ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Русиновский С.В.1, Тыщенко Д.А.2
1Русиновский Сергей Витальевич - доцент, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище;
2Тыщенко Дарья Александровна - магистрант, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: статья посвящена мотивации, как совокупности причин, которые определяют, поддерживают, задают поведение. На успешность деятельности оказывают влияние сила и структура мотивации. Чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности. В статье рассматриваются сущность исследования уровня притязаний Ф. Хоппе и закона оптимума мотивации Йеркса - Додсона. Ключевые слова: мотивация, деятельность, эффективность, мотив, поведение, продуктивность.
При изучении поведения человека с точки зрения эффективности и продуктивности в разделах психологии мотивационный фактор был признан очень рано. От мотивации, как одной из самых важных переменных, зависит эффективность поведения. Между людьми, имеющими равные способности, но разную мотивацию, есть большая разница. В данном случае можно заметить проявление одной из основных функции активации, которую выполняет именно мотивация. Главным процессом является влияние мотивации на результаты деятельности, - это процесс выбора цели индивидом или процесс формирования цели. Чаще всего объект мотивации человека это не материальный объект, а конкретный результат, который собирается достичь человек или достижение которого требует общество. В экспериментальном плане некоторый свет на процесс формирования цели был пролит в работах, посвященных уровню притязаний. Генез данного процесса были выявлены в процессе исследований в области генетической психологии. Известно, что трехлетние дети любят рисовать каракули, они просто чертят какие-то линии и явно получают удовольствие от этого. Их мотивация, таким образом, вызывает у них целый ряд моторных реакций [1, с. 277].
В исследованиях уровня притязаний были подвергнуты систематическому изучению некоторые аспекты формирования цели. Наиболее фундаментальной работой в этой области является исследование Ф. Хоппе, которое осуществлялось под руководством К. Левина. Прежде всего, Ф. Хоппе показал, что успех и неудача, как термины, не могут рассматриваться объективно. Каждый участник испытания ставит перед собой цель в той или иной работе, так как стремится достичь определенного уровня результатов. Это и есть их уровень притязаний, к реализации которых они стремятся. Качественная оценка результатов деятельности определяется фактическим уровнем исполнения и соотношением между уровнем конкретных притязаний, другими словами успех или неуспех деятельности [1, с. 278].
В одном из множества проведенных опытов Ф. Хоппе от испытуемого требовалось набрасывать кольца на крючки. Закреплены эти крючки были на ленте с функцией передвижения с определенной скоростью. Оказалось, что один и тот же объективный результат, например 9 наброшенных колец из 15, может быть успехом для одного и неудачей для другого и наоборот. Полученный результат расценивается как успех или неудача лишь в той мере, как это воспримет испытуемый: как его личное достижение
или как, например, случайность. Таким образом, для каждого испытуемого зона деятельности ограничена и достаточно специфична. В рамках данной зоны деятельности испытуемый в состоянии оценивать свой результат с двух сторон: как успех или неудачу. Оценка результата происходит в зависимости от природы самой задачи. Это объясняется тем, что задачи становятся либо невыполнимыми, либо невероятно легкими [6, с. 192].
В экспериментах Ф. Хоппе проводил различие между реальной и идеальной целями, которые испытуемые часто смешивают при определении уровня своих притязаний. Когда испытуемый, который терпел постоянно неудачи, следовательно, был вынужден снижать всякий раз свой уровень притязаний в процессе испытаний. От этого он приступал к каждой новой задаче уже с более высоким уровнем притязаний, чем у остальных. С другой стороны, испытуемый, который добивался успехов, приступал к каждому испытанию с самым низким уровнем притязаний. Но более важным, чем начальный уровень, является изменение уровня притязаний в результате ознакомления с реальными результатами. В итоге уровень притязаний снижается после неудачи и повышается после успеха [3, с. 20].
Интерес представляет работа Йерксена и Додсона в области мотивации. Данная идея оптимума мотивации зародилась очень давно. По признанию психологов разных стран было ясно, что интенсивная стимуляция отрицательно отражается на нашей продуктивности. Это показало, что при повышенной активации эффективность человека ухудшается, также появляются такие особенности, как дезорганизация и ослабление контроля. Однако из-за трудностей экспериментального изучения эмоций, доказательство оптимума мотивации было получено гораздо позже. Впервые оптимум был выявлен, при установлении зависимости между показателем активации и качеством исполнения, не касаясь именно эмоций. Было установлено, что при постановке любой задачи оптимум мотивации изменяется [7, с. 119]. Йеркс и Додсон провели в 1908 году эксперимент на крысах, цыплятах, кошках и человеке. Результаты ничем не отличались друг от друга. Суть эксперимента состояла в различении двух яркостей, при этом один из ответов произвольно оценивался как неправильный. Данная задача расценивалась как сложная и предполагала три уровня трудности различения. Кроме того, предусматривались три уровня мотивации, а именно в качестве наказания за ошибки предполагался слабый, средний или сильный электрический удар. Показано, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором изменение поведения в результате практики является наиболее быстрым. Также, результаты показали, что этот оптимум зависит от трудности выполнения задачи, поэтому закон Йеркса - Додсона можно сформулировать следующим образом: «С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к пороговой величине». Другими словами, оптимум, в случае трудной задачи, достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче, он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах [7, с. 122].
Данный закон также имеет подтверждение в исследованиях Дж. Патрика. Испытуемого человека помещали в комнату с четырьмя дверями, из которой он должен был выйти в ускоренном режиме. Место искомой двери менялось в случайном порядке, но никогда не повторялось два раза подряд. Нужно было определить дверь, которая не запиралась. Следовательно, логического решения задачи не существовало. Однако испытуемый человек мог попытаться выработать рациональную стратегию. Для усиления мотивации в данном помещении сыпали сверху гвозди или пропускали слабый электрический ток через пол, но от этого решения становились менее рациональными и, в конце концов, неэффективными [1, с. 279].
Список литературы
1. Александрова Ю.В. Основы общей психологии / под ред. А.В. Бородиной. НОУ, 1999. 805 с.
2. Бакетин П.Т. Понятие мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов / П.Т. Бакетин. М.: Лаборатория книги, 2012. 144 с.
3. Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методический комплекс / С.В. Гаврилова, Т.И. Захарова. М.: Евразийский открытый институт, 2012. 264 с.
4. Чалых С.В. Мотивация и деятельность / С.В. Чалых. М.: Лаборатория книги, 2014. 151 с.
5. Шаховой В.А. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. 4-е изд. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 425 с.
6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
7. Фресса П., Пиаже Ж. Оптимум мотивации / Фресса П., Пиаже Ж. // Экспериментальная психология, 1975. № 5. С. 119-125.
РАБОТА ПСИХОЛОГА С КОМПЛЕКСОМ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ КАК ВЕДУЩИМ ФАКТОРОМ ФРУСТРАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ Мельник Н.В.
Мельник Наталия Валерьевна - магистрант, направление: педагогическое образование, Социально-педагогический институт, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск
Аннотация: в статье рассматривается воздействие комплекса неполноценности у пожилых людей с высоким уровнем тревожности на фрустрацию потребности в принадлежности и преодолении отчуждения.
Ключевые слова: работа психолога, комплекс неполноценности, тревожность, потребность в принадлежности.
Анна Ивановна - постоянная пациентка терапевтического отделения. По её собственному признанию, к врачам скорой помощи она обращается несколько раз в неделю, а иногда и по нескольку раз в день. Причина - повышение артериального давления. Появляются тревога, страх, беспокойство. При госпитализации все эти симптомы исчезают, но после выписки появляются снова. По мнению медицинских работников, Анне Ивановне не хватает внимания, результаты её клинических обследований соответствуют возрасту.
Стоит отметить, что количество таких пациентов в терапевтических отделениях медицинских учреждений доходит до 50%. После завершения трудовой деятельности для подобных больных проблемы здоровья становятся главными. Разговоры о лекарствах, чтение медицинской литературы и просмотр аналогичных телепередач занимают большую часть времени. Привычные увлечения отходят на второй план, а иногда полностью исчезают из жизни индивида по причине недомогания.
Предполагаю, что одной из основных причин такого поведения является комплекс неполноценности, появляющийся на фоне ухудшения когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), внешних изменений (морщины, седина или облысение,
57