Научная статья на тему 'Дидактические принципы формирования инновационной образовательной среды при подготовке бакалавров дизайна методом композита'

Дидактические принципы формирования инновационной образовательной среды при подготовке бакалавров дизайна методом композита Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ДИДАКТИКА / DIDACTICS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / TECHNIQUE / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / МЕТОДИКА / METHODS / КОМПОЗИТ / COMPOSITE / МОДЕЛЬ / MODEL / ДИЗАЙН / DESIGN / ПРОЕКТ / PROJECT / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольцова Е.А.

В статье рассматриваются механизмы создания инновационной образовательной среды путем совершенствования методик обучения будущих дизайнеров в соответствии с современными ценностями образования, направленными на формирование компетентностной модели выпускника вуза. Особое внимание уделяется связи теории с практикой как одному из основных дидактических принципов при подготовке бакалавров дизайна, на котором базируется предложенный автором метод композита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teaching principles of innovative educational environment formation when training bachelors of design by the method of composite

The article discusses the mechanisms of innovative educational environment creation by means of improving the teaching methods applied in training of future designers in accordance with the modern education values aimed at formation of the competence model of a higher school graduate. Special attention is paid to the combination of theory and practice as one of the main didactic principles when teaching Bachelors of Design, which is the basis of the author's method of composite.

Текст научной работы на тему «Дидактические принципы формирования инновационной образовательной среды при подготовке бакалавров дизайна методом композита»

УДК 658.512.23

Кольцова Елена Анатольевна

соискатель кафедры педагогики Краснодарского государственного университета культуры и искусств

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА МЕТОДОМ КОМПОЗИТА

Koltsova Elena Anatolyevna

PhD applicant, Education Science Department, Krasnodar State University of Culture and Arts

THE TEACHING PRINCIPLES OF INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FORMATION WHEN TRAINING BACHELORS OF DESIGN BY THE METHOD OF COMPOSITE

Аннотация:

В статье рассматриваются механизмы создания инновационной образовательной среды путем совершенствования методик обучения будущих дизайнеров в соответствии с современными ценностями образования, направленными на формирование компетентностной модели выпускника вуза. Особое внимание уделяется связи теории с практикой как одному из основных дидактических принципов при подготовке бакалавров дизайна, на котором базируется предложенный автором метод композита.

Ключевые слова:

инновация, дидактика, образование, компетенция, обучение, методика, принципы, методы, композит, модель, дизайн, проект.

Summary:

The article discusses the mechanisms of innovative educational environment creation by means of improving the teaching methods applied in training of future designers in accordance with the modern education values aimed at formation of the competence model of a higher school graduate. Special attention is paid to the combination of theory and practice as one of the main didactic principles when teaching Bachelors of Design, which is the basis of the author's method of composite.

Keywords:

innovation, didactics, education, competence, training, technique, principles, methods, composite, model, design, project.

Переход от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности, требует от системы образования высокого стандарта качества содержания и технологий на всех его уровнях, а также вовлечение студентов в социальную практику [1].

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. является создание условий для эффективного развития российского образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Задачей номер один для достижения положительных результатов по данному направлению программой обозначено создание и распространение структурных и технологических инноваций в высшем образовании [2]. Применение инноваций в сфере образования делает учебный процесс более эффективным и многофункциональным. Понятие инновационной образовательной среды включает в себя не только активное использование информационных технологий, но и совершенствование методик обучения в соответствии с современными ценностями образования, направленными на формирование компетентностной модели выпускника вуза, воспитание социально активной творческой личности. Инновационная образовательная среда предполагает формирование процесса обучения, способствующего саморазвитию и самообразованию студентов. Этой цели в полной мере отвечает предлагаемый нами при подготовке бакалавров дизайна метод композита, базирующийся на модификациях активных методов обучения. Дидактика развивающего обучения, лежащая в основе активных методов, стимулирует умственную активность студентов, активизирует их потребность в самосовершенствовании, готовность осуществлять исследовательскую и творческую деятельность. В связи с этим одним из эффективных средств формирования инновационной образовательной среды при обучении студентов-бакалавров направления «Дизайн» может стать, на наш взгляд, включение в образовательный процесс метода композита. Основным принципом метода композита является обучение предметным дисциплинам: проектированию, конструированию, материаловедению, цветоведению, композиции на основе исследования реальных средовых объектов и создания дизайн-проектов их преобразования или реорганизации.

Известный ученый в сфере педагогики В.А. Сластенин [3] определяет принципы обучения как дидактические положения, отражающие закономерность процесса обучения и формирующие его направленность. Принципы обучения обусловливают установки, с которыми преподаватель

подходит к процессу обучения. Все принципы обучения взаимосвязаны и могут быть представлены как система содержательных и организационно-методических принципов. Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые определяют характер отдельных методических приемов. По большому счету принципы обучения отражают сущность процесса обучения.

В своем диссертационном исследовании по развитию творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности И.В. Алексеева [4] под принципом обучения подразумевает стратегию, при реализации которой достигается обозначенная цель.

Один из основных дидактических принципов, сформулированных К.Д. Ушинским, Я.А. Комен-ским и другими выдающимися педагогами - связь теории с практикой. Этот принцип требует подтверждения жизненного смысла теоретического положения практикой. В предлагаемом нами методе композита данному принципу уделяется особое внимание, что отражено в ряде публикаций [5].

Как отмечалось выше, метод композита базируется на модификациях активных методов обучения. Предлагаем рассмотреть, как работает дидактический принцип связи теории с практикой на примере модификации метода моделирования или модельного обучения в предлагаемом нами методе композита при подготовке бакалавров дизайна. В философской энциклопедии находим следующее определение понятия «моделирование»: метод исследования объектов познания на их моделях [6]. Модельное обучение, в том числе и в сфере дизайна, включает в себя: моделирование явлений, процессов, объектов; использование материальных моделей реальных объектов, информационных моделей явлений или процессов. Когда из-за сложности и многогранности реального объекта, процесса или явления его исследование не представляется возможным, тогда способом его изучения становится построение модели. Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала, является обобщенным отражением объекта. Состав модели зависит от цели исследования и дает возможность проследить какие-либо характеристики его объекта. Моделирование как способ познания представляет собой:

- исследование уже существующих объектов и явлений путем изучения их моделей;

- использование экспериментальных моделей для определения и уточнения способов построения вновь создаваемых объектов.

Возможности применения модификации модельного метода при обучении бакалавров дизайна разнообразны. Например, моделирование рабочей ситуации дизайнера, основанной на живом общении с заказчиком и выполнении дизайн-проекта с учетом его пожеланий. Данная учебная модель рабочей ситуации дизайнера предполагает организацию преподавателем реального объекта для проектирования в соответствии с программой обучения и дидактическими целями. При этом, кроме наличия объекта реорганизации с определенными заданными параметрами и условиями (размер, особенности конструкции, функциональное назначение), студенты получают живой опыт общения с клиентом, который дает возможность осознать, что увлекательный процесс творчества может быть ограничен не только особенностями объекта проектирования, но и пожеланиями заказчика. В данном случае раскрываются коммуникативные навыки, обозначенные в Федеральных государственных образовательных стандартах подготовки бакалавров дизайна (ФГОСТ-072500-Дизайн) как общекультурные компетенции ОК-3 [7].

Понятие коммуникативность включает в себя в том числе осознание личностью окружающей человека деятельностной среды и способность воздействия на нее для достижения своих целей. Работа дизайнера предполагает активное общение с другими людьми, поэтому коммуникативность является важным качеством личности для человека этой специальности. Коммуникативная личность - это человек деятельный, обладающий коммуникативной компетенцией. Коммуникативная компетентность - владение коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах в рамках данной профессии. Чем более подробную информацию сможет добыть в этой модели рабочей ситуации дизайнера студент при общении с заказчиком, тем более точно сможет составить техническое задание на дизайн-проектирование, тем меньше ошибок он допустит при выполнении проекта.

Завершающим этапом данной модели рабочей ситуации дизайнера становится защита выполненного дизайн-проекта не только в присутствии преподавателя, студентов сокурсников, но и заказчика. В практике моделирования рабочей ситуации дизайнера студенты нарабатывают профессиональные навыки и умения, формирующие уверенность их действий, способность быть убедительным при защите своего дизайн-проекта. В случае если вся группа бакалавров дизайна работала с одним объектом проектирования, при этом соблюдая творческую индивидуальность, то преподаватель просит заказчика беспристрастно оценить проекты и аргументированно отме-

тить особенно понравившийся. Высокая оценка дизайн-проекта «независимым экспертом» - заказчиком - может служить индексом качества выполненной работы студентами и показателем достигнутой цели обучения.

Представляемый нами метод композита при обучении бакалавров дизайна развивает общие, личностные и профессиональные компетенции студентов как будущих специалистов, формирует общественно активную, инициативную, творческую личность, согласно компетентностной модели специалиста, предложенной доктором психологических наук, профессором В.Д. Шадри-ковым [8]. Высокая степень взаимодействия учебных задач с реальными средовыми объектами и этапами дизайн-проектирования позволяет студентам осознать специфику выбранной специальности и получить профессиональные навыки, дающие уверенность в работе над следующими дизайн-проектами.

Специфическая особенность профессиональной деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через моделирование профессиональной деятельности дизайнера студент реализует и утверждает себя как личность: в своем отношении к другим людям, с которыми он контактирует и на которых он воздействует как профессионал в процессе своей дизайн-деятельности. В моделировании профессиональной деятельности свойства личности студентов как дизайнеров не только проявляются, но и формируются. Кроме того, работая с реальным средовым объектом, студенты-дизайнеры осваивают дисциплину проектирование. Таким образом, реализуется один из главных дидактических принципов метода композита, используемого при подготовке бакалавров дизайна, - связь теории с практикой.

Применение в методе композита модификации метода моделирования не только формирует у студентов профессиональные компетенции, готовит бакалавров дизайна к самостоятельной дизайн-деятельности, но и активизирует мотивацию на самосовершенствование. Моделирование рабочей ситуации дизайнера дает студентам возможность: получения навыков живого общения с заказчиком и понимания специфики выбранной специальности; объективного сравнения результатов своей проектной деятельности и сокурсников; осознания степени важности умения грамотно защитить свой дизайн-проект посредством анализа реакции непосредственного заказчика на итоги творческих дизайн-проектов. Смоделированная методом композита атмосфера рабочей ситуации дизайнера подстегивает стремление студентов быть лучше, креативнее, успешнее; побуждает анализировать допущенные промахи и удачно найденные решения - как свои, так и коллег, искать пути совершенствования уже приобретенных знаний и профессиональных навыков.

Модификация модельного обучения в методе композита активизирует самостоятельную деятельность студентов-бакалавров дизайна. Основная роль преподавателя заключается в организации процесса обучения в соответствии с дидактическими целями и задачами. Преподавателю необходимо продумать учебный модуль, подготовить подробное методическое обеспечение, механизмы координации работы студентов - научить студентов добывать необходимую информацию, систематизировать и анализировать ее, синтезировать имеющиеся знания в новый продукт (дизайн-проект), уметь делать соответствующие выводы. При работе в коллективе преподаватель организовывает группы студентов для совместной работы над заданием, в процессе которой бакалавры дизайна вырабатывают необходимые компетенции.

Инновационные методы обучения, к которым мы относим и метод композита, способствуют закреплению теоретического материала на практике, развивают стремление к принятию самостоятельных решений в нестандартных ситуациях, что соответствует требованиям, предъявляемым к современному специалисту в любой сфере деятельности.

Ссылки:

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/PostPrav/FCP.pdf (дата обращения: 10.08.2015).

2. Там же.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. 576 с.

4. Алексеева И.В. Развитие творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 40 с.

5. Кольцова Е.А. Формирование профессиональных компетенций при обучении бакалавров дизайна методом композита [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития : международный научный журнал. 2015. URL: http://teoria-practica.ru/anons-novogo-nomera (дата обращения: 11.08.2015).

6. Философская энциклопедия. Академик, 2004-2014 [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_phi-losophy/ (дата обращения: 11.08.2015).

7. ФГОС вПо по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 11.08.2015).

8. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Электронный ресурс]. URL: http://gigabaza.ru/doc/15942.html (дата обращения: 26.08.2015).

References:

1. The Federal target program of education development for 2016-2020 2015, retrieved 10 August 2015, <http://fgosvo.ru/up-loadfiles/PostPrav/FCP.pdf>.

2. The Federal target program of education development for 2016-2020 2015, retrieved 10 August 2015, <http://fgosvo.ru/up-loadfiles/PostPrav/FCP.pdf>.

3. Slastenin, VA, Isaev, IF & Shiyanov, EN 2002, Pedagogy: textbook, Moscow, 576 p.

4. Alekseeva, IV 2005, Development of creative abilities ofstudents to arts and crafts activities: D.Phil. thesis abstract, Moscow, 40 p.

5. Koltsova, EA 2015, 'Formation of professional competence in teaching undergraduate design method of composite', Theory and practice of social development: international scientific journal, retrieved 11 August 2015, <http://teoria-practica.ru/anons-novogo-nomera>.

6. Philosophical Encyclopedia. Academic, 2004-2014 2015, retrieved 11 August 2015, <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_phi-losophy/>.

7. GEF VPO areas of undergraduate 2015, retrieved 11 August 2015, <http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1>.

8. Shadrikov, VD 2015, The new model of the expert: an innovative training and competence-based approach, retrieved 26 August 2015, <http://gigabaza.ru/doc/15942.html>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.