возможности находятся в пределах: повышения квалификации соответствующих специалистов для работы с ними, временного порядка их применения, такого как продолжительность работы с соответствующей технологией, периодичность применения и возможность прямого мониторинга результатов применения для каждого конкретного ребенка.

Ключевые слова: инклюзивное образование, нейробиология, нейротехнология, нейропедаго-гика, мультисенсорный подход.

A MODEL FOR WORKING IN A SPECIAL EDUCATIONAL SUPPORT CENTER USING NEUROTECHNOLOGIES

Abstract. The concept of applying the model for working with children with special educational needs through the use of neurotechnology is based on the achievements of neuropedagogy and the individual approach to the education of children with disabilities. The activities and methods of work provided for implementation in the model are tailored to the individual needs of each child (student).

The organization of work in Special Education Support Center provides exceptional opportunities for application of new technologies. These possibilities are within the limits of: raising the qualification of the respective specialists for work with them, time order of their applicability, such as duration of work with the respective technology, frequency of application and possibility for direct monitoring of the application results for each specific child.

Keywords: inclusive education, neuroscience, neurotechnology, neuropedagogy, multisensory approach.

Развитие личности ребенка с отклонениями в развитии предполагает определенный конструкт образовательной среды. Дошкольное и школьное образование в Республике Болгария за последний год осуществило идею инклюзивного образования, в контексте которого особое место занимает образование и воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Как часть всех детей, подлежащих инклюзивному образованию, эта группа детей в психолого-педагогическом плане требует рабочих подходов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.