Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА'

МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / форма / дизайн / эстетика / композиция / модернизация / образования / обучения. / model / form / design / aesthetics / composition / modernization / education / training.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мамедов Вилаят Исрафил Оглы, Мустафаев Мирза Рза Оглы, Аллахвердиева Аиша Хагани Кызы

в статье рассмотрены структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей по основам дизайна разработанная в рамках системного и деятельного подхода, ориентированная на организацию творческой художественно-проектной деятельности студентов, что находит отражение в структурных компонентах и функциях модели, ее открытости, динамичности. В статье выявлен разработанный комплекс дидактических условий подготовки будущих учителей основам дизайна включающий: организационный, содержательный, мотивационный. Посвящено проблеме подготовки будущих учителей по основам дизайна, разработке модели подготовки, выявлению дидактических условий результативного функционирования данной модели. Данная статья не решает всех проблем, касающихся подготовки будущих учителей по основам дизайна, но доказывает необходимость соблюдения дидактических условий, выделенных нами, для получения значимых результатов. Основным направлением ее дальнейшего исследования мы считаем выявление способов и методов педагогического управления процессом методической подготовки будущих учителей к обучению школьников дизайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мамедов Вилаят Исрафил Оглы, Мустафаев Мирза Рза Оглы, Аллахвердиева Аиша Хагани Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ACTION MODEL FOR PROFESSIONAL TRAINING IN LANDSCAPE DESIGN

the article considers a structural-functional model of training future teachers in the basics of design, developed within the framework of a systemic and activity approach, focused on the organization of creative art and design activities of students, which is reflected in the structural components and functions of the model, its openness, dynamism, and multilevelness. The article reveals the developed set of didactic conditions for the training of future teachers in the basics of design, including: organizational, content, motivational. It is devoted to the problem of training future teachers in the basics of design, the development of a training model, and the identification of didactic conditions for the effective functioning of this model. This article does not solve all the problems related to the training of future teachers in the basics of design, but proves the need to comply with the didactic conditions identified by us in order to obtain meaningful results. We consider the main direction of its further research to be the identification of methods and methods of pedagogical management of the process of methodological preparation of future teachers for teaching design to schoolchildren.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА»

МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА. Мамедов В.И.1, Мустафаев М.Р.2, Aллахвердиева А.Х.3

1Мамедов Вилаят Исрафил оглы - кандидат технических наук, доцент;

Мустафаев Мирза Рза оглы - старший преподаватель; 3Аллахвердиева Аиша Хагани кызы - магистр, кафедра землеустройство, Азербайджанский государственный аграрный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей по основам дизайна разработанная в рамках системного и деятельного подхода, ориентированная на организацию творческой художественно-проектной деятельности студентов, что находит отражение в структурных компонентах и функциях модели, ее открытости, динамичности.

В статье выявлен разработанный комплекс дидактических условий подготовки будущих учителей основам дизайна включающий: организационный, содержательный, мотивационный. Посвящено проблеме подготовки будущих учителей по основам дизайна, разработке модели подготовки, выявлению дидактических условий результативного функционирования данной модели. Данная статья не решает всех проблем, касающихся подготовки будущих учителей по основам дизайна, но доказывает необходимость соблюдения дидактических условий, выделенных нами, для получения значимых результатов. Основным направлением ее дальнейшего исследования мы считаем выявление способов и методов педагогического управления процессом методической подготовки будущих учителей к обучению школьников дизайну. Ключевые слова: модель, форма, дизайн, эстетика, композиция, модернизация, образования, обучения.

AN ACTION MODEL FOR PROFESSIONAL TRAINING IN LANDSCAPE DESIGN. Mammadov V.I.1, Mustafayev M.R.2, Allahverdieva A.H.3

1 Mammadov Vilayat Israfil ogly - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor; 2Mustafayev Mirza Rza ogly - senior lecturer; 3Allakhverdieva Aisha Hagani kyzy - Master, DEPARTMENT OF LAND MANAGEMENT, AZERBAIJAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY, GANJA, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the article considers a structural-functional model of training future teachers in the basics of design, developed within the framework of a systemic and activity approach, focused on the organization of creative art and design activities of students, which is reflected in the structural components and functions of the model, its openness, dynamism, and multilevelness.

The article reveals the developed set of didactic conditions for the training offuture teachers in the basics of design, including: organizational, content, motivational. It is devoted to the problem of training future teachers in the basics of design, the development of a training model, and the identification of didactic conditions for the effective functioning of this model. This article does not solve all the problems related to the training offuture teachers in the basics of design, but proves the need to comply with the didactic conditions identified by us in order to obtain meaningful results. We consider the main direction of its further research to be the identification of methods and methods of pedagogical management of the process of methodological preparation offuture teachers for teaching design to schoolchildren.

Keywords: model, form, design, aesthetics, composition, modernization, education, training.

Ландшафтный дизайн — комплекс мероприятий по созданию гармоничного, функционального, эстетически привлекательного пространства на приусадебном участке, парковой территории или любом другом земельном пространстве. Хотите научиться создавать гармоничные композиции, образно мыслить, чтобы визуализировать будущий дизайнерский проект, правильно подбирать, сажать и ухаживать за растениями.

Будущий педагог профессионального обучения должен передать молодому поколению социальный опыт с учетом современного состояния научно-технического прогресса и перспектив его развития. При этом важно, чтобы преподаватель как конструктор образовательного процесса исходил не из частного фрагмента содержания, а из комплексной модели будущей профессиональной деятельности специалиста и целостной модели его подготовки.

Проектирование процесса подготовки педагогов профессионального обучения к организации дизайнерской деятельности обучающихся прежде всего основывается на определении цели такой подготовки. Практическое решение этого вопроса лежит в плоскости целеполагания.

Известно, что любая образовательная система эффективно функционирует, если четко сформулированы ее цели. В самой общей форме цель - ожидаемое, желаемое состояние системы, обязательно предполагающее достижение планируемого результата. Кроме того, как отмечают некоторые авторы, цель -стержневая педагогическая категория, связывающая воедино все компоненты педагогической системы.

Дизайн-образование представляет собой достаточно сложную, многоуровневую систему, которая находится в постоянной динамике, поиске, обусловленном исторической подвижностью самого предмета дизайна, границ его практической и теоретической интерпретации. Структурно дизайн-образование представлено всеми уровнями и типами образовательных учреждений. На структуру и содержание дизайн-образования влияют также состояние практики дизайна в целом, степень определенности и направленности государственной политики в этой области. Поэтому на каждом этапе осмысления этих изменений требуется уточнение содержательных концепций дизайн-образования или описание его инновационных версий.

Происходящие сегодня в природе и обществе преобразования не лучшим образом отражаются на становлении молодого поколения нашей страны. Происходит негативная трансформация нравственных позиций, нивелируется содержание духовных ценностей. В такой ситуации изменить человека, его сознание, нравственную позицию можно только с помощью культуры.

В качестве теоретико-методологической базы исследования выступили системный и деятельностный подходы, которые позволили осуществить внедрение и реализацию дидактических условий успешной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам дизайна. Системный подход позволил осуществить разработку структурно-функциональной модели подготовки будущих учителей по основам дизайна, а опора на деятельностный подход позволила организовать процесс подготовки при активном участии основных субъектов образования в данном процессе посредством включения их в различные виды художественно-графической, проектной, эстетической деятельности. Разработанная нами структурно-функциональная модель подготовки будущих учителей по основам дизайна включает структурных и функционального компонента, включающего познавательную, коммуникативную, практически-ориентационную, аналитическую функции. Особенностью модели является организация творческой художественно-проектной деятельности студентов, что находит отражение в структурных компонентах и функциях модели, ее открытости, динамичности, уровневости.

В ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы были реализованы: структурно-организационная схема подготовки, разработанная на основе дифференцированного подхода к подготовке специалистов, модель подготовки будущих учителей по основам дизайна, разработанная в русле системного и деятельностного подходов, выявленные дидактические условия подготовки, которые способствовали повышению уровня подготовки будущих учителей по основам дизайна. Результаты опытно-поискового исследования показали динамику уровня подготовки будущих учителей по основам дизайна в экспериментальных группах. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что возрос уровень интереса студентов к познавательной и профессиональной деятельности в области дизайна, повысился уровень коммуникативных умений, произошло развитие творческих способностей. Использованные нами в ходе опытно-поисковой работы методы математической статистики позволили установить наличие статистически значимого влияния дидактических условий на повышение уровня подготовки будущих учителей по основам дизайна, что дает основания считать гипотезу подтвержденной[4].

Развитие и модернизация технологического образования сегодня ведутся по нескольким направлениям: созданы новые типы учебных заведений - лицеи, гимназии, колледжи, в школе вводятся профильное обучение, элективные курсы, появились значительно отличающиеся друг от друга по объему и содержанию варианты программ и учебников по отдельным разделам технологии. В сложившейся ситуации в системе образования можно выделить противоречие на социально-педагогическом уровне, между возросшими требованиями общеобразовательных учреждений к подготовке квалифицированных учителей, способных решать наряду с традиционными новые задачи, продиктованные существующими тенденциями развития технологического образования, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических вузов к выполнению ими своих профессиональных функций.

Для реализации технологического образования учащихся необходим высококвалифицированный специалист учитель, способный на занятиях по технологии при осуществлении руководства преобразовательной деятельностью учащихся в процессе изготовления изделий наряду с технико-технологическими сведениями применять знания по композиции, цветоведению, формообразованию, т.е. по основам дизайна, свободно владеющий своей профессией, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

По роду своей профессии учитель должен владеть суммой навыков в разных видах дизайна, знать специфику материала и особенности композиции. Но в задачи педагогического учебного заведения входит подготовка не только дизайнера, но и педагога, поэтому учитель наряду с владением практикой проектной деятельности должен хорошо знать теорию предмета и методику его преподавания. Дизайн как учебная дисциплина для подготовки учителя в системе «технолог» имеет концептуальный, критериальный и системообразующий смысл. В подготовке технолога он должен быть представлен концепциями, историей, организацией, экономикой.

При обучении основам дизайна используются следующие организационные формы: лекции, лабораторно-практические и семинарские занятия и самостоятельная работа. Активной познавательной деятельности студентов способствуют фронтальная, групповая и индивидуальная работа[3]. Для оптимизации процесса обучения учителей по основам дизайна применяются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский методы, которые доказали свою дидактическую эффективность[2]. Объяснительно -иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, для формирования навыков и умений используется репродуктивный, при самостоятельном решении творческих задач - исследовательский. В процессе подготовки также применяются эвристический метод и метод проблемного обучения, специфические методы: дизайн-анализ, моделирование и конструирование, активные и интерактивные методы, методы активизации творческого мышления: мозговой штурм, метод фокальных объектов, методы фантазирования и др.

Успешность подготовки студентов оценивалась по нескольким критериям: результативности обучения, указывающей на абсолютные результаты учения, психологическим результатам и изменениям, которые происходили в процессе учебно-познавательной деятельности предполагающей психологическую удовлетворенность учебными достижениями[5].

Целью построения модели подготовки учителей явилась подготовка учителя, способного на занятиях по технологии при осуществлении руководства преобразовательной деятельностью учащихся в процессе изготовления изделий наряду с технико-технологическими сведениями применять знания по композиции, цветоведению, формообразованию, т.е. основам дизайна, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью[1].

Цель и задачи разрабатываемой модели тесно связаны с ее содержанием. Содержание разрабатываемой модели включает следующие блоки: когнитивный, операционный, личностно-творческий. Под блоками мы понимаем части содержательного компонента модели, отличающиеся содержательной и структурной спецификой и относительной автономностью. Каждый блок имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов и средств образовательного процесса, а также выполняет присущие ему функции.

Список литературы /References

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.

3. Багдасарова В.Е. Подготовка студентов к профессионально-художественной деятельности в школе: (На примере фак. «Технологии и предпринимательства»): Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / В.Е. Багдасарова. СПб., 2003. 21 с.

4. Богомолов A.B. Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся в процессе обучения (с использованием средств информационных технологий). Дисс. Канд. пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 1999. 177 с.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.