должны составлять следующие компоненты: терпимость, милосердие, снисхождение, «выдержанность», нравственность, эмпатия, способность к диалогу познание и признание других взглядов, другого мировоззрения; право человека на действительный мультикультуризм, знание правил цивилизационного компромисса и согласия между разными культурами; готовность к пониманию и принятию иных взглядов; умение и готовность личности принять других людей такими, какие они есть; миролюбие личности, человеколюбие уважительное отношение к другим культурам и ценностям; взаимный интерес и открытость, чувство свободы, сдержанность собственных эмоций и порывов, особенно негативных; способность минимизировать межнациональные конфликтные отношения и др. [3; 4]. При всём многообразии представленных качеств и компонентов этнической толерантной культуры будущего психолога, для полноты выполнения всех наделенных функций этнической толерантной культуры мы представляем следующие её структурные компоненты:
1. Когнитивно-познавательный компонент предполагает объём знаний о сущности понятий «толерантность», «толерантные ценности», «толерантное поведение», «толерантность и милосердие к людям с ограниченными возможностями здоровья независимо от их национальности или вероисповедания», «этнос», «национальные меньшинства», «полиэтнический социум», «поликультурность», «мультикультурность»; овладение студентом значимых знаний многокультурных правил цивилизационного компромисса и согласия между разными культурами национальных меньшинств, знание и интерес к культурным достижениям чеченского народа, национальных меньшинств, его редких, уникальных материальных и духовных ценностей; знания и представления студентов в области географии, истории, фольклоре, обычаях, искусстве, традиционных ремеслах национальных меньшинств, населяющих Чечню, их устройстве быта, народных играх, нормах и ценностях этносов, что влечёт за собой понимание и принятие специфики иных традиций и иных обычаев, иного языка; знания последствий интолерантного поведения к представителям иной национальности; умения разрешать конфликты и разногласия мирным путем; знание определенных тейпов и тукхумов, чеченского духовного эпоса, сохранившиеся уникальные исторические памятники на территории Чечни; знакомство с правилами института куначества, как традиционного института межэтнического сотрудничества и дружбы, содействующего упрочению социокультурных и исторических связей между всеми народами и др.
2. Эмпатийно-деятельностный компонент предполагает проявление терпимость по отношению к поведению человека
Библиографический список
другой национальности, другой конфессии, его образу жизни, вере, ценностям, идеям. Наряду с этим, толерантность - это и милосердие к людям с ограниченными возможностями здоровья, доброе участливое отношение к их проблемам, «сдержанность», предполагающая определенные нравственные пределы к достижению взаимного понимания, ориентация на общение с детьми и молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья без силы и принуждения, а также наличие прочных практических навыков бытовой многонациональной жизни чеченского народа. Эмпатийно-деятельностный компонент предполагает также уважение прав другого человека, понимание и активное принятие важности сохранения многоразнообразия и возможность жить совместно, не нанося друг другу морального или физического ущерба.
3. Потребностно-коммуникативный компонент предполагает ценные мотивы толерантной деятельности, активную заинтересованность к изучению всего многообразия национальных культур, сознательную направленность студента на удовлетворение познавательной потребности в обладании иноязычных знаний народов, населяющих Чечню, потребность в межкультурной коммуникации; активное отношение к иным языкам - татарскому, ногайскому, кумыкскому, аварскому и т. д., языку и осознанность значимости владения чеченским языком; потребностно-комму-никативный компонент характеризует потребность у студента не только общаться с представителями его национальности, но и потребность в коммуникации с представителями национальных меньшинств, активное изучение в процессе коммуникации их особенностей и культуры.
4. Эмоционально-чувственный компонент отражает проявление студентами позитивных, положительных эмоций и чувств по отношению к людям других национальностей - проявление сочувствия, понимания того, что национальные меньшинства находятся вдали от своей этнической родины, проявление милосердия, чуткости, сострадания, отзывчивости, дружелюбности, эмоционально-чувственный компонент выражается в постижении студентами эмоционального состояния других людей, в сопереживании им, в способности объективно оценивать себя и других. Наряду с этим, данный компонент предполагает сформированное у студента здоровое любопытство, любознательность, любовь к изучению языков других национальностей.
Таким образом, выявленные компоненты и показатели сформированности межэтнической толерантной культуры будущего психолога дают возможность всецело оценить профессиональную подготовку будущего психолога и уровень усвоения им полиэтнического материала.
1. Асташова Н.А. Толерантность как условие самовыражения человеческой" индивидуальности. Толерантность в условиях социального и экологического кризиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2013: 33 - 34.
2. Мусифуллин С.Р Формирование толерантности студентов колледжа в процессе учебного диалога. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2007.
3. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. Владикавказ, 2014; 1: 113 - 117.
4. Алипханова Ф.Н., Магомедова П.К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 1 (38) 34 - 36.
References
1. Astashova N.A. Tolerantnost' kak uslovie samovyrazheniya chelovecheskoj" individual'nosti. Tolerantnost' v usloviyah social'nogo i 'ekologicheskogo krizisa: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2013: 33 - 34.
2. Musifullin S.R. Formirovanie tolerantnosti studentov kolledzha v processe uchebnogo dialoga. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2007.
3. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K. L. Hetagurova. Vladikavkaz, 2014; 1: 113 - 117.
4. Aliphanova F.N., Magomedova P.K. Formy i napravleniya vospitatel'noj raboty pedagogicheskogo vuza v vospitanii patriotizma studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 1 (38) 34 - 36.
Статья поступила в редакцию 22.09.15
УДК 377.354
Nikolaenko A.V., postgraduate, Department of Social Work, Psychology and Pedagogy of Higher Education, Kuban State
University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
THE MODEL OF WORK OF STAFF AT INDUSTRIES AS A SHAPING FACTOR OF A SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION. In the article the author uses the basics of a theory of images to define possible models of activity of a worker in manufacturing organizations. The author's understanding of the problem is based on three fundamental components: perception image, action image and purpose image. The results of the research include a proposed matrix of models for work. The author points at interdependence of the level of activation on the scope of the corresponding model. The author suggests using the matrix of models of activity of an industrial worker in the process of choosing methods of education for the subsequent introduction into the
system of vocational education. It will let increase the efficiency of the realized activity and help to predict the activity formation of employees at manufacture bodies.
Key words: activation, perception image, action image, purpose image, activity, matrix of activities models, vocational training.
А.В. Николаенко, соискатель каф. социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, ФГБОУ ВПО
«Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ФОРМИРУЮЩИЙ ФАКТОР СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье на основании положений теории образов определены возможные модели деятельности человека в производственных условиях. В основе рассуждений автора лежат три основополагающих компонента: образ восприятия, образ действия и образ цель. По результатам исследования сформирована матрица моделей деятельности и сформулирована предполагаемая связь между уровнем активации и областью действия соответствующей модели. Автор предлагает использовать матрицу моделей деятельности человека в выборе методов образования для последующего внедрения в систему профессионального обучения. Это позволит повысить продуктивность реализуемой деятельности и даст возможность прогнозировать формирование действий персонала производственных объектов.
Ключевые слова: активация, образ восприятия, образ действия, образ цель, деятельность, матрица моделей деятельности, профессиональное обучение.
Цель исследования - выявить зависимость содержания компонентов педагогической системы профессионального обучения от формируемой модели деятельности персонала производственных объектов.
Задачи исследования:
- определить модели деятельности человека;
- систематизировать модели деятельности человека;
- сформулировать возможности использования моделей деятельности человека в формировании содержания компонентов педагогической системы профессионального обучения.
В современной науке понятие деятельность принято соотносить в основном с социологией и психологией. Имеется несколько подходов к классификации деятельности по видам, формам и т. д.
Отличительной особенностью деятельности от других форм активности человека является наличие такого компонента как реализуемая цель, что и является определяющим фактором.
Наиболее известная на сегодняшний день классификация, нашедшая практическую реализацию в образовательной деятельности при подготовке лётного состава, является «Релятивистская концепция психической деятельности человека» [1]. В конце девяностых годов прошлого столетия её выдвинули два молодых учёных А.В. Клюев и А.Н. Качалкин. Реализация концепции по заявлениям авторов даёт сегодня определённые положительные плоды. Нас же интересовала возможность пойти дальше, расширить классификацию современными достижениями науки и построить её на положениях, позволяющих оказывать формирующее воздействие на компоненты педагогической системы профессионального обучения персонала производственных объектов. Фактическое положение дел таково, что подобная возможность практически отсутствует и выбор методов, форм, средств образования находится в ведении непосредственно педагогического состава, который может себе позволить довольно свободный подход. Последний определяется образованием педагогов, их практическим опытом и личными пристрастиями, что не даёт какой-либо структурированности в этом вопросе. Этот факт и послужил основой в проведении теоретических исследований моделей деятельности человека.
На протяжении всей жизнедеятельности человеку приходится удовлетворять потребности выживания, пытаясь сбалансировать своё сосуществование с постоянно меняющимися параметрами внешней среды обитания. Каждое нарушение существующего баланса воды, пищи, температурные аномалии приводят к возникновению соответствующей потребности, активируя деятельность организма. «Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация и тем сильнее активируется организм» [2, с. 242].
Потребности выступают в роли своеобразного связующего звена организма с окружающим миром и «побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода» [3].
Не вызывает сомнения тот факт, что потребность не всегда перерастает в мотивационное возбуждение, но и в отсутствии соответствующего уровня мотивации невозможна реализация потребности.
В прошлом столетии Дональд Хебб в контексте закона Йеркса-Додсона предложил теорию, позволяющую установить
связь уровня активации и поведение субъекта деятельности [4, с. 355]. В дальнейшем российский психолог А.А. Леонтьев делает поправку в закон Йеркса-Додсона [5]. По его мнению, реализация деятельности в момент, соответствующий высокой мотивации может стремиться к нулю. Человек становится не способным принимать адекватные решения, возможны панические настроения. У отдельных личностей в экстремальных условиях наблюдается всплеск, характеризующийся высокой продуктивностью деятельности. Однако объяснение такого поведения мы у А.А. Леонтьева не находим.
Сопоставление терминов мотивация [6] и активация [7] позволяет нам заключить, что активация является следствием мотивации, то есть поправку А.А. Леонтьева можно применить к исследованиям Д. Хебба.
Реализация деятельности человека в контексте режимов функционирования психики, по А.В. Клюеву и А.Н. Качалкину, и в соответствии с видами психической деятельности М.И. Еникеева [8, с. 26] соответствует одному из пяти сценариев:
- «рефлекторная деятельность;
- эмоциональная деятельность;
- привычно-автоматизированная деятельность - автоматизмы;
- сверхсознательная деятельность - интуиция;
- рассудочная деятельность» [1].
Согласно теории образов в построении и протекании деятельности фигурируют три основополагающих понятия: образ восприятия, образ действия и образ цель. Любую деятельность человека можно рассматривать через призму представленных компонентов. Упрощённую модель деятельности можно рассматривать в следующем виде - ХХХ. При отсутствии или неадекватности, к примеру, образа восприятия изменится и кодировка - 0ХХ.
В контексте этих положений рассмотрим модели деятельности человека.
1. Рефлекторная деятельность (0Х0) определяется стремительным изменением ситуации на объекте. Это неожиданное предъявление факторной ситуации или высокая амплитуда воспринимаемых стимулов внешней среды. Возникающий образ восприятия ущербен и не упорядочен. Спонтанность его предъявления вызывает мгновенное формирование образа действия по отдельным узнаваемым фрагментам, имеющим следы в памяти. Сами действия носят взрывной характер с характерным отсутствием законченности. В аварийных ситуациях в условиях неустойчивой психической деятельности у персонала проявляется состояние повышенного возбуждения, ажитации.
В отдельных случаях наблюдается неподвижность, отсутствуют какие-либо ассоциации на предъявленные фрагменты факторной ситуации - состояние ступора.
2. Эмоциональная деятельность - ХХ0. Образ действия формируется на основе дефрагментированного восприятия, опережая происходящие события. Реальный образ восприятия, как бы отсутствует, пытаясь догнать действующий. При этом возможна утрата полного контроля над происходящим. Возникает потребность закончить начатую, зачастую неадекватную деятельность любой ценой. Образ восприятия и реализуемая
деятельность не соответствуют реальной потребности, а соответственно не воплощается целевой компонент.
3. Привычно-автоматизированная деятельность - автоматизмы (ХХХ) реализуется на основе выработанных предшествующим жизненным опытом стереотипов - опорно-значимых образах, где определённому образу восприятия соответствует определённый образ действия. Действия персонала практически адекватны и выражают собой механическую реакцию на изменение ситуации на производственной площадке. Отставание образа действия от потребностей разворачивающихся событий - не более 2 секунд [9, с. 65].
4. Сверхсознательная деятельность - интуиция.
Характерной особенностью интуиции является дефицит
информации, достаточной для реализации потребности. Интуиция в подсознании опирается на имеющийся опыт. Решение может приходить, когда человек спит или в расслабленном состоянии при освобождении от груза жизненных проблем. При этом в поиск решения втянута не вся имеющаяся информации и следы памяти, а происходит предварительный отбор возможных комбинаций с позиции вероятности их проявлений.
Сверхсознание в экстремальных условиях деятельности проявляется в условиях высокой мотивации и ясного представления конечной цели. При ограничении временными рамками, озарение приходит практически мгновенно. Персонал может начать действовать, не дожидаясь осознания самого механизм принятого решения.
В обоих вариантах определяющим является доминанта потребности в поиске решения имеющейся проблемы в сложившейся ситуации.
Основываясь на наших выкладках, можно заключить, что для сверхсознательной деятельности характерны две модели поведения - 00Х, 0ХХ.
5. Рассудочная деятельность - Х0Х.
На формируемый образ восприятия отсутствует образ действия. В результате отставание ответной реакции персонала на разворачивающиеся события составляет не менее двух секунд [9, с. 67]. За это время реальная факторная ситуация изменилась. Следовательно, образ действия соответствует не реальному, а деформированному образу восприятия, что указывает на неадекватность ответных действий персонала на происходящее. Деятельность в таких условиях носит характер неопределённости. Каждый последующий шаг корректируется персоналом и может носить деструктивный характер.
Мы рассмотрели построение деятельности человека с позиции трёх компонентов - трёх образов. В математике число вероятных исходов определяется как 2П, где п - число компонентов. В нашем случае получим 23 = 8. Следовательно, в приведённых рассуждениях отсутствуют две модели деятельности - 000 и Х00.
Обратимся к древнейшим философско-богословским текстам «Упанишады». А. Борбелли в своих работах по исследованию сна указывает на то обстоятельство, что в древних религиозных догматах индусов упоминаются «четыре формы человеческого бытия: бодрствование, глубокий сон, дрёма со сновидениями и сверхсознательное состояние подлинного Я»
[10, с. 22]. Первая и последняя формы нами уже использованы. Остаются ещё две, в которых упоминается сон, представляющий собой многоуровневую структуру.
Первая стадия - медленный сон (№п^ЕМ сон), характеризующийся дремотой и сопровождающийся сновидениями в полусознательном состоянии. Нередко отмечается реализация проблемных вопросов путём нахождения интуитивных решений.
Во второй стадии (поверхностный сон) происходит отключение сознания, отсутствует реакция на слабые внешние раздражители, человек крепко спит.
Третья стадия - умеренно глубокий сон.
Четвёртая стадия - глубокий медленный дельта-сон. Добудиться до спящего крайне трудно. Именно в этот момент происходит значительная часть всех сновидений, но в памяти они практически не откладываются.
На протяжении ночи отмечается многократная последовательная смена стадий сна с первой по четвёртую и в обратном порядке. Перед пробуждением после второй стадии человек проходит пятую - быстрый сон с характерными фазами быстрых движений глаз. В этой стадии осуществляется значительная переработка информации и перераспределение её по каналу сознание - подсознание.
Мы можем сделать заключение, что модели интуитивного поведения на подсознательном уровне соответствует первая стадия - медленный сон со сновидениями (00Х).
Неподвижность (бездействие) в подсознательном состоянии, отсутствие Образа восприятия во второй стадии и двух стадиях глубокого сна позволяют отнести их к модели деятельности 000.
Неоткрытой остаётся последняя модель деятельности - Х00 при наличии Образа восприятия, отсутствии продуктивной деятельности и конечного Образа цели. Этот период, когда человек просыпается, носит ступенчатый характер.
Начало пробуждения - полная отрешённость и неведение происходящего. Тело продолжает «спать», сознание ещё не включилось, отсутствует восприятие времени.
На следующем этапе происходит включение сознания, загружаются воспоминания, идёт ассоциация себя с окружающим миром.
Третий этап - вхождение во внешний мир: происходит расширение сознания, формируются образы окружающей действительности, тело полностью просыпается и пытается контачить с окружением.
Подведём итог вышеизложенному. Переход к бодрствованию из стадии медленного (медленно-волнового) сна характеризуется спутанным сознанием, отсутствием ответных действий на сторонние стимулы, заторможенной речью, проблемами с памятью, сбившимся мышлением. Процесс пробуждения может занимать несколько минут. Пробуждение же из стадии быстрого сна сопоставимо с параличом. Тело может быть обездвижено до получаса. Модель деятельности Х00 предлагаем охарактеризовать как «воспринимание». По Б.М. Теплову, результатом активного воспринимания является его продукт - восприятие и как следствие Образ восприятия [11, с. 107]. Для подведения итогов нашего исследования сформируем матрицу моделей деятельности человека (табл. 1).
Таблица 1
Матрица моделей деятельности человека
№ п/п Модель поведения Образ восприятия Образ действия Образ цель Область кривой
1 Резкое замедление процессов жизнедеятельности в целях восстановления организма и выживания 0 0 0 A-E
2 Интуиция (№п^ЕМ сон) 0 0 х D-E
3 Воспринимание х 0 0 E
4 Рассудочная деятельность х 0 х E-F
5 Привычно- автоматизированная деятельность - автоматизмы х Х х E-G
6 Эмоциональная деятельность х Х 0 F-G
7 Рефлекторная деятельность 0 Х 0 G-H
8 Сверхсознательная деятельность - интуиция 0 Х х H-I
Рис. 1. Предполагаемая связь между уровнем активации и областью действия соответствующей модели деятельности человека
Матрица моделей деятел ьно стичеловекапозволяетчерез закон Йеркса-Додсона, с учётом исследован ийДочальдаХебба и внесённых изменений А.А. Леонтьевым, представить связь между уровнем активации и областью действия соответствующей модели деятельности человека (рис. 1).
Нами сохраненыключевыиооны,выделенные Д. Хеббом:
- сон;
- Е- пробужд ен че;
- повышенная готовность;
- оптимальная деятелиность;
- эмоциональное расстройство;
- дезориентаци я.
Штриховкой обозначены ориентировочные границы той или иной модели деятел инодяи.ЮесюечнееочдеетчОикчдоп ределе-ние начало-конец. Интерес представляет компоновка моделей деятельности, их чередование и возможность перетекания одной в другую.
Изначально мы рассматриваем не саму кривую, а области кривой. В каждом иедивиляалыдомялучае при решении задач различной сложности кривая может менять своё начертание, тем не менее, оставаясьвяпр;иоелИнныхиаыкон. г-о и бидут действовать единые закономерности.
Область кривой А - B оюдсывечс рдз кне дамедленяи пеоцес-сов жизнедеятельности в целях восстановления организма и выживания - напримее. соседяниекоои.
Область кривой B-C - умеренно глубокий сон и глубокий медленный дельта-сон.
Область кривой ы-ы -еовоихноктоый ион.
Вся область кривой A-D характеризуется резким замедлением жизнедяютельняетс вцеоих выжсвнпея ивяситоночоеняя организма.
Область фнчой Ы-Е - пддвая стадия дедлиыдогосныОсо-стояние дремоты со сновидениями), где возможны проявления интуиции, осноданюой непюиды.дествующем опыте и высокой мотивации в поиске решения.
Область кривой E - воспринимание в ходе пробуждения человека может длиться до получаса. За этот период происходит формирование Образа восприятия внешнего мира.
Область кривой E-G - привычно-автоматизированная деятельность и, сформированные предшествующим практическим опытом действия-навыки, осуществляемые без вмешательства сознания. На участке F-G возможна деавтоматизация навыка повышенным уровнем возбуждения.
Область кривой E-F - рассудочная деятельность, реализующая значительную часть задач в условиях неопределённости, когда отсутствует готовое решение.
Область кривой F-G - эмоциональная деятельность, ориентированная на проблемные задачи, не решенные в результате рассудочной деятельности и требующие дополнительной активации организма. При выполнении сложных задач наблюдаются частые переходы из области E-F в область F-G.
Область кривой G-H - рефлекторная деятельность, как результат спасительных действий организма при дезорганизации продуктивной деятельности.
Область кривой H - ступор (состояние обездвиженности , оцепенения, направленное на сохранение жизнедеятельности организма). Возврат из области G-H к продуктивной деятельности возможен только в результате продолжения падения активации через область E-F - рассудочная деятельность.
Область кривой H-L - резкое замедление процессов жизнедеятельности в целях восстановления организма и выживания, например обморочное состояние в результате сильной эмоциональной реакции на внешние проявления и снижения адаптационных возможностей нервной системы. При обмороке резкое падение активации переводит человека в область A-E.
Мы считаем, что кривая не может падать до нуля. В противном случае это будет означать потерю сознания и переход с падением активации в область А - смерть.
Область кривой H-I, внесённая А.А. Леонтьевым, - возможное проявление интуиции в экстремальных условиях деятельности (Сверхсознание). Кратковременный всплеск с характерно высокой продуктивностью возможен в критичных для организма ситуациях - экстремальных ситуациях.
Обратимся к «модели распределения умственного усилия Д. Канемана» [12, с. 113]. В состоянии рефлексии человек находится в полусознательном состоянии. Фигурируют лишь простые автоматизированные действия, а предварительно сформированные действия-навыки и установки распадаются, так как объём внимания значительно ограничен завышенным уровнем возбуждения. Выделяемые ресурсы внимания не реализуют в должной мере существующие потребности, отставая от нарастающей сложности решаемых задач. Следовательно, для нового всплеска кривой в условиях продолжающегося роста активации необходимо значительно увеличить уровень доступной мощности внимания. По мнению Б.М. Величковского, такой резерв у организма есть. «При всех условиях часть ресурсов остаётся в резерве для обеспечения решения неожиданных экстренных задач» [13, с. 163]. Однако этот резерв ограничен и не всегда доступен. Имеется достаточно примеров, когда в условиях выживания человек способен осуществить невозможное, прилагая колоссальные усилия по решению насущных задач.
Точка H кривой является точкой экстремума. Для значительной части людей дальнейший рост активации в результате мгновенного проявления экстремальных факторов внешней среды заканчивается потерей сознания с «перетеканием» в область А-Е. Отдельные же представители переходят в область кривой H-I. Решения при этом принимаются на подсознательном уровне. В ситуациях, когда имеется высокая мотивация и фигурирует конечная цель, включается механизм реализации принятого решения. Причём человек начинает действовать, не осознавая того, что решение принято. В эти моменты мозг увеличивает скорость обработки информации и как бы замедляет течение времени, позволяя адекватно оценить обстановку и спастись.
Нахождение в области кривой H-I может наблюдаться при использовании медикаментозных средств в условиях проведения спецопераций и чрезвычайных ситуаций, где в условиях высокой мотивации и за счёт преднамеренной активации организма, выброса адреналина решаются скоротечные задачи. Подобные проявления возможны и при использовании наркотических средств или иных способов вхождения в состояние транса.
Область кривой I-K - резкое замедление жизнедеятельности в результате истощения резервных возможностей обычно заканчивается потерей сознания, переходом в состояние комы, в отдельных случаях гибелью субъекта деятельности.
Границы областей, где превалирует та или иная модель деятельности крайне условны и подвижны в зависимости от решаемых вопросов и адаптивных возможностей организма. При засыпании человек, функционируя в модели деятельности X0X, искусственно расширяет область сознательно-волевых действий от E-F до D-F. Закрытие глаз, уход от внешних раздражителей ведёт к понижению активации, тем самым совершается переход в область с моделью деятельности 000. Это позволяет нам предположить наличие возможности оказывать регулирующее воздействие на человека за счёт переходов между моделями деятельности.
Для подготовки персонала производственных объектов изначально необходимо определиться с моделью предполагаемой деятельности для обеспечения продуктивности и безопасных условий труда. Модель деятельности позволяет рассмотреть область кривой, характеризующей зависимость продуктивности деятельности от фигурирующей активации. Матрица моделей деятельности человека, составленная на основе трёх введённых компонентов - образа восприятия, образа действия и образа
Библиографический список
цели, открывает возможность выявить методы подготовки персонала.
Например, рассмотрим деятельность персонала в аварийных ситуациях. В условиях повышенного эмоционального фона одна из возможных моделей деятельности молодых неопытных работников - эмоциональная деятельность (XX0). Если рассматривать модель с позиции деятельностного компонента, то ситуация складывается следующим образом:
- в наличии начальные условия - обрывистый, неполноценный образ восприятия, строящийся на отдельных стимулах;
- имеются пути решения производственных задач - образ действия импульсивный и не соответствует действительности, опережая события на производственной площадке;
- конечный результат по ликвидации причин аварий не ре-ализовывается - отсутствие адекватного образа цели в связи с высоким эмоциональным возбуждением.
Согласно положениям «Полного системного классификатора методов образования» В.В. Гузеева и А.А. Остапенко [14, с. 8] для подготовки персонала аварийно-спасательных отрядов в условиях предполагаемой модели деятельности (XX0) необходимо использовать репродуктивно-игровой и программированно-игро-вой методы образования. В педагогическом процессе необходимо учитывать и другие модели деятельности, представленные в аварийных ситуациях.
В результате исследования удалось методом математического перебора сформулировать несколько моделей деятельности, перекрывающих весь спектр поведения персонала в производственной среде. Логическим завершением рассуждений явилась матрица моделей деятельности человека.
Практическая значимость исследования - сформулированные модели деятельности человека позволяют решить одну из принципиальных проблем в педагогике, связанную с выбором методов образования. Это даёт возможность системе профессионального обучения вести целенаправленную подготовку персонала к различного рода производственным ситуациям, а в дальнейшем определиться с формами, средствами и содержанием образовательной деятельности.
Процедура выбора методов образования, исходя из предполагаемой модели деятельности персонала производственных объектов, прошла апробацию в педагогической системе профессионального обучения филиала Центр подготовки кадров ООО «Газпром трансгаз Краснодар».
1. Клюев А.В. Релятивистская концепция психической деятельности человека. Сознательная Эволюция Человека. Available at: http:// old.kluev.ru/book/statia/statia.html
2. Годфруа Ж. Что такое психология: сборник в 2 т. Перевод с французского. Москва: Мир, 1992; Т. 1.
3. Марютина Т.М., Кондаков И.М. Психофизиология. ИМПи СОПРУДН. Available at: http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/4. html#4.2.
4. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. Санкт-Петербург: Питер, 2004.
5. Закон Йеркса-Додсона. Pro-Psixology.ru. Сайт о психологии. Available at: https://pro-psixology.ru/yemocii-i-lichnost/trud-obshhenie-i-igra/295-zakon-jerksadodsona.html.
6. Большая психологическая энциклопедия: мотивация. АКАДЕМИК. Available at: http://psychology.academic.ru/1245/%D0%BC%D0%BE %D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
7. Большая психологическая энциклопедия: активация. АКАДЕМИК. Available at: http://psychology.academic.ru/55/%D0%B0%D0%BA%D 1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.
8. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник. Москва: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1999.
9. Психологические аспекты проблемы «Человеческого фактора» в авиационной аварийности. Анализ и стратегия профилактики. Комиссия по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте. Научно-технический центр. Межгосударственный авиационный комитет. Клюев А.В., Качалкин А.Н., Диденко Э.Б., Овчаров В.Е., Горбач Н.Г. Москва: Текст, 1996.
10. Шпорк П. Почему мы спим и как нам это лучше всего удаётся. Под редакцией В.М. Ковальзона. Перевод с немецкого. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие. Под редакцией Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2001.
12. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. Москва: Тривола, 1995.
13. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. Москва: Издательство Московского университета, 1982.
14. Гузеев В.В., Остапенко А.А. Полный системный классификатор методов образования. Педагогический журнал Башкортостана. 2011; 2 (33): 8 - 24.
Referencеs
1. Klyuev A.V. Relyativistskaya koncepciya psihicheskoj deyatel'nosti cheloveka. Soznatel'naya 'Evolyuciya Cheloveka. Available at: http://old. kluev.ru/book/statia/statia.html
2. Godfrua Zh. Chto takoe psihologiya: sbornik v 2 t. Perevod s francuzskogo. Moskva: Mir, 1992; T. 1.
3. Maryutina T.M., Kondakov I.M. Psihofiziologiya. IMP i SOP RUDN. Available at: http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/ 4.html#4.2.
4. Hegenhan B., Olson M. Teoriinaucheniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.
5. Zakon Jerksa-Dodsona. Pro-Psixology.ru. Sajt o psihologii. Available at: https://pro-psixology.ru/yemocii-i-lichnost/trud-obshhenie-i-igra/295-zakon-jerksadodsona.html.
6. Bol'shaya psihologicheskaya 'enciklopediya: motivaciya. AKADEMIK. Available at: http://psychology.academic.ru/1245/%D0%BC%D0%BE %D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
7. Bol'shaya psihologicheskaya 'enciklopediya: aktivaciya. AKADEMIK. Available at: http://psychology.academic.ru/55/%D0%B0%D0%BA%D 1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.
8. Enikeev M.I. Obschaya i social'naya psihologiya: uchebnik. Moskva: Izdatel'skaya gruppa NORMA-INFRA • M, 1999.
9. Psihologicheskie aspekty problemy «Chelovecheskogo faktora» v aviacionnoj avarijnosti. Analiz i strategiya profilaktiki. Komissiya po rassledovaniyu aviacionnyh proisshestvij na vozdushnom transporte. Nauchno-tehnicheskij centr. Mezhgosudarstvennyj aviacionnyj komitet. Klyuev A.V., Kachalkin A.N., Didenko 'E.B., Ovcharov V.E., Gorbach N.G. Moskva: Tekst, 1996.
10. Shpork P. Pochemu my spim i kak nam 'eto luchshe vsego udaetsya. Pod redakciej V.M. Koval'zona. Perevod s nemeckogo. Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2010.
11. Leont'ev A.N. Lekciipo obschejpsihologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej D.A. Leont'eva, E.E. Sokolovoj. Moskva: Smysl, 2001.
12. Dormashev Yu.B., Romanov V.Ya. Psihologiya vnimaniya. Moskva: Trivola, 1995.
13. Velichkovskij B.M. Sovremennaya kognitivnaya psihologiya. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1982.
14. Guzeev V.V., Ostapenko A.A. Polnyj sistemnyj klassifikator metodov obrazovaniya. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2011; 2 (33): 8 - 24.
Статья поступила в редакцию 04.11.15
УДК 159.9.072.433
Ospennikov S.V., senior teacher, Novosibirsk Academy of Interior Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Novosibirsk,
Russia), E-mail: [email protected]
COMPETENCE APPROACH А^ PERSONAL GROWTH OF STUDENTS OF MILITARY-EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF INTERIOR TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article considers a psychological aspect of actualization of personal growth of cadets in military educational institutions of internal troops of the MIA of Russia in relation to the paradigm of the competence approach in modern higher vocational education. According to the author, the competence-based approach in its present form is a set of tools for maintenance and practice of education requires a harmonious combination of the achievements of the previous system of national education and standards of the new generation. The competence-based approach on an integrative basis must find its realization in the conceptual-methodological grounds of the system of higher professional education of Russia in relation to ontological and personal-genetic questions of the study of human phenomenon. The study is conducted in the context of studying the problem of actualization of personal growth of cadets of military educational institutions of internal troops of the MIA of Russia.
Key words: values, meaning, personal growth, military-educational institution, mission, officer, operation, competence.
С.В. Оспенников, ст. преп., Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии
И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ КУРСАНТА ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В статье рассматривается психологический аспект актуализации личностного роста у курсантов военно-образовательного учреждения внутренних войск МВД России во взаимосвязи с парадигмой компетентностного подхода в условиях современного высшего профессионального образования. По мнению автора, компетентностный подход в современном виде представляет собой набор средств для обслуживания практики образования и требует гармоничного сочетания достижений прежней системы отечественного образования и стандартов нового поколения. Компетентностный подход на интегративной основе должен найти оформление в концептуально-методологических основах системы высшего профессионального образования России в соотнесении с онтологическими и персоногенетическими вопросами изучения феномена человека. Данные положения рассматриваются в контексте исследования проблемы актуализации личностного роста у курсантов военно-образовательного учреждения внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: ценности, смысл, личностный рост, военно-образовательное учреждение, направленность, офицер, деятельность, компетентность.
Отечественная система образования оставила много хорошего и «в отличие от западной модели, ориентированной на академические нормы оценки, всегда была компетентностной, т. е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности» [1].
Проблема компетентности выпускника вуза включает психолого-педагогические условия, и в вопросах формирования компетентности нельзя обойти вниманием онтологические и персо-ногенетические проблемы личности.
Они становятся базовой основой проводимого нами исследовании личностного роста у курсантов военно-образовательного учреждения ВВ МВД России, в котором мы выделяем комплекс психологических условий, необходимых для актуализации потребности личностного роста.
В нашем понимании личностный рост - это процесс продвижения к самому себе, к целостности и аутентичности в профессиональной деятельности, в социальной, духовной, личностной, психологической сферах жизни в контексте восхождения к социокультурным образцам, развития субъектности, переживаемый во внутреннем плане сознания как система отношений человека к себе и к внешнему миру в условиях требований профессиональной деятельности.
Распространяя данное определение на компетентностный подход, мы можем сказать, что в совокупности с личностным
ростом они взаимно дополняют друг друга в развитии личности. Как условие проектирования результата компетентностного подхода в образовании выступают личностные мотивы индивида. Было бы странно ожидать, что обучаемый, не имея мотива к овладению знаниями, только внешними средствами будет изменяться в направлении, опредмеченном конкретной компетенцией. Дж. Равен подчёркивал, что «виды компетентности» - это «мотивированные способности» [2]. И эти мотивы должны быть актуализированы. При этом мотив должен быть личностного порядка и детерминировать выбор в пользу личностного и профессионального роста. По мнению В.В. Петухова, структурный подход к развитию личности исключает внешнее формирование мотивационной сферы. Мы считаем, что для актуализации мотива личностного роста необходимо создавать психологические условия вида деятельности человека. Проблема заключается в том, что потребность в актуализации себя это исключительно внутреннее стремление не каждому человеческому индивиду заданное в обязательном порядке, «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» [3, с. 3].
Поэтому в контексте компетентностного подхода идти по этому пути следует не от человека в сторону внешне заданного критерия, а следует рассматривать требования к компетентности выпускника во взаимосвязи с процессами самодетерминации личности, учитывать её внутренние ресурсы и мотивы, которые